Болезни Военный билет Призыв

Содержание губернской реформы 1775. Административно-полицейская включала в себя губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения, в уезде - земского исправника, членов Нижнего земского суда и городничего. Для управления учебными заведени

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Документом, определившим направление новой губернской реформы стали "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и а разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел". Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция).

В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян. Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства в конечном счете препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения, сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784 - 1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".

Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности - уезд - провинция - губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя, избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города)

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей). дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция

Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия"

Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.

Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.

Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел. выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах". Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.

Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем.

Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.

"Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К ним правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

». В начале ее царствования губерний было около 20; делились они на провинции, а провинции на уезды. Деление это создавалось постепенно и случайно. Под уездом разумелся округ, издавна сложившийся; он состоял обыкновенно или из земель одного какого-либо древнего удельного княжества, или же из волостей, географически тянувших к какому-либо городу – центру. Уезды очень разнились друг от друга по количеству земли и жителей, так же, как провинции разнились по числу уездов, а губернии – по числу провинций. Императрица Екатерина задумала прежде всего заменить это ветхое разделение государства более совершенным. По закону 1775 г. под губернией разумелся округ с населением в 300–400 тыс. жителей, а под уездом – округ в 20–30 тыс. жителей. Было решено постепенно образовать новые губернии именно с таким расчетом по числу населения, и к концу царствования Екатерины новых губерний было уже до 50-ти. Равным образом возросло и число уездов в новых губерниях. Для вновь образуемых уездов не хватало городов, а потому многие села и слободы были превращены в уездные города. Таким образом, при Екатерине было создано новое административное деление государства (искусственное, на статистическом основании, взамен старого, исторически сложившегося).

Екатерина II Законодательница в храме Богини Правосудия. Художник Д. Левицкий, 1783

В каждом губернском городе были установлены (вместо прежнего губернатора с его канцелярией) следующие учреждения: 1) губернское правление под председательством губернатора; это было «место, управляющее всей губернией в силу законов именем императорского величества»; 2) казенная палата под председательством вице-губернатора; она ведала все денежные и хозяйственные «казенные» дела; 3) судебные палаты : гражданского суда и уголовного суда для надзора над низшими судами в губернии; 4) совестный суд – для суда над преступниками малолетними, безумными или неумышленными и для разбора тяжеб в порядке примирения (это был первый суд на Руси, в котором дела рассматривались не по формальному указанию законов, а по естественной справедливости); 5) приказ общественного призрения – для управления народными школами, больницами, богодельнями, тюрьмами. В губернском правлении и палатах заседали правительственные чиновники, а в совестном суде и приказе общественного призрения – выборные от сословий «заседатели» под председательством чиновника.

В каждом уездном городе был установлен нижний земский суд , соответствовавший губернскому правлению и ведавший в уезде всю администрацию и полицию. Он состоял из председателя («исправника», или «капитана») и двух заседателей. Всех их избирали дворяне уезда. В городах же за порядком наблюдали назначаемые от правительства «городничие».

Кроме того, для каждого сословия в губернии и уезде были устроены сословные выборные суды. Для дворян существовали верхний земский суд (для губернии) и уездный суд (для уезда). Для горожан существовали магистраты: губернский (на всю губернию) и городовой (для каждого уездного города). Для свободных крестьян были устроены расправы : верхняя (в губернском городе) и нижняя (в уездах). Дела, не решенные в выборных уездных судах, переходили в губернские выборные суды; отсюда можно было перенести дело в судебные палаты, а из палат – в сенат.

Такова была система местных учреждений 1775 г. Она была построена на новом и модном для того времени принципе разделения властей и ведомств: в ней суд был отделен от администрации, администрация от финансового управления. Все учреждения были коллегиальными. Местное общество получило широкое участие в делах местного управления: дворяне, горожане и даже люди низших классов принимали участие в деле суда, посылая своих выборных заседателей в суды своего сословия и в совестный суд. Кроме того, все сословия вместе посылали своих представителей в приказ общественного призрения, где они ведали дела местного благоустройства и благотворения. Наконец, дворянам дано было право избирать администрацию уезда (нижний земский суд) и, таким образом, владея землями в уезде, представлять там и правительство. Можно сказать, что все местное управление по закону 1775 г. приняло вид земского самоуправления, действовавшего под контролем коронной администрации (губернского правления и палат). В этом отношении Екатерина удовлетворила желаниям сословий, высказанным в комиссии об Уложении 1767–1768 гг.

Учреждения для управления губерний 1775 г. очень важны не только потому, что дали нашей провинции лучшее устройство и управление, но еще и потому, что оказали очень сильное, хотя и косвенное, влияние в других областях государственной деятельности Екатерины. Во-первых, Екатерина, устраивая новые присутственные места в губерниях, этим самым разрушала старые коллегии в столице. Во-вторых, привлекая к участию в губернском и уездном управлении сословных выборных, императрица этим самым ставила сословия в новое положение, возлагала на них новые обязанности, даровала им новые права. Для своей новой роли сословия должны были сами получить новое устройство.

Новое сословное устройство было определено особыми жалованными грамотами, данными в 1785 г. дворянству и городам.

В 1775 г. Екатериной II была проведена реформа местного самоуправления. Её смысл заключался в том, чтобы укрепить государственную власть на местах и взять под строгий контроль всю Российскую империю .

Ранее Россия делилась на губернии, провинции и уезды. Теперь провинции ликвидировались. Количество губерний было увеличе-но с 23 до 50, а численность населения, проживавшего в них, сокра-тилась до 300-400 тыс. человек . Губернии, в свою очередь, делились на 10-15 уездов (до 30 тыс. жителей в каждом). Во главе губернии стоял, как и прежде, губернатор, назначавшийся сверху. Он должен был осуществлять общий надзор за деятельностью всех должност-ных лиц на вверенной ему территории. В его распоряжении нахо-дились войска. Во главе уезда стоял капитан-исправник, выбирав-шийся местным дворянством.

Формировалось губернское правление, контролирующее дея-тельность всех губернских учреждений. Финансами и хозяйствен-ными делами, в том числе сбором податей и налогов, занималась Казённая палата. Школами, больницами, приютами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (от слова «призреть» — присмотреть, позаботиться) — первое в России государственное учреждение с социальными функциями.

При Екатерине II полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд.

Важнейшим новшеством екатерининской реформы было вос-становление выборного начала. Часть губернских учреждений и уездное управление избиралось раз в три года дворянами. Это по-ложение подтверждала «Жалованная грамота дворянству», обнаро-дованная в 1785 г. В городах также вводилось самоуправление. Со-гласно «Жалованной грамоте городам» (1785 г.) раз в три года горо-жане избирали «общую градскую думу», состоящую из городского главы и шести гласных (депутатов).

На этой странице материал по темам:

В связи с тем что в первой половине XVIII века в России резко возросла вероятность крестьянских бунтов, императрицей Екатериной II был предпринят ряд мер по их предотвращению, одним из которых стала губернская реформа 1775 года. Этим шагом она сумела осуществить более четкое деление государства на административные единицы, размер которых зависел от количества налогоплательщиков (податного населения). Среди них наиболее крупными стали губернии.

Предшествующая реформа

Административное преобразование подобного рода не явилось для России чем-то новым, поскольку еще в 1708 году ей предшествовала губернская реформа, проведенная Петром I. Именно она внесла радикальные изменения в жизнь общества. Преследуя ту же цель ‒ осуществление наиболее полного контроля за всем происходящим в стране, государь учредил 8 губерний: Московскую, Казанскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую, Архангелогородскую, Киевскую, а также Ингерманландскую, которая спустя два года была переименована в Санкт-Петербургскую.

Каждую из этих административных единиц возглавляли губернаторы, назначавшиеся царем. Чиновниками столь высокого ранга становились наиболее приближенные к нему лица, в руках которых сосредоточивалась вся военная, гражданская и судебная власть. Кроме того, они же получали право распоряжаться финансами вверенных им губерний. Предоставление столь обширных полномочий налагало на губернаторов и большую ответственность.

Деление территории государства по статистическому принципу

Проведение губернской реформы, начатой Петром I, осуществлялось в несколько этапов и растянулось на длительный срок. Так, по истечении трех лет после ее начала к названным выше губерниям прибавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская. Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в сам порядок организации местного самоуправления. В частности, было осуществлено деление губерний на более мелкие административные единицы ‒ провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть исходя из количества дворов.

Стараясь еще более упростить механизм управления государством, в 1719 году Петр I разделил провинции на уезды, общее количество которых по стране достигло двух с половиной сотен. Управлять ими он поставил местных воевод. По тем временам этот комплекс мер выглядел новаторским и далеко не всеми членами общества был встречен с одобрением, но перечить государю никто не посмел.

Основная задача екатерининской реформы

Возвращаясь к губернской реформе 1775 года, отметим, что Екатерине II пришлось осуществлять ее на значительно большей территории, чем в свое время Петру I, поскольку за истекшие десятилетия границы России были существенно раздвинуты присоединением к ней новых земель. В результате начатые ею административные преобразования должны были коснуться 23 губерний, разделенных на 66 провинций, состоявших, в свою очередь, из 180 уездов. Суть губернской реформы, начатой в 1775 году, состояла в повышении эффективности управления государством за счет увеличения числа административных центров. Забегая вперед, отметим, что в результате проведенной реформы их стало почти вдвое больше.

В основу проводимых мероприятий был положен документ, разработанный в личной канцелярии императрицы и получивший название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Им предусматривалось дальнейшее деление государства на отдельные административные единицы, управление которыми осуществлялось в соответствии с общей вертикалью власти.

Предполагавшаяся численность губернских и уездных жителей

Однако формирование губерний и уездов (провинции этой реформой упразднялись) предполагалось производить без учета географических, экономических, национальных или еще каких-любо иных особенностей. В основу был положен лишь сугубо административный принцип, предполагавший максимальную адаптацию бюрократического аппарата к исполнению полицейских и фискальных функций.

При формировании административных единиц учитывалось лишь количество населения, проживавшего на данной территории. Так, согласно принятым нормам в каждой губернии должно было насчитываться 400 тыс. жителей, а в уезде ‒ порядка 30 тыс. Кроме того, предполагалось реформирование прежних органов местного самоуправления, крайне ослабленных мероприятиями, проводившимися во времена царствования Петра II (1728), а также императрицы Елизаветы Петровны (1760).

Управление губерниями

В соответствии с нормами, положенными в основу губернской реформы Екатерины II, самые крупные административные единицы управлялись губернаторами, которые назначались на должность и отстранялись от нее лишь непосредственно императором. Их ближайшими помощниками являлись члены губернского правления ‒ прокурор и два сотника.

Предполагалось также создание казенных палат ‒ структур, в ведении которых находился широкий круг вопросов, связанных с финансами и налогообложением. Кроме них в каждой губернии должны были быть приказы общественного призрения, в ведении которых находились учреждения народного образования и здравоохранения. Контроль же над соблюдением законности на всей подведомственной территории осуществлялся прокурором с двумя предоставленными в его распоряжение стряпчими.

Структура уездной власти

Реформа, предпринятая императрицей Екатериной II, затронула также и административную сторону жизни уездов, для управления которыми местные дворянские собрания должны были избирать земских исправников, в помощь которым придавались два заседателя. Кроме того, в каждом уезде создавались земские суды, являвшиеся коллегиальными органами управления.

В их обязанности, кроме общего наблюдения за порядком в уезде, входило обеспечение контроля над деятельностью полиции. Им же предписывалось осуществление мер по проведению в жизнь решений, принятых вышестоящими органами. Губернской реформой 1775 года предусматривалось также учреждение должности городничего, возглавлявшего административно-полицейскую власть уездных городов.

Кто такие генерал-губернаторы?

Кроме всех перечисленных выше властных структур, указом Екатерины II была введена должность генерал-губернатора. Занимавшие ее чиновники осуществляли управление крупными регионами, включавшими в себя сразу несколько губерний. При отсутствии императора на подконтрольной им территории они получали самые широкие полномочия, вплоть до введения там чрезвычайного положения. Кроме того, во всех необходимых случаях им предоставлялось право напрямую обращаться к нему для получения дополнительных указаний.

Задуманная, но не осуществленная часть губернской реформы

Как явствует из ряда архивных документов, первоначальный замысел Екатерины II несколько отличался от того, что удалось претворить в жизнь. Так, еще в 1769 году членами комиссии, разрабатывавшей основные ее положения, предпринимались попытки вывести суды из подчинения губернских властей. Однако сложности, связанные с необходимостью создания в этом случае громоздкой многоступенчатой структуры, завершавшейся Сенатом как апелляционной инстанцией, заставили их отказаться от задуманного.

Кроме того, изначально суть губернской реформы состояла в учреждении так называемых сословных судов, отдельно формировавшихся для дворян и для всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям общества. Но в процессе обсуждения среди членов рабочей комиссии нашлись сторонники всеобщего открытого и гласного судопроизводства.

В итоге непреодолимые противоречия между их требованиями помешали выводу судов из-под контроля органов местного самоуправления. Причина заключалась в том, что дворянам для защиты в суде их интересов было необходимо вмешательство администрации, и это прекрасно понимали члены рабочей комиссии. Тем не менее большинство положений разработанной ими губернской реформы было проведено в жизнь и послужило упрочению централизованной власти и государственной стабильности в целом. Особенно это коснулось судопроизводства.

Значение губернской реформы для российской Фемиды

Споры, возникшие между сторонниками демократических судов и хранителями дворянских привилегий, закончились в пользу последних. На основе четкого разделения граждан по социальному признаку в городах империи стали создаваться закрытые дворянские суды. Рассмотрение дел и принятие решений осуществлялись судьей и двумя заседателями, которые избирались местным дворянским собранием сроком на три года.

Кроме того, губернской реформой 1775 года вводились Верхние земские суды, состоявшие из двух департаментов ‒ гражданского и уголовного. На них возлагались функции апелляционных инстанций. Во главе каждого из этих департаментов стоял председатель и его заместитель ‒ два человека, назначенные лично императором. Им предоставлялось право проведения ревизий с целью контроля над деятельностью губернских и уездных судов.

В городах Российской империи были учреждены магистраты, являвшиеся низшими судебными инстанциями. Их состав, включавший в себя двух председателей и двух заседателей, также избирался сроком на три года. Все апелляции по вынесенным ими решениям подлежали рассмотрению в губернских магистратах.

Что же касается крестьян, то их судили в так называемых уездных расправах, состоявших из чиновников, назначенных местными властями. Вынесенные ими решения как по гражданским, так и по уголовным делам в случае необходимости поступали на апелляцию в верхние (губернские) расправы. Высшим же судебным органом России тогда и в последующие годы являлся Сенат.

Итоги реформы 1775 года

Основная цель губернской реформы, заключавшаяся, по мнению исследователей, в упрочении централизованной государственной власти за счет создания более эффективных органов местного самоуправления, а также разделении судебных и исполнительных органов власти, была достигнута. Благодаря ней все сословия граждан Российской империи, за исключением крепостных крестьян, получили возможность принимать более активное участие в управлении на местах.

Кроме того, благодаря реформе, осуществленной Екатериной II, удалось в значительной степени сократить аппарат высшей государственной власти, упразднив почти все коллегии, созданные еще во времена Петра I. Исключение было сделано лишь для трех из них, наиболее важных ‒ Военной, Адмиралтейской и Иностранной. Функции же всех остальных были переданы органам местного самоуправления.

Заключение

Трудно переоценить значение екатерининской губернской реформы. Год ее проведения в жизнь стал переломным моментом в централизации российской государственной власти. По мнению исследователей, разделив территорию страны на отдельные административные единицы, она в значительной степени расширила возможности управления ее многочисленными регионами. Немаловажную роль сыграла в те годы и реорганизация судебной системы, а также создание целого ряда органов, призванных осуществлять полицейские, а при необходимости и карательные функции.

  • Вопрос 7. Русская Правда: правовое положение населения Древней Руси.
  • Вопрос 8. Русская Правда: вещное, обязательственное, наследственное право.
  • Вопрос 9. Русская Правда: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний.
  • Вопрос 10. Русская Правда: судебный процесс; виды судебных доказательств.
  • Вопрос 11. Русские княжества в условиях политической раздробленности (Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское). Особенности феодальных отношений, развитие княжеской власти.
  • Вопрос 12. Государственный и общественный строй Новгорода и Пскова в XII–XV вв.
  • Вопрос 13. Псковская судная грамота: вещное, обязательственное, наследственное право.
  • Вопрос 14. Псковская судная грамота: преступления и наказания.
  • Вопрос 15. Псковская судная грамота: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств.
  • Вопрос 16. Образование русского централизованного государства: предпосылки и этапы. Московское княжество в XII–XIV вв., усиление власти московских князей.
  • Вопрос 17. Золотая Орда и русские княжества.
  • Вопрос 18. Государственная централизация XIV–XV вв. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Боярская Дума.
  • Вопрос 20. Судебники XV–XVI вв.: преступления и наказания.
  • Вопрос 21. Судебники XV–XVI вв.: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств.
  • Вопрос 22. Сословный строй р. В XV–XVII вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории крестьянства; холопство и его правовая эволюция.
  • Вопрос 23. Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы.
  • Вопрос 24. Земские Соборы в XVI–XVII вв.: состав, виды, порядок деятельности.
  • Вопрос 25. Церковная организация и церковное право XV–XVII вв.
  • Вопрос 26. Государственные реформы середины XVI в.: административная, губная, военно-финансовая. Опричнина.
  • Вопрос 27. Российская государственность в конце XVI - начале XVII в. Смутное время.
  • Вопрос 28. Организация местного управления в середине XVI–XVII вв.
  • Вопрос 30. Соборное Уложение 1649 г.: развитие права феодальной собственности. Вотчины, поместья.
  • Вопрос 31. Соборное Уложение 1649 г.: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний.
  • Вопрос 32. Соборное Уложение 1649 г.: судебный процесс, система доказательств.
  • Вопрос 33. Этапы формирования крепостного права в XV–XVII вв.
  • Вопрос 34. Предпосылки, особенности, этапы абсолютной монархии в р..
  • Вопрос 35. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Сенат, прокуратура, коллегии, Синод.
  • Вопрос 36. Областные реформы первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 37. Развитие государственной системы во 2-й четверти XVIII в. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Реорганизация Сената.
  • Вопрос 38. Развитие права в XVIII в.: формы законодательных актов, становление отраслевого законодательства. Попытки кодификации.
  • Вопрос 39. Гражданское право в первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 40. Развитие уголовного права в первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 41. Развитие судебно-процессуального права в первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 42. «Просвещенный абсолютизм» в р.. Государственные реформы и законодательная деятельность Екатерины II.
  • Вопрос 43. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.
  • Вопрос 44. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 45. Кодификация русского права в первой половине XIX в.
  • Вопрос 46. Развитие уголовного права в первой половине XIX в.
  • Вопрос 47. Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. (крестьянская, земская, городская, судебная).
  • Вопрос 48. Контрреформы 80–90-х гг. XIX в. В р.
  • Вопрос 43. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.

    Провести новую реформу областного (губернского) управления Екатерину II побудили требования дворянских депутатов Уложенной комиссии и события Пугачевского восстания 1773-1774 гг., после которого стала очевидной необходимость усиления губернаторской власти на местах.

    Официальными мотивами проведения реформы стали: слишком большие размеры губерний, как административно-территорильных единиц; малое число управленческих учреждений и недостаточная численность управленческого состава в них; смешение ведомственных функций (финансовых, судебных, административных) в этих учреждениях .

    Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775). Накануне реформы территория Р. разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний; их число было удвоено; через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.

    Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления - приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ.

    Старые территориальные органы после ряда преобразований ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы.

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения.

    Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

    В городах была учреждена должность городничего.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх; он мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

    Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

    Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права «просвещенного абсолютизма».

    Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

    Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам - всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.

    1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

    Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, - по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

    2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

    3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

    4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного - рассматривал гражданские иски, а также специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

    Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

    Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор. Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

    Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров , некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести)утверждались губернатором. Председатели всех судовназначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривалсягородскими полицейскими органами . Продолжала существовать и действоватьвотчинная юстиция .

    Система полицейского управления обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия».

    Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

    Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и проч.

    В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

    Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу Устава благочиния 1782 г. По Учреждению о губернии 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. началась работа над проектом Устава благочиния, которая завершилась в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи.

    Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний .

    Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан - ратманы-советники.

    Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

    Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей, Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

    Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов:

    1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

    2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

    3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

    4) действия, нарушающие нормы благочиния;

    5) действия, нарушающие порядок управления или суда;

    6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

    Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, неразрешенное ношение оружия. В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции.

    Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.