Болезни Военный билет Призыв

Вопросы по викторине по русскому языку. Блиц-опрос о русском языке. Ребусы для викторины по русскому языку

Как правило, школьники гораздо охотней приступают к выполнению занимательного задания, чем обыкновенного, ведь необычное всегда привлекательней. Викторины - это тоже из категории занимательного: приятно почувствовать себя знатоком, добиться успеха в честном соревновании.

Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.

Вопросы-шутки


1. В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.

Вопросы посерьёзнее


11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?

12. Каково происхождение слова столица?

13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

14. Каково происхождение слова мешок?

15. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

16. Определите разряд прилагательного заячий.

17. Что такое звательный падеж?

18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.

19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?

20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

22. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.

24. Как образовались наречия сегодня и завтра?

25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

28. В каком существительном 7 букв о?

29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а - мероприятие.

30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

Ответы


Вопросы-шутки

1. Сорока.

2. Стол, стон, стог, стоп.

4. Станет.

5. Азбука.

6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).

7. Он - но.

10. Стонет.

Вопросы посерьёзнее

11. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.

12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

13. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).

14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ ду - поместить в щелочную среду́ .

16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.

17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

18. Два часа - время; двое часов - два предмета, прибора, измеряющих время.

19. Ничья.

20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

21. Сказать, поймать, взять.

22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".

23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить .

26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

27. Бог, мягкий.

28. Обороноспособность.

29. Компания - кампания.

30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. - М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. - М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1982.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. - Киев: Радянська школа, 1968

6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

7. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! - М.: Просвещение, 1990.

В дополнение к списку похожих страниц для Вас автоматически выбраны случайные ссылки:

Викторина «В мире грамматики»

Цель:

Прививать любовь к родному языку;

Закреплять знания и умения, полученные на уроках;

Воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

Развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

Расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

Формирование интереса к нему как к учебному предмету,

Повышение общей языковой культуры

Ход викторины Вводный этап

Ведущий . - Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране.

- Сегодня будут показывать свои знания и соревноваться 2 команды, учащиеся 8-9 классов:

«Острый ум» и «Любознайки».

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

4. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Представление команд

Название

Капитан команды

1 Конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (за каждый правильный ответ – 1б)

- Сколько букв в русском алфавите? (33).

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

- Сколько гласных букв? (10)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

2. Конкурс «Составь слово»

Ведущий: - Каждой команде раздаются карточки. В них зашифрованы названия животных. Необходимо поменять местами буквы, чтобы получилось слово.

КУТА – (утка)

ШАДОЛЬ – (лошадь)

НОКЬ – (конь)

СИНЬЯВ – (свинья)

КАШОК – (кошка)

ВЕЛ – (лев)

АСИЛ – (лиса)

ВЕДЬМЕД – (медведь)

3. Конкурс «Весёлая грамматика»

Ведущий. – Я сейчас буду называть словосочетания, вместо которых команды должны будут назвать одно слово – имя существительное.

(командам по очереди зачитываются словосочетания, за каждый правильный

ответ – 1б)

Например: весёлый человек – весельчак

А) Храбрый человек – храбрец

Б) Болтливый человек – болтун

В) Ленивый человек – лентяй

Г) Мудрый человек – мудрец

Д) Богатый человек – богач

Е) Сильный человек - силач

4. Конкурс «Половинки»

Ведущий: - Прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, …. (люби и саночки возить).

Век живи, ….. (век учись).

Делу время, …… (потехе час).

Без труда не вытащишь …….(и рыбку из пруда).

Труд человека кормит, ………(а лень портит).

Под лежачий камень ……… (вода не течет)

5. Конкурс «Вертолина» (для капитанов команд)

Ведущий: - На листе вы видите слово из 6 букв .

Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

6. Конкурс «Доскажи словечко». (Игра с болельщиками)

Ведущий: - Пока капитаны выполняют задние, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы.

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

7. Конкурс «Кто такой». Ведущий: - Каждой из команд необходимо подобрать к прилагательному подходящее по смыслу существительное. На размышление даётся 1 минута. Далее один из участников озвучивает правильный ответ. 1 команда. 2 команда Жадный ёж Ядовитая медведица Трусливый волк Пушистая змея Рогатый заяц Косолапая лиса Колючий олень Хитрая белка 8. Конкурс «Найди лишнее» Ведущий: - Каждой команде на карточках даны группы слов, среди которых спрятано лишнее. Его необходимо найти и объяснить, почему оно является лишним.

А). Дождь, снег, град, луна

Б). Тетрадь, книга, дневник, портфель

В). Увидеть, покрасить, краска, добежать

Г). Сад, садовник, всадник, садовый.

Д). Машина, трамвай, самолёт, автобус

Е). Столяр, садовник, грузовик, крановщик

9. Конкурс «Фразеологические обороты»

Ведущий по очереди зачитывает командам фразеологизмы, участники должны ответить и объяснить что же обозначает данный фразеологизм. За каждый правильный ответ – 1б.

10. Конкурс «Составь предложения из слов».

Ведущий: - Команды должны посовещаться и составить 1 предложение, используя все слова, записанные на карточке.

1 команда : дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во.

2 команда : у, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне.

10. Итоги. Награждение команд.

Ведущий : Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них.

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. В ваших классах уже прошли предварительные викторины, и вы смогли выбрать наиболее подготовленных детей. Я приглашаю на сцену команды "Угадай-ка" и "Любознательные".

Ведущий представляет членов жюри (классные руководители, завуч начальных классов, библиотекарь).

Задание 1

Командам предлагается магнитная доска и набор отдельных слогов и букв. Надо постараться из данных слогов получить слова путем добавления одной буквы.

5 слов - 5, 4 слова - 4 и т.д.

БА, КО, СО, РИ, ЛА

БА, КО, СО, РИ, ЛА

Лежат отдельные буквы.

Задание 2

Командам выдаются одинаковые комплекты из четырех картинок по развитию речи. Нужно придумать красивый, связный рассказ.

Пока команды готовятся, ведущий проводит с болельщиками игру "Доскажи словечко". Болельщики обеих команд отвечают по очереди.

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (карандаш).

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная... (картошка).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки... (коса).

В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь).

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной... (медведь).

Молодцы! Каждая команда получает по 5 баллов. Ну, а теперь послушаем рассказы, которые приготовили нам команды.

Задание 3

Задание написано на доске.

УГАДАЙ-КЕ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

1. -ле- -в- -

4. - -лев- - - -

Вопросы для "УГАДАЙ-КИ"

1. Без этого не играют в хоккей.

2. Этот в руке у Бабы-Яги.

3. Этот пекут, как пекут пироги.

4. Этот не знает, что значит улыбка.

5. В тот молочко наливают кошке.

6. Этот с болота приносят в лукошке.

7. Этот искал Карабас-Барабас.

Вопросы для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ"

1. Первый лев пасет оленей.

2. Этот острый, в мыльной пене.

3. Третий - корм для лошадей.

4. Лев - источник новостей.

5. В пятом здесь бычок вздыхает.

6. Этот полю помогает.

7. А последний очень вял.

В этом конкурсе командам помогают болельщики. Если команда и ее болельщики не знают ответа, то отвечает команда соперника, и, таким образом, зарабатывает себе дополнительные баллы.

Задание 4

Ребята, вам пришла шифровка. Она напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, мысленно его приставить и прочитать 2 слова. Задание можно усложнить: команды шифруют друг другу слова.

УГАДАЙ-КЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

Задание 5

На доске за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:

УГАДАЙ-КЕ ---- ЧА- ЩА

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ---- ЖИ - ШИ

В это время проводится конкурс для болельщиков.

1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

3. Придумать имя девочки, в котором три слога.

4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше.

ПЕТР АЛЕША

Задание 6

Участвуют капитаны команд.

Ребята, надо отвечать на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы:

Как тебя зовут?

Где ты живешь?

Кто твоя сестра?

Кем работает отец?

Что ты любишь есть?

Твои любимые напитки?

Какие фрукты, ягоды ты любишь?

Задание 7

Участники должны угадать сказки и их героев.

  • Иван-царевич говорит ей:

Лягушка, лягушка отдай мою стрелу.

("Царевна-Лягушка", р.н.с.)

  • Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто".

("Сказка о рыбаке и рыбке", А. С. Пушкин)

("По щучьему велению", р.н.с.)

  • Кто прислал телеграмму?

От дедушки ушел,

От бабушки ушел,

Скоро буду у вас. (колобок)

  • Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

  • Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты, (ступа)

Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов

КВН "Мой верный друг - язык мой русский"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:

"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке".

Раздается стук в дверь.

Ведущий (открывая дверь). Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!

Русский язык. Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.

Нога - ... (ноги).

Рука - ... (руки).

Дуга - ... (дуги).

Мука - ... (?).

Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

Ведро - ... (ведра).

Бедро - ... (бедра).

Метро - ... (?).

День - ... (дни).

Пень - ... (пни).

Лень - ... (?).

Цыпленок - ... (цыплята).

Козленок - ... (козлята).

Бочонок -... (бочонки).

Ведущий. Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Оценивать ваши знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.

Конкурс "Трындычиха"

Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:

Архип осип, Осип охрип.

Шел с козой косой козел. И др. Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Трындычиха".

Конкурс "Алфавит-аукцион"

У ведущего в руках - карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.

Б - дерево?

В - дикое животное?

Д - имя девочки?

Е - ягода?

Ж - насекомое?

3 - певица?

И - государство?

К - спортивный снаряд?

Л - птица?

М - орудие труда?

О - огородное растение?

Р - школьная принадлежность?

С - родственница?

Т - писатель?

У - профессия?

Ф - первый книгопечатник на Руси?

Х - артист?

Ц - строительный материал?

Ч - единица измерения времени?

Ш - учебное учреждение?

Щ - сказочная рыба-волшебница?

Э - его можно услышать в горах?

Ю - игрушка?

Я - фрукт?

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Эрудит".

Конкурс "Всезнайка"

В игре участвуют двое. Игроки получают одинаковые карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание - дописать недостающие буквы: кто быстрее. Проигравший выбывает, его место занимает новый игрок (карточки новые). Примеры слов:

х... ... в (хлев);

к... ... щ (клещ);

я... ... с (ярус);

г... ... в (гнев);

б... ... щ (борщ);

щ.... : ... л (щегол);

Д... ... ... д (водопад);

Е... ... т... т (депутат). И др.

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Всезнайка".

Конкурс "Одним словом"

Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов. Примеры фраз:

Мчаться на всех парах (стремительно);

Орать во все горло (громко);

Спать мертвым сном (крепко);

Работать, не покладая рук (усердно);

В час по чайной ложке (медленно);

Сделать на скорую руку (наспех);

Вылететь из головы (забыть).

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Краткость - сестра таланта".

Конкурс "Эй, моряк!"

Ведущий раздает детям карточки с заданиями. На карточках записаны слова (могут быть одинаковыми для всех или разными), в которых нужно зачеркнуть слово "море" и прочитать названия морских обитателей: кто быстрее. Примеры слов:

Кмореамморебалмореа (камбала);

Оммореаморер (омар);

Кремореветморека (креветка);

Моремеморедумореза (медуза);

Кмореальморемар (кальмар). Победителю конкурса Русский язык вручает бескозырку с надписью "Юнга".

конкурс "Капитан Врангель"

Детям предлагается разгадать зашифрованные слова и за 3-5 минут написать мини-сочинение, используя их все. Примеры слов:

100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.

Победителю конкурса Русский язык вручает капитанские погоны.

Конкурс "Гостеприимный хозяин"

Однажды кит, тритон, баран, оса и крот,
Барсук, улитка и акула
Залезли пировать в кроссворд.
Гремела музыка, и лес дрожал от гула.
На шум явились краб, лягушка, павиан,
Лиса и кенгуру, сова и пеликан,
И под конец совсем - вломились слон с ослом.

Всех разместить прошу за праздничным столом! (Подсказка: начать "размещать" удобнее с осы и кита.) Ответы:

  • по горизонтали: пеликан, акула, барсук, оса, лиса, тритон, слон, краб;
  • по вертикали: лягушка, кенгуру, павиан, крот, баран, улитка, кит, осел, сова.

Победителю конкурса Русский язык вручает фартук и ленту с надписью "Гостеприимный хозяин".

Конкурс "Самый глазастый"

Каждый ученик получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" 15 названий растений. Попробуйте их найти.

"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Самый глазастый".

Конкурс "Соображалка"

На плакате написаны слова: полумесяц, каникулы, кино, и, разум, книга, цыпленок, хор, урок, шоколад, бросок, коробка, карандаш, пожар, лепет,

Русский язык. Взяв по две стоящие рядом буквы из каждого слова, выписав их все подряд и разбив затем на слова, любой из вас узнает, что я о нем думаю. ("Умники и умницы, хорошо соображаете!")

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Умник" или "Умница".

Ведущий. Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.

Русский язык. Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам "До свидания!". Не раз я приду еще к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко пожимаю им руку.

Пожимает руки всем победителям.

Конкурс грамотеев

Оформление:

Пословица "Ученье - свет, неученье - тьма". Рисунки детей на школьную тему. Книжная выставка.

Звучит веселая музыка.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев!

В конкурсе принимают участие две команды - "Ракета" и "Радуга". Членами жюри являются старшеклассники - победители предметных школьных олимпиад. Они же помогут мне проводить конкурс.

Условие конкурса вам известно: на вопрос отвечает команда, участник которой успеет первым поднять руку.

Итак, нашконкурс начинается!

Удар гонга.

Ведущий. 1 тур - математический.

Старшеклассник. Для того, чтобы решить задачу, нужны не только знания, но и смекалка. Давайте проведем небольшую разминку.

Попробуйте решить задачи.

Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку? (Ваня нашел бы те же три рубля.)

Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. Навстречу им шли три бабушки. В руках у каждой бабушки - по три котенка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку? (Ни одного. Котят несли с ярмарки.)

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (Четыре.)

Старшеклассник. Молодцы!

Ведущий. А теперь задание посложнее. Мною будут прочитаны отрывки из литературных произведений, герои которых совершают математические действия. Ваша задача: во-первых, проверить, верный ли дан героями ответ; во-вторых, сказать, из какой книги прочитан отрывок и кто ее автор.

Задание 1.

Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул.

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Я же не отдам некту яблоко,хоть он дерись! Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: одно яблоко. А. Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

Задание 2.

"На ста площадях по сто зеркал, - сказал Топсед Седьмой. - Сколько же это будет всего зеркал?"

Все вокруг почтительно замерли, и король начал по очереди спрашивать своих придворных.

"Вы знаете?"

- "Запамятовал, ваше величество. Мне в детстве трудно давалась арифметика."

- "Двести зеркал, ваше величество."

Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: десять тысяч зеркал. В.Губарев. "Королевство кривых зеркал".)

Задание 3.

Аля раскрыла учебник - так, наугад, где сам раскрылся. Прочла: "У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?" - "У какого это Антоши?" - подумала Аля.

Вопрос: сколько было пехотинцев? (Девять. И. Токмакова. "Может, нуль не виноват.")

Ведущий. Пока жюри подсчитывает первые итоги, я попрошу зрителей разгадать загадки.

Загадки зрителям.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)

Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка.)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)

В школьном ранце я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)

Ведущий. Попросим жюри объявить итоги I тура.

Подведение итогов. Удар гонга.

Ведущий. II тур - грамматический.

Старшеклассница. Для разминки давайте проведем игру "Третий лишний". Я буду называть вам по три слова. В каждой тройке два слова родственные, однокоренные, а одно - лишнее. Найдите лишнее слово:

Вода, водитель, водяной. (Водитель.)

Гора, пригорок, горе. (Горе.)

Лес, лестница, лесничий. (Лестница.)

Левый, лев, налево. (Лев.)

Старшеклассница. Молодцы!

Ведущий. А теперь задание посложнее. Русская народная пословица гласит: "Ученье - свет, неученье - тьма". За то время, пока зрители будут отгадывать загадки, команды должны подобрать однокоренные слова к слову "учение".

Команды приступают к выполнению задания.

(Примерные ответы: учение - ученик, учебник, учеба, учиться, учебный, ученический, ученичество, ученый, учитель, учительская, училище.)

Загадки для зрителей.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец.)

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)

Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь наволю
- Где была пустота,
Там теперь красота! (Цветные карандаши.)

Ведущий. А теперь давайте проверим, как команды справились с заданием.

Ответы команд.

Исполняется концертный номер - песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Ведущий. III тур называется "Книгочей". Мною будут прочитаны отрывки из детских книг. Вы должны отгадать, о ком говорится в прочитанных строчках и из какой книги они взяты.

Итак, внимание!

"Существо, немного похожее на таракана,но сголовой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усами." (Говорящий Сверчок. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино.")

"В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки." (Эльф. Г.-Х. Андерсен "Дюймовочка".)

"На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах - красивые туфли с загнутыми кверху носками. (Волшебник. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе".)

"На краю сундука сидел маленький человечек... На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки". (Гном. С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)

"Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши." (Доктор Айболит. К.Чуковский "Доктор Айболит".)

"Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками." (Джинн Хоттабыч. Л. Лагин "Старик Хоттабыч")

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть концертный номер.

Концертный номер

Ведущий. Пришло время конкурса капитанов. Победит тот капитан, который сможет правильно проговорить скороговорку:

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Капитанам необходимо дать время для тренировки, поэтому сначала скороговорку пытаются проговорить зрители, Затем по одному разу - капитаны. Только вторая попытка является конкурсной.

Ведущий. Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Я попрошу жюри подвести итоги.

Подведение итогов.

Использование различных викторин, в частности по русскому языку, как в учебном процессе, так и при организации досуга, помогает вызвать активный интерес к предмету, развивает сообразительность и живость ума у участников, расширяет кругозор, сплачивает коллектив, помогает с пользой и интересом провести время.

Викторина по русскому языку "Игра слов"

с вариантами правильных ответов

1. Игра «Колесо из букв» (смотрите рисунок). Необходимо найти и прочитать максимально возможное количество слов. Читать можно в обоих направлениях. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Варианты ответов: колесо, кол, лес, лесок, око, сок, осел, село.

2. Задание второе. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются числительные. Какая команда или игрок назовет больше таких пословиц, побеждает.

Примеры ответов (подобных пословиц и поговорок в русском языке очень много):

Семеро одного не ждут. У семерых нянек дитя без глаз. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Вспомнить и назвать женские имена, которые пишутся и произносятся одинаково и слева направо, и справа налево.

Ответ: Алла, Анна, Ада, Аза и т. д.

4. Четвертое задание можно проводить на скорость выполнения. В словах «игра» и «веки» нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились столицы близких к нам государств.

Ответ: Рига, Киев.

5. Кто назовет больше пословиц и поговорок о дружбе?!

Пример ответов:

Не в службу, а в дружбу. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Одной рукой и узла не завяжешь. Старый друг лучше новых двух. Для друга и семь верст не околица. Худой мир лучше доброй ссоры. И т. д.

6. Шестое задание викторины по русскому языку. Кто больше придумает слов, которые отличаются от заданного только на одну букву. Количество букв при этом остается неизменным. Заданное слово может быть любым, например «коза».

Примеры ответов: лоза, поза, кора, роза, доза, коса и т. п.

7. Следующее задание викторины звучит так. Вспомните и назовите как можно больше слов, характеризующих приятный аромат цветка. Или назовите наибольшее количество слов-синонимов к слову «ароматный».

Ответ: ароматный, душистый, благоухающий, пахучий, запашистый, благоуханный, духмяный и т. п.

8. Восьмое задание викторины по русскому языку заключается в следующем. Нужно назвать наибольшее количество слов, которые употребляются только во множественном числе, то есть не имеют формы единственного числа.

Пример ответов: ножницы, шахматы, очки, брюки, каникулы, чернила, будни и т. п.

9. Кто больше назовет слов, характеризующих такое время года, как зима.

Ответ: холодная, лютая, суровая, длинная, запоминающаяся, снежная, долгожданная и т. д.

Примечание: если викторина проводится как командная игра, можно дать участникам команд такие задания.

Задание для первой команды. За одну минуту написать как можно больше слов, характеризующих зиму.

Задание для команды номер два. За одну минуту написать наибольшее количество слов, характеризующих лето.

10. Последнее десятое задание нашей викторины по русскому языку состоит в следующем. Необходимо назвать и пояснить устойчивые выражения (фразеологизмы) со словом «рука». Побеждает в этом конкурсе тот, кто сможет вспомнить и объяснить больше таких выражений. Пример: выражение «руки не доходят» означает, что не хватает времени или сил, чтобы сделать намеченное.

Ответы: «из рук вон» - очень плохо, «руки чешутся» - очень хочется что-либо сделать, «правая рука» - самый хороший помощник, «рукой подать» - очень близко, «набить руку» - научиться чему-то определенному, приобрести какое-либо умение и т. п.

Таких устойчивых выражений существует очень много. Я привела в пример только некоторые. Оставляю место для вашего творчества, дорогие читатели.