Болезни Военный билет Призыв

Катится река. Анализ стихотворения «Полдень». Тютчев: раннее творчество. Анализ произведения «Полдень»

Ф.И. Тютчев - поэт, трагически и философски смотрящий на роковые превратности жизни. Его мысли занимают социальные темы, любовь и природа, которую он не просто описывает в романтическом ключе, а одушевляет. Мы проведем анализ стихотворения «Полдень». Тютчев написал его в 1829 году, когда жил в Мюнхене и уже был тайно обвенчан со своей первой супругой. Их жизнь тогда была полна умиротворения - этим же чувством дышит «Полдень».

Полуденный пейзаж

Перед нами предстает летний день во всей его прелести. Утомленная зноем природа лениво отдыхает, ни одного движения не передано в этой миниатюре. Ее объемлет «дремóта жаркая». Что мы видим, делая анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев включил, как любил в эти годы, в две последние строки античные мотивы: великого Пана, который дремлет в пещере нимф. Пан олицетворяет душу природы.

Эллины считали, что в полдень человека, всех божеств и природу охватывает покой. Что показывает анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев объединил их состояния словом «лениво», использовав его три раза, что придает остроту высказыванию. Полдень дышит лениво, так же катится река и тают облака. Спокойно дремлющий в Аркадии в прохладе пещеры нимф Пан создает особый настрой: вместе с ним после игр, забав, трудов все заснуло.

Тема стихотворения

Что говорит анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев сделал темой изображение южного пейзажа на Адриатике. Перед глазами быстро встает картина К. Брюллова «Итальянский полдень» и, как ни странно, русская деревенька - в недвижном жарком воздухе все замерло и наполнилось томлением.

Природа вечна и позволяет себе быть ленивой, ей нет по нашим человеческим меркам предела ни во времени, ни в пространстве. Опосредованно описал вечность и бесконечность в своей миниатюре Тютчев. Полдень, идея которого состоит в нерушимом покое, стал священен для пастухов Эллады, которые боялись нарушить отдых Пана.

Художественные средства

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые написаны четырехстопным ямбом. Рифма проста и легка для слуха и заучивания - опоясывающая.

Природа у поэта одухотворена и одушевлена. Инверсия и метафора «дышит полдень» вносит в стихотворение дыхание самой природы. В первом четверостишии инверсии встречаются в каждой строчке: «катится река», «тают облака». Кроме того, для изображения зноя используются поразительно точные эпитеты. Полдень у него мглистый, лазурь пламенная и чистая, дремота жаркая. Эпитет «лениво» раскрывает суть этого времени суток.

Ф. И. Тютчев полдень раскрывает как состояние сонной дремоты с удивительной выразительностью. Здесь используется снова метафора «как туман»: всю природу захватила дремота. Мглистый тютчевский полдень позволяет увидеть раскаленный летний воздух, над которым зависло жаркое марево. При этом он насыщает стихотворение глаголами, которые описывают состояние жаркого дня: дышит, катится, тают, объемлет.

Раннее творчество Тютчева

В период 20-30-х годов XIX века поэзия Ф. Тютчева окрашена романтическими нотами. Весь мир для него жив и одушевлен. В это время он увлекался натурфилософией Ф. Шеллинга. Одновременно Ф. Тютчев сближается со славянофилами, которые признавали эстетические воззрения и романтическую метафизику литературы Германии.

Поэта более всего интересовали вопросы взаимоотношений человека и природы, человека и космоса, одухотворение Вселенной, понятие мировой души. Отголоски его интересов мы встречаем, проводя анализ стихотворения «Полдень». Тютчев, создав картину знойного дня, сделал ее полностью живой. Для него душой обладают и река, и небесная лазурь, и плывущие по ней облака, и жаркая дремóта. В его поэзии органично переплавляются формы европейского романтизма и русской лирики.

Природа всегда присутствовала в творчестве Тютчева. Даже в стихотворениях, поднимающих иную тему, будь то философская или любовная, автор все равно навязчиво касался темы природы в сравнениях, в качестве фона, используя метафоры… Но в большинстве этих стихотворений Тютчева привлекали переломные моменты существования природы: время, когда один сезон года сменяет другой, когда поднимается заря, когда на небе появляются первые вечерние блики. В этих моментах он видел нечто особое: вроде бы они повторяются каждый день, но в то же время каждый раз они являются особыми, не похожими на то, что было вчера и будет впереди.

Такому же переломному моменту в течение времени посвящено и стихотворение Тютчева «Полдень». Точное время создания произведения не известно, но по подписям сделанным автором, по манере написания стихотворение принято относить к промежутку творчества поэта от 1927 до 1930 года.

Стихотворение, совсем небольшое по размеру, отсылает читателя к древнегреческой мифологии: в произведении упомянуто имя бога Пан и нимфы. Пан - бог дикой природы и плодородия, все свое время он проводил в обществе нимф. Нимфы - духи природы, прекрасные девы, жившие в лесах на деревьях, у родников и в горных пещерах. Пока Пан веселился с нимфами, все в природе росло, цвело, созревало. Как только Пан засыпал, то засыпала и природа.

В стихотворении Тютчева мифология Древней Греции органично соединилась с описанием русской природы. Природа показана живой, она «дышит». Прием олицетворения характерен для пейзажной лирики Тютчева. В данном произведении это подчеркивается рядом олицетворений, практически идущих одно за другим — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». А каждому действию добавляется одно наречие — «лениво», намекающее на спокойствие пейзажа при мнимой быстротечности.

«Полдень» — зарисовка очень точная и значительная. Всего в двух четверостишиях Тютчеву удалось передать читателю атмосферу жаркого полдня, когда уже ничего не хочется делать, когда хочется лишь лежать и отдыхать. Маленькое стихотворение наполнено интимностью, непринужденностью и красотой, что заставляет прочитать его не один раз.

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Более новые статьи:

Ф.И. Тютчев - поэт-философ, который отразил в своём твор­честве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что всё сущее на Земле и в Космосе управляется мощной сози­дательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармо­нично выстроенная.

Тема стихотворения - изображение южного пейзажа в жар­кий полдень где-то на берегах Адриатики. Вспоминается кар­тина Карла Брюллова «Итальянский полдень». Налицо близость тем: жара, томление в неподвижном воздухе, природное изо­билие. Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стихотворения.

Пан, божество лесов и полей, - олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть.

Вот почему стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» - при­мер не только пейзажной, но и философской лирики.

Каков же лирический герой стихотворения? Это конечно же близкий по мироощущению самому поэту человек-мыслитель. Он в окружении изображённого пейзажа и как сторонний на­блюдатель вне его.

Описание безмолвного, напоённого солнцем пейзажа дано в ровных, спокойных тонах - под стать разлитому в природе настроению. Пафос стихотворения - спокойное созерцание грандиозной картины мироздания и размышления о ней (здесь «пафос» - чувство).

Описанный в стихотворении пейзаж, реальный, зримый, привычен. Он заключает в себе систему образов стихотворения: полдень, зной, медленные воды реки, лениво тающие облака и совершенно естественно возникающий на этом фоне образ древнего божества, олицетворяющего природу, - Пана.

Но почему так неспешно, лениво живёт природа? Почему же не тревожат её поиски, страсти, боли людские? А.С. Пушкин писал о предназначении «равнодушной» природы - «красою вечною сиять».

Не раз повторяющееся в стихотворении наречие «лениво» передаёт это состояние неподвижности, равнодушия и покоя.

Стихотворение написано двухстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифма перекрёстная. Ещё её определение - точная. Число одинаковых звуков, гласных и со­гласных, в рифмующихся словах максимальное.

Стихотворение содержит предложения с обратным порядком слов, инверсией. Автор добивается того, что слово звучит более ярко, оно более веско подчёркнуто логически.

Повторяющиеся звуки м, н, р, н (одна группа), а также т, д, б (вторая группа) придают строчкам мягкое для слуха звучание и являют собой пример аллитерации.

Перед нами маленький шедевр философской лирики Тют­чева, отражающий «пейзаж души» лирического героя.

Здесь искали:
  • тютчев полдень анализ
  • анализ стихотворения тютчева полдень
  • анализ стихотворения полдень

«Полдень» Ф.Тютчев

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева — живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

«Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков ) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво» . лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река . Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит» . «река лениво катится» ), а также с помощью метафоры («полдень дышит» ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств . метафоры («дышит полдень» ), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет» ), эпитетов («полдень мглистый» . «тверди пламенной и чистой» . «дремота жаркая» ), инверсии («катится река» . «тают облака» . «дышит полдень» ), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река» ).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака» . «лениво дышит полдень» . «лениво катится река» . Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится ).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Послушайте стихотворение Тютчева Полдень

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Полдень

«Полдень» Фёдор Тютчев

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Фёдор Иванович Тютчев – это русский поэт, который является достоянием всей русской культуры. Родился писатель в далеком 1803 году. Детство его прошло в Орловской губернии, в семье дворян. Федор был весьма спокойным и послушным ребенком. Этому способствовала домашняя атмосфера. Мальчик рос в замечательной семье, где родители любили друг друга, любили детей и всячески проявляли о них заботу.

Обучение поэта проходило в домашних условиях. Руководил данным курсом и навевал взгляды ребенку домашний учитель по имени Семён Егорович Раич. Он был поэтом-переводчиком, увлекающимся античной поэзией. За короткий промежуток времени он стал для Федора другом и товарищем. Именно качественное обучение под руководством Раича позволило раскрыть в Тютчеве творческую личность. Первое произведение Федора было написано в 12 лет.

Следует отметить, что Тютчев занимался не только написанием стихов, но и переводами. Особенно интересен для него был Гораций из Древнего Рима. По достижению 15-летнего возраста Федор поступил в университет в Москве, на факультет словесности.

По окончании университета Тютчева отправляют на работу за границу. Писатель более 20 лет служит на должности дипломата как в Германии, так и в Италии. Первое упоминание среди критиков того времени о стихах Тютчева датируется 1836 годом. Именно в это время произведения автора попали в руки А.С. Пушкина, который пришел в восторг от прочитанного и сразу же опубликовал стихи в журнале «Современник».


Тютчев очень долгое время не публиковал свои собственные сборники. Первый вышел в свет только в 1854 году. Здесь было большое количество произведений в стиле пейзажной лирики, которые имели сравнение с жизненным человеческим путем и открывали глубокий философский смысл. Именно с этого момента о Тютчеве заговорили многие культурные деятели того времени. К примеру, Н.А. Некрасов считал его лирику наиболее блестящей за все время существования русского письма.

Особенности создания стихотворения «Полдень»


Фёдор Иванович Тютчев за время своего жизненного пути создал большое количество произведений. Когда после его смерти родственники и друзья стали их собирать, находить, то в итоге их насчитали более 400 штук. Основные направления его шедевров – это пейзажная лирика, а также особенности любовных отношений. Тематики имеют глубокий философский смысл.

Весьма ярким и запоминающимся произведением считается стихотворение, получившее название «Полдень». Этот шедевр создан Федором Ивановичем Тютчевым в промежутке между 27-м и 30-м годами девятнадцатого столетия. Точная дата создания произведения неизвестна. Именно в этот период автор уже проживал за границей, поэтому произведение можно смело отнести к мюнхенскому периоду формирования его творчества. Следует отметить, что автор не особо любил публиковать свои творения. Стихотворение «Полдень» появилось в средствах массовой информации в 1836 году, после того, как в руки А.С. Пушкина попала тетрадь Тютчева с записями. Именно Александр Сергеевич сделал первый шаг в формировании дипломата как поэта.

Анализ произведения «Полдень»


Данное творение - природная лирика. В строках стихотворения воспевается вся красота, которая присутствует в дневное время. В произведении учитываются и античные взгляды на натуральную природу. Именно пейзажная лирика была одной из самых любимых у Тютчева. Стих «Полдень» максимально четко описывает картину, которую видит простой человек во время жаркого летнего дня, когда все окружающее пространство раскалено и натуральная природа утомлена жарой. Здесь присутствует сравнение природы и человека, которые в такой день отдыхают, находясь в определенной дремоте.

Произведение отличается своей оппозиционностью. Здесь описывается сонный пейзаж, который в полудневное время находится под действием дремоты. В основном речь в стихотворении «Полдень» идет об особенностях природного ландшафта и его состояния, но присутствуют и упоминания о Панах, древнегреческих божествах, присутствующих в долинах рек и озер. Именно таким образом автор старается передать состояние души натуральной природы.

Согласно мнению историков, многие древние греки полагали, что именно полудневное время считается священным. Именно в это время наступает спокойствие как в природе, так и в душе человека. Эта основа использована и Федором Ивановичем Тютчевым. В стихотворении автор описывает состояние покоя определенных объектов природы – рек, озер, неба, облаков, лесного массива. Такая информация преподносится читателю весьма лениво, будто в полудрёме. Здесь лениво тают облака, лениво дышит полуденное время, а также лениво катится река с бурлящими ручьями.

Следует отметить, что в произведении «Полдень» состояние спокойствия охватывает практически все окружающее лирического героя пространство. Это и природный ландшафт, и олицетворенная душа Пана, имитирующая душу натуры. Автором с легкостью преподносится информация, основанная на древнегреческих мифических верованиях в божества. Именно эти образы олицетворяют природы, подчеркивают единение и гармонию, присутствующие в окружающем мире.

Особенности структуры произведения «Полдень»

Федор Иванович Тютчев имел особенные пантеистические воззрения и постоянно их придерживался при создании изысканных и неповторимых стихотворений. Именно поэтому автор описывает натуральную природу как определенное одухотворенное существо, имеющее свою душу. Это указывает на тесную связь природы и человеческой жизни.

Чтобы максимально качественно передать состояние природы, Тютчевым использовались салические творческие подходы. В произведении присутствует множество олицетворений – это и дыхание полудневного времени, и ленивое катание реки. Используемая метафора про дышащий полдень позволяет внести в произведение определенные мотивы дыхания, которые свойственны каждому живому существу на планете.

Стихотворение «Полдень» относится к кротким произведениям, созданным автором Федором Ивановичем. Состоит оно из двух строф, в которых имеется по четверостишию. Создан шедевр с использованием стиля четырехстопного ямба. В строках присутствует двухсложная стопа, у которой имеется ударение на втором слоге. Следует отметить, что строки стихотворения «Полдень» имеют исключительную перекрестную рифмовку. Такой стиль был использован во многих произведения Тютчева.

Чтобы максимально отчетливо передать читателю знойность окружающей природы в данное время года, автор использует большое количество разнообразных выразительных средств:

Метафора. Главная из имеющихся – это дыхание полудневного времени.

Сравнение. Природа как туман, жаркая дремота объемлет.

Эпитет. Полдень имеет мглистый тип, твердь является пламенной и чистой, дремота весьма жаркая.

Инверсия. Река способна катиться, облака таять, а полдень дышать.

Анафора. Мглистый полдень лениво вздыхает, а река также лениво катится.



Главная особенность произведения Федора Ивановича Тютчева, которая позволяет придать стихотворению ёмкость – это исключительная и изысканная точность, а также выразительность применяемых в тексте эпитетов. Федор Иванович создавал произведение как художник, имеющий особенную остроту зрения, разглядывая в простых вещах исключительные нотки красоты. Такие качества автора позволяют ему создавать объемные описания натуральной природы с помощью использования особенно метких и весьма неожиданных для читателя эпитетов.

Наиболее ярким эпитетом в произведении является слово «лениво». Именно оно в сочетании с особенностями природы, способно создать максимально натуральную картину и наиболее четко передать читателю состояние окружающего мира под действием знойной жары. В стихотворении «Полдень» лениво дышит день, лениво летают облака, а также лениво течет бурлящая река. Следует отметить и эпитет «мглистый полдень». Он способен максимально точно передать картину воздушного пространства, которое окутано определенной дымкой и мглой.

Хотя в стихотворении описывается состояние природы под действием дремоты, в нём представлено множество действий. Оно переполнено большим количеством разнообразных глаголов. К примеру, дышать, дремать, таять, катиться. Классическое произведение «Полдень» - это яркий пример тютчевской мифологии, описываемой с помощью природных особенностей.

В своём небольшом произведении поэт смог показать полноценную картину русской природы, искусно добавив греческой мифологии. Зарисовка вышла ёмкая, точная, и несмотря на размер содержательная. В этом и есть талант мастера слова, великого русского поэта - Фёдора Ивановича Тютчева.