Болезни Военный билет Призыв

Психологические ловушки и как их избежать. Что такое «психологическая ловушка. Ловушка чтения мыслей

Иногда мы делаем что-то, пытаясь найти правильный путь, но в итоге проигрываем. А причиной всему то, что наш мозг выстраивает для нас самих психологические ловушки.

Избежать подобных «шуток» разума на протяжении всей жизни довольно трудно, и рано или поздно с ними встречается каждый. Однако психологические эксперименты могут раскрыть перед вами и новые горизонты. Узнавайте об ошибках сознания больше, ведь зная вы будете всегда во всеоружии, зная врага в лицо.

Ошибки мышления

Наш мозг — это мощнейший компьютер, однако у любых компьютеров могут быть сбои в системе. Это абсолютно нормально. Ошибки мышления являются неотъемлемой частью нашего существования.

Ошибка первая: неправильный выбор приоритетов . Когда человек о чем-то думает, а время поджимает, он оценивает ситуацию неправильно. Например, в пятницу вам сказали, что необходимо решить до выходных несколько важных задач, а до конца рабочего дня осталось часа два. Естественно, вы не сможете решить все. Но будете выбирать, что сделать в первую очередь. Если задач очень много, а они записаны в определенном порядке, то с большей вероятностью вы выберите те, что стоят в начале списка. Грубо говоря, когда вам нужно очень быстро принять решение о выборе или совершить примерную оценку по существующим данным, то вы, скорее всего, ошибетесь, потому что внимание будет приковано к началу списка. Это очень распространенная психологическая ловушка, используемая в маркетинге. Когда вы приходите в магазин, то самые дешевые вещи часто расположены у выходов и входов, а самые дорогие в середине торгового зала. Это делается для того, чтобы заманить вас низкими на первый взгляд ценами.

Ошибка вторая: ловушка доверия. Когда человеку говорят, что он плохой, то со временем у него в голове сложится определенный образ того, что он действительно плохой. Подсознательно такой человечек может совершить преступление намного легче, чем тот, кому изо дня в день повторять, что он хороший.

Ошибка третья: проблема оценки личностных качеств. Попробуйте вспомнить ситуацию, когда какой-нибудь человек делал нечто плохое или неприемлемое. Например, громко ругался матом в общественном месте. Каковы были ваши мысли? Правильно, вы думали, что он невежественный и невоспитанный. Представьте себе, что вы находитесь в общественном месте, и кто-то вас очень сильно разозлил. Разозлил не просто так, а сделал нечто такое, что поставило крест над работой многих лет. Сдержаться будет очень трудно, поэтому, скорее всего, вы начнете кричать. Смоделировать такую ситуацию на самом деле гораздо проще, чем кажется, ибо большинство людей выходит из себя даже тогда, когда им наступают на ногу в автобусе. Мы умеем в других людях искать недостатки, а не причины их действий. Нужно уметь ставить себя на место другого, тогда вы сможете избежать неправильной оценки человека.

Ошибка четвертая: ловушка ложной истины. Для отличного примера стоит сказать о том, как люди верят в различные предсказания о будущем, которые не основаны ни на чем. Мы склонны верить общим фактам. Шарлатаны разного рода часто используют этот прием для внушения: они просто говорят какие-то общие вещи, а мы сами додумываем то, что нам необходимо. Это ловушка, в которую попадается до 80% людей, считающих, что их темперамент и характер зависит от звезд или что их будущее или прошлое можно запросто увидеть.

Ошибка пятая: ошибка поспешного вывода. Когда вы думаете, как улучшить свою жизнь, вы смотрите на то, что уже работает, а не на то, чего у вас действительно нет. Стараясь улучшить то, что итак есть, вы попадаете в психологическую ловушку. Наше внимание часто занято исправлением недостатков, а не поиском сильных мест, и в итоге человек думает, сменить одну надоевшую работу на другую или нет, тогда как полезнее всего взять отпуск и отправиться путешествовать.

Ошибка шестая: субъективное восприятие информации . Важно не то, почему мы верим во что-то, а то, во что именно мы хотим верить. Возьмем веру в Бога. Если человек хочет верить в Бога, то никакие доказательства его отсутствия не переубедят его в обратном. С другой стороны, лишь малейший намек на чудо способен воодушевить его и укрепить в своей вере. Это работает абсолютно со всем. Мы видим положительное в том, что хотим видеть положительным. На самом деле сама лучшая позиция — это объективная оценка. И она точно не окажется лишней в повседневной жизни, когда нам нужно, к примеру, отличить эгоиста от самодостаточного человека.

Ошибка седьмая: ловушка контроля над ситуацией. Когда мы имеем дело со случайностью, то есть, например, с лотереей, нам кажется, что мы контролируем ситуацию, выбирая билет. Если билет вам даст при этом незнакомый человек, то шансов выиграть в лотерею у вас не прибавится и не убавится, но чужой билет вы все равно не возьмете. Так происходит во всех сферах жизни.

На жизненном пути каждого человека встречаются психологические помехи, ловушки, капканы. У каждого человека свой способ преодоления психологических помех, ловушек и капканов при реализации смыслов, жизненных планов и стратегий..
Признать ошибочной свою жизненную стратегию, свой способ мышления и действия очень тяжело и болезненно.
Жизненные стратегии , выступают как сложное динамическое образование, в которых отражается отношение между притязаниями субъекта и степенью их реализации...
Н.И. Козлов. Е. Прокофьева считают, что "Жизненная стратегия - способ реализации жизненной позиции. Мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия.
Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания и Защиты, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии. Двигать себя по жизни самостоятельно, жить собственной энергией – либо пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти и двигать вас по жизни".
Психологические помехи, ловушки и капканы всецело зависят от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток).
Психологические помехи - это страх, гнев, печаль, душевное страдание, одиночество, а также радость, восторг или любое сильное психическое возбуждение.
Психологические помехи играют определенную отрицательную роль при достижении жизненных смыслов, планов стратегий. Они зависят от прямых и непрямых отрицательных факторов воздействующих на состояние человека..
Прямые отрицательные факторы наносят ущерб организму вне зависимости от его реакции, поскольку они уже вредны сами по себе.
Непрямые отрицательные факторы служат причиной повреждений лишь потому, что они спровоцировали в организме преувеличенную защитную реакцию.
***
Иногда человек, сам того не осознавая расстанавливает психологические ловушки и капканы сам себе и от этого страдает и чувствует себя потерянным.
В психологических помехах, ловушках, капканах задействованы ког­нитивные события, когнитивными процессы и когнитивные структуры.
Е.Томас Даут в своей книге "Когнитивная психотерапия" пишет:
"Когнитивными событиями являются осознанные, легко доступные мысли, самоутверждения и образы. К когнитивным событиям относятся, например, такие сиюминутные мысли клиентов, как: «Ну и болван же я, что сделал такую глупую ошибку!» или «Я никогда не справлюсь с этой задачей!». Точно так же когнитивным (образным) событием является собственный образ, когда человек представляет себя глубоко встревоженным, потеющим и забывающим слова во время выступления перед публикой. Когнитивные события сравнительно легко идентифицируются, к ним легко подобраться с посторонней помощью, и они считаются поверхностными когнициями. Добраться до когнитив­ных событий помогают стандартные вопросы: «О чем вы думаете прямо сейчас?» или: «О чем вы думали, когда произошло X?», или: «Опишите, каким вы видите себя в момент выступления».
Когнитивные процессы лучше всего описать как способы мышления.
Примерами дисфункциональных когнитивных процессов являются, например, когнитивные ошибки, идентифицированные Беком и его коллегами (Beck et al., 1979), такие как сверхобобщающее, драматизирующее и дихотомическое («черно-белое») мышление. Аналогичным образом, иррациональные убеждения, идентифицированные Эллисом и Драйденом (Ellis and Dryden, 1997), являются примерами ошибок когнитивных процессов. К таким убеждениям относится «нагнетание страха» (когда ужасным считается простое неудобство), «неизбежность» (когда считается, что нечто обязано случиться или не случиться, тогда как это событие всего лишь предпочтительно) и выводы о собственной никчемности, сделанные на основании заурядных ошибок. К другим распространен­ным примерам относятся преуменьшение хороших событий и преувеличение плохих . Можно сказать, что дисфункциональные когнитивные процессы подразумевают селективное внимание к негативной информации и отсев позитивной. Когнитивные ошибки могут совершаться и в сторону положительного настроя, хотя они менее свойственны психо­логическому страданию. В этом случае индивиды могут интерпретиро­вать события в излишне позитивном ключе, что приводит к установке Полианны, что тоже может оказаться проблематичным. (Синдром Полианны - это умение находить положительное в любом, даже очень плохом событии. Полианна, героиня книги американской писательницы Элинор Портер. Синдром Полианны подобен ношению розовых очков – помогает, но в умеренных дозах, без фанатизма).
Обычно у нас нет непосредственного доступа к нашим собственным когнитивным процессам, хотя мы, как правило, гораздо лучше идентифицируем чужие ошибки. Однако при помощи опытного психотерапевта мы можем научиться распознавать ошибки собственного мышления. В этом состоит один из аспектов когнитивной психотерапии.
Дж. С. Бек (J. S. Beck, 1995) составил следующий перечень главных когнитивных искажений.
1. Мышление по типу «все или ничего »: понимание ситуаций не в
целом, а с точки зрения «или-или».
2. Драматизация : предсказание будущего в совершенно негативных
тонах.
3. Дискредитация позитивных моментов: позитивные переживания
не учитываются.
4. Эмоциональная аргументация : считать нечто верным на том основании, что вы «чувствуете» это верным, не принимая в расчет факты, подтверждающие обратное.
5. Навешивание ярлыков : навешивание общего и постоянного ярлыка на себя и других людей.
6. Преувеличение/преуменьшение : преувеличение негативного и
преуменьшение позитивного событий.
7. Ментальный фильтр : большее внимание не к позитивной, а к негативной информации.
8. Чтение мыслей : необоснованная вера в знание чужих мыслей.
9. Сверхобобщение : выведение широких негативных заключений,исходя из ограниченного количества данных.
10. Персонализация : неоправданное видение себя причиной поведения других людей.
11. Употребление императивных утверждений : неизменное и необо­снованное понимание должного поведения для себя и других,которое отражается во многих утверждениях по типу «должен» и «обязан».
12. Туннельное видение : способность видеть лишь негативные аспекты ситуации.
Когнитивные структуры были названы когнитивными схемами и
представляют собой скрытую систему правил и допущений, зависящую от опыта индивида. Они определяют предрасположенность мыслить, интерпретировать и реагировать определенным образом и находятся вне сознательного осмысления. Когнитивные структуры могут быть весьма адаптивными, что позволяет людям стремительно обрабатывать информацию (Beck and Emery, 1985). Однако результатом такой обработки могут оказаться укоренившиеся неадекватные структуры. В связи с тем, что они закладываются в раннем возрасте и являются элементом скрытого знания (Dowd and Courchaine, 1996), индивиду трудно оценить или принять их в случае обсуждения данных структур окружающими. Обычно люди переживают схемы по типу «так устроен мир и точка!». Попыткам помочь им взглянуть на вещи иначе оказывается, как правило, ожесточенное сопротивление. Они могут быть функциональ­ными и дисфункциональными и являются основными когнитивными конструкторами в том, что обычно называется типом личности.
Дисфунк­циональные схемы прочно привязаны к расстройствам личности. Кто-то, например, может обладать схемой личной некомпетентности, из-за которой его действия постоянно интерпретируются как «недостаточно хорошие». У другого может быть схема недоверия, в силу которой все межличностные инициативы других отвергаются как подозрительные. Третий может носить в себе схему зависимости, из-за которой ощущает в себе неспособность функционировать в одиночку и без посторонней помощи. Четвертый может обладать схемой дефектности и постоянно чувствовать себя нелюбимым.
Однажды установленные, эти схемы действуют подобно трафарету, который пропускает согласующиеся данные, и отфильтровывает отличные, поддерживая тем самым свою неизмен­ность. Если принять во внимание раннее происхождение и силу этих долгосрочных схем, то остается удивляться, что люди вообще изменяются!
Янг (Young, 1994) разработал общую классификацию ранних не­адекватных схем (РНС), выделив четыре их вида.
РНС - стабильные и устойчивые когнитивные темы, которые развиваются в детстве, после чего не претерпевают существенных изменений, а только развиваются. На их основе формируется наш взгляд на себя, мир и наше место в мире. Эти темы не обусловлены убеждениями и сами себя питают. Они активизируются под действием внешних событий, связаны с высокого уровня аффектами и являются результатом ранних дисфункциональ­ных переживаний из-за опекунов и сверстников.
Янг выявил следующие РНС, выделив пять ведущих тем (январь 1994).
Разобщение и отвержение
Заброшенность/непостоянство : убежденность в том, что в будущем окружающие не смогут продолжать обеспечивать постоянную поддержку и защиту.
Недоверие/ущерб : ожидание того, что другие обидят или обманут.
Эмоциональная депривация : убежденность в невозможности получать в будущем от других эмоциональную поддержку, что, в свою очередь, подразделяется на лишение заботы, лишение эмпатии и лишение защиты.
Дефектность/стыд : убежденность в своей дефектности, негодности или несовершенстве в важных отношениях. Изъяны могут быть внутренними или наружными.
Социальная изоляция/отчуждение : убежденность в отъединении от остального мира или в отличии от других людей.

Поврежденные автономность и представления
Зависимость/некомпетентность : убежденность в своей неспособности компетентно справиться со своими обязанностями без посторонней помощи.
Уязвимость перед лицом опасности : преувеличенный страх катастрофы, которая может разразиться в любую секунду и которую нельзя отвратить.
Запутанность/неразвитое Я : избыточная эмоциональная зависимость от значимого окружения в ущерб обретению полной инди­видуальности.
Фиаско : убежденность в прошлой и будущей несостоятельности или исходной неадекватности по сравнению с другими людьми.

Поврежденные ограничения
Право/доминирование : убежденность в своем праве иметь то, что хочется и когда хочется, как бы это ни сказалось на окружающих.
«Я хочу то, что хочу, когда хочу!»
Недостаточный самоконтроль/самодисциплин а: трудности с са­моконтролем или отказ прибегать к нему, плохая переносимость фрустрации. Индивид слишком избегает неудобств.
Направленность на других
Подчинение : чрезмерная передача контроля над собственным поведением и чувствами во избежание кары, гнева или отвержения со стороны окружающих.
Жертвенность : избыточная сосредоточенность на удовлетворении нужд окружающих за свой счет.
Поиски одобрения : избыточный акцент на получение похвалы и признания со стороны окружающих в ущерб собственным идеям.
Может подразумевать переоценку статуса, денежных доходов, достижений.

Сверхбдительность и сдержанность
Уязвимость/негативная настроенность : преувеличенное ожидание того, что дела могут пойти плохо в любую секунду; чрезмерный страх допустить ошибки, приводящие к этому. «Это обязательно, наверняка плохо кончится!»
Избыточный контроль : чрезмерное торможение спонтанности воизбежание ошибок, отчуждения других или потери контроля.
Жесткие стандарты : убежденность в необходимости всегда стремиться к соответствию очень высоким усвоенным стандартам, как правило - во избежание критики.
Репрессивность : убежденность в том, что следует выказывать гнев и наказывать всех (включая себя), кто не удовлетворяет твоим (высоким) требованиям и стандартам.
Янг утверждает, что люди, как правило, обладают двумя или тремя такими схемами, и для оценки последних разработал Вопросник по схемам (Young, 1994). Очевидно, что в умеренном виде многие эти схемы облегчат жизнь индивида. Они могут стать неадекватными лишь в случае избытка. Индивидам, обладающим могущественной РНС в той или иной сфере, очень трудно понять, почему она может быть неадекватной. Для них самих она очевидна: «Это так, потому что это должно быть так! »
Таковы основные когнитивные явления, с которыми работает когни­тивная психотерапия. Во многих случаях гипноз может значительно способствовать клиницисту в помощи клиентам преодолевать когни­тивные ошибки, искажения на всех трех уровнях когниции и замещать их более адаптивными когнициями. В следующих главах описывается применение гипноза для модификации дисфункциональных когниций при многих психологических нарушениях"(Е. Томас Даут. СПб: Питер,2003,с.63-67).

На сайте http://www.syntone.ru/library/books/content/2809.... А Медведев описал "40 основных психологических ловушек и способов избежать их".

Ловушка позитивного прошлого
У людей старше 30 лет появляется желание вернуть "золотые дни детства", первую любовь, друзей, утраченное ощущение легкости, беззаботности бытия и т.д.
Ощущение, что "всё уже позади" ведет к растрате эмоциональной энергии и к программированию самого себя на то, что он уже больше никогда ни в настоящем, ни в будущем не будет иметь такие великолепные возможности и радости.
Контрприемом могут стать более полные воспоминания, в которых хорошее соседствовало с плохим, приятное с неприятным, сочетание радости с разрешенными проблемами и конфликтами.

Ловушка негативного прошлого
Если человек зацикливается на неприятных воспоминаниях и переживаниях прошлого в настоящем, то он тем самым программирует себя на будущие неприятности.
Контрприем - переводческий выполнять упражнения по максимальному более детальному воспоминанию приятных эпизодов из прошлого, а в настоящем включаться в активную, целенаправленную деятельность. Главное переструктурировать себя на адаптивные, позитивные самоутверждения. Можно разработать систему наказаний, как только возникают негативные воспоминания о прошлых неприятностях. Наказания можно выбирать себе самостоятельно - это могут быть 20 приседаний или перемножение в уме двух или трехзначных чисел, или уборка квартиры и т.д.

Ловушка негативного прогнозирования
Инстинкт самосохранения расставляет нам ловушку негативного прогнозирования и воображаемых опасностей. Человек в таком случае начинает представлять всевозможные неприятности, которые пока не сучились, но вполне могут случиться. В большинстве случаев негативные прогнозы не оправдываются, но, несмотря на это приносят вред который не позволяет эффективно разрешать текущие проблемы. Если в течении долгого времени негативные прогнозирования преследуют человека, то это приносит больше вреда, чем сами неприятные события. Растущая неуверенность в жизни человека перерастает в сверхбдительность, тревогу, и истощают адаптационнные ресурсы индивида. При этом, контроль над опасной ситуацией теряется, человек ощущает страх и некомпетентность.
Контрприем. Человеку может помочь убежденность в том, что предугадать будущее невозможно, а обеспокоенность о том чего не знаешь попросту бессмыслица. Главное верить, что в любой ситуации можно найти способ преодолеть проблемы и неприятные переживания.

Ловушка радужного будущего (ловушка не сбывшихся ожиданий)
Молодые люди имеют излишне оптимистичные ожидания по отношению к будущему и переоценке собственных возможностей. Разочарование оказывается значительно более тяжелым и мучительным, чем оно стало бы для человека трезво оценивающего реальность.
Контрприем. Увеличивайте свои возможности в настоящем. Учитесь быть гибкими и готовыми к переменам.

А.В. Гадаев написал статью по книге
Андре Кукла
«Ментальные ловушки»
Иногда накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно тратятся невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию не создают никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было. Согласно A.Kukla иногда мы преждевременно тревожимся или медлим в нерешительности, строим планы, которые вскоре опрокинет жизнь, или оттягиваем дело, которое давно пора начать. Таких глупостей - ментальных ловушек, психолог и философ Андре Кукла насчитал одиннадцать. Все они мешают нам жить, заставляя впустую тратить силы и время, лишая естественной способности радоваться жизни.
Природа ментальных ловушек
Ментальные ловушки - это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль.
В Библии, книге Еклексиаста, гл. 3:1, сказано:
1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру".
Человек рассматривается как тот, кто временен,-"всему своё время...под небом".
Если мы пренебрегаем этим исполненным глубокой мудрости советом (начинаем не в тот момент, движемся не в том темпе, бросаем начатое слишком рано или слишком поздно), то неизбежно терпим неудачу там, где могли бы достичь цели.
Своё время есть для всего. И удовольствие от хорошей еды, и упорное карабканье вверх по лестнице успеха могут быть законной частью нашей жизни.
Наше хроническое неумение делать нужное дело в нужное время и наилучшим образом становится ярко выраженной моделью. В этом состоит суть ментальной ловушки.
Ментальные ловушки столь вредоносны для нас, но мы часто в них попадаем потому, что во-первых, мы часто не осознаем, о чём мы думаем. Во-вторых, даже если мы и сознаем содержание наших мыслей, мы зачастую не понимаем их вредоносного характера. В-третьих, даже если мы признаем их вред, мы часто не можем остановиться в силу привычки.
Ментальные ловушки часто остаются ниже порога сознания и мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений. И чтобы избавится от них, прежде всего необходимо научиться их распознавать.

Первая ловушка - упорство - это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас - иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились от того, как мы вообще дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем _ либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции. Бессмысленность такого рода занятий до нас не доходит. Все эти действия становятся ментальными ловушками потому, что они продолжают без всякой связи с нашими нуждами или интересами. Как правило, нам не доставляет никакого удовольствия доводить их до "победного" конца. Упорство без радости не всегда равнозначно ловушке упорства. Полезно различать "упорство" и "настойчивость". Мы можем настойчиво добиваться цели, невзирая на помехи на нашем пути. Но мы упорствуем, если продолжаем тащится в направлении, где, как мы и сами знаем, нас ждёт лишь тупик. Ментальная инерция будет продолжать двигаться в заданном психологическом направлении до тех пор, пока не будет преодолена другими психологическими силами. И в результате решение бросить мы принимаем чуть позднее, чем следовало бы. Когда какая-то ситуация неопределенной длительности теряет свою ценность, мы рискуем оказаться в положении вечно упорствующих. И течение времени само по себе не вызволит нас из этой ловушки. Мы движемся таким безнадежным курсом порой просто потому, что нам не приходит в голову пересмотреть наши цели. Особенно легко скатиться к вечному варианту негативного упорства. Здесь наше упорство отстаивает право не делать чего-то, что могло быть стоящим и полезным. Не делать чего-то – это программа, не имеющая конца. Более того такие привычки и сохраняются. До тех пор, пока мы упорствуем в своем негативизме, ничто в нашем опыте не подскажет нам, что стоит это делать.
Негативное упорство – это ментальная структура, лежащая в основе множества фобий. Испытав однажды неприятные чувства, мы всегда стараемся избегать подобных стрессов. Но наш первый печальный опыт мог быть результатом уникального стечения обстоятельств. Но поскольку теперь мы избегаем всех подобных ситуаций, у нас нет возможности выяснить, так оно или нет. И конечно, проблема усложняется еще и тем, что наше ожидание приступа паники работает как самореализующееся пророчество. Но это другая ловушка.
Если мы воздерживаемся от чего-то, то как узнать, что ценность этого чего-то для нас изменилась? Единственный ответ – не зачеркивать что-то на всю оставшуюся жизнь. Время от времени полезно бросить взгляд на то, что мы исключили из своей жизни из-за того, что это было невкусно, болезненно или сложно. Наши вкусы, отвага, способности, удача могут меняться, да и сам мир меняется. Порой попытка выползти из раковины в отношениях с другим человеком в результате может дать неожиданные и радостные плоды.
Амплификация
Амплификация – это ловушка, в которой мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно.
[Амплификация – лат. amplification - означает «усиление», «преувеличение» и даже «утрирование»]. Для решения каждой из задач, которые перед нами ставит жизнь, требуется определенное количество работы. Если мы делает слишком мало, то не достигаем цели. Если же делаем слишком много – растрачиваем наши ресурсы попусту.
Сравним упорство с амплификацией. Когда мы амплифицируем, цель, ради которой мы работа, остается ценной, но наша работа не продвигает нас к ней. Когда мы упорствуем, наша работа может быть сколь угодно эффективной для продвижения к цели, однако у нас нет никаких причин вообще стремиться к ней. Мы упорствуем, когда продолжаем игру, уже ставшую для нас мучительно скучной. Мы амплифицируем, когда надолго задумываемся над ходом в игре, которая для нас по-прежнему важна. И кстати, зарабатывать денег больше, чем мы в состоянии потратить, - тоже амплификация, которая безжалостно погубила не одну жизнь.
Четкий признак амплификации – это средства, превосходящие те, что необходимы для достижения цели. Есть задачи и проблемы, создающие бесконечные возможности для амплификации. Сколько бы мы ни сделали для достижении цели, всегда можно сделать чуточку больше. Но существует закон уменьшения отдачи.
Большее количество работы будет стоить нам времени и усилий, которые мы могли бы потратить на что-либо другое. Вопрос не в том, можно ли добиться большей выгоды, если работать больше, а в том, нельзя ли добиться большей выгоды, приложив ту же энергию к чему-то ещё. Это и есть критерий момента, когда надлежит ставить точку. Применять этот критерий иногда легко, иногда не так уж просто. На одном полюсе располагаются ситуации, в которых затраты на дополнительную работу превосходят потенциальные выгоды.
Отслеживая различные формы амплификации в повседневной жизни, иногда полезно прекратить делать то, что мы делаем, и спросить себя, действительно ли эта работа необходима для достижения поставленных нами целей.
Фиксация
В «Словаре иностранных слов» сказано, что фиксация [фр. fixation – закрепление в определенном положении чего-либо].
При фиксации наше продвижение к цели заблокировано. Мы не можем продолжать начатое дело, пока не дождемся разрешения, вдохновения. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, мы остаемся в подвешенном состоянии до тех пор, пока не сможем продолжать работу над этим проектом. Попросту говоря, мы ждём. Время которым мы располагаем, не ощущается как свободное. Нам кажется, что мы уже заняты. Как заводные солдатики, которые, наткнулись на стену, продолжают маршировать на месте, мы продолжаем заниматься тем, что уже не требует нашего внимания. Мы напряженно следим за стрелками часов, буквально по минутам отмеряя время до момента, когда мы снова сможем забегать и засуетиться. Фиксацию можно рассматривать как частный случай амплификации. Когда мы амплифицируем, то проделанная работа приносит столь малый эффект, что на неё не стоит тратить и малейших усилий, однако мы делаем эту работу. При фиксации же, напротив, на какой-то момент нам попросту нечего делать. Но мы всё равно занимаемся делом. Чтобы разрешить кажущуюся неразрешимую задачу, то есть быть занятыми в ситуации, когда делать совершенно нечего, мы придумываем абсолютно бесполезные дела, которые хотя имеют отношения к цели, но не приближают нас к ней ни на йоту.
Фиксация– это чистая потеря времени. Фиксация совершается всякий раз, когда продолжение дела зависит от обстоятельств, на которые мы сами никак не можем повлиять. Мы находим занятие, когда уже ничего не надо, - повторяем то, что уже сделали. Мы проверяем всё второй и в третий раз просто для того, чтобы убить время.
Если запас повторений, желаний, вздохов и жалоб начинает иссякать, у нас появляется возможность познакомиться с наиболее рафинированной формой фиксации – состоянием напряженного ожидания. Исчерпав все возможности оставаться при деле, когда делать нечего, мы всё равно не позволяем себе оторваться от мучительной ситуации. Теперь мы сидим – бессмысленно, оцепенело, в состоянии ментального паралича. Но это не означает, что мы не думаем. Наш ум в состоянии напряженного ожидания бессодержателен, но в то же время работает на полных оборотах. Мы ощущаем напряжение, свойственное умственным усилиям. Мы заняты. Правда, если нас попросят объяснит, чем именно, вряд ли мы сумеем что-то сказать.
Когда нельзя сделать ничего полезного для того, чтобы как-то приблизить нашу цель, лучше всего забыть о ней и заняться чем-то ещё, даже если эта цель невероятна важна, а альтернатива представляет собой не более чем пустяк. Любое осмысленное занятие лучше, чем просто убивание времени. Периоды вынужденного ожидания часто становятся прекрасной возможностью предаться маленьким радостям жизни, на которые при нашей занятости у нас никогда не хватает времени. При фиксации мы отбрасываем прочь чудный дар мгновений свободы. Всегда остается одна возможность: не делать вообще ничего. Это по меньшей мере экономит нашу энергию до тех пор, пока мы снова не окунёмся в дела. Фиксация бессмысленна даже тогда, когда решения нельзя отложить. Если нам приходится решать прямо сейчас, то лучше решать наугад, чем просто сидеть и пялиться в пустоту.
Самая неприятная разновидность фиксации – беспокойство. Беспокоится – значит напряженно и непродуктивно думать о потенциальных несчастьях, на которые мы никак не можем повлиять. Беспокойство не дает ничего, кроме ощущения бессилия и жалости к себе. В отличие от большинства других ловушек фиксация- беспокойство распознается сразу – когда её жертвой становится кто-то другой. Но когда беспокоимся мы сами, то занятие это не кажется нам таким уж бессмысленным и глупым. Сами того не осознавая, мы отдаемся во власть суеверного чувства, что наша проблема станет ещё острее, если мы не будем постоянно держать её в поле нашего сознания. Каждая потенциальная неприятность кажется нам коварным противником, который только и ждёт, когда мы повернемся к нему спиной, чтобы нести свой подлый удар. Мы целыми днями, а то и неделями пребываем в состоянии растянутой фиксации.
Тень следующего этапа нашей жизни уже упала на нас, и мы парализованы. Именно из-за фиксации на понедельнике нам труднее наслаждаться воскресеньем, чем пятничным вече-ром. Ожидаемое событие может произойти ещё только в самом туманном будущем. Мы не позволяем себе полностью погрузиться в настоящее, потому что настоящее как бы не считается. И пока сутки напролет мы неустанно предаемся тревоге. И, пока мы ждем на-чала настоящего, вся жизнь может пройти мимо как сон. В ловушке пустой фиксации мы в нетерпении заглядываем в будущее, ожидая чего-то, что не в состоянии даже назвать. Мы не знаем, кем станем, когда повзрослеем – и поэтому не взрослеем никогда. Единственное. В чём мы уверены, так это в том, что не стали теми, кто мы есть на самом деле.
Но нет никакой нужды ждать, чтобы стать теми, кто мы есть на самом деле. Мы уже то, что мы есть, - и это уже и наша жизнь. В растянутой фиксации скрыта поразительная ирония. Когда мы наконец становимся теми, кем мы так долго хотели стать, нас часто захлестывает ностальгия по старым добрым денькам.
Реверсия
Иногда становится очевидно, что наши планы однозначно потерпели неудачу. Последствия неудачи могут быть пугающими, однако здесь ничего не поделаешь. Мы исчерпали все ходы, а время ушло. Но если и на этом этапе нас продолжают волновать всё та же проблема, мы оказались в ловушке реверсии [ лат. reversion возвращение, возврат].
Реверсия – это временная противоположность фиксации. При фиксации мы яростно трудимся над тем, чтобы ускорить наступление застывшего будущего. При реверсии мы тщимся изменить необратимое прошлое. Есть, однако, и существенное отличие. Когда будущее, которое движется в своём собственном темпе, всё-таки наступает, фиксации приходит конец. Мы получили то, чего хотели, хотя сила наших желаний и оказалась в этом процессе совершенно ненужной. Но реверсия никогда не кончается сама по себе.
Мы можем возвращаться к старым обидам и разочарованиям до конца своих дней, однако прошлое от этого не изменится ни на йоту. Наше желание изменить прошлое не просто ненужно – оно неосуществимо. От фиксации часто нас способно изменить течение времени. Но от реверсии приходится избавляться самим. Каждая реверсия потенциально вечна. Мы изобретаем призрачную вселенную условно-прошедших событий, заполненную всевозможными «было бы» и «надо бы», в которой мы можем яростно трудиться над решением уже не существующей задачи столько, сколько душа пожелает.
Реверсия – это болезнь «надо бы мне». Конечно, не все мысли прошлом относятся к раз-ряду реверсивных. Мы можем анализировать прошлое, чтобы в будущем не совершать те же самые ошибки. Мы можем просто развлекаться фантазиями на тему, как всё могло быть. Все эти случаи легко отличимы от настоящей реверсии. Когда мы оказываемся в ловушке реверсии, то наши мысли всё ещё настроены на достижение уже упущенной цели. Мы ведём себя так, словно помехи к её достижению всё ещё перед нами, а не давно позади – как будто прошлое и будущее поменяются местами, если только мы будем да-вить по сильнее и подольше. Конечно же, сознательно мы в это не верим. Наша иррациональная вера бессознательна.
И в реверсии, в фиксации мы часто даем выход нашему неудовольствию. При реверсии мы недовольно бормочем и причитаем, при фиксации мы ворчим и жалуемся. Такие жалобы совершенно бесполезны. Но не всякая жалоба напрасна. Стоит различать жалобы и причитания. Жалобы более общее обозначение неудовлетворенности тем, как развиваются события. Причитания – это сожаления о том, чего нельзя изменить. Жалоба, если это не причитания, может иметь смысл для достижении цели. Поэтому и существуют отделы по работе с жалобами. Но никому не придёт в голову создавать отделы причитаний, где люди могли бы оплакивать своё прошлое, изменить которое не в силах.
Вина – это ловушка реверсии, то есть возврата к нашей моральной несостоятельности. Стыд – очень похожая реверсия, когда мы раскаиваемся за что-нибудь, чего-нибудь, кого-нибудь. Вина и стад помогают не больше, чем любая другая форма реверсии. Что сделано, то сделано. Возможно, нам следует быть внимательнее, чтобы избежать подобных ошибок в будущем, а может быть, нам стоит пересмотреть свои моральные принципы или наше представление о себе самих. Но вновь и вновь возвращаться мыслями к тому, что уже сделано и почему не надо было этого делать, - потеря времени.
Вина и стыд – наиболее мучительные разновидности реверсии , точно так же, как беспокойство – самая мучительная форма фиксации.
Вина - это то, что мы сами делаем с собой. Неприятные чувства, связанные с виной, создаются и сознательно поддерживаются наши-ми собственными мыслями о вине. Вина продукт нашего собственного мышления (в случае тяжелой депрессии). В случае тяжелой депрессии люди не редко чувствуют себя виноватыми, будучи не в состоянии сказать, что огни сделали не так. Он знают лишь то, что виноваты и недостойны снисхождения. Такая пустая вина является зеркальным отражением в прошлое пустой фиксации, направленной в будущее. Вина - это прежде всего идея, за которой следуют определенные чувства.
В общем, чувство вины либо неэффективно, либо вынуждает нас терять больше, чем мы приобретаем. В любом случае это ловушка.
Если мы присваиваем чему-то желаемому, но не реализованному статус объекта притязаний, игнорируя при этом бесконечное число других желательных, но не реализованных вещей, то у нас наступает произвольный акт разочарования. Коль скоро разочарования, во-первых, болезненны и, во-вторых, определяются произвольно, то почему бы нам таким же актом воли не считать их просто несуществующими. Какая разница, как мы оказались там, где оказались? Мы здесь, а это и есть реальность.
Если мы не перестанем мыслить категориями сослагательного наклонения (возможного, условного – «могло быть», «надо быть»), то рано или поздно нас поглотят нескончаемые сожаления. Наша гора неисправимых неудач не станет ни на миллиметр ниже. Можно с математической точностью утверждать, что возможности реверсии с годами будут только расти. И к тому времени, как мы состаримся, окажется, что нас безраздельно поглотили неотступные мысли о том, как «могло быть» и «надо было мне», «если бы я».
Опережение
Во всех рассмотренных выше ловушках люди совершают одну и ту же ошибку: слишком усердно трудятся. Упорствуя, мы работаем над достижением цели, которая потеряла смысл. При амплификации мы трудимся более усердно, чем нужно для достижения цели. В состоянии фиксации мы тратим силы на нашу цель, когда делать для этого попросту нечего. При реверсии мы добиваемся того, что уже вне пределов нашей досягаемости. Но слишком упорная работа лишь одна из четырех кардинальных- ошибок. В любом деле мы можем делать слишком много или слишком мало, а начать само дело можем слишком поздно или слишком рано.
Опережение - это ловушка, в которую мы попадаем, начиная слишком рано. Конечно, если начать лишком поздно, то времени на завершение работы может не хватить. Но за слишком ранее начало тоже приходится платить. Когда мы опережаем события, то сплошь и рядом «перерабатываем», «предрабатываем» и работаем впустую.
Мы перерабатываем, когда того же самого результата можно достичь с большей легкостью немного позднее. Приступать к действиям сразу, если задержка со стартом подвергает риску результат, - не ловушка. Но очень много из того, что мы делаем изо дня в день, с равным успехом может быть сделано позже. Оптимальный момент для действий наступает тогда, когда одного и того же результата можно достичь с минимальными затратами времени, усилий и ресурсов. Если такие затраты в течение определенного периода и одинаковы, тогда любой момент этого периода будет подходящим. Хотя часто бывает так, что одни моменты лучше подходят для совершения каких-то действий, чем другие. В целом по мере истечения времени работа упрощается. Откладывая начало работы, мы часто получаем новую информацию, которая позволяет сэкономить усилия. Прежде чем мы начнем вкладывать силы в избранный нами подход, может появиться и более эффективный способ сделать ту же работу. Мы можем получить какой-то новый инструмент, позволяющий ускорить процесс. И самое главное: по мере того как разветвленные возможности постепенно сливаются в единую реальность, число непредвиденных моментов, которые надо принимать во внимание, неуклонно сокращается. Работа упрощается сама по себе с течением времени.
Если какую-то работу можно отложить, не подвергая риску своевременное её завершение, её следует отложить. В такой ситуации мы не теряем ничего, но зато приобретаем преимущество: выстраивать наши действия в соответствии с новой и более надежной информацией.
Переработка при опережении тесно связана с явлением амплификации (когда вкладываем больше чем надо усилий на выполнение работы). Разница заключается только во временных границах определенных событий.
Если порой бывает так, что от нас требуется изменить курс наших действий – даже если мы уже заняты чем-то вполне полезным или приятным, то мы попадаем в ловушку противления. Между ловушками противления и упорства существует несомненное сходство. В обоих случаях мы продолжаем делать что-то, чего лучше бы не делать. Упорствуя мы не понимаем, что нужно остановиться, а при противлении мы это понимаем, что нужно остановиться ради более важного и более срочного.
Ментальная инерция погруженности в прежнюю задачу не позволяет нам выбрать оптимальное время для переключения. В результате мы слишком медленно переходим на новый курс. Противление – это болезнь «ну ещё чуть-чуть».
Существует три группы обстоятельств, при которых нам следует отказаться от прошлого и обратиться к будущему. Нам нужно сделать это:
а) если откладывание перехода к новому чревато ухудшением нашей ситуации;
б) если проволочка может привести к тому, что мы упустим потенциальную возможность улучшить нашу ситуацию;
в) если переключение на новые дела и проблемы в любом случае неизбежно, то есть когда мы сталкиваемся с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.

Затягивание
Нередко наш ум просто отказывается сразу переходить к делу. Короче говоря, мы выискиваем какое-нибудь незначительное занятие, которое может оттянуть неизбежное начало работы над нашей задачей. Это ментальная ловушка затягивания. Как и все ловушки, она заставит нас промотать немало времени и энергии.
По форме затягивание представляет собой вариацию темы противления. Экстренность событий в противлении навязана извне, и мы не желаем без сопротивления изменять наш план действий. Но при затягивании призыв к действию исходит от нас самих и мы затягиваем и затягиваем невыполнением этого действия.
Еще одно отличие между противлением и затягиванием состоит в том. что при затягивании мы уже чем-то заняты и не хотим бросать наше занятие на полпути. А при затягивании мы ничем особенным не заняты. Поэтому когда мы сами осознали необходимость делать намеченное дело, затягивать – значит просто убивать время.
Несомненно. Самая распространенная причина затягивания – обычное отвращение к новой работе, к новым знятиям.
Затягивание – это сопротивление включению в новую работу даже тогда, когда мы как будто ничем не заняты.

Разделение
В ловушку разделения мы попадаем тогда, когда пытаемся делать два дела одновременно. Мы не можем одновременно заниматься двумя делами. требующим участия нашего сознания . При более внимательном рассмотрение ситуации позволяет понять, что:

  • 1)Либо наше сознание совершает постоянные прыжки от одного дела к другому;
  • 2)Либо одно занятие переходит в бессознательный автоматический режим функционирования.
Выпадение из сознания в результате разделения особенно неприятно , когда одно из наших занятий предпринималось для нашего же удовольствия. Наслаждаться чем бы то ни было без участия сознания невозможно. И даже если мы прейдем на режим попеременного переключения, удовольствие будет не полным.
Разделение обычно возникает как сложное вторичное, как результат предшествующих ему опережения и противления. В таком случае мы просто должны выбрать одну из задач наугад. Любой порядок приоритетов лучше смешанного потока мыслей. Главное не застревайте на середине. Разбираться с проблемами надо по отдельности.
Народное средство от болезни разделения известно: это привычка оставлять всё лучшее на конец, это может привести к вечному откладыванию удовольствий . Чтобы перестать разрываться на части, нужно постоянно практиковаться в искусстве заниматься только одним делом – упражняться в однонаправленности.

Ускорение
Ускорение – это ловушка, в которую мы попадаем тогда, когда делаем что-то с большей, чем нужно, скоростью.
Ускорение – это зеркальное отражение затягивания. Из этого не следует, что эти две ловушки несовместимы. Иногда мы затягиваем вначале – и затем ускоряемся к концу.
Нужно различать ускорение и просто быстрые действия, которые здесь мы назовём спешкой. Мы спешим – не оказываемся в ловушке ускорения – когда экстреннее действие заставляет нас делать что-то быстро при опасности.
Есть и выгоды, и недостатки в быстроте действий.
Выгоды заключаются в том. что:

  • 1)Мы быстрее разделываемся с неприятной работой.
  • 2)Быстрее достигаем цели, к которой стремимся.
  • 3)Можем раньше начать работу над следующей задачей.
Недостатки слишком поспешной работы заключаются в том, что:
  • 1)Мы с большей вероятностью способны наделать ошибок.
  • 2)Сама работа становится более неприятной из-за раздражающего ощущения спешки.
Если более быстрые действия усугубляют возможные недостатки, ничего не добавляя к выгодам, значит, мы действуем слишком поспешно.
Festinalente– «поспешай медленно»
Хроническое ускорение – это безудержный галоп прямиком к смерти.
Хроническое ускорение может настолько укоренить в нас привычку к суете и спешке, что нам уже не нужны будут никакие рациональные оправдания для этого. Пустое ускорение – это ничем не обоснованное ощущение безотлагательности.
Регулирование
Иногда мы морочим себе голову, о чём вообще не нужно думать, так как реальность не нуждается в нашем комментарии.
Является ли избыточное мышление регулирующим или формулирующим, зависит от особенностей наших ментальных процессов. Следует различать описывающее мышление и мышление предписывающее . Регулирование – это ловушка бесполезных предписаний, а формулирование – это бесполезные описания.
Предписания – это план и источник действий, но не единственный. И источник наших действий может быть не предписывающий – импульсивный . Мы попадаем в ловушку регулирования, когда предписываем себе какое-то поведение в ситуации, где импульс был бы лучшим проводником. (всему свое время!). Но сверхимпульсивность – это недостаточность мышления.
Предписывать себе те или иные действия – ловушка даже тогда, когда предписание способно направлять их не хуже, чем импульс. Предписание - это своего рода работа , то, что мы сделаем это. Импульс же возникает сам по себе, не требуя ни каких усилий. Если оба метода функционирования одинаково эффективны, то есть смысл расслабиться и предоставить дело импульсу. Но регулирование импульса ведёт нас к ловушке упорства. Нам необходимо научиться читать импульс, уже хотя бы потому, что при этом затрачивается меньше бесполезной умственной работы. В этом случае главное спонтанность.
Но нельзя давать себе предписание: никаких предписаний! Это нулевое регулирование. Естественно, такой приказ выполнить не возможно, так как он сам себе противоречит. Мы не можем приказать себе стать спонтанным – точно так же, как раб не может стать свободным по приказу своего хозяина. Раб должен освободиться сам – спонтанность должна проявиться сама.
Формулирование
Формулирование – это ловушка беспрерывного проговаривания своих мыслей о том, что нам кажется истинным. Наиболее ощутимый ущерб, причиняемый формулированием, состоит в том, что оно ведёт к разделению . Всякий раз, когда мы описываем или оцениваем какое-то событие или какой-то опыт ещё до того, как они закончились, мы делаем две вещи одновременно: и формулировать и чувственно переживать.
Ещё больше страдает переживание какого-либо опыта, если мы становимся жертвой публичного формулирования – то есть стремимся записать всё происходящее или рассказать другу, пока не забыли. В этой ловушке мы действуем так, словно данное событие ничего не значит до тех пор, пока информация о нём не станет общественным достоянием.
Едва заметив что-то значительное или прекрасное, мы тут же бросаемся прочь, чтобы сообщить об этом миру. Любая хорошая новость не дает нам покоя до тех пор, пока мы не найдём ручку и бумагу, фотоаппарат, видеокамеру, или терпеливого слушателя. Мы не можем дождаться, когда же мы, наконец, кому-то все это расскажем, покажем.
Публичный «формулировщик» убежден, что любое переживание ничего не значит, если останется только внутри его самого.
Большинство ментальных ловушек можно избежать, просто сосредоточившись на текущей задаче

Занимательная психология...

Что такое «психологическая ловушка»

В древние времена китайцы, совершая переход через джунгли, в которых водились тигры, надевали на затылок маску с изображением человеческого лица. Они знали, что тигры имеют обыкновение незаметно подкрадываться к жертве и набрасываться на нее из засады.

Принимая маску на затылке за человеческое лицо, тигр думает, что человек смотрит на него и понимает, что подкрасться незаметно не удастся. Если тигр не голоден и не раздражен, как правило, в этом случае он не нападает.

Таким образом, тигр, делая ошибочные выводы на основе некой получаемой им информации, попадает в расставленную для него человеком психологическую ловушку.

Психологическая ловушка – это ситуация, в которой человек (или иное живое существо) по той или иной причине не имеет возможности адекватно воспринимать и оценивать поступающую информацию, и действует ошибочным образом, в частности, во вред себе.

В психологические ловушки попадают люди, делающие неверные выводы на основе недостаточной или неправильно интерпретируемой информации, в силу чрезмерной эмоциональной вовлеченности в ситуацию или по какой-то иной причине.

Существует множество разновидностей психологических ловушек, которые люди преднамеренно расставляют для других людей. К ним относятся китайские стратагемы, различные способы манипулирования, мошенничества и обмана. Попав в ловушку, расставленную другими, человек, как правило, рано или поздно осознает свою ошибку.

Психологические ловушки, расставляемые другими людьми или сложившимися особым образом обстоятельствами, мы будем называть внешними психологическими ловушками. Избежать внешних ловушек нам помогает жизненный опыт, ум и умение хладнокровно собирать и анализировать информацию. Становиться жертвой внешних психологических ловушек, несомненно, неприятно и обидно, но несравненно хуже и опаснее попадаться во внутренние психологические ловушки, то есть в ловушки, которые человек, сам того не осознавая, расставляет самому себе.

Попадая в сети собственных неверных выводов или заблуждений, человек обычно не замечает этого. Совершив одно ошибочное действие, он вынужден подкреплять его серией новых ошибочных действий и заключений. Чем дальше человек следует по пути неправильных действий и ложных умозаключений, тем труднее ему свернуть с этого пути.

Признать одну маленькую ошибку, как правило, бывает нетрудно, но признать ошибочной всю свою жизненную стратегию, свой способ мыслить и действовать крайне тяжело.

Ошибки мышления и поведения, характерные для людей, оказавшихся жертвами внутренних психологических ловушек, становятся основой для развития недостатков характера – черт личности, которые препятствуют духовному росту и развитию, мешают устанавливать теплые отношения с другими людьми, добиваться поставленных целей, и, в итоге, не позволяют человеку чувствовать себя удовлетворенным жизнью и самореализовавшимся.

В этой книге мы перечислим основные внутренние психологические ловушки и шаги, которые следует предпринять, чтобы не попадать в них, или выбраться из них.

Ловушка внешнего контроля

Некоторым людям присуще постоянно сопровождающее их чувство, что все, что с ними происходит, определяется внешними посторонними силами того или иного рода. Люди, считающие, что их жизнь контролируется извне случаем, судьбой, кармой, обстоятельствами или некими внешними силами, называются экстерналами.

В определенной степени все мы зависим от случая или от внешних обстоятельств, и это необходимо принимать в расчет. В ловушку внешнего контроля попадают люди с преувеличенным, чрезмерно развитым ощущением внешнего контроля. Уверенные в том, что от них ничего или почти ничего не зависит, они, как правило, пассивно принимают все, что происходит с ними, и не проявляют инициативу, пытаясь добиться исполнения своей мечты или изменить свою жизнь в желаемом направлении. Вину за свои неудачи они возлагают не на себя, а на то, что у них от рождения недостаточно способностей, сил или воли, на невезение, на «плохую карму», «сглаз», «происки врагов» и т.д.

Контрприемом является осознание того, что от ваша судьба зависит от вас в значительно большей степени, чем вы полагаете. Размышляйте над тем, чего бы вы хотели добиться, попытайтесь разрабатывать различные стратегии достижения желаемого. Начинайте с маленьких и наиболее легких вещей. Достигнутые успехи будут постепенно укреплять вашу уверенность в себе.

Ловушка внутреннего контроля

Противоположностью экстерналам являются интеналы, то есть люди, уверенные в том, что они контролируют свою жизнь изнутри посредством собственных усилий и действий.

Интерналы, как правило, оказываются значительно более успешными в жизни, чем экстерналы. Неудачу они считают случайностью и, не отчаиваясь от встречающихся на их пути препятствий, ищут более эффективный подход для выполнения взятых на себя задач.

В ловушку внутреннего контроля попадают люди с чрезмерно развитой идеей внутреннего контроля, уверенные в том, что могут полностью контролировать обстоятельства. Их самоуверенность разрастается иногда до такого уровня, что начинает угрожать их собственному существованию. В частности, множество молодых людей, уверенных в своем умении управлять автомобилем или мотоциклом, переоценивает свои силы. Выполняя рискованные и опасные маневры, они погибают или остаются калеками на всю жизнь.

Некоторые интерналы ощущают в себе особую «магическую» силу, с помощью которой, как они полагают, они могут контролировать события или других людей. Они могут считать, что «бог поддерживает их» или что «судьба на их стороне» и т.д. Последствия действий, основанных на подобной уверенности бывают весьма разрушительными не только для их здоровья, но и для психики. Потерпев серьезное фиаско, интерналы могут утратить уверенность в себе и «сломаться».

Контрприемом является осознание того, что существует огромное количество событий, не зависящих от нас, от нашей воли и благих пожеланий. Осознав этот факт, следует смириться с налагаемыми на нас ограничениями и, трезво оценивая свои возможности, эффективно действовать в их рамках, не пытаясь изменить то, что изменить нельзя, или повлиять на то, что влиянию не поддается.

Ловушка идеала

С раннего детства нам говорят, какими мы должны быть, и какими мы быть не должны. В результате у человека формируется некий «идеальный образ самого себя», то есть образ человека, которым он хотел бы стать, чтобы угодить окружающим. В действительности «идеальный образ самого себя» отвечает не столько глубоким внутренним потребностям самого человека, сколько навязывается ему извне. Глубоко в душе у человека таится страх, что если он не будет соответствовать некому идеалу, его не будут любить. Стремясь к идеалу, человек подсознательно надеется, что, став таким, каким он представляет свой идеал, он получит любовь и поддержку окружающих.

Ощущение несоответствия идеалу становится источником чувства собственной несостоятельности, неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Контрприемом является принятие себя таким, какой вы есть. Любите себя таким, какой вы есть, со всеми присущими вам достоинствами и недостатками. Стремление стать лучше, умнее и сильнее – естественное стремление человека. Важно не путать естественное и разумное стремление к совершенствованию себя и подсознательную потребность соответствовать определенному идеалу, особенно в том случае, если достижение этого идеала невозможно или требует столь существенных затрат сил, что в итоге «игра не стоит свеч».

40 основных психологических ловушек и способы избежать их Медведев Александр Николаевич

Что такое «психологическая ловушка»

В древние времена китайцы, совершая переход через джунгли, в которых водились тигры, надевали на затылок маску с изображением человеческого лица. Они знали, что тигры имеют обыкновение незаметно подкрадываться к жертве и набрасываться на нее из засады. Принимая маску на затылке за человеческое лицо, тигр думает, что человек смотрит на него и понимает, что подкрасться незаметно не удастся.

Если тигр не голоден и не раздражен, как правило, в этом случае он не нападает. Таким образом, тигр, делая ошибочные выводы на основе некой получаемой им информации, попадает в расставленную для него человеком психологическую ловушку.

Психологическая ловушка – это ситуация, в которой человек (или иное живое существо) по той или иной причине не имеет возможности адекватно воспринимать и оценивать поступающую информацию, и действует ошибочным образом, в частности, во вред себе.

В психологические ловушки попадают люди, делающие неверные выводы на основе недостаточной или неправильно интерпретируемой информации, в силу чрезмерной эмоциональной вовлеченности в ситуацию или по какой-то иной причине.

Существует множество разновидностей психологических ловушек, которые люди преднамеренно расставляют для других людей. К ним относятся китайские стратагемы, различные способы манипулирования, мошенничества и обмана. Попав в ловушку, расставленную другими, человек, как правило, рано или поздно осознает свою ошибку. Психологические ловушки, расставляемые другими людьми или сложившимися особым образом обстоятельствами, мы будем называть внешними психологическими ловушками. Избежать внешних ловушек нам помогает жизненный опыт, ум и умение хладнокровно собирать и анализировать информацию. Становиться жертвой внешних психологических ловушек, несомненно, неприятно и обидно, но несравненно хуже и опаснее попадаться во внутренние психологические ловушки, то есть в ловушки, которые человек, сам того, не осознавая, расставляет самому себе.

Попадая в сети собственных неверных выводов или заблуждений, человек обычно не замечает этого. Совершив одно ошибочное действие, он вынужден подкреплять его серией новых ошибочных действий и заключений. Чем дальше человек следует по пути неправильных действий и ложных умозаключений, тем труднее ему свернуть с этого пути. Признать одну маленькую ошибку, как правило, бывает нетрудно, но признать ошибочной всю свою жизненную стратегию, свой способ мыслить и действовать крайне тяжело. Как это ни парадоксально, люди на подсознательном уровне скорее предпочитают быть несчастными, чем неправыми, – так они поддерживают свою самооценку.

Именно попадание в собственные психологические ловушки приводит людей к неврозам и депрессии, заставляет раз за разом совершать одни и те же ошибки, чувствовать себя страдающими и потерянными.

Следствием попадания во внутренние психологические ловушки становятся всевозможные психосоматические заболевания, такие, как вегетососудистая дистония, головные боли, бессонница, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и т. д. Ошибки мышления и поведения, характерные для людей, оказавшихся жертвами внутренних психологических ловушек, становятся основой для развития недостатков характера – черт личности, которые препятствуют духовному росту и развитию, мешают устанавливать теплые отношения с другими людьми, добиваться поставленных целей, и, в итоге, не позволяют человеку чувствовать себя удовлетворенным жизнью и самореализовавшимся. Некоторые психологические ловушки начинают действовать как механизмы психологической защиты, трансформируясь затем в невротические способы поведения, лишающие человека правильной ориентировки и заставляющие его поступать неадекватно, неэффективно и во вред себе.

В этой книге мы перечислим основные внутренние психологические ловушки и шаги, которые следует предпринять, чтобы не попадать в них, или выбраться из них.

Из книги 40 основных психологических ловушек и способы избежать их автора Медведев Александр Николаевич

Ловушка радужного будущего (ловушка несбывшихся ожиданий) Эту ловушку, в которую чаще попадают молодые люди, также можно назвать ловушкой несбывшихся ожиданий. Ловушка радужного будущего заключается в излишне оптимистичных ожиданиях по отношению к будущему и

Из книги Контакт с умершим автора Радуга Михаил

Глава 2. Психологическая подготовка к контакту Самым первым этапом, как ни странно, является именно психологическая подготовка к контакту с умершим человеком. Странно, потому что данному вопросу редко уделялось внимания ни только авторами на подобные темы, но даже и мною

Из книги За гранью возможного автора Лихач Александр Владимирович

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Из книги Очищение. Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Антикризисная библия успеха автора Правдина Тамара Алексеевна

Из книги 100 ловушек в личной жизни. Как их распознать и обойти автора Петрушин Сергей

Из книги Исцеление мыслью автора Васютин Васютин

Глава 14 Психологическая помощь пострадавшим на войне со стрессом Как поднять себе настроениеПара слов о том, насколько это важно. Американские ученые несколько лет назад опубликовали результаты крупномасштабного исследования, посвященного изучению факторов, влияющих

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Из книги Избавляемся от вредных привычек автора Ланц Карл

Из книги Зачем надо думать? автора Крейнин Сима

Психологическая “пуповина” на шее. Прекрасно иллюстрирует это положение история болезни и выздоровления одной моей пациентки. Ее мать с молодости работала в системе КГБ. В свое время она вышла замуж и родила девочку. Но прожила замужем недолго и развелась. И затем

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Психологическая готовность к материнству Ребенок начинает жить не в тот момент, когда рождается на свет и даже не в момент зачатия, а тогда, когда он появился в голове у родителей, когда его задумали, когда у мамы уже родился его пока расплывчатый, но образ. Однако это может

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт