Болезни Военный билет Призыв

Фразеологизмы примеры с дать. Примеры фразеологизмов и их значения

В русском языке столько фраз и словосочетаний, что при дословном переводе, Далеко ходить не будем — новое поколение русского народа ничем не хуже тех же иностранцев. Мы забываем могучий и богатый русский язык, заимствуем все больше западных слов и терминов…

Сегодня разберем примеры самых известных устойчивых выражений; научимся вместе разбираться, «расшифровывать» и понимать значение и тайный смысл русских фразеологизмов. Итак, что такое «фразеологизм»?

Фразеологизм - это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм (или же идиому) невозможно перевести дословно (теряется смысл), часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску…

Мы часто говорим устоявшиеся фразы, не вникая в их смысл. Почему, например, говорят «гол как сокол»? От чего это “на обиженных воду возят”? Давайте разбираться в настоящем смысле этих выражений!

«Гол как сокол»

«Гол как сокол», говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми!

«Соколом» в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой.

Словом «сокол» в те времена называли инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и т.д. Соколов на Руси активно использовали до появления огнестрельного оружия в конце XV века.

«Злачное место»

Выражение «злачное место» встречается в православной заупокойной молитве («…в месте злачнем, в месте покойнем…»). Так в текстах на церковнославянском языке называется рай.

Иронически переосмыслило значение этого выражения разночинно — демократическая интеллигенция времен Александра Пушкина. Языковая игра заключалась в том, что наш климат не позволяет выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаков (пиво, водка). Иными словами злачное значит – пьяное место.

«На обиженных воду возят»

Существует несколько версий происхождения этой поговорки, но самой правдоподобной кажется та, что связана с историей петербургских водовозов.

Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год, и конечно всегда находились жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у таких горе-предпринимателей отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.

«Друг ситный»

— У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило - пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном. Чтобы удалить из нее примеси и сделать кулинарное изделие более “воздушным”, используется не решето, а приспособление с более мелкой ячейкой - сито. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей.

Слово «ситный» применительно к другу означает «высшую пробу» дружбы. Разумеется этот оборот иногда используется в ироническом оттенке.

«7 пятниц на неделе»

В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе.

Но и это не единственное объяснение! Пятница считалась раньше свободным от работы днем, поэтому подобной фразой характеризовали бездельника, у которого каждый день - выходной.

«Куда Макар телят не гонял»

Одна из версий происхождения этой поговорки такова: Петр I находился в рабочей поездке по рязанской земле и в «неформальной обстановке» общался с народом. Так случилось, что все встретившиеся ему в пути мужики назвались Макарами. Царь сначала очень удивлялся, а потом сказал: «Быть же вам всем отныне Макарами!»

Якобы с тех пор, «Макар» стал собирательным образом русского крестьянина и всех крестьян (не только рязанских) стали называть Макарами.

«Шарашкина контора»

Свое странное название контора получила от диалектного слова «шарань» («шваль», «голытьба», «жульё»). В старину так называли сомнительное объединение жуликов и обманщиков, а сегодня это просто » несолидная, ненадежная» организация.

«Не мытьем, так катаньем»

В старину прачки-искусницы знали, что хорошо прокатанное белье будет свежим, даже если стирка произведена совсем не блестяще. Поэтому, погрешив в мытье, они добивались нужного впечатления «не мытьем, так катаньем».

«В зюзю пьяный»

Это выражение мы находим у Александра Пушкина, в романе «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского - Зарецком:

С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен…

Дело в том, что в Псковской области, где Пушкин долгое время находился в ссылке, «зюзей» называют свинью. Вообще «как зюзя пьяный» аналог просторечного выражения «пьяный, как свинья».

«Делить шкуру неубитого медведя »

Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 -1695).

«Отставной козы барабанщик»

В старину у бродячих трупп главным актером был ученый, дрессированный медведь, за ним шествовала «коза», а за ней — ряженый с козьей шкурой на голове — барабанщик.

Его задача состояла в том, чтобы бить в самодельный барабан, зазывая публику. Перебиваться случайными заработками или подачками – довольно неприятно, а тут еще и «коза» не настоящая, отставная.

«Обещанного три года ждут»

По одной из версий - отсылка к тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней», т. е. трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: «Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают».

«Скатертью дорожка»

В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая «пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла». Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали.

Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: «Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно». Отличный пример того, как ироничекси переосмысляются в языке устойчивые этикетные формы!

«Кричать на всю Ивановскую»

В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

«Тянуть канитель»

Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия.

Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.

В наше время, подразумевается, как скучный разговор, нудная беседа.

«Японский городовой!»

«Японский городовой!» - устойчивое ругательство в русском языке.

Появилось после Инцидента в Оцу, когда полицейский Цуда Сандзо напал на цесаревича Николая Александровича.

В молодости цесаревич Николай, будущий царь Николай II, путешествовал по странам Востока. Цесаревич и его приятели веселились, как только могли. Их буйное веселье, нарушавшее восточные традиции, не слишком нравилось местным жителям, и наконец, в японском городке Оцу, местный полицейский, возмущённый бестактностью европейцев, бросился на цесаревича и ударил его саблей по голове. Сабля была в ножнах, так что Николай отделался лёгким испугом.

Событие это имело значительный резонанс в России. Японский городовой, вместо того, чтобы обеспечивать безопасность людей, бросается на человека с саблей только за то, что тот слишком громко смеётся!

Конечно, этот незначительный казус давно забылся бы, если бы выражение «Японский городовой» не оказалось также удачным эвфемизмом. Когда человек протяжно произносит первый звук, кажется, что он сейчас матерно выругается. Однако, говорящий всего лишь поминает старый политический скандальчик, о котором, скорей всего, и слыхом не слыхал.

Медвежья услуга

«Беспрестанные похвалы из ваших уст — настоящая медвежья услуга.»

Её значение — непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы.

А Первоисточником была басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь». В ней рассказывается, как Медведь, желая помочь своему другу Пустыннику прихлопнуть муху, которая села тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника. Но в басне этого выражения нет: оно сложилось и вошло в фольклор позднее.

Отложить в долгий ящик

«Сейчас отложишь это в долгий ящик, а потом и вовсе забудешь.»

Значение этого фразеологизма простое — дать делу длительную отсрочку, надолго задержать его решение.

Есть у этого выражения забавная история.

Как то Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решения было очень нелегко: проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот «длинный» ящик в «долгий».

Не исключено, что выражение если и не родилось, то закрепилось в речи позднее, в «присутствиях» — учреждениях XIX века. Тогдашние чиновники, принимая разные прошения, жалобы и ходатайства, несомненно сортировали их, раскладывая по разным ящикам. «Долгим» мог называться тот, куда откладывались самые неспешные дела. Понятно, что такого ящика просители боялись.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Фразеология - раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов. Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, или устойчивое выражение. Используется для называния предметов, признаков, действий. Оно представляет собой выражение, возникшее однажды, ставшее популярным и закрепившееся в речи людей. Выражение наделено образностью, может иметь переносный смысл. Со временем выражение может принять в обиходе широкий смысл, частично включающий изначальное значение или вовсе исключающий его.

Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Входящие в фразеологизм слова по отдельности не передают смысла всего выражения. Фразеологизмы могут быть синонимичны (на краю света, куда ворон костей не заносил) и антонимичны (возносить до небес - втаптывать в грязь). Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы отражают человека и его деятельность: труд (золотые руки, валять дурака), отношения в обществе (закадычный друг, вставлять палки в колёса), личные качества (задирать нос, кислая мина) и т.д. Фразеологизмы делают высказывание выразительным, создают образность. Устойчивые выражения используются в художественных произведениях, в публицистике, в бытовой речи. Устойчивые выражения называют иначе идиомами. Много идиом в других языках - английском, японском, китайском, французском.

Чтобы наглядно увидеть использование фразеологизмов, обратитесь на странице ниже к их списку или .

В русском языке существует множество устойчивых фраз и словосочетаний, значение которых невозможно понять чисто с языковой точки зрения. Русские фразеологизмы или крылатые выражения вводят в ступор иностранцев, да и немалую часть современной молодежи. Между тем, они делают речь более яркой, выразительной, невероятно расширяют возможности русского языка и амплитуду эмоций человеческого общения. Не менее интересна история их происхождения, и прочно вошедших в наш быт, и самых необычных и редких, благодаря которым русский язык, при всей своей сложности и богатстве, был бы куда более беден и скучен.

Истоки фразеологизма лежат в древности, когда соль на Руси была весьма дорога из-за сложностей ее доставки из регионов добычи. При отсутствии хороших дорог и изрядном весе продукта трудно было ожидать дешевых поставок. Когда в дом приходили гости, пищу им солил сам хозяин, уделяя больше внимания дорогим гостям, которые усаживались за стол ближе к нему. Случалось, что еда в знак особого почтения даже пересаливалась. Тем же, кто по низкому социальному положению сидел на другом конце стола, соли порой доставалось мало и не доставалось вовсе. Отсюда и пошло выражение «уйти откуда-то несолоно хлебавши», т.е. обделенным, не получившим ожидаемого.

Играть в бирюльки

У современной игры «Башня» или «Дженга» был древнерусский аналог - игра, в которой роль брусков-кирпичиков играли различные мелкие предметы, которые в старину называли бирюльками. Цель забавы заключалась в поочередном вытаскивании из общей кучи бирюлек одну за одной, пока вся конструкция не обваливалась. На рубеже XIX-XX вв. игра была весьма популярна и постепенно стала олицетворять бесполезное, пустое занятие, ерунду, на которую тратится время вместо полезных дел. Такое значение выражение имеет и поныне.

«Врет, как сивый мерин»

Значение этого фразеологизма понятно и без объяснения, а вот его происхождение однозначно так и не определено. Версий, почему именно это домашнее животное, и именно сивой масти было удостоено звания небезобидной репутации лжеца, имеется, как минимум, две. И не факт, что одна из них является точной, поскольку обе сводятся к определенной речевой ошибке в памяти русского народа. Согласно первой, озвученной языковедом В.Далем, слово «врет» изначально звучало как «прет». То, что мерины отличаются особой силой и выносливостью, факт известный. Но вряд ли сивая масть как-то выделяется этими качествами на фоне других.

Согласно второй версии, крылатое выражение осталось в память о русском «мюнхгаузене» - великом лжеце по имени Сиверс-Меринг дворянского звания, служившем в царской армии лет 150 назад. О его склонности придумывать небылицы знали все солдаты и офицеры, поэтому выражение часто употреблялось при уличении кого-то во лжи.

Однако и эта версия терпит поражение, если вспомнить, что сивый мерин (или кобыла) в качестве устойчивого выражения у нас упоминаются и по другим поводам (бред сивой кобылы, ленив или глуп, оп как сивый мерин и т.д.). И объяснения этому интересному факту исследователи пока не имеют.

Катить бочку (на кого-то)

В древние времена рыба была одним из основных продуктов пропитания. Хоть и говорили на Руси про «щи да кашу», но мясные щи были дорогими, а на пустых особо не поработаешь. Поэтому их часто варили на рыбе, да и в другом виде она часто появлялась на деревенском столе.

Рыбу нередко приходилось возить из мест ее особо богатого промысла - из низовий Волги и других крупных водоемов. Возили ее в больших бочках, которые при разгрузке скатывались с трапа и при неосторожном обращении могли легко покалечить человека. Поэтому первейшим правилом при разгрузке было не катить бочку, когда на ее пути есть человек. Интересный факт: родился этот фразеологизм фактически на социальном дне общества, и по сей день считается вульгарным и недопустимым к употреблению в культурном разговоре, хотя смысл его не несет в себе пошлости или вульгарности. «Катить бочку» - нападать на человека, угрожать ему, в чем-то обвинять с подтекстом того, что ничего плохого он на самом деле не сделал.

Во все тяжкие (пуститься)

На храмовых звонницах (колокольнях) в старину обычно висело множество самых разных колоколов от маленьких звонких колокольчиков до махин колоссальных размеров, вес которых достигал десятков тонн. Чтобы ударить в такой колокол, нужна была недюжинная сила, поскольку и «язык» его весил очень много. В церковных уставах они назывались «тяжкие», т.е. по-современному «тяжелые».

Били в них не только по большим праздникам, но и в случае чрезвычайных происшествий, например, пожарах и других бедствиях. «Ударить во все тяжкие» имело значение бить во все тяжелые (громкие) колокола, чтобы звук распространялся дальше и возвещал о важности события. В этом случае народ должен был бросать все, независимо от занятия, бежать на помощь или спасаться и действовать, невзирая ни на что и не считаясь ни с чем субъективным. Выражение используется и доныне, сохранив лишь часть смысла - совершать действия, не согласующиеся с обычными правилами. Однако в этом случае речь уже идет не о помощи и спасении, а разгуле и разврате.

Злачное место

Еще одно фразеологическое словосочетание из старинной церковной лексики, утратившее свой смысл, и на этот раз с точностью до наоборот. При упоминании злачного нам представляется место, где люди предаются пьянству и разврату, однако, первоначальное значение этого выражения не было переносным и относилось к месту, где произрастают злаки, т.е. хлебному, сытому, а потому и веселому. Просьба упокоить в «месте злачном и покойном (спокойном)» содержится в заупокойных молитвах об умерших. Нынешнее значение обусловлено тем, что на Руси, за неимением винограда, хмельные напитки производились в основном из злаков. Поэтому «злачное» место в устном фольклоре превратилось в «пьяное».

«Тихой сапой»

Значение фразеологизма - делать что-то малозаметно, скрытно, добиваться желаемого неприметно для других, как правило - чего-то такого, что ими не одобряется и нередко идет во вред или в ущерб другим. К примеру, тихой сапой можно добиться желаемого у начальства, невзирая на корпоративную этику. Или перетаскать самую вкусную еду, пока никто еще не сел за стол. Видоизмененное слово «сапа» имеет происхождение от итальянского «цаппа», означающего что-то вроде нашей саперной лопатки, т.е. лопату небольших размеров для земляных работ. Ею удобно было провести подкоп или вырыть потайной ход.

Прежде чем попасть в русский язык, «цаппа» перешло во французский в виде измененного заимствования «сап» (земляные работы с целью создания скрытого тоннеля, подкопа). От него, кстати, произошло всем известное слово «сапер». В нашем языке само это слово и соответствующее ему словосочетание «тихая сапа» приобрело тот же смысл. Сделать приближение к противнику незаметным, тайным, приблизиться тихой сапой.

Впоследствии выражение приобрело широкое смысловое применение и превратилось во фразеологизм.

«Сесть в лужу»

Другой вариант фразеологизма - сесть в галошу (калошу). Означает опозориться, оказаться в нелепом положении, потерпеть поражение в споре, выдвинув легко опровержимые аргументы. Происхождение этого необычного фразеологизма связано с древними народными боями стенка на стенку, проводившимися в качестве забав, игрищ. Бои проходили в поле, где под ногами нередко месилась грязь и бывали лужи. Если человек падал, то он не только проигрывал, но и оказывался в весьма нелепом положении - лежащим в луже. А поскольку в древности лужу называли немного иначе, калужей, от этого названия пошло и название обуви для преодоления этого препятствия - калоша (имеет равноправное написание с вариантом «галоша» в зависимости от местного диалекта).

Поэтому в русском фольклоре закрепилось и другое крылатое выражение - «сесть в калошу».

«Песок сыпется»

Выражение подразумевает старость, насмешливое указание на возраст, зачастую несоответствующий поведению. По одной версии, корни его уходят в средневековую Европу, где в моду вошла такая деталь одежды, как гульфик, т.е. мешочек, в который вкладывалось мужское достоинство. Деталь была не просто заметной, она всячески украшалась и выставлялась напоказ. А для того чтобы хозяйство выглядело солидней, мужчины нередко вкладывали в гульфик бутафорские мешочки с песком. Особенно грешили этим престарелые ловеласы, чтобы продемонстрировать, что они еще «ого-го». Но по давности использования или при неосторожном движении мешочки иногда рвались, и тогда за обладателем роскошного гульфика тянулась дорожка песка, что вызывало у придворных смех.

Согласно другой версии, такие же мешочки и в том же месте, но уже с иной целью, приходилось носить русским солдатам при Петре, который обязал их носить узкие, как в Европе, и страшно неудобные для них непривычные штаны (чтобы уменьшить давление на причинные места). Мешочки быстро изнашивались, рвались и рассыпали песок.

Есть и третья версия, объясняющая, почему фразеологизм с таким же успехом применятся и в отношении женщин и почему он получил столь позднее распространение. Речь идет о камнях и песке в мочеполовой системе, которые чаще всего образуются с возрастом и нередко выходят самопроизвольно.

Положить в долгий ящик

Значение выражение простое - отложить что-то на долгий или неопределенный срок, не спешить с решением вопроса. Но оно имеет занятное происхождение. В селе Коломенское при правлении Алексея, приходившемся отцом Петру Великому, был установлен специальный ящик для жалоб государю, которую туда мог положить любой желающий. Народ старался, писал, ждал, но рассмотрения вопросов приходилось ждать месяцами, а то и годами. За это просители метко прозвал ящик длинным или долгим. Впоследствии выражение закрепилось благодаря специальным ящикам в «присутствиях», где жалобы и прошения раскладывались по разным ящикам уже самим чиновниками для сортировки. Среди них был и тот, который предназначался для складывания неспешных дел, его и называли «долгим».

«Медвежья услуга»

Так говорят о непрошенной помощи, от которой получается больше негативных последствий, нежели пользы. Происхождение связано с басней «Пустынник и медведь» известного баснописца Крылова. В ней Медведь из благих побуждений прихлопнул муху на лбу Странника, с которым подружился. Но не рассчитал силушку и убил его. Крылатого выражения в тексте басни нет, оно образовалось позже на ее основе и прочно вошло в русский фольклор.

«Не мытьем, так катаньем»

Фразеологизм, значение которого сводится к излишней настойчивости, стремлению человека добиться желаемого любым путем и найти иные способы его достижения, если предыдущие попытки потерпели неудачу. Происхождение выражения относится к старинному способу глажки белья катаньем с использованием двух деревянных брусков. На один из них белье накручивалось, а другим полученный сверток катался по ровной поверхности. Стирая белье, женщины знали, что результаты не совсем качественной стирки можно было визуально улучшить, если тщательно отутюжить вещь.

«7 пятниц на неделе»

Фразеологизм, как никогда актуальный в настоящее время. Пятница была днем исполнения торговых обязательств. Если деньги в базарный день за товар отдавались не сразу, то срок выплаты наступал в следующую пятницу. О людях, которые проваливали сроки выплаты, а особенно о тех, кто слишком часто напоминал должникам о долгах, говорили, что у них каждый день — пятница. Выражение закрепилось за теми, кто слишком часто меняет свои решения. Кроме того, этот день на Руси считался выходным, базарным. Впоследствии так стали говорить и о бездельниках, у которых каждый день, словно пятница, выходной.

«Японский городовой!»

Произнося это словосочетание, многие просто маскируют готовое вырваться с уст нецензурное выражение. На самом же деле речь идет о небольшом скандальчике, который имел место во время путешествия цесаревича Николая по Японии. Молодежь громко смеялась и веселилась, что пришлось не по нраву чопорному блюстителю порядка, который, недолго думая и не тратя слов, просто ударил будущего императора по голове саблей. К счастью, она была в ножнах, и инцидент не имел физических последствий, однако, получил серьезный резонанс в России. Возмущение вызвало то, что вместо наведения надлежащего порядка, японский городовой бросается на безоружных молодых людей лишь за то, что они громко смеются. Выражение отлично прижилось в качестве эвфемизма - стеснительной замены неприличного слова вполне культурным выражением.

Навигация по записям

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение. Происхождение и употребление его характерно только определённому языку, поэтому фразеологизмы так же называют идиомой.

Наличие таких идиом, будь то в русском или другом языке, добавляет эмоциональности, украшает его лексику и, одновременно, создает препятствия в переводе и сложности в понимании у иностранцев.

Примечательно, что значения сочетающихся слов, взятые по отдельности, не могут передать смысл, вкладываемый во фразу, а вот один такой оборот может вместить в себе суть целого предложения.

Структура фразеологизма

Словосочетания, описывающие окружающую нас действительность, — самостоятельные языковые единицы, состоящие из не менее двух слов, объединенных общим смыслом. Пример переносного значения: задеть за живое – найти объект или субъект волнения; играть в жмурки – обманывать; реветь белугой – безудержно плакать; играть на нервах — нервировать.
Как можно заметить, значение крылатого выражения нельзя определять по отдельно взятым словам, свою образность сочетание получает именно в исходном виде. Чтобы не исказилось токование устойчивого выражения, нельзя его видоизменять, добавлять в него другие слова, или заменять схожими.

Не исключен тот факт, что в процессе ассимиляции некоторые фразеологизмы видоизменяются, возможно, некоторые из них ранее имели немного другую трактовку, ведь произошли они в результате развития фольклора, благодаря многовековому народному творчеству, и, в конечном итоге, приобрели четкий состав и структуру, которые мы видим сегодня.

Признаки фразеологизмов:

  • количественно устойчивое строение (2 или более слов) и лексическая неделимость;
  • повторяемость и словоупотребление исходя из речевой ситуации;
  • историческое переносное и номинативное значения;
  • метафоричность, образность, экспрессивность.

Идиомы могут нести в себе значение изображения, проявления, обстоятельства, особенности, состояния, признака, и могут быть отождествлены словам, что видно в примере: на каждом шагу – повсюду, правая рука – помощница.

Истоки фразеологизмов, как части национальной культуры

Есть мнение, что устойчивые выражения существуют достаточно давно, но их толкование в специальной литературе появилось только с конца 18 века. М.В. Ломоносов, составляя план словаря литературного языка, упоминал вхождение в него «фразесов», «речений», «идеоматизмов», подразумевая под этим обороты и выражения. Формирование основы для изучения устойчивых оборотов современного языка принадлежит Виноградову В.В., именно он выделил фразеологию, как лингвистическую дисциплину. Прошли десятилетия, но единства между фразеологами нет, т.к. часть исследователей настаивают на разграничении фразеологии в своем представлении: широком (все устойчивые выражения, пословицы, крытые фразы и поговорки) и узком (выделение каждого в подкатегорию) смысле слова.

Каким бы ни было происхождение устойчивого оборота, в каком бы смысле слова он ни рассматривался исследователями, для носителя речи он всегда будет той незаменимой «палочкой-выручалочкой», с помощью которой можно быстро, четко и ясно объяснить суть дела или описать свои чувства в двух словах.

Нурканова Кристина

В исследовательской работе собраны и систематизированы неофраземы русского языка последних десятилетий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Секция языкознания

УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Нурканова Кристина Олеговна

10 класс МОУ «СОШ № 17»

Научный руководитель:

Березовская Людмила Леоновна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ «17»

Г. Котласа Архангельской области

г. Котлас, 2010

Введение………………………………………………………………….с. 3-4

Глава 1 Основные теоретические положения работы………………………...с.5-7

Глава 2 Основные источники возникновения неофразем, особенности

Семантики, образования и употребления новых устойчивых сочетаний……

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………….

Данная исследовательская работа посвящена рассмотрению фразеологических единиц русского языка, вошедших в наш обиход в течение последних десятилетий.

Современный мир быстро меняется, что находит своё актуальное отражение и в языке. Чтобы оставаться великим и могучим, язык должен обладать способностью откликаться на все явления жизни, постоянно расширяя словарный запас новыми понятиями. Фразеологизмы отражают не только исторически сложившиеся воззрения народа, но и исторический строй, идеологию той эпохи, которая вызывает их к жизни. Знание фразеологии – необходимое условие овладения родным языком. Интересна не только сокровищница русских фразеологизмов, но и то, как она пополняется. Интересен сам процесс появления устойчивых выражений в языке, свидетелем чему являемся мы сегодня. Умение же правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Этими факторами и обусловлена актуальность предпринятого нами исследования.

Объект исследования составляют фразеологические инновации в русском языке конца XX – первого десятилетия XXI века).

Предметом исследования являются лингвистические особенности фразеологических инновации в языке СМИ и устной речи наших современников конца XX – первого десятилетия XXI века.

Цель предпринятого исследования заключается в анализе и описании лексико- семантических особенностей устойчивых сочетаний нового времени.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

  1. Определить особенности семантики фразеологических инноваций в публицистике и разговорной речи, отражающих факты современной социальной действительности.
  2. Представить основные способы образования фразеологических инноваций, функционирующих в современных публицистических текстах и устной речи.
  3. Выявить особенности употребления фразеологических инноваций в современных публицистических текстах и в разговорной речи.

Источниками материала послужили периодические издания (газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Вечерний Котлас»), популярные телепрограммы, но главное – реальная и виртуальная живая речь людей, особенно молодых, - одноклассников в том числе.

Материалом исследования является авторская картотека, включающая 200 единиц устойчивых сочетаний последних лет, собранных из указанных источников.

Была выдвинута рабочая гипотеза о том, что в связи с интенсивной демократизацией языка в сочетании с отменой цензуры поки сниженной, жаргонной лекики вышли за пределы своей социальной среды и это даёт основание многим людям говорить об упадке современного русского языка и ставить вопрос о его сохранении и спасении.

Сразу хочется сказать, что вне поля нашего зрения остались так называемые трансформированные фразеологизмы (квазифразеологизмы), как наименее интересные с точки зрения самой фразеологии, так как почти не оставляют в ней следа в виде устойчивых сочетаний, а служат в основном в качестве стилистического средства для привлечения внимания читателя в заголовках или заголовочных комплексах газет и журналов.

Теоретическую основу нашего исследования составили труды В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, а из современных авторов – Шапошникова В.Н.

Реализация поставленных задач осуществлялась описательным методом с применением приёмов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения, типологизации.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения в виде словаря новых устойчивых сочетаний слов.

Для успешного решения поставленных задач необходимо был

определиться с несколькими общими понятиями, являющимися основными в нашей работе. Прежде всего нужно отметить, что до настоящего времени существуют разные точки зрения на то, что такое фразеологизм, и самое запутанное - каков объем фразеологии русского языка. Перечни фразеологизмов русского языка, предлагаемые разными учеными, так отличаются друг от друга, что приходится говорить о даже противоположных, исключающих друг друга взглядах на предмет исследований и о разнобое в научной терминологии, употребляемой для обозначения соответствующих понятий. Но всё же большинство учёных сходятся на том, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, что мы и взяли за основу. Это постоянная комбинация словесных знаков, предельная и целостная, воспроизводимая в речи его носителей, основанная на внутренней зависимости его членов, состоящая минимум из двух слов, находящихся в определённой последовательности, обладающая единым значением. Некоторые лингвисты относят к фразеологизмам не только лексическую идиоматику(неделимые сочетания), воспроизводимые сочетания слов, которые В.В. Виноградов называл фразеологическими сочетаниями, но и пословицы и поговорки, крылатые выражения, клише (речевые заготовки), цитаты или чужую речь, приводимую по памяти. Нет достаточно конкретной единой классификации фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности. Хотя наиболее распространенной (с уточнениями и дополнениями) является классификация В.В.Виноградова. В.В. Виноградов выделил три основных типа фразеологических единиц, которые были названы ""фразеологизм сращивания"", ""фразеологизм единства"", ""фразеологизм сочетания"".

Фразеологические сращения

Фразеологические сращения – абсолютно неделимые не разложенные словосочетания, ""значение которых совершенно независимо от их лексического состава, от значения их компонентов и так же условно и произвольно, как значение немотивированного сл. знака"". Например, собаку съем, точить лясы, бить баклуши и подобное.

Фразеологические единства

Фразеологические единства- словосочетания, в котором ""значение целого связано с пониманием внутри образного стержня фразы, потенциального смысла слов"". Например, ""держать камень за пазухой, выносить сор из избы, стреляный воробей"" и тому подобное.

Фразеологические сочетания – В.В. Виноградов назвал словосочетания, ""образуемые реализацией несвободных значений слов"". Он отметил, что большая часть и значений слов ограничена в своих связях внутри семантическими отношениями самой языковой системы. Эти лексические значения могут проявляться лишь в связи с строго определенным кругом понятий и их словесных обозначений. Например, можно сказать "" страх берет"", ""тоска берет"", но нельзя сказать: ""радость берет"", ""наслаждение берет"" и тому подобное.(1., с.162-189) Н.М. Шанский дополнил этот список ещё и фразеологическими выражениями (устойчивыми свободными сочетаниями слов).

Ещё одно понятие, которое нам было необходимо, это понятие неологизма

Неологизмы – новые слова или выражения, чьё употребление ограничивается временными рамками примерно в 20-25 лет, и что самое главное – новизна этих слов и сочетаний должна осознаваться и ощущаться носителями языка.

В нашей работе к числу таких новообразований мы относили устойчивые сочетания, которые вошли в нашу публицистику и разговорную речь не ранее 1985 года. Исторически это время начала перестройки, распада СССР, становления постсоветской России и до наших дней – 25 лет. И всё же определяющими факторами были такие, как

Отсутствие фиксации данных выражений толковыми словарями фразеологизмов;

Известность данных выражений широкому кругу респондентов, опрошенных в ходе анкетирования;

Ощущение новизны этих выражений респондентов и их ближайшего окружения (семьи, друзей, знакомых).

Сложнее всего было дать толкование некоторым устойчивым сочетаниям, так как почти все они отсутствуют в словарях. Приходилось опираться на контекст, на истолкования этих слов пользователями Интернет на сайтах и форумах, а так же прибегать к помощи словарей в ресурсах Интернет, хотя они толкуют неофраземы тоже с чьих-то слов.

Работа была очень интересной, но с сожалением пришлось констатировать тот факт, что большинство устойчивых сочетаний разговорного, а порою и публицистического стиля – это жаргонные фразеологизмы, в большинстве своём попавшие в наш речевой обиход из молодёжного жаргона, или

с л е н га. Этот факт, как факт снижения стиля новых русских фразеологем,не мог не вызвать нашей обеспокоенности за чистоту, красоту и благозвучие нашей речи, украшением которой всегда были и фразеологизмы в том числе. Нам показалось интересным провести опрос среди наших одноклассников, которым было предложено подумать о следующих моментах:

Как вы относитесь к многочисленным заимствованиям из английского языка в последнее время?

Каково ваше отношение к жаргонизации русской речи?

Можно ли в наше время говорить об упадке русского языка и есть ли необходимость ставить вопрос о его спасении?

Хорошо ли вы владеете речью, с вашей точки зрения?

Что мешает многим в успешном её овладении?

Результаты этого опроса мы также поместили в приложении, но следует сказать главное – учащиеся нашего класса в большинстве своём обеспокоены

состоянием, в котором находится наш язык, подвергнутый экспансии и со стороны других языков, и со стороны сниженных стилистических пластов русского языка. Хотя бы уже тот факт, что «Выражением года-2009» выбрано выражение «крепкое кофе» - это не что иное,как «издевка в адрес новой регуляции языка, которая возвела в норму то, что еще недавно считалось ее нарушением». А что это, как не обеспокоенность за наш язык!

В дальнейшем все примеры, которые мы приводим в нашей работе, - это примеры новых фразеологем, помещённых нами в виде словаря в разделе «Приложение».

Одним из самых активных процессов в современной фразеологии я вляется процесс неологизации, то есть образования новых устойчивых сочетаний. Фразеологические неологизмы называют в большинстве случаев не новое, а уже известное понятие, в основном они понятны большинству носителей языка и быстро распространяются. Одним из факторов, способствующих их быстрой распространяемости, являится СМИ. Телевидение в нашей жизни ежедневно, газеты и журналы еженедельно, они всегда актуальны. На их страницах происходит своего рода апробация новых фразеологем.

Одним из источников возникновения новых фразеологизмов является их образование на базе терминологических сочетаний слов , которые, приобретая переносное значение, становятся неофраземами. В основном это военная, спортивная терминология, термины из области медицины, экономики и т.д. :

держаться на плаву –

зелёный коридор –1. (дипломатич.) –

контрольный выстрел в голову – перен. надёжное обеспечение требуемого результата (гарантии)

красная карточка – штрафные санкции кому-то, отстранение от чего-то

получить прописку – войти в обиход, стать обычным явление

проводить зачистку – 1. (воен.) – уничтожать врага;2.(перен.)- избавляться от чего

Ещё один способ образования новых устойчивых сочетаний – это цитирование политиков , когда наиболее острые из их высказываний становятся фразеологизмами:

правовой нигилизм – пренебрежение к праву (Д. А. Медведев)

принуждение к миру – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение социального и межнационального мира и согласия (Д,А.Медведев)

учиться договариваться (Б.Обама)

зачистить проблемы – разрешать проблемы, избавляться от них (В.В.Путин)

мочить в сортире – уничтожать (угроза расправы) (В.В. Путин)

хотели как лучше, а получилось как всегда – неудачный результат благих намерений

(В.Черномырдин)

о позднем СССР и о послеперестроечной России (М.Тэтчер)

Устойчивыми становятся цитаты из книг, песен, фильмов, рекламы:

ананасы в шампанском – пошлое понимание роскоши

богатенький Буратино –

айл би бэк – я вернусь

богатые тоже плачут –

да на вас пахать надо! –

дорога к храму –

злые вы, уйду я от вас – намёк на обиду

о чём-то приятном

ещё не вечер – не поздно что-то доделать или поправить

В последние десятилетия цитаты эти в основном не из произведений словесного искусства (за исключением некоторых сатириков), а из кино.

Но наибольшее количество устойчивых выражений вошло в нашу речь из жаргона , даже тюремного (арго)

кинуть на бабки –

совершать наезд – угроза расправы с корыстной целью

из молодёжного жаргона(сленга) :

я приподнялся – неожиданная прибыль, приобретение, подарок

курит в сторонке – явно уступает в чём-то

В одной из разновидностей сленга - так называемом « олбанском языке» также можно найти выражения, тяготеющие к определённой устойчивости: . аффтар, убей себя!/аффтар, выпей йаду! - т.п. Некоторые из этих выражений даже проникают из виртуального мира в действительную разговорную речь молодёжи. Их не так много, если говорить не о словах, а о выражениях, но и «олбанский язык» «подарил» нашему словарю некоторые из своих образцов. Многим известны «в бабруйск, жывотное!», « аффтар жжот нипадеццки»,

« аццкий сотона» - выражающие одобрение или порицание в адрес пользователя Интернет. Сомнительность этого «дара» очевидна из-за малоэстетичности и явной ненужности для устной речи. На наш взгляд, употребление этих сочетаний в живом общении – всего лишь дань скоротечной моде. «Олбанский язык» создан именно для виртуального общения, когда пишущий лишён возможности опираться на невербальные средства общения, чтобы его правильно поняли. Выражения эти сродни смайлику: так же позволяют сделать сообщение лаконичным и понятным, что особенно необходимо при дистанционном общении. Участники разговора начинают понимать, что, раз пошли слова и выражения из «олбанского языка», значит разговор пошёл не очень серьёзный. По наблюдению многих пользователей, увлечение «олбанским» уже прошло свой пик, многие даже заранее ставят условие при общении в группах, на форумах не пользоваться этим языком. Хочется надеяться, что язык виртуального общения оставит только те из находок «олбанского», которые устоят под нажимом времени и естественного отбора. На сегодняшний день это такие излюбленные выражения, как « комменты рулят »(когда комментарии лучше самого текста), « картинки грузятся »(когда пишущий затрудняется привести примеры и конкретные факты), а также аббревиатура И М Х О (имхо - русский "перевод" английской аббревиатуры imho, расшифровывающейся, как "in my humble opinion", т.е. "по моему скромному мнению") – особенно последнее выражение популярно.

Важный признак фразеологизмов – метафоричность, образность. Фразеологизм появляется в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для образно-эмоциональной их характеристики. Образуется фразеологизм в результате метафорического переноса, переосмысления значения свободного словосочетания. Эмоциональность фразеологии – не только назвать предмет или явление, но и выразить определённые чувства и оценки автора.

как всё запущено ! –

картина маслом –

мама, не горюй – очень разноплановый возглас

не в жилу – душевный дискомфорт, не по сердцу что-то

ну, вы, блин, даёте! – возглас изумления

С точки зрения оценочности фразеологизмы бывают с позитивной оценкой (одобрительности, уважения, восхищения) и негативной (ироничность, пренебрежительность) : мама, не горюй – очень разноплановый возглас

пеши есчо – одобрение пишущего

полный абзац ! – выражение одобрительного/досадного восклицания

вынос/взрыв мозга! - одобрительная или отрицательная оценка исходя из обстановки

Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. п. Н.М. Шанский характеризовал их как миниатюрные художественные образы. Им свойственна экспрессивность , которая достигается засчёт метафор, сравнений, эпитетов, окзюморона, гиперболы, литоты и др. средств: в глазах бегущая строка

включать голову - думать хорошенько

грязные технологии – с нарушением закона, морали

грязный бизнес – с нарушением закона, морали

оборотни в погонах – коррумпированные служители порядка

пахать как раб на галерах – усердно , не зная отдыха

порвать как Тузик грелку – расправиться с кем-либо (чаще - угроза)

Фразеологические обороты образуют несколько стилистических пластов. Новые устойчивые сочетания больше тяготеют к разговорным,чем книжным

С точки зрения стилистической (то есть в зависимости от их преимущественного употребления в той или иной сфере общественных людей) выделяются межстиливые книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы.

Межстилевые фразеологические обороты

Межстилевой фразеологический оборот употребляется во всех стилях современного русского литературного языка. Эти фразеологизмы можно назвать нейтральными как с точки зрения стилевой, так и с эмоциональной.

Книжные фразеологические обороты

Книжные фразеологические обороты используются в стиле художественной литературе в публицистике, научных и официально-деловых стилях, например:

Официально деловые и терминологические фразеологизмы обычно нейтральны с точки зрения эмоциональной: Среди книжных фразеологических оборотов выделяются и торжественные, но чаще иронические и шутливые, например:

Разговорные фразеологические обороты

Эти фразеологические обороты обладают ярко выраженной экспрессивностью, чему способствует их метафоричность, например:

Очень яркую эмоционально-экспрессивную окраску шутливости содержат фразеологические обороты каламбурного характера, например

Просторечные фразеологические обороты

Просторечные фразеологические словосочетания имеют более сниженный стилистический характер, чем разговорные, например:

Эта группа фразеологизмов характеризуется ярко выраженной эмоциональностью чаще они имеют отрицательную окраску: неодобрительности, например: ; пренебрежительности, например:

Список литературы:

В.В. Виноградов. .Основные типы лексических значений слова. (Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977.)

Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М., Академия, 2007

Милославский И. Великий, могучий русский язык. – ж. «Наука и жизнь», 2009, №6, - с. 26-31

Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц / А. И. Фёдоров. - 3-е изд., испр. - М.: Астрель: АСТ, 2008.

Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. – М., КомКнига, 2006

Словари

Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. А.И. Молоткова. 4 издание, стер. – М.: Русский язык, 1986

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. 4 изд. стер. – М.: 2006

Интернет-источники

ПРИЛОЖЕНИЕ

С Л О В А Р Ь НОВЫХ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ (Н Е О Ф Р A З Е М)

а мне всё фиолетово/ параллельно/по барабану – безразлично

а счастье было так недолго … - сожаление о чём-то приятном, но кратковременном

агрессивно-послушное большинство – рядовое население

айл би бэк – я вернусь

ананасы в шампанском – пошлое понимание роскоши

асфальтовая болезнь – об алкоголике

аффтар жжот нипадеццки – одобрительная оценка

аффтар, убей себя!/выпей йаду! – негативная оценка пишущего

аццкий сотона – одобрительный возглас

барабан на шею, флаг в руки – призыв принимать инициативу на себя

бежать впереди паровоза –1) торговать на опережение, быть умнее рынка; 2)покупать перед началом роста цен; 3) (перен.) проявлять излишнее рвение в чём-то

белый и пушистый – (ирон.) положительный до слащавости персонаж

бесплатный сыр бывает только в мышеловке – предостережение от обольщения

богатенький Буратино – 1) о состоятельном человеке; 2) о получении

богатые тоже плачут – о проблемах в состоятельной семье

боевой раскрас – 1) безвкусный макияж; 2)внешнее видоизменение с целью оказания психического воздействия на кого-то

бросить кости – лечь

БУ (бывшее в употреблении) - устойчивое сочетание, произносимое часто как аббревиатура

быть в теме – 1) (из арго) быть в деле, в бизнесе; 2) (перен.) правильно ориентироваться в чём-то

в Бабруйск, жывотное! – осуждение пишущего

в глазах бегущая строка – заинтересованность в чем-то, корысть

в лесу родился – тёмный, малокультурный человек

в одном флаконе – всё вместе сразу

в формате… - в пределах установленных форм

в чём фишка? – в чем суть, интерес?

валенком прикинуться - казаться простачком; не понимающим очевидного

Верхняя Вольта с баллистическими ракетами – о позднем СССР и о послеперестроечной России

вешать лапшу/лапшу на уши – обманывать

взять/брать на слабо – играть на самолюбии, честолюбии кого-то

включать голову - думать хорошенько

вопрос, конечно, интересный – восклицание, выражающее желание уйти от ответа

вот где собака порылась – (ирон.) вот в чём истинная причина

вперёд и с песней –1. действуй! 2. замысловатый посыл подальше

всё в шоколаде –1. всё прошло гладко; 2. всё по высшему разряду

всё включено – максимально комфортно,что-то по высшему разряду

всё путём!/пучком/чики-пуки/тип-топ – всё будет хорошо!

всё это ботва – пустяки, не стоит внимания

встреча без галстуков – в непринуждённой обстановке, без официоза

встреча в верхах – встреча на высшем уровне

глюконат железа – сбой в работе техники (компьютера, мобильного телефона)

гнать волну – нагнетать обстановку

гнать пургу – обманывать

голубое/жидкое/сладкое золото – газ, вода, сахар (по типу «чёрное золото»-нефть)

горячие финские парни – (ирон.) о том, от кого не ожидаешь

груз 200 – военный термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших

грязные технологии – с нарушением закона, морали

грязный бизнес – с нарушением закона, морали

губу-то закатай! – не рассчитывай на что-то

гугол тебе в помощь – (комп. жарг.) отсыл к поисковой системе

да ехало оно мне болело – без разницы

да на вас пахать надо! – о человеке, уклоняющемся от обязанностей, от работы, от нагрузки

да пусть идёт лесом – относительно вежливый посыл

давать наколку – 1) (из арго) быть осведомителем воров и др. преступных элементов; 2) (перен.) научить чему-то

давить на массу - спать

дать в бубен/в борщ/ в торец/в табло/в кость/в репу/в пятак/по харизме – расправиться с кем-то

держать под контролем -1. владеть ситуацией ;2. ранее: наблюдать за чистотой советского режима

держаться на плаву – выдерживать испытания, к примеру, трудные условия рынка

дорога в космос – завуалированный посыл подальше

дорога к храму – праведный/истинный путь в жизни

дядя Вася – (прост.) мастер, работяга

ездить по ушам – обманывать

жаба душит/давит – 1) завидовать; 2) жадничать

ждём-с! – (ирон.) ожидание чего-то без особой надежды

живая бумажка – (офисн. жарг.) не ксерокопия

живая шпора - (школьн. жарг.) отличник

жирные коты (финанс.) – (сленг) - финансовая компания, получающая сверхвысокие прибыли благодаря финансированию рисковых операций.

за державу обидно – чувствовать себя оскорблённым в патриотических чувств

забить болт – не обращать внимания

забить стрелку – назначить встречу

закусить трикотажем/курятиной – (ирон.) пить, не имя закуски: нюхая рукав или закуривая

зарплата в конвертах – минуя или сокращая налогооблажение

зачистить проблемы – разрешать проблемы, избавляться от них

зелёный коридор –1. (дипломатич.) – упрощённое таможенное оформление; 2.. перен. свобода в продвижении чего-то

зеркальная болезнь – о полном человеке

злые вы, уйду я от вас – намёк на обиду

и где вы есть? – о невозможности составить достойную конкуренцию

как всё запущено ! – удручающая обстановка, полная безнадежность

как два пальца об асфальт – очень просто

как упоительны в России вечера – о чём-то приятном

картина маслом – 1) то, что красиво; 2) красиво, но плохо, ненадёжно

картинки не грузятся – (жарг. фраз.) - затрудняешься привести пример, подтвердить фактами

кинуть на бабки – вынудить кого-то платить, тратиться

кинуться в обидульки – почувствовать себя оскорблённым

клювом щёлкать – упустить какую-либо возможность