Болезни Военный билет Призыв

Контроль поведения: обучаем ребенка. Консультация на тему: Как научить ребенка управлять своим поведением. Развитие рабочей памяти у ребенка

Общие положения

Умение владеть собой - обязательный элемент подготовленности человека к действиям в экстремаль-

ных условиях и преодолению как объективных, так и субъективных трудностей. Выдержка, самообладание, восстановление душевного равновесия, уверенные действия человека во многом зависят, как отмечалось выше, от: мало меняющихся психофизиологических особенностей личности (возбудимости, эмоциональной реактивности, тревожности, устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов и др.), а также от поддающихся формированию экстремальных знаний, навыков, умений, качеств. Необходима и такая составляющая экстремальной подготовленности, как умение владеть собой. Древний философ Цицерон, почти 2000 лет назад писал: «Человек, наделенный совершенной мудростью (такого человека еще нам не встречалось, но по суждениям философов, можно описать, каким он будет, если будет), вернее сказать - его разум, достигший в нем совершенства, будет так распоряжаться нижними частями души, как справедливый отец достойными сыновьями: ему довольно будет одного лишь знака, чтобы без всякого труда и усилия достигнуть цели: он сам себя ободрит, поставит на ноги, научит, вооружит, чтобы выйти на боль, как на неприятеля» 1 .

Разработкой конкретных методов и приемов самоуправления человечество занималось еще на заре нашей эры. Особенно этим отличались страны Востока - Индия, Китай, Корея, Япония. Формировались целые школы, порой приобретавшие религиозный и религиозно-мистический характер 2 .

1 Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975. - С. 265.

2 Такова, например, система йога, основанная на религиозно-философских взглядах буддизма. Ее упражнения тела и психики, в которых самовнушению отводится главная роль, до сих пор удивляют возможностями достижения почти невероятных результатов. Специфической дальневосточной модификацией буддизма стал дзен-буддизм (от санкритского слова «дхъяна» - в китайской транскрипции «чань») - что означает молчаливое созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение. В отличие от классического буддизма, ориентирующегося на тихое созерцание, дзен-буддизм делает акцент на достижение внезапного просветления - сатори. Оно достигается специальной техникой тренировок, направленной на то, чтобы выбить человека из круга привычных представлений и связей, подавить логическое мышление, разбудить дремлющую внутреннюю энергию, создать свой собственный замкнутый внутренний мир благополучия и всесилия. Идеи дзен-буддизма, зародившись примерно в VI веке до н.э. в Индии, перекочевали затем в Китай, в средние века - в Корею и Японию, где и достигли своего полного развития. Методы дзен использовались при подготовке воинов и легли в основу восточного рыцарского кодекса чести «бусидо» («путь воина»). Подробнее см.: Гримах Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989. - С. 28-35.



Все нынешние психотехники берут из них самое ценное, теоретически и методически осовременивая их и имея сходства друг с другом 1 .

Практически все техники саморегуляции построены на внутреннем общении человека с самим собой - активизации, направлении и использовании внутренней речи, повышении ее влияния на общее состояние психики и организма. Это один из видов саморефлексии человека, обращенности к своему внутреннему миру, своему «Я», самоубеждения, показатель высокого уровня самоорганизации и личностного развития. Используется и внушение - воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», без критики и сомнений, бездумно, без доказательств. Человеку, сидящему в комнате, можно внушить, что он на спутнике, но убедить его в этом невозможно. Часто внушение и убеждение применяются одновременно.

Мысленное произнесение слов во внутренней речи - не только психологический, но и физиологический феномен. Специальными приборами можно, например, зафиксировать при этом усиление биоэлектрической активности в речевом анализаторе человека - языке, гортани, полости рта, губах, щеках, а так же соответствующих областях головного мозга. Более того, при произнесении многих слов и возникновении связанных с ними мысленных образов-представлений, сигналы возбуждения по нервам направляются и в соответствующие части тела. Например, если читатель вытянет сейчас вперед руку и раскроет ладонь, а затем мысленно представит («увидит»), как его пальцы сжимаются в кулак (но фактически их не сжимать), то в этот момент из центральной нервной системы направится в мышцы ладони и пальцев целый залп нервных импульсов-команд, которые будут такими же как при фактическом сжатии кулака, но более слабыми. «Думаю - делаю», - так сформулировал этот феномен великий русский ученый И.М. Сеченов (1829-1905).

Один из летчиков-испытателей рассказывал о случае из его практики. Испытывался прибор-автопилот, предназначенный для автоматической посадки самолета на землю.

1 Родионов А.В. справедливо пишет: «Нельзя считать механизм внушения, т.е. прямого, относительно некритического восприятия человеком данных ему заранее заготовленных утверждений, чуть ли не единственным средством управления спортсменом. Такого рода некритическим заимствованием различных «психологических наркотиков» в виде формул внушения, без обращения к сознанию спортсмена, без применения педагогических средств воздействия иногда еще «грешат» некоторые спортивные психологи» (Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М., 1995. - С. 96). Несомненно это относится и к другим видам деятельности.

Мне дали задание многократно проверить действие прибора в воздухе, убедиться в его исправной работе по удержанию самолета на заданном курсе и выполнению разных маневров, а перед заходом на посадку включить его на выполнение посадки. Все сделал, прибор работал исправно. Захожу на посадку, включаю прибор, кладу свои руки на колени. Вижу перед собой быстро приближающуюся взлетно-посадочную полосу. Она все ближе, ближе..., высота уменьшается... Все идет как надо. Но руки, мои руки! Они рвутся к привычному месту на органах управления. Еле сдерживаю их на коленях! Чувствую, как в пальцах сильно пульсирует кровь, и они дрожат. Вспотел. Трудно мне далась та посадка.

Влияние произносимых про себя слов и предложений усиливается, когда человек, многократно повторяя их, одновременно оживляет представления памяти - следы ощущений, восприятий, переживаний, действий, имеющиеся в его прошлом опыте. При этом психологически и физиологически он вновь погружает себя в реальность, повышая свою готовность к преодолению ее трудностей, обеспечивая, как отмечал доктор медицинских и доктор психологических наук К.К. Платонов, баланс возбуждения и торможения, эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями 1 . Слова - формулы, команды должны быть кратки, выразительны, утвердительны, позитивны (говорить, например, о наличии здоровья, а не об отсутствии болезни), предваряться чаще всего словами «я», «у меня», «мне», произноситься медленно, в такт дыхания, а ключевые слова могут проговариваться с расстановкой.

Умение владеть собой - продукт знания человеком состояний, возникающих в трудных условиях, веры в возможности их регуляции, желание научиться подчинять их своей воле, знания методов и приемов самоуправления и отработанности их использования до автоматизма. Тут одних знаний и навыков мало. Надо осуществить в себе глубокую психофизиологическую перестройку, сформировать психофизиологический механизм саморегуляции, при действии которого внутренняя речь (разговор с собой, слова про себя, мысли, образы) ассоциативно и рефлекторно начинает вызывать внутренние, психологические и физиологические изменения. Для этого нужен систематический (по два-три и более раз в день) и длительный (минимум шесть-восемь месяцев) тренинг, результаты которого затем должны периодически поддерживаться. Какой-то результат дадут и менее систематичные тренинги, но он может оказаться непригодным для управления собой в критические минуты. Очевидно, что обучающий может помочь начать такой тренинг, научить ему, а ос-

Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982. - С. 112.

тальное зависит от обучающегося, его желания, целеустремленности и организованности. Как никакое другое, умение владеть собой зависит в конечном счете не столько от обучающего, сколько от обучающегося, от его собственных усилий. Поэтому тренинг обычно лучше получается у людей, в своей основе уже достаточно сложившихся как личности, испытывающих страстное желание научиться управлять своими состояниями, проявляющих организованность и волю.

Волевая саморегуляция

Волевая саморегуляция - один из видов и составная часть комплексного умения владеть собой. Она довольно подробно разработана в педагогике и пси-

хологии, описана в немалом числе книг и достаточно широко используется опытными практиками. Волевая саморегуляция заключается в применении приемов самоуправления: концентрации внимания 1 и сил, самоконтроля, самооценки, самоуспокоения и самоободрения, самопобуждения, самопринуждения.

Любое дело, а трудное тем более, зависит от целеустремленности, нацеленности на результат, концентрации внимания и сип в определенный момент, отрезок времени на достижение чего-то признаваемого важным и необходимым.

Показательный пример роли сосредоточенного внимания приводит К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» (М., 1951. С. 122).

Индийский магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по крепостной стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие желающие стать министром делали попытку. На пути по стене их специально окликали, отвлекали, пугали, и они, волнуясь и вздрагивая, разливали молоко. «Это не министры» - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

Стреляйте! - крикнул повелитель. Стреляли, но это не помогло.

Это министр! - сказал магараджа. - Ты слышал крики? - спросил он удачника.

Ты видел, как тебя пугали?

Нет. Я смотрел на молоко.

Ты слышал выстрелы?

Нет, повелитель! Я смотрел на молоко.

Самоконтроль - сличение собственного поведения и состояния с требуемыми оптимальными показателями. Техника его заключается в постановке себе контрольных вопросов типа:

См.: Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - С. 36-42, 48-52.

Поведение - «Веду ли я себя сейчас так, как надо, как этого требуют долг, честь, моя ответственность, задача?»;

Действие - «Все ли делаю для достижения успеха? Работаю ли с должной самоотдачей? Правильно ли действую?»;

Наблюдение - «Внимательно ли наблюдаю? За всем, что надо? Бдительно?»;

Мышление - «На что направлены мои мысли? Все ли правильно понимаю. С умом ли действую?»;

Состояние - «Оптимально ли мое состояние? Способствует ли решению задачи или мешает?».

Самооценка - результирующая самопознания - рефлексии. Она строится на основе честных ответов на поставленные контрольные вопросы, критической оценке фактических результатов своих действий, сравнения достигнутого с возможным и требуемым, себя с другими. При этом полезно:

Судить о себе не по словам и мнению о себе, а по делам, достижениям, учитывать мнения других о себе;

Сравнивать себя не с теми, кто заведомо хуже и слабее, а с лучшими;

Оценивать не внешние показатели своей личности, а внутренние, психологические (реальные мысли, мотивы, желания и пр.);

Сопоставлять то, чего планировал, что намеревался добиться с тем, что получилось, и отвечать на вопрос «почему?»;

Объясняя себе причины неудач, не лукавить, искать причины в себе, а не в других;

Честно отвечать себе на вопрос: все ли сделал, чтобы добиться успеха, какие слабости проявил, что и как можно улучшить.

Самооценка правильна и эффективна, если делается по большому счету. Надо приучить себя каждый день, неделю, месяц, год завершать самоконтролем и самооценкой.

Самоуспокоение и самоободрение может осуществляться регуляцией мыслительной и двигательной активности:

Произвольным воспроизведением в своем сознании мыслей, образов, воспоминаний, которые сопряжены с приятными чувствами;

Отключением от сильно и негативно действующего на психику фактора, переключением внимания, мыслей, двигательной активности на что-то другое.

Известны разные приемы отвлечения и переключения внимания на что-то другое, желательно приятное, успокаивающее или нейтральное.

Есть и такие:

Напишите в течении нескольких минут 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете;

Медленно сосчитайте предметы, которые эмоционально нейтральны: листья на цветке, находящемся перед вами;

Вспомните и посчитайте 20 осуществленных вчера действий (где бывали, что делали), «обходя» мысленно эмоционально негативные;

В течение 2 мин. займитесь перечислением около десятка качеств, которые есть у вас, вам нравятся и вы относите к своим достоинствам 1 .

Среди рекомендаций американским управляющим порой содержится такая. Иметь в выдвижном ящике письменного стола интересные и эмоционально не безразличные фотографии или картинки: фотографию любимого человека, семьи, детей или даже изображения фривольного типа. Когда возникает остро волнующая ситуация (вызванная, например, посетителем, телефонным звонком, поступившим документом), ему советуют открыть ящик стола и хотя бы секунд 10 разглядывать то, что лежит в ящике. Успокоившись, браться за работу.

Сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо того, чтобы

реагировать с раздражением);

Перебрать на столе или рабочем месте бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

Выйти из комнаты, переместиться в другое место и поговорить с симпатичными людьми на нейтральные темы (о погоде, покупках, планах на выходные дни); . подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу,

дождю или снегу; . обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить

о чем думают один, другой пешеходы;

Зайти в туалетную комнату и на 2-3 мин. подставить ладони под холодную воду 2 ;

Отключением от тревожных мыслей о возможных неблагоприятных последствиях и концентрации внимания на способах и приемах, технике умелого выполнения действий;

Переключением мыслей на свою подготовленность, напоминанием себе о собственном профессионализме, самоубеждением в отличной подготовленности, воспоминаниями об успехах и достижениях, имевшихся в опыте;

Занятием себя хоть каким-то делом в ситуациях тревожного бездеятельного (пассивного) ожидания.

" Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М., 2001. - С. 86. 2 Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М., 2000. - С. 19.

Во время Великой Отечественной войны был случай, когда одна из наших дизельных подводных лодок, находясь в Баренцевом море, из-за повреждения лишилась возможности быть под водой, двигаться и вынуждена была всплыть. Исправить вышедший из строя двигатель своими силами было невозможно, и лодка была на поверхности моря обездвиженной и беспомощной. К тому же стоял полярный день, до побережья Норвегии, занятого фашистами, 400 миль (чуть больше 700 км). Лодка могла быть в любой момент обнаружена и подвергнута бомбардировке вражескими самолетами, регулярно осуществлявшими разведывательные полеты над всей акваторией моря.

Об аварии и опасном положении командир подводной лодки сообщил командованию Северного флота. Оно выслало на помощь корабли, которые, однако, могли подойти к лодке только часов через 15, а гибелью грозила каждая минута. В мучительном ожидании спасения или гибели находилась вся команда. Понимая психологическую сложность ситуации, командир приказал провести большую приборку всех помещений, проверить действие всех механизмов и вооружения, устранить малейшие неполадки. Находясь сам на мостике, он послал своего помощника обойти помещения, проконтролировать выполнение приказа, ход работ, убедиться в полной исправности и готовности к действию всех средств. Вскоре помощник доложил ему о результатах обхода и особо отметил, что лица подводников посветлели, в глазах появился живой блеск, люди готовы ко всему.

К счастью лодка оказалась не обнаруженной врагом, и подошедшие корабли отбуксировали ее на ремонт в базу.

Волевым сдерживанием порывистых движений, суеты, намеренным замедленным их выполнением (походка, жесты, повороты, наклоны);

Приданием мимике лица спокойного, слегка улыбчивого и уверенного выражения (выражением глаз, разглаживанием складок лба, ослаблением напряжения челюстных и губных мышц);

Занятием уверенной в себе, спокойной позы;

Потряхиванием свисающими вниз руками и плечами;

Поглаживанием или легким ободряющим похлопыванием себя по бедрам, груди;

«умыванием» лица обеими ладонями;

Выполнением нескольких глубоких вдохов и уверенных выдохов;

Использованием средств, вызывающих резкие ощущения и чувство «встряхивания»: обтирание холодной водой или льдом, жевание кусочка лимона, соленого огурца или чего-нибудь горького, употребление крепкого кофе, освежающего и тонизирующего напитка;

Имитацией нескольких коронных, «побеждающих» движений;

Резкими движениями руками с решительным сжатием или соударением кулаков или ладоней;

Изданием возгласов, выражающих готовность к действию, уверенность и решимость.

Самопобуждение - метод активизации своих устремлений, мобилизации сил, напряжения воли. Он осуществляется самооценкой, самоубеждением, самообязательством, самопоощрением, самоодобрением, самокритикой, самоосуждением, следованием идеалу, примеру. Самокритика может выражаться в остром и невыгодном сравнении себя с другими («Что я хуже других? Неужели я такой слабовольный, что не могу заставить себя?»). Можно поднять себя на выполнение нужного дела (например, отказаться от какой-то вредной привычки) гласным самообязательством, клятвенным обещанием перед товарищами, коллективом сделать нужное с какими бы трудностями ни встретился. Самопоощрения и самонаказания - мысленное про-говаривание поощрений и наказаний себе (Примеры: «Ты сегодня молодец! Можешь позволить себе сегодня вечером отдохнуть!», «Вчера потерял день по своей вине, проявил слабость воли. Сегодня и завтра - никаких развлечений! Работать с полной отдачей до полуночи!»).

Самопринуждение - способ заставить себя делать что-то и так,как нужно, даже если этого не хочется. Наиболее эффективно он реализуется с помощью самоприказов - мысленной формулировки и проговаривании про себя (нередко многократном) приказа себе, выраженному категорично, резко, повелительно, кратко. Хорошо сопровождать его резкими и решительными жестами (сжатием кистей в кулак, рубящим движением руки, спокойным поглаживанием и пр.), занятием соответствующей позы (расслабленной или предельно собранной для начала действия и др.), возгласом определенной интонации и громкости, мимикой. Самоприказы могут быть такими: «Хватит валяться! Сядь за стол, берись за работу! Пока не кончишь, не вставать!», «Держись! «Не хныкать!», «Возьми себя в руки!», «Хватит колебаться! Действуй!», «Не торопись! Спокойно!», «Не отвлекайся!», «Расслабься! Успокойся!», «Собрать силы!» и пр. При обучении их использованию, самоприказы произносятся вслух, можно в группе под руководством преподавателя, последовательно отрабатывая голос, мимику, жест, позу и в комплексе.

Волевая регуляция может осуществляться и с помощью личных правил поведения, которые следует сформулировать, написать, заучить, хранить (вывесить) так, чтобы они попадались почаще на глаза, напоминая о себе.

К таким правилам относятся:

«оцени прожитый день» - ежедневное самокритическое подведение итогов;

«мой распорядок дня» - все по плану, ежедневная физзарядка или аэробика, самостоятельная работа не менее трех часов в день и др.;

«деловые правила» - «наметил - сделай», «не выполнил намеченное на день - спать не ложись» и др.;

«маленькие победы над собой» - «не хочется лезть под душ? А ну-ка!», «Три часа не курить!» и пр.;

«береги каждый час и минуту!» и т.п.

При формулировке правил можно пользоваться своим жизненным опытом, информацией, почерпнутой у других, высказываниями выдающихся людей прошлого и настоящего, из книг. Например, достаточно полезны рекомендации, содержащиеся в популярных книгах Дейла Карнеги (1888-1955), воплотивших в себе обобщенный житейский опыт. Одна из них, например, называется «Как перестать беспокоиться и начать жить» 1 . Во всяком случае внимательное прочтение ее позволит самостоятельно избрать нечто поучительное для себя при определении собственных правил.

Введите e-mail адрес:

Представьте себе следующую ситуацию. После долгого рабочего дня вы отправляетесь в магазин за продуктами. Сделав все необходимые покупки, вы идете к кассам, становитесь в очередь и некоторое время ждете. Через несколько минут вы решаете перейти в другую очередь, заметив, что кассир там работает немного быстрее. В новой очереди вы стоите и снова ждете, ждете и вскоре начинаете понимать, что эта очередь движется не быстрее предыдущей. Вы решаете не терять время и проверить сообщения на электронной почте. Когда все входящие прочитаны, вы прячете телефон и начинаете беспокойно двигаться, суетиться, теряя терпение. Наконец, наступает ваша очередь. Вы выгружаете все покупки на конвейерную ленту и вдруг понимаете, что они не двигаются к кассе, так как стоящий перед вами клиент спорит по поводу цены одного из своих приобретений. Когда проблема решается, кассир, наконец, приветствует вас словами: «Добрый день, как ваши дела?». Вы отвечаете: «Спасибо, нормально, а ваши?».

Интересно, что большинство из нас в подобной ситуации реагируют именно так вместо того, чтобы дать более достоверный ответ, например: «Я рассержена» или «Этот магазин должен нанять больше кассиров», или «Мне пришлось потерять в очереди целых пятнадцать минут!».

Что же помогает нам терпеть такие ситуации и не терять самообладание? Эта способность называется контролем поведения.

Что такое контроль и управление собственным поведением?

Контроль поведения иногда называют «саморегуляцией» и относится он к нашей способности:

  • вести себя допустимым образом благодаря контролю над собой – это может означать проявление контроля над побуждениями с целью прекратить определенные действия (например, употреблять алкоголь) или наоборот действовать определенным образом, даже если мы вовсе этого не хотим (проявлять вежливость к руководителю, хотя он ведет себя несправедливо по отношению к нам);
  • управлять нашей энергией, эмоциями, вниманием и поведением, делая это социально приемлемым способом, который помогает нам в достижении целей;
  • сохранять спокойствие, сосредоточенность и бдительность;
  • справляться с тем, что подвергает стрессу нашу нервную систему, например, с сильным шумом, утомлением, сложными ситуациями, заданиями и раздражающими факторами.

Способность регулировать или управлять поведением позволяет нам сохранять концентрацию внимания в присутствии отвлекающих факторов, фокусироваться на самой важной информации, соблюдать очередь, ждать , следовать правилам, адаптироваться к новым ситуациям, поступать социально приемлемым способом, подавлять вспышки гнева и достойно встречать трудности. Способность управлять своим поведением не возникает в одночасье, а развивается постепенно, с индивидуальной для каждого ребенка скоростью. Так, некоторые дети лучше справляются со своими ежедневными стрессами, чем их сверстники.

Способность ребенка управлять своим поведением влияет на его дальнейшее развитие. Это подтвердил известный эксперимент по саморегуляции, в котором четырехлетним детям давали один кусочек зефира и говорили, что они могут съесть его сразу же или получить несколько кусочков зефира, но в том случае, если подождут и не станут его есть до тех пор, пока взрослые не вернутся в комнату. Около 30% детей проявили терпение , в будущем они смогли добиться лучших результатов в школе и университете, реже демонстрировали антисоциальное поведение и были менее склонны к употреблению наркотиков.

Связь между контролем поведения и речью

Существует тесная связь между контролем своего поведения и речью. Исследования показывают, что:

  • дети ясельного возраста с большим словарным запасом развивают более эффективные навыки саморегуляции;
  • дети дошкольного возраста с лучшими навыками управления поведением быстрее и лучше овладевают чтением и письмом , увеличивают словарный запас и развивают математические навыки.

При изучении поведения детей с задержкой развития речи исследователи обнаружили, что:

  • во время занятий с логопедом дети с хорошим контролем поведения быстрее увеличивают словарный запас по сравнению с детьми с плохим контролем поведения. Это связано с тем, что дети, которые лучше управляют своим поведением, более внимательны и настойчивы при решении поставленных логопедом задач и от таких занятий получают намного больше пользы;
  • будучи в детском саду, дети с задержкой развития речи хуже контролируют свое поведение по сравнению с детьми с обычным уровнем развития речевых навыков – это связано с тем, что у детей с плохими речевыми навыками меньше способов выразить себя и объяснить свои эмоции.

Так как существует связь между контролем поведения и речью, очень важно, чтобы родители, и особенно родители детей с речевыми трудностями, знали и развивали способность ребенка управлять своим поведением. Это поможет ему получать большую пользу от занятий с логопедом, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и лучше учиться в школе.

Как родители могут способствовать развитию навыков контроля ребенком своего поведения?

Обучение детей контролировать свое поведение заключается не в том, чтобы учить их сидеть смирно, следовать инструкциям и контролировать самих себя. Речь идет о том, что необходимо обеспечить детям такую окружающую обстановку, в которой они смогут выбирать, осознавать требования, чувствовать себя раскованно, «выпускать пар» и заряжаться энергией для решения повседневных проблем.

Вот несколько простых советов, которые помогут родителям содействовать развитию навыков контроля поведения ребенка:

1. Тщательно наблюдайте за вашим ребенком – станьте «детективом». Это значит, что родителям необходимо дифференцированно предъявлять определенные требования к своему ребенку, учитывать и знать те факторы, которые помогают ему оставаться спокойным, обращать внимание на то, каким образом ребенок контролирует себя и что заставляет его становиться недостаточно или чрезмерно возбужденным.

Обращайте внимание на реакцию вашего ребенка в ответ на различные ситуации и занятия. Как только вы определите действующие на него стрессовые факторы, вы должны постараться минимизировать их и создать обстановку, в которой ребенок сможет оставаться спокойным и сосредоточенным.

2. Демонстрируйте саморегуляцию на собственном примере – в повседневных занятиях используйте слова, действия и «внутренний диалог», которые будут демонстрировать ваш собственный контроль своего поведения. При этом ценность внутреннего диалога состоит в том, что он призван облекать ваши мысли и чувства в слова.

  • Выбирая настольную игру, вы можете продемонстрировать ребенку, как необходимо контролировать свое побуждение (т. е. стремление и желание) сделать свой выбор первым: «На этот раз игру будешь выбирать ты, потому что в прошлый раз выбирала я».
  • Если сломалась игрушка, вы можете продемонстрировать способность управлять и контролировать свое чувство огорчения: «О, это так грустно. Я очень хотела поиграть этой игрушкой вместе с тобой. Ну что ж, давай найдем другую игрушку, с которой мы сможем поиграть так же интересно».
  • Если ребенку предстоит сложное занятие, вы можете продемонстрировать ему навыки решения задач и настойчивость: «Да, это сложная задача. А что если мы сначала попробуем решить вот эту ее часть?».

3. Учите ребенка словам для выражения мыслей и чувств – это поможет ему контролировать свое поведение. Вот некоторые простые слова, которые дети могут использовать с самого раннего детства для того, чтобы описывать свои эмоции: «счастливый», «злой», «страшный» и «грустный». Для детей с более развитой речью можно моделировать использование более сложных слов, таких как «чувство», «думать», «огорчение» или «успокоение». Вы можете использовать эти слова, чтобы описывать мысли и эмоции вашего ребенка в повседневной жизни. Например, если ребенок огорчен внезапным изменением в расписании, вы можете сами облечь его мысли в слова: «Ты, кажется, расстроился по поводу того, что нам пришлось изменить свой план действий».

4. Устанавливайте распорядок дня и четко озвучивайте свои требования – дети хуже контролируют собственное поведение и эмоции, когда требования неясны или они не знают, что будет дальше. Использование расписания, списков, предупреждений об изменениях, таймера или любых других средств, которые дают детям четкость и предсказуемость, помогает снизить уровень стресса и понять, что будет дальше.

5. Поощряйте игры с другими детьми – если вашему ребенку трудно контролировать свое поведение, приглашайте в игру ребенка, который хорошо владеет навыками управления поведением. Так ваш малыш будет учиться на примере другого ребенка. Поощряйте игры вашего малыша с детьми, которые умеют соблюдать очередь, ожидать, договариваться о правилах и играть честно.

6. Помогайте своему ребенку играть изобретательно – во время ролевых игр дети практикуют многие аспекты управления поведением. Для того чтобы исполнять взятую на себя роль (например, роль доктора), ребенок должен подавлять свои естественные реакции и представлять себе реакции доктора. Во время ролевых игр дети должны принимать решения и следовать правилам, включая решение об использовании той или иной игрушки и распределение между собой определенных ролей. Исполнение роли предполагает планирование и демонстрацию различных эмоций и сценариев, а также их последствий. Поощряйте ролевые игры ребенка, заставляя его исполнять разные роли (например, пожарного или официанта) и разыгрывать роли с игрушками (например, ехать на игрушечной машине на автомойку). По возможности привлекайте к ролевым играм других детей.

7. Позвольте ребенку руководить вами в играх – заинтересованность ребенка в играх и других занятиях способствует улучшению концентрации внимания и повышению мотивации. Отдав бразды правления своему малышу, вы должны отказаться от установления собственного порядка действий и следовать его интересам. Когда вы позволите ребенку управлять разговором и игрой, то обнаружите, что ваше взаимодействие длится дольше и ребенок уделяет более пристальное внимание тому, что вы говорите и делаете.

8. Играйте в игры по правилам : умение следовать правилам, устанавливать и применять их по отношению к себе – это часть развития саморегуляции. Играйте в игры с простыми правилами, в такие как догонялки, прятки, простые карточные и настольные игры.

9. Поощряйте игры с физическими нагрузками – специалисты рекомендуют ограничивать время, проводимое детьми у экранов телевизоров, чаще бывать на открытом воздухе и играть в игры, подразумевающие физическую нагрузку. Нехватка физических упражнений может стать стрессовым фактором для организма вашего ребенка, а игры c физической нагрузкой и занятия физкультурой улучшают способность контролировать свое поведение.

Групповые игры это отличный пример игр с физической нагрузкой – игр, в которые играют с людьми (без игрушек), таких как догонялки, хороводы или катание на «лошадках».

10. Позволяйте детям делать выбор и ставить перед собой цели – предоставление выбора дает детям некоторое чувство контроля над окружающей обстановкой. А постановка целей помогает развивать самоконтроль . Дети могут ставить перед собой цели на летние каникулы или субботний вечер, планировать игры с друзьями или выбирать одежду на следующий день.

Сводя к минимуму стрессы и требования повседневной жизни, создавая условия, в которых дети могут оставаться спокойными, внимательными и сосредоточенными, вы помогаете им заряжаться энергией, необходимой для того, чтобы извлекать уроки из ситуаций и справляться с повседневными проблемами. Кроме того, помогая детям улучшать контроль поведения, родители способствуют развитию языковых навыков и лучшей успеваемости детей в школе.

Оцените публикацию

Вконтакт

Ольга Горшкова
Интегративное качество «Способность управлять своим поведением»

Интегративное качество : «Способность управлять своим поведением »

На сегодняшний день в целом системе образования (дошкольном, среднем, высшем) актуальным является использование активных методов и новых технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения

Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности ребенка .

По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребенок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность.

Концепция интегральной индивидуальности принадлежит известному психологу В. С. Мерлину. В. С. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово целостность поменял на «интегральность » . В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующих и самоактуализирующихся систем. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.

Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

Проведено очень много психолого-педагогических исследований по проблеме развития произвольного поведения детей дошкольного возраста.

Существуют два различных и относительно независимых подхода к определению сущности понятия произвольность : в контексте сознания (Выготский, Лурия, Эльконин) ; в связи с мотивационной сферой человека (Леонтьев, Рубинштейн,Божович)

Первый подход суть : Наиболее универсальной системой знаковых средств выступает речь. «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением , относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения » Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения . В качестве такого средства могут выступать образцы, способы действия , правила. Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения ,личное сознание, формирование которого связано со становлением произвольного управления собственным поведением .

Другой, достаточно распространенный подход это рассмотрение в контексте мотивационно - потребностной сферы человека. Согласно представлениям А. Н. Леонтьева в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определит все его поведение . Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения . Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми соответствующих нравственных представлениях.

Система соподчиненных мотивов по А. Н. Леонтьеву

игровые мотивы

познавательные мотивы

стремление к самоутверждению и признанию

мотивы общения со сверстниками

мотивы поощрения и взыскания

нравственные мотивы

Л. С. Выготский подчеркивал, что истоки произвольности, воли, саморегуляции ребенка лежат не внутри организма ребенка и не в его индивидуальной деятельности, а в его отношениях с другими людьми. Исходя из закона высших психических функций, произвольность, «как всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва-социальном, потом-психологическом,овол сперва между людьми как категория интерпсихическая (внешняя, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая (внутренняя)

Наиболее важным и ответственным периодом формирования интегративного качества умения управлять своим поведением является дошкольный возраст. Е. О. Смирнова отмечает, что произвольное поведение формируется прежде всего в ведущей для дошкольников игровой деятельности.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции :

развлекательную (это основная функция игры- развлечь,доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес )

коммуникативную : освоение диалектики общения

игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения ,

самопознание в процессе игры;

коррекционную : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

социальную : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, именно создание игровой технологии позволит оптимизировать - образовательный процесс в дошкольном учреждении, и будет способствовать формированию необходимых психических функций и .

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в психолого-педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социально-психологической природы, значения для развития обучаемого в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

Целью создания игровой технологии в дошкольном учреждении является :

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития

побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности

отбор и применение эффективных игровых методов работы, направленных на развитие

Планируемые результаты освоения технологии :

Сформированность у дошкольников интегративных качеств (все качества )

Приоритетные направления :

1. Физическая культура и здоровье

2. Познание

3. Коммуникация

4. Социализация

5. Художественное творчество и музыка

По каждому из данных направлений можно создать подборку игр, игровых упражнений и этюдов .

По направлению познание : «Подарок» , «Волшебная шляпа» , «Смешная сказка» , дидактические игры «Профессии» . «Времена года»

По направлению коммуникация : «Кто в домике живет» , «Зеркало» , «Добавь слово»

Игры на социально-личностное развитие : «Комплименты» , «Фруктовый компот» , «Слепой и поводырь»

Данная игровая технология ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях : педагог-ребенок, ребенок-ребенок, дети-родители.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства , у него развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Как свидетельствуют результаты многих экспериментальных исследований по дошкольному возрасту использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников способствуют повышения у детей показателей сформированности таких интегративных качеств личности , как «любознательность, активность» , «способность управлять своим поведением и планировать действия», «Эмоциональная отзывчивость» , а также произвольность психических процессов и творческая активность.

В настоящее время важная роль взрослого в становлении разных форм произвольного поведения подчеркивается практически всеми исследователями- как отечественными, так и зарубежными.

В большинстве экспериментальных исследований и теоретических построений взрослый выступает лишь как носитель средств человеческой деятельности (знаков, способов ,норм, правил) .Но как показали исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности , но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым-через общение, совместную деятельность и общие переживания.

М. И. Лисина полагала, что внеситуативно-личностное общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.

Однако в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребенка со сверстниками. Намного уступая сфере общения со взрослыми, она имеет большое значение в развитии ребенка-дошкольника.

Исследования Лисиной М. И, А. Г. Рузской, что в этой сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.

В сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставления старших, прямо сопоставляя свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждении с ними того, что и как следует делать.

Литература : «Развитие интегративных качеств дошкольников » Афонькина Ю. А. - методический конструктор. - Волгоград, Учитель,2013г.

Курилкин А.И., МГПУ, Москва

Психологическая подготовка к предстоящим соревнованиям (или игре) осуществляется на базе общей подготовки и связана с решением задач, которые встают перед спортсменами в данном конкретном соревновании. Психологическую подготовку к конкретному соревнованию можно подразделить на раннюю и непосредственную. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию является интегральной формой спортивной подготовки спортсмена. Она направлена на совершенствование умений вести спортивную борьбу. Главным средством этой подготовки - специально организованные и управляемые тренером тренировочные занятия (учебная игра, товарищеские соревнования, соревнование моделирования действий противника и т.д.), проходящие на оптимальном уровне психических состояний у спортсменов. Основная задача подобных занятий заключается не только в том, чтобы добиться прямого спортивного результата, а в возможности сформировать умение грамотно вести спортивную борьбу, управлять своим состоянием, научиться умению максимального проявления волевых усилий, проявлять творчество и инициативу.

Психологическая подготовка этого периода предусматривает:

1. Формирование психической готовности спортсмена; умения управлять своими действиями, правильно сочетать периоды напряженной двигательной активности и расслабления; умения распределения сил, мобилизации своих возможностей.

2. Совершенствование индивидуальных и командных тактических действий в условиях, близких к соревнованию; умение управлять групповыми взаимосвязанными действиями звеньев или команды в целом.

3. проявление умений саморегуляции психических состояний в условиях напряженной соревновательной (экстремальной) деятельности.

Готовность к действиям - широкое понятие. ЕЕ можно рассматривать как многокомпонентную структуру, характеризующуюся для каждой деятельности определенной совокупностью признаков, которая включает: идейную, моральную, функциональную, психическую и специальную (физическую, тактическую, теоретическую) готовность в их единстве.

Психическая готовность играет решающее значение для успешности соревновательной деятельности. Следует подчеркнуть, что состояние психической готовности к соревнованию неразрывно связано с понятием "спортивная форма", то или иное изменение готовности приводит к изменению спортивной формы. Психическое состояние представляет собой сложное, целостное проявление личности. Профессор А.Пуни, опираясь на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в психологии спорта, установил следующие структурные компоненты состояния психической готовности спортсмена.

Имиявляются:

I. Трезвая уверенность спортсмена в своих силах служит для спортсмена залогом успешного выступления в соревновании. Она возникает и формируется на основании реальных расчетов соотношения возможностей спортсмена и предполагаемых усилий будущего соревнования (состава и особенностей противника). Экспериментальные исследования показывают, что для спортсменов существуют "Внутренние споры" уверенности. Такими спорами служат знания спортсменов об уровне собственной: технической, тактической и физической подготовленности; владение приемами саморегуляции своих действий и состояний в экстремальных условиях соревнования.

II. Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели за победу обозначает проявляющуюся в реальных действиях целеустремленность спортсмена, направленную бескомпромиссное ведение борьбы до самого последнего мгновения, за достижение намеченного и даже еще лучшего результата; и не только с равным, но и более сильным противником.

III. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Предсоревновательный период протекает, как правили, при повышенном эмоциональном возбуждении. Однако не во всех случаях уровень возбуждения является благоприятным для предстоящей деятельности. Он может быть чрезмерно высок (стартовая лихорадка) или недостаточен (стартовая апатия). Уровень психической напряженности зависит от многих факторов - от значимости и мотивации выступления в соревновании, индивидуально-психологических и типологических особенностей спортсмена и др. Во всех случаях важно одно, чтобы уровень эмоционального возбуждения был оптимальным, т.е. соответствовал особенностям деятельности в каждом виде спорта, масштабам соревнования, индивидуальным особенностям личности спортсмена. Зная причинны изменения уровня эмоционального возбуждения, всегда можно подобрать определенные средства и методы для формирования у спортсмена оптимального уровня эмоционального возбуждения.

IV. Высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов соответствует устойчивому сохранению рабочих параметров деятельности спортсмена и входит в структуру психической готовности к соревнованию. Психологическими механизмами помехоустойчивости являются: устойчивое внимание, стабильная деятельность сосредоточения перед исполнением спортивного действия, сенсорная и эмоциональная устойчивость, совокупность волевых качеств, сила нервной системы. Влияние сбивающих факторов нейтрализуется за счет умения саморегуляции психического состояния и волевых усилий спортсмена.

Способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением. Спортсмен в процессе непосредственной подготовки и в процессе самого соревнования всегда стоит перед необходимостью ориентироваться в обстановке, предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, управлять эмоциями, корректировать состояние, противостоять сбивающим факторам, управлять своим поведением. Все это проявляется во внешней деятельности спортсмена и является организующим и направляющим ее фактором. В то же время все это позволяет судить и о его психической готовности к соревнованию.

Психическая готовность - сложное состояние, в которое входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Познавательные процессы отражают содержание и форму выполняемой деятельности, эмоциональные - усиливающую или ослабляющую активность спортсмена, волевые - эффективность выполнения спортивных действий.

Состояние психической готовности - система динамическая и все ее процессы связаны между собой, но связи между ними подвижны и в силу влияния объективных или субъективных условий деятельности каждый из них может временно стать ведущим. Наиболее часто роль ведущих процессов играют: в Предсоревновательный период - уверенность в своих силах, а в процессе соревнования - стремление упорно и до конца бороться за достижение поставленной цели.

Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию в командных видах спорта находится в прямой зависимости от общей готовности всей команды.

Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена, исходя из предполагаемых условий будущего соревнования.

Его можно выразить следующей формулой:

В формировании состояния готовности спортсмена большую роль играют специальные организованные занятия, в которые входят:

I. Проведение тренировок с соревновательной установкой, в процессе которых спортсмены, команда ставятся в сложные условия, приближенные к реальному соревнованию, создание соревновательных ситуаций разного типа, проведение открытых тренировок со зрителями, в различных метеорологических условиях.

II. Проведение занятий с применением различных условностей - искусственно создавать неожиданные трудности, изменяя и нарушая правила, создавая численный перевес у команды "противника", выводя из основного состава ключевых игроков и вводя запасных, сбивая темп и ритм игровых действий, "провоцируя" тем самым эмоциональную напряженность:

Искусственно создавать условия дефицита времени, ограничения пространства, увеличения дистанции, использование финальных условий:

Переключение от одних тактических действий к другим по заранее обусловленным сигналам и т.д. и т.п.

III. Подготовка спортсменов не только с равным, но и более сильным и слабым противником.

IV. Развитие умения спортсменов владеть и управлять собственными психическими процессами, всецело сосредоточиваясь на предстоящей деятельности.

Существенным разделом проблемы психической готовности спортсмена к соревнованию является раздел диагностический. Решение данного вопроса связано прежде всего учитывать те признаки, которые характеризуют это состояние и в соответствии с этим необходимо подбирать определенный комплекс методов. В такой комплекс должны входить общие методики, которые не учитывают специфики вида спорта и специальные, которые отражают ее.

Диагностические методики должны отвечать ряду требований: простота, портативность, кратковременность, возможность многократного повторного использования, объективность показателей, характеризующих определенный признак состояния психической готовности к соревнованию.

Диагностирование должно проводиться с соблюдением ряда условий:

Методики должны быть привычными для спортсменов, чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости;

Кратковременности;

Простоты.

Показатели, характеризующие каждый признак, должны быть типизированы и нормированы, индивидуализированы (учет вида спортивной деятельности, состояние тренированности, пол, возраст, квалификация, типологические особенности различий спортсменов, установление нормативов, фоновых показателей и т.п.).

Для диагностики состояние психической готовности спортсмена к соревнованию можно использовать следующие методы: наблюдение, методы спроса, анализа показателей деятельности, аппаратурные и бланковые методы, метод экспертных оценок. Успех в применении этих методов обеспечивается только в том случае, если они проводятся по определенной программе и отражают основные признаки изучаемых явлений.

Все знают, что мотивация - мощный психический двигатель любой человеческой деятельности. Чем сложней и ответственней деятельность, тем больше ее результат зависит от структуры, уровня и направленности мотивации. И эта закономерность больше всего проявляется в условиях деятельности, когда необходимо терпеть, преодолевать определенные психические барьеры объективного характера (например, заставить себя минимально употреблять в пищу сладкое и мучное) или субъективного (например, преодолеть смущение в незнакомой компании).

В основе мотивации лежит потребность. Так, испытывая потребность в активной деятельности, мы формируем мотивацию занятий физической культурой и спортом вообще или психофизическим тренингом в частности.

Мотивация формируется на основе четко обозначенных и связанных друг с другом целей. Правильно сформулированная цель деятельности - это уже полдела. Понимание необходимости достижения этой цели, выбора правильных путей - это, по существу, вторая половина дела.

Здесь на авансцену выступает знаменитое трио "хочу-могу-должен". Сначала осознается потребность "Хочу научиться управлять своим настроением". Затем формируется целевые установки: "Я смогу управлять своим настроением, если овладею приемами психической саморегуляции". И после этого четко формируется мотив: "Я должен овладеть определенными приемами психической саморегуляции, которые входят в систему психофизического тренинга, чтобы управлять своим настроением и своим поведением".

Без правильно сформированной мотивации, которая, в свою очередь, зависит от правильно поставленной цели, нельзя не только добиться, например, высокого спортивного результата, но и реально улучшить свое здоровье, - в этом есть необходимость практически у всех. Приходится согласиться с Джей Киллиг, спортивным психологом их США, которая говорит, что лишь 10% тех, кто занимается физической культурой, реально улучшает свое здоровье. Остальные не знают, чем им лучше заниматься, с какими дозировками, с какой установкой на те или иные действия, какие существуют психологические предпосылки к таким занятиям. Необходимо изменить образ мышления, чтобы правильно осознать себя в физкультурной деятельности. Желательна здесь и общественная поддержка, коллектив единомышленников, который формируется, например, в клубе, в секции.

Типичная мотивация занятий физической культурой (просто "стать здоровым") расплывчата и поэтому мало эффективна. Нужна корректно направленная мотивация: в чем именно и в какие сроки добиться прогресса (например, увеличить объем бицепсов, повысить физическую работоспособность или добиться того, что в быту называется "убрать живот" и т.п.) Из таких частных мотивационных установок потом будет формироваться мотивация более высокого порядка.

Эдвард Маколой писал о роли восприятия самого себя в процессе физического совершенствования. Он считает, что мужчинам в основном свойственна излишняя уверенность в своих силах, тогда как женщины гораздо реальнее оценивают свои возможности. У первых такая переоценка имеет следствием перенапряжения, срывы, а недооценка у которых мешает многим из них активно укреплять здоровье, используя весь свой физический и психический потенциал. Правильная оценка самого себя, своего внешнего "Я" и внутреннего "Я" помогает ставить реальные цели и точно формировать нужную мотивацию.

Здесь важно чувство меры, слишком высокие, недоступные цели приводят к тому, что они не достигаются. А не достигнутая цель приводит к развитию тревожности, беспокойства, а в последствии может и развить невротизм. Лучше сопоставить довольно близкую, реальную цель, а, достигнув ее, "отодвигать" дальше, перемещаясь вперед со ступеньки на ступеньку.

Женщин, решивших похудеть, очень много. Решив сбросить лишний вес, они сразу ставят перед собой сложнейшую задачу: например, похудеть на 20 килограмм в кратчайшие сроки. И начинаются мучения: голодание, чуть ли не ежедневные сеансы в сауне, бег (с нагрузками, не соответствующими состоянию сердечно-сосудистой системы), первые 5 килограмм лишнего веса исчезают быстро, а потом этот процесс, естественно тормозится. Не достигнутая цель вызывает не только невротичность, но и агрессивность, обиду на окружающих, стремление сорвать недовольство на ком-нибудь. А не лучше ли сформулировать более реальную цель: "Похудеть на 5 килограммов, а там видно будет." Достигнув этой уели, можно ставить задачу похудеть еще на два килограмма или хотя бы даже на один. И двигаться дальше.

Формирование мотивации подкрепляется чувством важности, полезности занятий, социальными оценками, теми или иными эмоциями.

Один занимается физической культурой и спортом по совету своего врача, чтобы укрепить свое здоровье (деловая мотивация), другой же занимается, т.к. хочет встречаться с приятными людьми (социальная мотивация), или это просто доставляет ему удовольствие (эмоциональная мотивация). Эти мотивации не противоречат друг другу, а действуют параллельно с большей или меньшей акцентированностью

Как писал Л.Д. Гиссен, движение организма к прогрессу, к совершенствованию не может осуществляться изолировано. Бег трусцой иногда называют "бегом от инфаркта". Но положительный результат достигается не только за счет укрепления одной лишь сердечно-сосудистой системы. Одновременно тренируется дыхание, меняются газообмен и энергетика., происходят изменения в мышечной и костно-суставной системах и т.д. Не остается в стороне и психическая сфера. Эффективность бега во многом зависти от отношения к нему, от мотивации, от самоубеждения. Один убежден, что бег - это единственное средство и возможность укрепить его здоровье. И, действительно, объективные данные подтверждают это. Второй совсем не собирался бегать, но его уговорили хотя бы некоторое время побегать за компанию. И влияние бега на его организм выражено значительно меньше.

Когда перед организмом стоит задача, выполнение которой, казалось бы, возложено на какую-либо одну систему, то нельзя не учитывать многочисленные связи внутри единой функциональной системы. Задача будет решена быстрее и лучше, если ее решение будет осуществляться одновременно многими имеющимися средствами.

Поэтому цели должны быть многопрофильными. Например, "Постараюсь похудеть и стать более уравновешенной в своем поведении" или "Подкачаю силу и избавлюсь от чувства скованности, неуверенности."

Мотив имеет свой физиологический механизм, связан с общим функциональным состоянием, с эмоциями. Участки нервной системы, "ведающие" мотивированными, направленными поступками, и участки, регулирующие эмоциональные состояния, являются непосредственными соседями.

Немецкий психолог Ю.Нитч, много работавший над проблемой самомотивации в спорте показал, как важны здесь самопоощрение и самокритика. Он приводит пример положительной самооценки:

"Я себе сделаю потом хороший подарок. Я скажу себе: "Ты же сделал это превосходно". Я похвалю себя: "Молодец, я горжусь тобой. Я доволен твоим результатом". Я похлопаю себя по плечу и скажу: "Выполнено превосходно".

В определенных проблемных ситуациях спортсмены подкрепляют уверенность в собственных силах не только действиями, но и мысленными поощрениями:

"Я думаю в таких случаях о чем-нибудь хорошем, что я сделаю для себя позже. Я думаю о том, что я могу гордиться собой".

Мотивация может осуществляться и с помощью чужой поддержки:

"В таких случаях я думаю о награде. Я думаю о призе (поездка в Южную Америку). Я думаю о своей стипендии, которую не хотел бы потерять. Я думаю о том, что вошел в национальную команду. Я представляю, как оценит пресса мой успех".

Некоторые спортсмены прибегают к мотивации с помощью двигательных действий:

"В таких ситуациях я просто двигаюсь. Если меня настигает чувство неудовлетворения, то я просто делаю гимнастические упражнения. Я бегаю тогда больше обычного. Я бегаю и предпочитаю это делать во время дождя, что для меня особенно трудно."

Полезна и модификация образа "Я":

"Я представляю себя человеком, уже достигнувшим успеха". Важно также иметь ввиду, что само по себе достижение цели не отражает ценности человека как личности. Если кто-то ставит ценность своей личности в зависимость от достижения успеха, при неудаче им овладевает чувство собственной никчемности. Очень немногие добиваются успеха во всем, чем бы они не занимались.

Существенным фактором мотивации является формулирование задач (у психологов принят термин - целеполагание), которые человек пытается решить. По существу это цель действия или серии действий, осмысливающих всю деятельность человека. Различные цели требуют разного количества прилагаемых усилий, которые определяются конкретными требованиями, предъявляемыми к выполнению данного задания. Упорство, настойчивость поддерживают необходимый уровень усилий в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Короче говоря, целеполагание создает структуру для мотивации, направляя усилия в течение какого-либо отрезка времени в определенное русло.

Прежде всего необходимо установить, насколько осмыслены эти цели. Другими словами, надо определить, какое количество усилий надо приложить для их достижения, сколько времени для этого потребуется, в какой степени человек готов к достижению данной цели, его индивидуальные свойства; следует также учесть все имеющиеся возможности, ограничения времени на занятия, условия занятий и т.д.

Способность ставить перед собой цели помогает определить, что человек представляет собой как личность. Целеполагание важно не только для достижения успеха в определенном виде деятельности или спорта, но и для того, чтобы вести активную, осмысленную жизнь. Единственная причина, почему у вас иногда идет не по плану - это отсутствие такового. Целеполагание дает возможность планировать любые жизненные достижения.

Спортивные психологи предлагают:

1. Установить реальные, значимые, измеримые цели на ближайшее время и на перспективу и пути их достижения; ежедневно контролируйте цели и достижения.

2. Используйте позитивное воображение.

3. После составления списка всех проблем, барьеров и препятствий между вами и поставленной целью, составьте детальный месячный, недельный, ежедневный план действий по их преодолению.

4. Развивайте желание и волю к достижениям, реализуя шаг за шагом разработанный план.

5. Развивайте волю, чтобы ничто не могло отвлечь Вас от достижения поставленной цели.

6. Избегайте отрицательных мыслей и эмоций, не общайтесь с негативно настроенными людьми.

7. Развивайте положительные мысли и эмоции.

8. Упражняйтесь в самодисциплине, так как частью платы за успех является тяжелая работа.

9. Экономно используйте время, направляя ваши усилия в соответствии с планом.

10.Учитесь на неудачах и поражениях, так как негативный опыт тоже может быть полезен.

11.Развивайте свой собственный энтузиазм.

Умение управлять поведением

Если вы расстроены или обеспокоены поведением других людей, то, возможно, вам следует объективно проанализировать его. Может быть, вы пытаетесь помочь тому, кто этого не желает, или отвели на решение проблемы слишком мало времени. Вы могли также не понять, что нужно пытаться изменить поведение человека, а не его личность.

Из книги Организационное поведение: Практикум автора Громова Ольга

Глава 7 Управление поведением организации Эффективная деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл организации и каждую его стадию. Руководители должны знать, на

Из книги Оценка поведения автора Кинан Кейт

Умение управлять неадекватным поведением В основном поведение людей не влияет на их работоспособность. Но если все-таки это происходит, необходимо подумать о том, что можно предпринять, чтобы справиться с нежелательным поведением.Желая справиться с неадекватным

Из книги 49 законов продаж автора Мэттсон Дэвид

Управляйте своим поведением Для того чтобы стать профессиональным продавцом, вы должны понимать динамику человеческого поведения и научиться использовать это понимание так, чтобы это привело к наиболее благоприятному исходу как для вас, так и для потенциального

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

9 Умение управлять трудными людьми: психологическое оправдание усилий руководителя Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логически мыслящими, а с эмоциональными существами. Дейл Карнеги (1888–1955) На любой работе найдется хотя бы один трудный сотрудник, а

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.6. Общие правила управления групповым поведением Об управлении командами речь идет во многих параграфах данной книги. Здесь же приведем общие правила управления групповым поведением В. Зигерта и Л. Ланг. Эти правила нельзя рассматривать как некое универсальное

Из книги Вдохновляющий менеджер автора Лири-Джойс Джудит

Тема 7 Управление поведением организации 7.1. Разнообразие факторов поведения организации7.2. Понятие и законы управления7.3. Принципы управления7.4. Регулирование и контроль7.5. Поведение организаций на различных стадиях онтогенеза7.6. Концепция обучающейся организации и

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

8. Как управлять эффективностью Решите для себя, какие сражения вам во что бы то ни стало надо выиграть, а какие – вы готовы проиграть. Эллисон Николл, Freedom Finance «Бен всегда говорил мне, что я делаю правильно, а в чем ошибаюсь. Я благодарен ему за то, что он помог мне открыть

Из книги Думай как миллиардер [Все, что следует знать об успехе, недвижимости и жизни вообще] автора Макивер Мередит

10.3.9 Умение управлять дистанцией, способность вести себя в рамках формальной ситуации с одновременным умением разрушать границы, привлекая к себе людей, создавая контакт более близкий и прямой Давайте взглянем на уровни общения лидера с подчиненными:? Формальное

Из книги Психология убеждения автора Чалдини Роберт

Как управлять долгом Необходимо управлять своим долгом, потому что вы – единственный, кто может и должен это делать. Я всегда твержу себе, что могу использовать заемный капитал для своих сделок, а могу и не прибегать к этому средству. Я единственный, кто вправе принять

Из книги MBA в кармане: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления автора Пирсон Барри