Болезни Военный билет Призыв

Социализация процесс освоения индивидом социальных ролей. Понятие социализации. Виды социализации. Отличие социализации от адаптации, интернационализации. Расширение и углубление социализации происходит

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств

Введение

1. Понятие социализации

2. Социальная роль

3. Механизмы социализации

4. Социальный статус

Заключение

Список литературы

Введение

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие.

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоение им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. В данной работе предпринята попытка исследования проблемы социализации как процесса приобретения индивидом социальных качеств. В этой связи необходимо проанализировать следующие вопросы: понятие социализации, его механизмы, отличия социализации взрослых и детей, понятия социальной роли и социального статуса.

1. Понятие социализации

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то -- это символ презрения, а у представителей племени масаи -- это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе -- это некультурно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "Мир и Я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18--25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

* сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

* изменение себя, стремление "стать как все" -- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

2. Социальная роль

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируя себя с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый -- это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации -- атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" -- продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".

По мнению Мида, процесс формирования личности включает различные стадии. Первая -- имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

3. Механизмы социализации

В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через "присвоение" своей "всесторонней" сущности: "личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности". Тем самым в психологии возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.

Л. С. Выготский разработал теорию, показывающую, как "через других мы становимся самим собой", "почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним", и доказал, что "вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения".

В связи с этим возникает вопрос о механизмах производства человека.

Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности.

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio -отождествление).

В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Мы будем различать интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само "присвоение" и "вчувствование" в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

Идея "присвоения" сама по себе была бы механической (здесь можно привести в качестве примера аналогичное социологизаторским положение о "научении"), если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от "самоосуществления индивида". Кроме того, человек как общественное животное только в обществе и может обособляться.

Люди творят обстоятельства и друг друга. Положение о том, что индивиды как физически, так и духовно творят друг друга, представляет человека в двух его ипостасях: как объекта и субъекта деятельности. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-объективных позиций.

Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Частный, не требующий особого внимания случай обособления - отчуждение.

Обособление - действие (внешнее и внутреннее) по значению глагола "обособиться". Обособиться - отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение.

Отчуждение - органичное для русского языка понятие. У Вл. Даля:

1) отчуждать - значит делать чужим, чуждым; удалять, отстранять, устранять; 2) отчуждаться - быть отчуждаемым, становиться как бы чужим; 3) отчуждение - действие обособления.

Идентификация и обособление здесь рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.

Мы рассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. Идентификация есть непосредственное переживание субъектом (той или иной степени) своей тождественности с объектом идентификации. В свою очередь, обособление мы будем рассматривать как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.

Объективно идентификация выступает как механизм "присвоения" индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности. Обратимся к анализу этих положений.

4. Социальный статус

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный -- это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной -- это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль -- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания -- то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение -- то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов -- и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать истолковать Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами -- например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами -- его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

5. Ролевые и внутриличностные конфликты

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение (П) -- своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, т. к. человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутри личностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному "Я".

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

если "роль" выше возможностей "Я", то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

если "роль" ниже возможностей "Я", является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы: а) объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела); б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ее "только для себя", отказываясь от исполнения противоречащей его "Я" роли; в) конфликт между ролью и "Я" не разрешается, а устраняется из сферы сознания, подавляется, в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование конфликта между "Я" и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и "прорывается" на "козлах отпущения" (человек "срывает зло" на своих подчиненных и близких); г) "рационализацией" называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его "Я" роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию; д) "неадекватное поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально; е) человек, оказавшийся в несоответствующей для его "Я" роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;

если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

личность социальный поведение общество

6. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности -- от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Заключение

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой -- как друг, в третьей -- как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль -- соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей -- часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

В науке выделяется два механизма социализации - идентификация и обособление. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio -отождествление). Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Частный, не требующий особого внимания случай обособления - отчуждение.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание.

Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность -- либо человек выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей; при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит.

Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых: Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

2. Маклаков П. Общая психология: Учебное пособие. М., 2003.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М., 1999.

4. Немов Р. С. Психология Кн.1. М., 2001.

5. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1998.

6. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2002.

7. Слободчиков В.И., Исаев А.И. Психология человека. М., 2001.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Социализация - процесс усвоения индивидом поведения, социальных норм и ценностей для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация личности подростка на индивидуальном уровне. Активные групповые методы социально-психологического обучения.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Социально-психологическая характеристика групп. Массовые формы внеколлективного поведения. Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, ее стадии. Основные критерии зрелости. Проблемы подросткового возраста.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Понятие социализации – процесса усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров семейного воспитания: опыт исследования.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Общее понятие, структура и виды деятельности. Иерархия потребностей Маслоу. Принципы мотивации человека. Иерархическая структура личности по Платонову. Теория сексуального развития Фрейда. Социализация личности, ролевые и внутриличностные конфликты.

    курс лекций , добавлен 12.02.2011

    Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей становиться личностью, способной функционировать в обществе. Источники социализации индивида. Процесс социальной адаптации. Факторы, влияющие на социализацию.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Определения понятия "социализация". Рассмотрение особенностей процесса присвоения человеком социального выработанного опыта. Описание семьи как важнейшего института социализации личности. Роль родителей в социализации детей. Виды и стили воспитания.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    Социализация как процесс становления личности: обучение, воспитание, усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения. Особенности воздействия информации на детей; роль родителей и школы в минимизации отрицательного влияния СМИ.

    эссе , добавлен 19.04.2011

    Индивидуальные различия, их влияние на эффективность трудовой деятельности в процессе формирования личности в организации. Основные типы личности. Потребность в достижениях, причастности и власти. Составные элементы формирования личности, ее социализация.

Стремление к полноте бытия свойственно всем людям, потому что двойственность и постоянная неудовлетворённость «достались» всем. В то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему. Это определяет уникальность каждого человека. Поэтому для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей.

Личность – это целостность врождённых (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его индивидуальностью.

Индивид (конкретный человек) может вступать во взаимодействия, в отношения с другими людьми по-разному. Он может их любить, ненавидеть, быть к ним безразличным. Он может соперничать или сотрудничать. Он может построить социальную систему, построенную на равенстве или диктатуре, на свободе или насилии. Во всех этих отношениях реализуется человечекая энергия, проводником которой являются «качество» личности. Под «качеством» личности понимается степень освления человеком (индивидом) норм культуры, достигнутых обществом. Культурные модели и социальные институты при этом не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организация и т.п. В данном процессе настолько велика роль социально-экономических и политических структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой он действует.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие можно сравнить с оживлением и воссозданием новых элементов среды (посредством спонтанной активности разума и чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно и созидательно. При этом нельзя, чтобы было преимущество у того или иного вида восприятия. Это будет отклонением от нормы При преимуществе репродуктивного восприятия человек видит в основном то, что на ходится на поверхности, не проникая в глубь, в сущность происходящего. Он видит детали, но не видит целого. Он не лишён воображения. Но оно лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных, существующих фактов. Такой человек обеднён социально.



При преимуществе созидательного восприятия человек вопринимает не те реальные факторы, которые видны всем. Он строит в своём внутреннем мире собственную реальность, которая является символом и отражением его внутреннего мира. Такой человек не может функционировать социально.

Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая её данность, и постигая её, и оживляя, и обогащая её собственной энергией. Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды является не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы, сколько сам человек. Это подразумевает, что человек должен дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, своему «полному Я». Учитывая, что многие факторы внешней среды часто мешают этому процессу, человек умирает прежде, чем успевает полностью раскрыться, то есть полностью родиться. Для полного раскрытя сущности человеческого Я необходимы и в нём самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия, как забота, ответственность, уважение, знания .

Процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей (социального опыта), осуществляемый в общении и деятельности и позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества называется социализацией. То есть, процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, определяющие его социальное положение, место в социуме. Человек проходит несколько видов социализаций в течение своей жизни.

Этот процесс начитается в семье, где происходит социализация детства или 1)первичная социализация .

Первичная социализация происходит своей семье, к которой ребёнок приспосабливается, и где он обретает социальные качества. Эти качества позволят ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация даёт возможность обществу воспроизводить самого себя. Это явялется условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной существуют ещё 2)вторичная и 3)подготовительная и 4)повторная виды социализации.

Вторичная социализация предполагает процесс последующего введения социализированного семьёй индивида в другие сектора общеста (детский сад, школа, професиональная группа, армия и т.п.).

Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которлой он хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент-сиудент, незамужняя-замужняя, неженатый, женатый ит.п.).

Повторная социализация (ресоциализаци я) возможна у взрослых людейв случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах:

1. В форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, устаревших, утраченных (сельский житель-городской, житель России-житель другой страны, раблотающий- безработный, здоровый- инвалид)

2. В форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, нлорм, ролей (например, преступления).

Таким образом, не только общество формирует личность, но и в определённой мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Следовательно, социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его и физиологических, и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

Эрих Фромм: «Проблема человеческого существования совершенно уникальна: человек вышел из природы – и всё же пребывает в ней; он отчасти «божество», отчасти – животное, он и бесконечен и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречие своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой. Вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».

В той мере, в какой человек тоже животное, потребности в утодении голода, жажды, секса и т.д. являются обязательными. Но в той мере, в какой он очеловечен, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно не только для счастья, но даже и для его душевного здоровья. В этой уникальности положенич человека и заключена Архимедова точка его развития. Осмысление человеческой психики дролжно быть основано на анализе потребностей человека, вытекающих из условий его существования.

Потребности, вытекающие из самой сущности человека:

Приобщённость (в противовес нарциссизму);

Преодоление и созидательность (в противовес разрушительности);

Братство (в противовес кровосмешению);

Тождественность и индивидуальность (в противипроложность стадному конформизму);

Разум (в противовес иррациональному).

Вто время как тедло подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать ему, какие потребности стоит культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – фукции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенна в нём потенциально и нуждается в руководстве со стороны.

Урок 2. Социализация индивида.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    Понятие социализации.

Обратить внимание на следующие аспекты понятия «социализация»:

    Социализация – процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека;

    Социализация – процесс освоения индивидом различных социальных ролей;

    Социализация индивида возможна только в обществе, в процессе его социальных взаимодействий;

    В социализации индивида участвуют различные социальные институты, социальные группы;

    Успешность социализации определяется как личными качествами индивида, так и особенностями его окружения, социально-экономической и политической ситуацией в обществе;

    Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Основные этапы социализации.

Краткая характеристика

Первичная социализация (адаптация)

Ребёнок от рождения до подросткового периода ( продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков) усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает родителям и другим представителям своего ближайшего окружения.

Индивидуализация (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к принятым нормам социального поведения)

В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Интеграция (появляется желание найти своё место в обществе, вписаться в него)

Интеграция проходит благополучно, если индивидуальность человека принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:

    сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с конкретными людьми, группой и обществом в целом;

    реальное изменение себя для того, чтобы «стать как все»;

    конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовой этап социализации

Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности; человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на своё социальное окружение, социальную среду.

Послетрудовой этап социализации

Рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

В ходе социализации человек усваивает социальный опыт предшествующих поколений, без чего полноценная жизнь в обществе трудна. Социальный опыт включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др.

    Социальный статус и социальная роль

Каждый человек занимает определённое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, доходов, профессии, политической активности, культурных интересов. Положение человека в обществе связано с его социальным статусом. Социальный статус – место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы имеем право участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).

Социальная роль отражает представления о человеке и требования общества к нему в соответствии с его социальным статусом. Она включает множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. К основным (базовым) социальным ролям относятся роли гражданина, собственника, семьянина, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Данный тезис также целесообразно проанализировать на примерах личного социального опыта обучающихся.

    Агенты (институты) социализации

Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, обеспечивающие передачу новым поколениям культурных ценностей и усвоение индивидами социальных ролей.

Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается система образования, средства массовой информации (СМИ) и др.

Схема «Институты социализации»

Схема «Социализация (этапы, агенты)»

Работа со схемами:

По каждому из приведённых агентов, институтов социализации определяем с опорой на личный социальный опыт обучающихся его роль в социализации индивида.

Опорные вопросы:

    Какие социальные роли позволяет освоить данный агент, институт социализации?

    Какие социальные качества формируются у индивида при взаимодействии с данным агентом, институтом социализации?

    Какие нормы поведения устанавливаются данным агентом, институтом социализации?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ответьте на вопросы:

    Какой процесс называют социализацией?

    Что такое социальный статус?

    Какие виды социальных статусов бывают?

    Каков смысл понятия «социальная роль»?

    Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?

    Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? каких агентов социализации вы знаете?

    Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.

ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

1. Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.

Конформизм (от лат. – принять надлежащую форму )

Приспособленчество; пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Концептуальный

имеющий серьезную самостоятельную концепцию

Концепция

1) Система связанных между собою и один из другого взглядов на те или иные явления.
2) Общий
, основная мысль чего-л.

Социализация (от лат. общественный )

Процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм.

Социальная роль

Выполняемая человеком социальная функция и соответствующие ей образцы поведения. Социальная роль ориентирована на социальный статус.

Социальный статус личности (от лат. положение, состояние )

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др. Различают прирождённый (пол, национальность, раса) и достигаемый (полученный благодаря собственным усилиям) социальный статус личности.

Тест на тему социализация личности

I. ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1. Стадии развития личности в процессе социализации

адаптация

индивидуализация

социальное развитие

интеграция

2. Что из перечисленного не относится к механизмам социализации:

Подражание, имитация

Полоролевая идентификация

Индивидуализация

Конформность

3. Основные признаки социальной группы

Наличие интегральных психологических характеристик
Сплоченность группы

Существование основных параметров группы как единого целого
Способность индивидов к согласованным действиям.
Действие группового давления

4. По общественному статусу социальные группы делятся:

на формальные,

неформальные,

позитивные

негативные

5. По значимости социальные группы делятся:
на референтные
большие

группы членства

малые

6. По непосредственности взаимосвязей социальные группы делятся:

на реальные

неорганизованные

номинальные

7. По отношению к социуму группы бывают:

слабо организованные
позитивные
негативные

8. Социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития

индивид

личность

индивидуальность

9. Социальная функция, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в ожиданиях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте конкретного человека

социальная роль

социальное развитие

социальный контроль

10. По способу усвоения социальные роли делятся на:

предписанные и приобретенные

латентные и активные

межличностные и социальные

11. Совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых человек усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноценного члена общества – это:

адаптация

интеграция

социализация

12. Сколько стадий развития проходит личность в процессе социализации:

две

три

четыре

13. Способоы сознательного и бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта:

адаптация

механизмы социализации

социальное развитие

14. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения человека

объекты социализации

институты социализации

механизмы социализации

15. Процесс и результат социального развития человека:

пофессионализм

социализация

интеграция

16. Область знаний, в которой изучаются не только реальные, но и потенциальные жертвы неблагоприятных условий социализации

социальная виктимология

психология массовой коммуникации

психология семейных отношений

17. Что из перечисленного относится к объективным факторам, способствующим превращению человека в жертву неблагоприятных условий социализации

материальное положение

производственный коллектив

группа сверстников

18. Формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

социальное развитие личности

адаптация личности

индивидуализация личности

19. Процесс, при котором на определенной стадии нормальной социализации личности под влияние отрицательной микросреды происходит ее некоторая деформация

асоциализация

десоциализация

ресоциализация

20. Психологический возраст личности определяется

по степени развитости основных физиологических систем организма

по мере овладения индивидом культурой данного общества

по степени сформированности основных структур психики

21. По степени проявления выделяют:

негативные социальные роли

латентные социальные роли

активные социальные роли

22. По значимости социальные группы делятся

на большие группы, малые группы и микрогруппы
на референтные и группы членства

на позитивные и негативные

23. Относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей

эмоции

эмоциональные состояния

чувства

24. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений:

социометрическая структура группы

способность индивидов к согласованным действиям

композиция группы

25. Какой стиль лидерства выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы?

демократический

попустительский

26. Укажите материнские дисциплины социальной психологии

социология

психология

педагогика

27. Специальные знания об обществе, политике, экономике, культуре, которые позволяют человеку ориентироваться в любой социальной ситуации – это

эмпатия

профессионализм

28. Влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека – это:

социально-психологическая компетентность

социальный контроль

интеграция с обществом

29.Социальная роль – это:

Фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений

Нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию

Социальная функция личности, соответствующая принятым представлением людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.

II. ДОПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ

30. Обычаи, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение, определяются менталитетом народа – это ……… (традиции)

31. Особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе – это ………. (мораль)

32. Способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта – это …. (механизмы социализации)

33. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятия ……( индивид)

34. Неповторимым сочетанием психологических особенностей человека является его ……. (индивидуальность)

35. Основные методы социальной психологии:

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

……….. (тестирование)

36. Совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого (численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы) это омпозиция)

37. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения индивида называются …. (институты социализации)

III. ОТМЕТЬТЕ ЛИШНЕЕ.

38. Социально-психологическая компетенция делится на:

житейскую

профессиональную

приобретенную

39. Социальная психология изучает:

личность в группе, социуме, обществе

социальные группы в обществе

социальную психику или массовые явления психики

индивидуальные особенности личности

40 . Процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей:

асоциализация

десоциализация

ресоциализация

Список литературы.

    Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.

    Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.

Социализация достаточно сложное по составу и содержанию понятие. Дело в том, что изучением социализации занимаются самые разные дисциплины - от философии до социальной педагогики. И каждая из них строит свое собственное представление о социализации. Но даже в рамках одной дисциплины, например, психологии, существует несколько школ и направлений, связанных с изучением социализации. Все это, на первый взгляд, сильно усложняет работу по анализу представлений о социализации. Однако, если принять во внимание, что нас интересует прежде всего социализация с точки зрения становления (формирования) отдельного индивида, то круг рассматриваемых представлений о социализации может быть существенно сокращен. Исходя из этого, в поле нашего внимания попадают, в основном, психологические и социально-педагогические представления.

Одна из главных задач анализа представлений о социализации состоит в том, чтобы выявить базовые признаки, характеризующие социализацию как объект оценки. Самое общее представление о социализации можно почерпнуть из словарных определений этого термина. Приведем здесь некоторые из них.

«Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества» .

«Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит» .

« Социализация (от лат. socialis – общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» .

« Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» .

Примерно в том же ключе дает определение социализации И.С. Кон. Он пишет: «С одной стороны, социализация – это обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа Я» .

Общее в этих определениях состоит в том, что социализация включает, с одной стороны, усвоение социальных норм и ролей, а, с другой – развитие личности. Лишь в одном из приведенных выше определений социализация рассматривается односторонне - как процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Это представление о социализации с позиции общества. С этой позиции человек выступает как объект социализации. Это позиция социологии и социологов в вопросе о социализации, но и здесь говорится о том, что социализация индивидов не сводится исключительно к усвоению социальных ролей, а включает еще и развитие личности . Отметим, что второй компонент характеризуется в этих определениях по разному: в одном случае как формирование личности и самосознания, в другом - как формирование личной идентичности и образа «Я». В целом же можно сказать, что определения дают лишь самое общее представление о социализации, но не раскрывают в полном объеме содержания, соответствующего им. А это означает, что они не дают достаточно полного представления о социализации, без чего, очевидно, невозможно получить ответы на многие вопросы, связанные с оценкой социализации. Чтобы получить эти ответы, необходимо обратиться к исследованиям, в которых дается более развернутое представление о социализации.

Выше говорилось о том, что в социализации можно выделить два ключевых направления: одно, связанное с усвоением социальных норм и ролей и другое, связанное с развитием личности. Оба направления являются составляющими процесса социализации, при этом каждое из них имеет свои специфические функции и содержание. В этом разделе мы остановимся подробнее на первом из них и прежде всего попытаемся выяснить, что означает «роль», «социальная норма», «усвоение социальных ролей» в контексте социализации.

В социальной психологии и педагогике термин «роль» означает «нормативно заданный и одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего то или иное положение (статус) в группе или обществе». Отмечается, что усваиваемые человеком роли могут носить как формальный, так и неформальный характер (например, моральные нормы) . Социальные нормы позволяют обществу контролировать поведение людей. Механизм этого контроля примерно таков: если поведение кого-то из членов общества отклоняется от норм, принятых в обществе, то общество вправе применить к нему санкции. За неправильное с точки зрения принятых в обществе норм поведения человек получает наказание. Оно может иметь разные формы: от общественного порицания (например, на улице или в общественном транспорте окружающие делают человеку замечание или призывают его следовать принятым общественным нормам), вплоть до уголовного преследования.

Роль как норма-образец и реальное поведение, как правило, не совпадают (А.Б. Добрович). Это связано с тем, что социальная норма характеризует поведение с точки зрения должного, а реальное поведение определяется не только должным, но и типом личности, характером воспитания и др. Поэтому «дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть достаточно велика .

В социальной психологии это различие закреплено в понятиях «роль» и «ролевое поведение». Ролевое поведение, в отличие от нормативно заданного образца, это реальное (актуальное) поведение человека. А.Б. Добрович поясняет это различие, используя аналогичные по смыслу понятия «роль» и «функция». «Функция, - пишет он, - может быть одной и той же, а исполнение роли меняется». «Например, функция покупателя во всех магазинах одинакова, но в магазине с высоким качеством обслуживания – там, где формальная роль Продавца исполняется персоналом мастерски, - по-иному исполняется нами и роль Покупателя. Мы улыбаемся, мы вежливы и терпеливы, мы благодарим продавца за помощь, как и он нас за покупку. И, однако, данная социальная функция, - продолжает Добрович, - диктует нам известные рамки в исполнении формальной роли. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым, хмурым или приветливым, но, тем не менее, нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях, даже если это комплименты. В вашу социальную функцию не входит оценка продавца как личности (хотя бы и положительная оценка). Самое большее, что вы можете себе позволить в формальной роли покупателя, - это сделать запись в книге отзывов, но и там вы вправе оценивать профессиональные, а не личные особенности продавца. .. Те, кто выходит за рамки уместной формальной роли при выполнении четко определенной социальной функции, считаются людьми невоспитанными, несдержанными либо недалекими» (, с. 77-78).

Из этого, в частности, следует, что в процессе социализации индивидами усваиваются социальные нормы, правила и образцы поведения, принятые в обществе. В соответствии с ними в дальнейшем строится и осуществляется реальное (актуальное) ролевое поведение. Но реальное поведение и нормы или образцы часто не совпадают.

В статье «Концепция социализации молодежи» социолог А.И.Ковалева рассматривает вопрос о теоретических и методологических основаниях усвоения индивидами социальных ролей . При этом она различает понятия социальная и социализационная норма. Она пишет: «Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. «Суть различия состоит в назначении той и другой: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализированности - регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и интериоризация индивидом, как основного свойства, как differentia spesifica). Цель регуляции – передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношениями «передающий-усваивающий» (учитель- ученик)» .

В статье говорит о том, что следует различать три типа социализационной нормы: идеальный, нормативный и реальный. «Идеальный тип социализационной нормы определяется общественными идеалами и строя­щимися на их основе ориентирами личностного развития. В основе нормативного типа лежат формализованные положения о том, ка­ким должен стать человек, что могут и должны сделать соответствующие институты социализа­ции для обеспечения интеграции индивидов в общество». Что касается реального типа, то, как отмечается, он «имеет широкую вариативность, базирующуюся на автономии формиру­ющейся личности» .

Социализационная норма рассматривается на двух уровнях: индивидуальном и общественном. «На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению». На уровне индивида она представляет собой «многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик» (см. , с. 1).

Полагаем, что эти концептуальные положения следует учитывать при формировании представления об объекте оценки социализации учащихся. Но особенно они важны при определении социального заказа школе в отношении социализации учащихся. В настоящее время в рамках разработки нового стандарта образования социальный заказ школе формируется в отношении воспитания учащихся, но, как показывает анализ, в нем представлены в том числе и требования, связанные с усвоением социальных ролей (социальных компетентностей).

С учетом сказанного выше, рассмотрим вопрос о том, какие объекты могут и должны оцениваться, когда мы говорим об усвоении социальных ролей учащимися.

Наиболее важным показателем при оценке социального поведения является, конечно, реальное (актуальное) поведение, которое демонстрирует человек в конкретных социальных ситуациях. Однако, в условиях школы организовать оценку реального поведения достаточно сложно. Для этого пришлось бы организовывать специальные исследования и создавать ситуации, в которых проявлялось бы поведение, не обусловленное исключительно социальным пониманием роли или желанием все сделать «правильно». Таких возможностей и условий у школы нет. Поэтому наиболее приемлемым для школы был бы вариант, связанный с оценкой социальных норм и образцов (моделей) поведения. Существенным фактором в этом вопросе является то, что школа традиционно ориентирована на усвоение и оценку знаний, а социальные нормы и модели поведения – это и есть, по сути, знания.

Это, однако, не означает, что этим и следует ограничиться. Кроме знания норм существует еще ряд факторов, определяющих социальное поведение человека. К ним относятся: ценности, на которые ориентируется человек, мотивы поведения, отношение к ситуации и к тому, что в ней происходит, способность предвидеть последствия своих действий (или бездействия) в ситуации, а также способность к анализу, оценке и рефлексии. Эти знания и свойства личности являются предпосылками реального поведения и в значительной степени определяют его. Они играют существенную роль в том, как человек ведет себя в реальной ситуации и какие в конце концов принимает решения. Существенным в данном случае является и то, что эти объекты можно оценивать, опираясь на стандартные приемы и методы.

Подведем итоги. Одним из объектов в рамках оценки социальных ролей, как мы выяснили, являются знания - знание социальных норм, правил, образцов ролевого поведения. Но кроме знаний объектами оценки являются также умения, связанные с выполнением роли. В нашем случае их можно разделить на две группы: практические и интеллектуальные умения. Практические умения, связанные с социальным поведением человека, формируются преимущественно в опыте. Оценивать эти умения в условиях школы достаточно сложно. К интеллектуальным умениям относятся умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией. Важным показателем при оценке социального поведения является, кроме того, умения и навыки критического мышления.

Суммируя сказанное, перечислим основные категории объектов оценки социальных ролей. К ним мы относим:

    знание социальных норм (положений законов, правовых норм, правил и т.д.);

    знание образцов (моделей) ролевого поведения;

    умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией;

    ценности и установки, определяющие социальное поведение;

    мотивы социального поведения.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить перечень социальных ролей, которые можно рекомендовать для оценки в школе. Полный перечень ролей, которым, в принципе, должен научиться каждый человек, достаточно велик, поэтому рассчитывать на то, что все они или хотя бы большинство ролей будут осваиваться и оцениваться в школе, вряд ли разумно. Поэтому возникает дополнительная задача, связанная с определением списка или перечня социальных ролей, которые следует рекомендовать для усвоения и оценки в школе. Теоретически обоснованно решить этот вопрос по разным причинам не представляется возможным. Однако, на наш взгляд, достаточным основанием при определении набора социальных ролей, которые должны осваиваться и оцениваться в школе, может быть перечень ключевых компетенций, которые специалисты в области образования рассматривают в качестве перспективных задач и целей общего среднего образования. При этом необходимо учитывать и то, что содержание ряда учебных предметов, частично совпадает с содержанием социализации в части усвоения социальных ролей (социальных компетенций).

Список направлений социализации и социальных ролей, представленный ниже, является результатом обсуждения и групповой работы членов секции ГЭП «Оценка социализации учащихся». При создании этого списка мы ориентировались, во-первых, на наиболее значимые для усвоения школьниками направления социализации и, во-вторых, на традиционные учебные предметы, содержание которых частично совпадает с выделенными социальными ролями (см. таблицу 1).

Таблица 1. Социальные роли как предмет усвоения и оценки

Социальные ролaи

Уч. предмет, включающий содержание, относящееся к соц. ролям

Что проверяется?

Социальные роли учащегося :

роль учащегося как члена школьного коллектива;

роль учащегося как члена группы (класса);

роль ученика в отношениях с персоналом школы: учителями, воспитателями, администрацией

Знание устава и правил поведения в школе;

Гендерные роли :

традиционные роли мужчины и женщины в обществе

Биология, раздел «Человек»;

Обществознание

Знание норм поведения, обусловленных особенностями пола и статусом мужчины и женщины в обществе

Семейные роли:

роли сына (дочери), брата (сестры), отца, матери.

Обществознание,

Знание норм поведения в семье;

ролевые взаимоотношения в семье

Роли гражданина в обществе:

роль гражданина в отношениях с государством, окружающими,

роли, связанные с защитой гражданских прав и свобод,

роль гражданина как избирателя,

роль участника судебных разбирательств (в роли присяжных)

Обществознание, разделы «Человек и общество», «Политика», «Право»

Знание норм и моделей поведения гражданина

Внутригрупповые и межличностные роли :

роли партнера по общению;

формальные и неформальные роли учащихся в малой группе (классе)

роль друга (подруги), товарища

неформальные роли юноши (девушки) в отношениях с противоположным полом

роль пользователя «Интернет» в режиме общения и передачи сообщений

Обществознание, Литература, русский и иностранный языки;

Информатика и ИКТ

Знания и умения, связанные с общением и взаимодействиями

Социально-бытовые роли :

роли пассажира городского транспорта, пешехода, покупателя, водителя личного а/м, посетителя спортивных, музыкальных, театральных и др. культурно-просветительных мероприятий и др.

Знание норм и правил поведения в быту, общественных местах и при оказании первой помощи

Общественно-экологические роли :

роль защитника природы

роль защитника животных и растений

ОБЖ, Биология

Знание норм и правил поведения, связанных с экологией человека, охраной и защитой природы и животных

В связи с представленным выше списком объектов оценки может возникнуть вопрос: зачем кроме знаний включены в этот список умения, ценности, установки, мотивы? В том, что касается интеллектуальный умений (умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией), ценностей, мотивов, установок то целесообразность включения их в список объектов оценки обусловлена, во-первых, тем, что они во многом определяют нахождение рациональных решений (стратегий поведения) в социальных ситуациях, особенно в ситуациях не очевидных, имеющий проблемный характер. Другая причина состоит в том, что для оценки социализированности учащихся важным является не только показатель уровня усвоения социальных норм (знает – не знает - в какой степени знает), но и другие показатели, в частности, «принимает» или «не принимает» он эти нормы, осознанно принимает, неосознанно или под давлением. При этом, если уровень усвоения знаний можно рассматривать как педагогический критерий, характеризующий результаты оценки, то два других – принятие-непринятие и осознанность-неосознанность принятия, - с полным основанием можно отнести к психологическим критериям. Психологические критерии необходимы для более дифференцированной оценки учащихся с точки зрения отношения учащихся к усваиваемым нормам.

Дальнейшее рассмотрение этого вопроса связано с определением показателей и критериев оценки социальных ролей, определением требований к оценке, разработкой средств оценки, типов оценочных заданий и моделей интерпретации результатов тестирования. В настоящее время ведется работа по всем этим направления и уже получены определенные результаты. В частности, разработаны три методики оценки социальных ролей: методика оценки социально-бытовых ролей (роли пассажира городского транспорта), методика оценки семейной социализации и методика оценки экономической социализации (роли Потребителя) (см. , , ).

Литература

    Демидова И.И. Опыт разработки методики социализации школьников в социально-бытовой сфере. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.

    Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. – М.: 2003.

    Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.

    Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

    Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В. Методика оценки экономической грамотности школьников. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. - dictionary.fio.ru.

    Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.

    Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.

    Социализация. Психологический словарь «Планея». - http://planey.ru

    Трубачева И.Б. Методика оценки семейной социализации. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

«Идеальный тип составляет ядро социализационной нормы. Нормативный тип можно предста­вить окружающим ядро расширенным пространством, которое прозрачно, понятно, рационально, ограничено, но границы мягки, легко раздвигаемы: дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть велика. Реальный тип социализационной нормы, распространяю­щейся аморфным слоем за нормативным пространством, имеет слабую прозрачность, он неодно­роден, подвижен, без четко обозначенных границ. Его периферийные участки как бы "продав­ливают" новые границы нормативности и отклонения ().

— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .