Болезни Военный билет Призыв

Юрий Николаевич Рерих – учёный Новой Эпохи

Биография

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии.

«Сосны на берегу». 1917
Ю. Н. Рерих

Библиография

Основные труды Ю. Н. Рериха

  • Рерих Ю. Н. Тибетский язык . - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 136 с.
  • Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. – Вып.1 – 11 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. – М.: Наука, 1983 – 1993. – (АН СССР. Ин-т востоковедения).
  • Избранные труды / АН СССР. Ин-т народов Азии. – М.: Наука, 1967. (Текст на англ. яз.)
  • Рерих Ю.Н. Тибетская живопись / Пер с англ. А.Л. Барковой. – М.: МЦР; Мастер-Банк. – 2001.
  • Рерих Ю.Н. История Средней Азии: В 3 т. – Т.1. – М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 2004.
  • Рерих Ю.Н. История Средней Азии: В 3 т. – Т.2. / ред. И.И. Нейч. – М.: МЦР, 2007.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи . 1967
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии / - Самара: Издательство «Агни», 1994.
  • Рерих Ю. Н. Удивительное жизнеописание Чаг лоцзавы, составленное Джуба Чойдаром (перевод с тибетского)
  • Рерих Ю. Н. Аланские дружины в эпоху монголов. Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель - май - июнь .
  • Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
  • Рерих Ю.Н. Письма: В 2 т. – Т.1: 1919 – 1935 / Сост. Н.Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т.О. Книжник, Н.Г. Михайлова, пер. с англ. Л.Г. Лоркина, И.В. Орловская и др. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю.Н. Письма: В 2 т. – Т.2: 1936 – 1960 / Сост. Н.Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т.О. Книжник, Н.Г. Михайлова, пер. с англ. Л.Г. Лоркина, И.В. Орловская и др. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы. – Самара, 1999.
  • Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. – М.: МЦР, 1992. – (Малая Рериховская библиотека). Скан-копия первого издания
  • Каталог тибетской коллекции. 1930.
  • Путешествие в сокровенную Азию. 1931.
  • Рерих Ю. Н. Владения архатов. 1929.
  • Рерих Ю. Н. Современная тибетская фонетика
  • Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs" Central Asian Expedition. New Haven - London, 1931.
  • Roerich G. N. The Blue Annal. Calcutta, 1949,1953. Part I-II.
  • Roerich G. N. Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet. Rome, 1958.

Публикации о Ю.Н. Рерихе

  • 100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2002. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
  • Беликов П.Ф. . Светлой памяти Юрия Николаевича Рериха // Непрерывное восхождение: К 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова. – М.: МЦР, 2001. – Т. 1. – С. 482 – 497.
  • Бонгард-Левин Г.М. Будда молчит... // Наука и религия. 1989. № 7. С. 38−42.
  • Бонгард-Левин Г.М. Он прошел через всю мою жизнь… // 100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха: материалы Междунар. науч.-обществен. конф. 2002 / МЦР. М., 2003. С. 51–54.
  • Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Воспоминания о Ю.Н. Рерихе: Сборник: По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. – Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994. – 152 с.
  • Гумилев Л.Н. Ю.Н.Рерих как историк Центральной Азии // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филос. аспекты осмысления: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2005. С. 668–674.
  • Елизаренкова Т.Я. Человек и ученый // Утренняя Звезда: альм. / МЦР. М., 1997. № 2/3. С. 211−216.
  • Елизаренкова Т.Я. «Жаль, что это продолжалось только три года!» // Воспоминания о Ю.Н. Рерихе: Сборник. – Новосибирск, 2002.
  • Зелинский А.Н. Памяти Ю.Н. Рериха // Известия Всесоюзного географического общества. – 1963. – Т.95. – 3. – С. 213 – 221.
  • Зелинский А.Н. Рыцарь Культуры : [к 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха] // Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. М.: МЦР, 1992. С. 3−20. − (Малая Рерих. б-ка).
  • Ларичев В.Е. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С.11−28.
  • Ларичев В.Е. Юрий Николаевич Рерих – исследователь истории, культур и языка народов востока Азии: (к 100-летию со дня рождения) // История и культура востока Азии: материалы междунар. науч. конф. (г.Новосибирск, 9-11 дек. 2002 г.). – Новосибирск, 2002. Т.1. С. 40−46: ил.
  • Ларичев В.Е. Ю.Н. Рерих – путешественник, исследователь-востоковед, гражданин // Рериховские чтения: [сб. препринтов]. Новосибирск, 1983.
  • Пятигорский А.М. Речь на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха
  • Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю.Н.Рериха: Каталог. Фотохроника. Архивные документы. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – 500 с., ил.
  • Рерих Ю.Н. Материалы юбилейной конференции . – М.: МЦР, 1994. – (Малая Рериховская библиотека).
  • Росов В.А. Юрий Рерих: Возвращение в «Новую Страну» // Россия и современный мир. - 2009. - № 3 (64) - С. 229-247.
  • Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом / Пер. с латыш. Л.Р. Цесюлевича . – Минск: Лотаць, 2002.
  • Семека Е.С. и др. Юрий Николаевич Рерих / Семека Е.С., Шастина Н.П. , Богословский В.А., Пятигорский А.М. // Рерих Ю.Н. Избранные труды. М., 1967. С. 5−16.
  • Юрий Николаевич Рерих: Биобиблиографический указатель / Сост. Н.К. Воробьева, М.С. Бухаркова, В.И. Шишкова. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Ю.Н. Рерих // Советское востоковедение: Сборник статей. – М., 1958. – Вып. 3. – С. 220.
  • Юрий Рерих: живое наследие. Материалы к биографии. Вып. I: Сборник статей и интервью. - М.: ГМВ, 2012.

Справочные издания

  • Рерих Юрий Николаевич // Милибанд С.Д. Биобиблиографический словарь советских востоковедов. – М.: Восточная литература, 1975. – С. 471 – 472.
  • Мамонова М.А. Рерих Юрий Николаевич // Алексеев П.В. Философы России XIX – XX столетий: Биографии, идеи, труды. – М.: Академический проект, 1999. – С. 667 – 668.

Память о Юрии Николаевиче Рерихе

См. также

Рерих Юрий Николаевич

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Елена Ивановна Рерих писала в своих письмах: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному делу осталась до сих пор. Стратегия — его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком — фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года».

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.

О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.

Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.

Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму — стране снежных гигантов и древних монастырей — и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография — «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

Хронология | Библиография

Рерих Юрий Николаевич (1902 - 1960)

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Елена Ивановна Рерих писала в своих письмах: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному делу осталась до сих пор. Стратегия - его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком - фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года».

Ю.Н. Рерих. В замке. 1917 - 1918

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.

О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.

Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись.
Издание МЦР, 2002

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.

Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму - стране снежных гигантов и древних монастырей - и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография - «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

Вокруг наследства художника и мыслителя до сих пор не утихают споры .

Николай Рерих, великий русский мыслитель, художник, путешественник, ученый и общественный деятель, вместе с двумя сыновьями и женой после Октябрьской революции остался в отделившейся от России Финляндии. Потом, побывав в Америке и европейских государствах, Николай Рерих отправился на Восток и переселился в Индию.

Много лет семья Рерихов занималась культурно-просветительской и научной деятельностью мирового масштаба, организовывала научные экспедиции, образовательные и исследовательские центры, создавала музеи. При этом семья никогда не теряла связи с родиной. Но родина на протяжении десятилетий относилась к Рерихам совсем не так, как они того заслужили.

Людмила Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, рассказывает: «На их долю выпала величайшая миссия – принести на планету Земля зов космической эволюции, которым пронизано все их творчество. В первую очередь это философия космической реальности, заключенная в 14 томах «Учения Живой Этики», изданных Еленой Рерих с 1924 по 1937 год, и живописных полотнах Николая Рериха, который запечатлел в красках основные идеи этой философии. Это и Гималайский институт научных исследований «Урусвати», созданный Рерихами в 1928 году, после завершения грандиозной центрально-азиатской экспедиции Николая Рериха, которая также имела огромное эволюционное значение в истории нашей планеты. Этот институт успешно проработал более 10 лет и вынужден был приостановить свою деятельность из-за начала Второй мировой войны. Он явился прообразом научных учреждений будущего и занимался изучением и исследованием законов взаимодействия человека и Космоса. И наконец, знаменитый Пакт Рериха и его отличительный флаг, известный как Знамя Мира. Этот международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в 1935 году, заложил основу всей международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей».

Не учитывая особенностей учения Николая Рериха, нам до конца не понять не только творчества членов этой семьи, но и той трагедии, которая случилась в России с частью их наследия, о которой мы собираемся рассказать в последующих номерах «Совершенно секретно».

Николай Рерих и Иосиф Сталин

В 1926 году Николай Рерих, к тому времени бывший уже известным художником и общественным деятелем, по приглашению Максима Горького посетил СССР. Скорее всего, именно с этого времени у него появилась мысль вернуться на родину, чтобы принять участие в том, что он считал «созидательным строительством». В 1938 году он писал в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Но такие вопросы, как возвращение в СССР известных соотечественников, решались одним человеком – Иосифом Сталиным. Только он мог, к примеру, разрешить вернуться на родину певцу и поэту Александру Вертинскому или писателю Алексею Толстому. Семья Рериха явно вызывала у Сталина подозрение, и он не спешил откликнуться на просьбу о возвращении в СССР. Сегодня ясно – почему.

Известно, что и в тридцатые, и в сороковые годы Сталину неоднократно докладывали о желании Николая Константиновича вернуться в СССР вместе с семьей, передать в музеи огромную коллекцию картин и принять участие в научной и культурной жизни страны. Но все эти «доклады» сопровождались справками «компетентных органов» или отдельных чиновников. Одни «сопроводиловки» напоминали вождю народов о том, что в послереволюционный период Рерих занимал антибольшевистскую позицию и публиковал в эмигрантской прессе обличительные статьи. Другие, как, например, справка полпреда СССР в США Трояновского, вообще называли Николая Рериха «американским гражданином», что по тем временам было весомым компроматом (в действительности у него было гражданство Российской империи и Индии). В некоторых сопроводительных документах и вовсе говорилось о его «сомнительных связях с японцами». Такие характеристики, данные Рериху в марте 1938 года, когда в Москве шел процесс «правотроцкистского блока», несомненно, повлияли на решение Сталина воздержаться от контактов с мыслителем и художником в принципе. Возможно, что это было и к лучшему. История знает примеры того, как вернувшиеся в СССР деятели культуры и искусства попадали в котел сталинских репрессий. Такая судьба могла бы быть уготована и семье Рерихов.

Николай Константинович, однако, не оставлял попыток вернуться на родину. Возможно, он не понимал опасности, которая грозила ему в СССР, а может быть – чувствовал себя фигурой мирового масштаба и мировой известности и потому рассчитывал на определенный «иммунитет». Сталину же, при всей желательности возвращения художника и его семьи в СССР, перспектива иметь рядом свободно мыслящего, материально независимого и малоуязвимого человека казалась малопривлекательной.

Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов, получив в конце 1938 года от Николая Рериха, которого он знал лично, очередное письмо, обратился за указаниями напрямую к Сталину. Генсек был категоричен. На письме наркома «о разрешении приезда Рериху со всей семьей» и приеме в дар его картин Сталин написал: «Не отвечать!»

После смерти Николая Рериха в 1947 году его жена и дети, выполняя волю главы семьи, стремились вернуться на родину и привезти с собой тысячи картин, богатейшие научные архивы и библиотеку. Но сталинская резолюция «Не отвечать!» так и осталась замком, к которому при жизни «вождя народов» ключ подобрать было невозможно…

Юрий Рерих и Никита Хрущев

Конец сталинской эпохи был для семьи Рерихов мрачным. В Латвии арестовали членов Латвийского общества Рериха, закрытого еще в 1940 году. А в 1952 году отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС дал крайне негативную оценку книге Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха «Рерих», выпущенной еще до войны в Латвии. В документе даже была фраза о том, что «книга носит, по существу, антисоветский характер». Она была немедленно изъята из библиотек и букинистических магазинов. А Арвид Янович Пельше, будущий член Политбюро ЦК КПСС, возглавлявший тогда латвийскую компартию, обратился с предложением, чтобы соответствующие органы заинтересовались «рериховским наследством, находящимся в музеях СССР».

5 октября 1955 года в Калимпонге умерла жена Николая Рериха Елена Ивановна. Всего месяц она не дожила до события, которое стало судьбоносным для семьи Рерихов – встречи Юрия Рериха с Никитой Хрущевым и Николаем Булганиным. Дело в том, что третий официальный зарубежный визит Хрущева был именно в Индию, с которой СССР планировал установить самые дружеские отношения. Поездка была триумфальной: первого секретаря ЦК КПСС Хрущева и председателя правительства Булганина восторженно встречали сотни тысяч людей. И, вполне естественно, в Индии готовились к этой встрече. Святославу Рериху, входившему в состав комиссии по организации приема советских гостей в Бангалоре, удалось договориться с советской стороной о приеме Юрия Николаевича Рериха. Во время этой встречи Юрий Николаевич выразил желание вернуться в СССР с выставкой картин отца. Его пригласили работать в Москве по специальности (он был востоковедом, причем с мировым именем). А сразу после встречи Николай Булганин дал указание советскому послу в Индии оказать содействие Юрию Рериху в получении советского гражданства и возвращении в СССР.

Во время того же визита Юрий Николаевич познакомился с министром культуры СССР Николаем Михайловым, который также весьма благожелательно отнесся к идее организации выставки картин Николая Рериха в Москве.

Несмотря на то что вопрос о возвращении Юрия Рериха на родину решался на самом высоком уровне, указ о приеме его в советское гражданство был подписан только через 15 месяцев. А потом началась работа по отправке первой части наследия семьи Рерихов в Москву. Сотни картин, тибетские танки (танка, или тханка – картина-свиток на ткани. – Ред.), научная библиотека были упакованы в огромный контейнер и морем отправлены из Бомбея в Одессу. А сам Юрий Рерих приехал в Москву в августе 1957 года и поначалу поселился в гостинице «Ленинградская» на Каланчевке. Уже через пару месяцев ему выделили четырехкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте.

Жил там Юрий Рерих не один. Вместе с ним из Индии приехали Людмила и Ираида Богдановы, сестры, которые еще во время рериховской центрально-азиатской экспедиции 1924–1928 годов в совсем юном возрасте прибились к ней, а потом остались в семье Рерихов в качестве помощниц по хозяйству. Помогали они Юрию Рериху и в Москве.

Между тем некоторые чиновники от культуры оказались просто не готовы к восприятию творчества Николая Рериха и его мироощущения в целом. Начальник отдела изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР Андрей Лебедев после осмотра картин написал министру: «Ряд картин несет отпечаток мистических настроений автора. По своим художественным качествам эти работы не принадлежат к числу значительных произведений искусства. Для советской общественности, для наших художников выставка этих работ пользы не принесет». И далее предлагалось не устраивать выставку вообще или устроить ее в одном из малых залов для узкого круга художников и искусствоведов. В оппозиции к творчеству Николая Рериха было и руководство Союза художников СССР, пытавшееся всячески оттянуть сроки проведения выставки.

Пришлось Юрию Николаевичу Рериху отправиться к министру культуры Михайлову, с которым, как мы уже знаем, он был лично знаком. 25 марта 1958 года министр поставил на письме Юрия Рериха, в котором тот рассказывал о переносе сроков проведения выставки, резолюцию: «Тов. Лебедеву А. В чем здесь дело? Прошу об этом доложить!» Лебедев «доложил», и вопрос был решен. 12 апреля 1958 года в Выставочном зале Союза художников СССР было представлено 220 работ Николая Рериха. Вопреки мнению чиновников, выставка имела огромный успех: посетители (по 5 тысяч человек в день) выстаивали многочасовые очереди, чтобы попасть в зал, а книга отзывов составила 6 томов…

Кто-то может посчитать, что Юрий Рерих был обласкан советской властью: четырехкомнатная квартира, работа в Институте востоковедения, подаренная автомашина «Волга» и даже дача в виде сборно-щитового дома могли показаться советским гражданам чуть ли не коммунизмом. На самом же деле чисто материальные факторы ученого не волновали.

Основной задачей Юрия Рериха было (и договоренность об этом с советским руководством существовала) создание мемориального музея Николая Рериха в Москве или Ленинграде и его филиала в Барнауле. У Министерства культуры сложилось, однако, свое мнение – рассредоточить картины по провинциальным музеям.

4 мая 1960 года министром культуры СССР вместо знакомого Рериху Николая Михайлова стала Екатерина Фурцева. И в тот же день был подписан приказ Минкульта «О передаче произведений Н.К. Рериха», в соответствии с которым 60 картин отправили в Новосибирск, а остальные в Русский музей в Ленинграде. Но приказ почему-то вышел за подписью Михайлова. Неизвестно, интересовала ли эта тема Фурцеву в первый день работы на новом месте, или просто чиновники министерства воспользовались ситуацией, но факт остается фактом: формулировка о создании мемориального музея исчезла.

Через две с половиной недели после этих событий 57-летний Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался в результате сердечного приступа…

Святослав Рерих: от оттепели до перестройки

Младший сын Николая Рериха Святослав после смерти Юрия стал единственным человеком, способным выполнить волю отца и матери: передать все наследие Рерихов родной стране. Сам он был, как известно, прекрасным художником, ученым, общественным деятелем международного масштаба. Его отношения с советскими властями, однако, осложнялись тем, что он был индийским гражданином, причем женатым на одной из самых известных киноактрис 1930–1940-х годов, внучатой племяннице Рабиндраната Тагора Девике Рани. Скорее всего это послужило причиной появления в недрах советского чиновничьего аппарата плана отстранения его от возможности распорядиться наследством родного брата. На самом деле, кроме Святослава, никаких наследников у Юрия Рериха не было и быть не могло. Но Министерству культуры очень не хотелось, чтобы иностранный гражданин мог распоряжаться серьезными материальными и научными ценностями, которые оно считало уже «принадлежащими государству».

Министр культуры Фурцева, ее заместитель Кузнецов пообещали Святославу Рериху «решить вопрос» и даже попросили составить завещание на бланке нотариальной конторы и отправить его в министерство. Но хода этому завещанию никто давать не собирался. Формальной зацепкой было то, что Святослав был индийским гражданином, а у СССР и Индии не было договора о наследовании имущества. И поэтому совершенно безосновательно «наследницами» Юрия Рериха сделали сестер Богдановых, домработниц, не имевших никаких родственных отношений с семьей Рерихов. Более того, их признали «иждивенками», а распоряжение об этом подписал заместитель председателя Совета министров СССР Анастас Микоян.

Давая юридическую оценку распоряжению №2338-р от 5 августа 1960 года, подписанному Микояном, генеральный прокурор СССР Александр Сухарев писал в 1989 году премьер-министру страны Николаю Рыжкову: «По утверждению Ю.Н. Рериха и свидетельству очевидцев, проживавшие в семье Рерихов и у Ю.Н. Рериха сестры Богдановы не находились у них на иждивении, а работали в качестве прислуги. Поэтому применительно к социальному обеспечению домашних работниц в СССР Богдановы за их долголетнюю работу в семье Рерихов могли быть обеспечены государственной пенсией как домработницы, но не как иждивенки. Не требовалось специального распоряжения правительства для закрепления за Богдановыми квартиры Ю.Н. Рериха, поскольку право проживания на данной площади они приобрели с согласия нанимателя, прописавшего и вселившего их к себе».

Кстати, возможно, что некоторую путаницу в вопрос в свое время внес и министр культуры СССР Михайлов, который в одном их своих распоряжений 1958 года писал о «Юрии Рерихе, приехавшем из Индии в 1957 году вместе с сестрами»… Но, так или иначе, вопрос с наследством, созданием музея Николая Рериха и музея-квартиры Юрия Рериха повис в воздухе.

Святослав Рерих приехал в СССР еще раз уже при Брежневе, в 1974 году. Но и в тот раз, и позднее выполнить волю родителей и увековечить память отца и брата ему не удавалось. О творчестве членов семьи Рерихов выпускали научные и популярные монографии, их портреты печатались на почтовых марках, а великое наследие тем временем потихоньку разворовывалось. Исчезали картины, куда-то пропадали дневники и документы. Создалась патовая ситуация: государство никак не могло поставить на госучет коллекцию Юрия Рериха, а также не очень заботилось о создании мемориального музея. Святослав Рерих общался с высшими государственными чиновниками, в том числе и председателем Совета министров Алексеем Косыгиным, но основное условие передачи всего наследия Рерихов государству не выполнялось…

А через двадцать семь лет после смерти Юрия Рериха, 14 мая 1987 года, Святослав Рерих с супругой встретился в Москве с Михаилом и Раисой Горбачевыми.

И на этой встрече поднял вопрос о создании мемориального музея, который обсуждался с Президентом СССР весьма благожелательно. Были даны поручения главе Совмина Николаю Рыжкову, началась подготовка проекта, который по какой-то причине делал будущий музей филиалом Государственного музея искусства народов Востока. Святослав Рерих же настаивал на создании общественной организации как попечителя музея. Не будем сейчас вдаваться в подробности его переговоров на высшем и среднем уровнях власти, отметим лишь тот факт, что 4 ноября 1989 года был создан Советский фонд Рерихов (в качестве общественной организации) и Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база для развертывания его научной, просветительской и культурной деятельности.

От редакции: Мы предлагаем вниманию читателей тезисы доклада Т.И.Мурашкиной на конференции «Живая Этика и наука будущего», состоявшейся в г.Ярославле 30 марта – 1 апреля 2001 года.

***

ВСТУПЛЕНИЕ

Юрий Николаевич Рерих - человек, живший в середине ХХ века, представлял собой идеальный образец учёного будущего, учёного Новой Эпохи. Он обладал синтетическим сознанием и работал во многих областях науки. Кроме того, в своей работе он сочетал различные методы научного познания. Он владел и теми методами познания, которые признаются современной материалистической наукой и теми, которые она пока отрицает. Он владел духовным познанием.

Мы обращаемся к жизни Ю.Н.Рериха ещё и по другой причине. Он был одним из четверых носителей Учения Живой Этики – Провозвестия Новой Эпохи. Рерихи не только передали человечеству новое знание, но и применили все положения Учения в жизни каждого дня, таким образом, обогатив Сокровищницу древней мудрости своим личным опытом. И с этих позиций особенно важно изучать жизнь каждого из Рерихов. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни – этот Архат, Агни Йог.

Это была могучая личность, титан, Герой планетарного масштаба. Как Прометей он нес людям Огонь знания, прокладывая путь новой науке! Без мужества и героизма это невозможно, потому что труднее всего преодолеть невежественное сознание современников.

Картина Н.К. Рериха «Знамя мира»

Знак Знамени Мира, три амарантовых сферы внутри кольца вечности, символизирует единство времени: прошлого, настоящего и будущего. Именно это единство и называется Вечностью, Беспредельностью. Этот самый древний и самый сокровенный символ на Земле означает и эволюцию сознания во всех ее фазах. Поэтому древний символ является в то же время и знаком Новой Эпохи - Эпохи Света, Культуры, Сердца. Это знак синтеза – слияния трёх миров, синтеза знаний, синтеза наук. Знак Знамени Мира, который называют ещё «Трёхглазое знамя Владык», может быть только на надгробиях Сотрудников Шамбалы.

Фото - памятник на могиле Ю.Н.Рериха

В Москве на Новодевичьем кладбище можно увидеть знак Знамени Мира на одном единственном надгробии. Оно единственное не только в Москве, не только в России, но и во всей Европе. Это памятник на могиле Юрия Николаевича Рериха.

Картина Н.К.Рерих «Звезда героя»

Картина посвящена Юрию Николаевичу. Вы видите человека, устремившего взгляд на небо. Он ждёт знак, который дадут ему звёзды о том, что наступило время для свершения нового подвига. Таким знаком для него будет полет кометы. Елена Ивановна говорила Юрию Николаевичу, что, если он поедет в Россию, то проживет там не более 3-х лет, а, если останется в Индии, проживёт дольше. Она спросила его: «Поедешь?» Он ответил: «Поеду». Он знал, что нужен Родине.

Юрий Николаевич очень любил слово «подвиг». В основе этого понятия лежит жертвенность. Есть теснейшая связь между понятиями Культура и подвиг. Культура – почитание Света, а подвиг – действенное служение этому Свету. Вся жизнь Юрия Николаевича была подвигом на ниве Культуры. Поэтому лейтмотив моего выступления – это героизм и подвиг.

Фото Ю.Н. Рерих

Вот как охарактеризовал Юрия Николаевича его коллега, директор института тибетологии в Сиккиме Нирман Синкх: «Юрий Николаевич Рерих, как учёный, является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток Культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек. Он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич, как человек, был даже еще более велик, чем Юрий Николаевич Рерих, как учёный. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, не только между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

ЧАСТЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКСПЕДИЦИЯ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

Фото Ю.Н. в детстве

Я вам кратко напомню его биографию. Ю.Н. родился 16 августа в селе Акуловка Новгородской губернии во время одной из археологических экспедиций его родителей. Начальное образование он получил в Петербурге, затем учился у частных профессоров в Карелии. С детства проявился интерес к истории, Востоку, иностранным языкам и к военному делу. В 15 лет он уже знал 8 иностранных языков, а, став взрослым, изучил около 30 – западных и восточных (в том числе умершие языки). Он свободно читал, писал и говорил на иностранных языках.

Фото Ю.Н. в юности

Далее Юрий Николаевич продолжал образование в Европе и Америке. Он учился в трёх университетах, в лучших школах востоковедения: в Лондоне, в Гарварде и в Париже. В Париже он учился одновременно на экономическом и юридическом отделениях, а также окончил высшую школу «Сенсир», получив специальное военное образование. Везде, где бы он ни учился, он поражал профессоров глубиной и широтой своих знаний. В 21 год он закончил Парижский Университет со степенью магистра индийской филологии.

Фото Ю.Н. в юности

Юрий Николаевич учился, находясь вдали от родителей, с которыми постоянно была переписка. Перед Юрием Николаевичем, как и перед любым молодым человеком, возникало много проблем. В своих письмах родители давали ему советы как поступить. Вот фрагмент из письма Елены Ивановны к Юрию (в это время ему был 21 год, он учился в Гарварде): «Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок. Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя всё пройдёт благополучно. В этом жизнь и совершенствование».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич, также, как и его младший брат - Святослав Николаевич, с детских лет был подключен к эзотерической работе родителей. Сейчас я Вам зачитаю фрагмент письма Юрия Николаевича сотруднику Рерихов В.Шибаеву. Письмо написано, когда Юрию Николаевичу был 21 год. И по этому фрагменту можно судить, насколько зрелым человеком он был уже в этом возрасте.

«Дорогой друг! Деятельность во Служение всё расширяется и каждый день несёт новые возможности и победы. Джон Крейн, Роджерс и я основали международную организацию для мирового сближения. Вы понимаете, насколько важно иметь такой аппарат и Вы, наверное, знаете, Кем посылается эта возможность».

Письмо заканчивается словами: «Да послужит это новое начинание Делу Служения и да примем каждую посылаемую нам возможность. В дни Великого Чуда остаюсь братски преданным Вам во Служении. Юрий Рерих».

Фото Ю.Н.

Характер у Юрия Николаевича с детства был очень сложный – темпераментный, порывистый. Вот фрагмент из Указания Учителя о Юрии Николаевиче, где его называют даже «дикий». «Должны считать радушием характер Юрия, лучше берите его, дикий да умелый, даже полезен будет. В участники годится». Речь идёт о подготовке к Центрально-азиатской экспедиции.

Фото Ю.Н. на Алтае 1926 год

А вот характеристика, данная Юрию Николаевичу жительницей Алтая, крестьянкой Агафьей Зубакиной, в доме которой жили Рерихи во время экспедиции в 1926 году: «А Юра простой, простой был. 23 года ему было, молод был, а бороду не брил. Здесь рубашку купил коленкоровую, на выпуск её носил, всё в ней бегал. Мне та рубашка совсем не нравилась, как у всех мужиков, а ему она почему-то мила была. Да дома хотел довести, осторожно велел стирать, чтобы не полиняла, не порвалась».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич искал знание в университетах и академиях, в разных странах и у разных народов. Древние говорили, что путешествие завершает образование. И в 21 год, имея блестящее теоретическое образование, Юрий Николаевич отправляется в свою первую экспедицию, организованную его отцом, академиком Н.К. Рерихом. Это была Великая Центрально-Азиатская экспедиция, длившаяся пять лет. Как учёный –исследователь с необычайно широким кругозором, Юрий Николаевич сформировался именно во время этой экспедиции.

Картина Н.К.Рериха «Твердыня Тибета»

Как древние аргонавты, направились Рерихи по неизведанным тропам. И сейчас мы с Вами мысленно пройдём вместе с ними по высоким хребтам, где не ступала нога европейца, по непреступным монастырям, выбитым в скалах, по безводным пустыням. Почувствуем продолжительность и опасность пути, и тогда подвиг исследователей в поисках истины предстанет перед нами во всём величии мужества и красоты.

Картина Н.К. Рериха «Лхаса»

Юрий Николаевич во время экспедиции написал много научных работ. Об основных из них я Вам расскажу. Самая значительная работа Юрия Николаевича, принёсшая ему мировую славу – это его перевод уникального исторического памятника «Голубые анналы». До сих пор эта работа, по мнению специалистов, является фундаментальной в изучении истории и культуры средневекового Тибета. Впервые, вопреки традиции европейского востоковедения, Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в Азии, а как особое место на планете, где нужно искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою весьма удалённых во времени и пространстве от Тибета.

Картина Н.К. Рериха “Om Mani Padme Hum”

Десятая глава этого труда называется «К изучению Калачакры». Калачакра – это великое Учение Шамбалы («Колесо времени»). Оно пронизывает всю жизнь Тибета, Индии и Монголии. Калачакра утверждает, что жизнь человека связана с жизнью всей Вселенной. Это сложная система знаний о Космосе преподаётся в крупных учебных заведениях при монастырях Тибета и Монголии. Хочу подчеркнуть, что вся литература о Калачакре написана на языке символизма, который известен только Посвящённым. Книги о Калачакре пишутся учёными-ламами, побывавшими в Шамбале. Один из таких монастырей Вы видите на этом слайде. Эти монастыри имеют подземные ходы – «змеиные норы», как их называла Блаватская, которые хранят тайны Земли и человечества. Благодаря уникальному знанию Юрием Николаевичем иностранных языков и местных диалектов, Рерихи имели доступ в эти монастыри.

Картина С.Н. Рериха «Книга»

К ним относились с доверием и давали им древние книги, манускрипты, которые до них не видел ни один европеец. Людмила Васильевна Шапошникова в одной из своих статей описала свою беседу с учёным-ламой. Лама ей сказал: «В библиотеке школы тибетской философии я видел перевод древней тибетской хроники «Голубые анналы». Там целая глава посвящена Калачакре и её распространению, и это один из лучших переводов, мне встречавшихся. Как ни странно, он сделан европейцем. Автор был, конечно, необычным человеком и многое знал из того, что известно только нам».

Фото Ю.Н.

Речь шла, как Вы понимаете, о Юрии Николаевиче.

Картина Н.К. Рериха «Приказ Ригден Джапо»

В большой научной работе «Тибетская живопись» Юрий Николаевич даёт детальный разбор тибетско-буддийской иконографии и определяет роль и значение тибетского буддийского искусства. Эта картина называется «Приказ Ригден Джапо», где изображён Владыка Шамбалы. Другое Его имя Майтрейя. В главе «Майтрейя – Будда грядущего» вышеупомянутой работы Юрий Николаевич пишет следующее: «В Тибете Бодхисаттва Майтрейя часто представляется сидящим на троне в европейской манере. Этот способ сидения считается характеристикой Бодхисаттвы и предполагается, что он символизирует тот факт, что Бодхисаттва готов прийти и уже спустил ноги с трона». Этот фрагмент статьи Юрия Николаевича буквально комментирует данную картину.

Картина Н.К. Рериха «Тибетский стан»

Юрий Николаевич большое значение предавал изучению кочевого Тибета. Открытия в этой области, сделанные им во время экспедиции, Юрий Николаевич обобщил в своей классической работе «Звериный стиль среди кочевников Северного Тибета». Юрий Николаевич является основоположником новой науки – номодистики. Это наука о кочевниках.

Картина Н.К. Рериха «Дружина»

Во время экспедиции Юрий Николаевич вёл путевой дневник. Вот один из его фрагментов: «Дорога на Чугучаг считалась небезопасной из-за частых нападений в узких ущельях. Нам довелось постоянно вести разведку местности, зорко наблюдая за странными всадниками, то и дело появляющимися и исчезавшими на гребнях ближайших гор». Во время экспедиции Юрий Николаевич трижды чудом избежал смерти. Однажды конь его поскользнулся на ледяной сфере, в другой раз у него был сердечный приступ на больших высотах и о третьем случае я Вам расскажу чуть позже.

Фото Ю.Н. на коне

В экспедиции Юрий Николаевич занимался не только научной работой. На нём лежала функция военной охраны каравана, так как путешественникам приходилось постоянно защищаться от нападения местных племён.

Картина Н.К. Рериха «Плато Чантанг»

Осенью 1927 года на пути к тибетскому нагорью экспедиция была остановлена отрядами тибетцев, действующих по указанию лхасских властей о закрытии этого района для иностранцев. Паспорт, выданный Н.К. Рериху представителем Лхассы в Улан-Баторе, был объявлен недействительным. На этом плато Чантанг экспедиция была задержана. Рерихи простояли здесь почти полгода в летних палатках. Экспедиция была фактически обречена на физическую смерть. По таинственным законам жизни именно этот этап находящейся на грани смертельной опасности экспедиции, оказался максимально плодотворным в научном отношении. Рерихи не только не потеряли присутствия духа, но сумели продолжить исследовательскую работу и в этом их несомненный исторический и научный подвиг.

ЧАСТЬ 2. КУЛУ. ФЕНОМЕНЫ. «УРУСВАТИ». ГЭСЭР ХАН.

Картина Н.К. Рериха «Кулута»

Завершив экспедицию, Рерихи поселились в долине Кулу. Это самое древнее место не только в Гималаях, но и на нашей планете. Это одна из Хранимых долин. В этом месте бывал Будда, Падма Самбхава, Аполлоний Тианский. Александр Великий остановил своё войско, подойдя к реке Биас, которая протекает в долине Кулу, и повернул обратно. В этом месте Риши Вьяса собирал Махабхарату – древнеиндийский эпос. Кулу называют долиной трёхсот Богов. Именно здесь Рерихи прожили около 20 лет.

Фото Дом Рерихов в Кулу

Рассказ о личности Юрия Николаевича будет неполным, если мы не вспомним о том, как он работал с молодёжью, приехав в Советский Союз. Он воспитывал молодых учёных с широким мировоззрением, говорил им о том, что жизнь полна тайн, что есть ещё совсем неизученные энергии, одухотворённые силы природы. Он говорил, что путь познания может быть не только научным, что есть другой путь, который не поддаётся пока описанию в терминах современной науки – путь познания духа. Юрий Николаевич иллюстрировал свои мысли интересными примерами из своей жизни. О некоторых из них я Вам расскажу.

Вот один из интереснейших таинственных случаев, о котором рассказывал Юрий Николаевич. Он произошёл, когда семья только поселилась в Кулу. Дом Рерихов всегда посещался ламами. Они приходили так поздно, когда двери уже были закрыты и уходили так рано, когда все ещё спали. Юрий Николаевич заинтересовался, как это происходит. Однажды он буквально подсмотрел беседу Николая Константиновича с ламой.

Картина Н.К.Рериха «Молодой лама»

Через некоторое время, наблюдая беседу с ламой, Юрий Николаевич потерял сознание. Николай Константинович отнёс сына на руках в его комнату. Когда Юрия Николаевича спросили: «Что же Вы увидели, отчего Вы потеряли сознание?», он ответил: «Я увидел растворившуюся как туман человеческую форму, прошедшую сквозь стену».

Картина Н.К.Рериха «Красный лама»

«Ну что же тогда лама? Что он ел? Где и когда он спал?» – спрашивали Юрия Николаевича. И Юрий Николаевич с прекрасной улыбкой отвечал: «Пища лам минимальна. Пранически огненное питание делает невозможным для них длительное пребывание в закрытых помещениях. Даже сон для них невозможен без накопления пранических запасов. Вас интересует, где лама спал. Он проводил несколько часов в близлежащей пещере и даже не спал в нашем понимании, а находился в состоянии длительной дхиани. Это состояние давало ему запас энергии, достаточный для напряжённой работы в течение дня».

Картина Н.К.Рериха «Монголия»

Вот рассказ о том, как Юрий Николаевич чуть не погиб. Двигаясь из Монголии на верблюдах по горным массивам Монгольского Гоби, члены экспедиции посещали кочевых монголов этих районов. Юрий Николаевич собирал лингвистический материал, изучал наречия оседлых кочевых народностей. Местность была неспокойна.

Картина Н.К.Рериха «Монголия. Юрты»

Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич целый день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в своё жильё. Он рассказывал: «В этот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счёт времени. Палатка тесная, лишь стол против оконца, да кровать у стены – вот и вся площадь. За окном – холмы, да тьма кромешная. На миг я задумался. Сидел уставший, отдавшись странному покою. «Отодвинься от окна», - почудилось мне сказал голос. Я счёл это за иллюзию и продолжал писать. Голос повторился громче и сильнее. Но то ли в состоянии забвения, то ли по грубости, я пренебрёг им. Убедившись, что ничего нет, я дремал в полусне. Удар молнии пронзил меня, и уже ясно громовой голос прозвучал: «Отойди от окна!». И одновременно меня отбросило в сторону. В этот момент раздался выстрел. Пробив стекло, пуля застряла в стене напротив. Так я приобрёл друга, спасшего меня».

Картина Н.К.Рериха «Аджанта»

Ещё один случай, рассказанный Юрием Николаевичем, произошёл в присутствии комиссии учёных-европейцев. Основная цель подобных экспериментов – повергнуть в прах многие, устоявшиеся веками, научные и религиозные догмы, и круто изменить мышление человечества, направив его в сторону изучения сокровенных тайн природы и человека, которые никогда ещё не были известны современной науке. Юрий Николаевич был свидетелем случая, который не поддаётся рациональному объяснению. Говоря о чудесах йогов, он подчёркивал, что факт, виденный им, относится к группе феноменов, доступных лишь Архатам высоких посвящений.

Картина Н.К.Рериха «Старый лама»

Один из старших лам, предложил комиссии указать любое место, где она хотела бы найти скрытое сокровище. Условились даже, что это должен быть каменный торс человеческой статуи. С напряжённым интересом, соблюдая все правила строгого научного контроля, следили учёные за тем, что делалось вокруг назначенного места.

Картина Н.К.Рериха «Дзон Капа»

Местом этим была высокая скала. Несколько суток лама провёл в глубокой неподвижности. Порой казалось, что он окаменел, как и эта скала. Медленно возвращалось сознание в холодное тело. Лама предложил долбить скалу. Рабочие прошли неподдающуюся породу. Осторожно, бережно крошили скалу, следуя указаниям ламы.

Картина Н.К.Рериха «Юэн Канг»

Под слоями каменной породы появилась сначала голова, потом торс статуи. Наконец показались руки. Тщательно отделили породу от чудесного произведения искусства. Когда отделили туловище, лама велел прекратить работу, ибо дальше ничего нет. Статуя оказалась без ног. Стали допытывать: «Куда же могли деваться ноги?» Лама с загадочным выражением сказал, что он устал и не счёл нужным продолжать опыт.

Картина Н.К.Рериха «Мысль»

Вот объяснение Юрия Николаевича этого феномена: «Человеческий мозг – неиссякаемый источник тонкой космической силы, способный управлять всеми грубыми энергиями физической природы. Совершенный посвящённый есть центр лучеиспускания, оттуда исходят могущественные силы, способные передвигать элементы материи и делающие ощутительные результаты в видимом мире форм. Адепт не творит ничего нового, но он приводит в действие материалы, которые природа нагромоздила вокруг него. Он выбирает что ему нужно и даёт своей мысли объективное существование».

Икона «Серафим Саровский»

Известно, что батюшка Серафим Саровский поднимался над полом во время молитвы. Братия даже видела, как он летел над лугом выше травы и цветов. Это явление называется левитацией. Вот как объяснял закон левитации Юрий Николаевич Рерих: «Духовная энергия преобладает над физической и трансмутирует её. Он (закон) подвластен лишь редким высокодуховным существам. Подвижники духа живут на грани двух миров – сфер физических и духовных энергий. И могут быть мгновения, когда этот потусторонний мир настолько магнетически насыщает и преодолевает все вибрации их физической сущности, что и она начинает подчиняться другой закономерности».

Фото Институт «Урусвати»

В завершении экспедиции Рерихи основали в долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати». Этот Институт является для нас прообразом Института будущего. Юрий Николаевич был бессменным его директором на протяжении 10 лет, пока он существовал. Он предложил организовать Институт по типу индийских Ашрамов: «Когда мы основывали Институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год проводятся экспедиции и экскурсии. Нужно то, что индусы так сердечно называют «Ашрам». Это – средоточие.

Фото Н.К., Ю.Н., и С.Н. Рерихи с посохами

Умственное питание Ашрама добывается в разных местах. Сотрудники Ашрама не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы».

Фото Ю.Н. с ламами

Институт «Урусвати» состоял из двух отделов – ботанического и этнолого-лингвистического, которые также занимались изучением и разведкой археологических памятников. Институт занимался проблемами изучения солнечных лучей в высокогорных районах. Была собрана богатая коллекция тибетской фармакопеи, причём в этих многолетних работах приняли деятельное участие тибетские ламы-лекари.

Фото Ю.Н. на коне

Институт «Урусвати» издавал журнал, где были опубликованы многие работы Юрия Николаевича и в частности работа «Сказание о царе Гэсэре из страны Линк». Особое внимание Юрий Николаевич уделял эпосу о Гэсэр Хане, называя его «Илиадой Центральной Азии».

Картина Н.К.Рериха «Гэсэр Хан»

Гэсэр Хан – национальный герой Тибета, Алтая. Герой очень близкий Юрию Николаевичу. Это одно из Имён Владыки Шамбалы. Картина была написана Николаем Константиновичем специально для сына и подарена ему на день рождения. Она всегда была у Юрия Николаевича. Он привёз её в Советский Союз и сейчас она находится в квартире, где он жил в Москве. К этой картине я Вам сейчас прочитаю стихи, написанные Л.П. Дмитриевой.

ГЕСЕР ХАН

Сегодня не может быть низанипротив.

Лишь только - за, лишь только - против.

Сейчас не может быть ниданинет.

Иль только - да, иль только - нет.

Не видишь разве: кровью алой набухли над планетой облака?

И выползает тьма из всех расщелин.

И, обезумев, мечутся стихии.

И лист бледнеет перед вселенскою грозой.

И конь дрожит и жаждет битвы.

И в напряженьи небывалом тетива в руке, которая не знает пораженья.

И в устремленьи замерла стрела...

Великий воин Гесер-Хан - уничтожитель тьмы, воитель Света,

прошедший (и в который раз!) надземную дорогу духа ногами человека по земле.

Могучий витязь Гесер-Хан, защитник всех, кто ищет в Нём защиты...

Но я уже защиты не ищу, великий воин Шамбалы, Владыка Гесер Хан.

Я стать стрелой хочу в твоём колчане, которая разит врага.

Иль если не стрелой, то наконечником её хотя бы иль опереньем.

Лишь бы лететь туда, куда рука Твоя направит, Великий воин Шамбалы...

ЧАСТЬ 3. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ИНДИИ

Фото Н.К. Рерих с сыновьями

Около 35 лет прожил Юрий Николаевич в Индии. Но все эти годы, как и вся его семья, продолжал оставаться патриотом своей отчизны. За все годы пребывания за границей он так и не принял иностранного подданства. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, он со своим младшим братом сразу же подал прошение в Советское посольство в Лондоне о зачислении их добровольцами в ряды Красной Армии, дабы с оружием в руках защищать свою Родину. Но в этом праве им было отказано.

Фото Ю.Н. со С.Н. в Кулу

«Оба моих сына полны устремления к Родине. Родина живёт у них как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в её ближайший рассвет», - писала Елена Ивановна.

Фото Ю.Н. в Калимпонге

Около 10 последних лет пребывания в Индии Юрий Николаевич проводит в Восточных Гималаях, где он жил с Еленой Ивановной в Калимпонге. Он преподавал там в Университете. Здесь 25 лет назад он сделал свои первые шаги в самостоятельной научной деятельности. Именно здесь, в Калимпонге, на границе с Сиккимом, вблизи патриархов Гималайских вершин, он проводит свои последние годы в Индии.

Под музыку Вагнера (2 мин. 30 сек) – 8 слайдов Канченджанги.

Картина «Помни»

ЧАСТЬ 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Фото С.Н.Рерих с Н.С. Хрущёвым

В 1956 году Советская правительственная делегация посетила Индию. В составе комиссии, которая принимала эту делегацию на юге Индии, был Святослав Николаевич. Он обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с личной просьбой - разрешить его брату Юрию вернуться на Родину. Такое разрешение Хрущёв дал, и через год в августе 1957 года Юрий Николаевич вернулся на Родину.