Болезни Военный билет Призыв

Знаки препинания как и слова говорят смысл. Раскрыть смысл высказывания Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» (ЕГЭ по русскому). Выделение кавычками необычно употребляемых слов

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Пример сочинения 15.1 по высказыванию Г.Г.Граник: "Знаки препинания, как и слова, говорят" по тексту В.А.Каверина В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста. Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку. Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на

2 логический вывод из предшествующих размышлений мальчика. Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник. Читайте другие примеры сочинений 15.1 на ОГЭ по русскому языку Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):* (1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте. (7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: Вперёд» так называется его корабль.» (10)»Вперёд», говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством. (16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть. (19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться. (25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что

3 я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли. (32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех. (34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра. -(45)Примут, решительно отвечал я. (По В.А. Каверину) *ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. М.: Издательство «Национальное образование», Пример сочинения 15.1 по высказыванию Л.С.Сухорукова

4 [ОГЭ по русскому языку]. Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» Абсолютно справедливо и верно мнение известного писателя Л.С. Сухорукова, который писал: «Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Речь человека, употребляемые им слова и выражения позволяют составить представление о его характере, воспитании. К сожалению, сегодня все больше используется в речи грубых слов и жаргонизмов. И это явление является неоспоримыми свидетельством низкой культуры человека и недостатках в воспитании. В предложенном нам тексте в предложениях 17 герой употребляет слова «физиономия» и «смазал», в 26 предложении из его уст вылетает грубое «кретин». Воспитанные люди стараются не употреблять в своей речи таких выражений. Отец мальчика, судя по тексту, является сильным, уравновешенным и воспитанным человеком. Говоря о полученных оценках сына, он делает замечания в шутливой, нейтральной форме (предложения 10 и 11). Оценивая неприятный эпизод с дракой в предложениях 18-21, (поступок, прямо скажем, не красящий главного героя), отец тоже старается смягчить свои слова. В приведенных диалогах четко прослеживается стремление взрослого достичь своих целей в воспитании. Одобряя неблаговидные поступки, отец пытается заставить своего сына задуматься о том, правильно ли тот поступает. И в конце текста в 36 и 37 предложениях, когда мама произносит: «Значит, любовь, и забота не сделали тебя

5 эгоистом, заключила мама. Мы очень рады». Эта короткая фраза позволяет судить о правильном подходе к воспитанию, о моральном климате в семье. Употребление же именно коротких фраз и предложений характеризует маму как человека, не любящего слишком много говорить, она человек действий. Принимая во внимание эти описания, проанализировав их, можно сказать, что только через общение с собеседником мы получаем представление об уровне его воспитания, характере, уме. Как работать с сочинением-рассуждением на лингвистическую тему? Сочинение рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1) состоит из четырех разделов: вступление, в котором формулируется тезис; основная мысль текста, которую необходимо раскрыть; описание с примерами из текста, позволяющее обосновать первую часть высказывания; описание, трактующее вторую часть цитаты с грамматическими примерами из контрольного текста; вывод. В первом абзаце следует привести цитату, на основе которой будет писаться сочинение. Используйте, например, такие клише, как Попробуем разобраться в смысле этого высказывания Я согласен(-сна) с Не могу не согласиться с Я разделяю точку зрения писателя Я поддерживаю мнение лингвиста Выразите свое отношение к тому, о чем пишете. Во второй части сочинения поясните, как вы понимаете цитату, подкрепите свое мнение примерами из текста. То же самое надо сделать и с третьим абзацем сочинения:

6 В подтверждение этого текста приведу пример Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению. В качестве примера можно привести предложение текста. Проиллюстрировать это. явление можно на примере предложения текста. Рассмотрим предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как. это подтверждает вывод о том, что. Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как Вывод о правильности суждения делаете на основании своего сочинения. В приведенном выше сочинении это вывод о культуре поведения, воспитании: Нам удалось доказать, что Мы пришли к выводу о том, что Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что * *Клише из пособия Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/под ред.н.а.сениной. Ростов на/д:легион-м, Исходный текст для анализа: (1)Меня ждали шестнадцать лет (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. (5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо. (8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

7 (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил! (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. (13)Какая диковинная память, а! радостно говорит он. (14)Всё помнит, будто вчера читал (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал! (16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает. (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал: (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет! (22)Вот до чего доводит любовь! (23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы. (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу! (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям. (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! воскликнул отец. (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, заключила мама. (37)Мы очень рады. (38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?.. (По А.А. Алексину)* * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.(из Открытого банка ФИПИ) Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

8 Пример сочинения по лингвистической цитате А.И.Горшкова Действительно, для каждого стиля русского языка характерны собственные лексические и синтаксические возможности. Докажем эту мысль примерами из текста С.А. Лубенец. Во-первых, в предложении 7 мы видим многозначное слово «хлам», которое автор употребляет, чтобы показать изменение отношения Нины к своим вещам. Она повзрослела, и теперь игрушки ей кажутся мусором. То, что слово является разговорным, подчёркивает, что текст является художественным. Во-вторых, в предложениях писатель, использует вопросноответное единство. С его помощью С.А. Лубенец раскрывает логику действий главной героини, пока она создавала виртуального друга. Таким образом, приведенные примеры из текста доказывают справедливость утверждения А.И.Горшкова о богатстве стилистических возможностей языка. Исходный текст Светланы Лубенец: (1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения. (2)Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями. (3)Прямо чуть ли не у каждой есть

9 друг. (4)А у неё нет. (5)Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. (6)Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. (7)Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8)А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет (9)Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова, и теперь влюблённые всюду ходили вместе, трогательно взявшись за ручки. (10)Если бы она могла противопоставить Иришкиному Валере своего друга (11)Но друга нет (12)А раз нет, может быть, стоит его придумать? (13)А что! (14)Имя она уже для него нашла Дмитрий. (15)Как он может выглядеть? (16)Пусть он будет высоким, стройным, широкоплечим, как положено настоящим мужчинам, даже и юным (17)И обязательно брюнетом! (18)Его глаза пусть будут серыми, чтобы контрастировали с волосами. (19)Это так красиво, когда из-под тёмной чёлки смотрят чистые светлые глаза! (20)Темноволосые люди, конечно, чаще всего кареглазые, но Митя же не настоящий. (21)Он, так сказать, виртуальный герой! (22)Виртуальный (23)Виртуальный?! (24)Точно! (25)Идея! (26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи и купила новую сим-карту. (27)Дома она её активировала, а потом включила

10 компьютер. (28)Вот она, сеть «Все к нам!» (29)Регистрация (30)Имя, фамилия, номер мобильника, пароль (31)Какой бы придумать пароль? (32)А вот какой (33)Набираем латиницей «моя мечта» (34)Предлагаете добавить какую-нибудь цифирь? (35)Пожалуйста (36)Получилось «моя мечта в 15 лет» (37)Ага, пропустили! (38)Отлично! (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу (41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц! Как написать сочинение по лингвистической цитате?

11 Требования к сочинению, которое нужно написать по предлагаемой цитате, неоднократно менялись. В году девятиклассники должны были написать сочинениерассуждение на лингвистическую тему, и все цитаты, соответственно, касались именно языковых явлений. Демоверсия заданий 2015 года также содержит похожее задание, однако, теперь оно имеет несколько иной вид. В соответствии с текстом, который приведен в части 2, можно: написать сочинение-рассуждение по высказыванию иного автора, но с опорой на представленный текст. Это задание по-прежнему имеет лингвистическую направленность; написать сочинение-рассуждение по предложенной цитате из текста; написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с опорой на текст. Таким образом, предоставляя выбор в написании сочинения по одному из трех возможных направлений, составители заданий заметно облегчили экзамен в этой части. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: общий алгоритм выполнения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по-прежнему остается самым сложным вариантом из трех возможных. Для его успешного написания необходимо соблюдать следующий алгоритм: перечитать предлагаемую цитату, удостовериться в том, что ее содержание понято верно, обозначить ключевые

12 слова и предложения; определиться, какие именно явления имеет ввиду автор (это может быть выразительность языка и его богатство, особенности синтаксиса, пунктуации, характеристики отдельных частей речи и т.д.); перечитав текст, определить связь высказывания и содержания текста; сформулировать свою позицию, приступить к написанию сочинения. Структура сочинения-рассуждения Для того чтобы сочинение было грамотно структурировано, стоит выделить в нем следующие элементы: вступление; основная часть; заключительная часть. Основой вступления выступает само высказывание, лежащее в основе сочинения. Его содержание может быть передано дословно или процитировано в самой значимой части. Для этого могут быть

13 использованы конструкции: «Рассматривая. (определенное языковое явление), автор (фамилия автора высказывания) утверждает, что.», «говорит», «доказывает», «анализирует», «считает, что» и пр. После этого должна быть представлена позиция автора сочинения по рассматриваемой проблеме. Для того чтобы выразить собственное мнение, ученики могут использовать слова и конструкции: «на самом деле», «действительно», «на мой взгляд», «с мнением автора нельзя не согласиться», «в высказывании мне больше всего понравилась (привлекла) следующая мысль» и пр. В общей сложности вступление должно состоять из 2-3 предложений. Вторая основная часть должна начаться с плавного перехода к тому тексту, который должен стать основой доказательной базы. В этой связи стоит использовать такие конструкции, как: «Для доказательства этой мысли обратимся к анализу текста (отрывка из текста) русского писателя», «Докажем правильность мысли, приводя примеры из текста» и пр. Далее необходимо привести примеры из текста, которые станут основными аргументами. Требования к примерам: их должно быть два; они должны быть из предлагаемого текста; отрывки должны содержать анализируемое языковое явление, которое нужно назвать и проанализировать с точки зрения функций, выполняемых в представленном тексте. Аргументы могут быть оформлены отдельными предложениями с цитированием. Для обозначения в тексте можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых». После этого переходим к заключительной части. В ней необходимо сделать вывод о том, что тезис сочинения, обозначенный во вступлении, доказан. То есть представить мысль вводной части нужно другими словами, используя слова и конструкции: «таким образом», «в заключение можно отметить», «в результате можно

14 сказать», «из этого следует, что». Общие рекомендации Для сохранения структуры и придания сочинению логической стройности и завершенности не забывайте о выделении абзацев: их должно быть, как минимум, три. С красной строки пишется вводная, основная и заключительная часть. Лучше, если основная часть, в соответствии с количеством аргументов, также будет разделена на 2 абзаца. В задании сказано, что сочинение не должно составлять менее 70 слов. Оптимальный объем слов. При построении каждого предложения помните об основных синтаксических законах русского языка, стремитесь к разнообразию конструкций, использованию вводных слов, разных по структуре предложений, не забывая при этом об орфографии. Слова, в написании которых вы сомневаетесь, лучше заменить другими. Не стоит употреблять как однотипных простых, так и слишком сложных предложений. Помните, что работа будет оцениваться на основе целого ряда критериев, а потому подойти к ее написанию стоит очень ответственно. Материал подготовила Хохлова Ирина Евгеньевна.

Пример сочинения 15.1 по высказыванию Л.С.Сухорукова [ОГЭ по русскому языку]. Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но

Как написать сочинение по лингвистической цитате? Требования к сочинению, которое нужно написать по предлагаемой цитате, неоднократно менялись. В 2013-2014 году девятиклассники должны были написать сочинениерассуждение

Вариант 318610 1. Задание 1 4836. Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных

Консультация 2 (обновленная) Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014 Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова

1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!)

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение

ГИА LOGO 2013 ПУНКТУАЦИЯ Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2012 Источник примеров: Русский

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1 в формате ГИА-2016) Как сформулировано задание? Напишите сочинение-рассуждение, раскрыв смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Введенской:

ГИА-9 (27.09.2012) По тексту 2,4 варианта 2 вариант 4 вариант А1 2 А1 1 А2 1 А2 2 А3 4 А3 3 А4 3 А4 1 А5 1 А5 2 А6 2 А6 3 А7 4 А7 4 В1 Позорить, бесчестить,бесславить В1 Удивленно,изумленно,испуганно В2

Русский язык. ОГЭ. Опыт и ошибки. Апряткина Изабелла Анатольевна учитель русского языка и литературы гимназия 2 г.владивостока 2016г. Мифы Миф 1. Мне это не нужно! Мифы Миф 2. Знать все правила просто

LOGO ГИА 2013 Пишем сочинение на лингвистическую тему ГРАММАТИКА Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,

LOGO ГИА 2013 Пишем сочинение на лингвистическую тему МОРФОЛОГИЯ Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,

LOGO ГИА 2013 Пишем сочинение на лингвистическую тему СИНТАКСИС Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,

1 Ольга Сумина МЕТОДИКА самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку Как выбрать «своё» сочинение (часть 3) 2014-2015 2 Уважаемый девятиклассник! Книга поможет тебе понять, какое сочинение-рассуждение

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

ОГЭ LOGO 2015 Пишем сочинение на ОГЭ-2015. Задание 15.3 Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Губкинского, ЯНАО и проекта «32 ступени к успеху» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,

Сочинение рассуждение по цитате у каждой части речи свои достоинства Как писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему? Комментарий к цитате 1 (от Беспаловой Т.В.): Существуют два организующих

ОГЭ-2015: НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ 15.2 И 15.3: КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ? Бабанова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия 75» 1 Сдать ОГЭ и ЕГЭ

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому языку

Сочинение рассуждение почему люди используют вводные слова в своей речи Люди города: Николай Баталов - директор спортивного комбината Урал, отличник физкультуры и спорта11 апреля 14:03 История: 280 лет

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую тему ГИА по русскому языку Часть С (15.1.) Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Вариант 26 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14. (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки... (2) Писать стихи

Организация проектной деятельности при работе над созданием сочинений-рассуждений З.В.Береснева, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ 70 г.кирова В статье представлен материал по организации проектной

LOGO ГИА 2013 ЛЕКСИКА Проект методического объединения учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, ЯНАО и ЦДТО «Дистант+» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2012 Источник примеров: Русский язык:

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?»

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для учащихся 9 класса «Ступени к ОГЭ 2016. Русский язык» Сроки реализации - 2015 2016 уч. год Учитель русского языка и литературы - Егорова В.В

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 1 Русский язык. 9 класс. Вариант 1-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

Государственное казённое общеобразовательное учреждение для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск. «Дружба. Способы разрешения

8 класс Диагностическая работа в формате ОГЭ (2016) Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 включает одно задание и представляет

Готовимся к ОГЭ- 2016 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3. Вариант 1. Задание 15.3 (Типовые экзаменационные варианты. И.П. Цыбулько: стр. 5-10) 15.3 Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

1 Темы лингвистических сочинений по русскому языку. ГИА 2014. 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают

Часть 3 15.1 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «Мамины глаза» учитель начальных классов МБОУСОШ 8 г. Белореченска Свердлова Е.А. Цель: воспитывать чувство уважение к матери. Оборудование: кораблики с фотографиями

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Терсинская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

1 Муниципальный этап конкурса «Учитель года- 2016». Открытый урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 42 Потатуева Н.С. Тема урока: Текст и его основные признаки. Цель:

Схема оценивания предварительного экзаменационного теста по русскому языку за курс гимназического образования, 2013 г. Тестовые задания Возможные варианты ответов Схема оценивания 1. Подберите заголовок,

Организация самостоятельной работы при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии 2 г. Сургут: Пудова Л.Г. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

Сочинение на тему роль метафоры в публицистическом тексте Показать роль метафоры в художественном тексте. Писать сочинение на определённую тему. Писать сочинение в публицистическом стиле. Роль лексических

Сочинение на тему можно ли быть счастливым в одиночестве И нет большего счастья, как быть живым, жить и радоваться миру на Земле. Не стоит Согласна с тем, что написал сам автор в своем сочинении. В раннем

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку за курс 8 класса Прочтите текст и выполните задания 2 11. (1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием,

Методика написания выпускного сочинения по литературе Сочинение (200 слов) Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный

Учебный центр «Заочная школа МИФИ» Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Методические рекомендации к выполнению задания части 3 (С1) Рекомендации по подготовке к выполнению задания части 3 (С1) Что требуется

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ На уроках русского языка и литературы Критерии оценивания А Знания о системе языка и речи 8 баллов В Практическая орфографическая и пунктуационная грамотность 10 баллов C Содержание

Рабочая программа по русскому языку 9 класс Пояснительная записка Тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения». МБОУ СОШ 2 Анциферова Т.Н. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению (Часть 3 ГИА) и алгоритмом

Пояснительная записка ОГЭ в 9 классе проверяет умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

ГОУ ЦПМСС «Личность» учитель-логопед Дягилева Е.А Развитие связной речи младших школьников с ОНР и ЗПР. Связная речь это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными

Пояснительная записка Комплексный анализ текста Актуальность Подготовка девятиклассников к ОГЭ по русскому языку это длительный и достаточно сложный процесс. Он осуществляется в рамках урочной и внеурочной

СОВЕТЫ по ЭФФЕКТИВНОМУ НАПИСАНИЮ ЭССЕ по обществознанию на ЕГЭ в 9, 11 классе 1. Критерии оценки эссе (или задание группы С-9). Как вы знаете, максимум баллов, который вы можете набрать за эссе 5. Если

Сочинение пишется по определенному плану: 1. Введение 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. Литературный аргумент 7. Любой другой аргумент 8. Заключение

Сочинение-рассуждение из задания 15.1 ОГЭ подразумевает собой написание небольшого объема (но не менее 70 слов), в котором Вашей задачей является раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. В роли текста часто выступает цитата или комментарий на какой-либо лингвистический или околоязыковой феномен.

К примеру, в последние годы задания ОГЭ 15.1 были следующими:

Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017

Предложенный текст:

Как же написать сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1 по такому тексту?

Во-первых, подумайте, внимательно прочтите текст. Какие строки взволновали вас больше остальных? Видимо, именно эти строки Вам и нужно будет проанализировать.

Вспомните, какие аспекты языка существуют, и что Вы можете подвергнуть анализу. Конечно, главное – это слово, но, быть может, средствами выразительности также являются звуки? Знаки препинания? Особые способы построения предложения?

Помните, характерная черта сочинения-рассуждения ОГЭ 15.1 в том, что здесь не может быть ошибочной точки зрения, если, конечно, Вы придерживаетесь тематики и отвечаете на поставленный вопрос. Вся соль в хорошо построенной доказательной базе: если Вы можете аргументировать свою точку зрения – значит она правильная.

Структура сочинения 15.1.

Естественно, Вы не должны забывать, что Ваша задача, построить сочинение в виде рассуждения. Поэтому Вы должны придерживаться четкой структуры. Обычно, для сочинения 15.1 рекомендуют структуру из четырех абзацев. Здесь мы приведем саму структуру, а также пример ответа по предложенному выше заданию.

Введение / тезис – здесь нужно отразить основную идею Вашего сочинения, для чего необходимо отразить предложенную в задании позицию автора цитаты. Также необходимо отразить, как Вы понимаете смысл этой цитаты.

Шаблоны для начала сочинения:

… сказал: “…”. С этим нельзя не согласиться, ведь… / Эту фразу я понимаю так.

Пример начала по предложенному заданию.

Классик русской литературы К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом». С этим нельзя не согласиться, ведь, как известно, лексическое богатство русской речи не только отражено в многочисленных словарях, но и в русской литературе, равной которой, вероятно, в мире нет. Прекрасное подтверждений этому высказыванию К.Г. Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Достаточно будет двух примеров, чтобы доказать оправданность данного высказывания.

1-й аргумент+пример . Во втором абзаце необходимо привести первый аргумент в поддержку своей точки зрения, а также первый пример из текста с личным комментарием.

2-й аргумент+пример . Во третьем абзаце необходимо привести второй аргумент в поддержку своей точки зрения, а также второй пример из текста с личным комментарием.

Вывод по написанному. ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте еще раз цитату и ваш вывод. Насколько они соотносятся друг с другом. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы. Это очень важно, так как если ваш вывод не является выводом по предложенной теме, вы не получите высоких баллов.

Кстати, о баллах, сколько баллов можно получить за сочинение 15.1 и как они начисляются?

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 15.1.

В сочинении-рассуждении ОГЭ 15.1 необходимо раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. Максимальное количество баллов за задание ОГЭ 15.1 – 9 баллов.

Сочинение-рассуждение (задание 15.1) на лингвистическую тему по цитате Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» по тексту В.А. Каверина

Я полностью согласен с мнением Г.Г. Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят». Каждый знак препинания имеет свою собственную смысловую нагрузку, поэтому необходим читателю для полного понимания написанного. Более того, запятые, восклицательные и вопросительные знаки, многоточия и другие символы помогают понять не только суть, но и настроение, переданное автором в тексте, его чувства и эмоции. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из отрывка рассказа Каверина «Летчик».

В предложении под номером 17 автор не напрасно ставит восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!». Этот символ отражает то феноменальное напряжение воли, которое испытал герой, добиваясь своей цели. Он выразил, как тяжело ему было осваивать техническую науку одному, без посторонней помощи.

В предложении 33 запятой обрамлено вводное слово «итак». Этот символ показывает читателю логику повествования мальчика, цель его логических рассуждений, что привела его к осознанию своей жизненной цели.

Таким образом, истинность утверждения Г.Г.Граник не вызывает сомнений: каждый знак препинания передает читателю информацию, иногда даже более важную, чем слова.

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

(По В.А. Каверину)

*ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Окт 07 2010

1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

2. Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор , закончив «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Их значения складывались в течение столетий
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении () знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении () запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Восклицательный знак очень экспрессивен. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии . Литературные сочинения!

Знаки препинания могут оказать огромную помощь оратору при подготовке текста. Знаки препинания выделяют ударные слова, и оратор понимает, где надо повысить или понизить голос. Повышения и понижения речи, а также паузы (о которых мы будем говорить чуть позже), выстраивают верную интонацию и придают речи выразительность и разнообразие. Каждый знак препинания, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру».

Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие. Рассмотрим их подробнее.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, – «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе наточке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, I связной, I неумолимо логичной; I он никогда не говорил лишних слов; I каждая фраза… I – необходимое звено в цепи доводов». 11 Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой – обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К. С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмете нижней полки на более высокую… Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки . В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе I (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) I действуют одна на другую лишь слепые, I бессознательные силы, I во взаимодействии которых и проявляются общие законы». I I Слова в скобках читаются на одной ноте.

Кавычки . Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.

Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Многоточие . К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что‑либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знакуударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

Константин Сергеевич Станиславский советовал брать почаще книгу и отмечать в ней ударения. «В жизни, – пишет он, – когда мы говорим свои слова, ударения ложатся сами собой более или менее верно. Интуиция грамотнее нас. Она и без законов иногда говорит почти правильно. Но когда мы пользуемся не своими собственными, а чужими словами, приходится следить за ударениями, потому что в чужом тексте мы безграмотны. Надо набить себе сначала сознательную, а потом и бессознательную привычку к правильным ударениям. Когда ухо привыкнет к ним, вы будете гарантированы на сцене от обычных там ошибок при выделении слов логическими ударениями». Выделяя ударения в текстах, помните, что задача ударения – не уродовать, а прояснять внутренний смысл фразы. Правильное ударение делается без физической потуги и насилия. Стоит лишь слегка повысить звук на ударяемом слоге или отделить его едва заметными паузочками. Старайтесь, по возможности, делать как можно меньше, и только самые необходимые ударения.

Упражнение 179. «Акцент на ударные слова» С помощью карандаша выделите ударения в тексте, а затем прочитайте его, акцентируя ударные слова и фразы:

Декабрьское утро было очень тихо, очень снежно. Зимний свет сквозь низкие, но бледные облака лился неяркий, и кругом все казалось кротким. Бесшумно взрывая не успевшие промерзнуть белые, глубокие снега, мелькали санки вдоль Царицына луга. По сторонам расчищенной аллеи возвышались сугробы, закрывая высоко стволы черных деревьев. С веток, отягченных белым покровом, порою мягко и бесшумно падали снеговые хлопья, когда серая, голодная ворона задевала сук своим крылом. Порою и с небес, с особенно низко проходящего облака вдруг начинали медленно опускаться мягкие, точно ничего не весящие, пухлые хлопки снега. Серовато‑белая даль на Неве, за Невой была туманна и тиха.

(3. Н. Гиппиус. Златоцвет)

Упражнение 180. «Играем с ударениями»

Задание то же, что и в предыдущем упражнении. Но на этот раз попробуйте поиграть с ударениями. Поменяйте ударные слова и послушайте, как будет меняться окраска текста в зависимости от смены ударения.

Те, кто бегают за мной, скоро мне надоедают. Знатность не для меня. Богатство я ценю, да не очень. Все мое удовольствие в том, чтобы мне угождали, чтобы за мной ухаживали, чтобы меня обожали. Это моя слабость, да это и слабость всех женщин. Выходить замуж я не думаю, мне никто не нужен, живу я честно и наслаждаюсь своей свободой. Со всеми я хороша и ни в кого не влюблена. Над этими чучелами‑воздыхателями, падающими в обморок, я намерена издеваться. И уж пущу в ход все свое искусство, чтобы победить, раздавить, сокрушить гордецов с каменными сердцами, которые нас ненавидят – нас, то лучшее, что произвела на свет прекрасная мать‑природа!

(К. Гольдони)

Упражнение 181. «Прячем второстепенное»

Отметьте в тексте второстепенные слова и затушуйте их, сняв ударения. Не старайтесь выделить главное ударное слово, ваше внимание должно быть направлено на снятие ударения с невыделяемых членов предложения.

«Слушай, ты, вавилонская лихорадка, – сказал он ему, – веди меня окольными дорогами не слишком близко к большой дороге и недалеко забираясь в сторону. Если же ты задумаешь бежать или, чего боже сохрани, завести меня в западню, то я впущу тебе в брюхо такую ягоду, что она не сварится в нем до Страшного суда, хотя бы желудок твой был крепче, нежели у страуса. Зарубаев! отдай ему вожжи и держи за кушак, и чуть он покривит душой или зашевелит усами, спусти гончую собаку. Понимаешь?»

(А. А. Бестужев‑Марлинский)

Упражнение 182. «Выделяем главное»

С помощью карандаша выделите ударения в тексте, затем прочитайте, акцентируя ударные слова и фразы:

Ах, ты не знаешь сердца настоящего мужа, Нора. Мужу невыразимо сладко и приятно сознавать, что он простил свою жену… простил от всего сердца. Она от этого становится как будто вдвойне его собственной – его неотъемлемым сокровищем. Он как будто дает ей жизнь вторично. Она становится, так сказать, и женой его и ребенком. И ты теперь будешь для меня и тем и другим, мое беспомощное, растерянное созданьице. Не бойся ничего, Нора, будь только чистосердечна со мной, и я буду и твоей волей и твоей совестью… Что это? Ты не ложишься? Переоделась?

(Генрик Ибсен. Кукольный дом)