Болезни Военный билет Призыв

Жизнь мцыри в монастыре пересказ

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог...» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Вы прочитали краткое содержание поэмы Мцыри. Предлагаем также вашему вниманию раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 5942.

Ехавший раз мимо Тифлиса (Тбилиси) русский генерал вёз с собой из гор пленного ребёнка лет шести, который был почти при смерти от трудностей дороги. Этот маленький мальчик проявлял сильный дух и умирал гордо, без жалоб. В стоявшем у слияния Арагвы и Куры монастыре генерал отдал ребёнка одному иноку.

Тот выходил мальчика, который потом рос одиноким и замкнутым, но был окрещён и научился чужому языку. Став юношей, этот послушник (по-грузински, «мцыри») уже готовился принять полный обет монашества, но вдруг исчез из обители. Его нашли лишь через три дня, в степи, раненым и слабым. Было ясно, что смерть его близка. Перед кончиной мцыри поведал некогда спасшему его чернецу историю своей души. (См. Образ Мцыри в поэме Лермонтова .)

Монастырь Джвари. Считается, что Лермонтов упоминает в поэме «Мцыри» именно его

Живя у чужеземцев, почти в плену, он горячо желал вернуться на далёкую родину, в чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы. Лишённый отца и матери, он всю свою короткую жизнь мечтал прижать свою тоскующую грудь к другой родной груди.

В монастырском уединении мцыри вспоминал отцовский дом в горах, гул табунов, шедших по вечерам с пастьбы, смуглых, важных стариков с кинжалами. Он давно мечтал бежать – и отыскать сохранённую в детских грёзах родину.

Когда однажды испуганные монахи попрятались от страшной грозы, ему удалось исполнить план бегства. Выбравшись из обители, мцыри много часов бежал в беззвёздной ночи – и оказался у незнакомого ущелья. Он лежал на его обрыве, слыша лишь вой шакалов, видя лишь скольженье змеи меж камней.

Настало утро, и мцыри увидел вокруг живописные заросли, а сверху – знойную синеву неба. На дне ущелья шумел глухой поток. Он спустился к нему со страшной высоты по скалам, держась за кусты и едва не срываясь. Внизу жадно припал к воде, но вдруг услышал пение молодой грузинки. Держа над головой кувшин, она подошла, не заметив его, стройная, как тополь. Женщина набрала воды и скрылась в одной из двух стоявших поодаль саклей. Вид её возбудил в душе мцыри томительную тоску. Изнурённый, он заснул на земле.

Проснувшись в темноте, он вновь двинулся вдаль, но вскоре зашёл в лес, потерял из виду горы – и сбился с пути. Лес простирался во все стороны, до самого горизонта. Не зная, куда идти, мцыри в отчаянии упал на землю с рыданиями.

Лермонтов. Мцыри. Аудиокнига

Вдруг на поляне рядом с ним мелькнули тень зверя и искры двух светящихся глаз. Это был могучий барс, который играл в траве, догрызая свежую кость. Мцыри схватил рогатый сук и приготовился к битве. Сердце его зажглось жаждой борьбы.

Барс почуял человека, стал беспокойно рыть песок лапой, а потом прыгнул. Но мцыри успел быстрым ударом сука рассечь ему череп. Барс застонал, как человек, и прыгнул опять – из последних сил. В смертельном бою мцыри воткнул сук зверю в горло и дважды повернул там. Сплетясь, как два обнявшихся друга, они повалились на землю. Барс стал изнемогать. Глаза его грозно блеснули – и закрылись навек.

С глубокими следами когтей на груди мцыри едва двинулся дальше. Он вышел из лесу, когда уже занимался день – и увидел перед собой знакомый вид мест рядом с монастырём, откуда он бежал. Весь его трудный побег оказался бесполезным. Раненый, без сил идти дальше, он стоял у ворот своей же тюрьмы и слышал, как в монастыре звонил колокол, как будто ударяя ему железом в грудь.

Его голова закружилась в бреду. Мцыри казалось, что он лежит на дне глубокой реки, что над ним теснятся друг к другу волны и играют стада рыбок. Одна рыбка, с золотой чешуёй и грустными зелёными глазами, ласкалась к нему, а потом запела песню, уговаривая юношу остаться тут, на мягкой постели речного дна.

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветет она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребенка до Тифлиса не довезет, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет». И вдруг, накануне торжественного события, приемыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри все-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель. Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощен, как будто перенес долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов. Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестер, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края. И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идет, бежит, мчится, ползет, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днем, и ночью, по солнцу, по звездам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведенные в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приемыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесенные барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приемные дети природы. Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесет до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Поэма в стихах «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в 1839 году. И уже в 1840 году ее впервые опубликовали в сборнике «Стихотворения Лермонтова», который был издан еще при жизни поэта. Натолкнул Лермонтова на сюжет «Мцыри» краткий пересказ истории, услышанной им, когда он служил на Кавказе. Поэма «Мцыри» стала классическим образцом романтической поэзии. Она относится к более поздним кавказским работам поэта.

Краткий пересказ. «Мцыри» (Лермонтов)

Однажды Лермонтов, будучи в ссылке на Кавказе в 1837 году, по дороге встретил монаха и узнал от него, что он горец, которого еще ребенком забрал к себе в плен генерал Ермолов. Но когда мальчик заболел, тот оставил его в монастыре у братии. В стенах монастыря он рос, но к жизни монашеской так и не привык и поэтому несколько раз сбегал в горы, так как сильно тосковал по воле. А последняя попытка сбежать привела его к болезни, и он чуть было не умер.

Вся эта истоия так впечатлила молодого Михаила Юрьевича, что он сразу занялся созданием поэмы «Мцыри», краткий пересказ которой будет приведен ниже.

Насколько достоверен факт встречи монаха с поэтом, установить невозможно, однако история, описанная в самой поэме, скорее всего, действительно имела место. Ведь во времена захват русскими военными детей горцев был достаточно распространенным явлением.

Краткий пересказ «Мцыри» (Лермонтов) по главам

Война на Кавказе принесла немало бед местному населению. Бедный мальчик-горец попал в плен к русскому генералу, и тот собирался увезти его к себе, но по дороге ребенок сильно заболел. Тогда маленького пленника оставил у себя монах, живший в монастыре. И с тех пор юный Мцыри (в переводе с грузинского - "послушник") был обречен жить далеко от родных мест. Он был диковатым и запуганным. Чувствуя себя узником в неволе, он не переставал тосковать по своим родным местам.

Краткий пересказ «Мцыри» Лермонтова продолжается тем, что со временем этот подкидыш вроде как будто бы даже попривык к плену, постепенно выучил чужой язык, его крестили и даже собирались постричь в монахи. Но перед этим важным событием в сильную грозу у семнадцатилетнего юноши появляется сильное желание бежать куда глаза глядят. В эти минуты он вспомнил свою родину с ее пышными полями, заснеженными скалами и зелеными холмами, вспомнил свою родную речь, аул, лица родных ему людей: отца - мужественного бойца в кольчуге с блестящим оружием, отважных братьев и милых сестер.

Свобода

Всего три дня провел Мцыри на свободе. Но именно они имели для него огромное значение. Именно тогда он жил по-настоящему. Он видел могучие молодую грузинку, наполнявшую у источника кувшин водой. Ему даже пришлось сразиться со свирепым барсом. Мцыри победил барса, так как во время боя сам ощущал себя диким зверем. В эти жуткие минуты борьбы он уважал противника, который без страха встретил смерть. Сам юноша был сильно изранен, острые когти зверя сильно изодрали его тело. Но это не останавливало его, он все равно шел, чтобы найти свою родину. Через несколько дней он пришел к аулу, однако потом понял, что он опять вернулся к монастырю, и теперь все его мечты увидеть родной Кавказ в минуту развеялись. Совсем отчаявшись, он упал на песок.

Возвращение в монастырь

На этом поэма «Мцыри», краткий пересказ которой представлен в данной статье, не заканчивается. Беглеца ищут, но безрезультатно. Его найдут уже чуть позже в окрестностях монастыря, он будет лежать в бессознательном состоянии, израненный и истощенный, словно побывал в страшном бою. В обители он придет в себя, но будучи обессиленным, не прикоснется к пище. Понимая, что сбежать ему не удалось, Мцыри заведомо хочет приблизить дни своей кончины. На вопросы монастырской братии он не отвечает. Теперь ему остается только горько сожалеть о том, что его тело будет похоронено на чужбине.

Горькое прощание

Однако путь к неспокойной и мятежной душе старый монах, который когда-то крестил его. Понимая, что Мцыри осталось жить недолго, он хочет исповедовать юношу. И тогда молодой и несломленный духом горец красочно и живо рассказывает о тех трех днях, которые он провел на воле. Он утверждает, что променял бы рай и целую вечность на две минуты в Кавказских горах, где он беззаботно бегал ребенком. Мцыри просит старика, чтобы похоронили его в саду под акацией, откуда виден родной Кавказ, чтобы он смог заснуть с вечным покоем.

Анализ

Краткий пересказ «Мцыри» по главам на этом можно считать завершенным. Анализируя его, начинаешь видеть в Мцыри самого Лермонтова, который очень хорошо раскрывает тему человеческой свободы, твердой воли, целеустремленности, глубоко вписавшуюся в гармонию и красоту кавказской природы. Он вместе со своим свободолюбием сам сливается с природой и наслаждается ее великолепием.

Даже краткий пересказ поэмы «Мцыри» не сможет никого оставить равнодушным. Однако оригинал с точностью передает всю глубокую, страстную и эмоциональную атмосферу сюжета. Время, описанное в нем, как бы обобщено, так как Лермонтов, таким образом, показал философию самой жизни по собственному пониманию. В поэме речь пойдет о ценностях жизни, которую поэт видит в человеческом достоинстве, свободе и активных действиях для достижения своих целей.

Заключение

Данное произведение смогло раскрыть нам личность самого автора, ведь его герой Мцыри очень близок ему по мировоззрению и по духу. Поэма «Мцыри», краткий пересказ которой приведен выше, достаточно хорошо все описывает.

Безусловно, это произведение М. Ю. Лермонтова заняло достойное место в романтической поэзии. Словно вся жизнь поэта описана в нем, захватывая с первых строчек и разливаясь бурными и стремительными потоками жизни, души и сердца.