Болезни Военный билет Призыв

Условия при которых формируется компетентность. Понятие компетентность, условия формирования социальной компетентности. Правила разработки профиля профессиональных компетенций

Перед приемом на работу или поступлением на учебу требуется прохождение медицинского осмотра. Приказ 302Н — это нормативный документ, регулирующий этот вопрос.

Вконтакте

О документе

Прохождение медосмотра обязательно, это факт отражается в трудовом законодательстве. Цель мероприятия — выявление патологий, связанных с будущей трудовой деятельностью или получение о подтверждении состояния здоровья трудоустроенного лица.

Если сотрудник трудится на предприятии продолжительное время, то при обнаружении специалистами развития серьезного заболевания должно быть оформлено документально профессиональное заболевание.

Внимание! Приказ 302 Н необходим для специалистов, занимающихся осмотром лиц, направленных на прохождение медосмотра.

Документом утверждены :

  1. Перечень или список вредных факторов, оказывающих влияние на организм в процессе трудовой деятельности.
  2. Перечень или список работ, относящихся к категории опасных, которые выполняют или будут выполнять лица, занятые на производстве.
  3. Установлен порядок, согласно которого проводится мероприятие в организации или в учреждении.
  4. Отменен приказ о прохождении медкомиссии и иные документы, изданные ранее.

Разновидности медосмотров

Направления на медосмотр по приказу делятся предварительные и периодические:

  1. Предварительный. Прохождение предварительного медицинского осмотра осуществляется перед непосредственным трудоустройством.
  2. Периодический. Приказ 302Н от 12.04. 2011 устанавливается периодичность прохождения осмотров специалистами, то есть при работе с опасными или вредными веществами и факторами установлен критерий, с какой частотой следует проходить освидетельствование.


302н от 12 04 11, разработанный Минздравсоцразвития четко формулирует, в каких случаях необходимо прохождение комиссии специалистов, том числе определено:

  • кем производится выдача направления;
  • какая информация указывается в направлении;
  • установлен порядок прохождения специалистов и сдачи анализов.

Документ для прохождения выдается отделом кадров или представителем службы охраны труда, в нем отражаются сведения:

  • наименование организации и ее реквизиты;
  • какое медучреждение проводит осмотры;
  • полные фамилия и инициалы лица, которого направляют на освидетельствование;
  • перечень факторов , которые неблагоприятно сказываются на здоровье.


Подписывается работодателем или лицом, назначенным по приказу руководителя.

Важно! При непрохождении работником или будущим сотрудником врачебной комиссии руководитель не принимает его на предприятие или в организацию, либо отстраняет от трудовой функции.

Медосмотры

Порядок осмотра перед трудоустройством заключается в следующем алгоритме:

  1. Будущий работник после подписания заявления работодателем о приеме на предпритие направляется на медосвидетельствование. Выдается направление из отдела кадров, в котором четко прописываются вредные факторы или разновидности работ.
  2. С направлением нужно подойти в регистратуру поликлиники, расположенной по месту жительства, и дополнительно предъявить документ, устанавливающий личность. После следует посетить всех специалистов, которые указаны в медкарте и в паспорте здоровья, а также сдать биоматериал на анализ. Возможно проведение дообследований для уточнения состояния здоровья.


Заключение предварительного освидетельствования выдается на руки будущему работнику, а потом передается работодателю.

Смысл прохождения осмотра перед приемом на предприятие — подтверждение нормального состояния здоровья для работы в предлагаемых условиях.

О прохождении медосмотров периодических:

  1. Для прохождения профосмотра выписывается направление , в котором указываются вредные факторы. Эта функция осуществляется отделом кадров или представителем службы .
  2. Организовывается мероприятие работодателем в поликлинике.
  3. Для прохождения медицинского осмотра бланк работнику выдается сотрудниками поликлиники, в нем расписывается перечень специалистов, которых следует пройти и печень анализов и инструментальных обследований, предусмотренных приказом по медосмотрам.
  4. При положительных результатах сотрудника допускают к работе, а при отрицательных — производят отстранение от выполнения трудовых функций в порядке, установленном на законодательном уровне.


Проведение периодических осмотров выполняется с частотой, определенной 302 приказом о прохождении обязательных медосвительствований.

Вредные факторы и виды работ

Список вредных факторов:

  1. Аллергены — это вещества, вызывающие аллергические реакции. Это аммиак, азот, фталиевый альдегид,
  2. Канцерогены — это вещества, вызывающие злокачественные образования , они не выводятся из организма. К ним относиться гидрохлорид, фифенил, железа пентакарбонит.
  3. Химические вещества, влияющие на репродуктивные функции организма. Это металлы и химические соединения на их основе.
  4. Фиброгены — вещества, оседающие в легких, способствующие образованию огрубевших тканей . К ним относятся цемент, асбест, электрокорунд, альбор, карбид бора или кремния, алмазы, коксы и иные.
  5. Вещества смешанного типа. ФКА — это сварочные аэрозоли.
  6. Физические факторы — излучения, вибрация, шум, напряженность трудового процесса, тепловое излучение, повышенный или пониженный показатель температуры, световая среда.
  7. Факторы трудового процесса — физические перегрузки, сенсорные нагрузки.


Перечень некоторых видов опасных работ:

  1. Высотные.
  2. Спасательные.
  3. Электромонтажные.
  4. Вырубка деревьев.
  5. Труд в условиях Крайнего Севера.
  6. Выполнение работ с ЛВЖ и ГЖ.
  7. Работы на производствах с опасностью пожаров и взрывов.
  8. Выполнение операций на механическом оборудовании, требующем высокой точности и координации движений.
  9. Подземные.

Полный список профессий и вредных факторов утвержден Приказом 302-Н.

Противопоказания

Предварительные и периодические медицинские осмотры, основанием которых является ТК РФ и приказ 302 от 12.04. 2011, содержат информацию о противопоказаниях как общих, так и специфических:

  1. Сведения об общих заболеваниях, наличие которых является основанием для непроходжения комиссии специалистов, предусматриваются последним разделом документа. То есть, при выявлении у человека какого-либо патологических изменений, согласно списку, профпатологом прописывается заключение о профессиональной непригодности.
  2. Специфические сведения (последняя графа) указываются противопоказания для данного вида работ или контактирования с вредными веществами в процессе трудовой деятельности. Если по результатам обследований выявлено заболевание, которое не позволяет продолжать трудится на данном рабочем месте, то профпатолог делает соответствующую запись.

Приложения

Вредные производственные факторы по профессиям изложены в приложении 1.

№ п/п Прописывается наименование вредных или опасных факторов производственного процесса Указываются данные, с какой периодичностью должен производится медосмотр Какие специалисты должны проводить осмотры Какие анализы необходимо сдать, и какие исследования проводятся Перечень противопоказаний
В эту категорию попадают вещества* и соединения на их основе, в том числе пыли и газы, физические факторы (перегрузки, рабочие позы, электромагнитные излучения, работа с ПЭВМ, вибрация, шум, повышенные и пониженные показатели температур), сенсорные нагрузки (требующие особого внимания) Медкомиссия проводится не обязательно раз в году, она может проводиться и реже, к примеру, 1 раз в 2 года. Это определено нормативным документом () Указывается перечень врачей, которые осуществляют допуск к работе Обязательные обследования, проводимые специалистами указываются в этой графе** На основании проведенных исследований и осмотра врачей при выявлении заболеваний устанавливается ряд патологических отклонений, с которыми нельзя осуществлять допуск к работе

* Указываются лишь те вещества, согласно проведенным замерам по загазованности или запыленности которых зафиксировано превышение. Определение производится лабораторными исследованиями.

** Помимо этого для женщин необходимо прохождение гинеколога, для всех: сдача ФЛГ и крови для общего анализа обязательны.

Предварительные и периодические медицинские осмотры по видам работ, которые трактует приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приложение 2 идентично первому, отличие заключается в том, что вместо факторов в графе указывается список работ и ряда профессий.


Нормативный документ 302Н на медосмотр, согласно приложению 2 устанавливается определенные требования к опасным профессиям.

Организация мероприятия

Медосмотр — процедура ответственная и требует особого внимания. Работодателем должны быть выполнены следующие действия:

  1. Подготавливается распорядительный документ на проведение профосмотра.
  2. Документы выдаются непосредственно работникам под роспись, параллельно производиться ознакомление с графиком проведения мероприятия.
  3. По результатам мероприятия специалистами оформляется специальный акт.
  4. Работодатель обязан отстранить от выполнения обязанностей лиц, не прошедших освидетельствование на период, пока не будет выдано положительное заключение.


Сотруднику, осуществляющему контроль за проведением мероприятия, рекомендуется предварительно изучить нормативный документ.

Форма направления на медосмотр разрабатывается организациями и предприятиями. Заключительный акт по результатам проведенного мероприятия передается представителю работодателя или самому работодателю после его утверждения, на это выделяется не более 5 рабочих дней.

Проведение медосмотра — процедура действующему законодательству. Если руководитель проявил невнимательность и допустил к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, то при выявлении данного фактора государственными органами, накладывают штрафные санкции.

Важно! Если с сотрудником, не прошедшим медосмотр, произошел несчастный случай, то не исключено и применение уголовного кодекса.

Полезное видео


Для организации своевременного проведения медицинских осмотров, а также контроля за их прохождением, необходимо закрепить распорядительным документом ответственного сотрудника. Обычно этим занимаются инженеры по ОТ или специалисты отдела кадров.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
"Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

С изменениями и дополнениями от:

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2 ;

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3 .

2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11 , (за исключением подпунктов 12.2 , 12.11 , 12.12), приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

Утверждены новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования). Пересмотрен порядок проведения таких осмотров.

В перечнях установлены периодичность осмотров, состав участвующих в них врачей-специалистов. Перечислены проводимые лабораторные и функциональные исследования, приведены медицинские противопоказания к выполнению работ.

Осмотр могут проводить любые медорганизации, имеющие такое право, а также осуществляющие экспертизу профпригодности. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог и врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по ней.

Направление на осмотр выдает работодатель. Приведены требования к его заполнению. Работник предъявляет в медорганизацию паспорт и направление. На него оформляются медкарта и паспорт здоровья (при его отсутствии). Последний после осмотра выдается работнику на руки.

Для проведения периодических осмотров работодатель направляет в медорганизацию поименные списки работников, на основании которых составляется календарный план осмотров. По окончании осмотра оформляется медицинское заключение в 2-х экземплярах (первый выдается работнику, второй приобщается к медкарте). Работника относят к одной из диспансерных групп, дают рекомендации по профилактике заболеваний, при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации. При подозрении на профзаболевание выдается направление в центр профпатологии.

Участники аварий, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве и ряд иных работников 1 раз в 5 лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.

Медорганизация по итогам осмотров составляет заключительный акт и направляет его работодателю, в центр профпатологии, а также территориальному органу Роспотребнадзора.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"


Приведен приказ 302н от 12.04.11 минздравсоцразвития о медицинских осмотрах и комиссиях. Дан бланк направления от работодателя на обязательный медосмотр или медкомиссию при приеме на работу. Этот образец бланка по форме от 2018 - 2019 г. можно бесплатно скачать. Приведен перечень вредных производственных факторов приказа 302н по профессиям для обязательного медосмотра.

Порядок проведения медосмотров

Порядок проведения обязательных медосмотров работников приведен в приложении 3 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров людей. Которые управляют транспортом, утвержден приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н . В отношении всех остальных категорий сотрудников можно также применять эти документы.

Виды медосмотров

Обязательные медосмотры подразделяются на три вида:

  • предварительные;
  • периодические;
  • внеочередные.

Такая классификация медосмотров предусмотрена положениями части 1 .

Для отдельных категорий сотрудников могут быть предусмотрены обязательные медосмотры (обследования). Из проводят в начале рабочего дня (смены). А также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения таких медосмотров (обследований) включается в рабочее время. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 213 ТК. Такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК).

Медосмотр на работе, когда обязан сотрудник пройти осмотр согласно приказа 302н?

Перечень вредных или опасных производственных факторов и работ. При выполнении которых проводится периодический медицинский осмотр. И обязательные предварительный и периодический медосмотр на приеме у врача, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н . Медосмотры обязательны в том случае, если работа связана с вредными или опасными факторами. Среди таких факторов упомянуто электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ. Работа по считыванию и вводу информации. Работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени. При этом не оговорено, что необходимость проведения медицинской комиссии зависит от условий труда.

Сотрудник, если используют компьютер более 50% рабочего времени, должен проходить медосмотр. Между медосмотрами, не только периодический (один раз в два года), но и предварительный медосмотр. То есть перед устройством на работу (письма от 21.03.14 № 15-2/ООГ-242 , от 18.08.15 № 15-1/ООГ-4397).

Кто проводит медосмотры

Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель. Для этого организация заключает соответствующий договор с медицинским учреждением. У которого есть лицензия на медицинскую деятельность (п. 6 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Также работодатель может проводить медосмотры (например, предрейсовые) в собственном медпункте. У которого есть лицензия на медицинскую деятельность. Право на проведение предварительных и периодических медосмотров (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, п. 4 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна. Медицинская деятельность является лицензируемой. Медосмотры (в т. ч. предрейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности. Они подлежат лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Перечень к Положению, утв. постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291). Никаких исключений для медицинской деятельности. Для собственных нужд законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.

О необходимости получать лицензию для проведения медосмотров указано и в пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н.

Вправе ли сотрудник организации (например, бухгалтер), имеющий диплом о медицинском образовании, проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Организация не имеет собственного медпункта

Нет, не вправе. Организации всех форм собственности и предприниматели обязаны организовать проведение обязательных предрейсовых медосмотров водителей. Для имеющих автомобильный транспорт (п. 1 ст. 20, ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо в собственном медпункте. Либо по договору с медицинским учреждением. Медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение медосмотров. Оно должно иметь лицензию на этот вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый медосмотр. Необходимо, чтобы это делали только медицинские работники. При этом сама организация должна получить лицензию. Так предусмотрено пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н.

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников не является единственным при проведении медосмотра самостоятельно.

Медосмотры обязательны даже при торговле промтоварами, считают в Верховном суде

Предварительные и периодические медосмотры должны проходить все работники торговых организаций. В том числе те, кто не занимается непосредственно реализацией продукции. Не имеет значения, чем именно торгует предприятие - пищевыми продуктами или машинами. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 06.12.17 №34-АД 17-5 .

к меню

Например, обязательные медосмотры предусмотрены для тех, кто занят:

  • в организациях коммунально-бытового назначения. Оказывающих парикмахерские и косметические услуги (п. 9.29 СанПиН 2.1.2.2631-10, утв. постановлением главного санитарного врача от 18.05.2010 № 59);
  • строительном производстве (п. 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03. утв. постановлением главного санитарного врача от 11.06.2003 № 141);
  • в организациях общественного питания (п. 13.1 СанПин 2.3.6.1079-01. утв. постановлением главного санитарного врача от 08.11.2001 № 31);
  • на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (Порядок, утв. приказом Минэнерго от 31.08.2011 № 390);
  • на железнодорожном транспорте общего пользования (Порядок, утв. приказом Минтранса от 16.07.2010 № 154).

Также обязательные медосмотры проходят сотрудники младше 18 лет и профессиональные спортсмены (ст. 69, 266, 348.3 ТК).

Предприниматель-водитель должен проходить обязательные предрейсовые медосмотры. И послерейсовые медицинские осмотры также. Если он занимается перевозками и сам управляет транспортом. Так предусмотрено пунктом 4 статьи 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н.

Вправе ли администрация медицинского учреждения при приеме на работу сотрудника, не имеющего контактов с больными, требовать прохождения медосмотра и медицинскую книжку

Да, вправе. Сотрудники медицинских учреждений, в т. ч. и детских. Должны проходить предварительные медосмотры при поступлении на работу. Никаких исключений для сотрудников. Все сотрудники проходят. Даже те, кто непосредственном контакте с детьми (больными) не находятся.

Данные о прохождении медосмотров вносят в личную медицинскую книжку сотрудника. При приеме на работу администрация может потребовать у сотрудника прохождения медосмотра. Либо медицинскую книжку с данными о его прохождении. Сотрудника, отказывающегося от прохождения медосмотра, допускать к работе нельзя. (ст. 69, ч. 2 ст. 213 ТК, ст. 34 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, утв. постановлением главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 № 58).

Кто должен оплатить оформление личной медицинской книжки для сотрудника – организация или сотрудник

Оплатить такие расходы должна организация. Личная медицинская книжка свидетельствует о годности сотрудника по состоянию здоровья выполнять определенную работу. Для получения соответствующих отметок сотрудник сдает анализы, проходит обследование и т. д. Все эти мероприятия должен финансировать работодатель (ст. 213, 266 и 348.3 ТК).

Какая ответственность предусмотрена для сотрудника, если он, получив медицинскую книжку за счет работодателя, уволился или вообще не приступил к работе

Никакой ответственности сотрудник за такие действия не несет. Во-первых, закон обязывает работодателя оплачивать все медосмотры (обследования) (ст. 213, 266 и 348.3 ТК). А во-вторых, расторжение трудового договора по собственному желанию – добровольное волеизъявление сотрудника. Поэтому обязать сотрудника оплатить затраты на получение личной медицинской книжки нельзя. Трудовое законодательство не предусматривает возможности взыскания с сотрудника убытков. Если причиненных вследствие отказа от заключения трудового договора.

Медосмотры и СОУТ можно проводить за счет ФСС. Успейте подать заявление до 1 августа

Профинансированы Фондом социального страхования могут следующие мероприятия:

  • обучение по охране труда установленных категорий работников;
  • санаторно-курортное лечение;
  • приобретение средств индивидуальной защиты;
  • обязательные периодические медосмотры;
  • приобретение аптечек оказания первой медицинской помощи, тахографов, алкотестеров.

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом. Содержать достоверную информацию. У заявителя на день подачи документов не должно быть задолженности по уплате страховых взносов. Непогашенных пени и штрафов.

Примечание : Скачать форму заявления на выделение финансового обеспечения. Формат.doc 41 Кб, Минтруд РФ: Приказ 598н от 02.09.14 (ред. от 04.04.2017)

Документы представляются страхователем госуслуг, через МФЦ. При личном визите в ФСС или почтой.


к меню

Когда сотрудники, которые работают за компьютером, не должны проходить медосмотры

Когда сотрудники более половины рабочего времени работают за компьютером. Но при этом их условия труда признаны оптимальными или допустимыми. Работодатель может не направлять их на предварительные и периодические медосмотры. Об этом сообщил Роструд в письме от 28.02.17 № ТЗ/942-03-3 .

В отношении ряда факторов, перечисленных в Перечне, указано. Что прохождение медосмотров необходимо при отнесении условий труда к вредным условиям. Например, для фактора «Пониженная температура воздуха в производственных помещениях». А для фактора «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ такая оговорка отсутствует. Наличие опасного излучения и отнесение работ по данному фактору к «вредным» возможно лишь по условий труда. В этой части Приказ № 302н противоречит положениям . В этой статье прямо сказано: для прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров направляются работники. Которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда.

Чиновники Роструда делают следующий вывод. Если действующие результаты подтверждают, что условия труда сотрудника. Который трудится за компьютером, оптимальные или допустимые. То работодатель не обязан направлять его на медосмотр.

Контур.Бухгалтерия: Бесплатно вести кадровый учет и рассчитывать зарплату в веб-сервисе

к меню

Предварительные медосмотры

Предварительные обязательные медосмотры проводятся при приеме на работу. Их цель – до заключения трудового договора определить. Может ли кандидат претендовать на ту или иную должность по состоянию здоровья.

Если предварительный медосмотр проводится в медицинском учреждении. Для получения медицинской справки, кандидату нужно выдать направление. В направлении для медосмотра, выдаваемом соискателю должности на вредных (опасных) работах, укажите вредные (опасные) производственные факторы. С которыми сотрудник столкнется после трудоустройства на вакантную должность. Кроме того, в направлении укажите:

  • наименование работодателя;
  • форму собственности и организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный);
  • фамилию, имя, отчество, дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения организации (при наличии), в котором будет занят кандидат;
  • наименование должности (профессии) соискателя или виды работ, которые он будет выполнять.

Направление для медосмотров выдается человеку под подпись. Работодатель должен организовать учет выданных направлений.

Примечание : См. пункт 7, 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

В настоящее время унифицированного бланка направления на медосмотры нет. Организация вправе разработать его самостоятельно.

Нужно ли проходить медосмотр работнику, который был уволен, а затем снова принят на ту же работу

Если сотрудник, который был занятых на «вредных» работах, уволился. А затем снова принят на ту же работу. То он должен заново пройти предварительный медицинский осмотр. То есть, если работник был уволен (с расторжением трудового договора). А затем принят на ту же работу, на него распространяются все требования трудового законодательства. В том числе в части прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. Такой вывод следует из письма Минтруда России от 28.04.17 № 15-2/ООГ-1224 .


к меню

Периодический медицинский осмотр

Периодические обязательные медосмотры проводятся в течение всего срока работы сотрудника в организации. Их цель – контроль за состоянием здоровья сотрудников. Своевременное выявление профзаболеваний. Для проведения периодических медосмотров сформируйте список сотрудников, которые:

  • подвергаются воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне. Утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Также вредные факторы устанавливают по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и в ходе лабораторных исследований и испытаний;
  • выполняют работы по перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Примечание : Пункт 19 Порядка № 302н, пункт 5 статьи 7 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 10 закона № 426-ФЗ.

Утвержденный список направьте в территориальный орган Роспотребнадзора в 10-дневный срок (п. 21 Порядка № 302н).

На основании этого списка составьте поименный перечень сотрудников. Которым необходимо пройти периодический осмотр. Если медицинское освидетельствование проводится в отношении сотрудников. Занятых на вредных (опасных) работах. В нем нужно указать вредные (опасные) производственные факторы. Которые оказывают воздействие на сотрудников.

Поименный список сотрудников направьте в медицинскую организацию. Не позднее чем за два месяца до согласованной с этой организацией даты начала проведения периодического медосмотр

Примечание : а (п. 23 Порядка)

.

Получив поименный список, медучреждение составляет календарный план проведения медосмотров. Согласовывает его с организацией. Работодатель должен ознакомить сотрудников с этим планом. Но не позднее чем за 10 дней до начала медосмотра.

Перед проведением периодического медосмотра выдайте сотруднику направление. Оно оформляется в том же порядке, что и при проведении предварительных медосмотров. (п. 24 Порядка № 302н). Направление выдается человеку под подпись. Работодатель должен организовать учет выданных направлений.


к меню

Форма 302н Направление на медосмотр водителя, образец, пример формат excel, гарант

Унифицированный бланк направления на предварительный периодический медосмотр отсутствует. Организация вправе разработать его самостоятельно. Форма бланка для медосмотра, направление на медосмотр от работодателя выдается человеку под подпись. Укажите вид медосмотра (предварительный или периодический). Укажите в нем вредные (опасные) производственные факторы, с которыми сотрудник столкнется после трудоустройства на вакантную должность. Работодатель должен организовать учет выданных направлений

Ниже приведен пример направления на медосмотр. Подойдет для водителя, продавца. Его можно скачать бесплатно.


к меню

Отчетность

Сведения о проведенных предварительных и периодических обязательных медосмотрах сообщайте в ФСС. Заполните таблицу 5 в расчете по форме 4-ФСС. С учетом этих данных ФСС установит организации скидку. Или надбавку к тарифу взносов. На обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Ответственность за непроведение медосмотра

Сотрудника, который не прошел обязательный медосмотр, допускать к работе нельзя. В силу абзаца 12 части 2 статьи 212 ТК. За нарушение этого требования, трудовая инспекция может оштрафовать:

  • организацию на сумму от 110 000 до 130 000 руб.;
  • должностных лиц организации (например, руководителя) на сумму от 15 000 до 25 000 руб.;
  • предпринимателя на сумму от 15 000 до 25 000 руб.

О нарушении инспекторы могут узнать из жалобы сотрудника или в ходе проверки.

За нарушение порядка проведения обязательных медосмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра. Или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач. А кто-то другой.

Размер штрафа по статье 11.32 КоАП:

  • для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.

За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;

  • Статья поможет при споре с работодателем относительно квалификации травмы на работе. Для этого нужно обратиться в трудовую инспекцию с жалобой. В ней будут изложены подробным образом все обстоятельства получения им увечий.

Вы согласны, что в чем угодно можно разобраться, если рассмотреть это поближе, понять анатомию этого? Развитие компетентности состоит из трех основных пунктов.

Давайте их рассмотрим по порядку.

Какова структура компетентности? Как все-таки стать профи в чем-либо? Какие у вас есть варианты? Наверное нужно научиться что-то делать, а потом делать это все лучше и лучше - скажете вы. В целом так и есть. И последовательность здесь такая:

Или можно сказать - присутствуйте здесь и сейчас и умейте видеть то, что Вы видите. СМОТРЕТЬ - это самое первое в этой теме - развитие компетентности.

Помню в детстве , у меня был друг, который дрался своеобразным способом. Он нагибал голову как бык и, начиная размахивать руками, шел на противника. Он не смотрел ни на противника, ни куда он бьет, ни куда он идет. Победить его было легко. Однажды я просто отошел от стены и он с размаху ударился об нее головой. Драка была закончена. Как ему было побеждать, если он даже не смотрел! Какое уж тутразвитие компетентности в драке:)

Насколько часто, мы, пытаясь получить результат, даже не смотрим, а что собственно происходит прямо перед нами?

Видели продавцов , которые подходят к Вам в магазине и «на полном автомате» спрашивают - «Вам что-то подсказать?». Если бы они Смотрели, то это мог бы быть совсем другой разговор. Например, такой - «вижу, что Вас интересует эта модель, она действительно лучшее, что у нас есть, Вам рассказать больше про нее?».

Видите, человек Смотрит и ему не нужно быть роботом и помнить то, что он должен говорить. Он просто общается.

Развитие компетентности: шаг №2 - ОБУЧАЙТЕСЬ


Развитие компетентности сильно зависит от этого умения. Обучение , в основном, состоит в том, что человек рассматривает и понимает какие-либо данные, отделяет важное от неважного, делает собственные выводы, чтобы затем применить эту теорию на практике.

И на этом обучение не заканчивается, это постоянный процесс. Когда человек останавливается, то останавливается и развитие компетентности . Вот так все просто.

Конечно, необходимо действительно понимать, что изучаешь, понимать все слова, а при необходимости прояснять их в словаре. Обучение - это не наваливание одних данных поверх других и не тупое запоминание. Об одном только этом предмете можно сказать очень многое.

Но есть и третье, без чего развитие компетентности так и останется просто красивым словосочетанием.

Развитие компетентности: шаг №3 - ПРАКТИКУЙТЕСЬ

Очень хорошо, если человек умеет Смотреть и Обучаться . Но чтобы получить конечный результат и по-настоящему проявить компетентность, только этого недостаточно. Нужно начать делать это и делать все лучше и лучше. Б ез практики никуда . Поэтому в компоненты компетентности входит и этот третий шаг.

Помню, как я пришел записываться на тренировки по футболу, мне было лет 12. До этого я много играл в футбол во дворе. В общем, можно сказать, что "развитие компетентности" в футболе было мне знакомо. И со мной пришел записываться еще один мальчик. Нас поставили в разные команды и сказали - "играйте, посмотрим".

В итоге в команду приняли меня, а у того мальчика спросили, много ли он играл. Он сказал - «нет, но я читал много книг по футболу». Для меня до сих пор остается загадкой, что такое "книги по футболу". Наверняка тот мальчик намного больше знал о футболе теоретически, чем я, просто я больше практиковался . Вот и все.

Кстати, само по себе развитие компетентности - это не просто блажь. Это уже требование времени , в которое мы живем. Если наш уровень профессиональной компетентности в работе не растет, то нас увольняют, как того мальчика-теоретика. Если не растет компетентность руководителя или компетентность персонала, то компания вылетает с рынка. Если мы не занимаемся спортом, не тренируемся, то даже пробежка за автобусом может закончиться печально.

И так далее, можно просто посмотреть на жизнь и увидеть кучу примеров. Нас окружают разные приборы, надо разбираться как пользоваться тем и этим.. Жизнь сейчас такова, что от людей требуется более высокий уровень компетентности, чем раньше.

Становится небезопасно жить рядом с теми, кто далек от идеи «развитие компетентности».

Поэтому, здоровой идеей было бы сначала наблюдать, учиться (в процессе находя ответы на возникающие вопросы), а затем делать это. И когда уже получается делать, то нужно практиковаться и практиковаться, чтобы теперь делать это все лучше и лучше.

Ведь когда-то все мы научились сначала стоять на ножках, потом сделали несколько несмелых шагов, а теперь у нас столько ежедневной практики, что мы стали по-настоящему компетентными в ходьбе.

Развитие компетентности состоит в этих трех шагах. Это и есть анатомия или структура компетентности. И это приносит много удовольствия, гордости и радости. Если для Вас это является правдой, то используйте это.


Помимо компетентности есть и другие качества, которые ценятся людьми. У нас есть инструмент для лучшего понимания и практического применения этих качеств. Это книга "Дорога к Счастью" - сборник простоты и мудрости.

Сейчас у нас действует акция "книга в подарок ", и вы можете получить, прочитать и применять ее в своей жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в своих социальных сетях!

(для этого нажмите нужные кнопки внизу)

С формированием профессиональных компетенций дело обстоит несколько проще, хотя принцип используется тот же: необходима отлаженная система обучения персонала, которая работает, исходя из данных глубокого анализа потребностей организации. На основании модели ключевых компетенций, основные этапы создания которой мы описали выше, составляются профили компетенций. В профилях компетенций, помимо ключевых компетенций, описаны особые, профессиональные, которыми должны обладать сотрудники, работающие на той или иной должности. Под профессиональными компетенциями понимается способность всех категорий сотрудников выполнять свою работу в соответствии с требованиями и стандартами, соответствующими их должностям и обязанностям.

Немаловажно отметить, что профессиональные компетенции, в отличие от ключевых, скорее отвечают на вопрос, что сотрудник должен делать, нежели каким он должен быть – хотя это противопоставление весьма условно, так как компетенции – это всегда проявляемое поведение, но обусловлено оно может быть в основном личными качествами или в основном полученной подготовкой.

Формирование и развитие профессиональных компетенций требует большей частью специальной подготовки, то есть обучения определенным знаниям и умениям. Однако для того, чтобы сформировалась именно компетенция, то есть способность реализовывать полученные знания и навыки в успешной практической деятельности, обучение должно быть особенным.

В планировании обучения необходимо учитывать не только корпоративные цели, но и личные учебные и карьерные интересы сотрудников – это касается как содержания, так и способов его предоставления учащимся. Кроме того, необходимо уделять самое пристальное внимание переносу результатов обучения в деятельность, и оказывать в этом сотрудникам всемерную поддержку. Такого рода меры обеспечат, что новые знания и умения не останутся в памяти персонала мертвым грузом, а станут естественной частью их нового поведения, то есть послужат формированию и развитию необходимых профессиональных компетенций.

Помимо формального обучения, формированию профессиональных, да и ключевых, компетенций очень способствует социальное и неформальное обучение – сообщества практиков, наставничество, использование социальных медиа и так далее. В хорошо налаженной системе обучения персонала должны быть предусмотрены варианты применения такого рода возможностей, равно как и механизм оценки получаемых результатов.

Формирование ключевых компетенций

Ключевые, или базовые компетенции – это те интегральные качества организации, которые выгодно отличают ее от других, становясь конкурентным преимуществом. От профессиональных компетенций они отличаются тем, что не имеют узкой, связанной с конкретным участком бизнеса, специализации; ими в той или иной степени должны обладать все сотрудники компании. Ключевые компетенции отражают философию и миссию компании, вектор ее влияния на окружающий мир, уникальность предложения, которое она делает своим потребителям. Ключевые компетенции чаще всего не связаны со специальными знаниями и умениями, они носят социальный, коммуникативный, межличностный характер. В качестве примера таких компетенций можно привести коммуникативную искушенность, способность к командной работе, инициативность, системное мышление, ответственность, умение разрешать конфликтные ситуации, креативность и так далее.

Понятно, что формировать такие компетенции несколько сложнее, чем профессиональные, для овладения которыми достаточно освоить набор знаний, отработать умения, и овладеть соответствующими формами поведения. В случае с ключевыми компетенциями обучение становится глубже, затрагивая саму личность человека и требуя куда более фундаментальных изменений в привычных формах поведения.

Итак, процесс формирования ключевых компетенций организации весьма сложен и содержит несколько последовательных стадий:

    Выявление целей, задач и приоритетов стратегического развития компании;

    Выявление соответствующих ключевых компетенций, которые необходимы для реализации поставленной системы целей;

    Выявление и оценка уже наличествующих в компании ключевых компетенций;

    Составление перечня знаний, умений и личностных качеств сотрудников, которые обеспечат проявление таких форм поведения, которые необходимы для реализации системы целей организации;

    Оценка актуальной ситуации в сравнении с идеальной, то есть сопоставление наличествующего развития нужных компетенций с необходимым;

    Планирование корпоративного обучения, которое сможет обеспечить формирование и развитие выявленных ключевых компетенций.

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования .

Цель учета и контроля знаний, умений и навыков – формирование у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к успехам и недостаткам в работе, а также развитие способности к творчеству и привычки к самоконтролю. Отметка в классном журнале – это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности. Проверка и оценка знаний, умений и навыков неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. Основной целью контроля является определение качества усвоения школьниками изученного материала и повышение ответственности к учёбе. В процессе контроля происходит окончательное осмысление, систематизация и обобщение приобретенных учащимися знаний. Контроль и оценка результатов учебной деятельности побуждает ребят своевременно и старательно выполнять порученные задания, совершенствовать свои знания, умения и навыки, т.е. проверка, стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности, предупреждает пробелы в знаниях, способствует выявлению путей повышения эффективности обучения. Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной программой материал . Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся должна проводиться на основе научно-обоснованных и проверенных опытом принципов. К ним относятся: объективность, всесторонность, систематичность . Проверить и оценить объективно – значит предупредить случаи субъективных и ошибочных мнений и суждений учителей и учащихся. Для реализации принципа объективности, широко используется комментирование оценок и обсуждение на уроках ошибок допущенных при выполнении заданий. Под всесторонностью проверки и оценки подразумевается анализ усвоения школьниками различного по содержанию и характеру учебного материала, выявления их способностей применять его в практической деятельности. Систематической является такая проверка, которая проводится регулярно, органически связана с самим учебным процессом и оказывает своё влияние на его протекание. Контроль знаний учащихся выполняет, по меньшей мере, три функции:

    Управляет процессом усвоения.

    Направлен на воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции, учащихся к деятельности.

    Направлен на развитие и обучение .

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения . Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний. Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду . Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Раскроем эти принципы контроля подробнее: Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения. Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля . Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки. Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика. 1.3 Виды проверки. В практике обучения наиболее распространенными являются такие виды проверки как: текущая, тематическая и итоговая. Текущая проверка проводиться на каждом уроке. Она позволяет выявить знания, на основе которых будет строиться учебный процесс. Текущая проверка знаний проводится чаще всего в форме опроса в специально отведенное время проверки домашнего задания, во время выполнения самостоятельной проверочной работы, иногда в форме вопросов и заданий в ходе объяснения, повторения и закрепления. Текущий контроль может проводиться в форме наблюдений за познавательной активностью учащихся, их желанием работать на уроке, их работоспособностью. Текущий контроль помогает учителю следить за эффективностью обучения и корректировать работу . Тематическая проверка заключается в обеспечении контроля усвоения всей темы, проверяется содержание одной из изученных тем учебной программы. Этот вид проверки имеет очень большое значение для систематизации материала. На уроке необходимо задавать такие вопросы или предлагать такие задания, в которых учащийся увидел бы основное содержание темы, её главные идеи. В этом и есть смысл тематической проверки . Тематический контроль может быть осуществлен путём выполнения контрольных работ на обобщающих уроках, методика проведения которых должна быть тщательно разработана. Например: при проведении обобщающего урока по разделу «Технология обработки ткани» в 5 классе может быть выбрана форма контроля урок-экскурсия, в ходе которого будут проверены знания, умения и навыки учащихся по большому разделу учебной программы. При проведении урока экскурсии возможно сделать целый ряд остановок:

    Тканиевая (проверить знания по теме «Материаловедение»).

    Машинная (проверить знания по теме: «Машиноведение»; выявить степень сформированности практических умений и навыков, в подготовке швейной машины к работе и работа на ней).

    Конструкторская (проверить знания учащихся в области конструирования, моделирования одежды, чтения и построения чертежей, правил и приёмов снятия мерок).

    Пошивочная (проверить знания, умения и навыки в соблюдении технологической последовательности обработки, знания терминологии и т.д.).

Итогом данного урока-экскурсии может стать то, что каждый ученик получит по две оценки: за устную работу и практическую. Итоговая проверка проводится за каждую четверть или за учебный год. Проводится она в форме зачета или письменной контрольной работы, зачетных практических или лабораторных работ, выполнения ученического проекта. Цель итоговой проверки: определить полноту и качество усвоения каждым учащимся всего программного материала

Педагогический процесс, являясь целенаправленным и организованным, требует для реализации продуманности и плановости. Периодически возникают как в теории, так и на практике тенденции отмены планирования работы учителя, обосновывают это тем, что план ограничивает свободу и творчество учителя. Однако специфика педагогического творчества во многом определяется именно тем, что оно возможно, когда все организационные вопросы решены в ходе планирования, да и сам процесс планирования в работе учителя является творческим. В практике школ сложились два основных вида планирования учебной работы – календарно-тематическое и поурочное.

В календарно-тематическом плане указываются в хронологической последовательности темы и разделы курса, количество учебных часов на каждую тему и календарные сроки начала и окончания работы по каждой теме (разделу). Если тема большая, целесообразно указать в плане количество часов и сроки работы по подтемам. В плане также указываются формы организации учебной работы, целесообразно предусмотреть то оборудование, которое нужно заранее подготовить, характер творческих заданий, особенно тех, которые надо дать заблаговременно (например, к семинару).

Необходимость заблаговременного составления календарно-тематических планов вызывается следующими соображениями:

1) работу по каждой теме нужно представить в ее логической последовательности, имея в виду задачи ознакомления с фактическим материалом и обобщениями, усвоение знаний и формирование умений и навыков;

2) следует выделить и подчеркнуть основные идеи в содержании темы, особенно идеи мировоззренческого значения, и наметить пути, как сконцентрировать материал вокруг этих стержневых идей;

3) требуется заранее предусмотреть, какая часть работы выполняется на уроках, когда и как включаются в работу экскурсии, семинары, лабораторные и практические занятия и другие формы обучения; необходимо наметить последовательность всех видов занятий, а при установлении последовательности уроков полезно указать тип каждого урока, т.е. его основное назначение;

4) после проведения каждого занятия необходимо в этом плане (сделав колонку “Примечание”) отмечать, что надо учесть на следующий год при проведении данного занятия.

Начинается календарно-тематическое планирование с изучения учебной программы. Эта часть работы выполняется перед началом учебного года и каждой четверти. При этом особое внимание надо обратить на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уясняет логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.

Следующий этап – изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах и др.

Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1. Изучение материала конкретного урока в учебнике. Изучая учебник, учитель соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет полноте изложения темы и доступности – отмечает то, что в учебнике изложено доступно, с тем, чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

2. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель не только просматривает имеющиеся пособия, учебные диафильмы и кинофильмы, компьютерные программы и материалы, но и знакомится с аннотациями телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.

3. Разработка плана урока.

План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают следующее:

1. Тему урока.

2. Цели и задачи урока. Определяя цели, непременно надо учитывать возможные цели урока – усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие познавательной сферы учащихся и обогащение творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Учитель при работе над системой уроков по целой теме и над отдельными уроками должен обдумать, какие знания нужно сообщить и закрепить, какие умения, навыки и привычки могут быть выработаны и развиты и какие чувства, убеждения, свойства характера и воли, какую нравственную манеру поведения необходимо ученикам привить. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если они отсутствуют в пособиях.

3. Структуру урока – последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.

4. Перечень и место учебных демонстраций.

5. Время на каждый этап урока.

6. Необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

Учитель в процессе подготовки продумывает, какие понятия подлежат особому усвоению. Положения и правила, а также тексты для записи на доске, которые учитель хочет изучить с учащимися, должны быть точно продуманы и по возможности записаны, Учителя математики, физики, химии и других дисциплин, где это необходимо, записывают в план решения задач, которые будут предложены на уроке.

Чтобы целенаправленно и тем самым успешно провести опрос, при подготовке урока учитель продумывает, какие вопросы он поставит отдельным ученикам и кого он хочет спросить. Только так он сможет равномерно опросить всех учащихся и получить представление об уровне их знаний.

При подготовке к уроку намечается и домашнее задание. Этим учитель достигает того, что домашнее задание становится органической составной частью образовательной и воспитательной работы школы и одновременно обеспечивает переход к следующему уроку. При этом он должен предусмотреть, сколько времени потребуется учащимся для выполнения домашнего задания исходя из их возрастных особенностей и возможностей. Так, в третьем-четвертом классах школы время подготовки домашнего задания средним школьником не должно превышать полутора часов.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т.п.). Организация работы учащихся при подготовке также должна быть продумана и принята во внимание при структуировании урока. Следовательно, учитель заранее продумывает, когда будет проводиться работа со всем классом и в каких случаях учащиеся должны работать самостоятельно.

Письменное оформление плана урока не должно быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – краткие конспекты уроков. Основные пункты работы на уроке могут быть особо выделены посредством подчеркивания.

Практично фиксировать планы уроков по темам на карточках. Эти карточки содержат распределение материала, замечания к нему, указания литературы и методов, использование учебных и наглядных пособий, ТСО и т.д. Составленные однажды карточки (или другие заметки о системе уроков) должны постоянно дополняться. При подготовке к урокам они могут быть только вспомогательным средством. В каждой новой ситуации эти карточки должны использоваться творчески.

Но составленный план (конспект) урока не должен превращаться в самоцель и приводить к тому, что учитель во время урока работает только по этому плану, забывая о классе и его работе. В таком случае он теряет руководство классом. Хороший учитель не прикован к плану; если это необходимо, он может отойти от него и, несмотря на измененные условия, достичь намеченной цели.

В некоторых учебных заведениях практикуется коллективное планирование, как календарно-тематическое, так и поурочное. Коллективная подготовка охватывает общие вопросы, имеющие одинаковое значение для всех учителей и классов. Она направлена на разработку трудных разделов учебного материала, на выбор лучших методов обучения и учебных и наглядных пособий. Коллективная подготовка уроков ни в коем случае не может лишать учителя возможности его творческой подготовки к урокам.

Продуманное построение урока и других форм организации учебного процесса имеет большое значение для успешного проведения занятий. Учитель обладает педагогическим мастерством, когда урок им логически продуман, правильно построен, план его составлен так, что он соответствует дидактическим принципам и правилам, проведен так, как он задуман, и достиг поставленных целей.

Методы воспитания :

    это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;

    это пути достижения заданной цели воспитания;

    это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).

Приёмы воспитания :

    это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;

    это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания:

Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром

Назначение

Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни

Функции метода

Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через: 1) Показ, пример - наглядно-практические формы 2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы

Формирование опыта поведения, организация деятельности через: 1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы 2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы

Формирование оценки и самооценки, стимулирование через: 1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы 2) Соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы

Сущность

Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения

Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек

Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности

Некоторые приёмы воспитания

Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело

Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему

Результат

Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности

На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания :

    Цели и задачи воспитания.

    Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).

    Уровень сформированности коллектива.

    Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».

    Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

    Уровень педагогической квалификации.

    Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).

    Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

    Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

    Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

    Создание общественного мнения.

    Общение, деятельность организованные воспитателем.

    Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

    Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.