Болезни Военный билет Призыв

Методики исследования и диагностики некоторых жизненных отношений личности. С. л. братченко, м. р. миронова. личностный рост и его критерии

Норадреналин (норэпинефрин) - гормон стресса, которому уделяют значительно меньше внимания, чем другому гормону стресса - кортизолу. Это вполне обосновано: нарушения в организме, к которым приводит кортизол, включают в себя перепады настроения, потерю памяти, бессонницу и даже физические заболевания.

Однако норадреналин не менее важен для умственного здоровья и счастья человека. сайт рассмотрит основные функции норадреналина, что происходит при недостатке или избытке этого вещества в организме, а также как привести уровень норадреналина в норму.

Что такое норадреналин, какие функции он выполняет

Норадреналин - это вещество двойного назначения - он действует как гормон стресса и как нейромедиатор. Норадреналин вырабатывается в мозге и в надпочечниках. Норадреналин вместе с адреналином запускает механизм «бей или беги» в ответ на опасность или чрезмерный стресс, благодаря чему в экстремальных ситуациях человек способен думать и двигаться быстрее.

Норадреналин увеличивает ЧСС и давление крови, направляя ее от кожи в мышцы, и инициирует выброс глюкозы в кровоток.

Норадреналин отличается от кортизола тем, что вырабатывается он по мере необходимости, а рассеивается - сразу же после исчезновения опасности или стрессовой ситуации. Кортизол же способен накапливаться в организме и приводить к ожирению, диабету, болезням сердца и раку.

Схожесть норадреналина с дофамином и связь с депрессией

Для начала стоит отметить, что биохимические причины депрессии изучены только частично. Самой популярной теорией появления депрессии называют нехватку серотонина, поэтому на восполнение такой нехватки направлены самые популярные антидепрессанты.

Среди других теорий развития депрессии называют: воспаления в мозге, низкий уровень дофамина или норадреналина. При нехватке норадреналина наблюдаются:

  • затуманенность сознания;
  • апатия;
  • потеря интереса к жизни.

Норадреналин и дофамин схожи тем, что синтезируются из одинаковых аминокислот-предшественников - тирозина и фенилаланина, а также играют важную роль в мотивации и концентрации. Однако вырабатываются они в разных участках мозга и действуют на разные рецепторы.

Дисбаланс норадреналина и другие психические нарушения

Помимо депрессии, нехватку норадреналина связывают с синдромом дефицита внимания при гиперактивности. Как и с любым нейромедиатором или гормоном, уровень норадреналина может быть слишком низким или слишком высоким - и признаки такого дисбаланса довольно четко выражены.

При избытке норадреналина человек склонен к тревожности и бессоннице, а резкий скачок уровня норадреналина в сторону повышения может вызвать паническую атаку.

Соответственно, при нехватке норадреналина наблюдается усталость, депрессия, потеря интереса к жизни. Также стоит отметить, что:

  1. У людей с фибромиалгией и синдромом хронической усталости также наблюдаются низкие уровни норадреналина.
  2. Биполярное расстройство также может быть вызвано дисбалансом норажреналина.
  3. Мигрени также могут быть результатом нехватки данного химического вещества в мозге.
  4. Болезнь Паркинсона, Альцгеймера - в этих заболеваниях норадреналин также выступает одним из негативных факторов.

Как сбалансировать норадреналин в организме естественным способом

Строительный блок норадреналина - аминокислота тирозин и фенилаланин (превращается в тирозин). Поэтому можно регулировать уровень норадреналина с помощью продуктов:

  • бананы;
  • бобовые;
  • курица;
  • шоколад;
  • яйца;
  • морепродукты и т.д.

Добавки, улучшающие синтез норадреналина, при недостаточном получении строительных материалов для норадреналина назначает врач.

Помимо питания, сбалансировать уровень норадреналина можно несколькими простыми способами: в течение нескольких минут после прыжка в холодную воду уровень норадреналина увеличивается в 2-3 раза. Конечно, такой метод безопасен далеко не для всех, потому удвоить уровень норадреналина можно, вздремнув днем.

Что касается людей, у которых уровень норадреналина повышен, без врача и специальных препаратов не обойтись.

С.Л. Братченко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Одной из ключевых компетентностей является толерантность – готовность и

способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее

развитие превращается для отечественного образования в стратегически значимую

цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна как в

психологии, так и педагогике. Работ по толерантности огромное число и их

тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум

большим группам: с одной стороны – это теоретические разработки, с другой –

прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские,

культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня

абстрактности (а зачастую и вовсе умозрительнопублицистические и даже

спекулятивные), а среди прикладных – педагогические разработки сугубо

технологическиметодического характера. Это само себе вполне естественно и даже

полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна

нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются

практикоориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических,

культурологических и т.п. построений. Большинство педагогических работ по

толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: такую

правильную идею толерантности и ненасилия достаточно лишь ясно, подробно и

настойчиво изложить – и это само себе обеспечит этой идее успех, она начнет

«работать»… При этом выпадает очень важное звено психологическое,

внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а

также соответствующих условий и механизмов его развития хотя бы в самом общем

виде трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий.

В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности… Не претендуя на полноту и однозначность и осознавая предварительный и открытый для дальнейшего развития характер предлагаемых положений, рискну предпринять попытку сформулировать исходные идеи для построения ПСИХОЛОГИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ (точнее – межличностной толерантности).

Толерантность не является механическим результатом действия какихлибо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД).

Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» (ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД).

В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности – ценности, смыслы, личностные установки (ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД).

Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия…общения с Другим, как межличностный диалог (ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД).

Полноценная толерантность –и прежде всего в своей личностной основе – не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития… (ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД).

Рассмотрим каждый из перечисленных тезисов.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Толерантность рассматривается в различных философских и психологических подходов – сегодня в литературе преобладают бихевиоральный (при котором толерантность рассматривается прежде всего как особое поведение человека) и когнитивный (когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы…) подходы… С экзистенциальногуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность – непременно осознанная, осмысленная и ответственная.



Такая толерантность не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям – это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения.

Экзистенциальногуманистический подход исходит из признания неустранимой роли личности в любой совершаемой ею деятельности. При всей очевидной и весьма существенной роли социальных норм, общественных идеалов, идеологических и профессиональных требований и т.д. нельзя отрицать стремление и возможность каждого конкретного человека в своих действиях ориентироваться также (а иногда - прежде всего) на собственные цели, ценности, приоритеты. Это значит, что какими бы жесткими ни были «внешние рамки» работы педагога, в ее осуществлении он всегда привносит личностное начало, начиная от индивидуальной, часто весьма субъективной, трактовки этих внешних требований и заканчивая реализацией своих личных целей вопреки «генеральной линии». Даже при полном однообразии официальных требований к школам - их жизнь всегда будет очень разная именно потому, что работают там разные люди, которые неизбежно самоопределяются относительно той ситуации, в которой находятся, и особенно - в которой действует.

С этих позиций толерантность понимается не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» (Асмолов, 2000, с.7). В частности, для учителя это означает, что толерантность – это особое качество его "способа бытия", а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык.

Главные вопросы состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека. С этой точки зрения «вынужденную» толерантность (так же как «выученную», «скопированную» и т.п.

виды толерантности «в страдательном залоге») – т.е. не осмысленную, не принятую как ценность и не ответственную – следует рассматривать как псевдотолерантность (а возможно – интолерантность, замаскированную под социальножелательные формы…). Именно поэтому толерантность не может быть гарантирована ни знаниямиуменияминавыками, ни набором тех или иных «психических черт», ни внешними условиями как таковым. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы так же, как в гуманистической трактовке человека ему задана возможность, потенциал реализации здорового и конструктивного начала, который актуализируется не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека. За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая и иная активность человека, его свободное и ответственное самоопределение в каждой конкретной жизненной ситуации.

Отсюда вытекает еще одно важное для понимания толерантности следствие:

толерантность – это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. Осознание богатства и силы многообразия делает богаче и разнообразнее саму жизнь человека, он стремится строить свой Мир и свое бытие настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для сосуществования и взаимодействия с Другими.

ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Обзоры зарубежных и отечественных работ по толерантности свидетельствуют: не удается не только дать толерантности однозначную дефиницию, свести к какойто одной характеристике, но даже локализовать в определенной тематике. Одних только «важнейших предпосылок толерантности» – каждая из которых может открывать целое направление фундаментальных исследований – некоторые авторы насчитывают пять и более, среди которых: онтологические предпосылки, гносеологические, аксиологические, социологические, психологические и т.д. Но даже если попытаться ограничиться психологическими аспектами, то и здесь феномен толерантности не лежит только в одной плоскости – его содержание неоднородно, не подчиняется «линейному детерминизму» и не может быть сведено к отдельному свойству, показателю, характеристике… Толерантность это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития, которые – по аналогии с предложенными Дж. Бюдженталом (Bugental, 1987) «базовыми измерениями общения» – могут быть названы базовыми измерениями толерантности.

Если мы утверждаем ценности плюрализма, вариативности, если мы сами достаточно толерантны, чтобы признать «многомерность человека» и его жизненного мира, в котором толерантность играет роль одного из ключевых принципов, то и саму толерантность мы будем рассматривать как сопоставимую по сложности и изоморфную по строению этому многоплановому и многообразному Миру… Сложность и многомерность феномена толерантности проявляется в нескольких направлениях.

Прежде всего – в многообразии видов и форм толерантности. Этот аспект диверсификации – наиболее очевидный, хотя, во многих философских, теологических трактатах толерантность пытаются представить как нечто однозначно понятое, четко определенное и неделимое. Зато в современной психологии как раз наоборот – толерантность «как таковая» просто исчезает, рассыпаясь на огромное множество вариантов, типов, видов, форм, уровней. Попытки систематизировать психологические исследования по толерантности весьма затруднены – термин «толерантность» оказался приложим почти к любому психологическому феномену.

Толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни.

Из осознания многообразии видов и форм толерантности становится ясно, что вряд ли корректно вести речь о «толерантной (интолерантной) личности» как таковой – точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (интолерантности), о вариантах и формах, о тех или иных акцентах и аспектах применения принципов толерантности в конкретных ситуациях… Можно также говорить об определенной динамике в развитии толерантности и выделять несколько фаз становления толерантности (Петтай, 2000). Причем, нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности всегда предпочтительнее. Имеет смысл прислушаться к тем, кто ставит проблему границ толерантности (см. подробнее, например /Уолцер, 2000/). Чрезмерное, неадекватное обстоятельствам повышение толерантности (как выражаются некоторые социологи – "толерантность без берегов") может вести к ослаблению сопротивляемости и увеличению уязвимости человека, снижению его дифференциальной чувствительности (в широком смысле), и даже более того – к возникновению угроз для индивидуальности, идентичности и т.д. Все это требует более осторожного, дифференцированного отношения к вопросам практического применения принципов толерантности в непосредственном межличностном общении – или, другими словами, ставит проблему меры толерантности. Одним из возможных путей решений этой проблемы является отказ от бинарного противопоставления «толерантностьинтолерантность» и переход к построению континуума степеней толерантности (с теми же «толерантность» и «интолерантность» на условных асимптотических полюсах).

Еще один аспект диверсификации – многоаспектность и неоднородность психологического содержания толерантности. Это означает, что невозможно с достаточной полнотой описать толерантность с опорой только на одно понятие, только в одном измерении. В то же время, увлечение разнообразными типологиями, классификациями и аналитическим «препарированием» увеличивает опасность «коллекционерского» подхода, нагромождения «списков черт» и т.п. Поэтому имеет смысл выделить не все, а лишь основные, наиболее важные психологические измерения межличностной толерантности, которые можно рассматривать как приоритетные направления ее исследования и развития.

Традиционно для описания сложных психологических процессов и явлений (например, общения) используется триада компонентов – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Появились попытки применения этой схемы и для толерантности (см., например. Скрябина, 2000 и др.). В самом общем виде основное содержание этих компонентов или, точнее – «измерений» толерантности, может быть описано следующим образом.

Братченко Сергей Леонидович (1956-2015) - кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), автор более восьмидесяти публикаций, в том числе книг: «Диагностика личностно-развивающего потенциала» (Псков, 1997), «Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие» (С.-Пб., 1999), «Введение в гуманитарную экспертизу образования» (М., 1999), «Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения» (М., 2001).

В конце 80-х годов, был участником Дж.Бюдженталя в СССР.

Основные направления работы - гуманитарная экспертиза образования, подготовка практических психологов (много лет вел курс «Основные психологические концепции», тренинги «Психология глубинного общения»).

Публикации

  1. + -
  2. + -
  3. + -
  4. + -
  5. + -
  6. + -
  7. + -
  8. + -
  9. + -
  10. + -
  11. + -
  12. + -
  13. + -
  14. + -

    В "Психологической газете" уже дважды печатались небольшие материалы, посвященные экзистенциально-гуманистическому подходу в психологии и психотерапии (ЭГП), точнее - одному из его вариантов, развиваемому в настоящее время Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ (см. "ПГ" -- 1 и 4, 1997). Его концепция, к сожалению, практически незнакома большинству отечественных специалистов, т. к. на сегодняшний день эти две публикации да краткая информация в "Вопросах психологии" (- 3, 1997) - почти все, что напечатано на русском языке об этом чрезвычайно интересном подходе. Попытаемся восполнить этот пробел и продолжим разговор об ЭГП - и на этот раз о его теоретических основах. Мы, пишущие эти строки, начали приобщаться к ЭГП с 1993 года, с первого тренинга-семинара, проведенного в Петербурге яркой представительницей этого направления Деборой Рэхилли (ученицей Д. Бюджентала). Позднее образовалась группа желающих разобраться в этом подходе поглубже, которая стала периодически встречаться, обсуждать свой экзистенциальный опыт и труды Бюджентала, которые сами же и переводили. Приезжали в наш город и другие коллеги маэстро, также способствующие нашему погружению в это психотерапевтическое направление. От избытка энтузиазма была даже создана экзистенциально-гуманистическая секция в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии

  15. + -
  16. + -
  17. + -

    Практика исследовательской и консультативной работы постоянно ставит перед психологами проблему адекватности их действий сути процессов, происходящих в организациях, а также соответствие программ их работы целям и задачам организации, профессиональных групп и личности, которые формируются на основе ценностей и интересов. Решение этих проблем носит аксиологический и экзистенциальный характер.

    Источник: // Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса. // Ярославский психологический вестник. М.-Ярославль. 2002. Вып. 8. с. 28-34. (совместно с Клюевой Н.В.)

  18. + - Личность у М.М. Бахтина[недоступно]

    Взаимоотношения М. Бахтина с психологией, пожалуй, сложнее, чем с какой-либо другой научной дисциплиной. Судя по его работам, Бахтин не очень жаловал психологию. Хотя все его творчество буквально пронизано традиционно психологической проблематикой - личность, общение, сознание, самосознание и т.д., - работы психологов Бахтин не использует (если не считать "Фрейдизма") и даже почти на них не ссылается. Особенно это касается отечественных психологов - они вообще не упоминаются, за исключением того же "Фрейдизма", в котором есть анализ работ А.Р. Лурии и других (но лишь с целью демонстрации несостоятельности их взглядов на психоанализ) и который показывает, что автор в действительности был очень хорошо знаком с работами психологов. Более того, создается впечатление, что Бахтин, вслед за Ф.М. Достоевским, готов приравнять психологов к шпионам и отказать им в возможности адекватного познания человека.

    В настояще время публикация недоступна. http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=202:2009-08-07-12-08-55&catid=47:-10&Itemid=59

  19. + - Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза

    Многовековые попытки человечества совладать с насилием, к сожалению, не привели пока к его исчезновению, и перспектива реального перехода к ненасильственному существованию, к отношениям, основанным на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости, все отдаляется и отдаляется... В целом удается лишь контролировать явные, "горячие" и масштабные, формы насилия (не всегда, впрочем, успешно, о чем вопиюще свидетельствуют события августа 2001 года). Но по-прежнему широко распространено насилие "частное", почти незаметное и, увы, привычное - насилие в непосредственном межличностном взаимодействии и общении. Более того, такое насилие многими признается оправданным, неизбежным (и чуть ли не "полезным"!) даже в такой сфере, как воспитание и образование. Однако, любое насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, какими бы красивыми целями ни оправдывалось, всегда оказывает разрушительное воздействие на человека. К тому же вполне очевидно, что "малое насилие" является источником и предвестником "большого". Особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защититься, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Поэтому культура ненасилия в повседневной жизни может стать реальностью только при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия и освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм насилия. Иными словами, речь идет о переходе к более гуманной педагогике, которая поддерживает, оберегает и развивает, прежде всего, "человеческое в человеке", о принципиальной смене приоритетов в образовании и движении "от культуры полезности к культуре достоинства"

Купить книгу Комментарии

36k Автобиография Сергея Братченко

скрытый текст

Родился я 8 июня 1956г. в Харькове в семье театральных художников, очень известных и уважаемых на Украине, и в детстве много времени провел в театре, на спектаклях и за кулисами. Однако сам, к сожалению, к искусству ни способностей, ни интереса не проявил.
Там же в Харькове окончил среднюю (как теперь понимаю - ну очень среднюю!) школу, а затем поступил в Университет, сначала на биологический, а затем на психологический факультет. Здесь мне повезло - среди моих учителей были Галина Викторовна и Владимир Владимирович РЕПКИНЫ, которым я искренне благодарен за профессиональную и житейскую науку. Кроме того на факультете и вокруг него сложилась блестящая компания молодых, талантливых ребят, общение с которыми было для меня и радостью, и учебой, и источником вдохновения (запомнился, например, ряд увлекательных и бескомпромиссных публичных дискуссий по вопросам педагогической психологии с участием Сергея КУРГАНОВА и других ныне известных психологов и педагогов).
Затем была работа преподавателем психологии в авиационном институте и на различных курсах. Здесь я прошел первую и главную <педагогическую закалку> - уверен, если аудитория, к примеру, студентов-<мотористов> или мастеров и начальников цехов будет с интересом слушать лекции преподавателя по психологии и педагогике (и это в начале 80-х, когда и то и другое на производстве было в особом <почете>!!) в течение хотя бы нескольких дней, - такому преподавателю уже ничего не страшно:
Далее, в 1984-1987гг., было <золотое время> аспирантуры на факультете психологии Ленинградского Университета. Трудно сказать, что здесь оказалось более важным - учеба в одном из главных психологических центров страны, ежедневное общение с целым созвездием блистательных аспирантов-сокурсников или возможность творчества и свободного поиска на протяжении трех лет (последнее оказалось реальным благодаря мудрому руководству Валерия Александровича ЯКУНИНА, за что я ему очень признателен!!).
Десять лет работы в педагогическом Университете им. Герцена - это прежде всего радость общения со студентами филологического факультета, эрудированными, увлеченными, ищущими, остроумными, чувствующие гуманитарные проблематику часто даже точнее студентов-психологов.
Впервые познакомившись с работами БАХТИНА в 1976 году, я был потрясен ясностью мысли, красотой языка, глубиной проникновения в <тайны личности>, проникся пафосом гуманитарного взгляда на <мир человеческого>, а не позитивистского, технократического, манипулятивного (именно благодаря цитированию Бахтина и его комментариям я на всю жизнь запомнил безжалостный <приговор> Достоевского <Не люблю шпионов и психологов:>), очарован его знаменитой концепцией диалога и многим, многим другим: С тех пор Бахтин для меня - один из величайших мыслителей и гуманистов России.
После Бахтина психология в моих глазах сильно упала, мне показалось, что она примитивна и <мелко плавает>: Разочарование было очень сильным - пока я не открыл для себя гуманистический подход и прежде всего РОДЖЕРСА. Оказалось, что и психология может видеть в человеке не набор функций, не объект <научного анализа>, а Человека, проявлять к нему подлинное уважение, тонкое понимание и при этом оказывать эффективную помощь в решении ключевых жизненных проблем. Роджерс покорил меня своей мудростью, деликатностью, безграничной верой в добрую, конструктивную природу человека, а главное - показал реальный путь становления <человеческого в человеке> и конкретные условия поддержки сложнейшего процесса личностного роста. Именно Роджерс, на мой взгляд, как никто из психологов, видел в Ребенке не <недоделанного взрослого>, а живой росток жизни, которому в первую очередь нужны поддержка и сочувствие, а не формирование и коррекция: А еще Роджерс убедил меня, что существенное значение для развития Ребенка имеет только личностная зрелость Взрослого и качество их взаимоотношений, а любые технологии как таковые - вторичны и мало что решают.
Углубление в гуманистическую психологию привело меня к экзистенциальном взглядам (которые на уровне философии были близки мне всегда). И здесь мне сопутствовала удача, т.к. посчастливилось не только в течение ряда лет изучать экзистенциально-гуманистический подход, но и лично познакомиться и даже немного поучиться у его создателя, Джеймса Бюджентала. Наконец-то я нашел в мире психологии действительно <моё> и даже решился написать об этом направлении подходе целую книгу. Мне в подходе Дж. Бюджентала близко очень многое, почти всё: Но, возможно, самым ценным для меня является подлинное уважение к природе человеческой, осознание бесконечности и принципиальной неисчерпаемости глубин его души и, соответственно, - готовность к деликатности и осторожности, когда дело доходит до влияния на человека, вмешательства в его жизнь: Это очень честная и ответственная позиция. Сегодня Бюджентал - самый близкий мне по духу (да и по <букве>) психолог, профессионал и человек.
Лет шесть-семь назад попытки совместить мои психологические и педагогические интересы экзистенциально-гуманистической ориентации привели к рождению идеи ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ, которой я усиленно занимаюсь последнее время. Сейчас я тружусь в С.-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре педагогики и андрагогики. Основные направления работы - во-первых, гуманитарная экспертиза образования, во-вторых, гуманизация образования и ее психолого-педагогические условия, в-третьих, подготовка практических психологов.
Кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), имею более шестидесяти публикаций, в том числе - четыре книжки: <Диагностика личностно-развивающего потенциала> (Псков, 1997), <Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие> (С.-Пб., 1999), <Введение в гуманитарную экспертизу образования> (М., 1999), <Экзистенциальная психология глубинного общения> (М., 2001).
Вот уже почти двадцать лет в центре моего внимания - РЕБЕНОК, ребенок как личность, как растущий человек, а также люди, которые помогают ему расти. Искреннее, но довольно поверхностное массовое увлечение гуманизмом (личностно-ориентированным подходом и т.п.), с одной стороны, и конъюнктурное его <насаждение>, с другой стороны, привело к такому же массовому и конъюнктурному отходу от него, разочарованию и даже обвинениям во всех грехах. Хочется надеяться, что несмотря ни на что, человеческое отношение к человеку (особенно - к Ребенку!) постепенно станет высшей ценностью. Распространение, объяснение, отстаивание гуманистических, экзистенциальных и других человекообразных идей считаю своим долгом и занимаюсь этим постоянно в С.-Петербурге, Москве и других городах России и СНГ. Кроме того, уже более десяти лет веду в разных городах семинары-тренинги по общению для психологов и педагогов. Приятно получить, например, такие отзывы о моей работе:
<Считаю, что Ваши занятия просто необходимы. Они дают возможность многое переосмыслить, помогают вовремя остановиться, посмотреть на себя со стороны, дают надежду в то, что еще не все потеряно, дают смелость, уверенность и надежду. С Вами хочется общаться, т.к. стиль общения Ваш подкупает искренностью, не утомляет, а завораживает, не поучает, а помогает понять и во многом разобраться - умно, изящно, остроумно>.
<Встреча с С. Братченко - это встреча с чудом. Это находка, о которой подспудно мечтал. То, что где-то внутри моего Я бродило неосознанно, вдруг начинает проявляться, как снимок на фотобумаге. Четкость позиции, ясность мысли, искрометный юмор, превосходное видение и чувствование аудитории, уверенность и ненавязчивость - это только маленькая частичка С. Братченко. Огромное спасибо.>