Болезни Военный билет Призыв

Интегральное лидерство. Интегральное мышление социума как путь развития человечества. Как слушатели знакомятся с интегральным мышлением

На самом деле введение категории «интегрированное мышление» в качестве квинтэссенции наиболее продвинутых современных методов управления и отчетности не означает, что именно теории менеджмента принадлежит пальма первенства в открытии и практическом приложении типа мышления, которое можно было бы назвать «интегрированным». Хотя стандартизация, признание «интегрированного мышления» в качестве эталона, идеальной модели ведения бизнеса – достижение именно новейшей управленческой мысли. Но было бы интеллектуальным зазнайством забыть тех великих мыслителей, которые ввели в научный оборот высшую идею интегрированности – ноосферу – В.И. Вернадского и Т. Де Шардена. Теория ноосферы хорошо разработана и в философской, и в естественно-научных школах. Развитие управленческой мысли в ХХ веке шло от “научного менеджмента” через теории “человеческих отношений” до системного подхода. В этом смысле, выход к интегрированности и в науке, и в управленческой мысли, к пониманию интегрированности и ее операционализации для целей бизнеса и заинтересованных сторон – это серьезная новация последнего времени. По сути, сегодня интегрированное мышление становится атрибутом моделей делового совершенства. Некоторые понятия стоит пояснить отдельно.

В первую очередь, что такое «мышление», как и с чем оно может быть интегрировано, или каким образом может содержать в себе свойство интегрированности?

В общественных науках «мышление» понимается как высший познавательный психический процесс, основанный на бесконечном процессе отражения и преобразования человеком действительности в некие новые знания. Без мышления невозможно установление связей между явлениями, невозможна осознанная деятельность человека, особенно в условиях турбулентности.

В обиходе мы интуитивно, но довольно четко характеризуем людей по уровню развития их мышления, оценивая качество некоего сочетания информированности и способности эффективно обрабатывать информацию с выходом на решения, действия, приводящие к наиболее позитивному результату. Пользуясь устоявшимися вербальными выражениями, содержащими такие оценки, мы причисляем того или иного человека к категории «умных», «смекалистых», «посредственных», «недалеких», «глупых» и т.д. Этими характеристиками мы награждаем, даже порой подсознательно, практически каждого, с кем сводит нас судьба – это необходимое для нас действие по выбору партнера, анализу потенциальных рисков или выгод общения, совместной деятельности.

Но есть высший уровень такой оценки, который мы присваиваем очень редкой категории людей, обладающих неким сверхзнанием и предвидением. Таких людей мы называем мудрецами, пророками, оракулами. В чем же их ключевые особенности? Во-первых, их суждения и решения основаны на анализе широкой палитры факторов. Во-вторых, их решения, как правило, направлены на достижение максимально возможного общего блага, то есть они масштабны в своих границах, ориентированы на гармонию природы, людей и мира вещей, мирное развитие и сохранение жизни. В-третьих, их решения ориентированы на достижение стратегических, долгосрочных целей, скрывающихся за достижимым для рядового человека горизонтом планирования. Важен и психологический портрет обладателя таких характеристик. Он спокоен, т.к. для него не существует тревожащих душу тайн. Он нетороплив, т.к. знает, какое единственно верное действие нужно совершить. Он великодушен и добросердечен, т.к. его ум обеспечивает ему предсказуемость потенциального врага, а значит – безопасность. Он непоколебим и тверд, т.к. служит истине, которая в определенной степени константна. Он авторитетен даже для врагов, т.к. каждый понимает редкость этого типа людей в природе и силу синтеза их интеллектуальных и душевных способностей.

К чему эти рассуждения? К тому, что применяя к мышлению эпитет «интегрированное», мы подразумеваем качественное состояние гармоничного синтеза неких разрозненных частей в едином целом. Поэтому, может быть, немного смело, но мы предполагаем, что именно словом «мудрость» можно было бы отразить глубокий смысл, заложенный в словосочетании «интегрированное мышление».

Растущие в геометрической прогрессии риски, возрастающая конкуренция за ресурсы, гонка технологий, обязывают нас быть уже не просто «умными». Сейчас будет выигрывать тот, кто своей победой способен принести максимальное благо человечеству и природе в максимально возможном масштабе в долгосрочной перспективе. Эта мысль была воспринята и деловым сообществом, разочаровавшимся в узости капиталистического, направленного на служение «золотому тельцу», подхода к ведению бизнеса. Растет количество инвесторов, не желающих вкладывать средства в проекты, несущие в себе только смыслы обогащения. Уменьшаются шансы выживания компаний, стремящихся только к наращиванию собственного финансового капитала. И компаниям, и инвесторам жизнь диктует новое правило – мыслить интегрированно, становиться мудрее, то есть достигать в деловой активности высшей степени гармонии рационального и духовного. А это возможно только тогда, когда в стратегии развития компании и в оценке компании инвесторами вне зависимости от масштаба компании главный акцент ставится на том, насколько сплетены в единый вектор роста экономическая эффективность бизнеса, общественное благополучие, ощущение для счастья членами общества (фирмы, города, страны, мира) и сохранение среды обитания в долгосрочной перспективе.

Систематизация и связи

Философская антропология

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(Учение о Гармонии Мира)

1. ВВОДНАЯ.

Данный материал является по значению в учении о Гармонии Мира фундаментальным.
Дело в том, что никто ранее меня за все время существования Человеческой расы не занимался интегральным мышлением на таком системной уровне. Именно я первый сформулировал идею об интегральном мышлении как составном элементе разумности вообще и определил его ключевую роль в эволюции разумной расы.

Длительное время, мои представления об интегральном мышлении носили общий характер, что для глобального теоретизирования было вполне достаточно. Но когда вопрос встал о практическом воплощении идей учения, этих общий сведений стало недостаточно. Возникла задача сформировать теоретическую основу представлений об интегральном мышлении в такой ее детализации, которая могла бы лечь в основании учебной методики по освоению этого способа мышления.

Именно этой задаче посвящена эта статья.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Мыслительная деятельность разумного организма слагается из двух компонентов: рационального и интегрального мышлений. В единстве этих двух форм мыслительной деятельности и проявляется Разум как таковой.

А. Функции.
Каждый вид мышления имеет свою эволюционную функцию.
Функция рационального мышления - формировать плоть ментального восприятия, творить сам ментальный дискретный материал, из которого складывается понимание Мира в его частных проявлениях.
Функция интегрального мышления - формировать целостность видения Мира, соотносимость создаваемой ментальной картины самой Гармонии Мира.

С помощью рационального мышления Мир исследуется в своем дискретном содержании, с помощью интегрального мышления Мир обретает живую полноту целостности и единства.

Б. Конечный продукт.
Рациональное мышление создает дискретные знания. Интегральное мышление - целостную ментальную интерпретацию Мира. Оба вида мышления взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Взаимопроникаясь они создают основу для преобразующей деятельности разумного организма.

В. Инструментарий.
Каждый вид мышления используют свой инструментарий. Рациональное мышление оперирует широким спектром категорий, понятий и следует логике как совокупности зависимостей, определяющих истинность линейных умозаключений. Интегральное мышление оперирует мыслечувственными переживаниями, определяющими образы, связанные с фундаментальными свойствами Мира: его единства, целостности, атрибутивности и взаимосвязи всего со всем.

Различие инструментария состоит в том, что категории и понятия рационального мышления представляют собой компиляцию различных аспектов чувственных образов, формируемым благодаря органам чувств, а мыслечувственные переживания интегрального мышления - это ментальные ощущения, когда органом чувств выступает сам аппарат мышления (мозг) как целостный функционирующий продукт Мира.

Ментальные ощущения - это ментальная информация, возникающая в процессе функционирования мозга как целостного объекта при самоидентификации (выявления самотождественности). Будучи объектом Мира, мозг является носителем фундаментальных его свойств и в процессе самоотождествления эти фундаментальные свойства естественным образом выделяются мозгом как ощущения.

Г. Форма процесса.
Рациональное мышление линейно, тоннельно и дискретно. Мир в рациональном мышлении представляет собой сумму линейных связей как на элементарном, так и на синтетическом уровне. Рациональная линейность неисчерпаема и непрерывно изменяется, что делает само рациональное мышление непродуктивным для целостного восприятия.

Интегральное мышление напротив - нелинейно, оно всеобъемлюще и целокупно одновременно. Оно одновременно сопровождает все бесконечное множество линейных процессов как целостность, при чем целостность иерархически структурированную.

Один единственный интегральный образ тысячекратно информативнее, чем вся совокупность всех рациональных знаний, созданных человечеством. Все бесконечное множество рациональных описаний всех процессов одной живой клетки не заменит ее живое фактическое проявление. Так и интегральное видение.

Мыслечувственное интегральное ощущение способно динамически трансформироваться сообразно отображаемой реальности, делая себя равным «живому» проявлению. Вот почему создаваемая интегральным мышлением интерпретация реальности называется «живой» - она порой существует внутри реальности, предоставляя возможность мыслящему организму перемещаться во времени в будущее и прошлое, в любую точку пространства.

3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Как продукт сложной эволюции интегральное мышление проявляется в широком диапазоне качеств от минимального развития до совершенного.

Степень развития интегрального мышления определяется потенциалом эффективности мыслительного процесса, который характеризуется критериями скорости переработки информации, масштаба и глубины интегральности восприятия.
Чем менее развит интегральный интеллект, тем меньше скорость обработки информации, уже возможности по сотворения интегральных образов, а также не глубока и не широка масштабность восприятия.

Можно выделить три эволюционных уровня развития интегрального мышления: базовый (минимальный), функциональный (средний) и целостный(высокий).

А. Базовое интегральное мышление.
Базовое интегральное мышление характеризуется узколокальной интегральностью. Целостность Мира ограничивается миром самого субъекта, его потребностей и интересов, он становится в центр мироздания, а сам Мир превращается в приложение к его существованию.

Интегральное мышление базового уровня развития определяет лишь направленность усилий субъекта на самого себя, и этим ограничивается. Начальный уровень обуславливает формирование культуры, поскольку оно выводит человеческое существо как объект и субъект развития, накопления. Попытка системного оформления интегрального мышления базового уровня приводит к мистификации восприятия Мира, что в конечном счете выливается в сотворение мифологии и религии. Главный продукт базового интегрального мышления - культура разумной формы жизни.

Б. Функциональное интегральное мышление.
Функциональный уровень развития интегрального мышления характеризуется функциональной локальностью восприятия целостности Мира. Это означает, что Мир воспринимается единым в границах некоторой дискретной функции, рационально оформленной линейной аргументацией. Главный продукт этого уровня - сложные социальные структуры и формы взаимодействия, составляющие ядро культуры разумной расы.

Данный уровень развития не в состоянии воспринять Мир целостно вне рациональной аргументации, потому она крепко связана с уровнем технической освоенности реальности.

Системное оформление этого уровня мышления приводит к сложным рациональным конструкциям синтетического вида, именуемые «мировоззрениями» - систем дискретных знаний, опирающихся на некоторую единую методу. Это охватывает не только рациональные, но и иррациональные подходы (теология).

Линейно-фрагментарный характер мировоззрений приводит к тому, что человек демонстрирует непрерывную противоречивость, что в свою очередь обуславливает противоречивость и кризисонаполненность жизнедеятельности человека.

В. Целостное интегральное мышление.
Целостный уровень развития интегрального мышления характеризуется потенциалом наблюдения всей полноты Гармонии Мира.
Но следует указать, что наличие потенциала еще не значит, что человек видит эту единоцелостность. Ее следует создать. При чем создать, следуя некоторым рационально оформленным направляющим - интегральным знаниям. До того, как возникло Учение о Гармонии Мира, человечество не имело этих знаний.

В ранних стадиях эволюции разумной формы жизни в популяции разумных организмов доминирует базовый интегральный интеллект. Это обуславливает все специфические черты ранней цивилизации, как-то: кровавый характер исторического процесса, доминанту хозяйственной деятельности над прочими видами деятельности, потребительская направленность жизнедеятельности разумных организмов. По мере развития культуры разумная раса рано или поздно осознает значение интегрального восприятия и организует переход на иные формы организации своей жизнедеятельности.

4. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Развитие предполагает реализацию фактического потенциала интегрального мышления. Эта задача носит двоякий характер: с одной стороны, она предполагает развитие интегральных навыков и приемов мышления, с другой стороны, обуславливает формирование собственно интегрального видения -интепретации.

Развитие интегрального мышления представлено в технологии нообилдинга, которая подробно изложена в книге «Гармония Мира. Учение». Повторяться не буду. Отмечу лишь следующие важные моменты.

Интегральное видение (ноовидение) характеризуется:
одновременной многолинейностью интерпретируемых процессов (внимание отслеживает поток процессов как единоцелостность, человек чувствует каждый процесс в отдельности и одновременно все их вместе как целый поток, при чем оба уровня взаимодействуют в том же интерпретационном акте - как наблюдатель, как наблюдаемое и как оба ракурса в единстве);
иерархичности мировых процессов (эти процессы имеют различный масштаб циклов, есть процессы большого цикла, внутри его -поменьше, а внутри тем - еще меньше);
целозамкнутости всех процессов (весь мир рассматривается как целое и полное во всем диапазоне осмысливаемых процессов);
неразрывностью взаимодействия с реальностью, полной погруженностью создаваемой интерпретации в Мир (интегральное видение не существует как виртуальная реальность или мыслимая реальность, она есть текущая и одновременная интерпретация реальности).

Аналогом того, что создает интегральное мышление является ментальные образы, являющиеся целями медитаций восточных практик. Нирвана - есть грубая вариация интегрального восприятия.

Но есть существенное и принципиальное отличие интегрального видения от нирваны. Восточные практики определяют нирвану как результат титанических усилий, как цель, недосягаемую для непосвященных и неизбранных, как вершина усилий по самосовершенствованию. Интегральное же видение, превосходя нирваническое состояние в разы, является рабочим состоянием человеческого восприятия Мира. Можно сказать, что нирвана - это одно из начальных состояний гармонического интегрального ума.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Интегральное восприятие является базовым, фундаментальным основанием взаимодействия Человека с Миром с другими людьми.
Однако, следует признать, что постоянная актуализация интегрального видения требует громадных энергетических затрат и напряжения. Человек физически как живой организм не готов к такой работе.
Это означает, что актуализация интегрального видения может носить «пунктирный» характер, то есть проявляться по мере необходимости и на этапах решения стратегических задач. На уровне оперативных задач интегральное видение не столь востребовано. Для того, чтобы, например, приготовить себе еду, нет необходимости воспринимать мир во всей его масштабной целостности.

Комплексное мышление Этимология.

Происходит от лат. cоmplexus - сочетание.

Автор. Специфика.

Характеризуется эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами.

Виды.

Выготским было выделено пять форм комплексов:

Ассоциативный комплекс объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;

Комплекс-коллекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какому-либо одному, обычно практическому признаку;

Цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков;

Диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер;

Псевдопонятие представляет собой обобщение, которое имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "комплексное мышление" в других словарях:

    Комплексное Мышление - понятие, использовавшееся Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обо … Психологический словарь

    комплексное мышление - Вот на этой стадии комплексного мышления и стоит в значительной степени примитивный человек. Его слова суть имена собственные или фамильные имена, т.е. знаки отдельных предметов или знаки комплексов. Примитив мыслит не в понятиях, но в комплексах … Словарь Л.С. Выготского

    мышление в комплексах - «МЫШЛЕНИЕ В КОМПЛЕКСАХ» понятие, введенное Л.С. Выготским для обозначения основной стадии развития детского мышления, а также характеристики архаического мышления. Развитие мышления и характерные для него способы образования понятий,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Понятие, использованное Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. Образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между… …

    МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… … Большая медицинская энциклопедия

    Это включение в процесс мышления (М.), познания и О., М., направленного на обнаружение противоречий, постановку и решение задач. В процессе О., взаимодействуя с др. людьми и миром, человек осуществляет М., в к ром можно выделить 3 вида… …

    - (СГМ) теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.), затрудняющими О., путем осознания и управления теми умственными операциями, к рые автоматически… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Интеллект животных - Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии, cравнительной психологии и зоопсихологии. Жизнь… … Википедия

    Результат допонятийного обобщения, являющий собой комплекс, в коем основанием обобщения выступают образы, а не логические связи (см. мышление комплексное). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Задачки для ума. Развиваем мышление. Для детей 4-5 лет , Земцова, Ольга Николаевна. Автор книг этой серии – Земцова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, руководитель Центра дошкольного развития и воспитания детей. Цель разработанной автором методики – комплексное…

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое . Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести , вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».

«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик , Майкла Микалко, Джулии Камерон, Мерили Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».

Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.

  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.

Вначале зрительные образы : банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Телесные образы : поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.

И в конце – обонятельные и осязательные образы : аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.

  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.

Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?

Декан бизнес-школы университета Toronto уверен, что интегральный подход дает выпускникам МВА способность решать самые сложные задачи в современном бизнесе.
Чтобы выделиться из общей массы, многие бизнес-школы "второго дивизиона" создают специализированные программы МВА. Основным направлением таких программ может быть менеджмент в области здравоохранения, спорта или искусства. Канадская Rotman School of Management при University of Toronto также пошла по этому пути, разработав программу с акцентом на интегральном мышлении. Главный принцип этого подхода состоит в одновременном использовании нескольких академических дисциплин для решения сложных проблем бизнеса.
Программа школы Rotman помогает слушателям выстроить новые, более гибкие модели, которые больше всего подходят для работы в современном мире с прогрессирующей глобализацией. Похоже, что этот необычный подход оправдывает себя. В то время как многие из бизнес-школ испытывают сегодня нехватку в аппликантах, число желающих поступить в Rotman выросло c 2001 года на 30%.
С момента своего прихода на позицию декана школы в 1998 году Роджер Мартин (Roger Martin) постоянно стремился к тому, чтобы выстроить все содержание программы МВА вокруг интегрального мышления. Не так давно его точка зрения нашла одобрение в форме $10 млн от Canadian Credit Management Foundation. Полученные деньги пойдут на поддержание работы исследовательского Центра интегрированного мышления (Marcel Desautels Centre for Integrative Thinking) в течение последующих пяти лет.
Решение Мартина о пересмотре основных принципов преподавания на программе МВА было не спонтанным. В начале 1990-х он работал в консалтинговой компании Monitor, где возглавлял образовательное подразделение. В процессе приема на работу выпускников программ МВА для него стали очевидными некоторые тенденции, требующие вмешательства в сам процесс обучения в бизнес-школе.
В интервью корреспондентам журнала BusinessWeek Мартин рассказал об основных принципах интегрального подхода.
Каким образом во время работы консультантом вы пришли к пониманию того, что бизнес-образованию не хватает интегрального подхода?
Мы работали над сложными проектами для компаний, проблемы которых не укладывались в какую-либо определенную дисциплину. Им нужны были люди, способные решить комплексные проблемы бизнеса.
В компании Monitor на позиции консультантов мы набирали два типа специалистов: выпускников додипломных программ и специалистов МВА из школ Harvard и Wharton.
Изначально мы предполагали, что выпускникам-додипломникам будет необходимо очень многому учиться, в то время как специалистам МВА потребуется лишь немного специализации. Но позже мы пришли к выводу, что мыслительные способности выпускников МВА в целом не отличаются от мышления выпускников додипломных программ, поэтому с 1991 года все наши новые сотрудники стали проходить обучение по одной и той же корпоративной программе развития.

Как слушатели знакомятся с интегральным мышлением?

В течение первого месяца слушатели принимают участие в однодневной ролевой игре. В ходе последующего тщательного анализа они разбирают в подробностях процесс ее развития, подводят итоги и приходят к осознанию того, что решение комплексных проблем требует интегрального подхода.
Среди обязательных для слушателей первого года обучения курсов есть цикл занятий под названием "Основы интегрированного мышления". В рамках этого курса слушатели получают основное представление об особенностях мышления и принятия решений. После этого студенты могут записаться на длительный курс практических занятий в исследовательском Центре интегрального мышления или на интенсивный недельный форум после весенних экзаменов.

Как еще интегральное мышление находит свое отражение в учебных занятиях?

В ходе второго года обучения слушатели принимают участие в программе Integrative Management Challenge, которая представляет собой курс на основе ролевой игры. Весь поток из 260 слушателей делится на пять команд. С каждой из команд работает управляющий совет, состоящий из пяти бизнесменов, представляющих разные организации. В процессе ролевой игры слушателям предстоит составить план по маркетингу и провести переговоры с персоналом компании.
В начале, когда я только работал над курсом, самым главным вопросом было то, сможем ли мы найти достаточно бизнесменов для советов директоров. Но теперь у нас даже есть список желающих на будущее, потому что очень многие хотели бы принять участие в этом увлекательном мероприятии.
Слушателям второго года обучения также предлагается ряд курсов по выбору, так или иначе связанных с интегральным мышлением. Среди них есть Organizational Strategy, курс по динамике систем Thinking it Through, а также курс под названием Learning to Learn. Я также преподаю на занятиях по курсу Shape it, Don"t Take It. Этот курс построен на той предпосылке, что мы выбираем модели решения той или иной проблемы либо подстраиваясь под существующее положение вещей, либо самостоятельно создавая лучшие условия.
Мы также проводим серию встреч с передовыми мыслителями. Наши слушатели уже встречались с 47 известными людьми - сторонниками и приверженцами интегрального мышления, такими как Майкл Делл (Michael Dell) и СЕО Procter & Gamble Алан Дж. Лэфли (Alan G. Lafley).

Кого еще из известных людей вы могли бы привести в качестве приверженцев интегрального мышления?

Исидор Шарп (Isadore Sharp) сумел сделать "Времена года" (Four Seasons) самой качественной сетью отелей класса люкс в мире. Он начинал с нуля. Один из первых двух принадлежавших ему отелей был небольшим мотелем для водителей, а другой - огромной гостиницей для съездов и конференций, и в обоих случаях Шарп сумел добиться больших успехов.
Он стоял перед выбором. Этот выбор касался двух успешных, но противоположных по своей сути моделей. По его словам, ему была близка интимная атмосфера мотелей и сервис для клиентов. В то же время ему нравились условия крупных гостиниц, сочетавших в себе преимущества бизнес-центров, но он не переносил безликость.
Человек, обладающий способностями интегрального мышления, не станет выбирать одну из этих двух противоположных по сути моделей. Вместо этого он использует преимущества каждой из них и создаст на их основе что-то новое и прекрасное. Именно по этому пути и пошел Шарп.
Таким образом, интегральное мышление позволяет человеку понять преимущества каждой из противопоставленных друг другу моделей, отказавшись от необходимости выбора одной из них.

Каждый ли человек обладает способностями интегрального мышления?

Мне кажется, что способные мыслить интегрально люди больше интересуются другими людьми и тем, каким образом строится работа в группе. К нам поступают те, кто выбрал для себя роль создателя и дизайнера собственной жизни. Эти люди всегда интересуются, есть ли другие пути, кроме тех, что лежат прямо перед ними.
Но есть и другие, для которых подобный подход попросту неприемлем. Со временем этот тип менеджеров потеряет способность эффективно работать. В мире, где главную ценность играет человеческий капитал, избравшим этот путь будет намного труднее добиться успеха.

Вы руководите школой Rotman уже второй срок. Каковы ваши планы на ближайшие пять лет?

До 2010 года, когда мне нужно будет уйти с поста руководителя, я хочу добиться того, чтобы наша бизнес-школа завоевала признание как провайдер абсолютно уникальной программы МВА. Мне бы хотелось, чтобы люди размышляли о нас так: "Я мог бы пойти в любую из бизнес-школ, но только здесь я смогу получить навыки интегрального мышления". Если это произойдет, мы войдем в десятку лучших бизнес-школ мира.