Болезни Военный билет Призыв

Фет и тютчев сравнение таблица. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Особенности поэтического мира Тютчев Фет. Бытие воспринимает как катастрофу Поэт-философ, поэт-психолог Последний русский романтик Природа – живой, одухотворённый, многоликий мир Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы Для стихов характерна богатая метафоричность В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. Поэт «чистого искусства» В историю поэзии вошёл как пейзажист Природа – прекрасное живое существо Человек – частица природы, существо, равноправное ей Любил изображать «переходные состояния» природы Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом Фет – мастер композиции, использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.

Слайд 10 из презентации «Тютчев и Фет» . Размер архива с презентацией 92 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Акмулла» - Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья, к знанию влеченье. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. И не только башкирскую. «Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Псевдоним, настоящее фамилия, имя, отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович. Макет подставки для книг, сделанная Акмуллой.

«Толстой Юность» - Меняется ли на протяжении повести Дмитрий Нехлюдов? В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Вопрос: 5. Объясните, как вы понимаете значение слов «самопознание» и «самовоспитание?». Почему Николай Иртеньев называет семью Нехлюдова «логической семьёй»? Из биографии писателя. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Юность». Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

«Пушкин и свобода» - Промчись поверх невольных вод. «Кто, волны, вас остановил». Что значит выражение «минута вольности святой»? «К Чаадаеву». Ода «Вольность» Сказки («Ура! Что значит выражение «звезда пленительного счастья»? 4 строфа. Почему 2 часть начинается с противительного союза? 2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот! Как меняется интонация? Какие обращения использует?

«Евгений Онегин роман» - Ужель Евгений? Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Таблица 2 Таблица 3. Ход исследования. Результаты работы Таблица. Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Результаты работы. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». Выводы.

«Лицейская жизнь Пушкина» - Табель Пушкина Александра. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Рука в руку! Пущин Иван. Горчаков Александр Прозвище Франт. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. И вас багрила кровь и пламень пожирал! Сын директора лицея. Жилая комната. Редактор лицейских журналов, музыкант. Малиновский Иван Прозвище Казак. А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный… Пушкин Александр Прозвища Француз, Егоза. Учебный класс. Образовалась товарищеская семья.

«Сочинение по портретам Пушкина» - Какими синонимами можно заменить слово художник? Сравнивать необходимо параллельно. Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Виртуальная экскурсия. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Каким поэта представляет О. Кипренский, а каким В. Тропинин? От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени. А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Обществознание. О. Кипренский В. Тропинин.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

Вопросы и задания для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство поэта в создании фонетических

И живописных образов, сочетание звукописи

С неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные

Записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма « »;

Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

Афанасий Афанасьевич Фет

Федор Иванович Тютчев .


Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).


Тема природы - сквозная у Фета. О чем бы он ни писал - о любви к женщине или о тоске по родине, о назначении поэта или смысле человеческого бытия, природа присутствует в его произведениях. Она не фон, на котором разворачивается лирический сюжет, она смысл и содержание текста. Исследователи давно заметили, что Фет чаще всего пытается передать моменты, мгновения перехода природы из одного состояния в другое. Из его стихотворений можно составить композицию, рассказывающую о всех временах года, о всех временах суток, о звуках и запахах, которые живут в окружающем его мире...


  • Многие произведения Фета рисуют картины ночного пейзажа, точнее, передают чувства, мысли, пробуждаемые им в душе поэта. Сам он признается в своих стихах: «Ночью как-то вольнее дышать мне, как-то просторней». Или: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый образ пугливо-немой дольше трепещет во мгле». А в одном из стихотворений поэт признается в любви ночи:

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя, Тихая, теплая, Серебром окаймленная !

  • Такие особенности лирики Фета, как сложность, многозначность, глубина чувства, которое трудно определить словом, а можно только, по выражению Б. Я. Бухштаба, «навеять на душу читателя», яркое выражение нашли в так называемой «ночной» поэзии.


Тема любви

Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве - одна из главных. Долгое время говорили о единственной возлюбленной поэта - Марии Лазич. Действительно, эта женщина стала трагической героиней его поэзии на долгие годы. История их отношений имеет печальный конец, который романтическим ореолом овеял события реальной жизни. Однако у поэзии Фета есть и другие адресаты. Поэт утверждал, что это чувство любви «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». Любовь - это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир. Этот божественный дар любить дан ему свыше, он делает его поэтом. Что такое любовь? Какой она может быть? Если вообще существуют ответы на эти вопросы, то Фет в своем творчестве ближе к истине, чем кто-либо другой.


Федор Иванович Тютчев

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...


  • Любовь в лирике Тютчева - это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл» Тютчева, который посвящен Е. А. Денисьевой, многолетней возлюбленной поэта, умершей от чахотки. Помимо этой потери, Тютчева подстерегало в жизни еще очень много утрат и потрясений. Поиски нравственной опоры в конце концов привели Тютчева к осмыслению жизни с христианской точки зрения.


Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, Космос и Хаос. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души. Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения, общение с читателем имело гораздо меньшее значение. У Тютчева поэзия выражает собой поиск истины в самых разных ее проявлениях.


  • Тютчева можно назвать «ночным поэтом», потому что именно ночью у поэта открывается внутреннее зрение, и он прозревает стихию хаоса, наполненного катастрофами. Голос ночного хаоса не совсем понятен человеку, но тем не менее глубоко родствен его смятенной душе .

  • Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы . Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
  • Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
  • Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)

Тютчев

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки


Домашнее задание

Сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…»

Задания для сопоставительного анализа

  • Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
  • О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
  • Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
  • Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.