Болезни Военный билет Призыв

Сценарий поэтической дуэли "Пламени вспышка - слово!". Сценарий литературной гостиной "две дуэли". Преимущественное состояние Онегина

1001 идея интересного занятия с детьми

НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

ДУЭЛЬ ПУШКИНА («РОКОВАЯ ДУЭЛЬ»)

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Езофатова Елена Викторовна, МБОУ «Уемская СОШ», учитель русского языка и литературы, Архангельская область

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8-11 класс

Место проведения: вне класса(актовый зал)

Звучит музыка (Лунная соната) Ведущий 1: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец. Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!.. Ведущий 2: 27 января по новому стилю или 8 февраля по старому в 1837 г. состоялась дуэль, которая закончилась смертельным ранением для великого человека Ведущий 1: А.С.Пушкин, величайший русский поэт, умрёт после двух дней мучений Ведущий 2: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!»- так скажет журналист и редактор Краевский 30 января 1937 г Ведущий 1: Он, который так любил жизнь и всё, что она дарит людям: веселье, дружбу, любовь Ведущий 2:Так хочется видеть его живым, например, таким.. Пушкин (пишет стихи): Я вас люблю, хоть и бешусь,/Хоть это труд и стыд напрасный,/И в этой глупости несчастной/У ваших ног я признаюсь!/Мне не к лицу и не по летам.../Пора, пора мне быть умней!/Но узнаю по всем приметам/Болезнь любви в душе моей
Ведущий 1: К 1837 Пушкин уже шесть лет был женат, имел 4 детей. Но не переставал любить ей, Наталью Николаевну, в девичестве Гончарову
Пушкин Во время венчания в церкви у Никитских ворот при обмене кольцами кольцо упало на пол, а потом у меня погасла свеча. Мне тогда стало не по себе. Плохие предзнаменования. Но вскоре все нехорошие мысли ушли, осталась лишь радость: «Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился» Ведущий 2: А знамения всё же не прошли даром. Вокруг имени Пушкина и имени его жены постоянные сплетни (по сцене идут две дамы, шепчут друг другу) Дама 1Вы слышали? Какова она.. Дама 2: Кто? Дама 1:Да она…Гончарова, точнее Пушкина… Дама 2: Да, да…Ужасно…И Дантес...немыслимо.. Дама 1: Пушкин просто слеп, раз не видит этого Ведущий 1: Все вокруг намекают Пушкину о романе его жены с французом Дантесом. Дантес: Я настоящий француз, Жорж Дантес. Я молод, я горяч, я наслаждаюсь жизнью. Все самые красивые женщины России восхищаются мной. Я развлекаюсь… Ведущий 2: В октябре 1836 г. Пушкин получил неподписанное письмо Пушкин (читает): «… единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев» Ах, вам смешно, господа. Вы объявили меня рогоносцем. Я не допущу позора Ведущий 1: И он не допустил позора. Он вызвал Дантеса на дуэль, защищая тем самым свою честь, честь своей семьи. Дантес: Я не хочу рисковать жизнью, я не могу, я слишком молод…Нет, нет. Что же делать? Как успокоить ревнивца-Пушкина? Ведущий 2: И он нашёл выход, он сделал предложение сестре Пушкина Екатерине Гончаровой Ведущий 1:Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами, такой была фамилия Дантеса по приёмному отцу, не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. Пушкин пишет оскорбительное письмо неродному отцу Дантеса. Ведущий 2:И вот новая дуэль. Она должна состояться на следующий день, условия очень жёсткие. Ведущий1: Так описывает поведение Пушкина в день дуэли Жуковский: «Встав весело в 8 часов - после чаю много писал - часу до 11-го. С 11 обед - ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни...» Ведущий 2: Неужели он не понимал, что рискует жизнью? Ведущий 1: Конечно, понимал. Ведь он сам не раз описывал дуэли. И в одной из них убитым оказался поэт, очень похожий на самого автора, Владимир Ленский. Вспомним роман « Евгений Онегин» (человек читает за занавесом текст – описание дуэли в романе «Евгений Онегин» под музыку, на сцене Ленский и Онегин) Ведущий 2: Пушкин описал, как погибает поэт, погибает в расцвете лет на дуэли. Ведущий 1: Что это? Предчувствие? Умение видеть будущее? Ещё один дар, данный ему судьбой? Ведущий 2: Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойка, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей скончался 29 января (10 февраля) в 14:45. В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии. (Пушкин полулёжа) рядом Вяземский, Даль, Данзас Ведущий 1:Рядом с ним были близкие, друзья. Один из них поэт Вяземский. Он так вспоминал последние часы Александра Сергеевича Вяземский: «Ожесточения к жизни в нем вовсе не было. Он желал смерти как конца мучений и, отчаиваясь в жизни, не хотел продолжать ее насильственно, бесполезными мерами и новыми мучениями. Но на другой день, когда сделалось ему получше и заметил он, что и доктора приободрились, и он сделался податливым в надежде, слушался докторов, сам приставлял себе своеручно пиявицы, принимал лекарства и, когда доктора обещали ему хорошие последствия от лекарств, он отвечал им: «Дай Бог! Дай Бог!» Ведущий 2: Тут же был и Данзас, друг Пушкина по лицею и секундант с его стороны на дуэли. Вот что он вспоминал о Пушкине Данзас: «И особенно замечательно то, что в эти последние часы жизни он как будто сделался иной... ни слова, ниже воспоминания о поединке. Однажды только, когда я упомянул о его убийцах, он сказал: «Не мстить за меня! Я все простил». Ведущий 1: Владимир Даль, составитель толкового словаря, всю последнюю ночь провёл у его постели Даль: Когда тоска и боль его одолевали, он делал движения руками и отрывисто кряхтел, но так, что его почти не могли слышать. "Терпеть надо, друг, делать нечего, - сказал я ему - но не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче". Пушкин: Нет - нет... не надо... стонать... жена... услышит... Смешно же... чтоб этот... вздор... меня... пересилил... не хочу. Даль: Он открыл глаза и попросил моченой морошки. Когда ее принесли, то он сказал внятно"Позовите жену, пускай она меня покормит". (выходит жена, садится у постели, кормит). Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку-другую морошки, потом прижалась лицом к лицу его; Пушкин погладил ее по голове и сказал: Пушкин: Ну, ну, ничего; слава Богу; все хорошо! поди. Жена: Он будет жив! Он не умрёт! Ведущий 2: Она ещё верила в чудо Ведущий 1: Но чудо не произошло. Он умер.. (выключается свет, играет музыка, все уходят со сцены)Человек читает за сценой в темноте под тихую музыку Cон отрадный, благовещий -/Сердце жадное не смеет/И поверить и не верить./Близок я к моей кончине?/И страшуся и надеюсь,/Казни вечныя страшуся,/Милосердия надеюсь:/Успокой меня/Творец./Но Твоя да будет воля,/Не моя. - Кто там идет?../Но Твоя да будет воля,/Не моя. (Включается свет ). Ведущий 1: К вечеру этого же дня по Петербургу передавалось из рук в руки стихотворение тогда никому не известного поэта М.Ю.Лермонтова Ведущий 2: Напечатать его разрешили лишь через 15 лет, уже после гибели и самого Лермонтова Ведущий 1: Каким же он был, этот смелый юноша, которого по праву считают учеником Пушкина, хотя они не были даже знакомы Ведущий 2: Может быть, вот таким Лермонтов: (читает под музыку «Реквием») Погиб поэт! - невольник чести - /Пал, оклеветанный молвой, /С свинцом в груди и жаждой мести, /Поникнув гордой головой!.. /Не вынесла душа поэта /Позора мелочных обид, /Восстал он против мнений света /Один, как прежде... и убит! Ведущий 1: Более 175 лет назад остановилось великое сердце Ведущий 2: И уже почти 200 лет рядом с нами его стихи, книги. А значит и он сам Восьмиклассники (по цепочке): -Я люблю Пушкина. -Я люблю его стихи. -Любуюсь описанием чудесного зимнего утра Восхищаюсь осенним золотом листвы. -Я переживаю за героев его книг. -Владимир Дубровский и Марья Троекурова. - Станционный смотритель и его дочь Дуня. - Петр Гринёв и Емельян Пугачёв. - Спасибо, Александр Сергеевич, за то, что ты был. - За то, что ты есть сейчас. - Спасибо тебе, Пушкин!(хором)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    Пушкин А.С. Собрание сочинений в трёх томах, Москва «Художественная литература»,1985 г.

Лермонтов М.Ю. Сочинения, Москва, Издательство «Правда»,1988

Накануне дуэли.

Драма в одном действии

Действующие лица

  • Первый ведущий
  • Второй ведущий
  • Хозяйка бала
  • Хозяин бала
  • Молодой человек
  • Первая дама
  • Вторая дама
  • Третья дама
  • Пушкин А.С.
  • Недоброжелатель
  • Недоброжелательница
  • Мужчины
  • Воронцова Елизавета Ксаверьевна
  • Наталья Николаевна
  • Дантес

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление первое

Сцена. На ней два ведущих. От портрета А.С.Пушкина, спроецированного на экран, ведущие идут к зрителям с томиками стихов в руках.

Первый ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

Второй ведущий . Здравствуй, мой современник!

Первый ведущий . На дворе 21 век. И среди дот, мелькающих на календаре, есть одна, особенная дата, 6 июня - день рождение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Второй ведущий . Два столетия разделяют нас с ним. Но чем дальше он уходит от нас, тем ближе и дороже становится.

Первый ведущий. Пушкин всегда современен. Пушкин и сегодня близок и дорог нам.

Второй ведущий.

Девятнадцатый век.
Он как будто за тонкой стеной.
Динь-динь-динь колокольчик-
В Тригорское, Болдино, Линцы.
Петербург и Москва,
Размышленья о жизни иной,
Декабристы, дуэли.
Доносы, балы, разночинцы.

Первый ведущий. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого столетия. Приятное времяпровождения, поиски женихов и невест. Последние светские новости и сплетни. И мы приглашаем вас, дорогие друзья, на бал пушкинской поры.

Второй ведущий. Бальный сезон начинался осенью и разгорался зимой. Лунный свет заливает улицы, сыплет пушистый снег. А из особняка доносятся звуки музыки.

(Ведущие разворачиваются к сцене, раскрывают томики стихов Пушкина и читают):

Первый ведущий.

Глухая полночь.
Строем длинным
Осеребрённые луной
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.

(Звучит “Полонез” на фоне танца).

Второй ведущий.

Пылает тысячью огней обширный зал,
С высоких хоров ревут смычки, толпа гостей,
Гул танца с гулом разговоров…

(Читает на фоне звучащего “Полонеза”.

Явление второе

Зала, где походит бал. Хозяева и гости.

Хозяйка бала. Кажется, всё в порядке, дорогой: гости прибыли, все в прекрасном расположении духа.

Хозяин. Как много нынче молодёжи! Надеюсь, скучать им не придётся

Хозяйка бала. Почему-то до сих пор нет молодой четы Пушкиных. Неужели этот светский ветреник не порадует наше общество своей красавицей-женой?

Хозяин. Да, жёнка Пушкина – очень милое творение. Верно, говорит Жуковский, “и душа, и жизнь, и поэзия Пушкина в выигрыше от этого союза”. Но где же они?

(Уходит в глубину сцены, берёт бокалы и проходит ко второму микрофону).

Разговор двух дам.

Первая дама. Ты слышала, Пушкин женился! Венчание состоялось в церкви Большого Вознесенья. Говорят, он очень счастлив.

Вторая дама. Неужели? Долго же ему пришлось идти к этому. История сватовства тянулась около двух лет.

Первая дама. Да. Госпожа Гончарова боялась отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Вторая дама. Говорят, он даже обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему вроде свидетельства о благонадёжности.

Первая дама. Чего не сделаешь ради любви?! Но госпожа Гончарова тоже хороша! Скупа до чрезвычайности, злобна и сварлива. Я слышала, что она третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, заставила жениха выдать под видом заима 11-ти тысяч для покупки приданного.

Хозяин бала с молодым человеком с бокалами в руках у второго микрофона.

Молодой человек. Ты видел Александра?

Хозяин. Нет, после женитьбы он не очень жалует наши мальчишники.

Молодой человек.

А раньше он не прочь был бы покутить вместе с нами. Помнишь, как бывало? Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жёны, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!

Хозяин (продолжает)

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы! Да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари.
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(Поворачивается к гостям, видит входящую Воронцову, отдаёт бокал товарищу и спешит ей на встречу).

О, госпожа Воронцова, рады видеть вас в добром здравии! (Провожает её к гостям)

Разговор двух дам, потом подходит третья.

Первая дама. Посмотрите, как всё ещё хороша Аннет. Интересно, как она встретила весть о женитьбе Пушкина. Ведь, говорят, у них был роман, и не шуточный.

Вторая дама . Не знаю, как насчёт романа, но их случайная встреча в Тригорском у Осиповой в 25 году не прошла бесследно. Керн утверждает, что именно тогда было написано и подарено ей стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

В разговор вступает третья дама.

Третья дама. Возможно, стихотворение и было написано, но можно ли верить поэту, тем более такому ловеласу, как Пушкин! Ни одну хорошенькую барышню не оставит без внимания. Согласитесь, что и на сегодняшнем балу немало таких, в чьих альбомах есть послания этого пиита. “… Гений чистой красоты…” Всё это лишь воображение и ничего более.

Вторая дама. Но стихи получились замечательные! (Читает на фоне скрипки стихитворение “Я помню чудное мгновенье”)

Третья дама. Боже, какая ты наивная мечтательница!

Хозяин.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Где же Пушкин?

На фоне мазурки в зале появляется чета Пушкиных. Шёпот: “Пушкин! Пушкин!” Хозяева спешат им навстречу.

Хозяин. Возможно ли прятать такую красавицу от других!

Пушкин. Да, я женат и счастлив, одно желание, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь.

Сзади подходит пара из гостей

Недоброжелательница. Похоже не только вы изменили нам после женитьбы, но и ваша муза изменила вам?!

Недоброжелатель. Как объяснить ваше обращение к прозе? Все эти “Выстрелы”, “Метели” с их будничностью и примитивностью сюжета? Исписались, сударь?

Пушкин.

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

Недоброжелатель. Ах, вот оно как! А может быть…

Хозяйка бала. (Прерывая назревающий скандал). Господа, господа, внимание! Прошу внимания! Наша племянница Надин со своими кузенами приготовила сюрприз. Вам представляется заключительная сцена из романа “Евгений Онегин” нашего уважаемого Александра.

(Гости рассаживаются. Хозяин помогает актёрам расставить декорации. Звучит сцена объяснения Татьяны с Онегиным)

После представления все хлопают, дамы подходят к актёрам с репликами: “Ах шарман, шарман!”, “Вы великолепны, сударыня!”, “Ах, Мишель, каков Мишель! Мужчины берут бокалы и окружают Пушкина.

Разговор между мужчинами у первого микрофона.

Первый мужчина. Поздравляю! В вашем “Онегине” сама жизнь во всех её проявлениях.

Второй мужчина. Мы видим себя, смотрим на свои причуды.

Третий мужчина. Слышал, Раевский роман бранит. Ожидал романтизма, нашёл сатиру и цинизм.

Пушкин. Знаю, уже эпиграммы появились и на меня, и на роман.

Четвёртый мужчина. А язык!!! Те, кто ругают роман, спешат с выводами, спешат!

Пятый мужчина. И всё-таки мне в вас больше нравится другое. Конечно, вы мастер в искусстве страсти нежной, но как смелы и дерзки в эпиграммах:

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Четвёртый мужчина. Боже мой, но ведь это пахнет каторгой?! (Мужчины смеются и расходятся, ставя бокалы на поднос, на катильон.)

Звучит музыка. Воронцова проходит к микрофону. Монолог на фоне танца и разговаривающего Пушкина с хозяином. В это время Дантес подходит к сидящей в глубине зала Наталье Николаевне и начинает ухаживание, передаёт записку.

Монолог Воронцовой. Однако, как это тяжело и грустно! Он уже не тот юноша, но всё так же обаятелен, подвижен и влюблён… влюблён в свою Натали, как, возможно, тогда был влюблён в меня. А кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем он всё ещё хранит. Кто знает, не внесены ли в отношения Татьяны и Онегина наши с ним чувства. Так много общего. Он в Кишинёве, несмотря на молодость и жизненную энергию, одинок, несчастен и влюблён, влюблён в меня, в жену своего непосредственного начальника. Я сама увлечена его стихами, его страстью, но переступить брачные узы не могу. Редкие письма, великолепные стихи, вот и всё, что осталось от этой любви; накануне женитьбы, словно навсегда прощаясь со мной, он написал:

Последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с некой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг обнявший молча друга
Пред заточением его.

Воронцова, закрывшись веером, уходит в глубину зала.

Первый ведущий (за кулисами) . Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, что многие без памяти влюблялись в неё.

Второй ведущий (за кулисами). Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказала читать их себе вслух.

К этому времени катильон закончен. Хозяин обратил внимание Пушкина на Наталью Николаевну и вьющегося вокруг неё Дантеса. Пушкин в возмущении выплёскивает вино, резко произносит: “Каков нахал!” - и направляется к Наталье Николаевне.

Хозяйка бала, видя всё это и боясь ссоры, вновь спасает ситуацию.

Хозяйка бала. Серж, дорогой! Ты ведь тоже приготовил для новобрачных подарок. Александр Сергеевич, Наталья Николаевна, этот романс звучит для вас.

Все вновь расходятся с возгласами: “Просим! Просим!”, “Как мило!” Хозяин подходит к инструменту.

Хозяин. Господа, не обессудьте за исполнение. Я несколько не в голосе. Но романс мне очень понравился. Стихи ваши, Александр Сергеевич, ваши!

Звучит романс “Я ехал к вам” из кинофильма “Станционный смотритель”.

После романса растроганный Пушкин подходит с Натальей Николаевной к хозяину с благодарностью: “Тронут, Серж, сердечно тронут, благодарю!”

Потом отходит с Натальей Николаевной к микрофону, будто уединившись:

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатаков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Замирает, с восторгом глядя на Наталью Николаевну.

Две дамы.

Первая дама (с раздражением). “Чистейшей прелести, чистейший образец”. Как бы этот образец не наставил рога. Не случайно Пушкина назначили камер-юнкером. Это в его-то 30 с лишним лет получить чин, даваемый юношам! Всё это сделано только для того, чтобы постоянно видеть при дворе его красавицу жену. Вы знаете, сам император Николай не равнодушен к этой красотке.

Вторая дама. Да что вы говорите? А кто этот молодой человек, что так откровенно и восторженно рассматривает Натали весь вечер.

Первая дама. И вы заметили? Впрочем, это трудно не заметить. Приёмный сын Геккерна Дантес так же нагл, как и красив. Он-то уж ни за что не откажется поухаживать за первой петербургской красавицей. Попомните моё слово – быть скандалу!

Вторая дама. Не всё коту масленица! Пушкин! Пушкин! Да что он из себя представляет! Ни роду, ни племени, ни внешнего вида. Сущая обезьяна!

А стихи… Да бог его знает, хороши ли они на самом деле! В наше время вон их сколько этих поэтов развелось.

В середине зала появляются хозяева бала.

Хозяйка. Жена Пушкина - прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Эта женщина не будет счастлива… Какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта и такого поэта, как Пушкин!

Голос первого ведущего (за кулисами). Пророчества Долли Фикельмон вскоре сбудутся: цензурные препоны, безденежье, ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь сделают неизбежной ту роковую дуэль на Чёрной речке.

Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный.
Чета мелькает за четой.

Явление третье.

Гаснет свет. Танцующие пары исчезают за кулисами. На экране слайд: памятник на могиле Пушкина. На сцене появляются ведущие. Они подходят к памятнику-могиле.

Первый ведущий.

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд
погиб…

Второй ведущий.

Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас.

Закрывают томики стихов.

Первый ведущий. Его смерть стала его бессмертием.

Второй ведущий. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, мы и сегодня признаём великими и неоценимыми.

Первый ведущий. В минуты радости, грусти, одиночества, дружеского застолья или минуты душевной смуты мы вновь и вновь будем обращаться к Пушкину…

Второй ведущий. Будем обращаться к Пушкину, чтобы, наслаждаясь, умнеть и прозревать.

Уходят со сцены, оставив свечи у памятника Пушкину. Звучит стихотворение “Не поминайте Пушкина вотще…”

Ряды томов “пушкинианы…”
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Всё выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаём,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нём.
Тут даже сетовать напрасно-
Закономерность! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней.
Кто неподделен и глубок,
А кто – отличник школы средней,
Всё затвердивший назубок,
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не напоказ…
Всё проясняем, проясняем…
Нет! Пушкин проясняет нас!

Литература:

  1. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый. Москва “Просвещение”, 1989
  2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина. Издательство “Петроград” - М., 1990
  3. Дейг П.М. Всё ли мы знаем о Пушкине? – М., 1989
  4. Зархи С.Б. Я вас любил.// Рус.яз. и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991- №5.
  5. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Лит. В школе – 1998 - №2 – С. 62-70
  6. Фоняков И. На своей единственной земле – М., 1986

Смирнова Лариса Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №498 Невского района г. Санкт-Петербурга

Сценарий литературной гостиной

"Две дуэли

Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб"

(в рамках проведения декады русского языка и литературы в ОУ)

Звучит лирическая мелодия. На её фоне – вступление.

Мильченко Пушкин и Лермонтов - современники, но они никогда не встречались. Так ли это?

Троянов Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов.

Мильченко Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой "арапа Петра Великого" А.П.Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.

Троянов У Пушкина и Лермонтова были общие знакомые. Корнет Лермонтов - однополчанин поручика Гончарова, шурина Пушкина. Но Пушкин, видимо, даже не слышал имени Лермонтова. Почему? Дело не только в разнице в возрасте.

Мильченко И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение "Весна" в журнале "Атеней" в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?

Троянов И тем не менее Пушкин и Лермонтов встречались! Когда? Летом 1820 года Пушкин, уже известный в России поэт, и 5-летний Лермонтов со своей бабушкой одновременно находились на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорске одна улица вела к источникам и ваннам и заканчивалась у них. Великий Пушкин, конечно, встречался на улице или у источников, где и народа было всего несколько десятков человек, с юным Лермонтовым - своим будущим великим наследником в русской поэзии. Так что Миша Лермонтов видел и слышал Пушкина.

Мильченко И Пушкин, и Лермонтов общались с декабристами и сами испытали царскую ссылку.

Троянов Пушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834-35 гг. Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь он мог встретить будущего убийцу Пушкина - Дантеса, который посещал в этот период Трубецких.

Мильченко У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он "компрометировал" их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми "крамольными" стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом –Львом- у Пушкина не было близких доверительных отношений. Пушкин любил только няню Арину Родионовну и сестру Ольгу, всегда стремившуюся помирить его с родителями.

Троянов А у Лермонтова не было ни братьев, ни сестер, только одна любимая бабушка Е.А.Арсеньева. Лермонтов остался без родителей в 17 лет, к тому же отец оставил его в детстве, а у Пушкина при живых родителях было отчуждение от них.

Мильченко Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви.

Троянов И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова.

Мелодия сменяется.

Громов

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных-

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас, мы все сойдём под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Но пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Юдин

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

Хочу – и снова затрудненье!

Зачем? Что пользы будет мне?

Моё случится разрушенье

В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами

По разрушении! – ТВОРЕЦ,

На то ли я звучал струнами,

На то ли создан был певец?

На то ли вдохновенье, страсти

Меня к могиле привели?

И нет в душе довольно власти –

Люблю мучения земли!

Остромецкая Так задумывались о смысле своей жизни и смерти два великих русских поэта – тридцатилетний Пушкин, уже многое понявший и осмысливший в себе и окружающем мире…

Хидирова И шестнадцатилетний Лермонтов, только вступающий в жизнь, но уже переживший смерть матери, многолетнюю разлуку с отцом и его уход из жизни.

Остромецкая Что роднит этих поэтов?

Хидирова Годы жизни?

Остромецкая Пушкин родился в 1799, а Лермонтов – в 1814.

Хидирова Между ними – 15 лет, для истории – это крошечный отрезок времени.

Остромецкая Но для России XIX века – это две разные эпохи.

Громов Может быть, дух стремления к свободе, вольности, вера в справедливость, присущие их поэзии?

Юдин Но у Пушкина это ещё почти всегда и светлая надежда, оптимизм, а у Лермонтова – чаще горькая усмешка и печаль.

Троянов А может быть, судьбы этих двух поэтов во многом окажутся похожими: наполненные преданностью друзей и чьим-то предательством…

Мильченко …Искренней любовью и подлой изменой…

Троянов …А в конце концов одинаково, трагически оборванными выстрелом из дуэльного пистолета у Чёрной реки под Петербургом…

Мильченко …Или у горы Машук в окрестностях Пятигорска…

Остромецкая …Чтобы потом обернуться подлинным бессмертием? Как нам, людям XXI века, разобраться в тех двух дуэлях?

Хидирова Как понять, кто был прав и не прав?

Громов Как войти в ту реку времени, что многое унесла с собой, но оставила два сияющих великих имени:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Юдин …И окрасила чёрной краской, окутала герростратовой славой имена двух убийц:

Жорж Дантес-Геккерен…

Николай Соломонович Мартынов.

Мильченко Да просто взять книгу Пушкина…

Хидирова …Томик Лермонтова…

Остромецкая …И прийти к пониманию того, что любой человек их таланта, с их взглядами не мог быть счастлив в обществе сплетен, интриг, личной несвободы и зависимости, был обречён на трагическую гибель в «стране рабов, в стране господ»

Песня «Всё небо чёрной мглой»

Гаглоев Итак, дуэль – дворянский способ решить спор, смыть оскорбление, восстановить честь собственную и близких.

Поляков Поединок из-за достоинства дорогой женщины, неосторожно брошенной шутки, колкой эпиграммы, слишком злого шаржа.

Гаглоев Дуэль официально запрещена, за неё – арест и наказание, но русское дворянство в начале XIX века не столько боится ареста, гауптвахты, ссылки, сколько невозможности наказать виновного, смыть свой позор кровью противника.

Поляков Добавим: кровь проливается отнюдь не всегда! А вот на дуэлях Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым кровь не только пролилась, раны оказались смертельными. Почему это случилось?

Отрывок из романа «Евгений Онегин».

Литвинов

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно?

Штырхунов

Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно…

Литвинов

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Штырхунов

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

«Теперь сходитесь». Хладнокровно,

Ещё не целя, два врага

Походкой твёрдой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени!

Литвинов

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Штырхунов

Вот пять шагов ещё ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить – но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладёт тихонько руку

И падает.

Литвинов

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовёт его…Напрасно:

Его уж нет.

Штырхунов

Младой певец

Нашёл безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре.

Потух огонь на алтаре!..

Литвинов

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен,

Дымясь, из раны кровь текла.

Штырхунов

Тому назад одно мгновенье

В сём сердце билось вдохновенье.

Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь.

Литвинов

Теперь, как в доме опустелом,

Всё в нём и тихо, и темно;

Замолкло навсегда оно.

Закрыты ставни, окна мелом

Забелены. Хозяйки нет.

А где, Бог весть. Пропал и след.

Ганночка Поразительно, но и Пушкин, и Лермонтов, казалось бы, предвидели свою гибель на дуэли.

Смирнова И вот, в заснеженном лесу стреляются Онегин и Ленский, хорошие приятели, и перестаёт биться сердце романтика и поэта. Стреляются из-за девушки, к которой Онегин вообще равнодушен, а Ленский, пожалуй, только думает, что влюблён.

Ганночка А что же произошло в жизни Пушкина?

Смирнова Не были Дантес и Пушкин ни друзьями, ни приятелями, да и не могли быть: молодой красавец-повеса, француз, пытавшийся сделать блестящую карьеру на службе в русской гвардии. Воспользовавшийся покровительством голландского посланника барона Геккерена, любимец великосветских женщин, открыто и нагло ухаживавший за красавицей Натальей Николаевной Гончаровой, а женившийся, повинуясь царскому «совету». На её родной сестре Екатерине Гончаровой.

Ганночка …И великий русский поэт, автор «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина» и «Медного всадника», «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина», десятков стихотворений, друг опальных декабристов, оскорблённый придворным чином камер-юнкера, имевший серьёзные долги издатель литературного журнала «Современник», любящий муж и отец. Что общего между ними?

Смирнова Ничего.»Волна и камень. Стихи и проза. Лёд и пламень не столь различны меж собой…»- писал Пушкин о двух других дуэлянтах.

Плетнёва -А в светских салонах сплетничали: как относится Наталья Николаевна к Дантесу?

Воробейкова -Принимает ли она его ухаживания?

Плетнёва -А знает ли обо всём сам государь-император Николай I , он ведь тоже, говорят, неравнодушен к красоте госпожи Пушкиной?

Воробейкова -А знает ли всё её сестра, Екатерина Николаевна, ведь она выходит замуж за Жоржа Дантеса-Геккерена?

Плетнёва _А что даст за ней в приданое брат Дмитрий Гончаров?

Воробейкова -Ведь они, говорят, весьма стеснены в средствах?

Плетнёва -Вы слыхали. Говорят, уже была история с вызовом на дуэль в ноябре?

Воробейкова -Говорят, Василий Андреевич Жуковский, близкий ко двору, сумел её замять?

Плетнёва -А что же Пушкин, он верит Натали?

Вовчик Петербург в конце 1836 – начале 1837 года жужжал, будто потревоженный улей.

Песня А.Городницкого «Не женитесь, поэты»

Вовчик

Была ли виновата в чем-то Наталья Николаевна, мы, наверное, не узнаем уже никогда. Скажем лишь, что тогда ей было 24 года, она была матерью четверых детей, которых воспитала достойно, второй раз вышла замуж спустя несколько лет после смерти Пушкина, за благородного и мужественного человека – генерала Ланского.

Горохова Пушкин верил ей безусловно. Имеем ли мы право осуждать ее?

Проигрыш

Вовчик Секундант д*Аришак и Жорж Дантес-Геккерен направились к комендантской даче около трех часов дня.

Горохова Шеф жандармов граф Бенкендорф знал все о предстоящей дуэли. Но жандармы для того и будут посланы к Черной речке, чтобы опоздать.

Вовчик Пушкин с лицейским товарищем подполковником Данзасом ехали в санях по набережной Невы. По пути они встретили экипаж, в котором ехала Наталья Николаевна, но она была близорука, не узнала мужа.

Горохова А Пушкин смотрел в другую сторону и не заметил жену.

Вовчик Противники становятся на расстоянии 20 шагов, барьер обозначают своими шинелями.

Ветер кружит и стонет, порошит снегом глаза. Сгущаются ранние зимние сумерки…

Горохова Дантес успевает выстрелить первым.

Вовчик «Я ранен, - произносит Пушкин, падая на шинель, и остается недвижим. – Но я чувствую достаточно силы, чтобы сделать мой выстрел».

Горохова Дантес становится к барьеру как опытный дуэлянт – боком к противнику, прикрывая руку правой рукой.

Вовчик Пушкин не может встать, целится лежа.

Горохова Еще один выстрел гулко звучит на поляне.

Вовчик Дантес падает, раненый в грудь и руку.

Горохова «Я думал, что мне доставит удовольствие его убить, - медленно говорит Пушкин, - но теперь я этого не чувствую…»

Вовчик Константин Данзас отвозит тяжело раненого Пушкина в его дом. Он умеет нести ответственность за свои поступки.

Горохова И буде еще два дня страшных, мучительных болей, которые Пушкин вынесет мужественно и стойко.

Вовчик И будет еще бледная, с глазами, полными ужаса, Наталья Николаевна у постели умирающего мужа.

Горохова И будет срочное изгнание из России лишенного офицерских чинов и дворянства барона Жоржа Дантеса-Геккерена.

Вовчик А главное – будет у входа в дом на Мойке толпа чиновников, офицеров, купцов, простого люда. И в толпе этой – будущая гордость русской литературы: студент Иван Сергеевич Тургенев, мелкий чиновник Иван Александрович Гончаров.

Горохова И корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «Смерть поэта» (эпиграф на экране)

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Громов

Погиб ПОЭТ! - невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и УБИТ!

УБИТ!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жаркий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Помогайбо

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Штырхунов

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый.

На ЧТО он руку поднимал!..

Юдин

И ОН убит – и взят могилой,

Как тот певец неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такой чудесной силой,

Сражённый, как и ОН, безжалостной рукой.

Поляков

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

ОН, с юных лет постигнувший людей?..

Мильченко

И, прежний сняв венок, - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Троянов

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шёпотом насмешливых невежд,

И умер он – с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Гаглоев

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Литвинов

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

ПОЭТА праведную кровь!

Остромецкая Пройдя сквозь десятилетия, даже столетия, это стихотворение называет нам виновных в гибели лучших умов, благородных сердец

Ограниченность и властолюбие, корысть и ненависть к прогрессу, трусость и подлость.

Читая Лермонтова, удивляешься дару его творчества.

Хегай За несколько месяцев до смерти он увидел сон.

Стихотворение «Сон».

Хегай

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

«Песня про врагов» А.Дольского.

Вовчик А в жизни будет ссора с недавно вышедшим в отставку майором Николаем Соломоновичем Мартыновым – соучеником по юнкерской школе.

Аржаева -Из-за чего ссора? Неужели из-за очередной карикатуры?

Ибадова -А может, этот шарж – последняя капля, переполнившая чашу терпения?

Аржаева -Или из-за якобы распечатанного Лермонтовым письма матери и сестёр Мартынова сыну и брату?

Ибадова -Так ведь все знали, что Лермонтова тогда обокрали на самом деле, вытащив и письмо с деньгами!

Аржаева -Или просто Мартынов безмерно завидовал Лермонтову, ведь он сам пробовал писать стихи!

Ибадова -А может, и за спиной Мартынова стояли люди, подобные Бенкендорфу и его жандармам. Так «удачно» не успевшим на пушкинскую дуэль?

Аржаева -Не потому ли секунданты так запутали следствие, что неясно, кто был чьим секундантом и все ли четверо присутствовали у горы Машук 15 июля 1841 года?

Штырхунов

Князь Александр Васильчиков, 23 лет от роду. Впоследствии крупный государственный чиновник.

Корнет Михаил Глебов (во время лермонтовской дуэли ему 22 года), погиб в бою на Кавказе через 6 лет.

Князь Сергей Трубецкой, сосланный на Кавказ. Вычеркнутый рукой царя вместе с Лермонтовым из списка награждённых.

Что скрыли они тогда от следствия?

Что могли бы рассказать?

Смирнова Отдалённый гром перекатывался, глухо ворча. Приближалась гроза.

Ганина Один из секундантов отмерил шаги – их всего десять.

Смирнова Пистолеты, вопреки правилам взяты не дуэльные, а кухенрейтерские.

Ганина Впрочем, условия противников ведь равны?!

Смирнова Лермонтов говорит спокойно: «Николай Соломонович, мы с тобой часто по-пустому ссорились и дразнили друг друга, но никогда врагами не были».

Ганина «Я предлагаю начинать дуэль, пока не началась гроза!» - громко возразил Мартынов.

Смирнова Лермонтов не целится, он медленно поднимает руку с пистолетом вверх, в тучу…

Ганина «Так стемнело, что я не вижу пистолетной мушки!» - взволнованно говорит, упорно целясь Мартынов.

Смирнова «Стреляйте же, господин Мартынов, или я разведу вас!»

Ганина Яркая молния освещает белым огнём лицо Лермонтова, прекрасные тёмные глаза, насмешливо презрительный рот.

Смирнова Громовой раскат, от которого вздрогнули горы, заглушает выстрел.

Ганина Но гибкое тело Лермонтова падает на землю, точно срезанное серпом.

Стихотворение П. Антокольского «Гроза в Пятигорске»

Троянов

Гроза разразилась и с юноши мёртвого

Мгновенно сорвала косматую бурку.

Пока только гром наступленье развёртывал,

А страшная весть понеслась к Петербургу.

Железные воды и кислые воды

Бурлили и били в источниках скал.

Ползли по дорогам коляски, подводы,

Арбы и лафеты. А юноша спал.

Мильченко

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,

Не сын у отца и у века не пасынок.

И не был он сослан, и не был зависим

От гор этих, молниями опоясанных.

Он парусом где-то белел одиноким,

Иль мчался по круче конём легконогим,

Иль с барсом сцепившись, катился, визжа,

В туманную пропасть. А утром, воскреснув,

Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождём мятежа.

Штырхунов

Гроза разразилась. Остынув от зноя,

Машук и Бештау склонились над юношей,

Одели его ледяной сединою,

Дыханьем свободы на мёртвого дунувши:

«Спи, милый товарищ, окончилось горе,

Сто лет миновало,- мы снега белей.

Но мы, старики, да и всё Пятигорье,

Отпразднуем грозами твой юбилей.

И небо грозовым наполнится рокотом.

И гром-агитатор уснувших разбудит.

А время? А смерть? – Пропади они пропадом!

Их не было с нами, и нет, и не будет!»

Проигрыш из «Гардемаринов»

Белла Ахмадулина

Ганночка

И снова, как огни мартенов,

Огни грозы над темнотой.

Так кто же победил – Мартынов

Иль Лермонтов в дуэли той?

Дантес иль Пушкин?

Кто там первый?

Кто выиграл и встал с земли?

Кого дорогой этой белой

На чёрных санках повезли?

Но как же так? По всем приметам,

Другой там победил, другой,

Не тот, кто на снегу примятом

Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой

Всегда дурак был на виду,

Меж тем, как человек великий,

Как мальчик, попадал в беду?

Чем я утешу поражённых

Ничтожным превосходством зла,

Прославленных и побеждённых

Поэтов, погибавших зря?

Мартынов пал под той горою,

Он был наказан тяжело,

И вороньё ночной порою

Его терзало и несло.

А Лермонтов зато – сначала

Всё начинал и гнал коня,

И женщина ему кричала:

«Люби меня, люби меня!»

Дантес лежал под той горою,

Подняться не умел с земли,

А мимо медленно, сурово,

Не оглянувшись, люди шли.

Он умер или жив остался –

Никто того не различал.

А Пушкин пил вино, смеялся,

Ругался и озорничал.

Стихи писал, не знал печали,

Дела его прекрасно шли,

И поводила всё плечами,

И улыбалась Натали.

Для их спасения – НАВЕЧНО

Порядок этот утверждён.

И торжествующий невежда

Приговорён и осуждён!

Цель:

Учитель:

Дети : Мы поедем за границу?

Учитель

: Привет Данила

(небрежно): Салют дерево!

: Ой, где дерево?

: Это же ты кореш.

: Отпад!

: Что!!!

: Ну, ништяк!

: Ой, а что это?

: Ну просто убойная девчонка.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «Литературно-математическая дуэль»»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Литературно-математическая дуэль»

Участвуют 2 команды

Цель: Привлечь познавательный интерес к предметам.

Учитель: Сначала я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие, в страну иностранных слов!

Дети : Мы поедем за границу?

Учитель : Нет. Зачем же далеко так ехать, иностранцы живут среди нас.

Представьте себе начало недавнего учебного дня.

Выходят учащиеся (2 мальчика)

: Привет Данила

(небрежно): Салют дерево!

: Ой, где дерево?

: Это же ты кореш.

: Я не корень, я парень. Данила, я собственно хотел тебя спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Настя?

: Отпад!

: Что!!!

: Ну, ништяк!

: Ой, а что это?

: Это значит, что прикид у неё клёвый!

: Что она прикладывает и кого клюёт???

: Ну просто убойная девчонка.

: Она кого-то убила, она что киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

(утомлённо): Слушай ты какой- то фиолетовый.

: Это я наверное ручкой испачкался.

: ты лох, что ли?

: Нет, я не оглох.

: Ты не въезжаешь что я мелю?

: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

: Уши разуй. Что-то тебя сегодня колбасит…

: Да! Я колбасу сегодня утром ел, это верно!

(Хватается за голову) : Ты меня своей тупостью просто убил!

Входит Настя(ученица)

Ученица (удивлённо): Здравствуй Данила.

: Hello! В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можем!

Ученица (пятится): Я тебя не понимаю Данила, ты болен?

: Нет, просто бубен у тебя симпотный.

Ученица (непонимающе): Кто потный?

: Нет, вообще ты классная.

Ученица : Я из класса сразу после урока пришла.

: Ну так в киношку слиняем?

: Настя ты не бойся. Я тебе переведу. Я кажется научился понимать этот иностранный язык. Данила говорит: « Не откажи в любезности прекрасная девушка, пойдём со мной в кино.»

Ученица : Хорошо, я пойду, но только не с ним, а с тобой… (берёт под руку 1 мальчика)

(смотрит ей вслед): Я кажется понял, в чём тут дело. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле какой-то странный.

: Больше не будешь так разговаривать?

: Больше не буду.

Ученица : Тогда пойдём все вместе в кино!

Учитель : « Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай не спеши.

Оно бывает так сурово, то рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт

Покуда слово сам не взвесил,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит или ограбит

Пусть ненароком, пусть шутя

Подумай как бы им не ранить, того,кто слушает тебя.

Словом можно убить! Язык наш могуч!

Надеюсь, что сегодня здесь собрались люди, которые очень любят наш красивый, русский язык, язык Пушкина и Толстого.

Язык, на котором общаются и калмык, и узбек, и таджик, и туркмен, и казах, и белорус и многие народы мира.

Язык- это оружие в борьбе за знания, он помогает нам кратко и чётко выражать свои мысли.

Л.Н. Толстой говорил: « Математику уже за то следует учить, что она ум в порядок приводит»

А Роджер Бекон говорил: « Тот, кто не знает математики, не сможет познать никакой другой науки и даже своего невежества.»

Поэтому давайте начнём работать с развития внимания…

Игра «Математическая карусель»

См.приложение.

Конкурс капитанов:

Загадки для капитана 1 команды:

    7 братьев по возрасту равны, а именами разные(дни недели)

    5 чуланов, 1 дверь (перчатка)

Загадки для капитана 2 команды:

    Один говорит, два глядят, два слушают (язык, глаза, уши)

    У двух матерей по 5 сыновей (5 пальцев)

Конкурс: « Литературовед»

Подберите пары пословиц, дающих противоречивые советы на все случаи жизни.

Пословицы раздаём двум командам.

Конкурс: «Художник»

2 ученика у доски рисуют левой рукой человечка из геометрических фигур.

Конкурс музыкальный:

    Моя любовь живёт на 5 этаже

    33 коровы, 33 коровы

    Танго вдвоём

    Великолепная 5 и вратарь

    Жил был художник один

    12, 85 и два нуля ты написала на ладони у меня

Викторина для зрителей!

    Какая мера длины определяется двумя нотами (миля)

    Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 кв. м. звучит одна и та же нота(арфа)

    Что тяжелее одна тонна пуха или тонна железа (одинаково)

    Какое число делится на все числа без остатка (0)

    Шла бабушка в Москву и повстречала трое мужчин. Каждый нёс по мешку, а в мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? (1 бабушка)

    Ребята, а вы знаете, что в 16 гр. Воздуха, содержится септиллион молекул. Что такое септиллион?(10 в 24 степени)

Конкурс болельщиков:

Пословицы и поговорки, в которых есть цифры

    Семеро одного не ждут.

    Один как перст.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Один в поле не воин.

    Одна голова хорошо, а две- лучше.

    Семь бед один ответ.

    Семь пятниц на недели.

    Один с сошкой, а семеро с ложкой.

    У семи нянек дитя без глазу

Подведение итогов:

В заключении осуществляется награждение победителей.

Грамоты, сладкие призы.