Болезни Военный билет Призыв

Тренинг с детьми на развитие творческого мышления. Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творч. Обсуждение в группе разобрать все варианты

Есть интерпретация проективных рисуночных тестов. И, пожалуй, самым популярным в этой категории является набор тестов «Несуществующие животные».

Такая популярность весьма заслужена - этот набор довольно прост в прохождении и даёт очень много информации.

В этом посте я покажу, как может выглядеть интерпретация теста «Несуществующее животное» (а также «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное») на конкретном примере.

Я благодарю свою клиентку, предоставившую мне разрешение на использование своих материалов для написания этого поста.

О тесте «Несуществующие животные»

Вообще, правильнее говорить о четырёх отдельных тестах - «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Первый из них является основным и может применяться отдельно, последующие же рассматриваются как дополнительные по отношению к нему.

Впервые тест «Несуществующее животное» был предложен М.З. Дукаревич, затем он много лет дорабатывался и апробировался. Лично я при проведении и интерпретации этого теста пользуюсь методическими указаниями А. Л. Венгера.

Теория, лежащая в основе этого (и других рассматриваемых тестов) может быть изложена довольно просто: эти тесты являются проективными, т.е. в процессе их выполнения испытуемый определённым образом проецирует (т.е. выводит вовне) некоторые черты собственного внутреннего мира.

Эти черты и свойства проявляются в зашифрованном виде, в форме образов и символов, и задача интерпретатора состоит в том, чтобы их расшифровать.

Меня часто спрашивают о надёжности этих тестов и проективных методик вообще. Я позволю себе привести здесь несколько цитат из Венгера:

«Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

<…>

Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат основой для выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т. п.

Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами. »

Следует сказать о том, что все применяемые мной методики прошли валидацию и апробацию.

Как это происходит? Очень просто: берётся группа людей с известными психическими заболеваниями и жизненными обстоятельствами. Для примера представим, что у нас в этой группе будут шизофреники, истероиды, нарциссы, психопаты и депрессивные больные.

После того, как выборка сделана, испытуемым дают задание нарисовать что-то. Например, несуществующее животное. Затем берут рисунки, делают формализованное описание и проводят статистическую обработку. Если удаётся найти закономерности (например, «психопаты рисуют клыки и когти»), то выдвигается гипотеза о том, что эта закономерность имеет диагностическую значимость. Если да (т.е. абсолютное большинство психопатов нарисовало клыкасто-когтистых зверей, при этом никто, кроме них такого не рисовал), то гипотезу принимают и переходят ко второму этапу.

На втором этапе собирают другую группу людей, про которых заранее ничего не известно. Этим людям дают то же самое задание, после чего проверяют обнаруженные на первом этапе гипотезы. Если развивать наш пример, то тех, кто нарисовал животное с клыками и когтями проверяют (с помощью других методов) на наличие психопатичности. И если снова совпадает, т.е. большинство из тех, кто нарисовал эти элементы, действительно оказываются психопатами, то гипотезу считают апробированной и валидной. И, соответственно, применяют и дальше.

Как видите, никакого шаманства, эзотерики и прочей антинаучной мути, всё вполне себе в рамках научного подхода.

Другое дело, что сами критерии оценки элементов рисунка бывают довольно субъективными (например, «небрежность» или «общее неблагоприятное впечатление»), что допускает возникновение ошибок интерпретатора.

И для того, чтобы мои читатели и заказчики могли оценить, насколько хорошо лично я справляюсь с интерпретацией таких тестов, я выкладываю пример в рамках этой статьи (разумеется, с разрешения испытуемой).

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ : если Вы хотите пройти тесты из группы «Несуществующие животные», НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ ДО ТОГО, КАК ЗАКОНЧИТЕ РИСОВАТЬ! Дело в том, что в этом скрытом тексте содержатся указания на конкретные диагностические признаки, и если вы будете их знать, то ваше бессознательное может сильно исказить результаты.


ЕСЛИ ВЫ СНАЧАЛА ПРОЧИТАЛИ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ, А ПОТОМ НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНЫХ, ТО ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕКОРРЕКТНЫ И НЕ ПОДЛЕЖАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
==============================

И ещё раз, для тех, у кого успела развиться баннерная слепота : пожалуйста, не читайте текст под спойлерами до того, как закончите рисовать. Если вы сначала прочитаете, а потом начнёте рисовать, то тест покажет фигню, имеющую малое отношение к реальности. Спасибо.

Что можно узнать с помощью этого теста

Вполне логично, что будущий заказчик хочет знать, какие именно сведения он сможет получить, пройдя этот тест. Что ж, попробуем ответить ему на этот вопрос.

Первое, о чём здесь нужно сказать, это то, что заранее мы не можем предсказать, насколько информативен будет его рисунок. Это зависит от огромного количества факторов, влияние которых на момент обследования остаётся неизвестным.

Так, например, у некоторых испытуемых выявляются проблемы в сексуальной сфере (вплоть до указания на конкретные перверсии), в то время, как у других в рисунках не содержится информации об этой области их личности.

Но в целом можно выделить некоторый набор информационных кластеров, появления которых вполне оправдано ожидать в результатах тестирования:

1. Уровень общего умственного развития;
2. Преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
3. Уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
4. Недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
5. Повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
6. Тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
7. Страхи;
8. Депрессивные тенденции;
9. Особенности реакции на стресс;
10. Агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
11. Экстравертность или, напротив, интровертность;
12. Демонстративность;
13. Неудовлетворенность потребности в общении;
14. Аутизация, избегание общения;
15. Степень социализированности и конформности;
16. Антисоциальные тенденции;
17. Отношение к сексуальной сфере;
18. Отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи (проявляется довольно редко).

А теперь - перейдём к рассмотрению конкретного примера.

Сведения об испытуемой

Пол: женский;
Возраст: 26 лет;
Семейное положение: замужем;

Процедура тестирования

Тестирование проводилось заочно. Испытуемой были даны стандартные инструкции по выполнению заданий: «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Значимые факты, проявившиеся во время выполнения задания:
1. Большое количество уточняющих вопросов;
2. Попытки выполнить задание не по инструкции (вопросы об использовании цветных карандашей);
3. Длительное время выполнения заданий;
4. Нарушение порядка выполнения заданий.
Несуществующее животное - Дрэбъеръйи

Данное задание является эмоционально нейтральным и показывает те личностные особенности испытуемой, которые проявляются у неё в отсутствие внешней и внутренней нагрузки, т.е. оно показывает характеристики испытуемой в спокойном состоянии, когда ничто не вызывает в ней каких-то определённых сильных эмоций.

Сведения о Дрэбъеръйи со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Любое животное. Дрэбъеръйи.

Оно эстет и гурман. С минимальной потребностью в общении, что можно объяснить естественным начилием 3 голов, 3 разных характеров и личностей, неплохо уживающихся в одном организме.
Головы, чье описание весьма поверхностно:

1)спокойный нрав, логическое мышление, оценивание событий относительно собственной системы ценностей

2)шумный, болтливый, экспрессивный, дерзкий, вызывает симпатию своей личностью и харизмой

3)любитель побеждать, но ценит близкие связи; готов уступить если это важно для остальных

Организм как таковой весьма хаотичен, органы в нем блуждают и форма тела - перетекающая. Нижние и верхние конечности отсутствуют. Рот иногда служит замещением функции рук.
При охоте обволакивают жертву. Так как сам организм черного цвета и с запахом, не принимаемым животными за исходящий от живого опасного организма, успешно подобраться к жертвам можно в 99,8% случаев. Размер тела также поддается трансформации в длину и ширину, но головы не меняют устойчивой формы.

Охота для него не только способ пропитания, но и одно из любимых развлечений. Он пожирает невиданных Земле животных, желательно пока они еще бьются в агонии и держится теплота тела.
Он живет один в большом утонченном дворце с садом, где есть пруд с жабами. Которых он красит в разные яркие цвета, потому что их настоящий окрас силишком скучен. Жабы - его лучшие друзья, но они не разделяют этого мнения. В его дворце также есть слуги, но за людей он их не считает, относится как к теням или декорациям. Мрачный вид дворца и его обитателей послужили поводом для сочинения небывалых мифов и росказней, неудивительно что местные жители его сторонятся.

Не смотря на то, что оно окружен другими людьми, действо происходит не на Земле, на иной далекой планете. Там они обитают совместно с другими неизвестными нам существами.
Оно занимается абсолютно всем, что придет в голову. Само собой, порой возникают споры по поводу первенства в осуществлении желаемого. В этом случае головы загадывают числа и побеждает тот, кто первым угадает загаданное любой из 2 других голов.

Их любимые совместные занятия: просмотр кровавых фильмов, вызывающий приятный всплеск эмоций внутри; наслаждение от прослушивания музыки - все они избирательные меломаны; рисование совместных картин и разукрашивание жаб, разумеется. Кисть держится во рту; чтение книг, написанных другими существами, не людьми; и рассуждения об опытах.

Диапазон их эмоций сильно напоминает человеческий. Но пока ни одно из событий не вызывало в них выброса эмоций, способствующих порождению соответсвующих травм: весь их обрах жизни наполнен событиями, вызывающими в них возбуждение, восторг и побуждение копнуть глубже и дальше по теме. Его способно восхитить очень многое: неповторимая красота зверей и лесов; архитектура замка; глубина пруда; мельчайшие еле уловимые звуки; даже выражения лиц и внешность людей; утопание во взгляде, который, порой, прекраснее окружающего мира; цвет крови, ее брызги, окропляющие землю; страх перед последним вздохом цепляющегося за жизнь животного; возможность создавать, искать, находить, выбирать, строить пути; ночной мрак и уханье крылатых созданий; вокал, способный выразить еще больше чем взгляд; и бесконечность воображаемого мира..

Хотя оно является эстетом - само практически не способно что-либо создавать, и в глубине это его очень огорчает. Настолько глубоко, что это не вызывает осознаваемых переживаний. Выпало так, что оно родилось ценителем, без наличия особых талантов.

У этого существа есть один секрет - каждая из голов может отделиться от общего организма вместе с частью составляющей его материи и стать отдельным полноценным организмом, но об этом известно только одной из них, и она предпочитает скрывать данную возможность от остальных.

Оно никогда не стремилось к тому чтобы стать раздельными организмами. Принимает свое существование как данное, всего лишь окружая себя тем что вызывает эмоциональный трепет внутри и представляет ценность, но только не материальную. В любой день оно готово отказаться от замка и пойти в неизвестное путушествие без цели, смысл которого сам проявил бы себя в последствии. "

Интерпретация


1. Наличие разнонаправленных тенденций (три головы). В данном случае можно говорить о том, что испытуемая имеет некий внутренний конфликт (который, собственно, является источником этого противоречия), однако он вытеснен глубоко в бессознательное и подавляется мощными компенсаторными механизмами (головы не противоречат, а дополняют друг друга).

Кроме того, наличие нескольких голов в данном случае указывает на некоторую театрализованность поведения , склонность постоянно исполнять какую-либо роль, т.е. определённую демонстративность . Поскольку демонстративность в таком виде довольно редко осознаётся, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознанности и хороших способностях испытуемой к самопознанию.

Такая демонстративность в совокупности с остальными характеристиками рисунка свидетельствует об инфантильности испытуемой (что подтверждается данными методики СМИЛ).

2. Интровертированность (у животного отсутствуют руки или их аналог), при этом испытуемая поддерживает ограниченное количество контактов с избранными партнёрами (можно предположить, что их 5-6 человек по количеству выростов оболочки животного, причём связь с одним из них находится под вопросом для самой испытуемой);

3. Шизоидная акцентуация (схематичность изображения животного, формальность составленного названия, малое количество изобразительных деталей в противоположность достаточно объемному описанию). В данном случае эта акцентуация не выходит за рамки психологической нормы , она является источником довольно высоких творческих способностей испытуемой и её явного своеобразия, но не принимает патологических форм (по данным этой методики)

Гипотеза о шизоидной акцентуации подтверждается также указанием на то, что данное животное - эстет и на его любовь к кровавым зрелищам, а также способом питания, сопряженным с мучением жертвы.

Следует отметить, что в данном случае это не свидетельствует о садистских влечениях испытуемой, поскольку для шизоидов такие особенности не являются чем-то, выходящим за рамки нормы.

Здесь можно сделать предположение о недостаточной эмпатичности испытуемой , но для его окончательного принятия необходимо провести дополнительные исследования с помощью других методик;

4. Астения , склонность к аутизации (отсутствие зрачков у одной из голов). Характерным признаком является то, что астению и аутизацию испытуемая связывает с первой головой, которая, фактически олицетворяет разумный подход к миру.

Это говорит о важности таких механизмов психологической защиты как интеллектуализация и рационализация в функционировании психики испытуемой. С помощью этих механизмов она умеет справляться с негативными переживаниями, переводя их с некомфортного для испытуемой эмоционального на рациональный уровень, где развитый интеллект сможет их переработать. Эти защиты являются зрелыми и их активное использование свидетельствует о высоком (не менее, чем невротическом) уровне личностной организации испытуемой, что исключает наличие серьёзной психической патологии на момент обследования.

Однако в этих же механизмах проявляется и слабость испытуемой, отсутствие контакта со своим эмоциональным состоянием , отгороженность от этой сферы своего внутреннего мира лишает испытуемую сил и снижает её производительность. Не зря же астения наиболее чётко ассоциирована с той головой, которая эффективнее всех подавляет эмоции. Испытуемая не умеет использовать собственную эмоциональность в качестве источника творческих преобразовательных сил;

5. Наличие у испытуемой страхов (зачернённые зрачки в глазах двух голов). И опять же, страхи ассоциированы с тем головами, которые более эмоциональны, что указывает, с одной стороны, на отчуждённость испытуемой от собственной эмоциональной сферы , а, с другой, на то, что причина этой отчуждённости в том, что на глубинном уровне испытуемая сама боится своих эмоций.

Возможно, это связано со страхом потери контроля, но более вероятно, что это простое следствие шизоидной акцентуации, для которой вообще характерна некоторая отчуждённость эмоциональной сферы;

6. Инфантилизм и негативизм (высунутый язык у головы ). Можно сделать предположение о том, что в процессе своего развития испытуемая научилась использовать свой инфантилизм в качестве механизма социальной адаптации и защиты (по типу «я маленькая, не трогайте меня»), и сейчас этот инфантилизм является необходимым для функционирования личности элементом, с помощью которого испытуемая упрощает субъективно сложную задачу взаимодействия с другими.

Следует отметить, что этот механизм может быть довольно эффективным, а люди, которые его используют, могут производить весьма благоприятное впечатление и казаться довольно «милыми»;

7. Аутичность (указание на то, что у животного три головы, указание на то, что головам никто не нужен, что их потребности вполне удовлетворяются в рамках самого существа). При этом, как типичный шизоид, испытуемая имеет внутренний конфликт на тему близости-дистанции (особенно выраженный в других рисунках): она стремится к другим, но бессознательно боится поглощения ими, и пытается решить его в пользу дистанции.

Сильная сторона этой позиции заключается в том, что с помощью этого решения испытуемая обретает бОльшую самостоятельность и независимость от других. Слабость же проявляется в том, что, отказываясь от сближения с другими, испытуемая лишает себя возможности реализовать некоторые потребности , которые можно удовлетворить только в социальном взаимодействии (в т.ч. такую базовую потребность, как потребность в принятии и принадлежности).

8. Общая незрелость и слабая структурированность внутреннего мира (указание на хаотичность строения организма и подвижность внутренних органов). С одной стороны, это даёт испытуемой определённую гибкость (и, вероятно, именно это является основанием для поддержания такой организации), с другой же, свидетельствует о её незрелости.

9. Отсутствие эмоциональных контактов или их сильная ограниченность (указание на незаметность животного при охоте, отсутствие у него запаха). Эта гипотеза подтверждается и строением тела животного (см. п. 2), но здесь она обретает существенное дополнение: даже с этими немногими партнёрами нет настоящей эмоциональной близости. Опять же, с одной стороны, такая стратегия поведения оберегает испытуемую от эмоциональных потрясений, а, с другой, ограничивает её потенциал развития.

Поверхностность и формальность контактов подтверждается и местом жительства животного, и его отношением с жабами. Вероятно, у испытуемой в жизни нет действительно близких людей, что, возможно, связано с ранней детской психотравмой, вызванной отторжением и непринятием со стороны родителей (или лиц, их замещающих);

10. Склонность к фантазированию (в т.ч. к защитному фантазированию), поддерживаемая высоким уровнем интеллектуально-творческих способностей (раскрашивание жаб в яркие цвета, наличие мифов, связанных с местом жительства животного);

11. Недостаток общения , чувство одиночества (место жительства существа - другая планета). С учётом информации, изложенной в п. 7, можно сказать, что это чувство - логичное следствие поведения испытуемой, однако оно ощущается болезненно и не принимается как необходимое следствие принятого решения в конфликте близости-дистанции.

В целом, такая ситуация характерна для шизоидов. Противоположностью ей мог бы стать страх поглощения и растворения в окружающих, но испытуемая предпочла именно такой вариант.

Это чувство можно было бы преодолеть, реализовав глубокий, эмоционально-значимый контакт с другим человеком, но страх вступить в такой контакт у испытуемой слишком велик.

12. Склонность к рассуждательству , резонёрству (описание принятия решений головами), характерная для шизоидов, дополняется застреванием на мелких деталях , характерном для тревожных личностей.

13. Отчуждённость от эмоциональной составляющей внутреннего мира частично компенсируется возникновением экзальтированных состояний или даже гипомании (описание того, что может привести животное в восторг). Это является благоприятным прогностическим признаком: при адекватном психотерапевтическом воздействии настроение испытуемой (для которого, вероятно, характерны резкие перепады) можно стабилизировать без серьёзных фармакологических вмешательств.

14. Сомнение в собственных творческих способностях (животное не способно ничего создать). Испытуемая настолько боится эмоциональной сферы, настолько сильно отчуждает её, что ей проще понизить собственную самооценку, признав «собственную неспособность и бесталанность», чем обратиться к своим эмоциям, принять их и получить из них мощную подпитку своих творческих способностей. Здесь речь идёт об интеллектуальном выхолащивании , а не об истинной ограниченности мышления.

15. Внутренний конфликт , несмотря на то, что он вытеснен довольно глубоко, является довольно сильным . Скорее всего, именно он - тот источник страха, который испытуемая боится, она не может позволить себе взглянуть на этот конфликт и предпочитает испытывать все неудобства и ограничения, связанные с отторжением эмоциональной сферы, чем увидеть его. Он имеет огромную силу, которая в будущем может стать основой для развития неблагоприятных психических процессов и даже привести к заболеванию (головы могут выходить и отделяться).

16. Низкая значимость сферы материального благополучия (у животного нет «ног» или заменяющих их элементов, прямое указание на этот факт в описании). Большинство актуальных потребностей испытуемой имеют «экзистенциальный», эстетический и социальный характер.

17. Высокий уровень творческих способностей (животное построено по оригинальной схеме и сопровождается обстоятельным высокохудожественным рассказом).

Счастливое животное - Пикки

Данное задание является эмоционально нагруженным, оно показывает те аспекты личности испытуемой, которые тем или иным образом ассоциируются у неё с состоянием счастья - благоприятствуют обретению этого состояния или препятствуют ему.

Сведения о Пикки со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Самое счастливое животное. Пикки.

Это мохнатый зверь ростом примерно по человеческую коленную чашечку. Ареал обитания - наш мир, вот только встретить его редко кому удается. Пикки - травоядное. Больше всего любит обгладывать листочки с деревьев. Передвигается с помощью прыжков. Хвост похож на жгутик эвглены зеленой, но он необходим для баланса. На его щеках румянец, а в центре живота - символ счастья(он и есть генератор счастья).

Стоит отметить, что Пикки не умеет грустить, но счастье производит в переизбытке и ему самому так много не требуется. Счастье невозможно без понимания обратной стороны - боли. Он осознает эту неизбежную часть существования, но сам подобного не испытывает – унего иммунитет от страданий, с чем также связано отсутствие врагов и страхов. Его жизнью руководят неслучайные события и встречи, поэтому ему всегда есть чем заняться, он всего лишь выполняет свое истинное предназначение. Другие ему всегда рады. При первом знакомстве - удивены.

Он приходит по ночам в дома несчастных людей, обязательно рисует знак, подобный тому что на животе у них на стене и дожидается пока люди проснутся, а они всегда просыпаются ночью. Он одаривает из счастьем, а знак на стене навсегда остается напоминанием о его скромном визите. Возможно, однажды он заглянет и к Вам..

*Звезды на фоне означают неболезненную зкзальтацию "

Интерпретация


1. Приподнятое настроение или гипоманиакальный эпизод на момент начала обследования (это животное, вопреки инструкции, было нарисовано первым). Вероятная причина выбора именно этого задания в качестве первого состоит в том, что испытуемая хотела снизить уровень страха от столкновения с собственной эмоциональностью, и бессознательно выбрала наиболее благоприятную и безопасную версию задания;

2. Интровертированность , отсутствие фрустрации потребности в общении, её просто нет в сильно выраженном виде (счастливое животное не имеет рук или их аналогов, оно труднодоступно). Испытуемая не осознаёт и не испытывает на сознательном уровне потребности в увеличении количества контактов.

Это несколько противоречит наличию у неё потребностей, удовлетворить которые можно только в рамках социальных взаимодействий (см. описания других животных). Объяснение этому противоречию можно найти в том, что, вероятно, некоторые из имеющихся контактов тяжелы для испытуемой, и она хотела бы от них избавиться.

С другой стороны, возможно, она склонна к интеллектуализации и рационализации потребности в контактах (на это явно указывает наличие свидетельств такой потребности в тексте - см. п. 10 - и отсутствие её в изображении);

3. Неосознаваемые страхи (зачернённые глаза животного). Они сильнее проявляются в «обычном» животном, но остаются и у счастливого. Это свидетельствует о том, что одним из необходимых критериев счастья для испытуемой является снижение силы страхов.

Такая ситуация характерна для тревожных личностей . В совокупности с данными, полученными из анализа других животных, можно сделать предположение о том, что изначально испытуемая была очень чувствительным (сензитивным) ребёнком, и шизоидная акцентуация образовалась позже, как компенсаторный механзм.

4. О том, что для достижения чувства психологического комфорта необходимо помещение в более дружественную среду говорят и уши счастливого животного (уши - символ настороженности, но здесь они свёрнуты, тут не нужно бояться). Опять же, типичная ситуация для тревожных личностей - желание попасть в безопасную и предсказуемую среду;

5. Счастливое животное - первое (второе - несчастное), у которого присутствуют выраженные сексуальные символы (хвост и подчеркнутый, нарисованный с нажимом рот), однако в данном случае речь идёт не об активной сексуальности (хвост тонкий и опущен вниз), а, скорее, о принятии своей полоролевой идентичности. Иными словами, испытуемая хотела бы лучше интегрироваться со своим полом , разобщённость между биологическим полом и его психологической селф-репрезентацией является источником неприятных ощущений для испытуемой.

6. Зачастую состояния счастья и душевного подъема / экзальтации являются для испытуемой не истинным отражением её внутреннего мира, а компенсаторным механизмом , призванным справиться с тревогой (звёзды на рисунке, заполняющие весь лист);

7. Потребность в безопасности (шерсть прижата к телу именно у счастливого животного);

8. Высокая, но неудовлетворённая потребность в принятии собственной телесности (счастливое животное имеет на своём животе «символ счастья»). Возможно, испытуемая пытается (или планирует) удовлетворить её посредством боди-модификаций (татуировки, пирсинг, вызывающие и необычные причёски, одежда).

Более глубоким объяснением может служить отсылка к тому факту, что шизоиды склонны противоставлять разум эмоциям, относя последние, скорее, к телесному уровню. Таким образом, возможно в этом узоре на животе символически проявилась потребность интеграции эмоциональной сферы.

9. Сильная неудовлетворённая потребность в принятии и принадлежности (счастливое животное построено по стандартной схеме). Здесь интересно то, что несчастное животное тоже построено по стандартной схеме, в то время, как «обычное» - по оригинальной.

Вероятно, здесь имеет место следующая ситуация: испытуемая ощущает определённый дискомфорт от своей инаковости (и это вылилось в построение неачастного животного по стандартной схеме), желая при этом стать более «нормальной», похожей на остальных (что привело к созданию счастливого животного по стандартной схеме);

10. Потребность в принятии и контакте с другими (животное живёт в нашем мире и активно взаимодействует с другими);

11. Возможно наличие гипоманиакальных эпизодов (указание на то, что животное производит избыток счастья, что ему столько не требуется). Это предположение подтверждается данными, полученными с помощью методики СМИЛ;

12. Возможно указание на наличие аффективного расстройства по типу БАР или циклотимии (счастье невозможно без понимания обратной стороны). Периоды экзальтации, несомненно бывающие у испытуемой, по-видимому, чередуются с периодами тоски и упадка;

13. Экзистенциальная потребность в смысле жизни (животным руководят «неслучайные события и встречи», оно «выполняет свое предназначение»), что является показателем инфантилизма и незрелости испытуемой (такая потребность больше характерна для подросткового возраста);

14. Потребность в принятии (другие всегда рады этому животному). Одним из основных направлений работы с испытуемой должно стать объяснение того, что часть потребностей можно реализовать только в социальных взаимодействиях. Например, если не контактировать с другими, то они не смогут хорошо к тебе относиться.

Продолжение - в

Сегодня много говорят о креативности и творческом мышлении. Что же такое творческое мышление и можно ли его развивать в себе? А если да, то, как именно? Многие считают, что творчество и такие понятия, как трудолюбие, высокий уровень самоорганизации и порядок не совместимы.

Они считают креативщиков чудаками. Но это не так. Люди с креативным мышлением – это люди большого опыта, всесторонне развитые и умелые. А все это требует немалых усилий, трудолюбия и ответственности. Итак, креатив – это удачное сочетание ума, навыков, опыта и внутренней открытости к миру, способности учиться в любом возрасте и в любой ситуации. Одним словом – это открытость ума и сердца и ее можно развивать.

Какие же есть практические способы и упражнения для развития ? Помните, что любое упражнение должно быть нацелено на избавление от зашоренности и на изменение привычного хода мыслей. Давайте рассмотрим все эти упражнения:

  1. Возьмите обычный предмет, используемый в быту, и постарайтесь придумать для него как можно больше нестандартных применений. К примеру, ложкой ведь можно не только есть. Из ложек можно сделать уникальный светильник, картину или маркер для огорода, чтобы отмечать, где и что посажено.
  2. Еще одно полезное упражнение такое: время от времени нарушайте обычный ход вещей и меняйте свои привычки. Например, если вы каждую неделю или даже каждый день ходите обедать в один и тот же ресторанчик, поменяйте его.
  3. Попробуйте блюда незнакомой вам еще кухни, выберите новый маршрут, которым вы будете ехать или идти домой с работы и так далее. Если задуматься, в нашей жизни есть куча привычных мелочей. Они загоняют нас в ящик, постарайтесь сломать эти стенки и выйти за их границы.
  4. Далее, если у вас стоит какая-то задача, не спешите решать ее привычным способом. Люди зачастую считают, что безумно делать что-то новое там, где и старое неплохо работает. А вот Энштейн утверждал, что безумие – это когда делаешь одно и то же и ждешь нового результата. Так что не беритесь за дело, пока не найдете хотя бы один альтернативный вариант его выполнения.
  5. Еще один отличный способ развивать свою креативность – заняться творчеством. Это может быть что угодно, главное найти себе занятие по душе. Вы можете начать рисовать, писать стихи или песни, или пойти учиться играть на музыкальном инструменте. И суть не в том, чтобы добиться особых успехов в новом начинании. Суть в том, чтобы получить новый опыт и заставить свои мозги работать иначе. Ведь креативность – это разрыв мышления, разрыв привычной последовательности мысли, слова, дела, потока жизни.
  6. Также очень полезно путешествовать или заниматься новым видом спорта. Это может быть экстремальный вид спорта, такой, как прыжки с парашютом. А можно просто разнообразить свою жизнь, отправившись в пеший поход. Вообще, новые места, смена обстановки очень расширяют кругозор и способствуют креативности. Только путешествовать нужно с широко открытыми глазами и сердцем, чтобы не упустить ничего нового.
  7. Еще один способ научиться мыслить креативно – развивать свое ассоциативное мышление. Нужно приучить свой мозг связывать воедино, казалось бы, не связуемые понятия. Это поможет и память улучшить, и приучить мозг объединять разные концепты. Ведь далеко не всем под силу проводить подобные ассоциации.

Эти простые советы помогут вам развивать свою креативность, приучать мозг выходить за рамки и пределы общепринятого, бросать вызов устоям и находить уникальные решения проблем.

Слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве людей различных профессий, причем не только творческих.

Под понимают способность создавать и находить новые оригинальные , отклоняясь от принятых схем мышления, успешно решать стоящие задачи нестандартным способом.

Креативность развивается. Это можно сделать не только посещая специальные , но и выполняя упражнения в повседневной жизни.

Общение с еще один прекрасный повод взглянуть на мир под другим углом и осознать, что каждый из нас видит его по своему. Сейчас приведу 13 упражнений , которые собрал из разных источников. Регулярно практикую их с сыновьями. Попробуйте и вы. Уверен, результаты вас вдохновят .

1. Аббревиатура

Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура. Теперь расшифруйте ее. Например, СЕНО — самый естественный ночлег отшельника.

От себя добавлю, чем смешней и абсурдней получится расшифровка, тем лучше для развития в себе умения нестандартно подходить к той или иной ситуации.

2. Нестандартное использование

Возьмите любой предмет и придумайте минимум 3 варианта его нестандартного использования.

К примеру, КАСТРЮЛЮ можно использовать и как горшок для комнатных растений, и как емкость для хранения сладостей, и вместо строительной каски

Делая данное упражнение раз за разом добавляйте хотя бы один вариант, пока число не дойдет по меньшей мере до 10-ти.

3. Новый маршрут

Каждый день вы ходите на , совершаете вечернюю пробежку или просто гуляете с ребенком. И скорее всего это происходит по одному и тому же маршруту. Меняйте его как можно чаще. Даже, если выбор не велик и есть возможность проследовать лишь тремя маршрутами, меняйте их каждый день.

4. Необычное название

Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Оно может быть коротким или развернутым. Главное, чтобы оно обязательно вам нравилось.

Например, город Рындопупинск, котенок по кличке Лизунок или сказочное существо Страхоморд.

5. Свой сценарий

Придумайте продолжение понравившегося фильма или книги, а еще лучше свой сценарий. Измените действия главных героев, событий и ситуации, в которых они были. У детей это очень хорошо получается. Учитесь у них.

Можно придумать свою добрую сказку с продолжением и рассказывать ее ребенку перед сном.

И вообще старайтесь фантазировать как можно больше.

6. Нестандартное меню

Вы можете уметь, а можете и не уметь готовить. Но, если уж встали к кухонной плите, то представляйте себя крутым шеф-поваром модного , которому выпала честь создать новое нестандартное меню.

Придумывайте красочные и необычные названия каждому приготовленному вами блюду. И меняйте привычные рецепты. Здесь бескрайний простор для фантазии.

Я практикую с детьми совместное выпекание пиццы, когда на общую тестовую основу каждый кладет свои инградиенты, придумывает название и после угощает. Бывает весело.

7. Семь раз отмерь...

Приступая к какому-либо занятию или работе, придумайте несколько вариантов решения. В этом я убедился занимаясь строительством на даче.

Поверьте, у каждой работы или проблемы есть минимум 2 способа действий, а при включении фантазии их может быть и 10! Если нет проблем у вас, разберите сложную выдуманную ситуацию, или реальную проблему ваших знакомых.

8. Задом наперед

Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте детям вывески магазинов задом наперед. Порой получается откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Мода для полных» вы прочтете как «Хынлоп ялд адом»

9. Чтение снизу вверх

Во время ожидания вы достаньте книгу и начните чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, и а потом только слышит будильник.

10. Два понятия

Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.

11. Сумасшедший генетик

Смело берите чистый лист бумаги и фломастер. Не важно, что рисовать и не умеете. Здесь главное процесс. И нарисуйте Нечто, сочетающее в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей.

У вас получится, например, длинношеий волк с копытами или рогатый тигр с клювом. Цель упражнения — убить любые зачатки логики и , сделав акцент на креативности.

12. Безумный архитектор

От животных можно переходите к архитектуре и нарисовать дом. Но прежде, чем приступите к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова.

Здесь может быть что угодно. Например, «мандарин» — и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.п. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

13. 10+10

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят.

Например, «брюки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопайтесь в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

Повторяйте упражнения каждый день по нескольку раз и обязательно станете творческой личностью. И на последок, хочется сказать. Какие бы идеи не приходили Вам в голову, не спешите их отвергать, потому что на первый взгляд самая абсурдная идея может принести много пользы.

Упражнения для развития креативного мышления.

1. «И все-таки у них много общего ». Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»:

1) оба слова—из четырех букв;

2) в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

3) при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

4) и то и другое может блестеть;

5) из них иногда льется вода;

6) когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное— «задушить» логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

3. «Сумасшедший архитектор». Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Вам понадобится прежде произвольно выбрать 10 слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить за эскиз своего жилья, к примеру, миллион доллар (или даже 10 миллионов — в общем, сумму, при мысли о которой вы будете веселее работать). Его условие: в эскизе должны быть представлены... (далее следуют 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»... пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение... Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. «И это называется...» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное — главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: «Знакомка» (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Тренинговые упражнения для развития восприятия

Упражнения из цикла «Смотреть и видеть». Учитель дает задание рассмотреть предмет. Важно объяснить ученикам, что это значит. От них требуется не только смотреть, но и видеть, т. е. так запечатлеть предмет в памяти, чтобы его не забыть потом. Но как не созерцать пассивно, а познавать увиденное? Смотрим, т. е. «впускаем» в себя зрительные образы мы каждый день, но видеть (осознавать увиденное) непрерывно нам некогда. Учитель может попросить именно «увидеть» знакомый или вновь принесенный предмет, прибор (например, микроскоп), затем описать его не глядя, потом проверить, что упущено в описании, что описано неверно. Важно показать, как меняет восприятие предмета та цель, с которой он рассматривается. Для этого вместо «бесцельного» рассматривания предлагается рассмотреть предмет с целью: нарисовать по памяти; работать с ним; продать. Сопоставление содержания своих мыслей по поводу различных ситуаций дает хорошую пищу для размышлений и наглядно иллюстрирует каждому изменение его восприятия при изменении цели.

«На что похоже?» Учитель дает возможность рассмотреть символ: знак химического элемента, т. е. нечто, не являющееся рисунком в прямом смысле слова, и увидеть, на что он был бы похож, будь рисунком. Когда на задание в принципе не может быть верного и неверного ответа, то его не страшно выполнять, не страшно дать смешной ответ, это даже приветствуется, так как забавные ассоциации лучше запоминаются.

«На одну букву». Пока учитель считает до тридцати, найти и запомнить все предметы в классе, название которых начинается, например, на букву С.

«На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

«Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, а по команде переводит взгляд на стену. Потом опять — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.


Введение

Интерес к проблеме воображения, как психического процесса возник сравнительно недавно на рубеже 19-20 вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования воображения (С.Д. Владычко. В.Вундт, Ф.Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мишенко, Т. Рибо, Л.С. Выготский. А.Я. Дудецкий и др.). Постепенно аспекты изучения этой проблемы расширяются, разрабатываются новые методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. В науке возрастает интерес к проблеме творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Творить - означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных нам творцов - природа. А творящий человек, лишь подобен ей. Одной из главных особенностей творческой природы является то, что она не любит ясных, простых, однозначных решений. Именно поэтому трудно дать определение творцу и творчеству.

Развитие творческих способностей, “том числе творческого воображения детей это наиболее актуальная проблема в России, да и, пожалуй, во всем мире. Новые экономические отношения привели к смене традиционной образовательной парадигмы.

Традиционное образование - фактологическое, т.е. предполагает передачу обучающимся готовых знаний", в результате чего обучающийся получает сумму знаний, умений и навыков. Однако доказано, что готовые знания, факты ослабляют внутреннюю мотивацию обучающегося и приводят к невостребованности потенциала личности. Новые взгляды на образование заключается в целенаправленном всестороннем развитии творческого потенциала человека. Ранняя диагностика способностей детей и их дальнейшее развитие в творческой деятельности - необходимые условия для формирования полноценной личности, раскрытия личностного потенциала, формирования качеств культурного, духовно развитого и социально активного члена общества.

Творческие способности

Творческое мышление - это просто понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда делали.
Роджер фон Эйх.

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?

Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.

Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого - то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы оцениваете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознании. В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите насколько она применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной – более узко.

Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения”.
Томас Эдисон, изобретатель

Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;

3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;

4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;

6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;

7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее:

9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;

10. Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;

11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточен ность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно попробовать ответить самому, проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры.

Лучший способ создать хорошую идею иметь много идеи.
Лайнус Полине,
физик, нобелевский лауреат

УПРАЖНЕНИЕ. Что это такое?

В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таким подходе “единственно правильное решение”, который внедряется в нас тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет, “черное-белое”, “правильно-неправильно”.

Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся па первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.

Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и т.д. Второй рисунок - это медведь лезет на дерево. Это упражнение очень нравится детям. Если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей

можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть найдете лучшее решение.

Установление связей

Способность устанавливать связи и соотношения, иногда странные и даже шокирующие,
лежит в основе любого творческого ума зависимости от области или дисциплины.
Джордж Дж. Зайдель,
писатель

УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой?

Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др.

Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок, Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения.

Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.

В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову.

Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент “Ага!” Это “Ага!”, которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому “Ого!, которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то и другое происходит спонтанно

Слова-триггеры

Представьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека. А ваши воспоминания, опыты, идеи являются сказками, повестями, рассказами, фантастикой, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.

Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них - это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.

Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, которое попал ваш палец.

Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются “микробами”, которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово “энзим” созвучно слову “разим”, И представить себе какую-нибудь военную игру.

УПРАЖНЕНИЕ. Какую игру вы придумаете, чтобы сыпать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка? И т.д.

Разделение и соединение

Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется анализ атрибутов. При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.

УПРАЖНЕНИЕ. Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно тверд- го материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у нашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.

Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествии. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.

Изменение контекста

УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.

Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с ее помощью взломать замок.

Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной дли белья, “чесалкой” для спины.

Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле,
невозможно умолить его снизойти на вас, даже давая
обеты. На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш
разум отдыхает, а воображение свободно блуждает.
Моррис Кляйн, математик

Упражнения на импровизацию

Разминка

  1. Какая последняя творческая идея вас посетила?
  2. Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
  3. Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали.
  4. Вспомните свое раннее детство.
  5. Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?

Проверка гибкости ума

1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.

2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.

3. Вы придумываете обложку новой книги. Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама?

4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?

Практика творчества

Выберите любое повседневное занятие, которое вы выполняете регулярно: чистить зубы, и придумывайте те способы что бы сделать это занятие более творческим.

Развитие метафорического мышления

1. Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что... для…. бочки. Цветок вызывает радость, так же как... гнев. Кран для…. то же, что... для праздника.

Займитесь синтезом

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?

Каков вкус радости?

Каким образом вы

Создадите командную игру с двумя мячами? Переконструируйте человеческое тело?

Переконструируете человеческое лицо? Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?

Повседневное творчество

Каждый день принимайте такую позу, какой вы еще никогда не принимали. Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.

Каждый день выдумывайте новую мысль. Каждый день делайте умственную гимнастику.

В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.

Спонтанная иллюстрация

Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш?

Программирование снов

Сон часто является источником творческих озарений, если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем выдумали, засыпая накануне, и постарайтесь рассказать родителям. Выплесните мысли, не вставая с кровати.

Две минуты на творчество

Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

Выполните следующие упражнения.

  1. 3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций
  2. 3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку).
  3. На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.

Если вы ожидаете неожиданного,то и не найдете ого.
Гераклит, философ

Упражнения для развития творческих способностей у детей на занятиях:

1. “Конструкция”

листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.

2. “Три словечка”

Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.

  • Кот играл мячом в самолете.
  • На мяче кот летел, как самолет. И т.д.

3. Каракули

Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его.

4. “Сочинение загадок но алгоритму

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:

Какой? Что такое же?

Алгоритм:

1. Выбрать объект,

2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”

3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”

4. Вставить слова -связки “….но не...”

5. “Рисовалка”

Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.

6. “Рифмочка”

Подбери рифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.

7. “Как сказать иначе?”

Отыскать как можно больше синонимов к словам:

  • Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый......
  • Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный......
  • Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный......
  • Друг: приятель, товарищ, коллега…
  • Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный.....
  • Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
  • Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный.....
  • Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный......

8. “Полный спектр.”

Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например:

  • Профессии: архитектор, бухгалтер, врач...
  • Города: Анапа, Байкал, Воронеж.
  • Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель...
  • Пища: ананас, булка, виноград...
  • Деревья: акация, береза, верба....
  • Животные и т.д.

9. “ Да и нет ”

Отгадать героя скалки, задавая вопросы на которые можно ответить только “Да или нет”, но прямых вопросов задавать нельзя (например - Это кошка?)

10.“Вкусный рюкзачек”

В рюкзачке лежали: бутерброд, мячик, конструктор, ложка, апельсин, кубик, сосиска, фломастер, орех. Перечислить, что из съедобного лежало в рюкзачке.

11.“Тактильный рукав”

В мешочек - рукав положить фигурки плоскостной разрезной игры “ Танграм” или любые геометрические фигурки. Дети должны определить на ощупь, что было в мешке и запомнить. А теперь ответить па вопросы:

  • Сколько фигур было в рукаве?
  • Сколько четырехугольников? Достаньте квадрат.
  • Сколько всего треугольников? Достаньте средний.
  • Сколько фигурок осталось?

12.“Фигурка”

Обвести геометрическую фигуру и дорисовать так, чтобы получилось животное.

13.“Рассказ по картинке”

Приготовить разные картинки из журналов. Расскажите прошлое, настоящее, будущее того или иного предмета или живого существа.

14.“Решение необычной проблемы”

Подумайте и напишите, что вы будете делать если:

  • Все люди будут легкими, как пушинки?
  • Если животные станут разговаривать, как люди?
  • Если все люди смогут читать мысли на расстоянии? И др.

Полезные советы

Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.

СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правилозаглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

СОВЕТ 2. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.

СОВЕТ 3. Творя -рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас,нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.

Заключение

И в заключение, хочется обратить особое внимание па следующее.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организована

лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий и резкого или длительного нарушения режима занятий и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается “одной, но пламенной страстью”.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может баловать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е. помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется пользовать предлагаемый набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно ответить самому или проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное здесь - это увлечь ребят в процесс творческой игры.

Список литературы

1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст]: учебное пособие/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994. - с.62- 66

2. Вуджек, Т. Тренировка ума. [Текст]: упражнения для развития повышенного интеллекта/ Т. Вуджек. - Санкт - Петербург: Издательство “Питер”, 1996.- 229 с.

3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2008. №4 - с.9-13.

4. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И. Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2007. - 32с.

5. Собко, Н.В . Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, - 2005. №6 - с.9-10.