Болезни Военный билет Призыв

Земли рекреации. Наиболее полная информация о землях рекреационного назначения. Использование земель рекреационного назначения

Одна из важных функций, выполняемых национальными парками - это использование их в рекреационных целях (отдых, туризм, эстетические потребности человека). На сегодняшний день в большинстве стран мира отмечается «Рекреационный взрыв». Это объясняется демографическими причинами (появлением свободного времени, транспортные возможности) и увеличением загрязненности среды в промышленных центрах и городских агломерациях. Так, посещаемость ООПТ в США ежегодно увеличивается на 10-12 %.

Во многих странах рекреационное использование ландшафтов приобрело государственное значение. Использование той или иной территории в рекреационных целях приносит больший доход, чем мог бы быть получен при любой другой эксплуатации ее ресурсов. Так, посещение туристами национальных и местных парков Калифорнии приносит штату более 300 млн. дол. в год. Доход от иностранного туризма в некоторых странах составляет третью, а, иногда вторую по значимости статью государственного бюджета.

Однако, в большинстве экономически развитых стран возрастающий спрос на природные рекреационные ресурсы сталкивается с уменьшением количества природных ландшафтов, не тронутых или слабо затронутых хозяйственной деятельностью человека.

При этом, увеличение потребностей в ресурсах отдыха при сокращении потенциального пригодных для отдыха территорий вызывает увеличение нагрузки на единицу рекреационной площади и часто приводит к необратимым изменениям в природных комплексах. Так, от массового туризма сильно страдает большинство национальных парков Великобритании. В национальном парке Пик-Дикстрикт площадью около 140 тыс.га ежегодно бывает 12 млн. посетителей, а в канадском национальном парке Банфф - 2,5 млн., притом, что территория его почти в 5 раз больше.

В целом, во многих странах рекреационное использование ландшафтов приводило к загрязнению среды и разрушению почв и растительности, ухудшению условий обитания и уничтожению диких животных, нарушению связей в биогеоценозах. В итоге, рекреационные территории становятся малопригодными для отдыха.

В ряде стран принимаются меры, направленные на ограничение доступа туристов в национальные парки и другие ОПТ. Так, в национальных парках Польши планируется развитие только познавательного и краеведческого туризма. Развитие этих форм туризма осуществляется по планам туристского освоения, основанным на расчетах туристской емкости основных типов угодий национальных парков. Вокруг каждого национального парка создаются охранные зоны, предусмотренные природоохранным законодательством страны.

В Украине отмечается несколько природных парков, среди которых Карпатский государственный природный парк, Днестровский, Черкасский бор и другие.

С целью территориально разграничения различные режимы использования в природном парке проводится природоохранительное зонирование. На территории парка должны быть выделены участки заповедного режима, закрытые для посещения и участки заказного режима на определенный срок, а также памятники природы.

Площадь закрытых для посещения заповедных участков, по международным рекомендациям должны быть больше 1000 га. В зоне заказного режима разрешается только пешеходная форма посещения (по строго ограниченным маршрутам) небольшого количества людей на короткий срок. Заповедные и заказные территории должны составлять 90-95 % площади парка.

В целом, возможность посещения и рекреационного использования территорий и объектов ПЗФ зависит от целей охраны этих территорий и объектов, а также их категории. Рекреация подразделяется на лечебно-курортную, спортивно-оздоровительную и познавательную . Таким образом, рекреационные ресурсы территорий и объектов ПЗФ являются либо природными либо историко-культурными . Все влияние рекреационной деятельности на природные комплексы можно разделить на прямое и опосредванное. Прямое заключается в уничтожении представителей флоры и фауны в процессе охоты, рыбалки, хоз. деятельности; во вмешательстве в природные процессы жизнедеятельности животных путем их подкормки, разведения в искусственно-созданных условиях; в привнесении и распространении инфекций, заболеваний через продукты жизнедеятельности человека и т.д.

Опосредованное влияние заключается в изменении природной среды обитания, в антропогенном влиянии на компоненты эпигеосферы, в искусственном разведении животных, в создании человеком животных и растений с заданными особенностями, влияние которых на окружающую среду и человека еще не установлено.

Перспективной формой современной рекреации является экологический туризм - это интегрированная форма рекреационной деятельности, направленная на гармонизацию отношений между туристами и окружающей средой путем экологизации всех видов туристической деятельности и образования.

Таким образом, критерии экологического туризма следующие:

    Осуществление туристической деятельности на хорошо сохранившихся природных территориях мира.

    Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

    Минимизация негативного влияния на среду.

    Обеспечение сбалансированного развития регионов экотуризма.

Специальные маршруты, которые проходят через различные природные объекты, которые имеют определенную природно-охранную, эстетическую и культурную ценность, а также сопровождаются описаниями данных объектов, называются экологические тропы. Это специально проложенныемаршруты для проведения экскурсий в природе, при которых особое внимание уделяется изучению связей компонентов природы между собой. Такие тропы прокладываются в национальных природных парках, ландшафтных региональных парках, заказниках, в границах буферных зон заповедников, в границах территорий, которые отличаются разнообразием природных условий и познавательной ценностью. Обозначают тропу специальными знаками, устанавливают ее схему. Экологические тропы отличаются длительностью маршрута, его продолжительностью, сложностью прохождения и т.д.

Экологические тропы по назначению бывают познавательно-прогулочными, познавательно-туристическими и учебные.

Вывод: данная лекция знакомит с историей развития заповедного дела и раскрывает понятие об основных формах охраняемых природных территорий.

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также земли пригородных зеленых зон.

Правовой режим земель рекреационного назначения характеризуется определенного рода запретами и ограничениями хозяйственной и иной деятельности. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Земли рекреационного назначения выделяются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ .

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан .

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе . При этом земельные участки из земель рекреационного назначения не изымаются из использования.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий , занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. Пригородными зелеными зонами признаются земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Пригородные зеленые зоны являются разновидностью земель рекреационного назначения. Особенности правового режима пригородных зеленых зон обусловлены их непосредственной близостью к городу.

В пригородных зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Размеры зеленых зон зависят от величины городов, для которых они создаются.

Земли в пределах пригородных зеленых зон городов не изымаются, а ограничение режима использования сводится к запрету хозяйственной деятельности, отрицательно влияющей на выполнение экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

На землях рекреационного назначения в целом также запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Обзор земельного законодательства позволяет выделить такие зоны, как земли рекреационного назначения . Определение данному понятию дается в .

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и .

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования :

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением , которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться .

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по или срочной эксплуатации ) земель. Пользование происходит на основании заключенного т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно , штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей . Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей .

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне . Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич. Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования. Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования , что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

Когда-то рекреацией назывались каникулы, школьная перемена или помещение, где можно было отдохнуть. Позднее рекреацией стали называть различные мероприятия, которые призваны помочь утомлённым людям, восстановить их здоровье. Термин «рекреационный» расширился ещё больше, когда стал одним из определений Земельного кодекса нашей страны.

Понятие и предназначение

Статьи «земельных» законов чётко классифицируют все территории по их существующему и/или потенциальному предназначению, использованию. Некоторые территории относятся в классификации к особо охраняемым. Этому посвящена 18-я глава.

О рассматриваемых нами землях говорится в статье 98. Земли рекреационного назначения предназначены и используются для создания возможности заниматься туризмом, спортом, а также отдохнуть и оздоровиться всем желающим (нуждающимся). Также 98-й статьёй оговаривается состав земель-рекреаций, а также всё, что может быть там построено.

Есть интересная особенность: зоны-рекреации могут быть выделены и в городах, посёлках и так далее. В данном случае речь идёт о парках, лесных массивах, скверах, водных объектах (пруды, водохранилища), пляжах. Такие места отдыха особо охраняемым территориями не считаются, но это их единственное отличие от прочих земель-рекреаций.

Если говорить о застройке таких площадей, то она должна соответствовать их назначению. Любая постройка должна быть ориентирована на отдых, спортивные, туристические мероприятия. Если такое назначение не прослеживается, запрет будет наложен ещё на стадии предварительных согласований.

На рекреационных территориях можно строить (расширять) объекты коммунального, промышленного и складского назначения только в случае их прямому соответствию разрешённому использованию земли. Любое строительство на землях рекреационного назначения должно вестись только по согласованию с местными госорганами охраны природы.

Порядок пользования такими землями практически везде, в любом регионе определяется местной администрацией самостоятельно. Многие зоны-рекреации обладают уникальными характеристиками, для охраны которых предусматриваются особые мероприятия.

С понятием земель из числа рекреационных тесно связан термин « «. Он означает ограниченное право использования.

  • Публичный сервитут – это дозволение всем желающим приехать в лес, прийти на речку, устроиться на одеяле с книжкой на цветущем лугу. Такой личный отдых имеет ряд ограничений – не разводить костры, не вредить экологии и тому подобные. Как соблюдаются такие ограничения, разговор отдельный.
  • Частный сервитут – это предоставление права определённым лицам (организациям) использовать в своей деятельности рекреационные земли, но строго по назначению. В данном случае речь о строительстве домов отдыха (частных, ведомственных), кемпинг-отелей, туристических баз и тому подобного.

В любом случае пользование такими землями должно соответствовать всем принятым для данного рекреационного участка правилам и нормам. Кроме ЗК РФ, здесь важны иные кодексы (Водный, Лесной) плюс местные руководящие документы (в каждом регионе они свои).

Виды территорий

  • всевозможные исторические постройки, в том числе найденные посредством археологических изысканий;
  • различные достопримечательности, чьё значение подтверждено (самый дорогой ночной клуб города к достопримечательностям в этом плане не относится);
  • поселения, где в первозданном виде сохранились различные ремёсла, производство, промыслы (национальное рукоделие и прочее);
  • захоронения (военные и гражданские).

У таких земель невозможно . Соответственно, запрещается и нецелевое использование.

На таких землях устанавливаются особые охранные режимы. Любое строительство и прочее хозяйствование поблизости от зон с объектами историко-культурного назначения должны сопровождаться комплексом согласованных охранных мероприятий.

Ещё одна особенность: такие земли не изымаются у собственников, если только не имеет место какой-либо исключительный случай.

А вот можно ли взять в земли рекреационного назначения или их? Об этом далее.

Как часто собственники считают, что «земля – моя, делаю всё, что хочу»? Эта распространённая ошибка может дорого обойтись, если совершается на рекреационных, историко-культурных землях либо поблизости от них.

Земли рекреационного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В соответствии с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка.

Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

5. Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

Земли историко-культурного назначения входят в состав земель особо охраняемых территорий и могут быть федерального, регионального и местного значения.

Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ "Об объектах культурного наследия" и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".