Болезни Военный билет Призыв

Загадки всех видов. Виды загадок. Один костер весь мир согревает

Загадка - это афористическое произведение, состоящее со сжатого поэтического, часто ритмизированного высказывания, в котором определенный предмет или явление изображается через его метафорический эквивалент. Загадка в сознании многих поколений связана с понятиями «мудрость », «знание », «речь» и «испытание ». Загадки стали важным звеном в развитии искусства слова, действенным средством воспитания подрастающего поколения, формирования наблюдательности, сообразительности, системных взглядов на мир. Загадки незаменимы в развитии мышления.

Специфика загадок состоит в том, что в них в завуалированной аллегорической форме зашифрован какой-то предмет или явление и нужно отыскать его первоначальное значение.

Происхождение загадок очень древнее, их истоки уходят в мифологическую эпоху, когда в основе верований лежали анимистические представления и тотемические взгляды. Прежде всего загадки связаны с мифологией и магией. Также загадки связанные с такими жанрами фольклорного творчества как: пословицы, поговорки, сказки и удерживают тесные связи и с письменными традициями.

Но, к сожалению сейчас загадки полностью перешли на детский фольклор, которые включают в себя элементы игры. Загадка очень тесно связана с таким жанрам как: сказка, письменная традиция, тоже загадка генетически связана с мифологией, магией.

Загадки бывают как литературные так и фольклоре. Фольклорные загадки на подсознательном уровне содержат в себе анимистическое мировоззрение их создателей. Мифологизация окружающего мира, очеловечивания природы в загадках проявляется в том, что у них часто природным явлениям, животным, растениям, предоставляются человеческие черты, они действуют как живые существа, о них рассказывается как о живых. К главному компоненту фольклорных загадок входит мировоззрение древних народов, представления об окружающем мире. А литературные загадки в свою очередь разделены на тематические классификации, считаются самыми распространенными. Но эта классификация не единственная.

Классификация загадок по темам распространенная. народных загадок охватывает явления природы, растительный и животный мир, постоянно окружает человека (ее духовную жизнь, трудовую деятельность, предметы быта, орудия труда и т.д.). Поэтика жанра английских народных загадок в основном характеризуется обще - фольклорными чертами.

Чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии и развернутого параллелизма. В языке загадок употребляются эпитеты, сравнения, гиперболы и тавтологичны высказывания. Ритмика загадок нередко подчеркивается аллитерацией и ассонансом.

Загадки развиваются и пользуются популярностью, издавна захватывают многих писателей, которые вводят их в свои произведения, учатся на них мыслить кратко, образно. Изучение народных загадок готовит учащихся к освоению системы литературных знаний, развивает образное видение. Будучи универсальной системой, загадки в то же время несут в себе большой национальный заряд, без осмысления которого невозможно восприятие достижений других культур.

Богатая, разнообразная поэтика английских народных загадок изучена еще очень недостаточно. Между тем, внимательное, целенаправленное и всестороннее исследование изобразительных средств и художественной специфики загадок может дать немало интересных данных для выявления закономерностей развития поэтического мышления человека, для выяснения многих существенно важных вопросов, связанная с изучения теории и истории английской народной поэзии в целом.

  • Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

    Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

    Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

    На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

    Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

    Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

    или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

    Например:

    Под ногой шуршат, шуршат.

    Скоро будет голый сад. (Листья).

    Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

    В загадку включено отрицательное сравнение.

    Например:

    Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

    Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

    Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

    Загадки, в описании которых использованы метафоры.

    Например:

    Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

    На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

    Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

    Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

    Этот тип загадок включает:

    а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

    Например:

    Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

    А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

    б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

    Например:

    С «Ч» - над морем я летаю,

    С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

    в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

    Например:

    Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

    Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

    г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

    Например:

    Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

    Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

    «Загадки - складки».

    Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

    Например:

    Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

    Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

    «Загадки - шутки».

    Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

    Фонетические загадки.

    У какой рыбы нет чешуи?

    Налим или сом?

    (В отгадке все согласные звуки звонкие) .

    По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

    Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

    В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

    загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

    загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

    загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

    загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

    загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

    загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

    Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

    В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

    загадки - иносказания;

    загадки - описания;

    загадки - вопросы;

    загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

    Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

    Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

    Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

    Волчихина Яна

    "Классификация загадок" - исследовательская работа на научно - практическую конференцию

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 146»

    Первомайского района

    Секция: литературоведение

    Волчихина Яна Александровна

    7 Б класс

    Классификация загадок

    Паршикова Елена Васильевна,

    учитель русского языка и литературы

    Первой квалификационной категории

    Контактный телефон 337-19-81

    Город Новосибирск, 2012

    Введение……………………………………………………......................... стр.3

    Глава 1. Значение загадок в жизни человека …………………………..стр. 4-6

    Глава 2. Классификация загадок……………………………………………стр.7

    2.1 Фольклорные…………………………………………………………..стр.7-12

    2.2 Литературные ………………….……………………………………стр. 12-14

    2.3. Лингвистические………………………………………………….. стр. 12-17

    2.4. Логические………………………………………………………… стр. 17-20

    Заключение …………………………………………………………………стр.21

    Литература……………………….………………………………………….стр.22

    Все мы, я думаю, любим разгадывать загадки и довольно часто загадываем их друг другу. Загадки порой бывают такими сложными, что мы думаем над ними часами, а когда разгадываем, удивляемся тому, что ответ оказывается совсем простым. Но в жизни мы не придаём им большого значения, а ведь в древности загадкам приписывался особый таинственный смысл: в народном эпосе они являлись одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

    Загадки развивают творческие способности человека, воспитывают. Их используют в своей работе педагоги. В огромном количестве загадок трудно сориентироваться, какие использовать для той или иной цели.

    Цель работы: исследовать особенности загадок, существующих в русском языке, выявить закономерности их появления в языке, создать классификацию загадок.

    Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования :

    1. Доказать ценность загадок в современном русском языке, в воспитании и в жизни человека.

    2. Классифицировать по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

    3.Охарактеризовать группы загадок.

    Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и художественной литературы по теме, классификация видов загадок.

    Новизна работы заключается в том, чтобы создать удобную классификацию загадок для организации образовательных, воспитательных и развлекательных мероприятий.

    1 глава. Значение загадок в жизни человека

    Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на объединенных анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, содействуют развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

    Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

    В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В загадке дается описание какого-нибудь явления или предмета, для узнавания которого требуется немалое размышление. В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще IV в. до н.э. Аристотелем, который назвал загадку хорошо составленной метафорой.

    В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.

    Уже Аристотель заметил, что загадки, « говоря о действительно существующем, соединяют вместе с тем совершенно невозможное» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951, с. 114). Буквальное понимание загадок не только необычно и удивительно, но часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов(если их понимать буквально), логически несовместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приёмом поэтического парадокса, т. е. оксюморона.

    И.А. Худяков также считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до Х1Х века загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки, по определению Худякова,- это «народная наука» « о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта».

    Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного угадывания!

    Итак, можно сделать вывод: загадки имеют отношение к иносказательной речи.

    Глава 2 . Классификиция загадок

    1.Однако в русском языке присутствует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

    Фольклорные

    Литературные

    Лингвистические

    Логические

    1.Народные загадки

    1.Библейские загадки

    1.Анаграммы

    1.Загадки – вопросы (в том числе кроссворды, сканворды и т.п.),

    2.Эпические загадки

    2.Метаграммы

    2.Ребусы

    3.Народные сказки- загадки

    3.Шарады

    3.Загадки - шутки

    4.Загадки - прятки

    4.Загадки-обманки

    5.Рифмованные загадки

    6.Загадки - подсказки

    Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность данной классификации. В эту классификацию не укладываются,например, песенки – загадки, так как они синтезируют загадку и музыкальное искусство.

    2.Фольклорные загадки.

    1)Народные загадки.

    Как уже говорилось, каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: « Что краше свету белого?» (солнце), « Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например: « По синему морю тарелка плывёт» (месяц), « Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

    Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие общефольклорные эпитеты, как « сырая земля», « чистое поле», « тёмный лес», « зелёный сад», « добрый молодец», « красная девица», « родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.

    Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: « голубое поле» (небо), « водяной мост» (лёд), « золотой пень» (напёрсток), « кленовые ноги» (у саней), « кожаная квашня» (о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например: « Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой), « Печь мясная, приступы железные» (подковы), « Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).

    Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например: « Сижу на тереме, мала, как мышь, красна как кровь, вкусна, как мёд» (вишня), « С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт» (козёл), « Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» (ветер, метель).

    Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнения двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения. Например: « Между двух светил я в середине один» (нос), « Под полом, под полом ходит барыня с колом» (мышь).

    В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и наоборот, живые существа- с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным.

    Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник с щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружи, челнок уточкой, которая ныряла и хвост потеряла, и т. д.

    Олицетворяя, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближают его к человеку, придают загадке особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка: « Полна горёнка гусей да лебедей», овёс в загадках представляется стройной, красивой девушкой (« Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами») . В свою очередь серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: « За тёмными лесами двое лебедей плясали».

    Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчётливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда, в отрицательной форме) с солнцем: « Не солнце, не огонь, а светит». В этих же целях копание в земле жука сравнивается загадкой с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука с рогами быка». « Идёт воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык». Желая подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а вёдра с морями: « Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (вёдра на коромысле).

    По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха. Например:

    Стул на горах

    О семи головах.

    В нём ядро

    Говорит добро.

    (Лён)

    Специфика « хитрого жанра» в том, что иногда в нём рифма загадки подсказывает рифму отгадки. Например: « Что в избе за сват?» (ухват), « Что в избе Самсон?» (Заслон).

    Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет. Например: « Шумит, гудит целый век, а не человек» (ветер), « Журчат, бурчат, из дыры торчат» (вода бежит из бочки).

    И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.

    Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»

    Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.

    Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!

    В современном языке по-прежнему рождаются загадки, строящиеся по тому же принципу, что и фольклорные. С появлением новых предметов появляются и новые названия. Например,

    а)1805 год - создан проект холодильника Оливером Эвансом.

    Полюбуйся, посмотри -

    Полюс северный внутри!

    Там сверкает снег и лёд,

    Там сама зима живёт.

    (Холодильник)

    Грамоты не знаю, а век пишу.

    в)1841год – изобретён саксофон Адольфом Саксом.

    Он на солнце заблестит,

    Нежным звуком одарит.

    В джазе самый первый он,

    Серебристый... (саксофон).

    г)1879 год – изобретён автомобиль Джорджем Селденом.

    Не летает, не жужжит,

    Жук по улице бежит.

    И горят в глазах жука

    Два слепящих огонька.

    (Автомобиль)

    2)Эпические загадки.

    В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утором на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?» Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт тут о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

    3)Загадки – сказки. Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185).

    Вот сказка- загадка.

    Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
    - Бог помощь, мужичок!
    - Спасибо, добрый человек!
    - Много ли получаешь с той полянки пользы? - спросил царь.
    - Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
    - Куда же эти деньги деваешь?
    - Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю.
    - Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь?
    - Долг плачу - отца содержу, взаймы даю - сына кормлю, за окно кидаю - дочь питаю.
    - Правда твоя! - сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал - без его лица никому тех речей не сказывать: - Кто бы ни спрашивал - никому не говори!
    Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
    - Разгадайте,- говорит,- мне загадку. Видел я по дороге мужика - засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать - в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
    Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит:
    - Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
    Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку.
    Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
    - Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
    - Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице.
    Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
    - Правда твоя! - сказал государь.- Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой.

    3.Литературные.

    1)Библейские загадки.

    В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. Например:

    Какое качество нам нужно развивать, хотя его нет у Иеговы Бога? (Скромность)

    Жил не грешил‚ Иисуса носил? (Молодой осел)

    Самый организованный народ‚ не имеющий царя. (Муравьи)

    Черный‚ но не негр‚ без рук‚ но не калека‚ а кормил человека. (Ворон)

    Что нам дважды дано Богом, а в третий раз покупаем за деньги у людей? (Зубы)

    Не человечьими руками

    Жемчужный разноцветный мост

    Из вод построен над водами.

    Чудесный вид! огромный рост!

    Раскинув паруса шумящи,

    Не раз корабль под ним проплыл;

    Но на хребет его блестящий

    Еще никто не восходил!

    Идешь к нему - он прочь стремится

    И в то же время недвижим;

    С своим потоком он родится

    И вместе исчезает с ним.

    («Радуга» В.А. Жуковского)

    На пажити необозримой,

    Не убавляясь никогда,

    Скитаются неисчислимо

    Сереброрунные стада.

    В рожок серебряный играет

    Пастух, приставленный к стадам:

    Он их в златую дверь впускает

    И счет ведет им по ночам.

    И, недочета им не зная,

    Пасет он их давно, давно,

    Стада поит вода живая,

    И умирать им не дано.

    Они одной дорогой бродят

    Под стражей пастырской руки,

    И юноши их там находят,

    Где находили старики;

    У них есть вождь - Овен прекрасный,

    Их сторожит огромный Пес,

    Есть Лев меж ними неопасный

    И Дева - чудо из чудес.

    (Загадка В.А. Жуковского: звезды и луна)

    4.Лингвистические загадки.

    1)Анаграмма (греч.) - слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

    Вешал - левша; отформатирован - автоинформатор.

    Аз есмь строка, живу я, мерой остр.

    За семь морей ростка я вижу рост.

    Я в мире сирота.

    Я в Риме Ариост.

    2)Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

    Встречаешь ты меня,

    Считаешь дни мои,

    Но видеть ты меня не можешь.

    А если «Г» заменишь буквой «Й»,

    То в сумку санитарную положишь. (Год-йод)

    3)Шарада (франц. charade), разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем даётся, как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино + град, семь + я). В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17-18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Анонимный пример:

    Едва приметный червь, но для мехов опасный

    Есть первое моё. - Знак в азбуке безгласный -

    Второе. А поэт и комик-чародей

    Есть целое шарады сей.

    (Моль - ер).

    Несу разные вещи

    Здравствуй!

    Привет!

    Что это ты несёшь?

    Несу разные вещи.

    Несуразные?! Почему они несуразные-то?

    Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

    Что ты не сумел?

    Отстань.

    Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел- то?

    Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

    Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

    Какая жена? это у Мишки –то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал «ему же надо будет». Понадобится, значит.

    Вот оно что …

    А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

    Тамарка?

    Ага

    И ничего, симпатичная?

    Красивая! Зеленая такая …

    Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли зеленые?

    У кого волосы?

    Да у Тамарки-то.

    Что-о?

    Ну, ты же сам сказал: «нашлась Тамарка»…

    Та марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая … Там арка нарисована.

    Ага, всё – таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

    Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

    Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

    Да ну тебя …

    А стой, стой!

    Ну, что ещё?

    Передавай привет.

    Кому?

    Известно кому: Тамарке, Мишке и его жене.

    4) Загадки – прятки. Разновидность загадки: нужно найти заданные слова на стыке либо внутри слова в тексте.

    Например: здесь спрятались коза, мышка, собака, кот, осёл, утка, бык, корова, овца и баран.

    Например, коза спряталась в этих строчках:

    Далеко за деревушкой

    Мы беседуем с пастушкой…

    Успехов!

    Здравствуй, дружок! Если любишь загадки,

    С нами сыграй в необычные «прятки»:

    Десять домашних животных и птиц

    Здесь между строк попытайся найти!

    Далеко за деревушкой

    Мы беседуем с пастушкой…

    Высоко тарелка с мясом,

    Обойтись придется квасом…

    Скоро Ванечка проснется -

    Молочком кормить придется…

    У ткача сукно пропало,

    А в гнезде уютней стало…

    Где-то, в царстве сладких снов,

    Мягкий луг и теплый кров…

    Я бы красный этот цвет,

    Однозначно, свел на нет!

    Амбара нет уж здесь давно,

    А мне, признаться, все равно!

    Всю ночь камыш, казалось мне,

    Тревожно шелестел во сне…

    Уж виден посёлок вдали за горою,

    А силы мои на исходе, не скрою…

    На улице ночью оставить на даче…

    Кощунственный способ! А как же иначе…

    ПОДСКАЗКА

    Здесь спрятались волк, лиса, заяц, лось, енот, барсук, кабан и рысь.

    Например, волк спрятался в этих строчках:

    Ствол корой покрыт и мхом…

    Поживиться б петухом!

    Успехов!

    …Звери лесные здесь спрятались дружно,

    Чтоб отыскать их, глазастым быть нужно!

    Ствол корой покрыт и мхом…

    Поживиться б петухом!

    Не прохлаждаюсь на окошке

    И «брысь» не скажешь мне, как кошке…

    У Васи промокли сапожки и ватник,

    Пошел он домой, я ж залезла в курятник…

    Как вовремя пенка лесная пропела:

    Борзая царапнуть меня не успела!!!

    Будь смелым, не трусь и в лесу не робей -

    Не страшен отважному сердцу злодей!

    Мышь любит сыр, а мартышка - бананы,

    Я же - всеядный: урюк, баклажаны…

    Тревожно вздыхал я сегодня во сне:

    Наверное, что-то привиделось мне…

    Барс укоризненно как-то сказал:

    «Имя длиннее, а ростом ты мал!»

    5.Логические загадки.

    1)Загадки-шутки

    1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

    2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

    3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

    4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

    5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)

    6. О т ч е г о утка плавает? (От берега)

    1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

    2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)

    3. Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

    4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)

    5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

    1. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50)

    2. З а ч е м охотник носит ружье? (За плечами)

    3. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)

    4. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)

    5. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними - ночь)

    6. Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой)

    1. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)

    2. З а ч е м во рту язык? (За зубами)

    3. Где не найдешь сухого камня? (В воде)

    4. Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)

    5. Что за обедом всего нужнее? (Рот)

    2) Загадки-обманки.

    Не всегда ответ в рифму является правильным

    Кукарекает спросонок

    Милый, добрый …

    (поросенок) петух

    Кто грызёт на ветке шишку?

    Ну, конечно, это …

    (мишка) белка

    Кто взлетит с цветка вот-вот?

    Разноцветный …

    (бегемот) бабочка

    Кто с утра в хлеву мычит?

    Я так думаю, что …

    (кит) корова

    Кружевную паутину

    Сплёл искусно …

    (Буратино) паук

    В курятнике большая драка!

    Кто зачинщики? Два …

    (рака) петуха

    Очень медленно и тихо

    По листу ползёт …

    (зайчиха) улитка

    Нарушая утром тишь,

    Распевает в роще…

    (мышь) соловей

    В речке я люблю резвиться,

    В стайке плавать, ведь я - …

    (птица) рыба

    Меж коряг устроил домик

    Шар колючий - добрый …

    (гномик) ёж

    3)Рифмованные загадки

    ***
    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор …
    (Айболит)

    ***
    На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился…
    (колобок)

    ***
    Толстяк живет на крыше,
    Летает он всех выше.
    (Карлсон)

    ***
    Она красива и мила,
    А имя от слова «зола».
    (Золушка)

    ***
    Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек - копытца.
    Трое их - и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    (Три поросенка)

    http://enigma.h2m.ru/page0/zagadki/zagadka.php

    http://ru.wikipedia.org/wiki

    Загадкой называют выражение или изображение, которое нужно разгадать. Загадки чрезвычайно полезны не только для детей, но и для взрослых, так как заставляют мозг "шевелиться", подключать логику, а иногда и воображение. Для саморазвития можно поотгадывать загадки разного типа.

    Виды загадок

    • Загадка в виде изображения. Например, это может быть ребус с картинками, где определенным сложением и вычитанием букв из представленных ими слов можно разгадать зашифрованное слово или выражение. Такие загадки часто загадывают младшим школьникам.
    • Логические загадки бывают более простыми и с подвохом. Для их разгадывания необходимо или построить логическую цепочку, или применить нестандартное решение. Пример такой загадки: "Какой рукой размешивать чай?". Человек с прямым логическим мышлением ответит, что правой, если правша, или левой, если левша. Правильный ответ вообще лежит в другой области и звучит следующим образом: "Лучше это делать ложкой".
    • Есть словесные рифмованные загадки-стишки. Обычно их зачитывает вслух один человек, а все остальные хором добавляют недостающее слово-отгадку, которое создает рифму.
    • Существуют народные загадки, которые имеют уже солидный возраст. Они могут отличаться народной и устаревшей лексикой, однако на уроках по изучению фольклора пользуются большой популярностью. Например, загадка о радуге: "Крашеное коромысло над рекой повисло".
    • Есть также и авторские загадки — противоположность народным. Такие загадки отличаются индивидуальностью, так как их сочиняет отдельный человек. Примерами таких загадок можно считать вопросы зрителей знатокам телепередачи "Что? Где? Когда?".

    Если же вы хотите получить подробное разъяснение загадки в общем смысле, то вам может быть интересна статья


    Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

    Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


    Происхождение названия жанра

    Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

    Слово « загадка » - древнего происхождения.

    Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

    В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


    Происхождение загадок

    Предположите, когда появились загадки и для чего?

    Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

    Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

    В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


    Происхождение загадок

    Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

    Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

    Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


    Происхождение загадок

    Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

    Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


    Какими бывают загадки

    Перечисления различных признаков предмета или явления.

    Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

    Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

    (Апельсин)

    Растет у окошка в глиняной плошке

    Зеленый ежик без головы и без ножек .

    (Кактус)

    Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

    На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

    (Арбуз)


    Краткая характеристика предмета или явления.

    Голубая простыня весь свет одевает.

    (Небо)

    В поле сережки на одной ножке.

    (Овес)

    Один костер весь мир согревает.

    (Солнце)

    Между веток новый дом, нету двери в доме том.

    Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

    (Скворечник)


    В загадку включено отрицательное сравнение .

    Не зверь, не птица, а нос, как синица .

    (Комар)

    Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

    (Ветер)

    Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

    (Орех)

    Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

    (Река)


    Описании предмета использована метафоры .

    На пяти проводах отдыхает стая птах.

    (Ноты)

    Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

    Брат большой не согласился и отдельно поселился.

    (Варежка)

    На четыре ноги надевали сапоги.

    Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

    (Колеса)


    Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

    • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

    Корень мой находится в цене;

    В очерке найди приставку мне;

    Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

    Вся же – в дневнике я и в журнале.

    (О-цен-к-а)

    В списке вы мой обнаружите корень;

    Суффикс – в собрании встретите вскоре;

    В слове рассказ вы приставку найдете;

    В целом – по мне на уроки пойдете.

    (Рас-пис-ание)


    • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

    С «Ч» - над морем я летаю,

    С «Г» - в машинах я бываю.

    (Чайка - Гайка)

    С «Г» - он будет частью слова,

    С «И» - немного схож с пластом,

    С «Н» - не конь и не корова,

    Хоть с ногами и хвостом.

    (слоГ – слоЙ - слоН)


    • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

    Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

    Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

    (Липа – пила)

    Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

    А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

    (Краб – барк )


    • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

    Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

    Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

    (Уха – муха)

    Кто части мотоцикла знает,

    тот слово это разгадает.

    А если букву «Д» прибавит,

    На сцене можно будет ставить.

    (Рама – драма)


    «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

    Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

    Дружно капли заплясали. Это значит…

    (Дождик)

    На дворе в кадушке заквакали подружки,

    Потом прыг из ушата…Кто же это?..

    (Лягушата)

    Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

    Обожает морковку... Кто это?..

    (Зайчишка)


    Домашнее задание.

    ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

    «4 деревеньки»

    Дома подготовить командам:

    • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
    • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
    • Принести карандаши или фломастеры.

    На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

    Создадим свою книгу загадок!