Болезни Военный билет Призыв

Виды аутоагрессии у подростков. Аутоагрессия. Причины саморазрушения личности

Саморазрушение личности – это идеи, эмоции и поведенческие паттерны разрушающего характера направленные на себя. Саморазрушительный паттерн может реализоваться в различных форматах, включая физическое самоповреждение, квалифицируемое как попытки самоубийства, химических зависимостей, расстройствах пищевого спектра; некоторых случаях выбора экстремального спорта, рискованном половом поведении, выборе работы повышенной опасности; поведении, провоцирующим опасность, активном самообвинении и самоунижении.

В психологии, говоря о саморазрушении, используют термин «аутоагрессия» (аутодеструкция) – ауто- и агрессия означают поворот против себя, в английском – «turning against the self». В классификации психологической зашиты относится к вторичным защитам, когда происходит перенаправление отрицательного аффекта с внешнего объекта на себя, вследствие нежелательности проявления вовне.

При анализе соотношения шкал видов по валидным методикам, саморазрушение не коррелирует с другими шкалами, что выделяет феномен среди прочих особенностей агрессии в личностной психологии. Среди личностных типажей оно наиболее свойственно депрессивным и мазохистическим личностям согласно классификации Мак-Вильямс.

Стремление к саморазрушению выделяют в различные классификации:

– по области влияния – телесное, психическое, социальное;

– по характеристикам структуры – идеаторная (идея, мысли);

– аффективное (эмоциональные переживания), поведенческие;

– непосредственные, опосредованные, трансгрессивные (переходящее), расширенные;

– осознанные, неосознанные;

– по динамике – острые, хронические (вялотекущие);

– транзиторные, рецидив, персистирующие (упорные, постоянные), трансформирующиеся, стабильные, прогрессирующие, регрессирующие и прочее.

Разнообразие классификаций объясняется неоднозначностью и расширенностью проявления феномена.

Причины саморазрушения личности

Популярно мнение, что в нормальном психическом состоянии человеку несвойственна склонность к саморазрушению, поскольку она противоречит одному из базовых . Реализации служат чувства боль и , но единой концепции самосохранения в научном сообществе нет. И. Павлов считал, что все рефлексы несут функцию самосохранения. И. Мечников в рамках теории ортобиоза, предполагал, что инстинкт самосохранения с возрастом сменяется инстинктом смерти. К. Лоренц, этолог, исследовавший феномен агрессии так же скептически высказывался о самосохранении как обособленном биологическом концепте.

Несколько иной взгляд был у Фрейда, который считал, что человек достаточно высокоорганизованное существо, чтобы основа его поведения базировалась на одинаковом с прочими животными фундаменте. Он развил теорию Сабины Шпильрейн о стремлении живого организма к возвращению (восстановлению) первичного (неорганического, неживого) состояния – влечению к смерти. Оно определяет склонность к агрессии и саморазрушению, тогда как влечением к жизни определяется самосохранением.

Креативное (либидо) и деструктивное (мортидо) – фундаментальные побуждения, есть основополагающими психического мира. Энергии мортидо называлась деструдо, величиной и активностью которой аналитиками пояснялись практически все деструктивные в поведении человека, а также внешнее агрессивное поведение. Согласно более современной последовательнице Фрейда М. Кляйн, опасность для организма, провоцируемая инстинктом смерти обуславливает чувство тревоги, подкрепляя его объяснение снизить нервное напряжение саморазрушением. Идея была хорошо воспринята русскими психоаналитиками начала века, достаточно положительно воспринимались написавшими предисловие к русскому изданию «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейда, А. Р. Лурией и Л. С. Выготским.

Теоретические модели акцентирующиеся на внешнюю обусловленность возникновения саморазрушения выделяют следующие необходимые компоненты: фрустрированная личность, отрицающая интроекты и подавляющая направленную агрессию, психотравмирующая ситуация и разрушение ожиданий, увеличивающие напряжение. Российский психолог А. Реан в исследовании агрессии подростков предложил понятие «аутоагрессивный личности». В структуре саморазрушающего паттерна личности выделяются субблоки:

– характерологический – саморазрушение положительно коррелирует с , демонстративностью, невротичностью, ;

– самооценочный – саморазрушение снижает и наоборот; интерактивный – связь саморазрушения с неспособностью к и межличностным взаимодействиям;

– социально-перцептивный – саморазрушение тем выше, чем положительнее воспринимаются другие относительно себя.

Как остановить программу саморазрушения человека?

Склонность к саморазрушению является довольно часто встречающимся паттерном поведения у личностей требующих психологической помощи. Поскольку подобное поведение имеет склонность к прогрессированию, а при наличии паттернов, связанных с телесным саморазрушением или включающим мысли об суицидальных или потенциально самоубийственных поступках, несет непосредственный риск для жизни. То, чем раньше человек обратится за помощью, тем больше шансов на восстановление баланса у него будет. Окружению так же следует помнить, что игнорирование саморазрушающего поведения у близкого человека или избегание специализированной помощи, уделяя внимание лишь самолечению, может, в ближайшей или отдалённой перспективе, стоить ему жизни. Распространённый стереотип, гласящий, что «настоящие самоубийцы не заявляют о намерении», берет корни именно в сокрытии или игнорировании эпизодического или систематического саморазрушающего поведения. Исследования суицидологов показывают, что при детальном анализе лишь в 10% завершенных самоубийств в поведении, словах, записях самоубийцы не было найдено ранних указаний на суицидальное намерение и стремление к саморазрушению.

На данном этапе наиболее популярными в терапии саморазрушения являются когнитивно-поведенческая терапия (КБТ) и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ или рациональная терапия). Более глубокую, но подчас и более длительную, проработку обеспечивают психодинамические направления, включая психоанализ.

Как спасти себя от саморазрушения? От саморазрушения к личности приходится преодолеть сложный и, подчас, длительный этап. Хотя чаще всего на себя обращает внимание непосредственное телесные самоповреждения, любые формы могут быть фатальными, так как усугубление или банальная роковая случайность могут наступить в любой момент. Чтобы помочь человеку пройти путь от саморазрушения к саморазвитию психологи разрабатывают различные алгоритмы, позволяющие системно подходить к проблеме.

Саморазрушение – путь к свободе

После публикации, а позже экранизации, культового романа Чака Палланика «Бойцовский клуб» стала популярна цитата «Самосовершенствование – онанизм. Саморазрушение – вот что действительно важно» и концепция саморазвития через разрушение. И хотя в некоторых практиках некоторые элементы подобного поведения действительно используются, не стоит игнорировать, что деструктивное поведение происходит под контролем опытных гуру, включает глубокий философский концепт, да и сам автор наделил подобной философией героя с расстройством личности. В преобладающих случаях подобное поведение может отсрочено привести к фатальным последствиям, и требует терапевтического вмешательства.

Довольно популярной в терапии саморазрушающего поведения является модель ABC разработанная когнитивным терапевтом А. Эллисом.

«А» (англ. activating events) – активаторы, события и ситуации, актуализирующие паттерн поведения,

«В» (англ. beliefs) – верования, убеждения, установки, интерпретация события,

«С» (англ. consequences) – следствия, итог, реализованный паттерн, в данном случае, саморазрушающий.

В варианте поверхностного препятствования С нужно скорректировать непосредственно А. На более эффективном уровне осознать иррациональные В приводящие к С, и заменить на рациональные. В целом, речь о развитии гибкости. «А», «В» и «С» связаны и не могут существовать изолировано.

Арт-терапия включает в себя проективные методики выявления и изменения причины возникновения паттерна. Успешна интегративная терапия арт-методик и психодинамической проработки. Проработка - механизм, инструмент в психоаналитической терапии. Проработка актуализируется аналитиком и заключается в осознании анализантом вытесненной ведущей к саморазрушению и дальнейшей реконструкции выявленной цепочки последовательности психических процессов.

Проработка актуализируется на сеансе и продолжается после него на сознательном и бессознательном уровнях, как постепенная перестройка внутрипсихических звеньев. Здесь отличие от идеи отыгрывания симптома (), и от идеи (мгновенного озарения и решения через осознание). Допускается быстрое исчезновение паттерна саморазрушения, но остается тенденция к возврату саморазрушающего поведения, в модифицированном или прежнем виде, потому «понять проблему=решить» не эффективна в перспективе. Именно эта проблема технически и решается при помощи проработки. Для наиболее эффективной терапии следует обратиться к специалисту.

А утоагрессия - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в . А одним из самых распространенных видов аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях.

Специалист по работе с Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой : их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие, что по статистике становится распространенной причиной агрессивного поведения школьников. Также часто такие пациенты упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обес ценивать себя и свои чувства. Такое поведение является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями.

В целом можно сказать, что аутоагрессия, как форма проявления и молодых людей свойственна эмоционально неуравновешенным людям - например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Агрессивное поведение школьников: как проявляется аутоагрессия

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Надо сказать, агрессивное поведение школьников, в частности, аутоагрессия, имеет открытый характер. Школьники, которые совершили некое аутоагрессивное действие, как правило, осознают (не скрывая этого), что они вовсе не планировали умирать. Они просто хотели вызвать чей-то интерес или даже кого-то наказать. Часто они просто используют такой способ с целью заглушить эмоциональные переживания посредством физической боли.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть... Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых?!»

«Это случилось, когда мне было 15 лет... Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас все уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Теперь у меня на руках уродливые шрамы и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова...»

Некоторые подростки бравируют своими порезами, но большинство из них не спешат признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются один на один со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс-ауто агрессия». Зачастую это один из признаков агрессивного поведения школьников.

В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась - потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены или еще как-то причинить себе вред. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Наверное, со стороны это выглядело ужасно».

Как помочь при аутоагрессии в соответствии с критериями работы с агрессивным поведением школьников

«Я молодой педагог. Однажды на уроке семиклассник, узнав о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие дети смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что мальчик, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях…»

Надо сказать, госпитализация при аутоагрессии, как одной из форм проявления агрессивного поведения школьников, не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. При агрессивном поведении школьников требуется не в осуждение и высмеивание, а понимание и помощь. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь к старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась канцелярским ножом! Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы - и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил. Тогда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Я тогда ходила к школьному психологу, она заметила забинтованную руку, и я рассказала ей, что произошло. Тогда я чуть не разочаровалась в психологах! Она сказала, что нельзя так поступать “из-за какой-то ерунды”. Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно. Потом родители отвели меня к другому психологу, потому что я все время плакала. Другой психолог смогла меня понять. Она не осуждала меня, а говорила: “Тебе было так обидно и больно из-за этого парня, что ты не смогла с этим справиться”, “Это очень грустно, когда прерываются отношения с любимым человеком”, “Как жаль, что ты выбрала такой жесткий по отношению к себе способ”, “Давай подумаем, как можно было этого избежать, как еще можно было отреагировать”, “Я вижу перед собой хорошую, славную девушку, которая способна на сильные чувства и которой трудно бывает с ними справляться”, “Я хочу, чтобы ты увидела, сколько в тебе есть хорошего и сильного, чтобы ты научилась справляться с собой в такие моменты!”, “Я хочу тебе помочь и предлагаю свои консультации. Давай будем учиться переживать трудные чувства, будем искать путь”. Это было совсем другое дело. А не так: “Из-за какой-то ерунды”!

Я ходила на консультации к психологу, а потом еще на специальные групповые занятия (тренинги), где мы играли, делали упражнения и обсуждали разные эмоции. Я увидела, что не одинока, многому научилась, стала спокойнее. Я действительно больше не наносила себе повреждений и стала относиться к себе намного лучше».

Надо сказать, что некоторые подростки умеют справляться с проблемой аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников, самостоятельно, в результате чего постоянные порезы или иные травмы прекращаются. Однако на фоне каких-либо эмоциональных переживаний подросток в некоторых случаях продолжает процесс саморазрушения. К примеру, он совершает рискованные поступки, употребляет психотропные вещества, а в крайних случаях - совершает попытки суицида. В таком случае педагогам и родителям важно понимать, что при общении с такими подростками нужно пользоваться рекомендациями, сформулированными в памятке, которая следует далее.

Памятка для педагогов и родителей при агрессивном поведении школьников: как общаться с аутоагрессивным подростком

  • Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.
  • Попытайтесь донести до подростка, что вы искренне беспокоитесь о нем, однако не делайте попыток усомниться в его психической полноценности.
  • Не стыдите школьника и не ругайте за его поведение, как правило, это вызывает реакцию протеста.
  • Выскажите желание помочь, выслушайте и поймите проблемы этого школьника.
  • Поинтересуйтесь, имеет ли он представление о том, как решить эти проблемы, а затем поделитесь своими мыслями по поводу решения и предложите помощь.
  • Поясните, что агрессивное поведение школьников - саморазрушающее, однако его возможно победить, преодолев свою печаль или гнев.
  • Акцентируйте внимание школьника на его достоинствах и сильные качествах.
  • Посоветуйте подростку воспользоваться анонимной психологической помощью (иногда можно самостоятельно организовать такую встречу в безопасной для школьника обстановке).
  • В случае, когда подросток совершает некие аутоагрессивные действия непосредственно в вашем присутствии, трезво оцените риск этих действий для его здоровья и жизни.
  • Помните, что не нужно поддаваться на шантаж, поскольку зачастую с помощью аутоагрессивных действий школьник может пытаться получить какую-то выгоду для себя. Мягко ответьте ему отказом и призывайте к прекращению такого поведения.
  • В случае, если ситуация складывается опасно, постарайтесь спокойно, но твердо убедить подростка прекратить аутоагрессивные действия (или обратитесь за помощью).
  • В случае, если действия носят явно демонстративный и неопасный характер, спокойно игнорируйте подростка. Однако помните, что характер поведения может меняться и повлечь риск.
  • Также помните, что школьники часто эмоционально реагируют на различные ситуации и могут нуждаться в чутком поддерживающем отношении.

797 2018-06-03

Аутоагрессия (ауто- + лат. aggressio приступ, нападение) - очень многозначное понятие, чаще всего проявляющееся в саморазрушении, наказании себя как морально, так и физически, вымещении на себе или окружающих злости, обиды, ненависти. Часто в основе этого явления скрываются гнев и нелюбовь к себе, которые служат триггером к аутоагрессии. Аутоагрессия деструктивна, она направлена не на ликвидацию причины стрессовой ситуации, а на уничтожение страдающего в стрессовой ситуации человека.

Встревоженный мозг прекращает выработку эндорфинов (гормонов счастья). Биохимия мозга изменяется, в кровь человека поступают гормоны стресса, которые побуждают его к действию, к агрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики — когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя.

Аутоагрессия как привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом.

Проблема аутоагрессии, агрессивного, жестокого, самодеструктивного поведения человека в социуме является на данный момент острой и актуальной, обсуждаемой и в средствах массовой информации в виду участившихся случаев аутоагрессии, неоправданных жестоких убийств, антисоциального, аморального поведения людей в обществе. На первый план выходит социальная значимость проблемы.

Причины возникновения аутоагрессии

  1. Запреты. Аутоагрессивные действия свойственны малышам 3-4 лет, болезненно реагирующие на родительское «нельзя», закатывающие истерики с битьем руками, ногами, головой об пол или твердые предметы.
  2. Недостаток любви, заботы. Ребёнок решает, что не нужен родителям, ищет причину в собственном «плохом поведении» и наказывает себя, одновременно привлекая внимание близких, вызывая жалость. Ошибки воспитания частая причина аутоагрессии.
  3. Унижения. Жестокое обращение с детьми дома и в школе, насмешки, невнимание к насущным проблемам почти гарантированно приводят к саморазрушительному поведению.
  4. Конфликты. Трудности в установлении контакта со сверстниками заставляют искать и наказывать «виноватого» — самого себя, могут стать причиной суицида. Подростковые «группы смерти» существенно повышают риски.
  5. Социальная терпимость к саморазрушению. Считается приемлемым употребление спиртного в качестве успокоительного. Алкоголь усиливает депрессию, становится и следствием, и причиной аутоагрессии.

Дезадаптация представляет собой нарушение способности адекватного приспособления (познавания и взаимодействия) с окружающей средой, конфликт внутриличностных потребностей, установок и условий, «запросов» внешней реальности. Невозможность человеком социализироваться и интегрироваться в общество, неуспешность межличностного взаимодействия, характеризующиеся особенностями восприятия других людей, проблемы с половой идентичностью, могут приводить к ярким и негативным действиям деструктивного характера, например, к суициду. С помощью аутоагрессии человек справляется с чувством вины. Он наказывает себя, а понеся наказание, испытывает временное облегчение. Вина — один из самых частых источников саморазрушительного поведения. Чувство вины может появляться как следствие чужих манипуляций, например, родители часто прививают детям чувство вины, ведь так ими легче управлять. Также в семье могли подавлять эмоции , запрещать выражать недовольство или вообще обсуждать взаимоотношения, негативные эмоции, тогда вероятнее всего проявятся периодические вспышки аутоагрессивного поведения.

Американский исследователь Э. Шнейдман на основе существующих в психологии, клинической психологии представлений об отклоняющемся поведении определяет аутоагрресивное поведение как «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью ».

Аутоагрессия человека включает в себя различные виды социальных патологий, проблемы расстройствами и агрессивным поведением. В аутоагрессивном поведении человека в первую очередь раскрываются такие мотивы действия как во зло себе и во зло другим, совершение жестоких действий на грани психопатии по отношению к окружающим его людям. Отсутствие внешнего объекта, на который может быть направлена разрушительность, в конечном счёте, может привести к суициду. Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально — признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу.

Очень часто истоки саморазрушительного поведения следует искать в психотравмах, полученных в раннем возрасте. Насилие в детстве моральное и физическое может привести к смещениям в психике. Ненависть к себе может вызвать у ребёнка постоянное сравнение родителями своего ребёнка с чужими, либо, когда родители постоянно говорят ему, что лучше бы его и не рожали. Изляшняя авторитарность родителей, стремление их подавлять ребёнка - прямой путь ребёнка к аутоагрессии. Нет плохих эмоций и чувств — гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

У детей и подростков признаки аутоагрессии проявляются в виде аутизма , отклонений в развитии, замкнутости, в конфликтах со сверстниками, фанатичном отношении к кумирам, в увлечении экстремальным спортом , суицидальных настроениях. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Они могут бессознательно таким образом требовать к себе жалости или внимания.

Классическими проявлениями аутоагрессии являются:

  • неосознанная склонность к рискованному поведению (например, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отказ от привычки смотреть налево перед тем, как переходить дорогу, агрессивное вождение машины, рискованный секс , тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни), деструктивные привычки (расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей). Как неявное саморазрушение - сомнительные способы «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга , нездоровых диет;
  • осознанное (суицидальные попытки) аутоагрессивное поведение, которое так же включает нанесение себе повреждений различной тяжести, вынуждение реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Самоубийство — совершается обдуманно, в состоянии аффекта (в состоянии эмоционального всплеска) или в форме шантажа (попытке решить свои проблемы чужими руками). Имитируя самоубийство, нанося себе телесные повреждения, пациент пытается сформировать у окружающих чувство вины, мотивируя их на угодные ему действия.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • Намеренный отказ от еды и пищи (нервная анорексия );
  • Нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, синяки );
  • Целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • Суицидальные попытки;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • Жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь»);
  • Мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).

Самообвинения, надуманные страдания, нездоровая застенчивость, чувство долга, ревность, хроническая обида - проявления моральной аутоагрессии.

С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение —поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках — тоже является примером аутоагрессивного поведения. Аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда.

Бывает, что аутоагрессия не выражается ни в каких действиях, но проявляется в психосоматике. Человек не выпускает наружу негативные эмоции, накапливает латентный стресс и получает самое настоящее заболевание. Чаще всего это болезни сердечно-сосудистой системы (например, гипертония ) или желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы, эзофагит).

Психосоматозы, провоцируемые аутоагресией:

Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии

Психопатия (аномалия развития личности) - следствие врождённых биохимических, органических и функциональных нарушений ЦНС. Пациент тревожен, он проявляет агрессию в любой её форме. Мазохизм (физический, моральный), запойный алкоголизм, стойкий комплекс неполноценности — симптомы болезней ЦНС.

Известный американский психиатр Карл Меннингер считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Когда человек режет себе только руку или ногу, но при этом остаётся жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться. Если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, «зажимы», человек вряд ли сможет самостоятельно их «вытащить» и безопасно с ней поработать.

Лечение и профилактика аутоагрессии

  • Исключить (выявить) патологию ЦНС (МРТ головного мозга, консультация эпилептолога, невролога)
  • Выявить причины аномального поведения, плохого настроения, научиться справляться с психотравмирующей ситуацией (консультация врача — психотерапевта)
  • Медикаментозное лечение (ноотропные, психотропные средства по назначению врача)
  • Витоминотерапия
  • Спорт
  • Аутогенная тренировка

Агрессивную энергию человек может перенаправлять в творчество, это часто очень помогает восстановиться. Потому что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других), противопоставляется принятие и любовь.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией может быть использована техника навязанного симптома. Например, человек, который наносит себе порезы, должен каждый день раздеваться, вставать перед зеркалом и прикасаться лезвием к тому месту, где он хочет нанести порез. Если он не может противостоять этому желанию, то у него есть ровно пять минут, чтобы нанести себе порезы. По истечении этого времени он должен закончить и ждать следующего дня, чтобы снова всё повторить. Таким образом, человек, во-первых, смотрит на себя со стороны в момент нанесения порезов, а, во-вторых, когда у него есть пять минут, то удовольствие от причинения себе боли разрушается — уже не симптом контролирует человека, а человек — симптом.

Не справляетесь со своими чувствами - обратитесь к врачам-профессионалам. Избавьтесь от своей проблемы, но не от себя. Действуя, вы вернёте себе хорошее настроение и радость жизни.

Если аутоагрессия свойственна кому-то из близких, не игнорируйте тревожные звоночки. Проявляйте заботу, интересуйтесь, вникайте. Помните, любовь в самом буквальном смысле способна лечить и спасать жизни. Обязательно уделяйте время детям, родственникам, семье, друзьям. Выслушайте, успокойте и поддержите.

Аутоагрессия у ребенка

Вещи, которые гарантированно приведут к аутоагрессии:

  • Физические наказания (насилие, побои, указы стоять на крупе в углу и пр.);
  • Приказы «придумать себе самому наказание» («Ты получил плохую оценку, теперь придумай, в чем я могу тебя ограничить, чтобы ты задумался над своим поведением»);
  • Ментальное угнетение ребенка («Ты учишься хуже, чем твой одноклассник Саша, ты глупее, чем дочь моей знакомой, ты слишком толстый, чтобы съесть пирожное»);
  • Унижение и насмешки над чадом (даже «добрые»);
  • Игнорирование проблем малыша, связанных с социальной адаптацией и коммуникативными способностями;
  • Отсутствие проявления нежности и заботы с вашей стороны (особенно во время приступов);
  • Предоставление ребенка самому себе («Если ты сейчас же не пойдешь за мной, я уйду!», «Решай свои проблемы сам»);
  • Активная защита оппонента в уличных или школьных конфликтах («Ты сам спровоцировал ссору! Женя ни в чем не виноват!»).

Если проблема наблюдается у вашего ребенка, помогите ему следующими способами:

  • Не допытывайте у малыша о том, что произошло. Действуйте по принципу обратной связи, говорите утвердительно «Тебе больно, обидно, ты гневаешься». Рано или поздно, чадо даст вам положительный ответ, и уж тогда вы сможете детально разобраться в его психологической травме;
  • Ни в коем случае не говорите «Ничего не произошло, тебе не больно». Ребенок может подумать, что авторитетный человек в вашем лице считает его проблему несущественной. А раз он воспринимает ее так тонко, значит он плохой, неугодный, странный;
  • Порисуйте с ребенком, но не совсем стандартные картины. Извозите ладони в гуаши и делайте руками «каляки-маляки» на листе ватмана;
  • Не стесняйтесь проявлять нежность, успокаивайте ребенка, чаще обнимайте и целуйте его;
  • В любом стороннем конфликте малыша ищите конструктивное решение, а не виноватых.

Берегите себя и будьте здоровы!

Аутоагрессия – это психически-подсознательное состояние, принуждающее индивидуума причинять вред и направлять агрессивные посылы на себя, о чем наглядно говорит название. Аутоагрессия направлена либо внутрь своего я, либо на некие физические посылы и на тело, принадлежащее страдающему данным состоянием человеку. Он может не есть, чтобы наказать себя или еще подвергаться неким лишениям. Такая аутоагрессия может иметь ауторазрушительные тенденции. Данное аутоагрессивное состояние опасно в своем всяческом проявлении, оно приводит к серьезным опасностям, а нередко даже суицидальным тенденциям.

Формируется аутоагрессия обычно из-за сильных импульсов морбидо. Смертельные тенденции несут в себе всегда серьезный посыл и последствия, которые нелегко предотвратить.

Что такое аутоагрессия

В привычном понимании, выражение агрессии – это действия, которые присущи мужскому полу и приписываются тестостероновому всплеску. Агрессия – это достаточно распространённый вид выражения эмоций, который был присущ как самым древним нашим пращурам, как и всем животным. Проявления агрессии несут очень важную роль в выживании вида, и роль ее не ограничивается защитой и нападением. В животном мире агрессия повсюду, она в малейших вещах, в поведенческих инстинктах, она выработана, как многовековой механизм защиты.

Нельзя сказать, что в человеческом мире это уже не актуально. Очевидно, что проявлении агрессии все также важны, просто она уже гораздо реже бывает на физическом уровне, она все чаще словесная. И служит скорее для скидывания негативных эмоций и споров. Нельзя забывать спортивную агрессию, которая не может не разжигать интерес общества.

Таким образом агрессивность – это очень природное понятие, которое в определенной мере присуще каждому, поскольку является одним из важнейших механизмов защиты как психики, так и тела. Но это не отменяет негатива, который она нередко может приносить, особенно если индивид не способен себя обуздать.

При этом с аутоагрессией, которая очень созвучна, дела обстоят совершенно иначе. Чтобы понять, насколько сильное это отклонение, нужно вернуться к нормальной психике индивидуума. Психика каждого нормального, да и в целом любого индивида имеет сферы, которые четко разделяются. Все отклонения также рассматриваются в разрезе той или иной психической сферы. Базовой сферой работы сознания и подсознания является эффекторно-волевая сфера. Именно она отвечает за волю и инстинкты. Каждому понятно, насколько важно иметь эту часть психики в норме.

Из самых важных базовых инстинктов можно выделить инстинкт продолжения рода, пищевой и инстинкт самосохранения. Последний несомненно является базовым и на нем основаны все остальные инстинкты, соответственно при его расстройстве также изменения происходят и во всех остальных инстинктах.

Уже стало очевидно, что аутоагрессия является именно проявлением инстинкта самосохранения и нет смысла рассуждать насколько это патологично. Важно то, что индивид с таким нарушением нередко просто не жилец. Аутоагрессия всегда является проявлением суицидальных тенденций. И они могут быть очень разнообразны, зависимо от психических проявлений и самой проблемы, которая спровоцировала такое.

Аутоагрессия у ребенка может быть сигналом очень серьезного расстройства психики. Аутоагрессия у подростка часто несет демонстративный характер, но и в таких случаях возможно, что подросток заиграется и доведет исход до летального. Аутоагрессия у взрослых часто несет какое-то послание к обществу и может являться «криком души».

Разновидностей аутоагрессии множество, и она нередко тщательно маскируется подсознанием и выглядит, как нечто безобидное. Не всегда данное нарушение проявляется в активных действиях или попытках нанести себе явный урон и самобичевании. Аутоагрессия иногда может маскироваться под маской – заболевании, при котором у индивида разлаживается пищевой инстинкт. Но эти проблемы могут сигнализировать именно об этом нарушении.

Причины аутоагрессии

Есть несколько пунктов, которые важно рассмотреть, говоря о причинах аутоагрессии. Никогда нельзя исключить при такой клинике психиатрическую патологию. Аутоагрессия присуща пациентам с депрессией, причем она может иметь разные проявления. При депрессии инстинкт самосохранения снижен и из-за идей самоунижения и самообвинения индивид нередко пытается свести счеты с собой. При видны явные активные суицидальные тенденции. Также аутоагрессия может проявляться в момент меланхолического раптуса, как одного из проявлений депрессии. При этом индивидуум ажитируется и может наносить себе страшные аутоагрессивные самоповреждения. При также могут иметь место аутоагрессивные тенденции.

Аутоагрессия у подростков часто может сигнализировать начало агрессивной подростковой тяжелой формы шизофрении, юношеской шизофрении. Также такие проявление возможны при гебефренической шизофрении.

Аутоагрессия у взрослых нередко имеет место при неврозах, а также патологиях, спровоцированных . Например, при реактивной депрессии, ПТСРе и неврастении. Королева неврозов – , также может иметь в своей структуре аутоагрессию, но это скорее демонстративные попытки.

Очень многие психологи в разных направлениях работали над аутоагрессией из-за того, что она нарушает главное для индивида – его жизнь. С точки зрения психоанализа аутоагрессия, как и многие другие разрушительные тенденции считаются подсознательными. Но нельзя сказать, что это состояние столь противоречиво, первично и глубинно в подсознание человека заложено всего две тенденции и это либидо и морбидо. И если либидо – это тенденция к жизни, то морбидо – к смерти. Внутренне в индивидууме идет борьба между этими противоположными вещами. Соответственно если на подсознательном уровне морбидо по какой-то причине побеждает, то будут формироваться аутоагрессивные тенденции. Морбидо может направляться и на внешний объект, но если механизмы психической защиты не позволяют выплеснуть эту агрессию, то происходит замыкание этой агрессии на себе.

Также имеется еще множество интересных торий возникновения аутоагрессии. Аутоагрессия у ребенка формируется вследствие жесткого воспитания, а также заниженной самооценки. Имеется теория системы для возникновения аутоагрессии. Индивид должен быть фрустрированным, то есть подавлять свою агрессию, вытеснять ее. Такое возрастание внутренней агрессии возможно при внутреннем конфликте, который может провоцироваться любой жизненной ситуацией, которая по какой-то причине более значима для индивидуума нежели остальные. Также важно наличие некоторой психотравмы, в которой и начали формироваться неадекватные паттерны поведения. Это связано с внутренним конфликтом напрямую и по сути влияет на силу реагирования и проявления таких тенденций. После этого появляется обратная связь, своего рода ответ психики после длительного воздержания и замкнутости, который сильно варьирует по силе, зависимо от структуры личностного типа.

Аутоагрессия может проявляется из-за неправильной или полного отсутствия социализации. Это приводит к непринятию индивидуумом себя и к усилению аутоагрессивных тенденций.

Симптомы аутоагрессии

Аутоагрессия проявляется пассивно и активно. Пассивное аутоагрессивное поведение – это, например, отказ от еды или от воды. Наркомания также может быть примером аутоагрессивного поведения. Также индивидуум может подталкивать себя к ситуациям, в которых возможно попадание в опасную обстановку. Аутоагрессивное поведение в активном проявлении может приводить к нанесению урона самому себе, желанию покончить с собой. Иногда это заканчивается синяками, порезами, некоторые попадают в автокатастрофы, намеренно гуляя по опасным трассам.

Некоторые даже доходят до мелких самоповреждений: начинают грызть ногти, сдирать корочки с ран, принимать какие-то вредные вещества, не спать и не ходить к доктору. Курение также приписывается к аутоагрессивным тенденциям.

Иногда клиника может быть демонстративна, особенно если этот симптом в структуре истерии. Иногда аутоагрессия в принципе находится в структуре личности, при этом индивидуум совершенно легко обвиняет себя во всем. Иногда индивид стремится драть себе кожу, сдирать прыщи и портить себе внешность. При этом все эти желания бессознательны, их индивидуум не осознает и не ощущает. Но аутоагрессивные импульсы обычно очень разрушительны и приводят к бесконечному страданию.

Структура аутоагрессивной личности состоит из мини частей. Характерологической блок имеет некоторые особенности, они заложены в самой личностной структуре. Особенная склонность у таких индивидуумов к педантичности, то есть излишне тщательной проверке всего вокруг и желании привести все вокруг к определенным своим идеальным представлениям. Очень часто в такой структуре также имеется интравертированность и демонстративность, хотя редко в пропорциональном сочетании. Как глубинная структура, она скорее депрессивная, но не психотическая, а невротическая.

Самооценочные характеристики очень важны в структуре формирования аутоагрессивных тенденций. Аутоагрессия формируется при сниженной самооценке, которая распространяется даже на личностные когнитивные способности. А также влияет на самооценку тела, способностей, самостоятельности, автономности поведения и деятельности. Связь социализации также учитывается при аутоагрессии, поскольку неуспешная интеграция и нарушение межличностного взаимодействия сильно влияет на структуру поведения. Аутоагрессия обычно сопровождается застенчивостью и невозможностью внедрятся в какие бы то не было компании.

Социальные качества также страдают при высоком уровне аутоагрессии. Другие индивиды для аутоагрессора воспринимаются более враждебными. Но при этом значимость других для такой персоны гораздо выше. Саморазрушительное поведение не коррелирует с агрессивностью.

Аутоагрессия разделяется на разные типы:

Психологическая вызывает у индивида саморазрушительные мысли.

Физическая проявляется в явных агрессивных тенденциях к самому себе.

Социальная аутоагрессия проявляется в полном затворничестве.

Духовная аутоагрессия проявляется в самообвинении.

По структуре аутоагрессия также бывает разной и отличается уровнями проявления, от идеаторного, на уровне мыслей, до аффективного, который проявляется эмоциональными расстройствами.

Темп формирования аутоагрессивного поведения может быть разным, иногда это острое течение, при котором происходит резкий всплеск аутоагрессии после некой психотравмы. Также может быть подострое, которое относительно более постепенное. При хроническом течении персона постепенно приходит к аутоагрессивным тенденциям, длительное время занимаясь самоедством.

Лечение аутоагресии

Аутоагрессия у ребенка требует максимально лояльных подходов от родителей. Воспитание должно сводиться к попыткам мягко поддержать ребенка и снизить его уровень тревожности. Можно применять очень легкие седатики или разные сопутствующие препараты при наличии разного рода дополнительных проблем, свойственных аутоагрессивным индивидуумам.

Аутоагрессия у подростков обычно требует большего количества усилий, не только со стороны родителей, но и ребенка. Лучше всего занять его в приятном для него кругу, он должен найти себе деятельность, в которой он будет востребован и заинтересован.

Аутоагрессия у взрослых может сильно отличаться зависимо от наличия или отсутствия неких сопутствующих психических проблем. Если это мелкое самоедство, то достаточно будет работы с психологом и поддержки семьи и коллег. Иногда мы сами упускаем то, что общение с «токсичными» персонами делает нас аутоагрессивными. Поэтому иногда стоит просто оглядеться и рассеять неприятных и неприветливых людей, которые легко могут незаметно для вас унижать и опускать самооценку.

Не стоит отказываться от медикаментов, если подобного рода мысли в структуре невроза, имеет смысл использовать транквилизирующие средства: Гидазепам, Бифрен, Ноофен, Ксанакс. При бессоннице невротического генеза стоит обратится к природе: мята, ромашка, мелисса, зверобой, липа и многие другие сочетания также помогут расслабиться и уснуть. Иногда на время стоит поменять род деятельности, что очень разгрузит перенапряженную психику.

Если аутоагрессивные и суицидальные повадки появляются у шизофреника или шизоидного индивидуума, то не обойтись без нейролептической терапии. Особенно это актуально для обострения шизофрении. Подходят нейролептики разных поколений и подбираются зависимо от сопутствующей симптоматики: Азалептол, Рисполепт, Солерон, Солекс, Азапин, Аминазин, Риспаксол, Кветерон. У депрессивных пациентов применяется: Амитриптилин, Флуоксетин, Сертралин, Пароксетин.

Аутоагрессия также снижается при любых занятиях, занятии спортом или активным отдыхом. Также простые упражнения с написанием своих плюсов или чего-то такого также помогают. Все, что помогает отвлечь, может позволить расслабится или переключится, всегда избавляет от излишнего обдумывания и самоукоризненных мыслей.

Профилактика аутоагрессии

Аутоагрессия у ребенка профилактируется при верном воспитании, даже если ребенок меланхоличен и излишне застенчив, то при поддерживающих методах воспитания возможно избежать усугубления этик качеств и способствовать воспитанию психологически полноценного индивида. При этом важно все спокойно объяснять, давать легкую поддержку, не критиковать, особенно без повода, развивать и приводить понятные ребенку примеры во всем. Главное самому не быть аутоагрессивным и не принижать себя, дети это чувствуют и перенимают от родителей.

Аутоагрессия у подростков может профилактироваться при нормальных дружеских отношениях с одногодками, а также при нормальной семейной атмосфере.

Аутоагрессия у взрослых может снизиться при нормальных комфортных жизненных условиях и адекватной работе.

Самые банальные профилактические методики заключаются в нескольких простых советах. Нужно избежать негативных мыслей или банально переключаться каким-то образом. Иногда самоунизительные и самообвинительные мысли очень сильно въедаются в голову. Но все негативные установки можно перебороть, главное иметь почву уверенности под собой и поддержку.

Аутоагрессивные убеждения важно отслеживать и избегать самоугрызений, поскольку они очень колки и занижают психическую самооценку. Иногда очень важно даже обратится к специалисту, если к самоагрессии есть природная склонность. Важно, отследив такие мысли, стараться найти их корни и разобраться почему же это сформировалось, это часто помогает избегать последующих подобных загрузок.

Жизненные позиции должны быть близки к структуре личности. Ненавистная работа, неурядицы вокруг — сильно толкают к угнетенности. Важно избегать подсознательной борьбы, поскольку это не принесет успешности в жизни, а лишь будет истощать морально и эмоционально, высасывая силы с более важного.

Выбор, который делается по жизни, по поводу малейших вещей, сильно влияет на психическое состояние, именно поэтому он должен быть осознанным и сделанным самой личностью, поскольку иначе это воспринимается как навязанное и гнетёт. Откладывание также вызывает аутоагрессивные тенденции, его стоит избегать. Погоня за чем-то недостижимо идеальным также легко истощает и снижает оценку себя, поэтому важно реально оценивать свои возможности.

– форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся враждебными действиями, направленными на себя. Возникает в ситуациях переноса агрессии с внешнего социально либо физически недоступного объекта. Проявляется на ментальном уровне – самообвинением, самоуничижением, навязчивыми мыслями, и на уровне действий – причинением физического вреда напрямую и косвенно (порезы, суицидальные попытки, пирсинг, анорексия). Методы диагностики аутоагресии – беседа с психиатром, психологическое исследование эмоционально-личностной сферы. Специфическое лечение включает когнитивно-бихевиоральную и групповую психотерапию.

Диагностика

Необходимость профессиональной диагностики возникает при тяжелых вариантах аутоагрессивного поведения – алкоголизме, наркомании, анорексии , булимии , суицидальном поведении, самоповреждении. Исследование проводится врачом-психиатром , психотерапевтом , психологом , направлено на выявление аутоагрессии и ее причин. Используются следующие методы:

  • Клинико-анамнестический. Врач выслушивает жалобы, уточняет выраженность и продолжительность симптомов, наличие стрессовых факторов, сопутствующих соматических и психических заболеваний. Вопросы ориентированы на определение особенностей отношений в семье, на работе, обнаружение психологических травм.
  • Опросники. Применяются вопросы для изучения эмоционально-личностных особенностей и узкоспецифические тесты, выявляющие аутоагрессивные тенденции. Набор диагностических методик определяется психологом индивидуально, может включать MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник и его модификации СМИЛ, ММИЛ, мини-мульт), опросник Айзенка, методику диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки.
  • Проективные тесты. Рисуночные и интерпретационные методики используются дополнительно к опросникам, выявляют подсознательную аутоагрессию. Проводится Фрустрационный тест С. Розенцвейга, Тематический апперцептивный тест, пациента просят выполнить Рисунок человека, несуществующего животного.

Лечение аутоагрессии

При аутоагрессивном поведении важен индивидуальный подход при подборе методов лечения. Учитываются механизмы развития расстройства, личностные особенности пациента. Этиотропное направление реализуется различными методами психотерапии , для устранения выраженных дезадаптивных симптомов используются лекарственные препараты. В общую схему лечения включены:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия . Сеансы нацелены на осознание и изменение негативных установок по отношению к самому себе, проявляющихся заниженной самооценкой, комплексом вины, сверхответственностью, неуверенностью и реализующихся через аутоагрессию. На втором этапе повышается уровень самоконтроля, деструктивное поведение заменяется продуктивным – апробируются техники открытого, но безопасного проявления агрессии вовне.
  • Групповые тренинги . В условиях межличностной коммуникации пациенты осваивают навыки компромиссного разрешения конфликтов, безопасного выражения чувств и желаний, отстаивания своей позиции. Через реакции участников тренинга происходит обратная связь, дающая представление об эффективности поведения.
  • . При выраженной аутоагрессии, представляющей опасность для здоровья и жизни пациента, используются лекарства. Врач-психиатр назначает препараты, ориентируясь на доминирующую симптоматику. Могут применяться антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется индивидуально, зависит от формы расстройства, своевременности диагностики и лечения, мотивации пациента к выздоровлению. Профилактика основана на развитии социальных навыков и повышении стрессоустойчивости. Риск аутоагрессии снижается при умении открыто и корректно выражать свои чувства, отстаивать собственное мнение. В ситуации невозможности демонстрации негативных чувств – гнева, злости, агрессии – важно уметь переносить их во времени и перенаправлять на другой объект во внешнем пространстве. Пример: посещать занятия спортом (боксом, борьбой) после рабочего дня. Необходимо научиться анализировать ситуации социального взаимодействия, которые вызывают внутреннюю напряженность, находить время для развлечений, отдыха, занятий творчеством или другим любимым делом.