Болезни Военный билет Призыв

В метелях полуденной пыли

В эпоху «серебряного века» Владимир Владимирович Маяковский во­шел как поэт - реформатор. Начало его творческого пути - это дух эпа­тажа и бунтарства. Высокий, сильный, красивый, независимый - Маяков­ский и внешне бунтарь. И его всегда узнаваемые строки, чеканные, стро­гие. И герои его стихов - бескомпромиссные, часто непримиримые, ге- рои-бунтари. Читая стихотворения, которые написаны поэтом до револю­ции, мы видим его неприязнь к старому строю. В. В. Маяковский об этом говорит прямо, откровенно. Это мне больше всего нравится в его стихах. Произведения В. В. Маяковского - это «открытая книга», в которой мож­но прочитать всю правду без утайки. В подтверждение приведу строки из стихотворения «Вам!»:

Вам ли любящим баб до блюда,

Жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре буду подавать ананасную воду!

Бунтарский характер видим и в других ранних стихотворениях поэта: «Нате!», «Послушайте!», «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер…».

В них нежная, ранимая «бабочка поэтиного сердца», тщательно скры­ваемая от «толпы», возвышает свой голос и срывает его, надрываясь, вы­ступает против войны, против того, чтобы «мрачно очерченной чернью, багровой крови лилась и лилась струя». Предупреждение? Как это акту­ально и как это больно нам, живущим сейчас в мире войн и крови…

В стихотворении «Нате!» поэт-герой-бунтарь бросает вызов самодо­вольным обывателям, безразличным к искусству, к красоте. Его резкость - вынужденная резкость, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить от спячки своим дерзким, бунтарским вызовом:

А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам.

Я - бесценных слов транжир и мот.

Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; «грязные, в калошах и „без калош”, они готовы взгромоздиться на бабочку поэтиного сердца».

В своих ранних поэмах поэт рисовал идеальный образ лирического героя, жертвы города и фигуру человека с «одними сплошными губами». Именно таким и предстает перед нами герой-бунтарь в произведении, на­писанном в 1915 г. В. В. Маяковским, «Облако в штанах». Поэма состоит из четырех частей («Тетраптих»), Каждая из частей содержит протест против сложившихся в обществе установлений: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». В. В. Маяковский считал поэму программой, своеобразным руководством сегодняшнего ис­кусства.

Первая часть поэмы «Долой вашу любовь» повествует об ожидании встречи лирического героя с Марией. Но ее нет. И тогда окружающие его вещи и предметы начинают странную, враждебную возню:

В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:

жилистая громадина

корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

Для поэта любовь - это огромное, чистое чувство, которому он отда­ет все свое большое, пылающее сердце. В. В. Маяковский создает образ героя-бунтаря, чтобы сказать читателю истинный путь к любви. И поэт вос­клицает: «Долой вашу любовь, поскольку она продана!».

Мы сами творцы в горящем гимне -

Шуме фабрики и лаборатории…

Гвоздей у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете!

В третьей части поэмы В. В. Маяковского говорит об отрицании всего строя жизни, бесчеловечного и жестокого. Темы двух частей и поворачи­вает новыми гранями:

А из сигарного дыма ликерной рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Севера.

Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел.

которые влюбленностью мокли, от которых

в столетья слеза лилась, уйду я,

солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз.

Для «ненавистно жирных» вся земля предстает женщиной, которая для них «заерзает мясами, хотя отдаться».

Господствующий строй несет убийства, расстрелы, войны, и поэтому в третьей части возникают образы «железного Бисмарка», кровавого гене­рала Галифе, образы Мамая и Азефа, которые несет разрушения и предательство:

Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал, и небье лицо секунду кривлялось суровой гримасой железного Бисмарка.

Это опять расстрелять мятежников грядет генерал Галифе!

Пирует Мамаем, задом на город насев.

Эту ночь глазами не проломаем, черную, как Азеф!

В четвертой части лирический герой обрушивает свою «громаду-ненависть» на религию. Он, как лермонтовский демон, ненавидит сложив­шееся жизнеустройство и негодует против всего, что освящает религия:

Я думал - ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик…

Меня не остановите.

Вру я, вправе ли,

но я могу быть спокойней.

Смотрите -

звезды опять обезглавили и небо окровавили бойней!

Завершается поэма картиной бесконечных пространств космических вы­сот «Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо».

Шло время, но стихи поэта-бунтаря оставались такими же открытыми и откровенными. Безоговорочно принимая революцию и новое общество, прославляя и воспевая их, поэт тем не менее не замалчивал негативных сто­рон. Например, в стихотворении «О дряни» рассказывается, что вылезло из-за стены РСФСР мурло мещанина:

Со всех необъятных российский нив, с первого дня советского рождения, стеклись они,

наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

«О дряни» - это его первый выстрел по оврагу после окончания граж­данской войны.

В. В. Маяковский - поэт-бунтарь рвался в будущее, может быть, слиш­ком торопясь разорвать связь с прошлым.

Таков и его герой-бунтарь. Лирический герой Маяковского нетерпелив:

Это гражданин, который служит Своему времени, народу, помогает делать жизнь и людей лучше, который идет впереди и ведет за собой.

Стихотворение «О дряни» - вызов мещанству и обывательщине, вызов напряженный, потому что для В. В. Маяковского и, следовательно, для его героя - бунтаря мещанство и обывательщина - самое страшное зло.

Герой-бунтарь стихотворения «Прозаседавшиеся» пытается получить аудиенцию у товарища Ивана Ваныча. Исходя безрезультатно этажи, разъ­яренный герой, ворвавшись на заседание увидел:

…сидят людей половины… от страшной картины свихнулся разум.

Они на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь, а остальные там.

И тогда герой-бунтарь мечтает: «О, хотя бы еще одно заседание отно­сительно искоренения всех заседаний».

Эта мечта о человечности и духовности, потому что «Прозаседавшие­ся» - произведение о бездушном, безразличном к человеку бюрократизме, против которого герой-бунтарь протестует яростно, негодующе, молодо и остроумно. Наверное, поэтому стихотворение не знает возраста и актуально.

Современность, актуальность, необходимость - это отличительная чер­та поэта Маяковского, его особенность и индивидуальность. Огонь твор­чества Владимира Маяковского поистине неугасим, потому что его твор­чество - подвиг величайшего бескорыстия.

Психологи называют юность возрастом формирования идеала. Зачем дается человеку жизнь, в чем смысл человеческой жизни, как ее следует прожить, «делать жизнь с кого» - эти вопросы прежде всего вопросы юно­сти, мои вопросы. Я читаю произведения Маяковского: «Хорошее отно­шение к лошадям» (Как умно и точно подмечено: «Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь»), «Стихи не про дрянь, а про дрянцо» («Дрянцо хлещите рифм концом»), «Секрет молодости», «Письмо това­рищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковле­вой», «Флейта-позвоночник», «Неоконченное…». И Владимир Маяковский, который свою задачу поэта видел в том,

чтоб подымать, и вести, и влечь,

дает ответы. Потому так масштабны традиции Маяковского не только в российской поэзии, но и в мировом литературном процессе XX в.

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат», - сказал поэт. И потрясающая сила напряженного, монументального слова Маяковского учит нас, «вы­ходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество» заби­рать «с собою все человеческие движения».

Рецензия

Сочинение полно и доказательно раскрывает тему. Целенаправленно отобран фактический материал, на основе которого показан образ героя-бунтаря в поэзии Владимира Маяковского. Сочинение говорит об интере­се выпускницы к творчеству Маяковского, о понимании личности поэта и его героя-бунтаря. Вдумчиво оценен вклад поэта в мировой литературный процесс XX в.

Знание творчества Владимира Маяковского позволяет выпускнице удач­но, различными способами вводить в сочинении цитаты. Работу отличает точность словоупотребления, свободное владение литературной речью.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского


На этой странице искали:

  • образ героя бунтаря в поэзии маяковского
  • образ героя-бунтаря в поэзии маяковского
  • анализ стихотворения маяковского мама и убитый немцами вечер

В. Маяковский - лидер поэтического авангарда ХХ века. В своем творчестве он перевернул прежние представления о поэзии, покусился на устоявшиеся вкусы и традиции, взглянул на мир поновому, так, как до него не смотрел никто. Его поэзия опередила не только свое, но и наше время. «Оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед». Маяковский «ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать», - утверждала Марина Цветаева в «Эпосе и лирике современной России».

Поэт Маяковский пришел в литературу из живописи. В Училище живописи, ваяния и зодчества он с восторгом следил за художниками- бунтарями, отказывавшимися от изобразительной живописи, отрицавшими классические традиции, штампы и искавшими новые средства выражения в искусстве. Товарищи по училищу вспоминали, что Маяковский писал маслом, ярко расцвечивая холст, проявлял авангардистские амбиции. Но почти все оставшиеся после него рисунки выполнены в реалистической манере.

Однако подорвать основы классического искусства Маяковскому суждено было не в живописи, а в поэзии. Его первое появление в печати связано со сборниками футуристов - «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», главная идея которых - отрицание существующего искусства слова. Еще в 16 лет, изучив современных поэтов за 11 долгих бутырских месяцев, Маяковский, как вспоминал он в автобиографии «Я сам», попробовал писать. Из тетради стихов, которую при выходе из тюрьмы отобрали, он приводит такие строки:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Угрюмый дождь скосил глаза,

решеткой

железной мысли проводов

Это стихотворение, как и многие другие, считают графичным: «Бери карандаш, лист бумаги и переводи в рисунок», - писал А. Михайлов («Точка пули в конце»). Талант художника проявлял себя в поэзии.

В одном из выступлений Б. Пастернак отметил внутреннюю революционность Маяковского, т. е. способность произвести переворот, свергнув устоявшиеся понятия, традиции. Футуристы были близки Маяковскому своим бунтарством, духом перемен и новаторства. В «Охранной грамоте» Пастернак писал о Маяковском: «Культура в объятия первого желающего не падает. Все перечисленное надо было взять с бою». Место под солнцем поэзии завоевывалось скандалами, эпатирующими публику выступлениями.

Все ярче выступал поэт-новатор, талант которого не умещался в футуристическую оболочку. Его вхождение в поэзию прекрасно передано А. Ахматовой в стихотворении «Маяковский в 1913 г.». Каковы же эстетические и поэтические принципы раннего Маяковского? Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и лирические стихи, как «Себе любимому, эти строки автор». В первых стихах Маяковского, напечатанных в программных футуристических сборниках, так же много бравады и декларативного преувеличения личности поэта, как и в других стихах этих сборников. При всем этом уже в ранней поэзии Маяковского есть нечто, отчетливо выделяющее его из шумной и разношерстной футуристической компании. Маяковский вместе с другими футуристами сочинял и подписывал хартии «самовитого слова», утверждающие примат формы над содержанием. Он искренне ставил свою подпись под призывом «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности ». В своих стихах он, как и все футуристы, выделял и подчеркивал авторское «я».

гвоздь у меня в сапоге

кошмарней, чем фантазия у Гете!

В ранних стихах и поэмах Маяковского было множество строк и образов нарочито, подчеркнуто огрубленных, натуралистических, рассчитанных на то, чтобы резко противопоставить их выхолощенному бесплатному стиху поэтов старшего поколения и эпигонов. Кроме того, в его произведениях этого периода и, в известной мере, последующего периода творчества гиперболизм образов достигал поистине космических масштабов:

Если б был я

маленький,

как Великий океан, -

на цыпочки б волн встал,

приливом ласкался к луне бы.

Но при всем этом уже в самых ранних, дореволюционных, стихах Маяковского своеобразно и сильно зазвучали ноты социального протеста. Это определялось характером его таланта, особенностями его биографии и феноменально ранним развитием политического сознания. Впечатления от революции 1905 года на Кавказе, кратковременное, но активное участием в работе московской большевистской организации - все это наложило неизгладимый отпечаток на жизнь поэта. Острое ощущение себя во всем живом, человеческом, среди людей подсказало Маяковскому в глухое, но уже чреватое грядущей революцией время строки, ярко подчеркивающие особый характер его «индивидуализма»:

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

А я у вас - его предтеча;

я - где боль: везде;

на каждой капле слезовой течи

распял себя на кресте.

Разделяя теоретические заблуждения и дореволюционного, и послеоктябрьского футуризма, Маяковский - поэт революционных предчувствий, - как огромный утес над цепью холмов, возвышался над духовной средой своих единомышленников. Каков же лирический герой Маяковского? Лучше всего он представлен в первом самостоятельном сборнике Маяковского, который вышел в 1913 г. и состоял из четырех стихотворений. Сборник назывался «Я!». Его считают самиздатовским шедевром. Маяковский принес типографскую бумагу, а его друзья Василий Чекрыгин и Леонид Жегин оформили сборник. Стихи написали литографическими чернилами под диктовку поэта, сделали четыре рисунка. На обложке, кроме имени поэта и названия сборника, изобразили темное пятно, которое, по замыслу, должно было изображать галстук-бабочку Маяковского (некоторые литературоведы считают, что обложку оформлял он сам). Итак, книга называлась «Я!». Это не случайно. Лирический герой Маяковского - прежде всего Маяковский. Читая Маяковского, прежде чем задаваться вопросом «что сказано? », всегда нужно понять, «зачем сказано?». В своих стихотворениях Маяковский предстает как новый мессия, проникнутый любовью и состраданием к миру, находящемуся на грани катастрофы:

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Наиболее удачные с его точки зрения строки Маяковский ставил в конце произведения. Они почти афористичны:

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека.

Б. Пастернак писал: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничанья ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь:

Время! Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Время послушалось и сделало, о чем он просил. Лик его вписан в божницу века. Но «каким даром надо было обладать, чтобы это увидеть и угадать!» («Люди и положения»). Маяковский создал новое поэтическое «я». «Я» поэта - это не только он сам. Это - мы.

Поэтическое «я» Маяковского грандиозно, оно вмещает в себя весь мир и ответственно за него, это центр мира. В произведениях Маяковского действие происходит на площадях, на улицах, и даже во всей вселенной.

М. Цветаева называла его «первым в мире поэтом масс». Таким образом, Маяковский - создатель нового лирического героя. «Я» поэта - бунтарь, выразитель масс, взявший на себя тяжелую ношу спасения человечества, любящий и ненавидящий, страдающий от одиночества и непонятости.

Творчество В. Маяковского характеризует особый тип лирического героя. Это яркая и сильная личность, неутомимый борец за социальную справедливость во всех ее проявлениях. Объектом, на который обрушивается уничтожающая критика, при этом может быть гордыня сильных мира сего или мещанское нутро маленького человека, погрязшего в пороках и слабостях.

У раннего В. Маяковского лирический герой подчеркнуто одинок:

Где города

повешены и в петле облака

застыли

башен кривые выи -

один рыдать,

что перекрестком

распяты

городовые.

Для лирического героя В. Маяковского не существует мелких или запретных тем. Все в его понимании одинаково значимо и требует справедливой оценки. В раннем творчестве поэта социальный протест выразился в антивоенных мотивах.

В стихотворении В. Маяковского «Я и Наполеон» Наполеон выступает как зачинщик кровавой бойни. Лирический герой смело бросает ему гневный вызов. Сила этого противостояния отражена уже в названии произведения. В. Маяковский подчеркивает, что война несет в себе зло. Она убивает все живое. При помощи ряда емких и выразительных художественных деталей В. Маяковский умело воссоздает обобщенный образ города, который «вытрепав ручонки-флаги, молится и молится красными крестами». Красный крест - символ милосердия, медицинской помощи. Поэт привносит в произведение этот образ для того, чтобы еще раз подчеркнуть жертвенный характер войны.

Кульминацию развития поэтического сюжета подготавливают повторы «молится и молится», «жиреет и жиреет», подчеркнуто выделяющие два основных образа стихотворения - город и тревогу.

Весь городской пейзаж преображается в ожидании военных событий: «простоволосая церковка бульварному изголовью припала», «цветники истекают кровью», оранжереи в цветочном магазине Ноева «покрылись смертельно-бледным газом».

Французский император Наполеон является устойчивым художественным символом сильной, амбициозной личности. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» он долгое время является кумиром главного героя Андрея Болконского. Тот грезит о славе, о ратных подвигах, мечтает повторить путь своего идеала. И только пройдя через ужасы войны, будучи раненным и разбитым на Аустерлицком поле, Андрей понимает, какой ценой оплачены блестящие победы великого монарха. Он осознает антигуманистическую сущность его завоеваний. Именно тогда Наполеон как символ меркнет в его душе.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже своей жизнью и судьбой вынужден проверить свою властолюбивую теорию о праве сильного, положительным примером которой в начале романа и выступает Наполеон.

Лирический герой В. Маяковского с самого начала исполнен к нему презрения. Он стремится противопоставить себя Наполеону, бесстрашно бросает гневный вызов разрушителю. Он низвергает его жизненную философию, показывая, как сама история покарала Наполеона за имперские амбиции.

В зрелый период лирики поэта перед нами уже не бунтарь-одиночка, а коллектив подлинных героев. Героическое начало обнаруживается во многих людях. Они сплачиваются во имя торжества своих планов и смело воплощают в жизнь мечту о счастье и прогрессе на всей земле.

Борцовский дух лирического героя В. Маяковского проявляется прежде всего в борьбе за социалистические идеалы. В стихотворении «Американцы удивляются» с гордостью и восхищением пишет он о том, как «люди породы редкой» в поте лица работают на стройке. Важно, что они осознанно трудятся на своем посту. Их цель одна-светлое будущее. В таком строю сильных и неподкупных людей труда герой В. Маяковского чувствует себя хорошо и уверенно.

Подлинным гимном человеческого величия и подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, напоминающих благородного Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Маяковскому тонко удалось передать через изменение пейзажа рождение новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображается беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие».

Поэт не приукрашивает путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждая секунда которой наполнена необходимостью преодоления тех или иных проблем. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде, но в душе каждый из них рад и готов вновь повторить трудовые подвиги. Мужественные строители живут лишь мечтой о том, что «через четыре года здесь будет город-сад». И ради этого готовы отдать все эти четыре года жизни строительству металлургического гиганта. Люди не хотят больше влачить жалкое существование. Они чувствуют, что в их силах что-либо исправить- если не для себя, то для своих детей..

Во имя поэтизации этой мечты В. Маяковский не жалеет изобразительно-выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «...Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения В. Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю-

город

будет,

я знаю -

саду

цвесть,

когда

такие люди

в стране

в советской

есть!

Он твердо верит, что светлая мечта рабочих о новом городе обязательно осуществится. Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается, прежде всего, на опоре на так называемый человеческий фактор. Именно трудолюбие, упорство и мужество строителей позволят вопреки тяжелейшим условиям претворить в жизнь масштабные планы.

Город-сад в этом стихотворении В. Маяковского - обобщенный символический образ. Имеется с виду не только конкретный город, история строительства которого, несомненно, важна и значительна сама по себе. Но сила художественного обобщения в стихотворении такова, что город-сад воспринимается как символ новой жизни вообще.

Радость послевоенного строительства омрачается в душе поэта анализом явлений, чуждых обществу прогресса и высокой культуры. Классовый враг для поэта - буржуй. -В стихотворении «Лицо классового врага» В. Маяковский пишет о том, как распознать буржуя:

Хотя

буржуй

и лицо перекрасил

и пузо не выглядит грузно

он волк,

он враг

рабочего класса,

он должен быть

понят

и узнан.

Поэт пишет о необходимости борьбы с буржуями, которые способны погубить начатое дело на корню. Своим духом борца и победителя В. Маяковский стремился заразить прежде всего молодежь:

Слух идет,

бессмысленен и гадок,

трется в уши

и сердце ежит.

Говорят,

что воли упадок

у нашей

у молодежи, -

тревожно восклицает он в стихотворении «За что боролись?» - поэт вспоминает о тех мятежных временах, когда ему приходилось голодать за свои слова и убеждения. Но не бесплодной горечью, а гордостью пронизаны эти строки. В. Маяковский воспевает, силу и красоту человеческого духа. Да, он видит, социальную несправедливость в современном мире. Поэт презирает людей, которым трудно расстаться с прежним плаванием, но данное стихотворение обращено не к ним, а к тем, кто усомнился в правильности революционных преобразований. В. Маяковский верит, что наступит время, когда рабочий человек получит наконец все блага, которые он по праву заслужил, и бойцы с орденами на груди не будут голодными глазами смотреть на витрины магазинов. Поэт призывает сосредоточиться на главном - на деле, а на мелочи и временную бытовую неустроенность просто не обращать внимания.

Очень популярным в двадцатые-тридцатые годы было боевитое стихотворение В. Маяковского «Левый марш». Стройный рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает маршевую интонацию. Интересно, что при каждом повторе к задорному кличу «Левой!» постоянно подбираются новые рифмы. Агитационный характер произведения очевиден. Настроение энергичного подъема пронизывает его от первой до последней строчки.

Всей силой поэтического таланта воспевая героя-борца, В. Маяковский сам стремился соответствовать тем высоким критериям человеческой порядочности, которые так ценил в своих героях. И это во многом ему удалось. Его заслуги в области поэтического мастерства бесспорны. Можно по-разному относиться к творчеству Маяковского, но не чувствовать масштаба его литературного таланта нельзя. Волею судьбы путь поэта к читателю не был усеян розами, но это лишь усилило мотивы преодоления и противостояния в его творчестве.

Боевитость в произведениях В. Маяковского проявляется не только в содержании, но и во многих изобразительно-выразитель-ных средствах языка. Он был революционером по духу во всем, даже в форме своих произведений.

Примечательно, что восприятие поэта как борца, а поэзии как, грозного оружия - общая тенденция литературы двадцатого века. Начало этой линии положили Г. Кржижановский, автор знаменитой «Варшавянки», и М. Горький, создатель «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике». А сама мысль о гражданственности как критерии истинно художественного произведения возникла гораздо раньше. Об этом писали еще А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов.

Творчество В. Маяковского характеризует особый тип лирического героя. Это яркая и сильная личность, неутомимый борец за социальную справедливость во всех ее проявлениях. Объектом, на который обрушивается уничтожающая критика, при этом может быть гордыня сильных мира сего или мещанское нутро маленького человека, погрязшего в пороках и слабостях.

У раннего В. Маяковского лирический герой подчеркнуто одинок:

Где города

Повешены

И в петле облака

Башен кривые выи –

Один рыдать,

Что перекрестком

Городовые.

Для лирического героя В. Маяковского не существует мелких или запретных тем. Все в его понимании одинаково значимо и требует справедливой оценки. В раннем творчестве поэта социальный протест выразился в антивоенных мотивах.

В стихотворении «Я и Наполеон» В. Маяковского Наполеон выступает как зачинщик кровавой бойни. Лирический герой смело бросает ему гневный вызов. Сила этого противостояния отражена уже в названии произведения. В. Маяковский подчеркивает, что война несет в себе зло. Она убивает все живое. При помощи ряда емких и выразительных художественных деталей В. Маяковский умело воссоздает обобщенный образ города, который «вытрепав ручонки-флаги, молится и молится красными крестами». Красный крест – символ милосердия, медицинской помощи. Поэт привносит в произведение этот образ для того, чтобы еще раз подчеркнуть жертвенный характер войны.

Кульминацию развития поэтического сюжета подготавливают повторы «молится и молится», «жиреет и жиреет», подчеркнуто выделяющие два основных образа стихотворения: город и тревогу.

Весь городской пейзаж преображается в ожидании военных событий: «простоволосая церковка бульварному изголовью припала», «цветники истекают кровью», оранжереи в цветочном магазине Ноева «покрылись смертельно-бледным газом».

Французский император Наполеон является устойчивым художественным символом сильной, амбициозной личности. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» он долгое время является кумиром главного героя Андрея Болконского. Тот грезит о славе, о ратных подвигах, мечтает повторить путь своего идеала. И только пройдя через ужасы войны, будучи раненным и разбитым на Аустерлицком поле, Андрей понимает, какой ценой оплачены блестящие победы великого монарха. Он осознает антигуманистическую сущность его завоеваний. Именно тогда Наполеон как символ меркнет в его душе.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже своей жизнью и судьбой вынужден проверить свою властолюбивую теорию о праве сильного, положительным примером которой в начале романа и выступает Наполеон.

Лирический герой В. Маяковского с самого начала исполнен к нему презрения. Он стремится противопоставить себя Наполеону, бесстрашно бросает гневный вызов разрушителю. Он низвергает его жизненную философию, показывая, как сама история покарала Наполеона за имперские амбиции.

В зрелый период лирики поэта перед нами уже не бунтарь-одиночка, а коллектив подлинных героев. Героическое начало обнаруживается во многих людях. Они сплачиваются во имя торжества своих планов и смело воплощают в жизнь мечту о счастье и прогрессе на всей земле.

Борцовский дух лирического героя В. Маяковского проявляется прежде всего в борьбе за социалистические идеалы. В стихотворении «Американцы удивляются» с гордостью и восхищением пишет он о том, как «люди породы редкой» в поте лица работают на стройке. Важно, что они осознанно трудятся на своем посту. Их цель одна – светлое будущее. В таком строю сильных и неподкупных людей труда герой В. Маяковского чувствует себя хорошо и уверенно.

Подлинным гимном человеческого величия и подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, напоминающих благородного Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Маяковскому тонко удалось передать через изменение пейзажа рождение новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображается беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие».

Поэт не приукрашивает путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждая секунда которой наполнена необходимостью преодоления тех или иных проблем. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде, но в душе каждый из них рад и готов вновь повторить трудовые подвиги. Мужественные строители живут лишь мечтой о том, что «через четыре года здесь будет город-сад». И ради этого готовы отдать все эти четыре года жизни строительству металлургического гиганта. Люди не хотят больше влачить жалкое существование. Они чувствуют, что в их силах что-либо исправить если не для себя, то для своих детей.

Во имя поэтизации этой мечты В. Маяковский не жалеет изобразительно-выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения В. Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю –

Я знаю –

Такие люди

В стране

В советской

Он твердо верит, что светлая мечта рабочих о новом городе обязательно осуществится. Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на опоре на так называемый человеческий фактор. Именно трудолюбие, упорство и мужество строителей позволят вопреки тяжелейшим условиям претворить в жизнь масштабные планы.

Город-сад в этом стихотворении В. Маяковского – обобщенный символический образ. Имеется в виду не только конкретный город, история строительства которого, несомненно, важна и значительна сама по себе. Но сила художественного обобщения в стихотворении такова, что город-сад воспринимается как символ новой жизни вообще.

Радость послевоенного строительства омрачается в душе поэта анализом явлений, чуждых обществу прогресса и высокой культуры. Классовый враг для поэта – буржуй. В стихотворении «Лицо классового врага» В. Маяковский пишет о том, как распознать буржуя:

И лицо перекрасил

И пузо не выглядит грузно –

Рабочего класса,

Он должен быть

Поэт пишет о необходимости борьбы с буржуями, которые способны погубить на корню начатое дело. Своим духом борца и победителя В. Маяковский стремился заразить прежде всего молодежь:

Слух идет,

Бессмысленен и гадок,

Трется в уши

И сердце ежит.

Говорят,

Что воли упадок

У молодежи –

Тревожно восклицает он в стихотворении «За что боролись?» – поэт вспоминает о тех мятежных временах, когда ему приходилось голодать за свои слова и убеждения. Но не бесплодной горечью, а гордостью пронизаны эти строки. В. Маяковский воспевает силу и красоту человеческого духа. Да, он видит социальную несправедливость в современности. Поэт презирает людей, которым трудно расстаться с прежним плаваньем, но данное стихотворение обращено не к ним, а к тем, кто усомнился в правильности революционных преобразований. В. Маяковский верит, что наступит время, когда рабочий человек получит, наконец, все блага, которые он по праву заслужил, и бойцы с орденами на груди не будут голодными глазами смотреть на витрины магазинов. Поэт призывает сосредоточиться на главном – на деле, а на мелочи и временную бытовую неустроенность просто не обращать внимания.

Очень популярным в двадцатые-тридцатые годы было боевитое стихотворение В. Маяковского «Левый марш». Стройный рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает маршевую интонацию. Интересно, что при каждом повторе к задорному кличу «Левой!» постоянно подбираются новые рифмы. Агитационный характер произведения очевиден. Настроение энергичного подъема пронизывает его от первой до последней строчки.

Всей силой поэтического таланта воспевая героя-борца, В. Маяковский сам стремился соответствовать тем высоким критериям человеческой порядочности, которые так ценил в своих героях. И это во многом ему удалось. Его заслуги в области поэтического мастерства бесспорны. Можно по-разному относиться к творчеству Маяковского, но не чувствовать масштаба его литературного таланта нельзя. Волею судьбы путь поэта к читателю не был усеян розами, но это лишь усилило мотивы преодоления и противостояния в его творчестве.

Боевитость в произведениях В. Маяковского проявляется не только в содержании, но и во многих изобразительно-выразительных средствах языка. Он был революционером по духу во всем, даже в форме своих произведений.

Примечательно, что восприятие поэта как борца, а поэзии как грозного оружия – общая тенденция литературы двадцатого века. Начало этой линии положили Г. Кржижановский, автор знаменитой «Варшавянки», и М. Горький, создатель «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике». А сама мысль о гражданственности как критерии истинно художественного произведения возникла гораздо раньше. Об этом писали еще А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов.

Маяковский "окрасил" собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм и не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, "Стихов о советском паспорте", поэмы о Ленине и т.д. И.В. Сталин в 1930-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. И последовавшее затем насильственное внедрение Маяковского в сознание советских людей превратило его в официозную фигуру. Б. Пастернак писал, что "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине", и "это было его второй смертью". Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Сразу после похорон Маяковского М. Цветаева писала: "Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского". Она почувствовала то, о чем думал и говорил сам Маяковский в стихотворении "Домой" (1925).

Одна из самых важных тем дореволюционной лирики Маяковского – тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он страдает от своего одиночества, жалуется на него, ищет из него выхода и не находит его. Как в свое время Лермонтову виделся одиноким утес, плачущий одиноко в пустыне (стихотворение "Утес"), так и Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире. См. стихотворение "Скрипка и немножко нервно" (1914):

Будучи одиноким в мире, поэт выражал резкое неприятие этого мира и тех, кто чувствует себя в этом мире хозяевами. Вот почему с таким воодушевлением объявляет Маяковский себя "тринадцатым апостолом" – то есть пророком революции в поэме "Облако в штанах", а затем с восторгом встречает революцию. И впоследствии именно революция (и все что с ней связано) определяла пафос поэзии Маяковского. А в дореволюционное время как звонкая, публично нанесенная пощечина прозвучали стихотворения "Нате!" и "Вам!" с их огрубленной образностью и лексикой, издевательским тоном:

Важнейшие из эмоциональных ощущений раннего Маяковского – боль, страдание. Они возникают от соприкосновения, или, вернее, столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние, его нервы не выдерживают. Болью, страданием окрашены и любовные стихи поэта: у Маяковского нет изображения счастливой любви. И его знаменитая поэма "Облако в штанах" рождена трагическим любовным чувством поэта, ревностью. Если бы поэма "Облако в штанах" с ее знаменитым "криком четырех частей", как определил сам Маяковский ("Долой ваш строй!", "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой вашу религию!") была только предвестием революции, только протестом против существующего строя, эта поэма уже давно перестала бы нас волновать, поскольку людям приходится решать уже другие проблемы. Но поэма Маяковского захватывает эмоциональной бурей чувств, лирической стихией. Маяковскому, наверное, впервые удалось так неразрывно сплавить личные переживания, трагедию отвергнутого любовного чувства с политикой, с жаждой переустройства жизни, с грядущей социальной революцией, с которой он связывал огромные надежды.

Маяковский, конечно, как и каждый писатель, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот, он задает вопрос в стихотворении "Послушайте!" (1914):

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

А поэт – это тоже звезда, и свет ее служит нравственным, эстетическим, духовным ориентиром людям. Убежденный в необходимости поэтического слова, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир. Свой лозунг, свое поэтическое кредо В. Маяковский сформулировал в знаменитом стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (1920).

Маяковскому была чужда поэзия сугубо эстетическая, услаждающая, недейственная. По Маяковскому, поэт – это агитатор, горлан-главарь, он "должен кастетом кроиться миру в черепе", он должен бороться за переустройство несовершенного мира. Это представление о поэте и поэзии восходит к великим традициям русской литературы (вспомним пушкинского и лермонтовского пророка, некрасовского поэта- гражданина). Стих должен обладать взрывной, действенной силой – у Маяковского он никогда не бывает вялым, он всегда заряжен большой идеей. Поэт не сообщает, не рассказывает – он убеждает, доказывает. Стих Маяковского всегда энергичен, резок, особую роль в этом играет знаменитая "лесенка" в стихах Маяковского, придающая им требовательную интонацию, особую силу отдельным – ключевым – словам. Маяковский с неизменной издевкой говорил о "кучерявых лириках". Но издевался Маяковский, конечно, не над лирикой, а над теми, кто ее опошлял. У самого Маяковского призывная сила поэзии неотделима от задушевности, он умел найти нежное "человечье" слово.

Маяковский был в хорошем смысле слова современным поэтом, то есть остро ощущающим ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, образность, ритмику, рифму, изменяется даже графическая запись стиха. Маяковский полемически остро заявил, что старый поэтический язык изжил себя ("слова разлагаются, как трупики"), и улице нужен новый, демократический язык ("улица корчится безъязыкая, ей нечем разговаривать"). Маяковский ввел в поэзию язык улицы, грубый, непоэтичный, но он поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом, рупором улицы, новой эпохи.