Болезни Военный билет Призыв

Что съесть чтобы голос был лучше. А в результате бывает приходит домой - пропал голос, а как лечить спрашивают у меня. Лечение голосовых связок

Советы врача вокалисту и не вокалисту.

1. Ингаляции - лучшего прямого воздействия на связки, кроме как аэрозольных ("вдыхательных") методов нет. И потому, если воспалены именно они (скажем ларингит и пр.), то лучше делать ингаляции- в миску или широкую чашку наливаем кипяток, туда 3-4 капли эфирного масла эвкалипта или шалфея. Закрываемся полотенцем и дышим, медленно вдыхаем через рот и спокойно выдыхаем через нос.

2. Фалиминты и пр. пастилки для горла могут помочь при воспалении горла. Здесь несколько другое (горло на голос влияет мало, если только процесс не запустить и инфекция не спустится вниз на связки), тогда уж лучше опять же использовать аэрозоль какой-нибудь (каметон, йокс) и выпить таблетку чего-нибудь противовоспалительного (парацетамол,колдрекс и пр). Кто не любит таблетки, то никогда лишним не бывает заварить чай из лечебных трав: ромашка, шалфей, эвкалипт. Опять же, они такие же сильные противовоспалительные средства как и таблетки.

3.Люголь. Имея практику работы на скорой помощи, могу сказать верное средство при начинающемся першении, сипении, сопении, щекочении в области горла -раствор Люголя (продается в аптеке очень дешево). На палочку намотать кусочек ватки, но так чтобы она не слетела, обмокнуть в раствор Люголя и смазать горло (то есть миндалины и заднюю стенку глотки(по возможности, как получится) и там где болит.

4.Питье. Вообще при любом недомогании(простудном и пр.), особенно когда подряд много выступлений и нагрузок, советую пить обильное количество жидкости(при чем чай, кофе и соки не в счет), нужна именно минеральная вода, просто вода или горячее питье (травки, морсы в термосе и пр.) и обязательно высыпаться.

5.Горячее вино или глинтвейн ,- разогревает связки, но это скорее как экстренная, а не лечебная мера, да лучше и не увлекаться.

6.Диазолин относится к противоаллергическим средствам, он снимает отек с воспаленных мест (того же горла, связок и пр.), но обладает седативным эффектом, так что только на ночь, иначе не сможете толком собраться петь, уже не из-за горла и связок, а от того, что сознание притупится. и будет банально хотеться спать. Честно советую, если аллергии ни на что нет, то лучше им не увлекаться. Снимает мокроту с горла, откашливает прям кусками!

Народные рецепты
1.Гимнастика языка. Высунуть язык изо рта и тянуть, например, сначала к подбородку, потом к носу и т.д.
Поза Льва: сесть, расслабиться, язык высунуть максимально изо рта и произносить звук, похожий на букву Ка.

2. Капнуть на корень языка пару капелек репейного масла.

3. Шоколадное масло:
Мед (сколько не жалко 100гр. например), сахар (гр.50-100), шоколад или какао все растопить и в самом конце - масло сливочное, (гр.200-250). Остужая, все время помешивать. Можно есть ложками и поварешками. Очень вкусно и помогает хорошо, даже при воспалении легких.

4. Горячее молоко- литр с медом на ночь.

5. рецепт Юли Савичевой:
а). «Экстренный»: Нагреть 50 грамм коньяка, добавить в него 3 чайные ложки мёда и 3 капли лимона. Выпить. Через 5 минут голос восстанавливается.

Б). «Щадящий»: Этот коктейль нужно пить исключительно на ночь. Взбить 2 яичных белка с 2-мя чайными ложками сахара. Добавить 50 грамм коньяка. Налить в отдельный стакан тёплой воды. Каждый глоток приготовленного коктейля нужно запивать глотком воды. После этого сразу нужно лечь спать. На утро голос полностью восстанавливается.

7. Водка с добавлением анисовых капель.

8. Красного не креплёное вино подогреть до приятной температуры и мелкими глотками так, что б на связки попадало.

9.Сухой инжир разрезать на две части. Поставить на плиту молоко Соскребаем мякоть из этих двух половинок и бросаем в подогреваемое молоко. Потом чайной ложечкой размазываем по стенкам посуды с молоком. Не доводить до кипения, но что бы было горячим. Молоко приобретает цвет. Два раза в день можно пить.
Метод, который используют многие оперные вокалисты.

10. Желательно после часа пения дать отдохнуть связкам минимум 20 мин, при этом пить сильно тёплый (не кипяток) чай с лимоном, если без машины КОНЬЯК мелкими глоточками! Или чай с коньяком!


Запрещено:

1. перед пением щелкать: семечки, орешки, фисташки (сушит и першит в горле).

2. Во время работы, пить минеральную воду, тем более со всякого рода красителями, особенно ОРАНЖ.

3. Есть шоколад.

Упражнения для голосовых складок
Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков,восстановлению смыкания связок.
Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.

В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются!):
1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.

2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.

3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.
Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.

5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".

6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

7. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения - с "прямо - влево", постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание.Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".
Через два дня, меняем слог "Мам" на "Бам" (следовательно "Бам", "Бом", "Бум", "Бим" и т.д.), ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня на "Жам".

Следующий этап:

1.Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь - ещё рано. Мычим распевочку (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.

2.Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок "Подмосковные вечера". Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив "Не слышны в саду даже шорохи", при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: головой крутим справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.
Наконец-таки, начинаем петь исключительно на стаккатто:

1.Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.

2.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.

3.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.

4.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c,d,e,f,g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g,a,h,c,d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте"g" переходим на "лё".

И только когда вы убедились, что сип и хрипота не появляется, осторожно переходим на легато. Сперва - это короткие попевки, распевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходим к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение №1 (полоскание горла), и начинать распевки с закрытым ртом. Большое внимание следует уделять дыханию.

Для развития певческого дыхания также существует ряд упражнений:
1. На расстоянии 10см дуем на зажжённую свечу так, чтобы пламя слегка накренялось, но не тухло.
2. Вспоминаем собачек в жару. Также, раскрываем рот, вываливаем язык, и дышем животом.

Полезные советы для вокалистов.
Практически все вокалисты (в том числе и наши шоу-звёзды) на своём творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это происходит из за ряда причин:
-неправильного способа звукоизвлечения (как правило, наших вокалистов никто не обучает правильной подаче голоса)
-перенапряжения голосового аппарата
-работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзилита и пр. заболеваний.
-реже - под воздействием вирусных заболеваний или функционально.

Если во время ответственных переговоров у вас все время будет першить в горле, придется откашливаться, пить воду. Или же это произойдет во время выступления на конференции... Не слишком приятные перспективы. Тем более что волнение тут может быть вовсе ни при чем. А просто вы перед выступлением съели горсть жареных орехов или выпили чай с лимоном. Есть такие продукты, которые вызывают першение, хрипоту, ощущение скованности в горле. Вокалисты о них отлично знают. Пригодятся эти знания и ораторам, а также всем, кто должен много говорить в течение рабочего дня.

Те, кто серьезно работает со своим голосом, как оперные или эстрадные певцы, соблюдают даже специальные диеты. Например, вокалисту нельзя сидеть на жестких диетах: при недоедании, скудной калорийности и однообразном рационе голос тускнеет, утрачивает силу. Голосовым связкам, как, впрочем, и всему организму, необходимы витамины. Особенно важно для голоса регулярное получение витаминов С, А, Е. Обязательно должны быть в рационе продукты, содержащие белок и клетчатку.

Что полезно для голоса

Сырые яйца . Классика, но куда же без нее. Правда, яйца не нужно пить непосредственно перед выступлением или во время него. Сырые яйца действительно полезны для связок, повышают их эластичность и даже могут реанимировать голос, если накануне вы перенапрягли связки или простыли. Но пить их нужно один-два раза в неделю. И выбирайте качественные,

Рыба и морепродукты . Источники полезных жиров и качественного белка. В то же время эти продукты не слишком тяжелые для желудка, хорошо перевариваются. Так что рыбу и морепродукты певцы едят как минимум 2 раза в неделю.

Сливочное масло . Качественные жиры в разумных количествах полезны для связок. Но сливочное масло певцы употребляют и непосредственно перед выступлением. Масло смягчает горло, связки, голос лучше звучит. Кусочек масла рассасывают за час до нагрузки на горло или же выпивают стакан теплого молока с тем же маслом.

Вода . Не холодная, не горячая, вода комнатной температуры обязательно должна быть в рационе в достаточных количествах. Певцы и ораторы не должны допускать пересыхания горла в любое время. Пьют воду и до выступления: она улучшит голос, говорить или петь будет легче.

Молоко . Тоже теплое, но не горячее. Восстанавливает и укрепляет связки. Полезно как употреблять до выступления, так и просто вводить в рацион.

Теплый черный чай . Его употребляют для более легкого разогрева связок. Можно выпить теплого, не слишком горячего чаю перед выступлением или переговорами, он заменит разминку для голоса. Но лучше не добавлять в чай ни лимон, ни мед. Цитрусовые перед выступлением сушат горло, а из-за меда может першить в горле.

Кстати, и мед, и цитрусовые в целом полезны для голоса, они снабжают нас необходимыми витаминами, но непосредственно перед выступлением их лучше избегать. И лучше всего не употреблять эти продукты в чистом виде, а добавлять в теплый чай.

Что вредит голосу

Обжорство . Слишком много еды, как и слишком мало — противопоказание для певцов и ораторов. Если переесть перед выступлением, то желудок будет давить на диафрагму, говорить и петь становится тяжело, даже диапазон голоса у певцов может измениться не в лучшую сторону.

Фастфуд . В нем и острые соусы, и частицы, которые царапают горло, и вредные трансжиры. И слишком много жира, соли, различных добавок. Это все не принесет пользу горлу и связкам, может негативно воздействовать, да и тяжести в желудке прибавит, если зайти в ресторан быстрого питания перед выступлением.

Семечки, сухарики, соленые орешки . Для певцов это табу. Все эти мелкие сухие снеки царапают горло, вызывают першение, от них начинаешь сипеть. Причем даже в дни «молчания» предаваться есть семечки не рекомендуется, уж слишком негативно они воздействуют на голос.

Яркие вкусы . Очень сладкие, очень соленые, очень острые, очень кислые продукты и блюда противопоказаны людям, которые зарабатывают на жизнь голосом. Они раздражают слизистую и горло. Поэтому лучше воздерживаться от кислых фруктов и большинства сладостей.

Напитки со льдом . И просто холодные напитки. Тут все понятно, есть опасность простуды. А также ледяные напитки и блюда могут вызвать шок слизистых оболочек, тогда голос может пропасть совсем.

Острые соусы, пряности, приправы . Пряности и соусы можно добавлять в мизерных количествах и максимум за 6 часов до выступления. Они раздражают слизистую оболочку горла, а в некоторых случаях провоцируют выработку избыточного количества слизи, что еще сильнее мешает пению и разговору.

Шоколад, кофе, какао . Сладости вообще не рекомендуются певцам, но вот шоколад им есть можно. Но только не перед выступлением и не за час до пения, репетиции. Он вызывает легкое першение в горле. Как и какао, кофе.

Алкоголь . Для голоса вредны пиво, коньяк, водка, коктейли, особенно все эти напитки со льдом. Но иногда небольшое количество алкоголя можно употребить, чтобы расслабиться и немного разогреть голос. Но только очень небольшое, не больше 40 мл, и незадолго до часа Х. Нужно хорошо понимать реакцию своего организма на алкоголь. В одних случаях алкоголь может помочь, а в других — уберет сдерживающие факторы. Можно даже сорвать голос, пытаясь взять особенно высокую ноту или докричаться до самого дальнего угла аудитории. К тому же, когда разогревающее и расслабляющее действие алкоголя пройдет, можно слегка осипнуть. Поэтому лучше все же для разогрева пить теплый чай или молоко.

юФП Ц, ОБУФБМБ РПТБ ЮФП-ФП РПТЕЛПНЕОДПЧБФШ Й ЧПЛБМЙУФБН. юЕУФОП РТЙЪОБЕНУС, Ч ТЕДБЛГЙЙ ОЙЛФП РЕФШ ОЕ ХНЕЕФ - ОЕЮЕН. рПЬФПНХ РТПГЕУУ ЙЪЧМЕЮЕОЙС ФБЛПЗП ПРЕТОПЗП ЪЧХЛБ, ЮФПВЩ ДТПЦБМЙ МАУФТЩ (ЙМЙ, ОБПВПТПФ, ПФ ЪБЧЙУФЙ УПМПЧШЙ ПУПМПЧЕМП РБДБМЙ ЪБНЕТФЧП), ДМС ОБУ ОЕСУЕО. юФП-ФП, ЛПОЕЮОП, УНХФОП РПНОЙН ЙЪ ЛХТУБ БОБФПНЙЙ РТП ДЙБЖТБЗНХ, ОП ЛБЛ ОБ ОЕЈ ДЩИБОЙЕ РПУФБЧЙФШ - ДМС ОБУ ФПЦЕ ЪБЗБДЛБ. еДЙОУФЧЕООПЕ, ТЙУЛОЕН РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП НПЪЗЙ Ч ДЕМЕ ЧПЛБМЙЪЙТПЧБОЙС - ФПЮОП ОЕ РПНЕИБ. рП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ВЕЪ ЬФПЗП УЙУФЕНОПЗП ЛПНРПОЕОФБ МЙЮОПУФША ОЕ УФБОЕЫШ, ДБЦЕ РПМЕОП ЧЩУФТХЗЙЧБФШ ОХЦОП У ХНПН, ОЕ ФП ЮФП ТБВПФБФШ ОБД ЗПМПУПН…

ч ПВЭЕН, МПЗЙЮОЕЕ РПЗПЧПТЙФШ ПВ ЬФПН УП УРЕГЙБМЙУФБНЙ. фЕН ВПМЕЕ ЮФП ЙИ Ч ОБЫЕК alma mater ИЧБФБЕФ. й ПОЙ Л ФПНХ ЦЕ МАВЕЪОП УПЗМБУЙМЙУШ РПДЕМЙФШУС ОБЛПРМЕООЩН ПРЩФПН.

лПОЕЮОП, НЩ ОЕ РТПУЙМЙ ЙИ ДБФШ ЪБПЮОЩЕ ХТПЛЙ РПУФБОПЧЛЙ ЗПМПУБ (ЙВП УЙЕ ОЕЧПЪНПЦОП) - УЛПТЕЕ, ТБЪЗПЧПТ РПКДЕФ ПВ ПЛПМПНХЪЩЛБМШОЩИ ЧЕЭБИ. б ФХФ ЧПЛБМЙУФЩ, Л УПЦБМЕОЙА, - ЧЕУШНБ ХСЪЧЙНЩК ОБТПД. еУМЙ Х УЛТЙРБЮБ ЙМЙ ЗЙФБТЙУФБ Ч ТХЛБИ ЕУФШ ИПФС ВЩ УЛПМШЪЛЙК, ЛБЛ ТЩВБ, ОП ЪБТБОЕЕ ЛЕН-ФП ЙЪЗПФПЧМЕООЩК ЙОУФТХНЕОФ, ЕУМЙ РЕТЕД РЙБОЙУФБНЙ ЧППВЭЕ УФПЙФ РПЮФЙ ЗПФПЧБС ЖПОПЗТБННБ П ЮЕФЩТЕИ ОПЦЛБИ (ЪОБК, ЦНЙ У ОБУМБЦДЕОЙЕН ОБ ЛМБЧЙЫЙ), ФП РЕЧЕГ РПМОПУФША ЪБЧЙУЙФ ПФ ОЕРПОСФОПЗП УЕВС Й ОЕЧЙДЙНЩИ УОБТХЦЙ РТПГЕУУПЧ. йФБЛ, РПРТПВХЕН ЧЩСУОЙФШ, ЛБЛ ЦЙФШ ДБМШЫЕ, ЕУМЙ ЧЩ - ЧПЛБМЙУФ.

зБМЙОБ йЗХНОПЧБ: рЕОЙЕ - ЬФП ЮХДП

рЕОЙЕ, ЛБЛ УЮЙФБЕФ РЕДБЗПЗ ОБЫЕК ЫЛПМЩ зБМЙОБ йЗХНОПЧБ, - ЮХДПДЕКУФЧЕООПЕ ПУНЩУМЕОЙЕ ТЕБМШОПУФЙ, РПУЛПМШЛХ РЕЧЮЕУЛЙК ЗПМПУ ДБО ЮЕМПЧЕЛХ ФПМШЛП ОБ ПРТЕДЕМЕООПК УФБДЙЙ ЬЧПМАГЙЙ, РТЙЮЕН ДБО ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ homo sapiens ЕЭЕ МХЮЫЕ РПЪОБМ УЕВС Й ПЛТХЦБАЭЙК НЙТ, УФБМ ВПМЕЕ УПЧЕТЫЕООЩН. рТЙ ЬФПН зБМЙОБ бМЕЛУБОДТПЧОБ РТЙЪЩЧБЕФ РПНОЙФШ УМПЧБ ыБМСРЙОБ П ФПН, ЮФП «ТБЪХН ЧПЪЧЕМЙЮЙЧБЕФ РТЙТПДХ», РПЬФПНХ ТБЪХНОПЕ РПМШЪПЧБОЙЕ ЗПМПУПН СЧМСЕФУС ЗМБЧОЩН ХУМПЧЙЕН ЕЗП ОПТНБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ДМЙФЕМШОПЗП УПИТБОЕОЙС.

нОПЗП МЕФ ТБВПФБС У ЧПЛБМЙУФБНЙ, ПОБ УЮЙФБЕФ ЧБЦОЩНЙ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ.

оБДЕЕНУС, УПЧЕФЩ зБМЙОЩ бМЕЛУБОДТПЧОЩ ПЛБЪБМЙУШ ЧБН РПМЕЪОЩ.

оП ЬФП ЕЭЕ ОЕ ЧУЈ!

оБФБМШС уХИБОПЧБ: ОЕУЛПМШЛП СЧОЩИ Й ФБКОЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙК

оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ - ЧЩРХУЛОЙГБ нПУЛПЧУЛПК ЛПОУЕТЧБФПТЙЙ Й РТЕДУФБЧЙФЕМШОЙГБ, ЛБЪБМПУШ ВЩ, ДТХЗПК РЕЧЮЕУЛПК ЫЛПМЩ (ПОБ ХЮЙМБУШ Х ъХТБВБ уПФЛЙМБЧЩ). пДОБЛП ПОБ РПЮФЙ ЧП ЧУЕН УПЗМБУОБ У НОЕОЙЕН зБМЙОЩ бМЕЛУБОДТПЧОЩ, РПЬФПНХ ЙЪ ЕЈ ЙНРТПЧЙЪЙТПЧБООПЗП ЙОФЕТЧША НЩ ПУФБЧЙН МЙЫШ ФП, ЮФП ОЕ РПЧФПТСЕФ УЛБЪБООПЕ ЧЩЫЕ.

    йФБЛ, оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ХФПЮОСЕФ, ЮФП ДМС ОПТНБМШОПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЖПТНЩ РЕЧГХ (Й РЕЧЙГЕ ФПЦЕ - РТЙНЕЮ. ТЕД .) ОХЦОП УРБФШ ОЕ НЕОЕЕ 8 ЮБУПЧ. рПУМЕ РТПВХЦДЕОЙС РТЙНЕТОП 2-3 ЮБУБ ЗПМПУ «РТЙИПДЙФ Ч УЕВС», «РТПУЩРБЕФУС» - ЬФП УМЕДХЕФ ХЮЙФЩЧБФШ, ЕУМЙ ЧБН РТЕДУФПЙФ ТБООЙК ЛПОГЕТФ. хФТЕООАА ФТБРЕЪХ ОХЦОП ЪБЧЕТЫЙФШ ОЕ РПЪДОЕЕ 1,5 - 2 ЮБУПЧ ДП ЧЩУФХРМЕОЙС, ЙОБЮЕ РЕТЕРПМОЕООЩК ЦЕМХДПЛ ВХДЕФ ДБЧЙФШ ОБ ДЙБЖТБЗНХ. рПНЙНП ХЦЕ ХРПНСОХФЩИ ЪБРТЕФОЩИ РТПДХЛФПЧ, ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЧЛХЫБФШ ПУФТХА, УМЙЫЛПН ЗПТСЮХА ЙМЙ ЮТЕЪНЕТОП ИПМПДОХА РЙЭХ. рТЙ МАВПН ОЕДПНПЗБОЙЙ, ЛПОЕЮОП, ОХЦОП ПФЛБЪБФШУС ПФ ЧЩУФХРМЕОЙС.

    еУМЙ ЧБЫ ЗПМПУ «ХУФБМ», ФП ЕУФШ ЧЩ ВЩМЙ ЧЩОХЦДЕОЩ ДП ЧЕЮЕТОЕЗП ЛПОГЕТФБ ЮЙФБФШ МЕЛГЙА ЙМЙ ЧЕУФЙ ФЕМЕРЕТЕДБЮХ, ФП МХЮЫЕЕ УТЕДУФЧП ДМС ЧПУУФБОПЧМЕОЙС ЗПМПУБ - ПФДЩИ Й РПМОПЕ НПМЮБОЙЕ . еУМЙ ЧБН Л ФПНХ ЦЕ ОЕЪДПТПЧЙФУС - ПЮЕОШ ЧТЕДОП ОЕ ФПМШЛП РЕФШ, ОП Й РТЙУХФУФЧПЧБФШ ОБ ТЕРЕФЙГЙЙ ЙМЙ ДБЦЕ РТПУФП УМХЫБФШ НХЪЩЛХ: ЧП ЧТЕНС УМХЫБОЙС ЗПМПУПЧЩЕ УЧСЪЛЙ ЙОУФЙОЛФЙЧОП ОБРТСЗБАФУС РПНЙНП ЧБЫЕЗП ЦЕМБОЙС. фБЛ ЮФП, ЛТПНЕ НПМЮБОЙС, ДМС ЧЩЪДПТПЧМЕОЙС ФТЕВХЕФУС ФБЛЦЕ ФЙЫЙОБ . еУМЙ Х ЧБУ УЕМ ЗПМПУ, ОЕ ЗПЧПТЙФЕ ЫЕРПФПН - ЫЕРПФ ЗПТБЪДП УЙМШОЕЕ ОБРТСЗБЕФ УЧСЪЛЙ, ЮЕН ПВЩЮОБС (ДБЦЕ ИТЙРМБС) ТЕЮШ.

    еУМЙ ЦЕ ЧЩ ЪДПТПЧЩ Й У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ИПДЙФЕ ОБ ЪБОСФЙС - ЦЕМБФЕМШОП ОЕ РЕФШ ДПМЗП ВЕЪ РЕТЕТЩЧБ. оБЮЙОБАЭЙЕ РЕЧГЩ ДПМЦОЩ ПФДЩИБФШ РПУМЕ ЛБЦДЩИ 15-20 НЙОХФ ЪБОСФЙК, РТПЖЕУУЙПОБМЩ - ЮЕТЕЪ 40-45 НЙОХФ, РПУЛПМШЛХ ЮТЕЪНЕТОЩЕ ТЕЗХМСТОЩЕ ОБЗТХЪЛЙ ПУМБВМСАФ ЗПТФБООЩЕ НЩЫГЩ, ЗПМПУ ФЕТСЕФ УЧЕЦЕУФШ, ЪЧХЮОПУФШ Й ИХЦЕ РПДДБЕФУС ЛПОФТПМА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ЧЕТПСФОПУФЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ЛТПЧПЙЪМЙСОЙК. вПМШЫПК ЧТЕД НПЗХФ ОБОЕУФЙ ЖПТУЙТПЧБОЙЕ ЪЧХЛБ Й НОПЗПЛТБФОПЕ, ЮБУФПЕ РПЧФПТЕОЙЕ ФТХДОЩИ ХРТБЦОЕОЙК, ЧЩУПЛЙИ ОПФ, Б ФБЛЦЕ РЕОЙЕ ОЕ Ч УЧПЕК ФЕУУЙФХТЕ (ДЙБРБЪПОЕ).

    оЕМШЪС РЕФШ Ч РТПЛХТЕООЩИ РПНЕЭЕОЙСИ, УБНП ЛХТЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ПУМБВМСЕФ ПТЗБОЙЪН, ОП Й ЧЕДЕФ Л ПУЙРМПУФЙ ЗПМПУБ.

    уТБЪХ РПУМЕ РЕОЙС ЧТЕДОП ЧЩИПДЙФШ ОБ ХМЙГХ Ч ИПМПДОХА РПЗПДХ . еУМЙ ХЦ ЬФП ОЕЙЪВЕЦОП Й ЧЩ ЛХДБ-ФП УРЕЫЙФЕ - ЧЩРЕКФЕ РЕТЕД ХИПДПН ОЕНОПЗП ЧПДЩ ЛПНОБФОПК ФЕНРЕТБФХТЩ. оЕЦЕМБФЕМШОП ОБ ИПМПДЕ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ (ОЕ ФПМШЛП Ч ДОЙ ЛПОГЕТФПЧ ЙМЙ ХТПЛПЧ).

    дЩЫБФШ Ч МАВХА РПЗПДХ Й Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ЦЙЪОЙ МХЮЫЕ ЮЕТЕЪ ОПУ: ЬФП РТЕДПИТБОСЕФ ДЩИБФЕМШОЩЕ РХФЙ ПФ РПРБДБОЙС РЩМЙ, ЙОЖЕЛГЙЙ, Б ФБЛЦЕ УПЗТЕЧБЕФ Й ХЧМБЦОСЕФ ЧДЩИБЕНЩК ЧПЪДХИ.

нЩ ТЙУЛОХМЙ РПЙОФЕТЕУПЧБФШУС Х оБФБМШЙ еЧЗЕОШЕЧОЩ Й П ФПН, ЮФП НЩ ИПФЕМЙ ХЪОБФШ, ОП УФЕУОСМЙУШ УРТПУЙФШ. й ПОБ ОБН РП УЕЛТЕФХ ПФЧЕФЙМБ.

чП-РЕТЧЩИ, П «МЙЮОПК ЦЙЪОЙ» . оЙЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ЧПЛБМЙУФБН, ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, ФПЦЕ ОЕ ЮХЦДП (ФЕН ВПМЕЕ ЮФП МАДЙ ПОЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, РПЮФЙ ЙМЙ ХЦЕ ЧЪТПУМЩЕ), ОП ЧПФ МЙЮОХА ЦЙЪОШ, ПЛБЪЩЧБЕФУС, ЙН ОХЦОП ПЗТБОЙЮЙЧБФШ «ТБЪХНОЩНЙ РТЕДЕМБНЙ». лПМЙЮЕУФЧЕООЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙК НЩ ДБЧБФШ ОЕ УФБОЕН, ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ФТЕВХЕФ ОЕХЛПУОЙФЕМШОПЗП УПВМАДЕОЙС - Ч ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ «ЛТЙФЙЮЕУЛЙЕ ДОЙ» РЕФШ ОЕМШЪС ЧППВЭЕ.

чП-ЧФПТЩИ, ПВ БМЛПЗПМЕ . (пРСФШ ЦЕ, ДЕФЕК РТПУЙН ЧП ЧТЕНС ЮФЕОЙС ЬФПЗП БВЪБГБ ПФЧЕТОХФШУС ПФ НПОЙФПТБ). вЩФХЕФ НОЕОЙЕ, ЮФП РЕТЕД ЛПОГЕТФПН ЙОПК ТБЪ ОЕ ЗТЕИ РТПРХУФЙФШ ТАНПЮЛХ ДМС ТБЪПЗТЕЧБ ЗПМПУБ Й ЪБПДОП ДМС РТЕПДПМЕОЙС УГЕОПЖПВЙЙ. рП ПЮЕОШ ВПМШЫПНХ УЕЛТЕФХ оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ЫЕРПФПН УЛБЪБМБ, ЮФП ДМС НХЦУЛЙИ ЗПМПУПЧ ФБЛПЕ ДПРХУФЙНП Ч ТБЪХНОПК ЖПТНЕ , ЙОПЗДБ : РПД ТБЪХНОПУФША РПДТБЪХНЕЧБЕФУС ЮБЫЛБ ФЕРМПЗП ЮБС, Ч ЛПФПТЩК ДПВБЧМЕОБ 1-2 УФПМПЧБС МПЦЛБ ЛПОШСЛБ. оП ЬФП - УЛПТЕЕ ЙУЛМАЮЕОЙЕ ДМС НБЮП Й РТПЮЙИ «УЙМШОЩИ ОБФХТ». вПМШЫЙОУФЧХ ЧПЛБМЙУФПЧ БМЛПЗПМШ РЕТЕД ЛПОГЕТФПН БВУПМАФОП РТПФЙЧПРПЛБЪБО - ПО ОБТХЫБЕФ ОБТБВПФБООЩЕ ЧП ЧТЕНС ЪБОСФЙК БМЗПТЙФНЩ Й Л ФПНХ ЦЕ УХЫЙФ УМЙЪЙУФХА ПВПМПЮЛХ, РТЙЮЕН МЕЗЛЙЕ УРЙТФОЩЕ ОБРЙФЛЙ (Ч ПУПВЕООПУФЙ ЫБНРБОУЛПЕ) ОЕ НЕОЕЕ ЧТЕДОЩ, ЮЕН ПУФБМШОЩЕ.

ч-ФТЕФШЙИ, ЕУМЙ ЧЩ РТЙВПМЕМЙ, ОП РЕФШ ЧУЕ-ФБЛЙ ОХЦОП - МХЮЫЕ РПУПЧЕФПЧБФШУС У ЧТБЮПН-ЖПОЙБФТПН. еУФШ РТЕРБТБФЩ, ЧТЕНЕООП УОЙНБАЭЙЕ ПФЕЮОПУФШ (Л РТЙНЕТХ, ДЙБЪПМЙО), ОП ВЕЪ ЛПОУХМШФБГЙЙ УП УРЕГЙБМЙУФПН РТЙОЙНБФШ ЙИ ОЕВЕЪПРБУОП. оЕМШЪС ДЕМБФШ РЕТЕД ЧЩУФХРМЕОЙЕН Й УНСЗЮБАЭЙЕ НБУМСОЩЕ ЙМЙ ДТХЗЙЕ ЙОЗБМСГЙЙ - ПОЙ ТБУУМБВМСАФ УЧСЪЛЙ Й НПЗХФ ФПМШЛП ХИХДЫЙФШ ЧБЫЕ УПУФПСОЙЕ.

уХДС РП ФПНХ, ЮФП оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ОБИПДЙФУС Ч РТЕЛТБУОПК ЧПЛБМШОПК ЖПТНЕ (ЕЕ ЧЩУФХРМЕОЙС НЩ ЮБУФП УМЩЫЙН ОБ ПВЭЕЫЛПМШОЩИ ЛПОГЕТФБИ), ПОБ Й УБНБ УФБТБЕФУС УМЕДПЧБФШ УЖПТНХМЙТПЧБООЩН ДМС ОБУ РТЙОГЙРБН.

зПЧПТСФ, ЮФП…

оЕУЛПМШЛП МАВПРЩФОЩИ УПЧЕФПЧ ОБН ХДБМПУШ ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ УЕФЕЧЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ. рПРТПВХКФЕ ЙУРЩФБФШ ЙИ ОБ УЕВЕ.

уЙМБ, ЛБЮЕУФЧП Й ФЕНВТ ЗПМПУБ ЪБЧЙУЙФ ОЕ ФПМШЛП ПФ ЗПМПУПЧЩИ, ОП Й ПФ НЩЫГ МЙГБ, ЗХВ Й Ф. Д. ъБ ЬФХ ТБВПФХ ПФЧЕФУФЧЕООЩ ВПМЕЕ ЮЕН 200 НХУЛХМПЧ, РПМХЮБАЭЙИ ЛПНБОДЩ ЙЪ ПУПВПЗП ТЕЮЕЧПЗП ГЕОФТБ ЗПМПЧОПЗП НПЪЗБ. пЮЕОШ РПМЕЪОП ЙОПЗДБ ОЕ РТПУФП МАВПЧБФШУС ОБ УЕВС Ч ЪЕТЛБМП, ОП Й ЧЩРПМОСФШ ФБЛПЕ, ОБРТЙНЕТ, ХРТБЦОЕОЙЕ:

уМПЦЙФЕ ЗХВЩ ФТХВПЮЛПК Й РПУЧЙУФЙФЕ. ъБНЕФШФЕ, ЛБЛ ЙЪНЕОЙМПУШ РТЙ ЬФПН ЧБЫЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ. б ФЕРЕТШ РПРТПВХКФЕ РТПУЧЙУФЕФШ ЙМЙ «РТПНЩЮБФШ» ЛБЛПК-ОЙВХДШ НПФЙЧЮЙЛ У ЧБЫЙН ПВЩЮОЩН ЧЩТБЦЕОЙЕН МЙГБ. юЕТЕДХС ПВЩЮОПЕ Й «УЧЙУФСЭЕЕ» ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ ОЕУЛПМШЛП ТБЪ, ЧЩ РПЮХЧУФЧХЕФЕ, ЛБЛ РТПЮЙУФЙМБУШ ЗПТФБОШ Й ЛБЛ ЙЪНЕОСЕФУС ЪЧХЛ ЗПМПУБ.

иПТПЫП ЧМЙСАФ ОБ УЧСЪЛЙ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЦХЦЦБЭЙЕ ЪЧХЛЙ. рТЙ ЬФПН ОЕРМПИП ЕЭЕ УПЧЕТЫБФШ ЮЕМАУФСНЙ ЦЕЧБФЕМШОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС. ьФП ХРТБЦОЕОЙЕ РТЙНЕОСЕФУС ДМС ТБУУМБВМЕОЙС БТФЙЛХМСГЙПООПК НХУЛХМБФХТЩ.

оБРТПФЙЧ, ДМС ХЛТЕРМЕОЙС НЩЫГ ЗПТФБОЙ РПМЕЪОП УМЕДХАЭЕЕ ХРТБЦОЕОЙЕ: УЙМШОП ОБДХФШ ЭЕЛЙ, Б РПФПН ТЕЪЛП ЧЩРХУФЙФШ ЧПЪДХИ ОБТХЦХ.

рЕТЕД ЧЩУФХРМЕОЙЕН, ЛПЗДБ ОБЮЙОБЕФУС «НБОДТБЦ», РПРТПВХКФЕ ЪБУФБЧЙФШ УЕВС ХУРПЛПЙФШУС , ФП ЕУФШ РПУФЕРЕООП ОБЮБФШ ДЩЫБФШ УРПЛПКОП, НЕДМЕООП Й ЗМХВПЛП (ОП ЧОХФТЕООЕ ОЕ ТБУУМБВМССУШ), Й НЩУМСНЙ РПМОПУФША УЛПОГЕОФТЙТПЧБФШУС ОБ ЬФПН РТПГЕУУЕ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ РПРЩФПЛ ЧЩ ЪБНЕФЙФЕ, ЮФП ЧБН ХДБЕФУС ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЕВС! (еУФШ, ЛПОЕЮОП, Й ВПМЕЕ ЛБТДЙОБМШОЩЕ УРПУПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ЧПМОЕОЙС ЧП ЧТЕНС ЛПОГЕТФБ: ДЕТЦБФШ УЛТЕЭЕООЩНЙ РБМШГЩ, ЙМЙ РЕФШ УРЙОПК Л ЪБМХ - РТЙНЕЮ. ТЕД. )

мЕЮЙФШУС ОХЦОП ЧДХНЮЙЧП! уПЧЕФЩ ЖПОЙБФТБ

еУМЙ ЧЩ РТПУФЩМЙ Й Х ЧБУ УЕТШЕЪОП ЪБВПМЕМП ЗПТМП - ЛПОЕЮОП, ОЙЛБЛПЗП РЕОЙС! оХЦОП МЕЮЙФШУС, МЕЮЙФШУС Й ЕЭЕ ТБЪ МЕЮЙФШУС.

у МЕЮЕВОПК ГЕМША ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЮБУФПЕ ФЕРМПЕ РЙФШЕ ЮБС (МХЮЫЕ ЪЕМЕОПЗП), ЮБС У НПМПЛПН, ПФЧБТБ ЫЙРПЧОЙЛБ, ФТБЧСОЩИ ЮБЈЧ (НСФБ, МЙРПЧЩК ГЧЕФ, ДХЫЙГБ, ТПНБЫЛБ, ЫБМЖЕК Ч ЙЪПВЙМЙЙ ЙНЕАФУС Ч БРФЕЛЕ Ч ХДПВОПК ХРБЛПЧЛЕ «РБЛЕФЙЛБНЙ»), ФЕРМПЗП НПМПЛБ УП УМЙЧПЮОЩН НБУМПН Й НЕДПН. тБЪХНЕЕФУС, НПЦОП ЗПТМП ЮЕН-ОЙВХДШ РПРПМПУЛБФШ - ОБУФПСНЙ ФТБЧ (ЛБМЕОДХМЩ, ЬЧЛБМЙРФБ), ТБУФЧПТПН УПДЩ У УПМША Й ЛБРМЕК КПДБ, ТБУФЧПТПН ЖХТБГЙММЙОБ, СВМПЮОЩН ХЛУХУПН (ЮБКОБС МПЦЛБ ОБ УФБЛБО ФЕРМПК ЧПДЩ). иПТПЫП РТЙОЙНБФШ НЙЛУФХТХ У БМФЕКОЩН ЛПТОЕН, ФЕТНПРУЙУПН.

оП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧП ЧТЕНС МЕЮЕОЙС ДМС ЗПМПУБ ВЕЪПРБУОЕЕ ЙОЗБМСГЙЙ, ЮЕН РПМПУЛБОЙС (ОБРТЙНЕТ, ЧДЩИБОЙЕ ЛБТФПЖЕМШОПЗП ПФЧБТБ), ОП ЬФП Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УФЕРЕОЙ ЪБВПМЕЧБОЙС. оЩОЮЕ ЧЩРХУЛБЕФУС Й НОПЦЕУФЧП БЬТПЪПМЕК ДМС ЗПТМБ - ПОЙ ОЕТЕДЛП ДПУФБФПЮОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩ, ФЕН ВПМЕЕ ЮФП ЕУФШ НОПЦЕУФЧП ЙИ ТБЪОПЧЙДОПУФЕК: Й У ФТБЧБНЙ, Й У НБУМБНЙ, Й У НЈДПН... рТЙ УТЕДОЕК ФСЦЕУФЙ РТПУФХДЩ ЙМЙ ЛБФБТБ ВЩЧБЕФ ЧРПМОЕ ДПУФБФПЮОП УПВМАДЕОЙС РПУФЕМШОПЗП ТЕЦЙНБ Й ЙУРПМШЪПЧБОЙС ФБЛЙИ ЧПФ РПМХДПНБЫОЙИ УТЕДУФЧ МЕЮЕОЙС.

пДОБЛП УЕТШЕЪОЩЕ ЧТБЮЙ ЪОБАФ НОПЗП УЕЛТЕФПЧ. оБРТЙНЕТ, ПОЙ УЮЙФБАФ, ЮФП ЧБЦОП ОЕ УФПМШЛП, ЮЕН РПМПУЛБФШ, ОП Й ЛБЛ РПМПУЛБФШ . чЕДШ ЮЕТЕУЮХТ ЙОФЕОУЙЧОПЕ РПМПУЛБОЙЕ РТЕЧТБЭБЕФУС Ч НБУУБЦ НЙОДБМЙО, Б ЧПУРБМЕООЩК ПТЗБО НБУУЙТПЧБФШ ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ УМЕДХЕФ. рТЙ БОЗЙОЕ Ч УЛМБДЛБИ НЙОДБМЙО НПЦЕФ УЛБРМЙЧБФШУС ЗОПК, Й ЬОЕТЗЙЮОПЕ ДБЧМЕОЙЕ ЦЙДЛПУФЙ ОЕ УНЩЧБЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЧДБЧМЙЧБЕФ ЕЗП ЗМХВЦЕ. пФ ЬФПЗП ВПМЕЪОШ НПЦЕФ ЪБФСОХФШУС, РПЧЩУЙФУС ТЙУЛ ЧПУРБМЕОЙС УПУЕДОЙИ ФЛБОЕК, МЙНЖБФЙЮЕУЛЙИ ХЪМПЧ. фБЛ ЮФП Ч ЬФПН УМХЮБЕ РПМПУЛБФШ ОХЦОП ОЕЦОП, ПУФПТПЦОП, РПЮБЭЕ ЧЩРМЕЧЩЧБС ТЕЪХМШФБФ РТПГЕДХТЩ . уМЙЫЛПН ЮБУФП РПМПУЛБФШ ЗПТМП ФПЦЕ ОЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ - ДПУФБФПЮОП ЮЕФЩТЕИ-РСФЙ ТБЪ Ч ДЕОШ, Ч РТПНЕЦХФЛБИ ЦЕ УМЕДХЕФ РПВПМШЫЕ РЙФШ, Й ОЕ ЪБМРПН, Б УРПЛПКОЩНЙ НЕДМЕООЩНЙ ЗМПФЛБНЙ.

йЪДБЧОБ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ВПМШ Ч ЗПТМЕ ИПТПЫП УНСЗЮБЕФ НПМПЛП. еЗП ГЕМЕВОЩЕ УЧПКУФЧБ ХУЙМСФУС (РТБЧДБ, ЧЛХУ ОЕ УФБОЕФ РТЙСФОЕЕ), ЕУМЙ ОБ УФБЛБО НПМПЛБ ДПВБЧЙФШ РТЙНЕТОП РПМПЧЙОХ ЮБКОПК МПЦЛЙ РЙЭЕЧПК УПДЩ. нПЦОП ТБЪВБЧМСФШ НПМПЛП НЙОЕТБМШОПК ЧПДПК «вПТЦПНЙ» (ВЕЪ ЗБЪБ), РЙФШ МАВЩЕ СЗПДОЩЕ НПТУЩ, ПФЧБТЩ УХИЙИ ЖТХЛФПЧ. пВЙМШОПЕ РЙФШЕ ОБЪОБЮБАФ РТЙ НОПЗЙИ ЙОЖЕЛГЙПООЩИ ЪБВПМЕЧБОЙСИ ЛБЛ УТЕДУФЧП, «РТПНЩЧБАЭЕЕ» ПТЗБОЙЪН, РПНПЗБАЭЕЕ ВЩУФТЕЕ ЧЩЧПДЙФШ ФПЛУЙОЩ - РТПДХЛФЩ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЪМПЧТЕДОЩИ НЙЛТПВПЧ Й ЧЙТХУПЧ. оБ ОБЮБМШОПК УФБДЙЙ ЪБВПМЕЧБОЙС ЧЪТПУМЩН НПЦОП ЧЩРЙФШ ЮБЫЕЮЛХ ОЕ УМЙЫЛПН ЗПТСЮЕЗП ЗМЙОФЧЕКОБ.

чП ЧТЕНС ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ РПМЕЪОП ЕЗП УПЗТЕЧБОЙЕ ЛПНРТЕУУПН, ЛПФПТЩК УФБЧСФ ОЕ ВПМЕЕ, ЮЕН ОБ ДЧБ ЮБУБ. фТБДЙГЙПООЩК ЛПНРТЕУУ - РПМХУРЙТФПЧПК, ОП НПЦОП УДЕМБФШ НБУМСОЩК (ЛХУПЛ ФЛБОЙ, МХЮЫЕ МШОСОПК, УНБЮЙЧБАФ РПДПЗТЕФЩН ТБУФЙФЕМШОЩН НБУМПН) Й РТПУФП ЧПДОЩК ЛПНРТЕУУ (ЧПДБ, ТБЪХНЕЕФУС, ДПМЦОБ ВЩФШ ФЕРМПК). пВЕТОХЧ ЫЕА ХЧМБЦОЕООПК Й ПФЦБФПК ФЛБОША, РПЧЕТИ ЕЕ ЛМБДХФ ЧПЭЕОХА ВХНБЗХ, ДБМЕЕ УМПК ЧБФЩ ЙМЙ НСЗЛЙК ЫЕТУФСОПК ЫБТЖЙЛ Й ЪБЛТЕРМСАФ ВЙОФПН ЙМЙ ЛПУЩОЛПК. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП РПУМЕ УОСФЙС ЛПНРТЕУУБ ОЕДПРХУФЙНП ПИМБЦДЕОЙЕ - ОХЦОП ПВЕТОХФШ ЫЕА ОБ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ЮЙУФЩН УХИЙН РМБФЛПН.

зМБЧОПЕ - ВЕЪ МЕЛБТУФЧ! уПЧЕФЩ ЪОБИБТЕК Й ЪОБИБТПЛ

нОПЦЕУФЧП ТЕГЕРФПЧ МЕЮЕОЙС ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ РТЕДМБЗБЕФ ОБТПДОБС НЕДЙГЙОБ . еУМЙ ЧЩ УЛМПООЩ Л ЬЛУРЕТЙНЕОФБН ОБД УПВПК, НПЦЕФЕ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ ЙУРЩФБФШ ОБ РТБЛФЙЛЕ.

оБРТЙНЕТ, ЮЕУОПЮОЩЕ ЙОЗБМСГЙЙ: ЧПЪШНЙФЕ ВЙОФ ЙМЙ НБТМА ТБЪНЕТПН 10И40 УН, ОБФТЙФЕ ОБ ФЕТЛЕ ОЕУЛПМШЛП ДПМЕЛ ЮЕУОПЛБ Й ВЩУФТП, РПЛБ ОЕ ХМЕФХЮЙМЙУШ ЖЙФПОГЙДЩ, УНБЦШФЕ ЛБЫЙГЕК РПЧЕТИОПУФШ ВЙОФБ, УЧЕТОЙФЕ Ч ТХМПОЮЙЛ Й ВЩУФТП ПРХУФЙФЕ ЕЗП ОБ ДОП РХУФПЗП ЮБКОЙЛБ, ЪБЛТЩЧ ЛТЩЫЛПК. чПЪШНЙФЕ ОПУЙЛ ЮБКОЙЛБ Ч ТПФ, ЪБЦНЙФЕ ОПУ РБМШГБНЙ Й НЕДМЕООП ЧДЩИБКФЕ ЮЕУОПЮОЩК БТПНБФ Ч ФЕЮЕОЙЕ 8-10 НЙОХФ. чЩДПИЙ ДЕМБКФЕ ЮЕТЕЪ ОПУ, Ч ЮБКОЙЛ ЧЩДЩИБЕНЩК ЧПЪДХИ РПРБДБФШ ОЕ ДПМЦЕО.

дМС МЕЮЕОЙС БОЗЙОЩ ЙУРПМШЪХАФ ФБЛЦЕ УХИПК ЙОЦЙТ (РЕТЕД УОПН 4-6 СЗПД РПЧБТЙФШ Ч УФБЛБОЕ НПМПЛБ, ЙОЦЙТ УЯЕУФШ, Б НПМПЛП ЧЩРЙФШ), ЕЦЕЧЙЛХ (2 УФПМПЧЩЕ МПЦЛЙ МЙУФШЕЧ ЪБМЙФШ ДЧХНС УФБЛБОБНЙ ЛЙРСФЛБ, ОБУФПСФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЮБУБ Й РЙФШ РП 2 УФПМПЧЩЕ МПЦЛЙ 4 ТБЪБ Ч ДЕОШ РЕТЕД ЕДПК).

пДОП ЙЪ МХЮЫЙИ УТЕДУФЧ РТПФЙЧ ЛБФБТБМШОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ - РПДПЗТЕФБС НПТУЛБС ЧПДБ (ЕК, ТБЪХНЕЕФУС, РПМПЭХФ ЗПТМП, РЙФШ ЕЕ ТЕЫЙФЕМШОП ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС).

уРЕГЙБМШОЩК ОБТПДОЩК ТЕГЕРФ ДМС ЧПЛБМЙУФПЧ , ЪБВПМЕЧЫЙИ МБТЙОЗЙФПН Й «РПФЕТЕК ЗПМПУБ»: Ч ЛБУФТАМА ЧМЙФШ УФБЛБО ЗПТСЮЕК ЧПДЩ Й РПМУФБЛБОБ БОЙУПЧЩИ УЕНСО , ЛЙРСФЙФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ 15 НЙОХФ; УМЕЗЛБ ПУФЩЧЫЙК ПФЧБТ РТПГЕДЙФШ, УНЕЫБФШ У ЮЕФЧЕТФША УФБЛБОБ МЙРПЧПЗП НЕДБ Й ЕЭЕ ТБЪ РТПЛЙРСФЙФШ, ЪБФЕН УОСФШ У ПЗОС Й ДПВБЧЙФШ УФПМПЧХА МПЦЛХ ЛПОШСЛБ. рТЙОЙНБФШ РП ПДОПК УФПМПЧПК МПЦЛЕ ЛБЦДЩЕ РПМЮБУБ. ъОБИБТЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ЬФП УТЕДУФЧП УРПУПВОП ЧПУУФБОПЧЙФШ ЗПМПУ ЪБ УХФЛЙ!

оЕНБМП ОЕХДПВУФЧ РЕЧГХ ДПУФБЧМСАФ ОЕ ФПМШЛП ЪБВПМЕЧБОЙС ЗПТМБ, ОП Й ОБУНПТЛ . пДОП ЙЪ РЕТЧЩИ ПЗТБОЙЮЕОЙК РЙФБОЙС РТЙ ОБУНПТЛЕ, ПУПВЕООП ИТПОЙЮЕУЛПН - ПФНЕОБ ХРПФТЕВМЕОЙС Ч РЙЭХ НПМПЛБ Й НПМПЮОЩИ РТПДХЛФПЧ (ОБДП ЦЕ! - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

оБТПДОЩЕ ГЕМЙФЕМЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ПФ ОБУНПТЛБ РПНПЗБЕФ УНЕУШ НЕДБ У УПЛПН ЛТБУОПК УЧЕЛМЩ (ЙОФЕТЕУОП, Б ВЩЧБЕФ ЕЭЕ УЧЕЛМБ ДТХЗЙИ ГЧЕФПЧ? - РТЙНЕЮ. ТЕД. ), ДМС ЕЕ РТЙЗПФПЧМЕОЙС УНЕЫЙЧБАФ ЮБКОХА МПЦЛХ НЕДБ Й 3 МПЦЛЙ УЧЕЛПМШОПЗП УПЛБ. уНЕУШ ЪБЛБРЩЧБАФ Ч ОПУ РП ОЕУЛПМШЛП ЛБРЕМШ 3-4 ТБЪБ Ч ДЕОШ.

иПФЕФШ - ЪОБЮЙФ НПЮШ! рТПЮЙЕ УПЧЕФЩ

еУМЙ Х ЧБУ БММЕТЗЙС ОБ ЧУЕ МЕЛБТУФЧБ Й ЧУЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ РТПДХЛФЩ - ЧЩ ВПМШЫПК РПДБТПЛ ДМС УЕНШЙ, ПТЗБОПЧ УПГПВЕУРЕЮЕОЙС Й РТБЧЙФЕМШУФЧБ. оП ЕУМЙ ЧЩ РТЙ ЬФПН ЕЭЕ Й ЛБЫМСЕФЕ - ОЕ ПУФБЕФУС ОЙЮЕЗП ВПМШЫЕ, ЛБЛ ЧЪЩЧБФШ Л РПФХУФПТПООЙН УЙМБН. дМС ЧБУ Х ОБУ Ч БТУЕОБМЕ ЕУФШ РБТПЮЛБ ЬЛУФТЕНБМШОЩИ ТЕГЕРФПЧ.

рЕТЧЩК - ЪБЗПЧПТ РТПФЙЧ ВПМЕЪОЕК ЗПТМБ. мАВПРЩФОП, ЮФП ЪБЗПЧБТЙЧБФШ ОХЦОП ОЕ ЪХВЩ ВПМШОПНХ, Б ЧПДХ, ТБЪЧЕДЕООХА У НЕДПН (ЪБЗПЧПТЕООХА ЧПДХ ПРСФШ ЦЕ ОХЦОП ДБФШ ВПМШОПНХ ЧЩРЙФШ): «оБ ПЛЕБОЕ, ОБ НПТЕ, ОБ ПУФТПЧЕ, ОБ ВЕТЕЦЛХ ЧЩТБУФБМБ ФТПУФШ ЙЪ ЪЕНМЙ ДП ОЕВБ. лФП ФХ ФТПУФШ ЧЩТЧЕФ? б ЧЩТЧЕФ ФХ ФТПУФШ нЙИБЙМ-БТИБОЗЕМ, рЕФТ Й рБЧЕМ. й ОЕ С РПНПЗБА, ОЕ С РПУПВМА, РПДУПВМСЕФ УБН ЗПУРПДШ ВПЗ, УБН йЙУХУ иТЙУФПУ. бНЙОШ.» (оЕ ЪОБЕН, ДЕКУФЧХЕФ МЙ ЬФПФ ТЕГЕРФ ОБ НХУХМШНБО Й ЙОДХУПЧ - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

б ЧПФ ЕЭЕ ВПМЕЕ ПТЙЗЙОБМШОЩК (Й, ЗПЧПТСФ, ПЮЕОШ ВЩУФТЩК) УРПУПВ МЕЮЕОЙС БОЗЙОЩ: ЛП ТФХ ВПМШОПЗП ВМЙЪЛП РПДОПУСФ ВПМШЫХА МСЗХЫЛХ Й ЪБУФБЧМСАФ ВПМШОПЗП ДЩЫБФШ РТСНП ОБ ОЕЈ. пФ ЬФПЗП УЕТДГЕ МСЗХЫЛЙ ОБЮЙОБЕФ ХЮБЭЕООП ВЙФШУС, Й ВПМШОПНХ РПЮФЙ НЗОПЧЕООП УФБОПЧЙФУС МХЮЫЕ. уЮЙФБЕФУС, ЮФП ФБЛПЕ МЕЮЕОЙЕ РПМЕЪОП ФСЦЕМЩН ВПМШОЩН, ЛПФПТЩЕ ОЕ ФПМШЛП ОЕ НПЗХФ РЙФШ ЙМЙ ЕУФШ, ОП Й ЗПЧПТЙФШ - ЮЕТЕЪ 8-10 НЙОХФ ВПМЕЪОШ РПМОПУФША РТПИПДЙФ. мСЗХЫЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ОЕРТЕНЕООП ВПМШЫБС - УЕТБС, ЪЕМЕОБС ЙМЙ ЦБВБ. (дХНБЕН, ЮФП ДЕМП ОЕ Ч МСЗХЫЛЕ: ВПМШОПК УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ТЕЫБЕФ, ЮФП МХЮЫЕ НЗОПЧЕООП РПРТБЧЙФШУС, ЮЕН МЕЮЙФШУС ФБЛЙН ОЕРТЕЪЕОФБВЕМШОЩН УРПУПВПН - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

рЕОЙЕ - ЬФП…

пЮЕОШ ИПЮЕФУС ЧЕТЙФШ, ЮФП ЧУЕ ЧПЛБМЙУФЩ ПЭХФЙМЙ ГЕМЙФЕМШОПЕ ВМБЗПМЕРЙЕ ХЦЕ ПФ ЮФЕОЙС ОБЫЕК УФБФШЙ, Б РПУМЕ ЧОЕДТЕОЙС Ч ЦЙЪОШ ЧУЕИ ПРЙУБООЩИ РТБЧЙМ Й УПЧЕФПЧ Й ЧПЧУЕ УФБОХФ ОПЧЩНЙ юЕЮЙМЙСНЙ вБТФПМЙ ЙМЙ ьОТЙЛП лБТХЪП… зМБЧОПЕ - НЕЮФБФШ Й РТЙМБЗБФШ ЧУЕ ХУЙМЙС ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ ЧБЫЕК НЕЮФЩ. фПЗДБ ЛПЗДБ-ОЙВХДШ ЧЩ ПВОБТХЦЙФЕ ГЙФБФХ ЙЪ УЧПЙИ ЙОФЕТЧША Ч УРЙУЛЕ ОЙЦЕ.

б РПЛБ ПЪОБЛПНШФЕУШ У НЩУМСНЙ ФЕИ, ЛФП ХЦЕ УПУФПСМУС ЛБЛ РТПЖЕУУЙПОБМ.

ї рТЙЧБМПЧ у.в.

ї йЗХНОПЧБ з.б.

Почему теряют голос

Обычно пропажа голоса, или дисфония , обнаруживается утром. У проблемы может быть множество причин и требуется время на их решение. Главный виновник - воспаление слизистой оболочки гортани, или ларингит . Голосовые связки увеличиваются в объеме и звук пропадает или теряет в качестве. Дойти до такой жизни можно разными путями.

В образовании звука участвуют все органы системы «ухо-горло-нос », и если здесь что-то не ладится, с голосом будут проблемы. Во время простуды, ангины, тонзиллита или бронхита слизистая гортани отекает и пересушивается. Типичное следствие - потеря голоса.

Крик или долгий разговор, особенно на повышенных тонах, приводят к перенапряжению и травмам голосовых связок. Осенью эффект усиливается за счет погоды (связкам вредны ветер и сырость ) и начало отопительного сезона (голос негативно реагирует на пересушенный воздух ).

В зоне риска все, кто работает голосом: адвокаты, воспитатели детских садов, лекторы. Отдельный разговор об учителях - они говорят и много, и громко (по статистике на 3 децибела выше нормы ). Очень рискуют певцы - у них на связках в результате постоянных нагрузок образуются настоящие трудовые мозоли, так называемые «узелки певца ».Такие же узелки украшают связки и простых любителей поорать - фониатры называют их «узелки крикуна ». Но как ни назови, результат один - несмыкание связок и осиплость.

Курильщики - частые жертвы ларингита, у них он протекает в хронической форме. Никотин снижает эластичность связок, награждая любителей табака характерным «прокуренным » тембром.

Микрочастички пыли оседают на связках и гортани, мешая им нормально работать. Так что голос можно потерять в процессе ремонта или большой уборки. Причиной становятся и открытые окна в квартире, выходящие на загруженную автостраду.

Газировка , сухарики и семечки раздражают слизистую горла и тоже портят голос. Кроме того, повредить связкам могут слишком горячая или слишком холодная еда, специи, крепкий алкоголь и даже кофе - он пересушивает гортань.

Программа восстановления

Разобравшись с причинами, можно приступать к реабилитации. В зависимости от тяжести симптомов она может занять от суток до 2 недель.

Что пить для восстановления голоса

Очень важно больше пить - голосу вообще вреден недостаток жидкости . Подойдут , травяные чаи . Очень помогает тёплое молоко с медом и сливочным маслом (по 1 столовой ложке на стакан).

Быстро возвращает звук настой хрена . Возьмите пару сантиметров корня, измельчите, залейте стаканом кипятка и дайте настояться. Затем процедите, добавьте немного сахара и каждый час принимайте по столовой ложке.

Еще один рецепт - смешать тёплое молоко с морковным соком в равных долях, добавить мёд и пить понемногу в течение дня.

Хорошо влияет на связки пиво - если голоса нет, а нужно быстро вернуть себе способность говорить, выпейте стакан подогретого напитка.

Есть адепты коньяка , считающие, что 50 г моментально приводят связки в тонус. Однако эффект будет недолгим - после рюмки вы обретете способность говорить максимум минут на 40.

Что есть для восстановления голоса

Во время болезни связки похожи на струны расстроенной скрипки, и чтобы привести их в тонус, нужна легкая белковая еда: , ы, .

Ешьте лимоны, апельсины, клюкву и смородину , квашеную капусту - в них много витамина С, необходимого при простуде. Помогают также лук и чеснок за счет высокого содержания «убийц микробов » фитонцидов . Чтобы «смазать » связки, можно съесть кусочек хлеба со сливочным или растительным маслом .

Чем полоскать горло и с чем делать ингаляции для восстановления голоса

Следующий пункт нашей программы - полоскания . Только не содой! Она пересушивает слизистую. Оптимальны травяные сборы со зверобоем, аптечной ромашкой, календулой и шалфеем . Эффективны полоскания настоем из луковой шелухи и соком картофеля .

Те же травяные сборы подойдут для ингаляций. И не забудьте бабушкин способ - подышать над картошкой, сваренной в мундире . Но пар не должен обжигать!

Больше спите и меньше говорите - ваш голос сейчас нуждается в отдыхе. Если говорить все же приходится, то не шепчите (шепот очень вреден для связок ), а старайтесь говорить тихо, низким грудным голосом, чтобы минимизировать нагрузку на голосовой аппарат.

Увлажняйте воздух

Создайте себе нормальные условия для жизни - купите увлажнитель воздуха (для голоса идеальная влажность - 60% ).

Не курите

Что тут скажешь, кроме как «бросай курить, вставай на лыжи »! Никотина в жизни быть не должно. Причем завязать нужно не только с сигаретами, но и с кальяном.

Лечите нервы

Пейте гоголь-моголь!

Самый знаменитый рецепт борьбы с простудой и хрипотой - гоголь-моголь. В его основе взбитые желтки с сахаром, в которые добавляют молоко, иногда ром или коньяк, пряности. Существует масса вариаций этого напитка, один из самых популярных - медовый . Для его приготовления взбейте желток, влейте 2 стакана тёплого молока, добавьте четверть стакана меда и немного апельсинового сока, затем белок, взбитый со столовой ложкой сахара. Принимайте натощак.

Певцы трепетнее остальных относятся к своему голосу - от него зависит если не жизнь, то карьера. Поэтому у них существует множество рецептов, помогающих вернуть голос.

Федор Шаляпин , рассказывают, лечился смесью коньяка, лимонного сока, яйца и мёда , взятых в равных количествах.
Людмиле Зыкиной голос помог вернуть другой рецепт. 50 г анисовых зерен заливаются 400 мл воды, смесь кипятится на умеренном огне 10 минут. Затем ее нужно процедить, добавить 50 г меда и 50 мл коньяка и принимать по 1 ст. л. каждый час.
Ольга Арефьева закапывает в горло тыквенное масло на выдохе и советует пить горячее молоко с боржоми в пропорции 1:1.
Марина Хлебникова верит в целебную мощь персикового масла , делает ингаляции с травами, в первую очередь со зверобоем и душицей , дающими противомикробный эффект и приводящими голосовые связки в тонус.
Олег Газманов , когда у него пропал голос, уехал к морю, жил там месяц в полном молчании и полоскал горло морской водой .

Рано или поздно у любого человека, занимающегося вокалом, возникает вопрос: а правильно ли я обращаюсь со своим инструментом? К сожалению, часто этот вопрос встает, когда уже что-то не так: голос не звучит, сипит или хрипит и прочее. Между тем, этот вопрос очень важен, ведь инструмент у вокалиста один, и дается он на всю жизнь. Поэтому попробуем разобраться, какие из наших действий вредят голосу, а какие для него полезны.

Прежде всего, отметим очевидную вещь — занятия вокалом должны приносить пользу. Если вы после урока не можете даже говорить, а на следующий день хрипите, то стоит серьезно задуматься о том, что вы делаете не так, естественно, после похода к фониатру. Вредно петь много часов подряд, а так же «пробовать» крайние верхние и нижние ноты много раз подряд.

Итак, если ваши вокальные занятия проходят успешно, вы видите, точнее, чувствуете, что ваш голос развивается. Вы поете лучше, кто-то со стороны это отмечает, у вас развивается диапазон, вы можете спеть те произведения, которые раньше были не под силу. Короче говоря, вы поете правильно. Немаловажно еще, ЧТО вы поете, потому что нужно петь только подходящие для вашего типа голоса произведения . Итак, если вы поете правильно, то можете петь еще долгое время.

Но поскольку певец носит свой инструмент в себе, и носит постоянно, на этот инструмент воздействует окружающая среда и привычки самого певца. Самая очевидная вредная привычка – курение. Курящий певец это просто самоубийца… Кто-то скажет: ведь даже Карузо курил! Ну да, курил, но вы знаете, какими были его последние дни жизни? Вы знаете, что он пережил несколько операций на связках? Не факт, что из-за курения, но пример не самый лучший. К сожалению, сейчас встретить курящего вокалиста можно на каждом шагу, причем это не состоявшиеся певцы, а студенты консерваторий и музыкальных колледжей (среди состоявшихся певцов курильщиков тоже хватает)! Общеизвестно, как эта привычка вредна, в том числе для голоса. Поэтому избегайте этой зависимости, ничего хорошего в вашу жизнь она не добавит.

Чтобы продолжить разговор о вредном и полезном для вокалиста, вспомним тот факт, что каждый человек уникален и имеет свое ни с кем не сравнимое строение организма. Это кажется очевидным, но только вдумайтесь: ваша гортань и весь певческий аппарат не имеет идентичного во всем мире! Это имеет значение, прежде всего для овладения вокальной техникой. Но сейчас о другом. Если вы так уникальны, то вы должны «подстроиться» под свой аппарат. Что это значит? Иногда у певцов, поющих в душном помещении, начинает подсаживаться голос, немного срываясь; в то же время в одном из интервью певец Хосе Каррерас признался, что любит, чтобы у него дома было очень жарко, даже душно, так как у него от этого лучше звучит голос. Лучано Паваротти перед пением предпочитал подержать пару кубиков льда во рту. У других от холодного заболевает горло. Одним нужно попить воды с лимоном перед вокалом, у других лимон сильно сушит горло. Можно бесконечно приводить примеры. Одним словом, методом проб и ошибок определите, на что ваше горло реагирует положительно, а на что отрицательно. Этим вы себе сильно облегчите жизнь.

Но есть и общие, справедливые для всех правила. О курении поговорили. Теперь о еде . Если вы знаете в общих чертах , то вы удивитесь, при чем тут еда. Ведь все равно во время глотания надгортанник закрывает вход в дыхательное горло, где и расположены связки. Но есть слизистая оболочка. Ее состояние непосредственным образом влияет на звук. Здоровая слизистая должна быть ровной, гладкой, увлажненной. Когда вы простужены, ваша слизистая воспалена, она красная и раздраженная, поэтому: ЕСЛИ ВЫ ПРОСТУЖЕНЫ, ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ! Если вы едите что-то сильно острое, это опять же раздражает ваше горло. Рамон Варгас (тенор) в одном интервью с сожалением сказал, что, несмотря на то, что он мексиканец, он старается не употреблять традиционную мексиканскую еду, которая, как известно, очень острая, чтобы сохранить голос свежим и хорошо звучащим. То же самое относится к орехам, семечкам, разным крошащимся печеньям. Их особенно вредно есть перед вокалом, так как мелкие частички такой еды будут першить у вас в горле. Кроме этого, следите за температурой вашей еды. Конечно, не нужно делать, как один тенор в 19 веке, носящий с собой всюду термометр и опускающий его то в суп, то в чашку чая. Но если задуматься, смысл в этом есть… В любом случае, ваша еда не должна быть обжигающе горячей. А с мороженым поэкспериментируйте сами, его можно, но не всем. То же относительно сладкого, часто от него слипается горло, что мешает нормально петь. Сильно кислое тоже вредно. Что касается количества еды, то лучше хотя бы за час до вокала не есть, чтобы пища не давила на диафрагму. С другой стороны, на голодный желудок тоже петь не стоит, силы же нужно откуда-то брать! Оптимально поесть за час-полтора до занятия.

Теперь пара слов для дам. Нелишним будет напомнить, что во время определенных дней петь нельзя, даже говорить громко не рекомендуется. Какое количество дней соблюдать голосовой пост, зависит от вашего цикла, одним достаточно 3 дней, другим даже 5-6, все индивидуально. И пара слов 18+. Еще лет 7 назад в книгах зарубежных авторов можно было прочитать о пагубном влиянии оральных контрацептивов на голос певца. Современная литература заявляет, что современные средства контрацепции не оказывают влияния на голос. Как говорится, доверяй, но проверяй, будьте бдительны.

Касается всех: кричать вредно. А еще вредно петь нераспетым , особенно если вы начинающий вокалист и еще не вполне освоили технику пения. Отчего еще может сесть голос? От сильного стресса. Если человек переживает какое-то сильное потрясение, его голос может сесть вплоть до сипа. Получается, что связки вроде и в порядке, но голоса нет. Оградить себя от всех стрессов мы не можем, в жизни всякое случается, но создать себе по максимуму комфортные условия жизни и работы мы в состоянии. Одним словом, наблюдайте за собой и адаптируйтесь к себе и к окружающей среде, думайте, что вы делаете и как.

Вконтакте