Болезни Военный билет Призыв

Как воспринимается текст ребенком. Что нам мешает правильно воспринимать критику

» предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно. То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно - кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита, и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?

Решила написать второй мануал. О том, как воспринимать критику, если у вас с этим большие проблемы. Он должен пригодиться уж никак не меньшему числу людей, чем первый:)

В мануале планирую рассмотреть, почему критика может сильно вас задевать, и какие есть пути решения. Расскажу, как справляться со своей реакцией. Дам «инструменты», которые позволят услышать полезные для вас замечания без глубоких душевных ран, а также создать базу на будущее. Эти инструменты существуют, и я постараюсь помочь вам их освоить.

Также постараюсь помочь, как бы странно это ни звучало, и критикующим (имею в виду не «критиканов» из первого мануала, а тех, кому действительно приходится что-то корректировать у других людей). Критикующие могут увидеть основные проблемные точки, в которых их высказывание воспринимается болезненно - и, возможно, найдут способы сказать лучше. Такие способы всегда есть, и если иметь «карту возможных проблем», строить фразы становится проще.

Скорее же приступим.

Внимание, лонгрид! Постоянные читатели знают, что я всегда пишу длинно, потому что пытаюсь вместить в один текст буквально ВСЁ. В этот раз произошло так же:)

Как обычно, есть пара вводных.


  1. Нужно понимать, что болезненное восприятие критики - это только верхушка айсберга, надводная часть куда большей проблемы. Те свойства и особенности личности, которые вызывают такую сверхчувствительность, обычно портят вам жизнь в гораздо большем спектре ситуаций. Практически ежедневно, на самом деле. Вы это знаете лучше меня. Поэтому понимать эту подводную часть (неважно, у себя, партнёра, подчинённого, или друга) и уметь с ней обращаться очень важно. Это может помочь сразу во многом.

  2. Критика ранит только тогда, когда попадает в уже существующую рану. Запомните это. Если критика попадает в здоровое место (даже много раз!) - ничего плохого никогда не происходит. Поэтому даже самые высокочувствительные и ранимые люди могут прекрасно выдерживать критику в каких-то конкретных темах и областях.

Мой любимый вопрос для иллюстрации - будете ли вы задеты, если инопланетянин с синими волосами и коленками назад будет критиковать ваш цвет волос и устройство ваших суставов? - И любимый ответ: э-э, вряд ли.

Так что, чрезмерная реакция есть только на ту критику, которая затрагивает что-то уже намозоленное. Например, раненое когда-то другими значимыми людьми, или посттравматическое, или «расковырянное» самостоятельно… А значит, устойчивость каждого отдельного человека к критике определяется, в том числе, количеством уже имеющихся болезненных мест и открытых «ран» (см. список ниже). Чем их больше - тем вам сложнее. Это, повторюсь, важно помнить.

Причин болезненного отношения к критике очень много. Ниже я перечислю те, которые мне кажутся основными. Они могут встречаться как по отдельности, так и парами, тройками и целыми кластерами. Также они могут быть симптомами друг друга или складываться в ядро личности. То есть, все эти пункты - не взаимоисключающие штуки, а, скорее, элементы объёмного, сложного, текучего паззла. Если вы нашли у себя один или два - есть неплохие шансы, что справитесь самостоятельно. Если сразу четыре-пять, и они по-настоящему мешают вам жить, то, возможно, потребуется психотерапия.

Какие же это причины?


Он же - жёсткое Супер-Эго. Очень крепкая и большая часть личности, которая, будучи развита избыточно, занимается не аккуратным саморегулированием, а самоедением. Не буду сама себя повторять - лучше дам ссылку на статью « », там про этого зверя написано ещё на такой же мануал по объёму, и даже тест есть .

Как это работает?

Критика, пришедшая извне, резонирует (конечно же) с самыми мрачными ожиданиями и мыслями Внутреннего Критика, и не просто резонирует, а интерпретируется максимально негативно, усиливается в разы и доводится до абсурда - с помощью далеко идущих выводов, самоуничижения и обесценивания.

Очень простое. «Так и знал, что я идиот/ка и никогда ничего не могу нормально». Конечно, с таким итогом жить очень трудно. Поэтому любая, даже самая дружелюбная критика отзывается крайне болезненно - потому что Внутреннему Критику совершенно не важна степень дружелюбия и полезности, он этот параметр (как и любой другой реальный параметр) не учитывает. Ему нужно подтвердить свою плохую точку зрения о себе же, снова и снова, снова и снова.

В самом общем виде, травма - это пережитое человеком Нечто такой силы, что он не был в состоянии справиться и получил существенные повреждения (часто необратимые). Те, кто проходил или проходит психотерапию, как правило, знают о своих травмах. Но даже если у вас и нет этого терапевтического диагноза, посттравма (состояние после травмы), тем не менее, может иметься. Она, увы, может влиять на ваше восприятие критики и не только на него. Современные исследования доказывают, что у людей, переживших травму, довольно сильно изменяются нейрохимические процессы в мозге в целом.

Как это работает?

Травма оставляет человеку очень мало ресурса, потому что основная его часть ушла (и, возможно, до сих пор уходит) на выживание в условиях новой реальности, той, которая с повреждениями. Та часть психики, которая «Я», становится очень хрупкой, либо перестаёт толком развиваться (какое уж развитие, когда дышать - и то непросто). Хрупкого и нересурсного «Я» не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

ОПАСНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, ты снова жертва, тебя уничтожают. Бей, замри или беги, а то снова будет как тогда, а ты уже слишком хорошо знаешь, чем это всё может кончиться. Поэтому нужно или предотвратить ущерб любой ценой, или покорно лечь и переждать его до момента, когда можно будет начать восстанавливаться. В общем, «страусов не пугать - пол бетонный».

Нет, не тот растиражированный в искусстве образ влюбленности в себя и крайнего эгоцентризма. Чуть сложнее. Сейчас считается, что нарциссическая часть есть у каждого человека, и её функция - поддержание самоуважения определёнными способами. Эти способы, в основном, опираются на внешнее подтверждение внутреннего "Я". Люди с сильно выраженным нарциссическим радикалом вообще не чувствуют в себе никакого внятного «Я», уж тем более хорошего, поэтому целиком составляют его из отражений в глазах других.

Как это работает?

Логично - любая угроза внешнему подтверждению - это автоматически угроза внутреннему хорошему «Я». Т.е. критика не просто является чьим-то негативным мнением, нет, нет. В данном случае она НА САМОМ ДЕЛЕ разъедает вас, потому что вы ощущаете себя дефектным, недостаточным, вы чувствуете, что на всеобщее обозрение выставлено нечто непоправимое. Знаете, вообще очень трудно жить, когда мысли и чувства - не просто мысли и чувства, а настоящая реальность (это - один из возможных провалов в способности к ментализации, кстати).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Вы слышите/видите не набор пунктов, а большое и толстое указание на вашу неполноценность (совершенно реальную - по мнению вашей нарциссической части). Любая критика означает, что вы потерпели неудачу, а значит, вы ничтожество, недостойный/ая, и прочая и прочая. Обычно на этой стадии подключается стыд (стержневое чувство при нарциссизме - нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, и тем избегает этого жуткого стыда).


Самооценка - это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя (ваш Кэп). Считается, что нормальная самооценка (средняя или чуть выше) - это присутствие устойчивого концепта «я - хороший/ая», ну или более упрощённо «хорошо, что я есть». Из этого следует несколько выводов, в контексте критики важен вот такой: «большинство из того, что я делаю, более-менее хорошо». Такая установка в норме должна быть достаточно прочной, тогда даже жёсткая критика её не поломает и не погнёт.

Как это работает?

При низкой/неустойчивой самооценке критика опускает вас еще ниже. А вы, из-за того, что и так устали быть всё время внизу, просто не можете вынести ситуаций, когда самоуважение снижается ещё больше, они для вас катастрофичны, потому что обратно вам не выпрямиться.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ну, всё». Критика в данном случае - предвестник и симптом резкого снижения самоуважения, знак несоответствия вас вашим же идеалам и ценностям. С этим ещё, кстати, связано то, что люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в каких-либо проблемах и жизненных неурядицах - как своих, так и не своих. Тот же самый способ интерпретации: признал/а = потерял/а самоуважение и надежду на то, что когда-нибудь стану человеком своей мечты.

О, про ранимость легко можно написать отдельную статью. Попробую кратко: ощущается это так, будто с вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. От большинства взаимодействий с людьми вам так больно, что вы непроизвольно кричите и отпрыгиваете. Понятно, что на уровне психики это означает, что Вас крайне легко обидеть, огорчить, расстроить и задеть, даже не имея ни малейшего на то умысла. Просто у вас везде «мины», о некоторых вы и сами не знаете, пока они не рванут.

Как это работает?

Любая фраза (она может быть и вообще не критикой) воспринимается как тычок пальцем в открытую рану, как умышленное или неумышленное (но от этого не менее болезненное) нападение, с результатом в виде чего-то обидного и задевающего. По-любому обидного и по-любому задевающего, независимо от начального посыла. Изредка бывает можно понять, что люди не со зла, но чаще - нет. Ведь они же не могут не видеть, что у вас нет кожи?!?!

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

ААААА БОЛЬНО! ЗАЧЕМ ТЫ СДЕЛАЛ МНЕ ТАК БОЛЬНО??? В большинстве случаев после этого следует яростная реакция, направленная на «обидчика», который ощущается почти как абьюзер. Учитывая бэкграунд в виде содранной кожи, думаю, эта реакция вполне закономерна. Жаль только, что понимания и способности продышаться и идти дальше - от этого не прибавляется.

Довольно известное явление, суть которого в следующем. Достижения, результаты и вообще вся обстановка ощущаются вами как незаслуженные, доставшиеся не благодаря вашим личным усилиям и труду - а свалившиеся на вас только из-за сумасшедшего везения или случайных совпадений. То есть вы вообще для этого ничего не сделали. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх - а вдруг разоблачат? Ведь неминуемо разоблачат, да?

Как это работает?

Критика - очень явное указание на то, что «мальчик каску просто нашёл» (с точки зрения вашего внутреннего самозванца). Конечно же, другие немедленно это увидят и разоблачат голого короля! Поэтому критика заставляет вас сжиматься в ужасе, и ненавидеть любые замечания, даже корректные.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

СЕЙЧАС ОНИ ВСЁ ПОЙМУТ… Вот сейчас…Вот сейчас… Ну не сейчас, так в следующий раз. Очень страшно так жить - в постоянной тревоге и в неумении присваивать то, чего достигли. Неудивительно, что критика интерпретируется только в одну сторону - в ту, которая является по-настоящему важной.


Тоже материал для отдельной статьи под названием «Пункт выдачи желаемого за действительное». Когда-нибудь напишу. А пока давайте кратко: у перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши. И они, фактически, проводят свою жизнь в погоне за этим ощущением, не зная, что именно они ищут и зачем это им. Способы, которые перфекционисты применяют для поиска этого ощущения, в основном, сводятся к достижению идеала. Есть иллюзия, что если его достичь, будет достаточно хорошо (на самом деле - нет).

Как это работает?

Критика прямо указывает перфекционисту на его неидеальность, и иллюзия о возможности достижения точки «достаточно хорошо» рассыпается, как карточный домик. Это очень больно, потому что жить без хотя бы такой плохонькой иллюзии, по факту, невозможно. Поэтому критика для перфекциониста невыносима (хотя при этом он сам себя ею постоянно изводит, такой парадокс).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

О БОЖЕ, ОШИБКА! Я НЕСОВЕРШЕНЕН (атеисты могут первую часть заменить на что-то равнозначное по эмоциональности). Ошибок, по мнению перфекциониста, быть не должно вообще, впрочем, как и несовершенства - а если они всё же есть, то это ничто иное, как знак плохой работы над собой. Замечаете разницу с нарциссизмом и синдромом самозванца? Там фокус был вовне, "все увидят", а тут он на себе. Неважно, кто и что увидит, важно, что я сам/а уже знаю о своём несовершенстве, и это мучительно.

Не устали? Вот вам картиночка про перфекционизм для разгрузки:

Есть такие люди, от которых всем удобно. Удобные люди. Моя коллега Полина Гавердовская называет их невидимыми . Этих людей родители воспитывали так, чтобы от них не было, по возможности, никакого дискомфорта. Чаще всего это означает, что им пришлось рано отказаться от себя. Почти полностью - от своих потребностей, чувств, желаний и планов - чтобы никому случайно не перейти дорогу. А то будет ататат.

Как это работает?

Любая критика означает, о ужас, что вами кто-то недоволен, а значит, у кого-то от вас дискомфорт или даже проблемы! А этого никак нельзя допустить, это очень страшно. От осознания, что вы, вольно или невольно, причинили кому-то неудобство, вам может стать буквально физически плохо.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ой-ой-ой, караул, кому-то неприятно и это из-за меня! Не угодил/а, всё испортил/а, теперь человек мучается". То есть, привычный фокус тут - на Другом, на его стабильности и благополучии, на заботе о его комфорте, а вовсе не на себе. Ощущать себя причиной и источником чужого дискомфорта таким людям невероятно сложно, поэтому они очень тяжело воспринимают критику.

Я не имею тут в виду психиатрический диагноз, скорее, личностную черту или склонность, привычку. Замечали ли вы, что есть люди, которые легко принимают на веру различные теории заговора и чужую злонамеренность? Неважно, есть что-то в основе или нет - но это вполне укладывается в их восприятие мира. Так вот, это и есть параноидность. Её главым девизом можно было бы сделать фразу "Всё неспроста".

Как это работает?

Параноидный человек воспринимает любую критику как умысел и желание его уязвить, и ранит/злит его именно этот умысел, а не только и не столько содержание критического замечания. Согласитесь, что непросто жить в окружении врагов, и неудивительно реагировать на их очередные нападки весьма болезненно.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Вот ты и спалился, а я знал/а, что ничего хорошего от тебя ждать не стоит". Фокус тут тоже внешний, как и в нескольких предыдущих пунктах, и тоже отсутствует опора на реальность. Зато есть заведомая уверенность в том, что все хотят вам только плохого, а кто не хочет, так скрывает, ну или же это лишь временно.

Это может быть официальный диагноз, а может и просто некий период в жизни или личностная склонность (да, так бывает). В любом случае, суть одна: всё плохо, было плохо и будет плохо. В отличие от нарциссизма и синдрома самозванца, здесь ощущение своего «Я» вполне реально, просто это «Я» непоправимо плохое, и нет никакой надежды или мотивации его изменить.

Как это работает?

Критическое замечание усиливает депрессивный фон, подтверждает, что да, ничего хорошего в очередной раз не произошло. Как правило, депрессия работает так, что у вас ещё и нет энергии на исправление, поэтому любая критика повисает тяжёлым камнем на шее без возможности её использовать на благо (даже если она подана как надо и по факту такая возможность есть). Помните ослика Иа? «Доброе утро, Пятачок… в чём я лично сомневаюсь».

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Всё тлен». Фокус в этом случае - на общем болезненном фоне и неспособности получать удовольствие от жизни (так называемая «anaesthesia dolorosa, болезненное бесчувствие»), и критика лишь является дополнительной иголкой. Она, в общем-то, может быть даже и не услышана в плане содержания.


Пункт частично пересекается с травмой. Дело тут вот в чём: если вам в жизни от критикующих уже пришлось пострадать (как правило, немалый вклад вносят родители, учителя, бывшие партнеры по отношениям и другие значимые люди), то любая критика, чем-то напоминающая ту - по содержанию, форме или по любому другому признаку - будет восприниматься вами невероятно болезненно. Примеров можно привести много, общее у них то, что достаточно задеть какую-то определённую тему или построить фразу определённым образом, чтобы вы ощетинились.

Как это работает?

Здесь фокус - на факте критики вокруг конкретной темы или конкретным образом. Это ранит само по себе, потому что у вас на этом месте уже есть большая мозоль. И конечно же, вы совершенно не можете увидеть в такой критике позитивные стороны, даже если они есть - мозоль их загораживает.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ыыы, опять я (что-то моё) кого-то не устраивает, ну сколько можно». В целом, ответное чувство бывает очень близко к отчаянию и бессилию, и именно поэтому так больно. Вы, как правило, уже вынесли из прошлого, что с этим вам не справиться, и текущая ситуация работает для вас якорем, мгновенным порталом в эти воспоминания.

С теорией всё! Переходим к практике.

Вы нашли у себя больше половины пунктов и закономерно спрашиваете меня, как же вам теперь со всей этой фигнёй взлететь? Что делать-то? И нужно ли что-то делать, или, может, не стоит прогибаться под изменчивый мир?

На это у меня есть готовый ответ, который не я сама придумала, конечно. Он просто очевидный. Постоянно испытывать сильные негативные эмоции по незначительным поводам, например, из-за критики, может себе позволить только человек с крепким психическим здоровьем и выносливой нервной системой. У вас крепкое психическое здоровье? Выносливая нервная система? Рискну предположить, что дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы, иначе зачем бы вам этот мануал. То есть, ответ-то на самом деле однозначный - пора работать с вариантами решений, потому что так распылять свой психический ресурс вам попросту не по средствам.

Решения я изложу тоже по пунктам, люблю списки. Сначала тактика (то, что применимо здесь и сейчас), потом стратегия (то, что пригодится долгосрочно).



  1. Убедитесь, что критика что-то полезное содержит на самом деле, а не решает психологические проблемы того, кто её исторг.

Самый важный пункт. От 50 до 90% той критики, которую вы будете получать, не выдержит этой проверки, я гарантирую это. Минус этого пункта в том, что для его выполнения вам придётся, к сожалению, пропускать входящие замечания через себя, что может быть довольно неприятно (мы все знаем, как они подаются). Зато! Хороший фильтр «на входе» позволит в разы сократить последующие переживания и объем действий. Вы же помните, что вы не какой-то психоолигарх с гиперустойчивой нервной системой? Так вот, этим пунктом сэкономите себе много километров нервов.

Как же это понять, как оценить - есть в критике полезное или нет? Я бы советовала составить себе чеклист (такой список с галочками) из мануала «Как правильно критиковать» - выбрать важные для вас пункты, добавить свои дополнительные, и каждый раз прогонять полученное критическое замечание по нему. Если набирается больше 3 галочек - замечание отправляется в топку, можно даже до конца не дочитывать/не дослушивать. Со временем натренируетесь и будете и без чеклиста почти мгновенно понимать, стоит критика внимания или нет.


  1. Научитесь безжалостно избавляться от той критики, которая не прошла проверку п. 1.

Это очень важная тема, она одновременно и про заботу о себе, и про границы, и про много что ещё. Вы не должны служить ведром для чужих эмоциональных сливов, запомните это крепко-накрепко. Никогда и никто не должен быть таким ведром. И если кто-то считает, что вы - ведро, это вообще не ваши проблемы. Избавляться в данном случае будет значить, во-первых, конечно же, не использовать такую критику как руководство к действию. Во-вторых - не позволять ей заползать на вашу территорию и вас разъедать. Как вы конкретно это будете делать: удалять комментарии, прерывать людей, забывать, отвлекаться, использовать метафоры и ритуалы - не так уж важно. Главное, чтобы это было эффективно. Возьмите прямо за правило и натренируйте себя: если не выполнено условие из п. 1 - с лёгким сердцем оставляем критику её автору и идём дальше. Сначала сердце будет не очень-то лёгким, но постоянная практика поможет.

  1. Для той критики, которая прошла проверку и всё ещё ранит вас, применяйте правило тайм-аута.

Сначала послушать/прочитать, только потом интерпретировать. Отложить свою реакцию и анализ как минимум на несколько часов (идеально - на сутки, если есть возможность). И в эти несколько часов не жевать кругами негативные мысли, а всерьёз на что-то переключиться. Это поможет снизить риск импульсивных и привычных негативных толкований, плюс, с течением времени любая критика начинает восприниматься менее остро. Так дайте себе это время.

  1. Если вас понесло в травму/ранение/негативную интерпретацию, остановитесь и сделайте шаг назад.

Выдохните и возвращайтесь от большего к меньшему: не «я неудачница», а «я сделала что-то не то и по привычке сразу подумала, что я неудачница». Не «всё плохо», а «когда мой результат не 100%, я автоматически думаю, что ВСЁ плохо». Мне очень нравится метафора перемотки кассеты (рискованная для тех, кто младше 1990 г.р., но всё же). Ой, зажевало! Достаём, расправляем плёнку и перематываем на целое, непомятое место. Оттуда можно ещё раз, но более аккуратно.

  1. Пробуйте переформулировать для себя так, чтобы было не обидно.

Если такой вариант существует, конечно. Переделайте фразу или замечание так, чтобы оно было сказано по всем правилам правильной критики - дружелюбно, корректно, из позиции «плечом к плечу». Похвалите себя за что-то, если вас ещё не похвалили. Включите то полезное, что вы нашли во входящей критике, но более аккуратно и бережно, чем было там. И используйте как отправную точку именно свою версию, а не изначальную. Если переформулировать не получается, то есть, в принципе невозможно услышать полезное замечание так, чтобы не пораниться - то это тревожный знак. Возможно, в одиночку вам не справиться и нужна помощь специалиста.

  1. Работа с общепсихической «иммунной системой»

Вы же знаете, что у нашего организма есть целая иммунная система, отвечающая за защиту организма от чужеродного и потенциально опасного материала, на физическом уровне? Ровно такую же штуку нужно в себе отрастить на уровне психики. Постепенно создать систему правил, позволяющих блокировать то, что вредит или не соответствует вашим целям. Но при этом чтобы система могла пропускать внутрь то, что позволит вам расцвести и стать лучше. Чем лучше будет работать этот «психоиммунитет», тем меньше усилий вам придётся тратить на работу с критикой «в моменте». Потому что вы будете знать, что ненужное отпадёт само, а нужное останется, и вы сможете постепенно переварить и интегрировать это нужное на своих условиях и в своём темпе, не опасаясь вреда.

Что нужно делать для того, чтобы эта иммунная система начала развиваться и укрепляться? Постоянно выполнять все пункты из предыдущего списка, который про тактику. Как в спортзале - чтобы накачать мышцы, потребуется сделать много подходов. Когда повторите каждый пункт по 30-50 раз - заметите ощутимую разницу и в скорости реакции, и в её качестве. И когда-нибудь всё это начнёт происходить уже само, без ваших сознательных усилий.


  1. Знание своих чувствительных мест, триггеров и факторов, которые на всё это влияют

Здесь, в общем-то, и не нужно ничего пояснять. Если вам известны эти вещи, то вы можете обучить (вменяемых) окружающих давать вам критику в том виде, в котором вы можете её перенести. Также вы также можете задать некий стандарт критики для себя, который будет учитывать ваши типичные триггеры. Ну, чтобы не пропустить важный фидбек из-за того, что он плохо оформлен и задел ваше привычное. Да и вообще здорово успокаивает, когда понимаешь - тут у меня явно избыточная реакция, потому что А, Б и С, сейчас я подышу и она утихнет.

  1. Отделение себя от своих поступков

В условиях нашей культуры это правило пригодится, наверное, почти всем. Как-то так у нас сложилось, что критиковать без перехода на личности почти никто и не умеет, соответственно, и воспринимать критику без бесплатного бонуса «ты плохой» тоже крайне сложно. Учитесь разделять эти два «трека», даже если автор критики этого не сделал. Вы как человек - отдельно, объект критики (ваше творение, продукт, результат) - отдельно. Если вы в этот раз сделали что-то недостаточно хорошо, то это ничего про вас как человека не значит. Повторяйте себе это, как заклинание.

  1. Выращивание внутреннего Доброго Родителя.

Пункт важен не только для тех, у кого мощный Внутренний Критик. Как правило, все корни болезненного отношения к критике растут из каких-то важных жизненных периодов, во время которых вам не хватило более сильной фигуры, которая поддержала бы вас в ваших ошибках, несовершенстве и лаже. По принципу - «бывает, ты всё равно хороший/ая, давай подумаем, что делать дальше и как это обратить тебе на пользу». Создавайте такую фигуру внутри себя, будьте сами к себе добрее, чем другие люди к вам. Если в вашей жизни был такой человек, вызывайте его/её мысленный образ каждый раз, когда вам требуется поддержка, и пытайтесь представить, что бы он вам сказал, если бы был рядом.

  1. Психотерапия.

Да-да, любимый совет:) . А уж вы сами сможете решить, надо ли оно вам.

Напоследок хочу ответить на вопрос, который мне часто задают в темах про критику. Звучит он так: но ведь если всё делать так, как вы говорите, то люди будут просто легко игнорировать не нравящуюся критику, и в итоге перестанут развиваться, становиться лучше? Разве так можно?!

Чтобы развиваться и становиться лучше, нужны силы, а не палка, каковой в нашей культуре чаще всего является критика. Нужно уметь слышать себя и свои потребности, заботиться о себе, любить и принимать себя. Этого пока нет и в помине, и не уверена, что скоро будет. Так что я пока что пытаюсь помочь израненным, а не позаботиться о стандарте качества людей. О своём собственном стандарте и развитии вы сможете позаботиться сами, когда выйдете из замкнутого круга болезненной критики и освободите ресурс. Надеюсь, мануал вам в этом поможет.

КАК ВОСПРИНИМАЕТСЯ РЕЧЬ

Без сомнения, перевод мыслей в слова, сам процесс конструирования из этих слов предложений и дальнейшее их воспроизведение с помощью звуков – процесс интересный и загадочный.

Однако не менее любопытны и механизмы восприятия речи. Ученые приложили немало сил для их расшифровки, однако стройной теории, которая бы объясняла все стороны феномена, до сих пор не существует.

Тем не менее для объяснения накопленных фактов определенные гипотезы выдвинуты. Например, в настоящее время превалирующим в науке о речи является предположение, что сообщение осмысливается лишь тогда, когда речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов. Затем, как считается, эта последовательность должна быть представлена цепочкой символов-фонем, число которых в каждом языке очень невелико: например, в русском языке их 39.

То есть речь – это, по сути, кодирование речевого сигнала в последовательность неких физиологических или биохимических реакций, которое осуществляется в блоке фонетической интерпретации. Впрочем, в этом ничего особенного нет. Вопрос в другом – в тех конкретных психофизиологических механизмах, этот процесс обеспечивающих. Но о них известно пока не очень много. Хотя в этой области исследований определенные наработки все-таки есть.

Так, например, доказано, что в системе восприятия звуков, то есть в слуховых отделах мозга, существует достаточно строгая организация нейронов , которые, в зависимости от чувствительности к тем или иным звуковым частотам, и в первичной слуховой коре, и в подкорковых слуховых центрах расположены в определенном порядке.

Существует также версия, что в слуховой системе присутствуют и более сложные типы детекторов: в частности, избирательно реагирующие на особенности согласных. Но опять же неизвестно, какие механизмы участвуют в формировании фонетического образа слова и в его опознании. Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, американские психологи Д. Мейер и Р. Шваневельдт разработали оригинальную модель опознания букв и слов при чтении. По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряды букв восприняты так называемым «анализатором деталей». Здесь буквы шифруются в специальные коды, содержащие информацию о форме букв, которые затем передаются на детекторы слов.

Когда эти детекторы обнаружат такое количество признаков, которых вполне достаточно, чтобы распознать слово, об этом в соответствующие участки подается сигнал. При этом обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова. Например, слово «компьютер» активизирует также такие слова, как «программное обеспечение», «винчестер» т. д. Такая активация семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение.

Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные.

Нейрофизиологи считают также, что кроме систем, опознающих и кодирующих буквы, у взрослого человека существуют механизмы, обеспечивающие фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции осуществляются в определенных нейронных блоках, которые находятся в определенных зонах мозга.

В общем виде это может выглядеть так. Акустическая информация, которая содержится в слове, обрабатывается как в слуховой системе, так и в тех образованиях мозга, которые в классическом понимании за слух не отвечают, например в подкорковых областях. Затем она поступает в первичную слуховую кору (зону Вернике), которая обеспечивает понимание смысла слова; здесь эта информация преобразуется таким образом, чтобы сформировать программу речевого ответа.

Но для произношения данного слова его «образ», или семантический код, должен попасть в зону Брока, которая связана с зоной Вернике дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока создается детальная программа артикуляции, которая затем реализуется благодаря активации лицевой зоны, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако в том случае, если слово поступает через зрительный канал, вначале включается уже первичная зрительная кора. После обработки полученная информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. А дальше все происходит по тем же программам, как и при чисто акустическом восприятии.

Дальнейшие исследования механизмов восприятия речи показали, что во время звукового восприятии слов задействованы две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. При этом левая височно-теменная зона, скорее всего, связана с фонологическим кодированием, т. е. воссозданием звукового образа слова.

С этой зоной связан один любопытный момент. Дело в том, что при чтении эта зона обычно не активируется. В то же время если предъявляемые в письменном виде задания усложняются, то следом происходит и возбуждение височно-теменной зоны.

Установлено, что участки, где происходит возбуждение при восприятии написанных слов, находятся в затылочной области как левого, так и правого полушарий. А это значит, что, скорее всего, в этих зонах происходит и формирование зрительного «образа» данного слова.

А вот семантический анализ слова осуществляется главным образом в передних отделах левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение…

В настоящее время уже полностью доказано, что по своим функциональным обязанностям в механизмах речи правое и левое полушария существенно различаются. Более того, имеются и морфологические отличия в строении симметричных зон коры, участвующих в речевых процессах.

Например, сильвиева борозда в правом и левом полушариях имеет разную длину и ориентацию. Кроме того, ее задняя часть, образующая зону Вернеке, у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раз больше, чем в правом.

Продолжая разговор о речевой локализации праворуких и леворуких людей, следует отметить, что речевые центры у 95 % правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5 % – в правом. Но и большей части леворуких – около 70 % – речевые зоны также локализованы в левом полушарии. Примерно у 15 % речь контролируется правым полушарием, а у остальных 15 % – полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.

Выходит, что левое полушарие играет ведущую роль в речевом феномене. Например, хорошо известно, что оно хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Кроме того, левое полушарие способно оперировать не только словами, но и другими формализованными символами (знаками).

Оно превалирует в формальных лингвистических операциях, свободно владеет символами и грамматическими конструкциями в логических построениях и в пределах ранее усвоенных правил. Помимо этого, левое полушарие осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление, регулирует сложные мышечные движения в момент произнесения слов.

И еще левое полушарие осуществляет управление тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами, которые позволяют различать последовательность фонетических элементов во времени.

Скорее всего, происходит это благодаря существованию особых комплексов, локализованных в левом полушарии и обеспечивающих переработку быстрой последовательности дискретных единиц информации, из которых складывается речь.

Однако в отличие от правого полушария, левое не различает интонации речи и модуляции голоса.

<<< Назад
Вперед >>>

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает "разъяснение", "представление", "ознакомление". Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая . Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая . Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая . Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая . К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). ответственны за возможность восприятия Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами - визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Предыдущий мануал " " предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно. То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно – кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита, и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?

Решила написать второй мануал. О том, как воспринимать критику, если у вас с этим большие проблемы. Он должен пригодиться уж никак не меньшему числу людей, чем первый.

В мануале планирую рассмотреть, почему критика может сильно вас задевать, и какие есть пути решения. Расскажу, как справляться со своей реакцией. Дам "инструменты", которые позволят услышать полезные для вас замечания без глубоких душевных ран, а также создать базу на будущее. Эти инструменты существуют, и я постараюсь помочь вам их освоить.

Также постараюсь помочь, как бы странно это ни звучало, и критикующим (имею в виду не "критиканов" из первого мануала, а тех, кому действительно приходится что-то корректировать у других людей). Критикующие могут увидеть основные проблемные точки, в которых их высказывание воспринимается болезненно – и, возможно, найдут способы сказать лучше. Такие способы всегда есть, и если иметь "карту возможных проблем", строить фразы становится проще.

Скорее же приступим.

Внимание, лонгрид! Постоянные читатели знают, что я всегда пишу длинно, потому что пытаюсь вместить в один текст буквально всё. В этот раз произошло так же.

Как обычно, есть пара вводных.

1. Нужно понимать, что болезненное восприятие критики – это только верхушка айсберга, надводная часть куда большей проблемы. Те свойства и особенности личности, которые вызывают такую сверхчувствительность, обычно портят вам жизнь в гораздо большем спектре ситуаций. Практически ежедневно, на самом деле. Вы это знаете лучше меня. Поэтому понимать эту подводную часть (неважно, у себя, партнёра, подчинённого, или друга) и уметь с ней обращаться очень важно. Это может помочь сразу во многом.


2. Критика ранит только тогда, когда попадает в уже существующую рану. Запомните это. Если критика попадает в здоровое место (даже много раз!) – ничего плохого никогда не происходит. Поэтому даже самые высокочувствительные и ранимые люди могут прекрасно выдерживать критику в каких-то конкретных темах и областях.

Мой любимый вопрос для иллюстрации – будете ли вы задеты, если инопланетянин с синими волосами и коленками назад будет критиковать ваш цвет волос и устройство ваших суставов? – И любимый ответ: э-э, вряд ли.

Так что, чрезмерная реакция есть только на ту критику, которая затрагивает что-то уже намозоленное. Например, раненое когда-то другими значимыми людьми, или посттравматическое, или "расковырянное" самостоятельно… А значит, устойчивость каждого отдельного человека к критике определяется, в том числе, количеством уже имеющихся болезненных мест и открытых "ран" (см. список ниже). Чем их больше – тем вам сложнее. Это, повторюсь, важно помнить.

Теория

Причин болезненного отношения к критике очень много. Ниже я перечислю те, которые мне кажутся основными. Они могут встречаться как по отдельности, так и парами, тройками и целыми кластерами. Также они могут быть симптомами друг друга или складываться в ядро личности. То есть, все эти пункты – не взаимоисключающие штуки, а, скорее, элементы объёмного, сложного, текучего паззла. Если вы нашли у себя один или два – есть неплохие шансы, что справитесь самостоятельно. Если сразу четыре-пять, и они по-настоящему мешают вам жить, то, возможно, потребуется психотерапия.

Какие же это причины?

Внутренний Критик

Он же – жёсткое Супер-Эго. Очень крепкая и большая часть личности, которая, будучи развита избыточно, занимается не аккуратным саморегулированием, а самоедением. Не буду сама себя повторять – лучше дам ссылку на статью "Внутренний Критик. Кулинарная книга самоедения", там про этого зверя написано ещё на такой же мануал по объёму, и даже тест есть.

Как это работает?

Критика, пришедшая извне, резонирует (конечно же) с самыми мрачными ожиданиями и мыслями Внутреннего Критика, и не просто резонирует, а интерпретируется максимально негативно, усиливается в разы и доводится до абсурда – с помощью далеко идущих выводов, самоуничижения и обесценивания.

Очень простое. "Так и знал, что я идиот/ка и никогда ничего не могу нормально". Конечно, с таким итогом жить очень трудно. Поэтому любая, даже самая дружелюбная критика отзывается крайне болезненно – потому что Внутреннему Критику совершенно не важна степень дружелюбия и полезности, он этот параметр (как и любой другой реальный параметр) не учитывает. Ему нужно подтвердить свою плохую точку зрения о себе же, снова и снова, снова и снова.

Психологическая травма

В самом общем виде, травма – это пережитое человеком Нечто такой силы, что он не был в состоянии справиться и получил существенные повреждения (часто необратимые). Те, кто проходил или проходит психотерапию, как правило, знают о своих травмах. Но даже если у вас и нет этого терапевтического диагноза, посттравма (состояние после травмы), тем не менее, может иметься. Она, увы, может влиять на ваше восприятие критики и не только на него. Современные исследования доказывают, что у людей, переживших травму, довольно сильно изменяются нейрохимические процессы в мозге в целом.

Как это работает?

Травма оставляет человеку очень мало ресурса, потому что основная его часть ушла (и, возможно, до сих пор уходит) на выживание в условиях новой реальности, той, которая с повреждениями. Та часть психики, которая "Я", становится очень хрупкой, либо перестаёт толком развиваться (какое уж развитие, когда дышать – и то непросто). Хрупкого и нересурсного "Я" не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.

Опасность, опасность, опасность, ты снова жертва, тебя уничтожают. Бей, замри или беги, а то снова будет как тогда, а ты уже слишком хорошо знаешь, чем это всё может кончиться. Поэтому нужно или предотвратить ущерб любой ценой, или покорно лечь и переждать его до момента, когда можно будет начать восстанавливаться. В общем, "страусов не пугать – пол бетонный".

Нарциссизм

Нет, не тот растиражированный в искусстве образ влюбленности в себя и крайнего эгоцентризма. Чуть сложнее. Сейчас считается, что нарциссическая часть есть у каждого человека, и её функция – поддержание самоуважения определёнными способами. Эти способы, в основном, опираются на внешнее подтверждение внутреннего "Я". Люди с сильно выраженным нарциссическим радикалом вообще не чувствуют в себе никакого внятного "Я", уж тем более хорошего, поэтому целиком составляют его из отражений в глазах других.

Как это работает?

Логично – любая угроза внешнему подтверждению – это автоматически угроза внутреннему хорошему "Я". Т.е. критика не просто является чьим-то негативным мнением, нет, нет. В данном случае она на самом деле разъедает вас, потому что вы ощущаете себя дефектным, недостаточным, вы чувствуете, что на всеобщее обозрение выставлено нечто непоправимое. Знаете, вообще очень трудно жить, когда мысли и чувства – не просто мысли и чувства, а настоящая реальность (это – один из возможных провалов в способности к ментализации, кстати).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Вы слышите/видите не набор пунктов, а большое и толстое указание на вашу неполноценность (совершенно реальную – по мнению вашей нарциссической части). Любая критика означает, что вы потерпели неудачу, а значит, вы ничтожество, недостойный/ая, и прочая и прочая. Обычно на этой стадии подключается стыд (стержневое чувство при нарциссизме – нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, и тем избегает этого жуткого стыда).

Неустойчивая/Низкая самооценка

Самооценка – это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя (ваш Кэп). Считается, что нормальная самооценка (средняя или чуть выше) – это присутствие устойчивого концепта "я – хороший/ая", ну или более упрощённо "хорошо, что я есть". Из этого следует несколько выводов, в контексте критики важен вот такой: "большинство из того, что я делаю, более-менее хорошо". Такая установка в норме должна быть достаточно прочной, тогда даже жёсткая критика её не поломает и не погнёт.

Как это работает?

При низкой/неустойчивой самооценке критика опускает вас еще ниже. А вы, из-за того, что и так устали быть всё время внизу, просто не можете вынести ситуаций, когда самоуважение снижается ещё больше, они для вас катастрофичны, потому что обратно вам не выпрямиться.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ну, всё". Критика в данном случае – предвестник и симптом резкого снижения самоуважения, знак несоответствия вас вашим же идеалам и ценностям. С этим ещё, кстати, связано то, что люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в каких-либо проблемах и жизненных неурядицах – как своих, так и не своих. Тот же самый способ интерпретации: признал/а = потерял/а самоуважение и надежду на то, что когда-нибудь стану человеком своей мечты.

Незащищенность (Ранимость)

О, про ранимость легко можно написать отдельную статью. Попробую кратко: ощущается это так, будто с вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. От большинства взаимодействий с людьми вам так больно, что вы непроизвольно кричите и отпрыгиваете. Понятно, что на уровне психики это означает, что Вас крайне легко обидеть, огорчить, расстроить и задеть, даже не имея ни малейшего на то умысла. Просто у вас везде "мины", о некоторых вы и сами не знаете, пока они не рванут.

Как это работает?

Любая фраза (она может быть и вообще не критикой) воспринимается как тычок пальцем в открытую рану, как умышленное или неумышленное (но от этого не менее болезненное) нападение, с результатом в виде чего-то обидного и задевающего. По-любому обидного и по-любому задевающего, независимо от начального посыла. Изредка бывает можно понять, что люди не со зла, но чаще – нет. Ведь они же не могут не видеть, что у вас нет кожи?

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Ааааа больно! Зачем ты сделал мне так больно? В большинстве случаев после этого следует яростная реакция, направленная на "обидчика", который ощущается почти как абьюзер. Учитывая бэкграунд в виде содранной кожи, думаю, эта реакция вполне закономерна. Жаль только, что понимания и способности продышаться и идти дальше – от этого не прибавляется.

Синдром самозванца

Довольно известное явление, суть которого в следующем. Достижения, результаты и вообще вся обстановка ощущаются вами как незаслуженные, доставшиеся не благодаря вашим личным усилиям и труду – а свалившиеся на вас только из-за сумасшедшего везения или случайных совпадений. То есть вы вообще для этого ничего не сделали. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг разоблачат? Ведь неминуемо разоблачат, да?

Как это работает?

Критика – очень явное указание на то, что "мальчик каску просто нашёл" (с точки зрения вашего внутреннего самозванца). Конечно же, другие немедленно это увидят и разоблачат голого короля! Поэтому критика заставляет вас сжиматься в ужасе, и ненавидеть любые замечания, даже корректные.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Сейчас они всё поймут… Вот сейчас… Вот сейчас… Ну не сейчас, так в следующий раз. Очень страшно так жить – в постоянной тревоге и в неумении присваивать то, чего достигли. Неудивительно, что критика интерпретируется только в одну сторону – в ту, которая является по-настоящему важной.

Перфекционизм

Тоже материал для отдельной статьи под названием "Пункт выдачи желаемого за действительное". Когда-нибудь напишу. А пока давайте кратко: у перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши. И они, фактически, проводят свою жизнь в погоне за этим ощущением, не зная, что именно они ищут и зачем это им. Способы, которые перфекционисты применяют для поиска этого ощущения, в основном, сводятся к достижению идеала. Есть иллюзия, что если его достичь, будет достаточно хорошо (на самом деле – нет).

Как это работает?

Критика прямо указывает перфекционисту на его неидеальность, и иллюзия о возможности достижения точки "достаточно хорошо" рассыпается, как карточный домик. Это очень больно, потому что жить без хотя бы такой плохонькой иллюзии, по факту, невозможно. Поэтому критика для перфекциониста невыносима (хотя при этом он сам себя ею постоянно изводит, такой парадокс).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

О боже, ошибка! я несовершенен (атеисты могут первую часть заменить на что-то равнозначное по эмоциональности). Ошибок, по мнению перфекциониста, быть не должно вообще, впрочем, как и несовершенства – а если они всё же есть, то это ничто иное, как знак плохой работы над собой. Замечаете разницу с нарциссизмом и синдромом самозванца? Там фокус был вовне, "все увидят", а тут он на себе. Неважно, кто и что увидит, важно, что я сам/а уже знаю о своём несовершенстве, и это мучительно.

Невозможность выносить чужой дискомфорт

Есть такие люди, от которых всем удобно. Удобные люди. Моя коллега Полина Гавердовская называет их невидимыми. Этих людей родители воспитывали так, чтобы от них не было, по возможности, никакого дискомфорта. Чаще всего это означает, что им пришлось рано отказаться от себя. Почти полностью – от своих потребностей, чувств, желаний и планов – чтобы никому случайно не перейти дорогу. А то будет ататат.

Как это работает?

Любая критика означает, о ужас, что вами кто-то недоволен, а значит, у кого-то от вас дискомфорт или даже проблемы! А этого никак нельзя допустить, это очень страшно. От осознания, что вы, вольно или невольно, причинили кому-то неудобство, вам может стать буквально физически плохо.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ой-ой-ой, караул, кому-то неприятно и это из-за меня! Не угодил/а, всё испортил/а, теперь человек мучается". То есть, привычный фокус тут – на Другом, на его стабильности и благополучии, на заботе о его комфорте, а вовсе не на себе. Ощущать себя причиной и источником чужого дискомфорта таким людям невероятно сложно, поэтому они очень тяжело воспринимают критику.

Параноя

Я не имею тут в виду психиатрический диагноз, скорее, личностную черту или склонность, привычку. Замечали ли вы, что есть люди, которые легко принимают на веру различные теории заговора и чужую злонамеренность? Неважно, есть что-то в основе или нет – но это вполне укладывается в их восприятие мира. Так вот, это и есть параноидность. Её главым девизом можно было бы сделать фразу "Всё неспроста".

Как это работает?

Параноидный человек воспринимает любую критику как умысел и желание его уязвить, и ранит/злит его именно этот умысел, а не только и не столько содержание критического замечания. Согласитесь, что непросто жить в окружении врагов, и неудивительно реагировать на их очередные нападки весьма болезненно.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Вот ты и спалился, а я знал/а, что ничего хорошего от тебя ждать не стоит". Фокус тут тоже внешний, как и в нескольких предыдущих пунктах, и тоже отсутствует опора на реальность. Зато есть заведомая уверенность в том, что все хотят вам только плохого, а кто не хочет, так скрывает, ну или же это лишь временно.

Депрессия/Субдепрессия

Это может быть официальный диагноз, а может и просто некий период в жизни или личностная склонность (да, так бывает). В любом случае, суть одна: всё плохо, было плохо и будет плохо. В отличие от нарциссизма и синдрома самозванца, здесь ощущение своего "Я" вполне реально, просто это "Я" непоправимо плохое, и нет никакой надежды или мотивации его изменить.

Как это работает?

Критическое замечание усиливает депрессивный фон, подтверждает, что да, ничего хорошего в очередной раз не произошло. Как правило, депрессия работает так, что у вас ещё и нет энергии на исправление, поэтому любая критика повисает тяжёлым камнем на шее без возможности её использовать на благо (даже если она подана как надо и по факту такая возможность есть). Помните ослика Иа? "Доброе утро, Пятачок… в чём я лично сомневаюсь".

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Всё тлен". Фокус в этом случае – на общем болезненном фоне и неспособности получать удовольствие от жизни (так называемая "anaesthesia dolorosa, болезненное бесчувствие"), и критика лишь является дополнительной иголкой. Она, в общем-то, может быть даже и не услышана в плане содержания.

Личная история

Пункт частично пересекается с травмой. Дело тут вот в чём: если вам в жизни от критикующих уже пришлось пострадать (как правило, немалый вклад вносят родители, учителя, бывшие партнеры по отношениям и другие значимые люди), то любая критика, чем-то напоминающая ту – по содержанию, форме или по любому другому признаку – будет восприниматься вами невероятно болезненно. Примеров можно привести много, общее у них то, что достаточно задеть какую-то определённую тему или построить фразу определённым образом, чтобы вы ощетинились.

Как это работает?

Здесь фокус – на факте критики вокруг конкретной темы или конкретным образом. Это ранит само по себе, потому что у вас на этом месте уже есть большая мозоль. И конечно же, вы совершенно не можете увидеть в такой критике позитивные стороны, даже если они есть – мозоль их загораживает.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ыыы, опять я (что-то моё) кого-то не устраивает, ну сколько можно". В целом, ответное чувство бывает очень близко к отчаянию и бессилию, и именно поэтому так больно. Вы, как правило, уже вынесли из прошлого, что с этим вам не справиться, и текущая ситуация работает для вас якорем, мгновенным порталом в эти воспоминания.

С теорией всё! Переходим к практике.

Практика

Вы нашли у себя больше половины пунктов и закономерно спрашиваете меня, как же вам теперь со всей этой фигнёй взлететь? Что делать-то? И нужно ли что-то делать, или, может, не стоит прогибаться под изменчивый мир?

На это у меня есть готовый ответ, который не я сама придумала, конечно. Он просто очевидный. Постоянно испытывать сильные негативные эмоции по незначительным поводам, например, из-за критики, может себе позволить только человек с крепким психическим здоровьем и выносливой нервной системой. У вас крепкое психическое здоровье? Выносливая нервная система? Рискну предположить, что дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы, иначе зачем бы вам этот мануал. То есть, ответ-то на самом деле однозначный – пора работать с вариантами решений, потому что так распылять свой психический ресурс вам попросту не по средствам.

Решения я изложу тоже по пунктам, люблю списки. Сначала тактика (то, что применимо здесь и сейчас), потом стратегия (то, что пригодится долгосрочно).

Тактическое.

1. Убедитесь, что критика что-то полезное содержит на самом деле, а не решает психологические проблемы того, кто её исторг.

Самый важный пункт. От 50 до 90% той критики, которую вы будете получать, не выдержит этой проверки, я гарантирую это. Минус этого пункта в том, что для его выполнения вам придётся, к сожалению, пропускать входящие замечания через себя, что может быть довольно неприятно (мы все знаем, как они подаются). Зато! Хороший фильтр "на входе" позволит в разы сократить последующие переживания и объем действий. Вы же помните, что вы не какой-то психоолигарх с гиперустойчивой нервной системой? Так вот, этим пунктом сэкономите себе много километров нервов.

Как же это понять, как оценить – есть в критике полезное или нет? Я бы советовала составить себе чеклист (такой список с галочками) из мануала "Как правильно критиковать" – выбрать важные для вас пункты, добавить свои дополнительные, и каждый раз прогонять полученное критическое замечание по нему. Если набирается больше 3 галочек – замечание отправляется в топку, можно даже до конца не дочитывать/не дослушивать. Со временем натренируетесь и будете и без чеклиста почти мгновенно понимать, стоит критика внимания или нет.

2. Научитесь безжалостно избавляться от той критики, которая не прошла проверку п. 1.

Это очень важная тема, она одновременно и про заботу о себе, и про границы, и про много что ещё. Вы не должны служить ведром для чужих эмоциональных сливов, запомните это крепко-накрепко. Никогда и никто не должен быть таким ведром. И если кто-то считает, что вы – ведро, это вообще не ваши проблемы.

Избавляться в данном случае будет значить, во-первых, конечно же, не использовать такую критику как руководство к действию. Во-вторых – не позволять ей заползать на вашу территорию и вас разъедать. Как вы конкретно это будете делать: удалять комментарии, прерывать людей, забывать, отвлекаться, использовать метафоры и ритуалы – не так уж важно. Главное, чтобы это было эффективно. Возьмите прямо за правило и натренируйте себя: если не выполнено условие из п. 1 – с лёгким сердцем оставляем критику её автору и идём дальше. Сначала сердце будет не очень-то лёгким, но постоянная практика поможет.

3. Для той критики, которая прошла проверку и всё ещё ранит вас, применяйте правило тайм-аута.

Сначала послушать/прочитать, только потом интерпретировать. Отложить свою реакцию и анализ как минимум на несколько часов (идеально – на сутки, если есть возможность). И в эти несколько часов не жевать кругами негативные мысли, а всерьёз на что-то переключиться. Это поможет снизить риск импульсивных и привычных негативных толкований, плюс, с течением времени любая критика начинает восприниматься менее остро. Так дайте себе это время.

4. Если вас понесло в травму/ранение/негативную интерпретацию, остановитесь и сделайте шаг назад.

Выдохните и возвращайтесь от большего к меньшему: не "я неудачница", а "я сделала что-то не то и по привычке сразу подумала, что я неудачница". Не "всё плохо", а "когда мой результат не 100%, я автоматически думаю, что ВСЁ плохо". Мне очень нравится метафора перемотки кассеты (рискованная для тех, кто младше 1990 г.р., но всё же). Ой, зажевало! Достаём, расправляем плёнку и перематываем на целое, непомятое место. Оттуда можно ещё раз, но более аккуратно.

5. Пробуйте переформулировать для себя так, чтобы было не обидно.

Если такой вариант существует, конечно. Переделайте фразу или замечание так, чтобы оно было сказано по всем правилам правильной критики – дружелюбно, корректно, из позиции "плечом к плечу". Похвалите себя за что-то, если вас ещё не похвалили. Включите то полезное, что вы нашли во входящей критике, но более аккуратно и бережно, чем было там. И используйте как отправную точку именно свою версию, а не изначальную. Если переформулировать не получается, то есть, в принципе невозможно услышать полезное замечание так, чтобы не пораниться – то это тревожный знак. Возможно, в одиночку вам не справиться и нужна помощь специалиста.

Стратегическое.

1. Работа с общепсихической "иммунной системой".

Вы же знаете, что у нашего организма есть целая иммунная система, отвечающая за защиту организма от чужеродного и потенциально опасного материала, на физическом уровне? Ровно такую же штуку нужно в себе отрастить на уровне психики. Постепенно создать систему правил, позволяющих блокировать то, что вредит или не соответствует вашим целям. Но при этом чтобы система могла пропускать внутрь то, что позволит вам расцвести и стать лучше. Чем лучше будет работать этот "психоиммунитет", тем меньше усилий вам придётся тратить на работу с критикой "в моменте". Потому что вы будете знать, что ненужное отпадёт само, а нужное останется, и вы сможете постепенно переварить и интегрировать это нужное на своих условиях и в своём темпе, не опасаясь вреда.

Что нужно делать для того, чтобы эта иммунная система начала развиваться и укрепляться? Постоянно выполнять все пункты из предыдущего списка, который про тактику. Как в спортзале – чтобы накачать мышцы, потребуется сделать много подходов. Когда повторите каждый пункт по 30-50 раз – заметите ощутимую разницу и в скорости реакции, и в её качестве. И когда-нибудь всё это начнёт происходить уже само, без ваших сознательных усилий.

2. Знание своих чувствительных мест, триггеров и факторов, которые на всё это влияют.

Здесь, в общем-то, и не нужно ничего пояснять. Если вам известны эти вещи, то вы можете обучить (вменяемых) окружающих давать вам критику в том виде, в котором вы можете её перенести. Также вы также можете задать некий стандарт критики для себя, который будет учитывать ваши типичные триггеры. Ну, чтобы не пропустить важный фидбек из-за того, что он плохо оформлен и задел ваше привычное. Да и вообще здорово успокаивает, когда понимаешь – тут у меня явно избыточная реакция, потому что А, Б и С, сейчас я подышу и она утихнет.

3. Отделение себя от своих поступков.

В условиях нашей культуры это правило пригодится, наверное, почти всем. Как-то так у нас сложилось, что критиковать без перехода на личности почти никто и не умеет, соответственно, и воспринимать критику без бесплатного бонуса "ты плохой" тоже крайне сложно. Учитесь разделять эти два "трека", даже если автор критики этого не сделал. Вы как человек – отдельно, объект критики (ваше творение, продукт, результат) – отдельно. Если вы в этот раз сделали что-то недостаточно хорошо, то это ничего про вас как человека не значит. Повторяйте себе это, как заклинание.

4. Выращивание внутреннего Доброго Родителя.

Пункт важен не только для тех, у кого мощный Внутренний Критик. Как правило, все корни болезненного отношения к критике растут из каких-то важных жизненных периодов, во время которых вам не хватило более сильной фигуры, которая поддержала бы вас в ваших ошибках, несовершенстве и лаже. По принципу – "бывает, ты всё равно хороший/ая, давай подумаем, что делать дальше и как это обратить тебе на пользу". Создавайте такую фигуру внутри себя, будьте сами к себе добрее, чем другие люди к вам. Если в вашей жизни был такой человек, вызывайте его/её мысленный образ каждый раз, когда вам требуется поддержка, и пытайтесь представить, что бы он вам сказал, если бы был рядом.

5. Психотерапия.

Да-да, любимый совет. Вот здесь развернуто написано, что можно делать в психотерапии людям с разными проблемами из теоретического списка. А уж вы сами сможете решить, надо ли оно вам.

Инструкция

Соблюдайте режим. Если вы хотите улучшить память и сделать свою интеллектуальную деятельность более эффективной, то первое, на что стоит обратить внимание, - здоровый сон. Дело в том, что именно во время сна происходит восстановление клеток мозга, а также своеобразная его «перезагрузка». Неудивительно, что у тех, кто поздно ложиться и рано встает, снижается способность концентрироваться на какой-либо информации и быстро воспринимать ее.

Не забывайте о перерывах. Вспомните школу: 45 минут урока, затем 15 минут перемены. Попробуйте воплотить этот принцип и в работе, учебе, других занятиях. Если вам тяжело сосредотачиваться на одном занятии в течение 40-50 минут, то стоит немного изменить «график». Например, делайте десятиминутный перерыв каждые полчаса. После 4-5 циклов необходимо взять часовой тайм-аут. По возможности выберитесь на свежий воздух и прогуляйтесь.

Соблюдайте «умную» диету. Полноценный рацион - немаловажный фактор, способствующий успешной интеллектуальной деятельности. Постарайтесь отказаться от фаст-фуда и постоянных перекусов в пользу правильного питания. В вашем меню обязательно должны присутствовать продукты, содержащие жирные кислоты омега-3, например, рыба, морепродукты, киви, орехи. Не забывайте о белках и углеводах: ешьте постное мясо, яйца, молочные продукты, а также цельнозерновой хлеб и крупы. А витаминами организм обеспечат сезонные ягоды, фрукты, овощи.

Тренируйте память. Например, ежедневно заучивая небольшой отрывок текста. Однако не нужно «зубрить» его, игнорируя смысл. Сначала прочитайте строки несколько раз, постарайтесь представить описываемую картину, подобрать ассоциации. Затем изложите текст вслух своими словами. Возвращайтесь к отрывку в течение дня, а вечером попробуйте воспроизвести его наизусть.

Воспринимайте информацию визуально. Ментальное «фотографирование» - отличное упражнение для тех, кто хочет улучшить работу своего мозга. На несколько секунд задержите взгляд на каком-нибудь предмете. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать объект в своем воображении. «Фотография» должна получиться максимально детальной: цвет, форма, фактура, элементы декора, даже трещины или пыль - добивайтесь максимального сходства. Стоит начинать с простейших бытовых предметов, например, расчески или чашки. Постепенно усложняйте задания, пытаясь создать ментальные портреты знакомых или даже просто прохожих на улице.

Память , с научной точки зрения, - это главная функция мозга человека. По мнению академика Бехтеревой Н.П., ю называют хорошее запоминание, удержание и воспроизведение информации. Различают кратковременную и долговременную формы. Первая характеризуется быстрым запоминанием и удержанием информации не более получаса. Затем эта информация забывается или переходит в долговременную память.

Вам понадобится

  • - «Реминил», «Экселон», «Семакс»;
  • - «Глицин», «Мексидол», «Кавинтон», «Церебролизин», «Энцефабол»;
  • - регулярные интеллектуальные тренировки памяти;
  • - рациональное питание;
  • - полноценный сон и отдых;
  • - физические нагрузки.

Инструкция

Подготовка к экзамену требует не одного часа. Время наибольшей мозговой активности у всех людей разное. Кто-то лучше запоминает с утра, кто-то в интервале между 3-4 часами дня, а кому-то проще просидеть над учебниками всю ночь. Определите свои «активные» часы и приступайте к изучению тем в отведенное время.

Информация поступает в мозг через каналы восприятия, которые также у всех людей различны. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов . Чтобы определить свой тип, попробуйте передать информацию, например, об одуванчике. Аудиалы начнут описывать цветок вслух, визуалы скорей всего его нарисуют, кинестетики расскажут о своих эмоциях в связи с цветком («Он мягкий, лепестки щекочут кожу…» и т.д.), а дискреты вспомнят о лекарственных свойствах (потому как ищут в предметах пользу и возможность применения в жизни).

Аудиалам проще воспринимать информацию на слух. Эффективным методом запоминания будет проговаривание темы. Попробуйте прочитать сухую терминологию так, словно читаете стихи: выразительно, с некоторым напевом. Можно использовать любимую песню - переложите слова под знакомый мотив и повторяйте несколько раз подряд.

Визуалам , чтобы отчетливо запомнить что-либо, требуются схемы и чертежи. Попробуйте нарисовать изучаемую тему. Эффективен метод коллажа, когда человек приклеивает фотографии/картинки на стену и рисует связи между ними.

Кинестетикам важны ощущения. Выберите для подготовки к экзамену уютное местечко, удобную одежду и т.д. Лучше, если подготовка будет проходить где-нибудь на природе, в тихом уединенном месте. Мысленно ассоциируйте важные термины с чем-нибудь приятным. Также кинестетики опираются на механические действия: для запоминания записывайте основные термины и принципы.

Дискреты – хорошие аналитики, им важна суть. Чтобы лучше запомнить большой объем информации, необходимо разложить ее на мелкие составляющие. Уберите из текста лишние слова, и все получится.

Помимо канала восприятия и временной активности нельзя списывать со счетов общее состояние организма. Не забывайте во время подготовки к экзаменам отдыхать и хорошо питаться, включите в рацион витамины (аскорбиновую кислоту с глюкозой) и грецкие орехи с фундуком.

Отработайте диалоги с экзаменатором – пусть кто-то из близких людей старшего возраста протестирует ваши ответы и, по возможности, внесет поправки.