Болезни Военный билет Призыв

Психологические тесты на определение самооценки. Самооценка: Психологический тест на определение уровня самооценки. I. Межличностные отношения, общение

Возможность провести опрос в Инстаграме появилась совсем недавно, но уже сегодня активно используются. В этом посте мы разберёмся, как сделать опрос, посмотреть кто и за какой вариант проголосовал, а также попытаемся выяснить, как можно использовать опросы для более эффективного .

Как сделать опрос в Инстаграме в истории?

При составлении вопроса, учитывайте, что в сущности возможны только два варианта ответа — «Да» или «Нет», «Чёрное» или «Белое», «ВК» или «Инстаграм» (to be or not to be 😄). Поэтому, с учётом того, что история показывается на экране пользователя считанные секунды, вопрос должен быть максимально коротким , подразумевающий быстрый, однозначный ответ.

Вопросы типа, «как пессимизм и иррационализм Шопенгауэра повлияли на развитие экзистенциализма» — задавать не нужно. Лучшими вариантом будет: «Нравится — не нравится», «используете или нет» и прочие.

Итак, приступим к созданию опроса.

Шаг 1. Добавляем изображение в сторис. Добавляйте такое изображение, которое максимально близко к теме опроса. Это может быть товар, ваша фотография или любая тематическая картинка.

Шаг 2. Выбираем добавление элемента. Квадратный смайлик с одним подогнутым краем вверху страницы.

Шаг 3. В открывшемся окне жмём «Опрос».

Шаг 4. Пишем сам вопрос. Лучше продуйте серию вопросов на неделю или на месяц вперёд, и так же включите их в свой .

Здесь же, можно отредактировать варианты ответа, чтобы заменить стандартные «Да» и «Нет».

Шаг 5. Для быстрой навигации добавляем свой фирменный хэштег, жмём «Далее» и делаем историю, видимой для всех.

Опросы можно использовать и при запуске .

Ведём пальцем вверх для просмотра детальной статистики. Здесь мы можем посмотреть:

  • общее количество просмотров;
  • количество голосов за каждый вариант;
  • все, кто проголосовал;
  • напротив каждого поучаствовашвего в опросе — выбранный им вариант.

Как использовать для продвижения?

Одна из важнейших функций опросов — это вовлечение пользователей в жизнь аккаунта. Выбирая предложенный вариант ответа, подписчики реагируют на вопрос и на картинку, а также запоминают вас, что очень полезно для повышения охвата.

Кроме того, опрос в Инстаграме — это отличная возможность получить обратную связь. Но вопрос должен быть задан таким образом, чтобы на него можно было дать однозначный ответ, причём достаточно быстро, пока показывается сторис.

Примеры использования.

  • Для салона красоты: нравится или не нравится работа (причёска, стрижка, маникюр, дизайн ногтей), часто ли вы ходите на маникюр.
  • Для фитнес клуба: а вы делали сегодня зарядку, а вы уже жмёте сотку, а вы следите за правильным питанием.
  • Для кафе/ресторана: аппетитно выглядит, вас сегодня ждать на бизнес-ланч, пьёте кофе по утрам.
  • Для магазина одежды: нравится лук, нравится +любой товар из ассортимента.
  • Для b2b сегмента: используете сервисы для автоматизации, занимаетесь ли планированием, есть ли в вашей компании kpi.

SHARES

Ведение рекламных кампаний в официальной рекламе Инстаграма и сплит-тестирование – это единое целое в аналитике конверсий и оптимизации бюджета. Сплит-тесты позволяют понять, какие связки таргетинга с объявлениями работают, а какие – попусту сливают ваши инвестиции в минус. В Ads Manager и Power Editor появился собственный функционал со статистикой сплит-тестов. Теперь не нужно заморачиваться о том, как разделить аудиторию и получить достоверные результаты.

До недавнего времени сплит-тестирование было затруднено, хотя и ранее можно было создавать одинаковые группы объявлений для разных аудиторий. Однако предотвратить ситуацию, когда объявление могло показываться одному пользователю дважды, не представлялось возможным. Также было сложно понять, показывались ли объявления в равной степени. Обновленный функционал решает эти проблемы.

Принцип работы функции сплит-тестирования в Фейсбук и Инстаграм

Всё изменилось, и сейчас алгоритм сплит-тестов разделяет аудиторию в случайном порядке, чтобы не возникало ситуаций, когда объявления показываются одному и тому же пользователю. При этом аудитория может разделяться в равной степени или в заданном вами соотношении. Можно тестировать до 3х групп объявлений, но в большинстве случаев рекламодатели ограничиваются лишь двумя.

Сейчас функция сплит-тестирования доступна для кампаний, целью которых стоит увеличение конверсий, инсталлы мобильных приложений и генерация лидов.

В основе теста лежит переменная, причем в рамках одной кампании она может быть только одна. Сейчас в Фейсбук есть всего 2 переменные: «Оптимизация доставки» и «Аудитория». В первом случае вы тестируете, какая стратегия оптимизации дает наилучший эффект (например, по конверсиям или по кликам). Во втором случае вы проверяете, для какой аудитории лучше всего работает созданная вами группа объявлений.

При тестировании переменной «Оптимизация доставки» можно создавать вариации, которые основаны на следующих настройках:

  • оптимизация доставки объявления (конверсии, показы, дневной охват, клики по ссылкам);
  • окно конверсий (1 или 7 дней);
  • тип проставления ставок (ручной или автоматический).

Отметим, что для сплит-теста установлен минимальный бюджет. Например, если вы выбираете равномерное распределение бюджета между вариациями переменной и валюту – рубли, то ФБ потребует как минимум 16 000 рублей для теста. При взвешенном распределении бюджета эта цифра составит 80 000 рублей, если вы выберете вариант «90% против 10%». Чем больше разница между этими двумя цифрами, тем выше минимальная цена сплит-теста.

Подписывайтесь на наш канал:
PRO Target в Telegram

Процедура создания сплит-теста

Для начала необходимо выбрать переменную для тестирования (проще говоря, то, что будет целью вашего теста – сравнение аудиторий или методов списания бюджета). Пока их две, но планируется добавить ещё одну опцию для проведения экспериментов с плейсментом.

При выборе «Оптимизации доставки» вам предложат настроить «Группы объявлений 1 и 2», но можно добавить и третью группу с помощью кнопки «Протестировать другую группу объявлений».

Вам нужно будет сравнить типы оптимизации кампании между собой, указав ставки за клик и прочие параметры.

Дальше идут стандартные настройки аудиторий: можно указать интересы, демографические данные, создать индивидуально настроенные аудитории и т. п. Если у вас есть уже сохраненная аудитория и вы хотите её использовать, перейдите на вкладку «Используйте сохраненную аудиторию»:

Если вы выбираете переменную «Аудитория», то необходимо создать минимум 2 сохраненные аудитории в аккаунте и уже потом выбирать их для теста. Можно выбрать до 3-х аудиторий.

Потом нужно определиться с бюджетом и установить временной промежуток тестирования. Если вы выбираете взвешенный сплит-тест, то минимально возможная сумма для него увеличится.

На следующей стадии необходимо создать одно объявление, которое будет использоваться для всех групп объявлений в рамках одного сплит-теста.

Какие задачи можно решить с помощью сплит-тестирования

Тест аудиторий.

В новом инструменте Фейсбука можно создать до 3х аудиторий, по одной для каждой группы объявлений. Плюс в том, что аудитории сплит-теста не пересекаются между собой, а значит, показы объявлений пользователям не дублируются. За счет такой чистоты охвата достигается максимально точный результат тестирования. Вот несколько примеров, как можно сравнивать аудитории:

  • Разные индивидуально настроенные аудитории (связанные с вовлеченностью в Фейсбуке против аудиторий веб-сайта).
  • Разные похожие аудитории (созданные на базе зарегистрированных пользователей Интернет-магазина или на основе списка покупателей).
  • Разные группы интересов.

На самом деле, идей и вариантов для сплит-тестирования аудиторий множество. Но для этого нужно понимать все возможности и тонкости .

Тест оптимизации доставки.

Заранее невозможно сказать, что в каждом конкретном случае сработает лучше – автоматические ставки или ручное выставление, стоит покупать рекламу за показы или за клики, какой вариант оптимизации выбрать – по конверсиям или кликам и т. п. Последнее часто остается загадкой до проведения сплит-теста.

  • Особенно важно протестировать оптимизацию кликов против конверсий , если ваш пиксель собрал ещё очень мало данных по ним. Однако не менее важно протестировать стратегию «Дневной охват» или даже «Показы», если вы планируете показывать объявление чрезвычайно целевой аудитории.
  • Автоматическое или ручное выставление ставок? Понять, что сработает более эффективно именно у вас, можно лишь проведя тест. Более того, вы можете протестировать в интерфейсе менеджера, какие ставки приносят лучший результат. Случается, что при повышении ставки рекламный бюджет сокращается за счет увеличения конверсий, но вы узнаете, так ли это, только по результатам собственного сплит-тестирования.
  • Следующий вариант – это тестирование окна конверсий . Выглядит логично, что нужно выбирать вариант «1 день» для рекламы в тех случаях, когда потенциальные клиенты после рекламы делают покупку за 1 день, а вариант «7 дней» подходит тогда, когда для принятия решения о заказе товара или услуги требуется более длительный срок. Но вы никогда не можете знать наверняка, поэтому тестируйте.

Мы также подготовили для вас подробное руководство о том, как можно сэкономить бюджет на стоимости клика и показа, при настройке таргетированной рекламы:

Таким образом, сплит-тестирование – это способ понять, кто ваша ЦА, каким образом она конвертируется в клиентов и какую стратегию выбрать для продвижения бизнеса с помощью официальной рекламы в Инстаграм. А вы уже успели протестировать новый функционал? Поделитесь в комментариях результатами!

Подписывайтесь на наш канал:
PRO Target в Telegram
Данная статья опубликована в цикле обучающих материалов по настройке таргетированной рекламы в Instagram и Facebook. Больше информации по тонкостям создания таргетинга можно узнать на нашем бесплатном вебинаре:

C появлением, новой функции в историях instagram - это опросы, возникает вопрос, как сделать опрос в инстаграм. Конечно, не все пользователи знакомы, с полным набором возможностей в инстаграме и в отдельности, со стикерами, хэштегами и опросами в stories instagram. Сделать опрос в инстаграм, можно в несколько кликов и вы в этом сейчас убедитесь, главное, понять где они расположены.

Опрос в инстаграм - возможность, создавать интерактивный виджет , внутри stories (истории) instagram , с ответом да или нет. Для автора опроса, доступна статистика, в которой, видно как число просмотров истории, так и пользователей которые проголосовали и приняли участие в опросе. Активный виджет - опрос, имеет временное ограничение. Он доступен, только на время публикации stories истории, это сутки (24 часа). После чего история, вместе с опросом, автоматически удаляется.

  • Начинаем создавать историю в инстаграме, это тап (сенсорное прикосновение ) в своём аккаунте, по главному фото, с иконкой плюса.
  • Выбираем фото, видео и попадаем в раздел редактирования истории.
  • В верхней раскладке иконок, выбираем стикеры, это иконка смайлика с загнутым краем (см. рисунок ниже).

Выбрать опрос для инстаграм

  • После выбора иконки стикеры, снизу появится панель со всеми стикерами и интерактивными в том числе. Здесь и расположен, новый вид интерактивных кнопок, опрос в инстаграме (см. левый рисунок).
  • При прикосновении по, активному ярлыку опрос, поверх фото, появится активный опрос с двумя кнопками, да и нет.
  • Над кнопками, будет текст, задайте свой вопрос, куда вы можете поставить курос и с помощью мобильной клавиатуры вписать, свой текст.
  • Мы написали, как создать опрос?
  • Публикуем свою историю и теперь в неё, будет добавлен опрос, с вопросом который вы зададите пользователям и своим подпискам в инстаграме.
  • Размер и расположения активного опроса, можно менять, а также по нему будет доступна статистика (см. ниже).

Можно ли изменить размер опроса в инстаграм?

  • При добавлении активного поля опрос, его размер можно менять. Для этого его надо зажать, двумя пальцами и в зависимости от цели, растянуть (увеличить ) либо сузить (уменьшить ).
  • А также опрос можно перемещать, по экрану. Поместив его в нужно вам место. Для этого, достаточно прикосновением с задержкой на активном поле опрос, удерживать палец. После чего, не убирая пальца со значка опроса, переместить его.

Аналитика или количество проголосовавших в опросе инстаграм

  • Для опроса, создана отдельная страница, аналитики.
  • Здесь можно посмотреть, количество ответов в опросе, да и нет.
  • Аккаунты проголосовавших пользователей.
  • Общее количество просмотров записи и аккаунты просмотревших пользователей.
  • Удалить запись.
  • Скачать её. Отредактировать.

Как создать свои кнопки в опросе инстаграм

  • Кликнув по кнопке, да или нет, можно поставить туда курсор. И заменить, слово да и нет, на свой текст. Максимальное количество, букв непонятно, у нас от 12 до 13 без пробелов. Но число может меняться, возможно от длинны соседнего текста, в опросе.

Исследование самооценки личности.

Вариант I
Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

  1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  14. Общительность – способность легко входить в общение.
  15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  17. Откровенность – открытость, доступность для людей.
  18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

  1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  2. Гордость – чувство собственного достоинства.
  3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  13. Интеллигентность высокая культура, образованность, эрудиция.
  14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
  15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
  16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
  17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
  18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
  19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
  20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

  1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
  2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
  4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
  5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
  6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
  7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
  8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
  9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
  10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
  14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
  15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
  16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
  18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
  19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
  20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

  1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  6. Нежность – проявление любви, ласки.
  7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально . Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р ).

Подсчитайте количество идеальных качеств , выписанных вами (И ; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

С = (Р / И) * 100%.

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
Мужчины
0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Женщины
0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69
Вариант 2
Инструкция к тесту

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал » под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я » под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Образец бланка к тесту
Обработка результатов теста

В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например : такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

В колонке №5 подсчитывается сумма d 2 , то есть:

Σd 2 = d 1 2 + d 2 2 + d 3 2 + … + d 20 2 ;

R = 1 – 6Σd 2 /(n 3 – n) , где

  • n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

R = 1 – 0,00075Σd 2

Значения R будут находится в пределах [-1; +1].

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
[-1; 0] (0; 0,2] (0,8; 1]
Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной . При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень » и «выше среднего уровня » (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень » (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной , т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита , она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения . С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы , отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам . Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Источники
  • Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480