Болезни Военный билет Призыв

Создал папирус. Что такое папирус? Путешествие по зарослям папируса


С папирусом прочно ассоциируется Египет. Иероглифически Нижний Египет, то
есть страна, расположенная в дельте Нила, обозначался папирусом; папирус
является символом древней страны на Ниле в той же мере, что и ее пирамиды.
Его роль в формировании египетской цивилизации трудно переоценить. Кроме
того, из Египта папирус проник в другие страны Ближнего Востока, в
классические Грецию и Рим, где он был принят как основной материал для
письма после того, как на Ниле он прослужил для этой цели уже тысячи лет.
Даже жителям Месопотамии, которые предпочитали писать на глиняных
табличках, папирус отнюдь не был неизвестен. Но Египет не только положил
начало использованию папируса как материала для письма, он, по-видимому,
был главным поставщиком папирусной «бумаги» на протяжении всей древней
истории. В сравнении с папирусом и пергамен, и наша современная бумага
использовались совсем недолго, хотя в течение определенного периода все
они были в употреблении одновременно. Поэтому было так естественно, хотя
вряд ли неизбежно, что Египет стал в конечном счете главным хранителем
папирусных документов, которые в этой стране оказались почти столь же
долговечными, как каменные монументы. Свитки, которые и вообще-то не
отличаются прочностью, попав в сырость, быстро истлевают, а, пересохнув,
становятся ломкими; как сказал Евсевий, один из отцов Церкви, «их пожирали
моль и время». Но, попав в благоприятный климат и пески Египта, они обрели
невиданную стойкость.


Папирус использовался на протяжении всей долгой истории Египта и,
вероятно, впервые был применен для письма еще в додинастический период.
Старейший известный нам папирус датируется временем I династии, т. е.
началом III тысячелетия до н. э. Но он ничем не заполнен Emery W. В.
Archaic Egypt. Harmondsworth, 1961. (Поглавные указания на
библиографические источники, приведенные автором в конце книги, в
настоящем издании даются выборочно как постраничные примечания).


В 1893 г. швейцарский египтолог Эдуард Навилль приобрел папирус,
происходящий, вероятно, из какого-то абусирского храма и предположительно
датируемый 2700 г. до н. э. Предполагают, что еще несколько фрагментов
папируса из Берлинского музея и других мест относятся примерно к этому же
периоду.


Папирус - похожее на тростник водяное растение (Cyperus papyrus) семейства
камышовых, родиной которого является Африка. Он до сих пор в изобилии
произрастает по берегам рек в тропической части Африки, иногда даже
запруживая их течение своими буйными зарослями. Однако в древние времена
папирусные чащи тянулись вдоль всего Нила вплоть до дельты. Он несколько
отличался от тех разновидностей папируса, которые сейчас встречаются в
Сирии, Месопотамии, на берегах Иордана и в Сицилии, хотя они весьма
напоминают тот тростник Египта, из которого в древности изготовляли
«бумагу».


Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых
различных целей, как бамбук в Юго-Восточной Азии или агава в Мексике: он
шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду,
обувь, циновки, лекарства и многое другое. В наиболее распространенном
типе колонн в египетской архитектуре можно было распознать условное
изображение стебля и бутона папируса; оно достигло гигантских пропорций в
гипостильных залах Карнака и, возможно, послужило прообразом колонн
греческих храмов. Когда Ксеркс наводил мост через Босфор, чтобы завоевать
Грецию, он использовал канаты, свитые из папирусного волокна. Нил
бороздили быстроходные прочные тростниковые лодки, удивительно
напоминающие тростниковые суда озера Титикака и сделанные из пучков
папирусных стеблей - так, как делают их сегодня на великих озерах
Центральной Африки. Из того же материала была корзина, в которой младенец
Моисей был найден в зарослях папирусного камыша. Из папируса можно было
изготовлять листы, сворачиваемые потом в свитки, «готовые, - как сказал об
этом Эмиль Людвиг, - запечатлеть на себе мудрость, чтобы затем нести ее по
реке времени».


Нам неизвестно, когда искусство письма на папирусе было освоено греками.
Есть вероятность того, что этот египетский материал попал к ним
одновременно с финикийским алфавитом. В самом деле, если судить по термину
byblos (греческое слово, означающее «папирус»), греки впервые привезли
этот товар из финикийско-сирийского порта Гебала (Библа), название
которого у них ассоциировалось со словом «бумага». В то же время греческое
название книги - diphthera, которое означает «кожа», свидетельствует о
том, что сначала для письма использовались шкуры животных. Однако уже во
времена Геродота, в век Перикла (V в. до н. э.) папирус стал настолько
обычной канцелярской принадлежностью, что историк повествует о случае из
прошлого ионийцев, когда из-за нехватки папируса люди вынуждены были
использовать для письма шкуры животных, что делали в его время только
«варвары». В течение всего классического периода и в эпоху эллинизма
папирус оставался основным средством распространения произведений
греческой литературы. Книги приняли форму свитков, составленных из
отдельных листов (kollemata). И только постепенно, во времена раннего
христианства - этапы, остававшиеся неясными до недавнего времени, -
папирус уступил место пергамену, а свитки - современной формы рукописным
книгам в виде сложенных листов; эта форма, вероятно, была заимствована у
старинных «записных книжек» (pugillares), состоявших из нескольких вощеных
табличек, скрепленных шнурами или петлями.


Римляне, как и следовало ожидать, скопировали греков. Они называли папирус
charta или carta, и эти термины, как и слово «бумага», вошли в современные
европейские языки в виде слов chart (географическая карта) и card
(игральная карта, карточка). Кстати, латинское слово, обозначающее книгу,
являет собой столь же красноречивое историческое свидетельство, что и его
греческий двойник. Это слово - liber - этимологически ведет начало от
латинского слова «кора». Как материал для письма кора использовалась почти
повсюду; книги из коры были распространены в Центральной Азии и на Дальнем
Востоке, причем сравнительно недавно. Даже североамериканские индейцы,
кажется, использовали кору березы для записей. В историческую эпоху, как
свидетельствует Ливии, римские архивы применяли для записи также полотно
(libri lintei). Что касается книг, то ни их форма, ни материал, из
которого их делали, не являются чем-то всегда одинаковым. Книга - это
всегда книга, но форма книги постоянно меняется. По сути дела, мы только
ради удобства не называем книгой граммофонную или магнитофонную запись или
текст на микропленке, хотя, быть может, они являют собой «книги» будущего.


Ко времени цезарей, когда Египет стал частным владением императора, как
ранее он принадлежал Птолемеям, производство папируса и торговля им стали
преимущественно государственной монополией и важным источником дохода.
Сырье для производства папируса доставлялось все еще исключительно из
Египта. Как писал К. X. Робертс, английский папиролог, «Египет снабжал
папирусом всю Римскую империю от Адрианова вала до Евфрата и от истоков
Дуная до Первого порога на Ниле. Папирус использовался святым Иринеем в
Галлии так же привычно, как и Оригеном в Александрии». Как телеграф,
радио, газеты и другие средства информации в век электроники, папирус
помогал единению цивилизованного мира.

С ростом утонченности бывших некогда простыми крестьянами воинов Рима
появились тонкие и подчас почти неощутимые различия между разными типами
или сортами папируса - некоторые из них льстиво назывались в честь
императоров и их жен. Древние египтяне особо ценили священный папирус,
выделанный из сердцевины стебля. Они использовали его для религиозных
текстов. Знатоки различали почти столько же видов папируса, сколько
существует сортов вин, причем каждый обладал особыми достоинствами,
цветом, назначением, ценой, а также шириной и длиной. Некоторые из самых
лучших сортов папируса поступали из Себеннита, в дельте Нила, а также из
Таниса и Саиса; Carta Thebaica из Фив, в Верхнем Египте, также имел
солидную репутацию. Другие сорта назывались по именам их изготовителей.
Самый грубый сорт - emporetica («бумага для торговцев») - использовался
только как оберточная бумага.


В целом латинской литературе на папирусе повезло значительно меньше по
сравнению с греческой, поскольку латынь никогда не проникала в Египет
достаточно глубоко, разве что в административных целях в период римской
оккупации. Поэтому до нас дошло из Египта ничтожное количество латинских
папирусов. Как и в большинстве районов Восточного Средиземноморья,
греческий язык остался здесь официальным языком и при Римской империи.
Римское правление, возможно, было высокомерным и грабительским, но на нем
не лежала лицемерная печать mission civilisatrice. Даже последние слова
Цезаря были произнесены, вероятно, по-гречески. Предпочтение, которое
римляне отдавали папирусу, сохранялось довольно долго. После так
называемого падения Рима Кассиодор, римский патриций-христианин, живший в
VI в., восхваляет благородное растение: «И вот поднялся лес без ветвей;
эти кусты без листьев; этот урожай в водах; это украшение болот». Как
наследница Римской империи, церковь продолжала использовать папирус для
своих документов и булл вплоть до XI столетия. Последний датированный
документ этого рода происходит из канцелярии Папы Виктора II и относится к
1057 г. В археологических обзорах стало своего рода догмой, что
египтологические исследования начались во времена наполеоновской кампании
под сенью пирамид. Действительно, Наполеон основал Национальный институт в
Каире, и вслед за этим появились великолепные тома «Описания Египта».
Одним из счастливых результатов кампании было открытие Розеттского камня.
Но путешественники XVIII в. - граф Сэндвич, Ричард Покок, Джеймс Брюс и
граф де Вольней - были такими же деятельными и пытливыми исследователями
египетских древностей, как и французы, которые шныряли по долине Нила
десятью годами позже под охраной вооруженных завоевателей. Уже были
сделаны попытки расшифровать египетские иероглифы, полным ходом шли поиски
папирусов. Разумеется, предприятие Наполеона, которое существенно
отличалось от предшествующих по организации и финансированию работ, было
само по себе свидетельством вновь пробудившегося интереса к Древнему
Египту.

Нельзя, однако, отрицать, что кампания дала дополнительный импульс, открыв
европейский рынок для египетских редкостей - от обелисков до скарабеев, от
мумий до папирусов. И местные жители, и европейцы начали безжалостные
раскопки, наступили золотые дни для всякого рода торговцев и изготовителей
подделок - профессии, к тому времени уже процветавшей на Ближнем Востоке.
Эти люди с привычной и беспринципной легкостью угождали непоследовательным
вкусам музеев Европы и богатых коллекционеров, которые, к несчастью,
рассматривали папирусы как наименее ценные предметы из своего списка
вожделенных древностей. Поэтому с папирусами часто обращались весьма
неосторожно. Много свитков, несомненно, закончили свое существование в
стеклянных шкафах невежественных частных коллекционеров, чьи скучающие
потомки выбросили их или отправили на чердак вместе с акульими зубами и
высушенными головами.


Мародерство - худший вид археологии - состояло в основном в разграблении
древних мумий. Поскольку «оргия грабежей» была направлена на мумии
доптолемеевского Египта, большинство папирусов, добытых в течение первых
десятилетий XIX в., были написаны египетскими иероглифическими и
иератическими письменами, которые, как принято было считать, никогда не
поддадутся расшифровке. В этом был твердо убежден Франсуа Жомар, глава
французской миссии, вызвавший гнев молодого Шампольона отказом приобрести
еще несколько папирусов. Такого рода предубеждения привели к тому, что
папирусные свитки не считались ценным источником знаний о древности. Они
только удовлетворяли праздное любопытство и, как правило, безнадежно
рассеивались по всему свету.


Археологи, сопровождавшие наполеоновскую миссию, утверждали, будто они
первые осознали тот факт, что египтяне во времена фараонов обладали
книгами. Озарение пришло к разносторонне одаренному Доминику Ви-вану
Денону, талантливому рисовальщику, автору любовных стихотворений и протеже
Жозефины. «Я не мог удержаться, чтобы не польстить себе тем, что я первый
сделал такое важное открытие, - скромно писал он в своем „Voyage dans la
Basse et la Haute Egypte", - но был в еще большем восторге, когда
несколькими часами позже получил еще одно подтверждение своего открытия,
став обладателем манускрипта, найденного мною в руке прекрасной мумии...
Нужно обладать страстной любознательностью, быть путешественником и
коллекционером, чтобы до конца понять всю меру этого восторга». Денона при
виде этого зрелища охватили мучительные размышления и угрызения совести:
«Я чувствовал, что побледнел от волнения; я уже готов был распечь тех,
кто, несмотря на мои настоятельные просьбы, нарушил целостность мумии, как
вдруг разглядел в ее правой руке, а также под левой рукой папирусный
свиток, которого я,быть может, никогда бы не увидел, не потревожь они мумию;
мой голосизменил мне; я благословил жадность арабов, а превыше всего - случай,
который уготовил мне эту счастливую находку; я не знал, что мне делать с
моим сокровищем, и очень боялся, как бы не повредить его; я не осмеливался
притронуться к этой книге - самой древнейшей из известных доныне книг; я
не решался ни доверить ее кому-нибудь, ни положить ее где-нибудь; всей
ваты из моего стеганого одеяла, казалось мне, было мало для того, чтобы
сделать для нее достаточно мягкую упаковку. Не излагалась ли в рукописи
история этого человека? Не рассказывалось ли в ней о его времени? Может
быть, в ней было описано царствование властителя, при котором ему довелось
жить? Или в свитке содержались теологические догмы, молитвы, описание
какого-нибудь открытия? Забыв о том, что содержание книг известно мне не
более, чем язык, на котором они написаны, я на мгновение вообразил, что
держу в своих руках компендий египетской литературы...»


Нет нужды говорить, что археолог - грабитель могил поневоле - одержал верх
над моралистом. В своих путевых заметках Денон не говорит о том, куда он
привез свиток, но драгоценная находка вполне могла попасть в Лувр. Можно
предполагать, что, когда он пришел в себя после своих сомнений и
первоначальных восторженных размышлений и узнал, что свитки, захороненные
с мумиями, отнюдь не уникальны, он уступил его какому-нибудь
коллекционеру», - такую мысль высказал современный египтолог Джеймс Байки.
Во всяком случае, нам неизвестно, где он, и мы не можем с уверенностью
судить о его содержании, но с большой степенью вероятности можно считать,
что свиток являлся одной из версий «Книги мертвых»; в настоящее время мы
обладаем большим числом вариантов этой книги.


Когда обычай древних египтян вкладывать папирусные свитки в могилы своих
усопших стал общеизвестным, расхищение мумий приняло массовый характер.
Эта печальная практика была, вообще говоря, не столь уж новой: феллахи и
раньше занимались грабежом могил своих древних предков в поисках так
называемого мумиё (смолоподобное вещество, которым пропитаны мумии),
долгое время почитавшегося западной медициной панацеей от всех болезней.


Удача Денона явилась своего рода прецедентом, поскольку в Европе спрос на
такого рода редкости возрастал день ото дня. Двадцатью годами позже на
сцене появились итальянские авантюристы: Пассалаква, Дроветти и
неподражаемый Бельцони. Этим самоуверенным джентльменам не было
свойственно уважение к останкам умерших три с липшим тысячи лет назад. Они
действовали с апломбом кондотьеров, осаждая свои «археологические
крепости» и беря друг друга на мушку пистолета на манер необузданных
пионеров американского Запада. Их деятельность включала систематическое и
безжалостное ограбление фиванекого некрополя. Джованни Бельцони
откровенно говорил, что все его внимание было сосредоточено на извлечении
погребальных свитков: «Целью моих поисков было лишение египтян их
папирусов,- некоторые из их числа я находил спрятанными в груди мумий, под
руками, между ногами выше колен; на ногах; свитки были закрыты
многочисленными слоями ткани, в которую были завернуты мумии». Учитывая,
что магические погребальные свитки должны были облегчить мертвым египтянам
переход в другой мир, нельзя не увидеть в этом мрачную иронию: как и
пирамиды, свитки способствовали привлечению грабителей, обиравших прах их
владельцев. Когда улеглась пыль, поднятая этими дьявольскими набегами на
египетские некрополи, почти никто уже не помнил, что первый известный на
Западе египетский папирус был написан на греческом. Довольно долго
непрочитанные иероглифические свитки фиванских мумий занимали умы ученых,
но несколько разрозненных находок греческих текстов, если они вообще были
идентифицированы как греческие, в начале XIX в. почти не привлекали
внимания. Даже такой выдающийся историк эпохи эллинизма, как немецкий
ученый Иоганн Густав Дройзен, проявлявший постоянный интерес к папирусам,
не смог распознать греческую скоропись на нескольких документах,
доставленных в Берлин (он решил, что они написаны на арабском!). Кроме
того, преимущественно юридическое и административное содержание известных
греческих папирусов поколебало надежды исследователей классической
литературы.


В 1809 г. французский священник, аббат Делиль, написал поэму, в которой
были следующие стихи: «D"Ho-mere et de Platon, durant les premiers ages /
le papyrus du Nil conservait les ouvrages» («От Гомера до Платона, на
протяжении первых веков папирус Нила сохранил эти труды»). Конечно, это
была всего лишь поэтическая вольность. Насколько известно, еще никто к
тому времени и в глаза не видел греческого классического папируса. Но тем
не менее Делиль, поэт меньшего масштаба по сравнению с Уордсвортом,
превзошел его как пророк. В июне 1821 г. англичанин Уильям Джон Бэнкс
посетил остров Элефантину на Ниле, в Южном Египте, близ Асуана. Остров уже
в те времена был важным центром торговли древностями, и здесь вместе со
своим итальянским другом Бэнкс приобрел у торговца ныне прославленный
свиток, содержащий выполненную прекрасным письмом II в. н. э. копию
семисот стихов из последней (24-й) книги «Илиады». Этот ценнейший
манускрипт был приобретен у семьи Бэнксов Британским музеем в 1879 г. Он
был почти на тысячу лет старше, чем самая старая из известных в то время
копий, но, как оказалось, это была первая ласточка из большого количества
гомеровских текстов, которые, к неудовольствию ученых последующих
поколений, составили значительную часть всех греческих папирусов. Копий
«Илиады» было намного больше, чем копий, очевидно, менее популярной
«Одиссеи». Тем не менее в 1820-х годах Гомер Бэнкса был сокровищем, и он
оставался редкостью до нового расцвета папирологии, который наступил через
полстолетия.


В сущности, все свитки, которые были обнаружены в первой половине XIX в.,
представляли собой нелитературные документы, относящиеся к повседневным
делам. Среди них выделялись бумаги II в. до н. э. из Серапеума, близ
Мемфиса, выкопанные феллахами в 1820 г., в которых содержались записи,
касающиеся двух сестер-жриц. Эти записи послужили источником для
нескольких романов, один из которых был написан французом Брассё-ром де
Бурбур.


В целом археологи, теперь появившиеся на сцене, стремились к более
значительным объектам: пирамидам, скульптурам, могилам и дорогим objets
d"art. Поэтому до нас не дошло почти никаких сведений о месте и
обстоятельствах обнаружения манускриптов. Более того, стало обычным делом
разделять манускрипт на части для увеличения дохода, и части одного и того
же свитка рассеивались, подобно умерщвленному Осирису, по всему свету в
ущерб научным исследованиям. Затем к середине прошлого века стали
появляться все новые и новые папирусы, по крайней мере время от времени.
Новые надежды возникли после появления утерянных речей Гиперида,
современника Демосфена; фрагмента из спартанского барда Алкмана,
приобретенного в 1855 г. Огю-стом Мариэттом для Лувра, и, наконец,
папируса, получившего впоследствии название «папируса пророчеств» и
попавшего, в конце концов в Берлин. В нем содержался каталог работ
Аристотеля, среди которых упоминалась утерянная "Афинская политая».
Впрочем, последняя была открыта, пятнадцатью годами позже.


Выдающиеся папирологи, такие, как А. С. Хант и Фредерик Кеньон, датируют
новую эру 1877 г. Именно тогда, как писал Хант в 1912 г., «были осознаны
громадные возможности Египта в этом направлении... и поток, которому тогда
было положено начало, с тех пор не прерывался». Эта хронологическая линия
раздела соответствует открытию в 1877 г. Файюма как источника папирусов.
Количество папирусов, затопивших каирский рынок древностей, было просто
ошеломляющим. Представители европейских научных организаций страстно
боролись за право купить их, но большая часть через одного австрийского
торговца попала в частную коллекцию эрцгерцога Райнера Габсбургского,
который в 1884 г. поместил их в свой музей в Вене. Впоследствии эрцгерцог
неоднократно пополнял свою коллекцию, и в 1899 г., когда она была передана
Императорской Венской библиотеке, в ней насчитывалось около ста тысяч
папирусов разной длины - от небольших клочков до солидных свитков.
Большинство из них, однако, находились в плачевном состоянии. Почти все
папирусы, включая и те, которые были приобретены другими научными
учреждениями, представляли собой документы, то есть нелитературные тексты:
счета, расписки, контракты, разного рода официальные распоряжения,
завещания, договоры об аренде, школьные сборники упражнений, гороскопы,
письма, записки и т. д. Целые возы рукописей по содержанию касались
исключительно домашних мелочей. Большая часть папирусов относилась к
позднему, византийскому периоду, значительное количество было написано уже
после победы ислама. Почти треть венских папирусов - вероятно, самая
ценная часть коллекции - была написана на арабском языке. Довольно много
папирусов было на коптском. Хотя диапазон проблем, охватываемых
папирусами, был впечатляющим, ученые того времени уделяли мало внимания
социальной и экономической истории древнего мира. Папирусы ценились прежде
всего по их литературному содержанию, которое в данном случае
расценивалось как весьма посредственное. Кроме того, большое количество и
плохое состояние документов превращали сортировку и изучение их в
трудоемкое и длительное занятие.


Происхождение папирусов явилось предметом споров среди экспертов. Было
известно, что Файюм, в котором, вероятно, была сделана находка 1778 г.,
дал миру и эти папирусы, но точное местонахождение и обстоятельства,
способствовавшие их сохранности, не были известны. Хранитель коллекции
Райнера был убежден, что все они были извлечены из недавно открытого
древнего архива столицы округа Мединет-эль-Файюм - древней Арси-нои, или
Крокодилополиса. Однако он был введен в заблуждение относительным
единообразием первого венского приобретения, которое, как было позже
установлено, действительно происходило из одного источника. Но и при этом
условии состояние материалов - беспорядочность, фрагментарность,
изорванность, - так же как неофициальный, частный характер и их диапазон,
охватывающий несколько столетий (некоторые из них относились к X в. н.
э.), бросало тень сомнения на их предполагаемое происхождение. Статья
хранителя, опубликованная в Вене, была быстро опровергнута блестящим
молодым немецким египтологом Адольфом Эрманом. Эрман довольно смело
предположил, что все эти документы были найдены в громадных кучах мусора
(koms), тянувшихся на целые мили по всему Файюму, да и по большей части
остальной территории Египта. Драгоценные документы бесцеремонно
выбрасывались заодно со всяким хламом, образуя последовательно
чередующиеся слои в этих своеобразных египетских свалках. К счастью,
египтяне не были склонны к сжиганию своих бумаг и мусора. Они оставляли за
собой рукотворные холмы, подобные кучам кухонных отбросов доисторических
поселений. Местные феллахи всегда использовали их как источники богатых
солями азотной кислоты удобрений - себах. Нет нужды говорить, сколько
бесценных сокровищ было уничтожено вследствие этого. Некоторые палеографы
тем не менее, продолжали поддерживать тезис об архивном происхождении
документов, и они не были так уж не правы: найденные документы вполне
могли включать выброшенные за ненадобностью архивы.


Литературные приобретения пока что были намного скуднее, если не считать
частей утраченной «Гекалы», идиллического эпоса Каллимаха, изданного
Теодором Гомперцем. Но феллахи узнали о ненасытном аппетите европейцев на
этот «хлам», и с того момента этим клочкам бумаги уже не грозило полное,
уничтожение. Тем не менее, неосторожное обращение и явная небрежность вели
к тому, что разрушалось больше документов, нежели было когда-либо спасено.
И чаще всего никто не записывал, где были найдены те или иные документы и
где могли находиться другие части документов, что позволило бы
воссоединить их. И только со временем к экспертам, в том числе и
археологам, пришло понимание того, что нельзя оставлять дело поиска
папирусов в руках случайных и невежественных людей. Это положение должно
было, однако, измениться, когда У. М. Флиндерс Петри раскинул свою палатку
в Файюме в конце 80-х годов прошлого века. Ему предстояло первому начать
разыскивать папирусы по всем правилам науки и суждено было открыть еще
один источник древних манускриптов. С него начался героический век
открытий папирусов.

Предки этого растения имели большое значение для людей, они несли знания. И это впечатляет, хоть и среди других оно не выделяется ничем особенным. Это удивительное легендарное растение представляет собой болотный папирус, родственный обычной нашей осоке.

Как выглядит растение папирус, каковы особенности ухода за ним? Какова его история и значимость в жизни людей? Обо всем этом и можно узнать, ознакомившись с данной статьей.

Общая информация

Данное растение сильно повлияло на развитие всей цивилизации. Из него изготовляли писчий материал. Что может представлять себе человек, услышавший слово «папирус»? Египет - раскаленные пески пустыни, караваны верблюдов, пирамиды, сфинксы, фараоны, трудяги-египтяне и мн. др. А среди всего этого является образ писаря, что-то пишущего под диктовку своего повелителя. Все это Древний Египет.

Слово papu, означающее «царский», имеет древнеегипетское происхождение. Именно от него и образовалось древнегреческое papyrus, являющееся названием известного всем материала для письма (папирус).

Родина растения - Египет. Там же оно считалось царским.

Немного о древнем материале для письма

Огромную пользу приносил папирус (растение). Картинки и письмена, выполненные на таком материале, вошли в историю Египта и стали экспонатами многих музеев мира.

Слово «бумага» тоже обязано папирусу своим происхождением. На немецком языке бумага - papier, на французском - papier, а по-английски - paper. Карл Линней использовал вариант этого слова латинизированный в качестве названия данного растения - papyros.

Древнейшие из всех известных папирусов-рукописей датированы началом третьего тысячелетия до нашей эры.

Папирус (растение): фото, описание

Папирус (сыть папирусная) - многолетнее травянистое растение в основном встречающееся в Африке. Есть и другие названия у этого растения - бумажный тростник, папирусная осока.

Ошибочно иногда папирусом могут называть сыть очерёднолистную. Это обычное оранжерейное или декоративное комнатное растение.

Карликовым родственником папируса, достигающим в высоту одного метра, является Cyperus nanus или Cyperus profiler.

Природный папирус - растение огромных размеров (до 5 метров высотой, диаметром до 7 см) с практически безлистными побегами. Его треугольной формы стебли растут из древообразного толстого корневища, причем у основания каждого стебля расположены бурые чешуевидные недоразвитые листья. На конце стебля находится крупное соцветие в виде зонтика, имеющее у молодого растения форму перьевой метёлки для смахивания пыли с мебели.

Пучок на конце ветки имеет ярко-зелёные стебли длиной до 30 сантиметров. Каждый из них разветвляется на 3-5 лучей 2-го порядка, снабженных поникающими узкими кроющими листьями. На их вершине расположены зелено-коричневые колосья длиной до 2 сантиметров. Цветение папируса обычно происходит в конце лета. Коричневого цвета плоды очень похожи на орехи.

Опыление папируса, как и большинства осоковых, происходит с помощью ветра, а не насекомых. Созревшие плоды распространяются по воде.

Соцветия этого удивительного растения служат прекрасным местом для гнездования птиц самых разных видов.

Где растет растение папирус в природе?

Географическое простирание растения самое разнообразное. Это субтропические и влажные леса с годовыми интервалами температуры от 20 до 30 градусов по Цельсию и содержанием водорода в пределах 6,0-8,5 pH. Для благополучного цветения благоприятным фактором является хорошее солнечное освещение. Папирус, как и многие тропические растения, к холодам очень чувствителен.

Крупные заросли этого растения в основном встречаются на территориях заболоченных, на озерах мелководных и по берегам рек наиболее влажных территорий Африки. Сегодня папирус все реже и реже встречается в дельте реки Нила. В водах более глубоких он является главным компонентом огромных масс плавучих растений, которые называются Судд.

Это растение можно встретить и в средиземноморских областях (Левант и Сицилия), и на Мадагаскаре.

О декоративном растении папирус

Циперус (папирус) - растение комнатное, влаголюбивое, похожее и на небольшую пальму, и на зонтик. Оно, в отличие от растущих в естественных условиях сородичей, хорошо может себя чувствовать даже в теневой части комнаты, среди прочих домашних цветов или в интерьерных водоемах.

На травянистом стебле растения располагаются узлы, откуда вырастают узковатые листья, образующие зонтик.

Известны циперусы, выращиваемые в домашних условиях, лишь нескольких видов. Зонтичный вырастает до полутора метров. Он имеет очень узкие длинные листья линейной формы (длина 24 см). Встречаются эти циперусы и с листьями, имеющими белую полосу. Из их пазух появляются метелочки желтых соцветий.

Самым невысоким представителем семейства является циперус раскидистый с высотой стеблей до 90 сантиметров и с множеством листьев, имеющих длину до 30 см. Это самый распространенный вид среди любителей домашнего цветоводства.

Уход

Циперус (папирус) - растение, совсем неприхотливое в выращивании. При этом оно все же приобретает особую декоративность в более светлом и защищенном от прямых лучей солнца помещении в жаркий период года. Совсем не любит это растение жару. Оптимальная температура для него в летнее время составляет 20-22˚С, в зимнее - не менее 12˚С.

Поливать циперус нужно через поддон, так как корни всегда должны иметь доступ к влаге. Для него большое значение имеет и влажность, поэтому следует чаще опрыскивать его листья. Подкармливать растение комплексным удобрением следует летом и весной по два раза в месяц.

За внешним видом сводится к удалению листьев высохших и пожелтевших. Пересаживать растение можно в течение всего года, по мере его разрастания, когда корням становится очень тесно.

Основой субстрата должна служить торфоболотная земля, а дренажный слой должен занимать не менее четвертой части горшка. В связи с последним условием горшок для этого растения нужен глубокий и не очень широкий. Для уменьшения испарений сверху почву следует засыпать небольшим слоем песка.

Заключение

Папирус (растение) вошел в историю в основном как сырье для изготовления прекрасного писчего материала. Во многих библиотеках и музеях мира хранятся древнейшие папирусы. В Каире есть музей, в котором экспонатом является один из древнейших папирусных свитков. В музее Британии есть артефакт из гробницы египетской - папирусный календарь. Ему 3 000 лет. Папирологи благодаря этим удивительным находкам продолжают раскрывать новые тайны жизни всего античного мира и Древнего Египта.

Что касается комнатного циперуса, известно, что он помогает людям при постоянных головных болях и при бессоннице. Кроме того, растение это следует держать в доме людям, неуверенным в себе, нерешительным и агрессивным. Циперус поможет нормализовать обстановку.

Интересно, из чего были сделаны булгаковские «рукописи, которые не горят»? Уж не из папируса ли? Из этого прочного, вечного материала? Сохранились ли рецепты изготовления папирусных листов? Какие исторические сведения сохранили папирусы до наших дней? Какие тайны хранит это мифическое растение?

Путешествие по зарослям папируса

Мягко скользнув по густой, словно масло, воде, лодка острым носом воткнулась в густые заросли, очень похожие на камышовые. Только вместо плотных коричневых бархатистых стержней высоченные стебли пушились легкими стрельчатыми венчиками, скроенными из шелковистых нитей. Будто модница украсила головку кокетливой шляпкой с изящно изогнутыми полями.

Вот он, папирус , - сказал молодой красавец-лодочник, сверкнув белозубой улыбкой. Тыча веслом в длиннющие - за два с половиной метра зеленые трехгранные палки, частоколом обступившие крохотное суденышко, он, изловчившись, каким-то по- кошачьи гибким движением притянул к себе верхушку растения, чтобы мы могли получше разглядеть его.

Каково же было мое удивление, когда, столкнувшись с ним лицом к лицу, я узнала циперус - довольно распространенное комнатное растение. Только намного короче, да шапочка погрубее. Потом знатоки-цветоводы подтвердили, что циперус действительно близкий родственник папируса . Такое вот маленькое открытие под жарким египетским солнцем.

Короткую, но весьма экзотичную прогулку по Нилу предложили журналистам сотрудники Института папируса , предварительно строго проинструктировав: в воду не лезть, руки в реку не опускать, не умываться, не обливаться и уж тем более не пить: "Вам, европейцам, это опасно".

Мы легко приняли необременительные условия, честно пообещав четко их выполнять. Но, забравшись в лодку, тут же забыли все напутствия и, только поймав выразительный взгляд жгуче-черных глаз нашего сопровождающего, спохватывались и суетливо прятали руки - от греха подальше и от манящей прохладной влаги.

Папирус –растение-легенда

Между тем гид-лодочник, просвещая нас, прочитал вдохновенную лекцию о папирусе , растении-легенде, которое кормило, одевало, учило, обогащало древних египтян. Произрастал он когда-то на болотах и по берегам рек в тропической и субтропической Африке, и на протяжении многих тысячелетий его корни, как и корни лотоса, были основной пищей бедного крестьянина.

Потом люди додумались собирать из связанных пучков папируса легкие челны и большие суда, способные совершать далекие плавания, что в наше время блистательно доказал Тур Хейердал.

Многоликий тростник дал имя и писчему материалу, сделанному из стеблей этого растения. В давние-давние времена "свитки папируса были главной статьей египетского экспорта" (неожиданным контрастом резанула ухо эта по-современному деловая фраза, прозвучавшая применительно к почти мифическому растению).

Со временем, однако, тайна его изготовления была утрачена. Собственно, исчезла она вместе с папирусом , за ненадобностью, когда была изобретена бумага, которую можно было делать на месте, а не возить издалека. И в "божественном растении", как окрестили папирус , тоже не стало нужды.

Даже для еды - ныне бедный египтянин питается особым видом фасоли под названием "фуль". Так что к XX веку в пределах Египта папируса уже не было. Только в верховьях Нила сохранились дикорастущие заросли...

Не знаю, что во время нашей экспедиции чувствовали мои спутники, но я воображала себя этаким древнеегипетским вельможей, или вельможной супругой, или, на худой конец, кем-то из домочадцев, в сопровождении которых глава дома прогуливается на лодке среди густых папирусных зарослей под неумолчный щебет птиц, любуясь их райским оперением.

А иногда и охотясь на них, пользуясь небольшим бумерангом. Фантазии нетрудно было разыграться: незадолго до этого путешествия мы побывали в гробницах фараонов и видели, что на многокилометровых фресках, украсивших их стены, подобный сюжет повторялся неоднократно. Да и на папирусах , дошедших до нас, древние художники воспроизводили его почти так же часто, как и богов. Скорее всего, потому, что обожествляли фараонов.

Папирус – материал для письма и рисования в древнем Египте

Когда точно был изобретен папирус для письма и художеств, не скажет даже самый знающий египтолог. Известно, что древнейший экземпляр, найденный археологами, относится к началу третьего тысячелетия до нашей эры.

Мне, признаться, трудно представить такое расстояние - пять тысяч лет назад от наших дней, хотя и видела в живую и пирамиды в Гизе , и загадочных сфинксов, и храмы Луксора , сработанные именно в то время. В одном не сомневаюсь: бумага, на которой мы пишем, вряд ли проживет хотя бы треть этого срока. А жаль...

Банально, конечно, говорить, что изобретение папируса , заменившего глиняные таблички с клинописью, которые использовались для всевозможных записей, произвело революцию в истории цивилизации. Лучше обращусь к юмористической "Всеобщей истории ", изданной в начале века журналом "Сатирикон" и читанной мною в студенчестве, перед экзаменом по истории отечественной журналистики.

Вот как доходчиво и весело описала она этот этап в жизни человечества: "Для того чтобы возлюбленный мог как следует изложить предмету своей любви волнующие его чувства, ему приходилось отправлять ей целую подводу кирпичей. Прочесть написанное представляло такую неблагодарную работу, что терпение девицы лопалось, и она на десятом кирпиче выходила замуж за другого". Ну как в такой ситуации обойтись без легкого емкого папируса ? Сама жизнь заставила его придумать...

А сколько подвод потребовалось бы, чтобы перевезти знаменитый Большой папирус Харриса длиной 40,5 метра и шириной 64,25 сантиметра? Конечно, заняться подобными пустяковыми подсчетами никому, кроме юмористов, не приходило в голову. Зато наука доподлинно установила, что такие папирус ные свитки, каллиграфически переписанные профессиональными писцами, заменяли нынешние книги.

Изготовление папирусного листа

Кстати, профессия писца была самой почитаемой в древнем Египте, но об этом чуть позже. А пока вместе с сотрудниками Института папирус а попытаемся превратить крепкий стебель в почти невесомый лист.

Довольно подробное описание, как это сделать, оставили ученик Аристотеля Теофраст и римский естествоиспытатель Плиний Старший.

Стебли растения разрезаются вдоль на узкие длинные ленты, которые затем укладываются в два слоя - одни горизонтально, другие вертикально, и скрепляются каким-то клеящим веществом, раскрывают они тайну "папирус ной кухни ". Просохшие листы разглаживаются, как утюгом, гладким камнем или раковиной.

Вот и все. Но, похоже, какой-то главный секрет древние исследователи все же утаили, потому что, когда уже наши современники, пользуясь их "инструкцией", попытались воссоздать этот писчий материал, они получили грубые, покоробившиеся, ни к чему не пригодные жесткие листы.

Энтузиасты, однако, не оставляли мысли постичь секреты древних. Удача выпала самому терпеливому, упорному и... щедрому: не всякий согласится рискнуть собственным благополучием ради призрачной цели. Но теперь его имя тоже вписано в историю египтологии. Это был Хасан Рагаб.

Инженер по образованию, Рагаб долгие годы служил в армии и как член организации "Свободные офицеры" под руководством Гамаля Абдель Насера активно участвовал в антимонархической и антиимпериалистической революции 1952 года. Потом его разносторонний талант, ум и воспитание потребовались на дипломатическом поприще, и молодая республика направила Рагаба своим послом в ряд стран.

И вдруг Хасан неожиданно для всех делает крутой вираж, бросает блестящую карьеру и посвящает себя возрождению папирус а. Он покупает участок земли на острове Яакуба, на Ниле , в предместье Каира , и погружается в эксперименты. С юга Судана с великим трудом привозит саженцы папирус а, но те не желают приживаться на египетской земле.

Однако саженцы его не очень волнуют: Хасан знает, что упрям, и добьется своего. Куда больше его занимает "технология" изготовления "писчего материала", а именно: каким образом скреплялись друг с другом желтоватые, с густой сетью мельчайших прожилок полоски папирус а. Он перепробовал десятки самых разных клеящих веществ, но ни одно не дало нужного эффекта. Тростник был как заговоренный.

К поискам энтузиаста научные учреждения не проявляли ни малейшего интереса. Эксперименты он проводил на собственные деньги , а когда его скромное состояние истаяло, в ход пошли сбережения жены и брата. Надо отдать должное домашним: сами не зная почему, они верили в успех дела.

Кто знает, сколько опытов было проведено под крышей двухэтажного домика-поплавка, сколько ночей недоспали его хозяева! "Ас-сабр гамиль" - "Терпение прекрасно", - повторяет Хасан главную жизненную формулу своих соотечественников, испытывая очередную неудачу.

Наконец, ответ был найден, и оказался он на удивление прост - никакого клея. Полоски отмачиваются в нескольких сменах нильской воды, после каждой смены осторожно отбиваются молотком, потом отправляются под пресс. Оказалось, что, несмотря на долгое "купание", в полосках остается клейкий сахарный сок, который и скрепляет намертво части папируса . Теперь его можно жать, мять, рвать, бросать в воду - он останется целехоньким, податливым и гибким. И никакие чернила, туши, краски не расползутся на нем.

Папирус – сувенир из Египта

А потом за дело взялись жена и дочь Хасана, обнаружившие в себе талант художника: они тщательно воспроизводили древние рисунки, не позволяя вольной фантазии отступать от классического оригинала.

Новинка из глубины веков имела оглушительный успех. Туристы охотились за папирусом как за самым ценным сувениром . Еще бы: о нем так много слышали, и почти никто не держал в руках.

К слову сказать, на "папирусный бум" мгновенно откликнулись ремесленники торговцы. Они заполонили доходным товаром сотни лавчонок, назойливо суют его туристам, благоразумно умалчивая, что чаще всего предлагают и не папирус вовсе, а "банановую" подделку, которая, как уверяют специалисты, некачественна и недолговечна. Будете покупать папирус - смотрите, чтобы был он слегка желтоватый, с редкими коричневыми точечками и прожилками. Это - настоящий.

Признали работу энтузиаста и чиновники, еще вчера отмахивавшиеся от его докучливых забот.

Папирус получил "официальный статус". На нем стали печатать дипломы египетских научных учреждений, приглашения на наиболее важные и престижные приемы, самые изысканные визитные карточки. А домик на Ниле превратился в Институт папируса . Почти такой же открыли для туристов - там мы и увидели, как рождается древний писчий материал, и там же услышали множество историй о писцах и рисовальщиках.

Безграничным было уважение египтян к тем, кто умел писать; высоко, как никакая другая, ценилась на берегах Нила профессия писца. "Будь писцом! - выразительно цитировал сотрудник института наставления, сохранившиеся в одном из папирусов . - Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги... и не будешь ты носить корзину... Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными".

Умение писать почиталось как дар Тога - бога мудрости, счета и письма, и, прежде чем сесть за работу, полагалось совершить возлияние в его честь. Историки уверяют, что ни один народ не додумался до обожествления письменного прибора - только египтяне.

Древние папирусы , как и стены храмов, сплошь испещренные гимнами богам, хрониками исторических событий, восславляют и писцов, ставя их чуть ли не в один ряд с фараонами. В царствование Рамзеса II были написаны такие строки: "Мудрые писцы/ Они не строили себе пирамид из меди/ И надгробий из бронзы./ Но они оставили свое наследство в писаниях,/ в Поучениях, сделанных ими..."

Безвестный древний автор даже дерзнул бросить вызов традиционным религиозным представлениям: "Человек угасает, тело его становится прахом,/ Все близкие его исчезают с земли,/ Но писания заставляют вспоминать его/ Устами тех, кто передает это в уста других./Книга нужнее построенного дома,/ Лучше роскошного дворца,/ Лучше памятника в храме". Так звучат эти строки в переводе Анны Ахматовой.

Не исключено, что и вера в бессмертие таланта впервые была высказана в Египте. Спустя века мотив этот прозвучал у Горация, а потом - у Пушкина, в "Памятнике". И булгаковское - "рукописи не горят" тоже, наверное, оттуда. Из папируса .

20Июн

Что такое Папирус

Папирус – это грубая форма бумаги, изготовленная из обработанных стеблей растения — папируса.

Папирус, происхождение и распространение.

Папирус в качестве гибкого носителя письменных материалов, был изобретен древними египтянами, примерно 5000 лет назад.

До этого письменные записи хранились на глиняных, восковых или каменных табличках. Само собой, что все эти таблички были весьма громоздкими и тяжелыми, что делало их очень неудобными в плане транспортировки и хранения. Изобретение папируса произвело революцию в области ведения записей и распространения письменного слова и просвещения в целом.

Ввиду множества преимуществ, технология создания папируса быстро распространилась на другие регионы Средиземноморья. Что в свою очередь, создало базу для развития других гибких письменных материалов, таких как веллум и в конечном результате бумаги.

Помимо применения в качестве носителя информации, папирус широко использовался в разнообразных сферах жизнедеятельности египтян. Ним набивали матрацы и подушки, использовали в производстве мебели, сандалий, корзин, ковров, посуды, веревок и лодок. Помимо всего этого, корень папируса служил отличным источником пищи, ингредиентом для создания медикаментов и духов.

Из чего делают папирус? Технология производства папируса.

Папирус – это распространенное в Египте растение семейства осоковых, которое можно встретить по всей долине реки Нил.

Для производства папирусных листов, люди брали длинные стебли растения и замачивали их в воде. Когда стебли хорошо пропитались водой, их разбивали на волокна, после чего снова опускали в воду до того времени, пока не начнется процесс гниения. После этого тростины доставались из воды и раскладывались на плоской поверхности. Сначала выкладывался один слой, затем на него сверху под прямым углом выкладывался другой. После этого полученный лист прессовали и сушили.

Благодаря своим непревзойденным свойствам и особому органическому составу, папирус стал незаменимым средством письма и материалом, получившим самое широкое применение во времена античности.

Папирус - что это такое и в чем его ценность?

Основные компоненты папируса - это:

  • целлюлоза — 57%;
  • лигнин - 27%;
  • минералы — 9%;
  • вода — 7%.

Как видно, целлюлоза в папирусе присутствует в самом большом процентном соотношении, что подтверждает практическую дальновидность изобретения — бумаги. Именно египтянам нужно быть благодарными за изыскание столь полезного материала для письма и историческим фактам, которые стали нам известны через многие века. Вплоть до Х века производство папируса процветало, а технология обработки совершенствовалась. Папирус - что это такое? Из тростникового растения изготавливали: одежду, паруса, лодки и даже предметы художественной декорации. Поэтому папирус в античности был широко применяемым материалом. В наши дни можно понаблюдать и даже попробовать свои силы в изготовлении папирусной бумаги во многих местах Египта. Пригород Каира буквально нагроможден разнообразными мастерскими и магазинами, позволяющими собственноручно изготовить бумагу из тростника.

Папирус - что это такое и как его изготавливали?

Процесс изготовления бумаги из тростника можно разделить на несколько основных этапов:

  • Тростник отделяют от наружной оболочки, а сердцевину папируса разрезают на тонкие полосы. Именно средняя часть стебля и становится непосредственной частью папирусной бумаги.
  • Затем тонкие полосы папируса вымачивают и разглаживают.
  • После этого обработанные полосы внахлест плетенкой разлаживают на ровной поверхности.
  • Следующий этап заключается в обработке мест соединения особым клеящим составом. В древности клеем могли служить разнообразные моллюски, илистая вода или клеевой раствор пшеничной муки.
  • Пресс — это предпоследний этап технологии. Им могли служить камни, нагретые солнцем.
  • Заключительным моментом изготовления бумаги служила сушка и полировка папирусного листа.

Древнеегипетские папирусы, дошедшие до наших дней, часто имеют рулонный формат, то есть форму свитка. Изготовляемые листы склеивались между собой, что позволяло древним писцам записывать достаточно объемные труды.

Папирус - что это такое: вечный материал или применение особых технологий обработки?

Стоит отметить, что бумага, изготовленная из папируса, может сохранять свою структуру достаточно долгий период времени. Влага и биологическое воздействие являются основными естественными факторами разрушения папируса, поэтому египтяне хранили их в специально отведенных местах. Наиболее часто такими местами становились внутренние комнаты пирамид. Особая технология строительства пирамид являлась гарантом безопасного хранения свитков папируса.

Само собой разумеется, папирусы древнего Египта подвергались специальной обработке, а также консервировались в глиняные кувшины и другие предметы рукотворной природы. Часто использовались разнообразные футляры, свитки наматывали на палки, создавая сувои. К сувоям крепился титулюс (специальное обозначение содержимого свитка). Определенно созданные условия хранения и сухой микроклимат стали благоприятными факторами, которые помогли древним свиткам преодолеть тысячелетия и предстать перед всем человечеством в качестве исторического факта могущества и мудрости древней цивилизации.