Болезни Военный билет Призыв

Аномия проявляет себя в. Аномия — хаотическое состояние социальной системы. Подход Эмиля Дюркгейма

Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввел термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения, или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние , характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя. Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  • утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

На сегодня нет единого определения понятия «аномии». Это объясняется многоуровневым характером социального феномена аномии:

  • - микро-, макро- и средний (мезоуровень);
  • - когнитивный, аффективный («субъективный» аспект) и конативный («объективный» аспект) уровни.

Только их пересечение дает восемь значений, а неоднородность социальных процессов удваивает это число.

Главное внимание следует обратить не столько на попытки модификации понятия аномии, сколько на коренные изменения в его содержании. Эти изменения не всегда вытекают из теоретического диалога. Например, мы не можем утверждать, что Э. Фромм знаком с мертоновским вариантом понятия аномии и стремится уточнить его содержание, но в ряде случаев его взгляды на такое аналогичное конформизму понятие, как, например, бюрократизм, заставляет думать, что признание Мертоном конформизма формой девиации, т.е. источником аномического обстоятельства, не совсем убедительно. Это подтверждается и мнением Фромма о т.н. «стадном конформизме». Фромм полагает, что, пока человек не отклоняется от нормы, он такой же, как и другие, признан другими как один /257/ из них и ощущает себя как «я». Чувство собственной «самотоджественности» человека в таком положении приравнивается к чувству конформизма.

Большую ценность имеет анализ, согласно которому индивидуальная аномия обусловлена социальной аномией, хотя она не исключает роли несовершенства нравственных или правовых норм и законов в возникновении аномии. Наоборот, это отмечали Жан Мари Гюйо, Герберт Спенсер и др. Например, Спенсер настолько критически настроен по отношению к законодателям и государству, что, по существу, исключает их роль в прогрессе социальной организации и общества в целом. Взгляды Спенсера имеют большое значение не только для теоретического решения проблемы аномии, но и для практического решения проблемы углубления аномических процессов современности. И, действительно, довольно болезненно, с точки зрения нравственной или правовой прочности общества, игнорирование со стороны самих законодателей и моралистов норм и законов даже на уровне парламента. Это создает и распространяет массовое неуважение к нормам и законам, потворствует отклонению от них, порождая переход от фактов индивидуальной аномии к системе социальной аномии, или, в масштабе всего общества, -- к единству многочисленных выражений социальной аномии.

Аномия в виде феномена, отражающего социальные пороки, вызывает серьезную озабоченность мыслителей-несоциологов. Например, К. Вольф отмечает: «Идеи Дюркгейма об аномии… лишь незначительная, но зловещая прелюдия». Согласно Р. Гильберту, «аномия есть тенденция социальной смерти; в своих обостренных формах она означает смерть общества».

Фромм в своих взглядах на «больное общество» указывает на глобальную опасность аномии. Идея основного гуманистического труда Фромма заключается в том, что главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности. В связи с этим можно оценить и аномические результаты, представленные Фроммом в понятиях «нарциссизма», «некрофилии», «садизма», «мазохизма» и др. Ясно, что основы этих психопатологических /258/ отклонений находятся не в самих людях, а в общественных структурах. (Здесь же надо отметить, что основания отклонений не следует искать в нарушениях психических, нравственных или юридических норм, их недостатках или несовершенстве. Например, основанием воровства как аномического явления является не слабость действующего против него закона, а те социальные условия, которые порождают воровство).

Можно заметить, что поклонники учения Р. Мертона, сравнивая взгляды этих двух мыслителей, отдают явное преимущество Мертону (например, Н. Покровский), но Фромм не с меньшей силой, чем Г. Спенсер и тот же Мертон, обличает античеловеческую порочность больного общества.

Наконец, вкладом, внесенным Фроммом в расширение понятия аномии, можно считать разработку его психопатологического аспекта, благодаря чему он продолжил дюркгеймскую традицию поиска психологического аспекта понятия аномии, что, по существу, было Р. Мертоном отвергнуто.

Если этот взгляд приемлем, то можно заключить, что Э. Фромм обратил внимание на естественный аспект аномии, в то время как Мертон и его единомышленники больше заостряли внимание на факте существования аномических отклонений, обусловленных субъективной активностью, т.е. на отклонениях от нравственных и юридических норм. Нравственные и юридические нормы, как известно, являются не только продуктом реализации объективной потребности общества, но и результатом творчества субъектов -- законодателей и моралистов.

Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось общество в 90-е годы. Экономические реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов отрицательно повлияли на все стороны жизни населения. Политические и социально-экономические реформы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Сосуществование прошлой нормативно-ценностной системы и нарождающейся новой нравственной и правовой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обществе. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.

Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый - потребности и интересы, второй - возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.

Функционирование общества есть его постоянное само-воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, устанавливающих качественную определенность социальной системы. Для обозначения самовоспроизводства социальной системы используется термин "аутопойезис" (от греч. auto – сам, poiesis – создание, производство), предложенный чилийским биологом Умберто Матураной (р. 1928).

Аутопойетические системы обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность, что, однако, не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей и связей, переструктурирования нормативного порядка.

Процессы воспроизводства, самопорождения хорошо видны на следующем примере. Американский ученый Джордж Каир (р. 1932) в своей книге "Системология. Автоматизация решения системных задач" (М., 1990) пишет: "Клетка – это сложнейшая система, состоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизительно 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную независимость. Она воспроизводит мириады компонентов, но все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и целостности, в то время как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением".

Социальные системы также обладают способностью "воспроизводить мириады компонентов", что позволяет воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию процессов возобновления.

Главный "возмутитель спокойствия" социальной системы – человек, способный своими действиями разрушить сложившиеся инструментальные связи, сделать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-системы является подчинение его логике действий человека. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения. Разрушение общества есть утрата им способности воспроизводить себя, потеря своей качественной определенности.

Распад Австро-Венгрии и Советского Союзареальные примеры разрушения обществ. В обоих случаях ими была утрачена способность воспроизводства структурного единства социальных отношений на своей территории.

Нарушение социального порядка часто связано с аномией (букв. – безнормность), т.е. с дезорганизацией социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль. Сущность аномии состоит в нарушении ценностно-нормативной регуляции жизни. Для аномии характерны:

  • 1) ценностно-нормативный "вакуум" (отсутствие необходимых норм);
  • 2) низкая степень воздействия социальных норм на индивида;
  • 3) неустойчивость, расплывчатость существующих нормативных предписаний;
  • 4) противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения.

Понятие аномии введено в социологию Эмилем Дюркгеймом. По Дюркгейму, в это время "никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все". Согласно Дюркгейму, в коммерческом и промышленном мире аномия является хронической.

С точки зрения Роберта Мертона, аномия представляет собой структурный разлад, дисбаланс между культурными ценностями и социально одобряемыми средствами. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь одобряемых обществом целей "нормальными", дозволенными средствами. Например, хотя сегодня в нашей стране широко пропагандируется тезис о том, что все желающие могут быть предпринимателями, мировой опыт показывает, что реально ими могут стать не более 7–8%.

Развитию аномии в обществе способствует ряд факторов.

1. Прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно принятым нормам поведения. Предпосылками возникновения такой ситуации служат природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, когда значительные массы людей оказываются не в состоянии поддерживать свой жизненный уровень привычным способом. Главной проблемой для них становится физическое выживание, что подавляет все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов.

В последние десятилетия в России неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствовали расширению поля девиантного поведения. Так, например, в исследованиях, проведенных в конце 1990-х гг., только 34% молодых респондентов отвечали, что согласны выполнять закон при любых обстоятельствах (будь он несправедливым или устаревшим), 52% имели установку на неисполнение закона.

2. Размывание исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих интегративность, целостность общества; критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще недавно казались им жизненно важными, необходимыми.

Сегодня в России подверглись коррозии такие ценности, как долг, скромность, бескорыстие, самоотверженность, дисциплина, и напротив, приобрели значимость свобода (от авторитетов), автономия (отдельного человека), личная неприкосновенность. По данным исследований, для студентов старших курсов и выпускников вузов восприятие равенства как одинаковых возможностей снизилось cl 1 до 7%, что отражает социальную дифференциацию студенчества, угрожает ростом социальной напряженности и конфликтности в молодежной среде.

В такой ситуации происходит объединение индивидов в группы, корпоративные организации, ориентированные на выражение и защиту узкогрупповых интересов. В результате институциональный уровень социальной системы утрачивает универсальный характер, распадается на ряд сегментов (групп, организаций, корпораций), в каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила взаимодействия.

Итак, аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. В таких условиях общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и поэтому перестают воссоздавать структурные элементы социума.

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, ее мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, сосредоточивается на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не повторяются сущностные, некогда устойчивые связи и отношения. К счастью, аномические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, они затрагивают, как правило, лишь отдельные виды взаимодействий. Чем глубже аномия проникает в деятельность и общение людей, тем труднее добиться восстановления социального порядка в обществе.

В современной России аномия связана с социальнопсихологическим состоянием населения, которое характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, иногда чувством безысходности, обесценением стимулов созидательной деятельности, повсеместным доминированием установки жить одним днем.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Аномия: определение, причины, характеристики»

  • Введение
  • Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии»
  • Основные теории аномии:

Теория аномии Э. Дюркгейма

Теория аномии Р. Мертона

  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение.

Многим людям не знакомо понятие «аномия», но если объяснить, что оно собой выражает, многие подтвердят то, что они сталкивались с этим явлением в жизни и понимают что это. Так что же такое «аномия»? В своей курсовой работе, я постараюсь разобрать все аспекты выбранной мной темы.

«Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, а вместо соответствующих традициям средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные)». Явления аномии, затрагивает практически все население, в те периоды, когда происходят различные социальные перемены и потрясения, особенно сильно процессы аномии действуют на молодежь. Существует множество трактовок понятия аномия, но наиболее значительный вклад в изучение данного вопроса внесли известные социологи Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон.

Проблема аномии в современном обществе стоит достаточно остро. Поэтому цель моей работы – определить причины, характеристики и сущность понятия социальная аномия. Задачи моей работы: изучить основные подходы к содержанию понятия «аномия», описать виды, формы аномии. Объект исследования: аномия как социологическое понятие, его сущность. Предмет исследования: понимание аномии в различных научных теориях. В своей работе я рассмотрю основные существующие теории разработанные известными учеными Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном, а так же рассмотрю исследование по проблеме аномии в современном российском обществе.

Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии».

Термин « anomos », стал известен еще в Древней Греции, он означал «безнормный», «беззаконный». Аномия у Еврипида была символом жестокости бытия. Проявление анархии и неумеренности видел в аномии Платон. В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете – с беззаконием.

Знаменитый социолог и один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) также обращал свое внимание на то, что нравственные и правовые нормы не совершенны и то, что они оказывают влияние, деформируют жизнь человека. Он довольно критично относился к законодателям и государству, обвиняя их в том, что они не уважают нормы и законы, а это порождает социальную аномию.

Э. Дюркгейм (1858—1917) и Р. Мертон (1910—2000). Именно эти люди привнесли значительный вклад в то, чтобы закрепить в социологической науке понятие «аномия». В современной социологической литературе имеют место быть два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia . Э. Дюркгейм и Р. Мертон использовали термин « anomie » для описания «состояния социальной (общественной) безнормности в применении к большим и малым общностям» 1 . «Современный американский социальный психолог и социолог Лео Сроул предложил понятие « anomia », которое восходит к его греческому произношению и обозначает состояние индивидуальной депривации (в отличие от аномии социальных систем в целом)» 2 . Это принципиально важное различие, ибо оно позволяет анализировать аномичные состояния с двух сторон – со стороны общностей и различных социальных групп и стороны личности. Более подробно теории Роберта Мертона и Эмиля Дюркгейма я рассмотрю в следующих главах.

В социологии имеется множество подходов к трактовке аномии. Так например известный психолог и социолог Э. Фромм рассматривая «больное общество» отмечает опасность аномии. Основная его идея заключается в том, что «главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности».

Также можно отметить и разработку Р. Маккайвера. Согласно Маккайверу, «социальная аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности — движущая сила морали индивида — ослабевает или полностью разрушается»; аномия есть «разрушение чувства причастности индивида к обществу» 3 . Маккайвер связывает это явление с тем, что у демократического общества есть три проблемные характеристики — конфликт культур, капиталистическая конкуренция и быстрый темп социальных перемен. Основываясь на трех этих характеристиках Маккайвер обозначил три типа аномии как сознания индивиов. Он считал, что индивиды аномичны, когда в их жизни нет цели, потому что отсутствуют ценности, что приводит к столкновениям разных культур и систем ценностей. «Теряя указывающий путь в будущее — компас, они утрачивают будущее» 4 . Так же индивиды аномичны, когда они используют возможности и собственные силы исключительно для себя. Человек теряет моральную ориентацию в конкурентном обществе. И последний случай, когда индивиды изолированы от значимых человеческих взаимоотношений и связей, когда они утратили прежние нормы и ценностные ориентации.

В современной социологической науке « аномия трактуется как состояние, которое характеризуется отсутствием цели, самоидентичности или этических, ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения» 5 . Можно привести в пример ситуации, которые указывают на то, что в данном обществе существует явление аномми. Так, например, состояние социального беспорядка в обществе; состояние, при котором личность не осознает цель жизни («главное для нас — выжить»), потеря уверенности в завтрашнем дне, которое связано с процессами протекающими в данном обществе («мы живем только сегодняшним днем»), и многие другие. Аномия раскрывается в этом смысле как однозначно отклоняющееся состояние социальной структуры.

Следовательно, аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения.

Понятие «аномия» тесно связано с такими понятиями как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества. Одиночество далеко не всегда совпадает с аномией, но, в некоторой степени, соединяется с ней и обнаруживает многие смысловые переходы и пограничные зоны. Ученые Т. Джонсон и У. Садлер сравнивали характеристики явлений одиночества и аномии. В результате они пришли к выводу, что одиночество – есть некий предшественник аномии, если оно не временное и эпизодическое. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что аномия является более глубоким явлением нежели одиночество.

В учебнике «Социология» В.А. Бачинина можно найти классификацию масштабов аномии в обществе. По его мнению, в зависимости от площади пространств, которые охвачены разрушительными процессами, аномия может быть двух видов: очаговая или тотальная. Очаговая аномия, в отличие от тотальной, является неотъемлемой принадлежностью любого общества на протяжении истории существования этого общества. Очаговая аномия — это форма защиты некоторых «сфер свободы» даже в самых «закрытых» системах. В зависимости от того насколько жестким и тотальным является социальный контроль в обществе, процессы внутри этих «сфер» протекают более интенсивно и стремительно.

Особо важную роль в защите и сохранении таких очагов выполняет гражданское общество. Одной из его наиглавнейших задач состоит в том, чтобы поддерживать их существование, защищать от уничтожения их государством. Естественно это не относится к тем сферам, где базируются криминальные и опасные для жизни и здоровья граждан формы аномии.

Такие очаги беспорядка все-таки нужны для поддержания жизнеспособности общества. Это можно объяснить тем, что полная однородность и абсолютная упорядоченность делает систему неустойчивой, практически неспособной бороться с внешними разрушительными воздействиями. Наличие же очагов аномии с характерными для них множествами разнообразных девиаций образует широкое пространство социальной свободы для активных действий и энергичного самоутверждения социальных субъектов. В таких сферах возникают нестандартные жизненные модели, различные свежие находки и социальные новации.

Теория аномии Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897).

Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества. Противоречие между целями и возможностями их удовлетворения – основное условие возникновения аномии. Индивид ощущает свое неопределенное положение в обществе и теряет связь с социальной группой, а затем и с обществом. Это приводит к росту возможности возникновения отклоняющегося, саморазрушительного поведения.

Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее» 6 .

Значительную роль в изучении аномии сыграла одна из самых известных работ Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд». Это произведение посвящено исследованию процесса суицида.

В этом исследовании Дюркгейм вскрыл социально-психологические причины самоубийств. Суицид совершенно уникальное и особое явление. Совершить его способны только люди. Дюркгейм описывает факторы внесоциального характера, которые способны оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: «психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания» 7 .

Анализируя статистические данные Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Из этого можно сделать вывод, что основным фактором самоубийств является, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности своей жизни и принятию решения совершить суицид. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство . Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.

Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность» 8 . К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме - самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.

Аномическое самоубийство . Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно» 9 . Такую ситуацию довольно часто можно наблюдать в переходные периоды, в различные эпохи реформ и социальных катаклизмов. Старым нормы, к которым привыкло общество, научилось им следовать, перестают существовать, а новые нормы еще как следует не закрепились. В подобной ситуации появляется ощущение, что ты находишься в неком «нормативном вакууме» и теряешь социальную ориентацию.

Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной.

Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.

Теория аномии Р. Мертона.

По стопам Эмиля Дюркгейма пошел и известный социолог Роберт Мертон, который так же посвятил некоторые свои работы изучению и дополнению, уже существующей, теории «аномии». Мертоном была разработана своя аномическая концепция девиации. Он считал, что основной причиной возникновения девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью средств для достижения этих целей 10 . Мертон выделяет два особо важных элемента социальной структуры. Первый элемент – это намерения и интересы, которые определяются культурой данного общества. Они являются «законными» целями - приемлемыми для данного общества и одобряемыми ими. Второй элемент регулирует средства достижения этих целей 11 . «Моя главная гипотеза, — утверждает он, — как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремления и социально структурированными средствами их реализации» 12 .

Основываясь на своей гипотезе Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.

Конформность.

Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития. Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.

Инновация.

Этот тип поведение возникает в том случае, когда индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны. Они не позволяют ему достичь желаемого в той мере, в какой ему этого хочется. Человек способен пойти на риск, обойти социальные нормы и применить для достижения цели некоторые запрещенные методы.

Стоит также отметить, что речь идет только об откровенно криминальных, переступающих закон, проявлениях поведения. Например, случаи, когда в своем стремлении к богатству и обогащению, человек не гнушается таких криминальных способов, как убийство, насилие. Примеры инновационного типа поведения в особенности можно наблюдать в сфере предпринимательства. Здесь границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты 13 . «Вынужденно частное, а нередко и публичное восхищение "хитрыми, умными и успешными" людьми является продуктом культуры, в которой "священная" цель фактически объявляет священными и средства» 14 . В своей работе Роберт Мертон проводит интересный анализ противоречий такого типа в различных соц. слоях населения. Например, он считает, что многие законопослушные, пользующиеся уважением, граждане иногда обходят закон, если они уверены в том, что об этом никому никогда не будет известно или хотя бы трудно будет доказать факт того, что это нарушение было. «Изучение 1700 представителей среднего класса показало, что в число совершивших зарегистрированные преступления вошли и "вполне уважаемые" члены общества. 99% опрошенных подтвердили, что совершили как минимум одно из сорока девяти нарушений уголовного законодательства штата Нью-Йорк, каждое из которых было достаточно серьезно для того, чтобы получить срок заключения не менее одного года» 15 .

Так же существует множество примеров ситуаций, когда чьи-то действия следует рассматривать как девиантные, но они направлены на достижение общего блага. Но, иногда те кто совершают такие действия, применяют недопустимые, недозволенные средства.

Ритуализм.

Этот тип, по мнению Роберта Мертона, «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены» 16 . Другими словами, человек может отказаться от своих целей и возможностей, если они приходят в противоречие для него. В данной ситуации, он предпочтет не отклонятся от соблюдения институциональных норм в пользу своих целей. В некотором смысле, ритуализм – это позиция очень осторожного человека. Характеризуется она тем, что человек боится подвергнутся социальным негативным санкциями и стремится во что бы то ни стало их избежать. Во-вторых, человек старается избежать различных неудач, опасностей, а в-третьих, он сильно привязан к уже устоявшимся институциональным нормам.

Из всего этого можно сделать некоторый вывод о том, что ритуализм в чем-то противоположен инновации. Если же инновация склонностью к рискованности, человек может решиться на то, чтобы нарушить существующие нормы, когда они являются препятствием на пути к их цели.

Ретритизм.

Этому типу девиации характерно стремление к уходу от действительности, к отчуждению. Для людей с такой ориентацией не приемлемы те социальные цели, которые доминируют в сознании людей, и социально одобряемые средства их достижения.
Таких людей называют «не от мира сего». Это отшельники, мечтатели, поэты. По статистике количество таких индивидов не может быть велико в обществе.

В традиционных обществах, в эпоху когда преимущественно господствовали религиозные верования, бывали случаи когда мужчины и женщины добровольно уходили от мира в монастыри. Они принимали постриг, накладывали на себя обет безбрачия, отказывались от множества земных благ. Такое благородное самопожертвование вызывало уважение, но все - таки примером для массового подражания стать не могло, потому что в таком случае прекратилось бы существование самого общества. Ситуация когда люди уходили в монастырь и в ту эпоху был девиантным, то есть отклоняющимся.

Примеры проявления массового ретритизма можно найти и в современной истории, так например во второй половине ХХ века в Америке и в Европе зародилось движение «хиппи». В деятельности этого движения достаточно ярко были выражены черты ретритизма.

Мятеж.

В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени. По определению Роберта Мертона, «мятеж представляет собой переходную реакцию, выражающуюся стремлением институционализировать во всем обществе, включая тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые ели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться ним» 17 .

Мятеж, как кажется, встречается не очень часто, в тех обществах, которые находятся в достаточно стабильном положении. А вот в периоды различных социальных реформ и перемен этот тип поведения становится более массовым, но длиться не долго. В случае успешного установления новых реформ, различных норм и прочих новых соц. институтов, их сторонники, чьи взгляды в корне расходились с господствующими, уже не являются девиантными, потому что теперь их действия являются «нормальными». Если же эти социальные перемены потерпели неудачу и не прижились в обществе, то те члены общества, которые примкнули вначале к сторонникам этих новых реформ, возвращаются к старым социальным нормам.

Аномия в современном российском обществе.

Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения населения является одной из наиболее опасных социальных явлений в современном российском обществе.

Характерные девиации сознания и поведения молодежи показывает и официальная статистика.

Статистика указывает на то, что все большие масштабы приобретает массовое отклоняющееся поведение молодого поколения. Не смотря на то, что доля совершенных молодыми людьми преступлений уменьшилась в 5-10 раз в общем зачете совершенных по стране преступлений, рост подростковой преступности все равно увеличивался.

«Уровень наркомании вырос в 15 - 17 раз, число венерических заболеваний среди подростков 14 - 15 лет увеличилось в 45 - 50 раз, увеличивается проституция среди несовершеннолетних. Социальные психологи предоставили статистические данные о том, что, государственные органы, при всем их нежелании заводить дела, готовят сейчас в 6 - 7 раз больше материалов о лишении родительских прав, чем это было в начале либеральных реформ» 18 . Сейчас более миллиона несовершеннолетних доставляют в правоохранительные органы, из этого числа приблизительно половина доставляется с формулировкой "за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка", что указывает, на присутствие девиантного поведения среди молодежи. Возрастает число беспризорных и безнадзорных детей, что приводит к таким последствиям как, увеличивающийся, с каждым днем, уровень тяжких и особо тяжких преступлений, которые совершают подростки. Изменилась и структура сроков заключения осужденных несовершеннолетних: вопреки тому, что наказания за преступления совершенные несовершеннолетними должны быть смягчены, наблюдается факт ужесточения наказаний применяемых к несовершеннолетним преступникам. Это отражает то, насколько все-таки тяжки деяния совершенные ими.

Все это говорит о том, что проблемы отклоняющегося поведения молодежи не могут быть решены только юридическими и правоохранительными мерами. Это напоминает нам о тяжких последствиях для воспитания российской молодежи, о том, что до сих пор не изжиты ошибки радикально-либерального развала страны.

Традиционная мораль и нравственность – вот те базовые элементы на которых основывалась отечественная система формирования сознания и поведения молодежи. Обучение и воспитание были едины. Ребенка обучали основам фундаментальных наук, их сочетали с опытом, применения их на практике. Реализации помогал опыт прошлого и настоящего с ориентацией на будущее.

В связи с этим, следует так же отметить то, насколько деструктивным оказался шквал осквернения отечественной истории в период конца 80-х годов, который обрушился на российскую среднюю и высшую школу. Он до сих пор продолжает извращать подлинную картину развития страны, а так же оказывать непосредственное влияние на само мировоззрение молодого поколения. Современные учебники и книги теперь же преподносят образы советской эпохи, которое основывалось на патриотизме и цивилизационно-социальных и правовых ценностей, в негативной манере, очерняя отечественную историю. В связи с этим и образуется дезориентированное молодое поколение. Деструктивное воздействие этой практики сочеталось с другими либеральными инициативами, которые действовали совместно. «Так, в начале 1990-х годов в учебные заведения нахлынула волна социологических и социопсихологических анкет сексуальной направленности» 19 . Данные анкеты были ориентированы на то чтобы вызвать у учащейся молодежи нездоровый интерес. «Клубничные» газеты и журналы, выпускающиеся многочисленным тиражом, телевизионные передачи, которые далеко отходили от традиционных моральных норм, порнофильмы, которые находились в свободном доступе – все это, безусловно, послужило причиной расцвета педофилии в России, проституции среди несовершеннолетних, развития аморальности среди молодежи. К этому надо добавить дурное влияние на молодежное сознание иррациональных концепций, которые были внедрены в нашей стране. О том разрушительном влиянии, которое оказывают все эти явления на процессы социализации подрастающего поколения уже давно известно и это давно доказано зарубежными социологами, но по непонятным причинам проигнорировано российскими властям.

Все это повлияло на разрушение ценностных ориентиров российской молодежи, которые основывались ранее на патриотизме, культурных интересах, нормах морали и нравственности.

В процессе социализации молодого поколения в доперестроичные времена одну из центральных ролей выполняли комсомольская и пионерская организации, многочисленные объединения по интересам. Не смотря на то, что они были ограничены идеологическими рамками, они формировали здоровые досуг молодого человека, и обеспечивали его кадрами и средствами. С фактическим уничтожением этих форм самодеятельности уже на первом этапе либерализации общества значительная часть детей и молодежи перешла, в так называемые, "субкультурные ниши", не всегда носящие позитивную окраску. Еще в начале 90-ых годов 20 века появились тревожные публикации о том, что повседневная российская реальность неуклонно подтверждает, что в стране уже третье десятилетие рождаются "потерянные поколения" молодых граждан. Первое из них, повзрослев, так и не выбралось из состояния "потерянности", оно превратилось в поколение 35 - 45-летнихю. Представители этого поколения на ином возрастном уровне воспроизвели свою

Жизненные позиции российских студентов (в % к числу опрошенных)*

Ответы, выражающие "согласие"

1997

1999

2007

В нашей стране столько неясного, что такому человеку, как я, трудно в ней разобраться.

73,4

81,9

83,2

Сегодня кажется, что все в жизни обесценивается.

73,5

73,7

80,8

Все живут сегодняшним днем и не заботятся о будущем

51,4

64,8

79,7

Ни в ком нельзя быть уверенным

57,8

60,5

Сейчас, когда будущее неясно, вряд ли стоит рожать детей.

43,4

55,4

Введение

1. Сущность и признаки социальной аномии

2. Основные теории социальной аномии

2.1 Теория аномии по Э.Дюркгейму

2.2 Теория аномии по Р. Мертону

3. Особенности аномии в современном российском обществе

Заключение

Список литературы


Введение

Тема контрольной работы «Социальная аномия: сущность и признаки».

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.

По определению российских исследователей, аномия - «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам».

Цель контрольной работы – определить сущность и признаки понятия социальная аномия.


1. Сущность и признаки социальной аномии

Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов отрицательно повлияли на все стороны жизни населения. Политические и социально-экономические реформы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Сосуществование прошлой нормативно-ценностной системы и нарождающейся новой нравственной и правовой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обществе. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.

Понятие «аномия» возникло более двадцати веков назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.

Аномия (от фр. anomie – буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные состояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, – считает он, – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека…» 1

Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм). Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться… Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной».

Позднее аномия понимается также как состояние в обществе, вызванное избыточностью норм, причем противоречивых (Р. Мертон). В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается единство нормативной системы, системы регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности от общества. Это закономерно ведет к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным явлениям.

Э. Дюркгейм рассматривает аномию как часть своей историко-эволюционной концепции, опирающейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного общества. Проблема аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции новых капиталистических экономических отношений. Аномия – продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку объективная база последней – общественное разделение труда – прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.

Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.

социальный аномия закон норма желание

2. Основные теории социальной аномии

2.1 Теория аномии по Э. Дюркгейму

По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в последние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полностью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессиональные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации) были ликвидированы. Правительство твердо проводило политику свободы предпринимательства, невмешательства в экономику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремлений стала движущей силой французской промышленной революции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопровождающим ее высоким уровнем самоубийств.