Болезни Военный билет Призыв

Символическая аналогия к слову окно. Пример прямой аналогии. Формирование синектических групп

СИНЕКТИКА

Синектика организует людей, чья профессия - генерация идей. Автор синектики Уильям Дж. Гордон в качестве прототипа использовал мозговую атаку. В 1961г. в США вышла книга У.Гордона "Синектика - развитие творческого воображения”. В книге был представлен подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения для синекторов.

Синектор - человек с широким кругозором, имеющий, как правило, две специальности (например, врач-механик, химик-музыкант и т.п.) в возрасте до 35 лет. Синекторы могут продуктивно работать 5 - 7 лет, после чего им рекомендуют заняться другим видом деятельности.

Слово "синектика" греческого происхождения и означает совмещение несовместимых понятий и элементов.

Суть синектики заключается в создании условий и предпосылок для группового мышления. Это оказывается возможным благодаря тому, что набор психологических состояний человека в процессе творчества оказывется похожим у разных людей. Эти состояния определяются следующим образом:

1.ОТРЕШЕННОСТЬ. Чувство, которое изобретатель описывает как "будучи отдаленным (от чего-то)".

2.ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Близость определена тем, что "Как бы я себя чувствовал, если бы был пружиной? Я не могу отделаться от моей собственной упругости".

3.ОТКЛАДЫВАНИЕ. Чувство того, что необходимо удержать себя от преждевременных попыток сделать окончательный вывод.

4.ОБЪЕМ РАБОТЫ. Осознание того, что задача будет обязательно решена так или иначе, но только после выполнения определенного объема работы.

5.РАЗМЫШЛЕНИЕ. Повторяющиеся попытки заставить ум действовать свободно ("Что будет, если высотомер представить просто пружиной?...").

6.АВТОНОМИЯ ОБЪЕКТА. Чувство, описанное изобретателем в конце его работы, когда сама проблема подходит к концептуальному решению ("Я чувствую, что эта штука сама по себе, полностью вне меня...").

Главная заслуга Гордона заключается в том, что он первым вышел на осознанное применение психофизиологической активизации творческого процесса.

Установлено, что достижению цели предшествуют два связанных между собой психических состояния. На начальной стадии это осознание правильности пути, переходящее на следующей стадии в инсайт, озарение. Это сопровождается высокими положительными эмоциями, душевным подъемом. В синектике такие психологические состояния культивируются и искусственно вызываются с целью решения поставленной творческой задачи.

Основными инструментами или операторами синектики являются понятия аналогий. Синекторов обучают профессиональному владению всеми известными видами аналогий.

Аналогия означает сходство двух объектов в каких-то их свойствах или отношениях. В настоящее время различают четыре вида аналогий.

Прямая аналогия.

Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском в области впечатлений внешнего мира, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур.

Одной из наиболее распространенных является прямая функциональная аналогия . Чтобы воспользоваться ею, необходимо вначале определить, какие функции должен выполнять объект изобретения, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие функции. Искать следует прежде всего в сторонних отраслях знаний - биологии, геологии, астрономии. Биология известна, как самая продуктивная. В результате родилась целая наука - бионика.

Пример . Требовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма. Оказалось, что в природе очень точно предугадывает шторм - за 10 - 15 часов - обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8-13 Гц. Остается разработать прибор с соответствующей чувствительностью, что и было сделано.

Другим распространенным видом аналогий является прямая структурная аналогия .

Примеры. Многоярусные башни Шухова В.Г. подобны по строению стеблю растений; сотовые стены и радиаторы - пчелиным сотам; буровая коронка построена по образцу зубов вымерших ящеров.

Использование структурной аналогии предполагает, что, выяснив примерную структуру устройства, ищут аналогичные структуры в окружающем мире, которые наилучшим образом выполняют поставленные задачи.

Еще один вид аналогий - прямая аналогия внешней формы, когда вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным уже известному, свойства которого желательно получить.

Пример - искусственные драгоценности (стразы), синтетические ткани.

Определить, к какому виду аналогий относятся следующие примеры:

    первые тараны точно воспроизводили бараньи лбы;

    в лучших конструкциях экскаваторов в средней части ковша имеются полукруглой формы зубья, центральная пара которых выдвинута по отношению к другим, как резцы, клыки, бивни;

    современные решетчатые формы перекрытий, мостов, крыш больших спортивных залов имеют своим аналогом надкрылье жука;

    первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад; инженер Александр Требелев в ящик с утрамбованной землей запустил крота и просвечивал ящик рентгеном. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для “искусственного крота”;

    изобретатель Игнатьев А.М. поцарапанный котенком, задумался: почему когти кошки, зубы белки и зайца, клюв дятла постоянно острые? Он пришел к выводу, что самозатачивание происходит благодаря многослойной конструкции зубов: более твердые слои окружены более мягкими. При работе эти последние испытывают меньшую нагрузку, чем твердые, поэтому первоначальный угол заострения и не меняется. Этот принцип Игнатьев воплотил в самозатачивающихся резцах.

    подводные лодки копируют конфигурацию и качество кожи (наружный и внутренний, более толстый и ноздреватый, подобный губке; внутренний слой изменяет свою конфигурацию в зависимости от давления воды при движении дельфина, снижает турбулентность и трение о воду) у дельфинов;

    летучие мыши - ультразвуковая локация;

До сих пор существуют явления природы, которые человек охотно использовал бы, если бы понял:

    самая прочная сталь уступает в удельной прочности паутине (отношение прочности на разрыв к весу);

    клей морских прилипал;

    клоп находит жертву, руководствуясь разностью температур между концом и основанием своего хоботка. Это соответствует измерению температуры с точностью свыше 1: 1000С.

    холодный свет светлячка.

    шкура белого медведя.

Электронное сканирование луча для телевидения автор придумал, когда пахал картофельное поле, последовательно вскапывая длинные ряды грядок.

Личностная аналогия (эмпатия)

Личностная аналогия предполагает личную идентификацию изобретателя с элементами проблемы, что освобождает его от механического, внешнего анализа ее. Отождествить себя с техническим объектом - это не просто назвать себя какой-то частью технической системы или процесса. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять трудности, возникающие нежелательные эффекты через свои трудности. Это похоже на то, как входит в образ актер перед спектаклем.

Рациональные методы обучения вытесняют эмпатию, и у большинства взрослых людей к 25 годам это умение пропадает. У синекторов специальными занятиями этот пробел устраняется.

МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ)

Практика применения эмпатии при решении учебных и производственных задач показывает, что эмпатия бывает не только полезной, но иногда и вредной. Дело в том, что отождествляя себя с той или иной машиной (или ее частью) и рассматривая возможные изменения ее, изобретатель невольно отбирает те, которые приемлемы для человека и отбрасывает неприемлемые для человеческого организма, например, разрезание, дробление, растворение в кислоте. Неделимость человеческого организма мешает успешно применять эмпатию при решении многих задач.

Недостатки эмпатии устранены в моделировании при помощи маленьких человечков (ММЧ). Суть его состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии и не имеет присущих ей недостатков.

Из истории известны стихийные случаи применения ММЧ. Первый - открытие Кекуле структурной формулы бензола (увидел клетку с обезьянами, которые схватившись лапами и хвостами, образовали кольцо).

Второй – мысленный эксперимент Максвелла при разработке им динамической теории газов ("демоны" Максвелла).

Для моделирования важно, чтобы маленькие частицы видели, понимали, могли действовать. Это ассоциируется с человеком. Применяя ММЧ, изобретатель использует эмпатию на микроуровне, что является сильным приемом.

Техника применения ММЧ сводится к следующим операциям:

1. Выделить часть объекта, которая не может выполнить требуемые противоположные действия; представить эту часть в виде множества “маленьких человечков”.

2. Разделить МЧ на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи, т.е. плохо, как задано.

3. Рассмотреть полученную модель задачи (рисунок с МЧ) и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия, т.е. разрешалось противоречие.

4. Перейти к техническому ответу.

Обычно выполняют серию рисунков - “было”, “надо” и совмещают их, чтобы получилось, “как должно быть” или “стало”.

При распайке радиоэлементов на печатные платы возникает отказ: после одной-двух перепаек медный печатный проводник (контактная площадка) отрывается от диэлектрического основания. После этого плата не подлежит ремонту. Как быть?

Рассмотрим ход размышлений при решении.

Первый вопрос, который возникает: почему отрывается медный проводник, вернее, что его отрывает? Это происходит только при нагреве, в процессе пайки оловом. Как же олово может отрывать печатный проводник?

Представим себе ряд человечков из меди, они крепко держат друг друга. А сверху - человечки их олова, которые должны тащить вверх человечков из меди, чтобы оторвать их. Они это делают, только когда им “приказывает” тепловое поле паяльника. Но ведь при расплавлении человечки из олова, наоборот, стараются сблизиться, стремятся к центру слоя. Когда же они могут разойтись? При охлаждении. Но ведь охлаждается не только олово, но и медь. Сжимаются человечки из олова, сжимаются и человечки из меди. Тогда олово должно отрываться от меди, а отрывается медь от платы. Почему? Тут важно, кто из человечков сильнее сцеплен между собой. Металлы сцепляются между собой сильнее, чем металл и пластик. Значит медь и олово держатся друг за друга крепко, а ведут себя по-разному. Попробуем это нарисовать.

К задаче о применении ММЧ

Оказывается, человечки из олова, охлаждаясь, “загибают” человечков из меди. Это же есть биметаллическая пластинка. Два металла с разными коэффициентами линейного расширения соединены и при нагреве изгибаются. Загибание начинается с краев, а потом отрывается целиком дорожка.

Что же делать? Ясно, надо, чтобы вместо олова был припой с таким же коэффициентом линейного расширения, как у меди.

Возможно также делать дорожки из меди в канавках с профилем “ласточкин хвост” и они никогда не оторвутся.

Метод ММЧ еще не исследован до конца, в нем много загадочного. Скажем, в задачах на измерение длины выделенную часть элемента лучше представлять не в виде сплошной шеренги человечков, а через одного. Еще лучше, если человечки расположены в виде треугольника. И еще лучше - неправильным треугольником (с неравными или криволинейными сторонами).

Фантастическая аналогия

Специалист, решающий изобретательскую задачу, должен отдавать себе отчет о том, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с идеальным решением этой задачи. Синектору требуется на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой, золотой рыбкой), определив конечный результат, цель. Таким образом, в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Пример. Создание герметичной застежки для костюма космонавта.

Символическая аналогия

Символическая аналогия для описания проблемы использует объективные и неличные образы. При этом синектор формирует специфический отклик на проблему, который должен быть сжатым, образным, противоречивым, обладающим большим эмоциональным и эвристическим смыслом \ \.

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, являются противоположностями. Другие названия этой аналогии - "заглавие книги", прием нахождения метафоры.

Примеры. Шлифовальный круг - точная шероховатость ** храповой механизм - надежная прерывистость ** пламя - прозрачная стена, видимая теплота ** мрамор - радужное постоянство ** прочность - принудительная целостность ** множество - благоразумная ограниченность ** восприимчивость - непроизвольная готовность ** атом - энергичная незначительность.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, которые приводятся ниже.

Прежде всего выявляется главная функция объекта , то действие, ради которого он создан. Почти все объекты выполняют не одну, а несколько главных функций, причем желательно видеть их все.

После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества , выполняется ли функция, обратная одной из главных. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

П р и м е ч а н и е. Собственно символические аналогии известны уже очень давно, намного раньше, чем синектика. В лингвистике подобные сочетания называют "оксюмотроны" - они применяются для придания речи большей выразительности. Например, "Звенящая тишина", "Слепящая мгла" и т.п.

Пример. Поиск конструкции заслонки для регулировки потока пульпы. Живая броня* *Невидимая кольчуга* *Бессменная пеленка* *Отрастающий панцырь*. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент - она будет покрываться слоем льда, предохраняющим от истирания и восстанавливающимся по мере разрушения.

Для формирования объемного, комплексного представления об объекте исследования и для отработки навыков идентификации технических объектов, информация о которых дана в образном виде, со студентами проводятся практические занятия. Цель работы на семинаре - опознать объект по предъявленному списку специально подобранных оксюмотронов (метафор). Например, бегущая неподвижность, сходящиеся параллели, выпуклая колея, горизонтальная лестница, невыбираемый путь, плоский подшипник, двойное одиночество, прыгающая плавность, непрерывный стук, изогнутая прямизна, качающаяся твердость” - это железная дорога.

Объект - вентилятор

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Объект - зеркало

Живой портрет, блестящая темнота, плоское вместилище, плоская емкость, подвижный снимок, отражающий пылесборник, двойное единство, немагнитный магнит, сжатая даль, ограниченная бесконечность, кричащая немота, всеобщий двойник.

Объект - осевая линия шоссе.

Безопасная преграда, плоский барьер, прерывистая непрерывность, горизонтальная вертикаль, кривая ось, плоский светофор, извивающаяся неподвижность, проницаемая преграда.

Объект - облако.

Непрозрачное ничто, громыхающая невесомость, проливной зонт, изменяющаяся скульптура, белоснежное затмение, свинцовая легкость, летающее водохранилище, разрозненное единство, неподвижное движение.

Объект - метод.

Нематериальный инструмент, немой подсказчик, безрукий помощник, могучий никто, разрешающая запретность, выдуманная реальность, точная неточность, неподвижный поводырь, нематериальный рычаг.

Психологические исследования показывают, что два полушария человеческого мозга обрабатывают информацию при помощи двух разных стратегий.

Левое полушарие обрабатывает данные в последовательной, постепенной манере. Оно лучше всего оперирует с логическими, словесными и аналитическими категориями. Это прямой и медленный способ коммуникации.

Правое полушарие обрабатывает информацию в одновременной, целостной манере. Оно лучше оперирует с образами, метафорами, смыслами, интуицией и т.п. Это косвенный и быстрый способ коммуникации.

Полушария сообщаются между собой, они работают одновременно, но каждое обрабатывает свою специализированную долю информации.

Упрощая, можно сказать, что левое полушарие усваивает вербальную информацию, в значительных количествах содержащуюся в технических дисциплинах, а правое усваивает смыслы, которые сознательно или неосознанно транслирует преподаватель. Это могут быть, например, мотивы, личностная оценка, социальная оценка и т.п. Такая информация может впрямую влиять на подсознательное мышление и установки человека. Это повышает интеллектуальные ресурсы человека, ведь каждый обучаемый может перерабатывать образы своим собственным способом и извлекать из них те смыслы, которые соответствуют его внутренней личностной ситуации.

Следует отметить, что психологический механизм образного мышления используется для обучения с давних времен. Примером может служить древний китайский сборник коанов (маленьких притч, историй), который называется “Железная флейта” и содержит информацию о стратегиях поведения на все случаи жизни.

Синекторы работают по определенной программе, которая совершенствовалась со временем, так же, как и программа подготовки самих синекторов.

На первом этапе синекторы формулируют и уточняют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто кроме руководителя не посвящается в конкретные условия задачи, чтобы не затруднять абстрагирование, позволить уйти от привычного хода мышления.

На втором этапе формулируют проблему как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

На третьем этапе ведется генерирование идей. Используются различные виды аналогий из рассмотренных ранее.

На четвертом этапе производят перенос выявленных в процессе генерации идей к ПКД или ПКП. Важным элементом этого этапа является критическая оценка идей экспертами.

Часть времени синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, занимаются поисками лучших способов реализации решений.

Нередко конечное решение, к которому приходят синекторы, кажется столь естественным, что трудно отделаться от впечатления, будто бы его можно было получить и без хитроумных процедур аналогизирования. Однако услугами фирмы "Синектик инкорпорейд" постоянно пользуются многие известные американские фирмы.

ВЫРАЖЕНИЯ И МЕТАФОРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ НА СЕМИНАРАХ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Стреляет не оружие - стреляет сознание (девиз американских спецслужб)

Сформулированная задача - решается (лозунг синекторов)

Человек может иметь все, что он захочет, если он чего-то не имеет, значит он этого недостаточно хочет (принцип НЛП).

Бог наказывает человека исполнением его желаний.

Карта не есть территория (постулат НЛП)

Нет поражений - есть только обратная связь

Маги существуют, магия - нет, существуют только особенности человеческого восприятия (НЛП)

“Шотокан” - “Волны и сосны” (название школы каратэ до)

Подумай, прежде, чем подумать (Ст. Ежи Лец)

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, нужно знать половину ответа на него (Р. Шекли)

Опыт - это не то, что с вами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло. (Олдос Хаксли, НЛП)

Пример программирования сознания с помощью словесных формулировок.

Если ты такой умный, то почему бедный? Вариант: Если умный, то покажи свои деньги.

Пословицы, отражающие различные программы сознания.

Из двух зол выбираем меньшее (росс.)

Из двух зол и выбирать не стоит (франц.)

Пример программирования инженерного сознания.

Семь раз отмерь - один раз отрежь (росс.)

Сначала отрежь - потом меряй (амер.)

Войны выигрывают учителя (нем.)

Пример альтернативных метафор для одного явления

1.Свобода - это возможность делать то, за что лучше платят.

2.Свобода - это возможность делать то, что нравится, а не то, за что хорошо платят.

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Творчество в условиях резко ограниченного временного ресурса.

Иерархия мотивов (по Леонтьеву) меняется

Примеры – художник Обри Бердслейн – рисунки показать. Надя Рушева, 16 лет, стихи и рисунки.

Творчество в условиях неограниченного временного ресурса.

«Монастырская работа» - золотое шитье, вышивка бисером и мелким речным жемчугом, вышитые, вытканные ковры, иконы, покрывала, кружево из тонкого шелка.

Пример – организация работ в шарашках (придумал Л. Берия), см. статьи и воспоминания академиков. Закрытые города. Почтовые ящики. Не только секретность, но и культивирование «монастырского творческого сознания».

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Источник – «Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа», одобренные постановлением № 259 Госкомитета СССР по науке и технике 29 июня 1982г. («Экономическая газета», 1982, № 28, с.19).

Английский экономист В.Гейдж: «ФСА является концентрированной атакой на «излишнюю» стоимость, в первую очередь на ту ее часть, которая связана с несовершенством конструкции».

Э.Майлз, 1947г. сотрудник фирмы «Дженерал электрик», автор инженерно-стоимостного анализа.. Он определил свой метод, как «прикладную философию». Он считал, что «анализ стоимости … это организованный творческий подход, цель которого заключается в эффективном определении непроизводительных затрат или издержек, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика».

1949-1952 г.г. Ю.М. Соболев в СССР создал метод поэлементной отработки конструкции. В основу метода положен индивидуальный подход к каждому элементу конструкции, разделение элементов по принципу их функционирования на основные и вспомогательные, нахождение в результате анализа новых, более выгодных конструкторско-технологических решений. Пример. Ю.М. Соболев применил ФСА на узле крепления микротелефона. Он добился сокращения перечня применяемых деталей на 70%, расхода материала на 42%, трудоемкости на 69%. В результате себестоимость узла снизилась в 1,7 раза.

Форме в электронных ...

  • КРАТКИЙ КУРС ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ФИЛОСОФИИ

    Документ

    ... не дано самопознание и изучение своего внутреннего мира по причине полной ... материале , новыми людьми, с новыми подходами и идеями? Игровая манера ведения лекций , семинаров, курсов ... информации . Город, независимо от его размеров, космичен. Он не является ...

  • Полвека в геологии о жизни работе обществе и стране (от эпохи сталина до нынешних времен)

    Документ

    ... материалов . По ... некоторых ... заполняется ... курс лекций по петрографии. Правда, слушатель у меня был всего один, но курс был полный ... данные породы не являются ... не официальной стороне. Рассылая информацию о предстоящей встрече, я не обошел вниманием ... электронную ...

  • ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА ЧАСТЬ І ИСТОРИОГРАФИЯ СОБЫТИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛАВА 1 МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАТАСТРОФЫ 1 1 Оценка масштабов катастрофы 1 1 1 Проектирование и строительство

    Документ

    ... материалов , характеризующих динамику радиационных параметров окружающей среды. Наиболее представительной и полной является информация по ... , хлор, некоторые металлы) не обнаруживаются в значительных измерениях. Приведенные данные свидетельствуют о...

  • Социально-гуманитарные чтения 2008 года

    Сборник научных работ

    ... внимания заслуживают, в частности, некоторые не ... плане территория Прибайкалья не являлась однородной. По данным на 1890 г. ... полный курс истории России и перед изучением курсов ... Информация может быть зафиксирована в виде публикаций, отчетов, электронных ...

  • Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является "Синектика" – метод решения изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

    Прямая аналогия , в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

    Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.

    Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

    Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.

    На начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

    Для успешного использования аналогий в решении, как технических, так и бизнес задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.

    На свете все
    На все
    Похоже:
    Змея –
    На ремешок
    Из кожи;
    Луна –
    На круглый глаз
    Огромный;
    Журавль –
    На тощий
    Кран подъемный;
    Кот полосатый –
    На пижаму;
    Я – на тебя,
    А ты –
    На маму.

    Роман Сеф

    Аналогия – это поиск сходных черт у различных предметов или явлений. Применяется не только в РТВ, но и в других техниках для выработки идей, создания новых продуктов и услуг.

    Вот только некоторые аналогии в современных изобретениях (примеры я взяла из книги Майкла Микалко «Рисовый штурм» ):

    • Вертолет может «зависать» в воздухе и лететь назад, как стрекоза.

    • Иглы для инъекций – как хвост скорпиона , который впрыскивает яд.
    • Эхолокатор летучие мыши, которые издают неуловимые для человека колебания и сами же воспринимают их отраженными от предметов, встречающихся на пути.
    • Снегоступы копыта северных оленей , их форма не дает животным проваливаться в снег.

    • Танк представляет собой живой образец неприступной движущейся крепости, как и черепаха.
    • Самолет – птица, работа «рулевых органов» самолета во многом повторяет работу хвостового оперения птицы.


    Существует несколько видов аналогий:

    1. Персонифицированная
    2. Прямая
    3. Символическая
    4. Фантастическая

    Расскажу о них подробнее.

    Персонифицированная аналогия .

    Для работы с этим приемом, необходимо представить себя в роли объекта, который нуждается в модернизации (или его частью). Далее нужно почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него.

    Например, исполнительный директор одной компании, производящей настенные покрытия, в поисках новых идей производства задумался, чего боятся обои.

    В самом деле, чего? Поставьте себя на место обоев, что бы вы рассказали?

    Развивая персонифицированную аналогию, им были придуманы нетоксичные настенные покрытия, то есть обои, которые не боятся огня.

    Для развития творческого мышления у детей полезно играть в игру «превращалки» .

    Нужно представлять себя тем или иным предметом, рассказывая, где он живет, с кем дружит, что любит или не любит. Дополнительный эффект от такой игры – развитие речи.

    Прямая аналогия .

    Проведение прямых аналогий - вероятно, наиболее продуктивный способ генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходство между различными событиями, фактами и явлениями.

    Поиск ассоциаций по аналогии – это ключ к созданию новых идей . Как утверждают знающие люди, лучшие идеи находятся при установлении связей между разнородными, а не близкими, областями знаний.

    Чем более странной кажется аналогия - то есть чем более «удалены» друг от друга рассматриваемые понятия, - тем выше вероятность возникновения новой идеи.

    Швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что на каждой прогулке к шерсти его собаки прилипает репей. Он изучил репьи под микроскопом и обнаружил, что их так сложно вытащить из-за мельчайших крючков, которые цепляются за спутанную шерсть. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек. Де Местраль создал искусственные аналоги крючков репейника и шерсти - так появилась застёжка-липучка.

    С детьми можно поиграть в игру, где необходимо объединять в пары те предметы, которые чем-то похожи, аналогичны.

    Самолет и стрекоза умеют летать, мыльный пузырь и бутылочка прозрачные, жук и машина могут жужжать и т. д.

    Главное подобрать такие предметные картинки, где поиск аналогий был бы интересен по возрасту. Для малышей лучше взять аналогии по форме, цвету, частям. Для более старших выбрать аналогии по действию или менее очевидным признакам (вкус, тактильные ощущения, звуки).

    Символическая аналогия

    Символическая аналогия - это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде, например, образа, метафоры, знака.

    Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы - это замкнутые цепочки или кольца.

    Пожалуй, такой вид поиска аналогий для решения задач подойдет в работе со старшими детьми. Для детей-дошкольников могу предложить подготовительные игры с символическим домино (просто распечатайте и разрежьте).

    Фантастическая аналогия.

    Лучше всего позволяет выйти за рамки привычных шаблонов. Чтобы получилось найти новую идею, необходимо задать как можно более фантастический вопрос. Важно отпустить все связки с реальностью, оставить воображение за главного Дальше следует искать ассоциации и связи, развивая придуманную ситуацию, постепенно возвращаясь в реальность

    Такой способ тоже больше подойдет для старших детей. С теми же, кто младше 8, но старше 5, можно поиграть в игру «Что будет, если….» (дальше подставляем любую фантастическую гипотезу и вместе рассуждаем).

    Обратите внимание! Аналогии появляются через подбор ассоциаций. Умение находить ассоциативные связи хорошо развивать через поиск образов в различных объектах. Прочитать о развитии образного мышления можно в .

    Желаю вам как можно скорее покорить прямые аналогии и перейти к фантастическим!

    Синектика.

    1. Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления — пулю в детективном романе?

    2. Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить?

    В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений — синектика . В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

    В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей».

    Перечислим некоторые качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

    Синекторы в своей работе используют аналогии.

    Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

    Суть метода — нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

    Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически.

    Прямая аналогия . Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

    Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

    Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

    Личная аналогия (эмпатия). Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытается осознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

    Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

    Символическая аналогия . Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

    Определяемое понятие

    Определение

    Сигарета

    Твёрдый дым

    Вентилятор

    Жесткий ветер, настольный сквозняк, застывший вихрь

    Раствор

    Взвешенная неразбериха

    Книга

    Молчаливый рассказчик, диалог наедине

    Пламя

    Видимая теплота

    Облако

    Лёгкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота

    Прочность

    Принудительная целостность

    Шлифовальный круг

    Точная шероховатость

    Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

    Фантастическая аналогия . Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

    Примеры. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

    В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

    Ход решения синектической задачи.

    1. Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

    2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

    3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий.

    4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.

    Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия, ПКД, ПКП.

    Практическая работа

    Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).

    Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

    2. Задача «Балласт».

    В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

    Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

    Аналогия – слово греческого происхождения, которое имеет два значения. 1) сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями. Например, такое сходство можно наблюдать у звуковых и электромагнитных волн: интерференция, законы отражения и преломления; 2) умозаключение, в котором на основании сходства двух предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

    При рассуждении по аналогии сопоставляются два объекта. На основании их сходства в некоторых признаках, делается вывод об их сходстве в других признаках. При таком рассуждении знания, полученные при рассмотрении одного объекта, переносятся на другой менее изученный объект.

    Выделяют четыре вида аналогий: прямая, личная, фантастическая и символическая. Рассмотрим подробно прямую аналогию.

    Прямая аналогия предполагает сопоставление исследуемого или проектируемого объекта с естественными или искусственно созданными объектами этой же или другой области, а также решаемой задачи с подобными задачами в рассматриваемой или другой предметной области.

    Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур. В зависимости от способа сопоставления различают аналогию: операций (функций, принципа действия), строения, формы и отношений.

    3.1. Аналогия операций

    Аналогия операций (функциональная аналогия) является одной из наиболее распространенных видов прямой аналогии. Она характеризует направленность мышления связанную со свободным ассоциативным поиском в области материальных объектов выполняемых операций, принципов действия, функций, а также способов решения задач. Поиск осуществляется, прежде всего, в сторонних отраслях знаний, например, биологии, геологии, астрономии. Подмечено, что биология – самая продуктивная область для нахождения аналогий. Это подтвердилось фактом создания новой науки на стыке биологии и техники – бионики.

    Для поиска аналогий необходимо сначала определить, какие операции (действия), функции должен выполнять объект, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие операции.

    Пример. Некоторые аналогии операций. Детская игрушка волчок натолкнула изобретателя Э. Сперри на создание гироскопических приборов для автоматического управления самолетом.

    Когда потребовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма, то выяснилось, что в природе очень точно за 10…15 ч. предугадывает шторм обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8…13 Гц. Оказалось, что эти колебания являются предвестником надвигающегося шторма. Таким образом была поставлена задача разработки прибора с соответствующей чувствительностью, которая и была решена.

    Устройство для движения в грунте было создано инженерами после тщательного изучения «принципа работы» корабельного червя тередо, прокладывающего себе тоннель в бревне. Первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад. Инженер А. Требелев поместил крота в ящик с утрамбованной землей и просвечивал ящик рентгеновскими лучами. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для создания искусственного крота.

    Как показывает практика для того, чтобы обнаружить подходящую аналогию, нужно сформировать подобие базы данных перспективных феноменов.