Болезни Военный билет Призыв

В. Ходасевич: "Игорь Северянин и футуризм" (1914г.). Цикл произведений о величайших творцах. I. Проверка домашнего задания

Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм. («Я-будущее» или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Ego, в который, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов (К. Фофанов), Грааль – Арельский. В январе 1912 кружок был преобразован в «Академию Эго поэзии». Из-за внутренних распрей, главным образом между Северяниным и Олимповым, «Академия» в конце 1912 распалась. На страницах журнала «Гиперборей» Северянин объявил о своем выходе из всех групп: «…находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад».

В истории литературы Игорь Северянин – вождь эгофутуризма. Но для читателей – «только Поэт ».

В 1918 г. Северянин был в Финляндии и невольно оказался в эмиграции. Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов. Самые заметные его произведения этого периода - несколько получивших большую известность стихотворений: «Соловьи монастырского сада», «Классические розы» Умер поэт в Таллине, оккупированном немцами, похоронен на местном кладбище.

Другие группировки футуристов.

После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев и др.) и «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак , К. Большаков, Божидар (Б. Гордеев) и др.). Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей «истинного» футуризма.

«Мезонин поэзии», вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913–1914, даже не выпустил своего манифеста. Зак и В. Шершеневич предлагали: первый – «слово-запах», второй – «слово-образ», что предшествовало пониманию поэтического слова в Имажинизме. Ни одного крупного таланта среди участников «Мезонина поэзии» не было. Интересна их судьба: Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев станут соратниками С. Есенина в эпоху имажинизма, Сергей Третьяков – в будущем теоретик и практик авангарда – будет расстрелян в тридцатые годы. Борис Лавренев станет советским писателем.

«Центрифуга», организованная С. Бобровым в 1914, просуществовала несколько лет. Книги «Центрифуги» оформляли «левые» художники (А. Экстер, А. Родченко, Эль Лисицкий – будущие теоретики и практики авангарда в Советской России.)

Своеобразие футуризма Северянина

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Своеобразие футуризма Северянина
Рубрика (тематическая категория) Литература

И.Северянин и эгофутуризм

ʼʼЭгофутуризмʼʼ был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была чересчур коротка (с 1911 до начала 1914 ᴦ.).

Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.

В литературу Северянин входил трудно. Начав с серии патриотических стихов, затем пробовал себя в стихотворной юмористике и, наконец, перешел к лирической поэзии. Впрочем, лирику молодого автора газеты и журналы тоже не печатали. Издав в 1904-1912 гᴦ. за свой счёт 35 стихотворных брошюр, Северянин так и не обрел желанной известности.

Успех пришел с неожиданной стороны. В 1910 ᴦ. Лев Толстой с возмущением высказался о ничтожестве современной поэзии, приведя в качестве примера несколько строк из книжки Северянина ʼʼИнтуитивные краскиʼʼ. Впоследствии поэт с удовольствием разъяснял, что стихотворение было сатирико-ироническим, но Толстой воспринял и истолковал его всœерьез.

Скандальная известность сыграла свою роль: поэта заметили в литературных кругах, и в 1911 году появилась уже хвалебная рецензия В.Брюсова на сборник "Электрические стихи".

В этом же году вокруг Северянина формируется новое литературное объединœение - "эгофутуризм". Эгофутуристы (помимо Северянина в объединœение входили Георгий Иванов, Грааль Арельский и др.
Размещено на реф.рф
теоретической основой провозгласили Интуицию и Эгоизм.)

Широчайшую известность принœесли поэту стихи, помещённые им во второй раздел этого сборника "Мороженое из сирени". Поэт сумел верно уловить желание, витавшее в обществе: уйти от трагизма предвоенной грозы, уйти от действительности, но не в изящную "мечту", расписанную символистами, а в бурную, страстную, яркую "иную жизнь".

Одни видели в его стихах рождение нового искусства, другие признак упадка литературных нравов. Но своим хулителям поэт отвечал стихотворением из четвёртого раздела сборника "Эгофутуризм", где были собраны декларативные лозунги его творчества:

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсœеградно оэкранен!

Я повсœесердно утверждён!

Действительно успех поэта был ошеломляющим. За два года было напечатано девять изданий сборника "Громкокипящий кубок".

Перед первой мировой войной его поэтическая слава достигла своего апогея. Залы на его "эгических поэзовечерах" были переполнены публикой, сборники стихов расхватывались мгновенно.

Ориентация скорее на слушателя, чем на читателя, определила и особое строение стихов Северянина. Его поэзии свойственна мелодичность и благозвучие, стихи имеют близкое к романсному строфическое построение с многочисленными повторами и подхватами отдельных слов и целых фраз, изобилует рефренами и анафорами и унаследованными от Бальмонта разнообразными внутренними созвучиями в стихе - ассонансами и аллитерациями.

Северяниным были изобретены десять новых стихоформ: "миньонет", "поэметта", "лириза", "дизель", "квинтина" и другие, обоснование которым он дал в неопубликованном труде "Теория версификации". В русле своих футуристических исканий занимался поэт и словотворчеством.

27 февраля 1918 года на "поэзовечере" в Политехническом музее в Москве Северянин был провозглашён "королём поэзии". Это была высшая и последняя точка головокружительного успеха Игоря Северянина. Летом 1918 года он оказался в эмиграции.

Общей тенденцией в его творчестве становится возврат к классическим традициям русского стиха. "Чем проще стих, тем он труднее..."- станет его девизом. Ведя полурыбацкий образ жизни, он, как в детстве, начинает черпать жизненную силу в общении с природой, к ней же обращается и в творчестве:

В его поэзию проникают ностальгические мотивы, горькое признание уже прошедшей жизни. Кроме трёх автобиографических поэм он написал поэму "Рояль Леандра" (1925), написанную онегинской строфой. В 1931 году вышел его сборник стихов "Классические розы", обобщивший творческие искания поэта последних лет. Теперь поэт снова нашёл путь к сердцам читателœей и слушателœей через классическое звучание русского стиха, но былой популярности уже не было и поэт бедствовал.

После 1935 года Северянин почти не пишет оригинальных стихов, занимаясь переводами в основном с эстонского.

Н. Северянин приходит в русскую поэзию, когда авторитет, традиции, каноны символизма серьезно пошатнулись. Вступающие в литературу молодые поэты перестали считать незыблемыми образцами идеи и творческие приемы законодателœей символизма - К. Бальмонта͵ Вяч. Иванова, Ф. Сологуба и др.
Размещено на реф.рф
Молодые слуги Музы ищут свой путь, группируясь по общности взглядов на искусство (футуристы, акмеисты).

И. Северянин представляет особое направление русского футуризма. В 1911 году он объъявляет о создании огофутуризма, опубликовав свой манифест, пункты которого сводились к следующему.

1. душа - единственная истина;

2. самоутверждение личности;

3. поиски нового без отверганья старого;

4. осмысленные неологизмы;

5. смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы;

6. борьба со "стереотипами" и "заставками";

7. разнообразие метров.

Как лидер этого нового течения, Северянин назначил "Директорат эгофутуризма", куда вошли поэты: Константин Олимпов, Грааль Арельский и Георгий Иванов. Кубофутуризм возник несколькими месяцами позже (А. Крученых, братья Бурлюки, В. Маяковский, В. Хлебников).

Его эгофутуризм разве что сводится лишь к северянинскому жаргону: неожиданные словосочетания, музыкальные распевности ("Я выпил грез фиалок фиалковый фиал..."; "Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом"; "Офиалчен и олилеен озерзамок Мирры Лохвицкой"; "Весело, весело сердцу! звонко, душа, освирелься!"; "Когда взвуалиться фиоль, офреля ручеек...", - всœе это к тому же перенасыщено неожиданными неологизмами ("фиал" "офиалчен", "олилиен", "освирелься", "взвуалиться фиоль" и т. д.)

При этом сколько поэтической новизны, художественного совершенства в разнообразных в жанровом отношении посвящениях природе. Трогательна поэза-сонет "О незабудках":

Поет июнь, и песни этой зной

Палит мне грудь, и грезы, и рассудок,

Я изнемог и жажду незабудок,

Детей канав, что грезят под луной

Иным цветком, иною стороной.

Я их хочу: сирени запах жуток,

Он грудь пьянит несбыточной весной;

Я их хочу: их взор лазурный чуток

И аромат целœебен, как простор.

Как я люблю участливый их взор!

Стыдливые, как томны ваши чары...

Нарвите мне смеющийся букет, -

В нем будет то, чего в сирени нет,

А ты, сирень, увянь в тоске нектара.

О появлении эгофутуризма И. Северянин возвестил в 1911 году, а в январе 1912 года им была разослана в редакции ряда газет его программа "Академия Эго-Поэзии (Вселœенский футуризм)", где предтечами эго-футуризма назывались К. Фофанов и М. Лохвицкая, а в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм (Программу подписали И. Северянин, К. Олимпов (К. Фофанов), Г. Иванов, Грааль-Апрельский (С. Петров). "Лозунгами моего эгофутуризма, – писал Северянин в своих воспоминаниях, – были: 1. Душа – единственная сила. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со “стереотипами” и “заставками”. 7. Разнообразие метров"2. Литературная программа группы, как видим, была довольно расплывчатой. Всерьез говорить о литературном течении, возглавляемом И. Северяниным, не приходится. Группа очень быстро распалась. В 1912 году обострилась борьба Северянина и Олимпова за футуристическое первенство, Северянин вышел из группы "Эго", считая "миссию моего Эго-футуризма выполненной": "Я, – год назад, – сказал: “Я буду!” / Год отсверкал, и вот – я есть!"

В чем-то Северянин сближался с кубофутуристами. В 1914 году И. Северянин выступал совместно с кубофутуристами на юге России, приняв участие в так называемой "Олимпиаде футуризма" (1914). Но сотрудничество с кубофутуристами оказалось кратковременным, и в 1914 году Северянин с ними разошелся.

Так же, как и другие футуристы, Северянин в своих стихах отдал дань техническим достижениям нового века, ориентировался на быстрые темпы жизни. При этом его урбанизм носил скорее внешний характер и имел салонный оттенок комфорта и элегантности.

Как и у других футуристов, у Северянина встречается немало неологизмов, но они "осмысленны", изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: ветропросвист, крылолет). О московских футуристах он с неодобрением писал: "...в своем словотворчестве они достигали зачастую полнейшей нелœепости и безвкусицы, в борьбе с канонами эстетики употребляли отвратные и просто неприличные выраженья". Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир.

Северянину также, как и всœем футуристам, было свойственно стремление эпатировать, поразить читателя, самоутвердиться. Это особенно ярко проявилось в его стихотворении "Эпилог" (своеобразная "желтая кофта" Северянина).

Игоря Северянина, как и других футуристов, раздражала пошлость окружающего мира. Об этом стихотворение с названием-оксюмороном "В блесткой тьме":

При этом Игорь Северянин не стремился, в отличие от кубофутуристов, порвать с культурой прошлого и "cбросить Пушкина с корабля современности". Он считал, что и Пушкина, и Блока нужно знать даже "во времена Северянина"3.

Критика, и это стало общим местом, отмечала манерность, будуарность поэзии Игоря Северянина, ее ресторанный характер и пошловатую изысканность, салонный дендизм и экстравагантность. Отсутствии "темы" в поэзии И. Северянина тревожило А. Блока: "Куда пойдет он, еще нельзя сказать, что с ним стрясется: у него нет темы. Храни его бог".

Может быть, упреки современников Северянину были и небезосновательными: стихам Северянина свойственны и некоторая манерность, и будуарность, и дендизм. Все это было. К примеру, его знаменитая "поэма-миньонет" "Это было у моря":

Да, Северянин часто в своих стихах говорил языком салонной публики, но это не означает, что то был язык самого поэта͵ что это его – поэта – голос. По крайней мере, его "единственный" голос. Здесь будет уместной аналогия с героями рассказов М. Зощенко и самим Зощенко, которых современная писателю критика не желала разграничивать. Суть же поэзии И. Северянина в другом – в тончайшем лиризме, в изысканной элегантности, в изумительном чувстве ритма и в том, что вообще трудно определимо, поскольку речь идет о Поэзии. Как бы критики ни относились к пресловутым "Ананасам в шампанском!", как бы над ними ни иронизировали, забыть сразу, не почувствовать обаяния этого стихотворения невозможно. От него нельзя отмахнуться. Лирика Северянина не обременена морализированием, она далека от философских прозрений. Ну что ж, зато Северянин – тончайший лирик, изумительно чувствующий Природу, Красоту, душу человеческую в многообразных ее проявлениях и переживаниях.

И. Северянин известен и как автор негромких щемящих строк о России, о своей судьбе. После революции Северянин оказался в Эстонии, где и прожил до своей смерти в 1941 году. "Я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник", – говорил о себе И. Северянин. За рубежом он издал семнадцать поэтических сборников, но они выходили малыми тиражами, пик славы поэта остался позади, в прошлой России. В 1925 году написано не менее знаменитое стихотворение И. Северянина "Классические розы":

Своеобразие футуризма Северянина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Своеобразие футуризма Северянина" 2017, 2018.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры -- "Хабанера II", начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, -- И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, - участие", - вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман...

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

"Колокола собора чувств";(1923, Автобиографический роман)

ФУТУРИЗМ. ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

В поэзии он не бунтарь и не пахарь,

Скорее – колдун, неожиданный знахарь;

Одним он казался почти гениальным,

Другим – будуарно-бульварно банальным…

Вадим Шефнер

Термин «ФУТУРИЗМ» ввел в русский литературный обиход именно Игорь Северянин, основав в 1911 году в Петербурге, до того, как московские левые объявили себя кубофутуристами, «Академию футуризма». От кубофутуризма эгофутуризм отличался своим кредо:

    Душа – единственная истина.

    Самоутверждение личности.

    Поиски нового без отвергания старого.

    Осмысленные неологизмы.

    Смелые образы, эпитеты и диссонансы.

    Борьба со стериотипом и заставками.

    Разнообразие метров [Цит. по: Василевская 1991: 48].

А в 1912 году в Москве был провозглашен манифест футуристов «Пощечина собственному вкусу», в котором определялись права поэтов:

1. на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (слово-новшество);

2. на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку;

3. стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования и др., в том числе превозношение красоты Самоценного (самовитого) слова [Поэтические течения в русской литературе конца 19 – начала 20 века 1988: 102].

Этот манифест был подписан основными сторонниками футуристического течения Д. Бурлюком, Александром Крученых, В. Маяковским, В. Хлебниковым.

В 1913 году в манифесте из альманаха «Садок Судей II» футуристы выдвинули новые принципы творчества, среди которых:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи . Мы расшатали синтаксис;

2. нами осознана роль приставок и суффиксов;

3. во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание;

4. гласные мы понимаем как время и пространство, согласные – краска, звук, запах.

5. богатство словаря поэта – его оправдание.

6. мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами…

Мы новые люди для новой жизни. (Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др.) [Там же, с. 106].

Современная И. Северянину критика всегда оценивала его творчество неоднозначно. Также неоднозначно относились современники к принадлежности поэта к футуристам.

В рецензии на первый сборник поэта «Громокипящий кубок», опубликованный в 1914 г., В. Ходасевич писал о том, что слово «футурист» - не идет к Игорю Северянину, предлагая ему прозвище «презан» - настоящее. «Его поэзия чрезвычайно современна не только потому, что в ней говорится об аэропланах, кокотках и т.д., а потому, что чувства и мысли поэта суть чувства и мысли современного человека, душа – душа сегодняшнего дня » [См.: Северянин 2000: 8] . Однако Северянин, даже распустив свою «Академию», по-прежнему считал себя «эгическим поэтом», посланцем Будущего и даже олицетворением Будущего в Настоящем.

Свою точку зрения на «футуризм» в творчестве Северянина высказывает В. Ходасевич в статье, которая так и называется «Северянин и футуризм». Он анализирует, совпадают ли принципы поэзии Северянина с принципами футуристической группы, другими словами – футуристичны ли форма и содержание его стихов.

Сопоставив творчество поэта с футуристическими канонами, Ходасевич иронически заявляет: «Ах, плохой футурист Игорь Северянин!» [Ходасевич 1996: 435]. В конце статьи автор делает вывод, что Северянин бесконечно далек от футуризма, и признается, что ему нравятся стихи поэта, отмечает необыкновенную их музыкальность и меткую сообразность речи, что и отличает Северянина от бездарных поэтов.

Еще одним исследователем-современником творчества И. Северянина был В. Я Брюсов. Он был одним из первых серьёзных критиков, кто обратил внимание на нового поэта. В обзоре поэзии за 1911 год для «Русской мысли» Брюсов особо выделил среди всех авторов стихотворных книг Северянина за то, что тот прежде всего старается обновить поэтический язык, вводя в него слова бульварного арго, отважные неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами, причем для сравнения выбирает преимущественно явления из обихода современной городской жизни, а не из мира природы. Тем не менее Брюсов констатировал и излишнюю плодовитость поэта, иногда идущую в ущерб уровню творчества Северянина, и его просчеты в создании неологизмов, отборе слов. В статье об Игоре Северянине Брюсов говорит о том, что первая большая книга, – «Громкоговорящий кубок» - единственная значительная вещь, созданная поэтом, книга истинной поэзии. Он также замечает ироническую направленность поэзии Северянина («Мороженое из сирени», «Диссона»). Приводит очень меткие фразы: «под пудрой молитвенник, а на ней Поль де Кок», «женоклуб… где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп» [Брюсов 1981: 335].

Брюсов писал, что есть небольшая группа дебютантов, которые во что бы то ни стало хотят сказать «новое слово», имея в виду эго-футуристов. Он считал, что задача эго-футуристов – выразить душу современного человека, жителя большого города, а в этом подчеркивается и сходство с тем, что делал в поэзии конца 19 – начала 20 века сам Брюсов. Когда-то он примерно такими же словами характеризовал задачу символистской поэзии. Брюсов признает право на существование эстетической реальности, воссозданной эго-футуристами: «Самая обстановка эго-футуристов иная, нежели та, которая со времен романтиков продолжает считаться единственно поэтической: не море и скалы, не весенние цветы и закатная тишь…, но «желтая гостиная из серого клена», «будуар нарумяненной Нелли», «карета куртизанки», и в соответствии с этим – «блестящий файв-о-клок», «крем-де-мандарин», «коктебли» и т.д.

Брюсов признает стремление футуристов обновить поэтический язык и, подчеркивая «законность их общего замысла», выделяет И. Северянина – «мэтра» новой школы, называя его настоящим поэтом, поэзия которого все более и более приобретает законченные строгие очертания.

Каждый новый поэт приносит с собою что-то новое, свойственное только ему. Например, среди новых словообразований, приведённых Северяниным, Брюсов указывает на наиболее удачные, например глагол «олунить». Говорит о том, что ассонансы у Северянина на самом деле заменяют рифму, а также отмечает удачно использование диссонансов (кедр-эскадр-бодр-мудр-выдр) [Брюсов 1981: 337].

Брюсов, как и Ходасевич, признает некоторые права поэта на звание новатора из-за его неологизмов. Автор замечает, что у поэта есть слова, образованные простым написанием иностранных слов русскими буквами и с русским окончанием, например «игнорирно». Брюсов не считает такой способ образования достойным новаторства и достойным быть «способом словообразования» Наконец, есть просто исковерканные слова, большей частью ради рифмы или размера, такие, как «глазы», «порк», царий». Из громадного большинства этих новшеств настоящего внимания достойны, по мнению автора, единицы новых слов. Это уже указывает не на футуристическую направленность поэзии Северянина, а на отсутствие чутья языка и отсутствии понятия о законах словообразования.

Из своих рассуждений Брюсов делает вывод, что в футуристы и новаторы поэт Северянин попал случайно, и на его взгляд, даже тяготится этим званием.

Л. Н. Толстой гневно отзывался о Северянине и его творчестве. Интересен, однако, тот факт, что отзыв знаменитого писателя был предан гласности и… о Северянине заговорила вся страна! Именно с 1909 года он стал «греметь» во всех модных салонах обеих столиц.

Поэтому, несмотря на довольно жесткую критику своего творчества, Северянин прекрасно чувствовал себя, выступая на поэзоконцертах и имел множество поклонников своего неоднозначного таланта.

Существует и иная точка зрения на творчество поэта. Игорь Северянин – один из основоположников жанра реситалей – впервые в истории нашей поэзии стал устраивать турне с авторскими чтениями по городам России: Петербург, Москва, Киев, Минск, Симферополь, Самара, Кострома, Астрахань… Можно сказать, что он пел свои стихи на сочиняемые им же мотивы. О напевности стихотворений поэта, их доброй ироничности и родстве с народной поэзией, романсом – статья его современника, Юрия Шумакова, «Поэт на эстраде».

Современные исследователи в первую очередь обращают внимание на то, что современная поэту критика не улавливала лирической иронии в его стихотворениях. Во многих работах значительное внимание уделяется особенностям словоупотребления и синтаксиса произведений Северянина. Так, Никульцева В. В. в статье «Об индивидуальном поэтическом стиле Игоря Северянина» рассматривает построение каламбуров (отец рогатых жен), оксюморонов (безликий лик), метафор (очей фиалковая глубь), а также говорит об особой эпитетике, «восходящей к пушкинской традиции неожиданной сочетаемости слов (ландышевая сирень, певучие лучи)» [Никульцева 2001: 66]. Краеугольным камнем строения текста исследователь называет наличие в стилевой системе поэта лексических неологизмов. Интерес к словотворчеству у И. Северянина приобретает устойчивый характер, в отличие от многих других поэтов серебряного века.

Существуют работы, освещающие вехи жизни и творчества И. Северянина (С. Бестужева-Лада «Король поэтов», А. Урбан «Добрый ироник», Точеный О. П. «Игорь Северянин», Василевская И. А. «Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая…»).

Исследование творчества поэта представлено в большинстве случаев подробным разбором отдельных стихотворений. К таким работам можно отнести статьи Никульцевой В. В. «Песенные мотивы в стихотворении И. Северянина «Русская», Яковлева И. В. «Классические розы», Гуловой И. А. «Нетрадиционная традиционность» и «Осеню себя осенью» и др.

Интерес к творчеству поэта у современных исследователей не ослабевает.

И, хотя Брюсов говорил о недалёкости поэта-Северянина, хочется, чтобы у потомков сложилось несколько иное видение его творчества. О том, что Северянин – поэт не просто талантливый, а ошеломляюще новый, небывалый, о чем впервые, вслух и авторитетно заявил Николай Гумилёв, словами которого мне бы и хотелось закончить нашу работу: «…И вдруг люди и книги услышали юношески-звонкий могучий голос настоящего поэта… Игорь Северянин действительно поэт и к тому же поэт новый. Но нов он и тем, что первый из всех поэтов… настоял на праве быть искренним до вульгарности» [См.:Северянин 2000: 14]. А для осмысления всего нового, как правило, требуется время.

Цель урока: познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества.

Оборудование урока: репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, В.Татлина; портрет поэта; портреты поэтов-футуристов; диски с музыкой Прокофьева, звучание скрипки; презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихов и их анализ; просмотр презентации; работа с репродукциями картин; творческая работа; реализация индивидуального домашнего задания.

Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя -
кстати ль?..
Пусть песнь твоя – мгновенья звук
пустой, -
Поверь, найдётся почитатель.

И. Северянин.

I. Проверка домашнего задания.

1. Футуризм. Группировки.

Футуризм – авнгардистское течение, открыто провозгласившее ломку живого поэтического языка, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Группировки:

Группировки

“Гилея”

Петербургские эгофутуристы

“Мезонин поэзии”

“Центрифуга”

Местонахождения

Петербург

Представители

В.Маяковский

В.Хлебников

В.Каменский

А.Кручёных

И.Северянин

Г.В.Иванов

И.В.Игнатьев

К.Олимпов

П.Широков

В.Шершеневич

К.Большаков

Б.Лавренёв

И.Аксёнов

Б.Пастернак

Сборники

“Дохлая луна”

“Молоко кобылиц”

“Вернисаж”

“Пир во время чумы”

“Крематорий здравомыслия”

“Руконг”

“Лирень”

“Второй сборник “Центрифуги”

2) Основные принципы футуризма.

Отказ от традиционной культуры.

Анархическое бунтарство.

Абсолютная свобода творчества.

Отказ от литературных и языковых норм.

Устремлённость в будущее.

Неприятие буржуазной морали.

Эпатаж как средство воздействия на публику.

II. Эгофутуризм Игоря Северянина.

1. Чтение стихотворения учителем.

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.

Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?

III. Презентация. Готовят ученики.

После представления презентации ребята, готовившие её, делают выводы.

Имя Игоря Северянина сейчас мало кому известно. Это не удивительно по многим

причинам. Советское время отпечатало на имени поэта слова “декадентщина”, “северянщина”, его стихи были запрещены, как идеологически вредные. Первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 году. Поэзия И.Северянина ещё ждёт своего читателя. И не случайно Андрей Вознесенский нашёл столь изысканные слова для оценки его творчества: Игорь Северянин – форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной. Как музыкально поэт пишет о России: “На реке форелевой уток не расстреливай”.

“Лирический ироник” - так сам поэт определил свой стиль в поэзии. Знаменитая строчка “Я, гений – Игорь – Северянин”, которую многие считают программной, при внимании к контексту оказывается лишь озорной позой. Ведь в другом стихотворении он называет себя совсем по-другому:

…Я – соловей, я – сероптичка,
И песня радужна моя,
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края…

IV.

Слово учителя: Знаменитым он стал после выхода сборников стихов “Громокипящий кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913-1915 г.г.). Поэзия Северянина имела мало общего с западным футуризмом. В ней причудливо переплелись образы “олуненных оленей” и “муаровых платьев”, шампанского “фарфорового гроба”, “ягуарового пледа” и “ландолета бензинового”. Поэт воспевал вычурные атрибуты полуаристократической жизни, наполненной ритмами музыки. В своих стихах он воссоздал мир “золотой молодёжи” в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.

V. Чтение учениками стихотворений: “Я, гений Игорь Северянин…”, “В блёсткой тьме”, “Январь”, “Мороженое из сирени!”, “Ананасы в шампанском”.

Владислав Ходасевич: “Футурист – слово это не идёт к Игорю Северянину. Если нужно прозвище, то для Игоря Северянина лучше всего его образовать от слова “презан” (настоящее). Его поэзия необычайно современна, и не только потому, что в ней говорится об аэропланах, кокотках и т.д., а потому, что чувства и мысли поэта суть чувства и мысли современного человека, душа – душа сегодняшнего дня”.

VI. Реализация домашнего задания.

Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Именно Северянину принадлежит открытие нового жанра эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Это были поэзоконцерты, где Северянин нараспев читал свои поэзы, рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: “Кто не слушал меня, тот меня не постиг”. Чтение им своих поэз сравнивали с пением Вертинского.

Прослушивание одной из песен Вертинского.

Ученик: Поэт появляется на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликёрной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, всё более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах всё время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных поэз, что его сюртук, орхидея и даже поза – провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда.

VII. Эгофутуризм.

В 1911 году Игорь Северянин создал вместе с сыном Фофанова К.Олимповым группу “Эгофутуристов”.

Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?

(Название “эгофутуризм” ставит в центр “эго”, то есть “Я” поэта, отсюда “самовозвеличивание”, раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал – стихи о “красивостях” жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству.)

VIII. Программа “эгофутуризма”:

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.

  1. Душа – единственная истина.
  2. Самоутверждение личности.
  3. Поиски нового без отвергания старого.
  4. Осмысленные неологизмы.
  5. Смелые образы, эпитеты.
  6. Борьба со “стереотипами”.
  7. Разнообразие метров.

Поэт провозглашает ценность каждой личности: “Жизнь человека одного – Дороже и прекрасней мира”, отмечает двойственность мира: “И в зле – добро, и в добром – злоба”, выводит иерархию настоящих ценностей: “Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!”

IX. Анализ стихотворений: “Игорь Северянин”, “Ананасы в шампанском”.

X. Чтение учащимися выбранных самостоятельно стихов о России.

Всё самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. Но его отношение к России никогда не было “ура – патриотическим”. Он любил её, как любят порой больного ребёнка.

XI. Выводы.

Почему же всё – таки его стихи были интересны читателю, публике?

Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Вслед за наукой, радикально изменившей представление о пространстве, времени и движении, искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.

- Что же объединяло Игоря Северянина с футуристами?

Главное, что объединяло Северянина с футуристами, это утверждение права на свободное словотворчество, требование обновления слова, рифмы, ритма. Вообще говоря, эго – футуристические декларации Игоря Северянина очень условны. Его творчество не вписывается ни в одно из направлений времени. Да так ли это важно? Ведь главное в искусстве во все времена – выдающиеся произведения и яркие личности.

Обратимся к словам Н.Гумилёва: “Талант его (Северянина) как художника значителен и бесспорен. Если порой изменяет ему чувство меры, если в стихах его встречаются безвкусицы, то всё это искупается неизменностью музыкального напева, образностью речи и всем тем, что делает его не похожим ни на кого из других поэтов…Игорь Северянин – поэт Божией милостью”.

Ф.Сологуб: “Люблю стихи Игоря Северянина… Я люблю их за их лёгкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение”.

К.Чуковский: “Это неотразимо лирическая песенность, я восхищаюсь звуковой выразительностью многих его “поэз”.

Домашнее задание: проанализировать одно из стихотворений И.Северянина.