Болезни Военный билет Призыв

Фантастическая аналогия примеры. Формирование синектических групп. Основные этапы работы

Аналогия – слово греческого происхождения, которое имеет два значения. 1) сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями. Например, такое сходство можно наблюдать у звуковых и электромагнитных волн: интерференция, законы отражения и преломления; 2) умозаключение, в котором на основании сходства двух предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

При рассуждении по аналогии сопоставляются два объекта. На основании их сходства в некоторых признаках, делается вывод об их сходстве в других признаках. При таком рассуждении знания, полученные при рассмотрении одного объекта, переносятся на другой менее изученный объект.

Выделяют четыре вида аналогий: прямая, личная, фантастическая и символическая. Рассмотрим подробно прямую аналогию.

Прямая аналогия предполагает сопоставление исследуемого или проектируемого объекта с естественными или искусственно созданными объектами этой же или другой области, а также решаемой задачи с подобными задачами в рассматриваемой или другой предметной области.

Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур. В зависимости от способа сопоставления различают аналогию: операций (функций, принципа действия), строения, формы и отношений.

3.1. Аналогия операций

Аналогия операций (функциональная аналогия) является одной из наиболее распространенных видов прямой аналогии. Она характеризует направленность мышления связанную со свободным ассоциативным поиском в области материальных объектов выполняемых операций, принципов действия, функций, а также способов решения задач. Поиск осуществляется, прежде всего, в сторонних отраслях знаний, например, биологии, геологии, астрономии. Подмечено, что биология – самая продуктивная область для нахождения аналогий. Это подтвердилось фактом создания новой науки на стыке биологии и техники – бионики.

Для поиска аналогий необходимо сначала определить, какие операции (действия), функции должен выполнять объект, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие операции.

Пример. Некоторые аналогии операций. Детская игрушка волчок натолкнула изобретателя Э. Сперри на создание гироскопических приборов для автоматического управления самолетом.

Когда потребовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма, то выяснилось, что в природе очень точно за 10…15 ч. предугадывает шторм обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8…13 Гц. Оказалось, что эти колебания являются предвестником надвигающегося шторма. Таким образом была поставлена задача разработки прибора с соответствующей чувствительностью, которая и была решена.

Устройство для движения в грунте было создано инженерами после тщательного изучения «принципа работы» корабельного червя тередо, прокладывающего себе тоннель в бревне. Первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад. Инженер А. Требелев поместил крота в ящик с утрамбованной землей и просвечивал ящик рентгеновскими лучами. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для создания искусственного крота.

Как показывает практика для того, чтобы обнаружить подходящую аналогию, нужно сформировать подобие базы данных перспективных феноменов.

Инженерная эвристика Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Аналогия прямая

Аналогия прямая

Рассмотрим на занимательных примерах, что такое прямая аналогия. Грубо говоря, это адаптация ранее имевшихся решений из одной области знания или истории к другой, текущей задаче.

Максим Чертанов в книге «Конан Дойл», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», обращает внимание читателей на целый ряд изо бретений своего героя времён Первой Мировой, от приспособлений против морских мин - до камуфляжных сеток, для маскировки артиллеристских расчётов. Доктор Дойль заботился главным образом о сохранении жизни людей, так что его помыслы были связаны со всевозможными средствами защиты. Остановимся подробнее лишь да двух, поскольку, как нам представляется, они сделаны полностью в соответствии с методом аналогии и принципом копирования.

ВОПРОС № 3

Сэр Артур Конан Дойль прожил жизнь, достойную рыцаря, защищая нуждавшихся в помощи. Известны в том числе и два рыцарских романа этого автора - «Белый отряд» (1891) и «Сэр Найджел» (1906). Действие их развивается во время Столетней войны. Простые английские лучники вносили страшное опустошение в ряды превосходно экипированного неприятеля.

Тем не менее, эта изобретательская идея Конан Дойля могла бы спасти жизнь тысячам британским пехотинцам в период Первой Мировой войны, и продолжает спасать жизни многим людям во всём мире и поныне. Назовите его изобретение.

В феврале 1915 года Конан Дойль вносит военному министру предложение по производству средств индивидуальной защиты для пехотинцев, прикрывающих важнейшие жизненные органы:

«Почему бы не закрыть грудь тонкой и прочной стальной пластиной? Доктор Дойл сам проделал эксперимент (к счастью, не на себе и вообще не на живом человеке) и убедился, что защитная пластина вынуждает пулю отклониться. Ни в коем случае нельзя позволять, чтобы отряд пехотинцев шел на германские траншеи под пулеметным огнем, теряя по пути половину людей. Если нет защитных средств для солдат - значит, вообще нельзя отправлять пехоту в подобные наступления <…> Воззвания доктора успеха у военных чинов не имели. Генералы и члены кабинета министров отзывались о нем как о надоедливом профане…» (Чертанов, 2008)

Сейчас мы называем это бронежилетом. Хотя, возможно, изобретательская идея посетила создателя Шерлока Холмса не только по аналогии с рыцарскими доспехами. Другой его исторический роман - «Михей Кларк» переносит нас во времена Оливера Кромвеля, знаменитого в том числе и тем, что в 1642 году сформировал специальные конные подразделения, одетые в лёгкие доспехи - кирасы (и специальные каски). Этих кирасиров так и называли - «железнобокие».

Но ещё больше соотечественников писатель спас не от пуль, а на воде. Его находчивости мы благодарны до сих пор.

ВОПРОС № 4

Мало кто знает, что сэр Артур Конан Дойль работал в качестве корабельного врача на борту китобойного судна в Арктике. В целом ряде рассказов о Холмсе есть морская тема. Довелось писателю плавать и в южных водах, в том же качестве судового врача ходить на пароходе к берегам Западной Африки.

Несмотря на морской опыт Конан Дойля, накануне Первой Мировой адмиралтейство отнеслось к этому его предложению невнимательно. Но после очередной трагедии на море занялось массовым и повсеместным внедрением этого изобретения писателя. О чём речь?

Трудно себе представить сейчас, что в злосчастный 1914 год, когда началась Первая мировая, на военных кораблях британского флота «не разрешалось держать шлюпки, так как они при попадании снаряда могли загореться и создать дополнительную опасность. От мины или торпеды, выпущенной с субмарины, корабль моментально погибал весь - какая уж там дополнительная опасность! Дойл писал об этом в самые первые дни войны, предлагая все-таки оснащать суда достаточным количеством шлюпок, а с началом боя спускать их на воду и буксировать при помощи катера; представители Адмиралтейства (которое тогда возглавлял Уинстон Черчилль) его жестоко высмеяли: „Маловероятно, чтобы государственное ведомство поблагодарило человека за то, что он выполнял возложенную на это ведомство работу“. А беспомощные люди медленно умирали в ледяной воде, ибо к тонущим военным судам было запрещено близко подпускать спасательные катера, чтобы они тоже не затонули…» (Чертанов, 2008)

Тогда Конан Дойль выступил в печати со статьей, в которой предлагал простую меру - индивидуальные надувные круги, которые позволили бы морякам продержаться на воде хотя бы некоторое время, пока не подоспеет помощь. Зная по опыту, что генералы его опять засмеют или просто проигнорируют, он даже не стал к ним обращаться, а сразу развернул в прессе кампанию широчайшего масштаба. Он понимал: военное министерство может пренебречь голосом одного человека, но к мнению общественности - если её удастся убедить - оно будет вынуждено прислушаться. Расчет оказался верен: все британские газеты в течение нескольких дней писали почти исключительно о спасательных кругах. Предложение было настолько простым и понятным, что военные на сей раз отреагировали немедленно: недели не прошло, как от Адмиралтейства поступил заказ производителям резиновых изделий на изготовление 250-ти тысяч кругов. Газета «Хэмпшир телеграф» писала, что Адмиралтейство всецело обязано сэру Артуру Конан Дойлу и должно благодарить его. Благодарить оно, разумеется, не подумало, так что сам доктор так никогда и не был уверен, что адмиралы последовали именно его рекомендации - может, просто совпадение.

Уже в октябре (1914-го) всем экипажам флотилий, базирующихся в Северном море, стали выдавать спасательные круги, отгружая их прямо с заводов. В «„Хэмпшир телеграф“ написали: „Круг изготовлен из резины, уложен в прочную сетку-чехол и весит вместе с ней меньше трех унций. Его можно носить в кармане, а надев, как положено, на шею, надуть за десять секунд. Он предназначен, чтобы удерживать над водой голову человека бесконечно долгое время“… Эта штуковина, - пишет М. Чертанов - как мы понимаем, впоследствии трансформировалась в спасательный жилет (согласитесь: от доспеха до бронежилета не такой большой шаг, как от той же спасительной брони до надувной одежды? - Авт. ).

Все радовались, а доктор Дойл - нет; он понимал, что это полумера. В зимнем море, если помощь так и не придет, круги лишь продлят агонию. Нужны шлюпки; и если изготовители резиновых изделий могут сделать надувной круг, почему бы им не сделать (вместо деревянной. - Авт. ) надувную лодку?!

Тотчас он начал новую кампанию, за лодки, но тут он не смог пробить адмиральскую броню. Черчилль ответил ему вежливым письмом, но оснащать военные суда надувными шлюпками стали лишь во время Второй мировой. И всё же благодаря спасательным кругам и тому, что на британских кораблях стали размещать некоторое количество деревянных шлюпок, многие из людей смогли спастись…» (Чертанов, 2008)

Но и это, к слову сказать, не последняя изобретательская идея Конан Дойля. Мало кто знает, что именно он ещё в 1913 году предложил построить туннель под Ла-Маншем, чтобы обеспечить Англию продовольствием на случай морской блокады, заменить всем видимый надводный путь путём поддонным.

Ещё несколько примеров навскидку.

«Французский инженер С. Карно, заложивший и начале прошлого века основы теории тепловых машин, смело уподобил работу такой машины работе водяного двигателя. Физическая аналогия между переходом тепла от нагретого тела к холодному и падением воды с высокого уровня на низкий - пример строгой аналогии, опирающейся на существенные черты уподобляемых объектов. Рассуждение по аналогии дало в науке многие блестящие результаты, нередко совершенно неожиданные.

В XVII в движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Врач В. Гарвей ввел новую аналогию - с насосом и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

Химик Д. Пристли воспользовался аналогией между горением и дыханием и благодаря этому смог провести свои изящные эксперименты, показавшие, что растения восстанавливают воздух, израсходованный в процессе дыхания животных или в процессе горения свечи.

Д. Гершель обнаружил, что пламя спиртовки становится ярко-желтым, если поместить в него немного поваренной соли. А если посмотреть на него через спектроскоп, то можно увидеть две желтые полосы из-за присутствия натрия. Гершель высказал мысль, что сходным путем можно обнаружить присутствие и других химических элементов, и впоследствии его идея подтвердилась, и возник новый раздел физики - спектроскопия.

И. Мечников размышлял о том, как человеческий организм борется с инфекцией. Однажды, наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, он бросил несколько шипов розы в их скопление; личинки обнаружили эти шипы и „переварили“ их. Мечников тут же связал этот феномен с тем, что происходит с занозой, попавшей в палец человека: занозу окружает гной, который растворяет и „переваривает“ инородное тело. Так родилась теория о наличии у животных организмов защитного приспособления, заключающегося в захватывании и „переваривании“ особыми клетками-фагоцитами посторонних частиц, в том числе микробов и остатков разрушенных клеток…» (Ивин, 1986, С.60–61).

Однажды в 1816 году французский врач и анатом Рене Лаэннек, озадаченный проблемами галантности - ибо со времён Гиппократа врачи прикладывали ухо к телу больного непосредственно, в том числе и женскому телу - обратил внимание на детскую забаву. Ребятня играла вокруг бревен строительного леса. Один мальчик чертил гвоздём по торцу бревна, а другой, прикладывая ухо к другому торцу, слушал. Так Лаэннека посетила мысль о стетоскопе, описание которого, впрочем, было дано им лишь три года спустя в «Трактате о косвенной аускультации».

Уже классикой стал случай, когда английский конструктор-мостовик Самюэль Браун решал задачу по преодолению широкой и глубокой пропасти, то есть при полной невозможности возведения опор моста ни на дне, ни по краям. Инженер вышел на улицу, была осень. К щеке прилипла паутинка. Обладая, несомненно, развитым ассоциативным мышлением, он придумал по аналогии конструкцию висячего моста (Кедров, 1987, С. 90–91). Эту легенду пересказывают масса авторов, в том числе и Г. С. Альтшуллер: «Английский инженер Сэмюэль Браун жил у реки Твид. Однажды, гласит предание, Брауну было поручено построить через реку Твид мост, который отличался бы прочностью и в то же время не был бы слишком дорог. Иначе говоря, Брауну надо было преодолеть техническое противоречие. Как-то, прогуливаясь по своему саду, Браун заметил паутину, протянутую через дорожку. В ту же минуту ему пришла в голову мысль, что подобным образом можно построить и висячий мост на железных цепях».

Ясно, впрочем, что мысль о применении тех же лиан и вьющихся растений для преодоления рек возникла много раньше начала XIX века - в незапамятные времена. А первый висячий мост с металлическими элементами запатентован англичанином Джеймсом Финли и построен в Пенсильвании в 1796 году. Кстати, «…построенный в 1820 г в Англии висячий мост через реку Твид пролетом 110 м стоил примерно в 4 раза дешевле каменного моста такой же длины. В 1826 г. в Англии был открыт Менейский цепной мост, который прослужил около ста лет, имел пролет 177 м при отношении стрелы к пролету 1/12. В этот же период был построен еще ряд мостов во Франции, США и других странах, пролеты которых не превышали 150 м. Таким образом, Менейский мост по величине пролета являлся рекордным до 1834 г…» (Смирнов, 1970). Надо полагать, что Браун решал задачу не пешеходного, а уже будущего железнодорожного моста. Ведь с 1807 года в Британии по рельсам побежали первые поезда.

Физик и математик (по совместительству - фабрикант в области производства бумаги) Жозеф-Мишель и его брат, архитектор Жак-Этьенн Монгольфье прогуливались по склону горы в жаркий день. Отсюда они наблюдали за тем, как поднимаются ввысь из долины - с поверхности озера - водяные пары, образуя туман. Первый воздушный шар братья изготовили как раз из бумаги. Через отверстие снизу они наполнили модель горячими газами, которые были легче воздуха, пока не охлаждались. Тренируясь на такой модели, к 1783 году они подняли на своём монгольфьере в воздух сперва - груз, потом - животных, наконец, и людей.

Газы при нагревании расширяются; поэтому вес нагретого воздуха в шаре меньше веса вытесненного холодного воздуха. Но уменьшение удельного веса сравнительно невелико, при нагревании от нуля до ста градусов по Цельсию - всего 27 процентов.

Поддерживающую силу исхитрился многократно увеличить наблюдавший за этими первыми успехами изобретатель Жак-Александр Сезар Шарль. В том же году он предложил использовать вместо горячего воздуха водород. Удельный вес которого в 14 раз меньше удельного веса воздуха.

Подъём в воздух породил задачу аварийного возвращения на землю, и уже через год Жозеф-Мишель изобрёл парашют (не подозревая о гениальных разработках Леонардо да Винчи веками ранее). Складной парашют изобрёл уже наш соотечественник, сын профессора механики, выпускник военного училища, талантливый драматический актёр Глеб Евгеньевич Котельников в 1910–1911 гг.

«Все изобретатели парашюта шли в то время по одному пути: они располагали парашют в фюзеляже аэроплана и пытались создать надежную систему, способную раскрыть его до того, как пилот покинет кабину. Случай помог Г. Е. Котельникову придумать свой парашют. Однажды он увидел, как знакомая актриса вынула из маленькой сумочки большую восточную шаль из очень тонкого, но плотного шелка. Проведя аналогию (структурную и внешнего вида), Г. Е. Котельников пришел к выводу, что парашют должен быть складным, а изготовлять его следует не из прорезиненного брезента, а из легкого шелка.

А швейцарец Жорж Деместрель придумал застежку „липучку“ после того, как каждый раз после прогулки вытаскивал колючие плоды репейников из густой шерсти своей собаки и. т. д…» (Учимся изобретать, 1997).

«И. Гутенберг пришел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет. Так было положено начало книгопечатанию, открыта „галактика Гуттенберга“, преобразовавшая всю человеческую культуру.

Первая идея Э. Хау, изобретателя швейной машины, состояла в совмещении острия и ушка на одном конце иглы. Как возникла эта идея - неизвестно. Но главное его достижение было в том, что по аналогии с челноком, используемым в ткацких станках, он изготовил шпульку, которая продергивала дополнительную нить через петли, сделанные игольным ушком, и таким образом родился машинный шов.

В. Вестингауз долго бился над проблемой создания тормозов, которые одновременно действовали бы по всей длине поезда. Прочитав случайно в журнале, что на строительстве тоннеля в Швейцарии буровая установка приводится в движение сжатым воздухом, передаваемым от компрессора с помощью длинного шланга, Вестингауз увидел в этом ключ к решению своей проблемы и т. д.» (Ивин, 1986, С. 64).

О том, каким образом возникла мысль об угле в качестве защиты от отравляющих газов, академик Н. Д. Зелинский рассказывал:

«В начале лета 1915 г. в Санитарно-техническом отделе Русского технического общества несколько раз рассматривался вопрос о газовых атаках неприятеля и мерах борьбы с ними. В официальных сообщениях с фронта подробно описывалась обстановка газовых атак, случаи поражения от них и немногочисленные случаи спасения солдат, находившихся на передовых позициях. Сообщалось, что те оставались в живых, кто прибегал к таким простым средствам, как дыхание через тряпку, смоченную водой или уриной, или дыхание через рыхлую землю, плотно касаясь её ртом и носом, или, наконец, спасались те, кто хорошо покрывал голову шинелью и спокойно лежал во время газовой атаки. Эти простые приемы, спасшие от удушения, показывали, что в то время, по крайней мере, концентрация газов в воздухе была хотя и смертельно ядовитой, но всё же незначительной, раз можно было спасти себя такими простыми средствами.

Это последнее обстоятельство произвело на нас большое впечатление, и, обсуждая затем вопрос о возможных мерах борьбы с газовыми атаками, мы решили испробовать и применять также простое средство, действие которого было бы вполне аналогично действию материи солдатской шинели или гумусу почвы. Как в том, так и в другом случае ядовитые вещества не химически связывались, а поглощались, или адсорбировались шерстью и почвой. Такое средство мы думали найти в древесном угле, коэффициент адсорбции которого по отношению к постоянным газам, как это известно, много больший, чем для почвы».

Из книги Ракетные двигатели автора Гильзин Карл Александрович

1. ЧТО ТАКОЕ ПРЯМАЯ РЕАКЦИЯ Метро, а потом полчаса езды троллейбусом по автомагистрали Москва-Ленинград - и вы у одного из любимых мест отдыха москвичей - Химкинского водохранилища, начального пункта канала имени Москвы.Особенно оживленно здесь в пригожий летний

Из книги Инженерная эвристика автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Аналогия личная. Эмпатия В середине XVII века среди азартных игроков Франции был известен шевалье де Маре. Вероятно, зная об успехах Блеза Паскаля (1623–1662) на нивах счёта - свою первую счётную машину Паскаль изобрёл в девятнадцатилетнем возрасте - этот кавалер в ходе их

Из книги автора

Фантастическая и/или мифологическая аналогия В подходе к методологии исследования традиционной культуры выявлены три основных типа мышления: мифологическое, религиозное и научное. В чистом виде ни один из этих типов в современном обществе не присутствует. В каждом

Из книги автора

Аналогия символическая Несмотря на то, что она весьма напоминает нам прямую аналогию (как то, например: рыцарский доспех - кираса - бронежилет), отличие состоит в том, что здесь предельно абстрактные, но в то же время главные, свойства одного объекта (символического

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами - символами звуков; количество – цифрами и т.д.1

Графическая аналогия2

Графическая аналогия - это умение обозначить каким–либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки.

Графической аналогией детей подводят к понятию – приему «свертывание» - умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его находить графическую аналогию самостоятельно.

Начинать следует с самого простого – поиграть с детьми в игру «Что в круге?». Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?»

NB – не располагайте фигуры в круге так, чтобы получившееся изображение было похоже на изображение лица (этот образ у детей возникает сразу, и уйти от него трудно).

Не спрашивайте про большой круг сразу: «Что это?», - так как дети тут же проводят аналогию по внешнему виду, отвечая так: «Колбаса, сыр…».

Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «Нет. Это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.



Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее можно «поиграть» линией. Читая детям какое–либо произведение, предложите им быстро нарисовать образ героя, сначала полуреальный, выделив в герое самое главное (Например: девица-красавица – солнышко, Иванушка – только улыбка…). Необходимо на изображение давать определенное время – это может быть небольшая пауза в чтении, можно договориться с детьми так: они рисуют, пока взрослый дочитывает предложение до конца. Это нужно для того, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

Далее подумайте с детьми, как можно нарисовать портрет одной линией? Предложите им попробовать почувствовать некий характер через собственные движения: встал, прямой, как струна, застыл – какой ты сейчас? Твердый, крепкий, сильный, стойкий, ровный… А у Хаврошечки мягкий характер, какая линия будет? (волнистая) и т.д.

Поработав так до тех пор, пока дети не освоят разные начертания линий-характеров, можно предложить им нарисовать ваш «портрет», «портрет» товарища, соседа, мамы…

Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, можно предложить им составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действия последовательно) и один цветной карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).

Читая или рассказывая сказку, предложите детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели готовы, предложите детям рассмотреть рисунки – записи, обратите внимание на то, что сказка одна, а рисунки – записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто другой прочитать не может. Предложите детям «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи», или по «записи» товарища. Сколько детей – столько сказок. Можно сочинять сказку всей группой или дома с родителями.

Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть совершенно на них не похожи (другая ситуация, другие герои, другие взаимоотношения между ними).

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

Дети, умеющие пользоваться моделями, быстрее осваивают азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большее значение.

Задания:

1. Подберите литературных героев с яркими запоминающимися образами. Обозначьте их линией. Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного персонажа и характером линии, которой вы его обозначили.

2. С помощью линии нарисуйте «портрет» вашего друга, коллеги, начальника (тема по выбору студента). Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного вами человека и характером линии, которой вы его обозначили.

3. Составьте модель сказки (сказка по выбору студента). Рассмотрите рисунки – записи и сочините по ним новые сказки-рассказы.

4. Подумайте, в каких видах деятельности дошкольников и как можно использовать графическую аналогию. Проиллюстрируйте свой ответ наглядными примерами.

Словесная символическая аналогия 1

Словесная символическая аналогия позволяет словам–символам кратко передать содержание или смысл.

Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например:

По-жила!

Пришла. Поиграла. Подралась. Поела. Послушала. Почесалась. Порисовала. Помогла. Погуляла. Поела. Помучилась. Проснулась. Поиграла. Почесалась. Попрыгала. Поела. Погуляла. Пошла. Пришла. По… нет, отмучилась!

Можно, передавая содержание произведения, героев и действия обозначать символическими нереальными словами. Например:

Финяфа

Л. Петрушевская

Финяфа фия за фифками в малюсеньком тонике. Рядом тявки масюсенькие ибочки. Кап-кап капусник. Ибочки так тявали, тявали и вытявалися выше темка. Финяфа целый день якалась, что у нее екая – маекая крыша из ибочки. Пусть теперь капает капусник, тоник не прокапает. А под иякими ибочками финяфа поставила солик со суликами и пьет сик с чаеками. А чаеки пьют сик с пикими и финяфу хвалюкают.

При сочинении таких «произведений» надо придерживаться правила: если вначале, каким–либо символом обозначили персонаж или действие, менять его нельзя, иначе дети составят просто набор слов, «потеряв» содержание. На начальном этапе воспитатель предлагает детям слова–символы, потом они находят символы самостоятельно. Кроме того, не гонитесь за «длинными» произведениями – достаточно нескольких предложений. Используйте детские «произведения» в играх драматизациях: детям нравится произносить незнакомые или придуманные самими слова, их всегда можно по ходу поменять, и не надо ничего заучивать и репетировать.

Дети очень любят сочинять «абракадабрские» стихи, заменяя реальные слова собственными, выдуманными. Необходимо только объяснить детям: чтобы стихи что-то описывали, надо согласовывать слова в предложении, не менять имена собственные, а одинаковые действия обозначать одними словами – аналогами. Сочиняя стихи на знакомые рифму и ритм, дети осваивают ритмику стихосложения. Например, на стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет»:

Файна Няфа морко тичет:

Поришара в кушке чичик.

Ша-ши, Няфочка, не тич,

Не каюкнет в кушке чич!

Можно придумывать стихи с максимальным использованием изучаемых букв или слогов. Например, по колыбельной «Баю-баюшки-баю»:

Мау – маушки – мау,

Му матуся на мую.

Ми миусенький мусет,

Мо моукнет и мисет.

Задания:

1. Используя слова - символы составьте краткий текст – рассказ на тему: в библиотеке, поездка на автобусе в час-пик, экзамен, лекция, на работе, разговор с заведующей детского сада (тема по выбору студента).

2. Пользуясь символическими нереальными словами, составьте рассказ.

3. Заменяя реальные слова выдуманными, сочинить «абракадабрские» стихи (стих – основа по выбору студента).

4. Придумайте стихи с максимальным использованием каких-либо букв или слогов (буквы и слоги по выбору студента).

5. Прочитайте громко в слух с выражением

А.Пушкин С.Есенин С.Есенин

17 30 48 14 126 14 170! 16 39

140 10 01 132 17 43 514 700 142

126 138 16 42 511 612 349

140 3 501 704 83 17 114 02

В.Маяковский А.Барто А. Барто

2 46 38 1 2 15 42 35 06 07

116 14 20! 42 15 6 07 17

15 14 21 37 08 5 45 3 26

14 0 17 20, 20, 20. 20, 20, 20.

6. Сочините стихи, используя вместо слов цифры.

Символическая аналогия

Символическая аналогия – это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде. Такая техника работает лучше всего, когда вы полностью диссоциируетесь от ярлыков и слов и просто создаете мысленные картины проблемы.

Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы – это замкнутые цепочки или кольца. Открытие стало прямым результатом техники, при которой он визуализировал змей, глотающих свои хвосты.

Чтобы опробовать эту технику, закройте глаза и нарисуйте задачу или проблему в своем сознании. Заблокируйте сформулированные в словах мысли (это можно сделать, повторяя простое слово типа «ом» до тех пор, пока оно не станет бессмысленным). Возникающие при этом визуальные идеи позже могут быть выражены вербально, нарисованы или записаны.

Группа инженеров использовала символические аналогии, чтобы изобрести компактный домкрат, который удлиняется приблизительно на метр и может выдержать до пяти тонн. Среди продуцированных группой умственных образов были:

Индийский фокус с веревкой, в котором веревка сначала смотанная и мягкая, а когда ее разматывают, становится твердой;

Гидравлический принцип эрекции полового члена;

Измерение стальной рулеткой;

Велосипедная цепь с гибкими звеньями, твердеющая при натяжении.

Эти образы были объединены, чтобы создать концепцию, на которой в конечном счете была основана конструкция компактного домкрата.

Попробуйте сделать следующее. Вообразите, что ваша задача – создать уникальный дизайн дорожных знаков, показывающих главные перекрестки в поселке. Изобразите дорожные знаки как свою тему. Повторяйте простое слово, чтобы заблокировать вербальные мысли. Запишите свою визуализацию.

Что у вас получилось?

Среди образов и ассоциаций, пришедших мне в голову, были следующие:

Образ ориентиров. Люди используют ориентиры, чтобы определить местонахождение объектов. Ассоциация: подумайте о знаке как художественном ориентире.

Образ охотничьих собак . Собаки помогают охотникам, указывая на добычу. Ассоциация: используйте в качестве знака контур животного.

Цвета. Чтобы обозначить направление, люди используют цвета («поверните направо у красного дома»). Ассоциация: используйте разные яркие цвета для обозначения главных и второстепенных перекрестков.

Эти образы и ассоциации позволяют развить уникальную идею дизайна: отметьте главные перекрестки гигантскими металлическими животными (возможно, лошадь, бык и волк), которые будут одновременно выполнять функцию произведений искусства и ориентиров.

Отметьте второстепенные перекрестки металлическими птицами (кукушка, сова, сойка). Покрасьте знаки в яркие цвета, например ярко-розовый, желтый и бирюзовый. («Поворачивайте налево у синей лошади и направо у розовой совы».)

Перед продавцом встала задача заставить аптекарей выставить детский лосьон одновременно в отделах товаров для детей и для взрослых. Он вызвал умственный образ бриллиантового кольца, спрятанного за склянкой с аспирином, и на основе его интерпретации создал эффективную коммерческую рекламу.

Идея : продавец построил всю кампанию вокруг понятия «скрытые выгоды». Все способы, которыми можно было бы заработать деньги, выставив детский лосьон во взрослом отделе, он перечислил мелким шрифтом на памятке и приложил к ней небольшую лупу. Этот рекламный трюк был одним из самых успешных способов продвижения товара в истории компании.

Представьте символические аналогии как воображаемые грибовидные облака (ничего не уничтожающие, ничего не созидающие), поднимающиеся из заблокированного сознания. Именно ваша точная интерпретация этих облаков придает им смысл и значение.

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Из книги Исцеление мыслью автора Васютин Васютин

Символическая архивация. В процессе формирования психики ребенок начинает захлебываться в огромном потоке информации, которая ежесекундно поступает в его мозг. И вполне определенно можно сказать, что был найден лучший выход для того, чтобы не утонуть в ней. Мозг стал

Из книги Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно автора Микалко Майкл

Прямая аналогия

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Фантастическая аналогия Эта техника заключается в использовании воображения без связи с окружающей реальностью. Для начала следует представить ситуацию, которая позволит найти лучшее решение проблемы. Фантастическая аналогия позволяет объединять слова, понятия

Познакомимся с очень непростой, но зато и очень эффективной методикой со странно звучащим названием «синектика», что с греческого можно перевести как «соединение несовместимого».

Редакция сайта продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей. В прошлых публикациях мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет накачать «мышцу креативности», как избавляться от «мусорных» мыслей, рассматривали метод фокальных объектов, а также узнавали, как создать собственный «ящик идей» и генерировать идеи с помощью нуля и бесконечности.

Сегодня мы познакомимся с очень непростой, но зато и очень эффективной методикой со странно звучащим названием «синектика». Историю синектики (с греческого можно перевести как «соединение несовместимого») одни авторы начинают с середины 1940-х годов, когда американский исследователь и изобретатель Уильям Гордон занялся изучением процессов творчества, другие – с начала 1950-х, когда была создана первая синектическая группа, а третьи – с выхода в 1961 году книги Гордона «Синектика: развитие творческого воображения».

За долгие десятилетия своего существования синектика и развивалась, и одновременно … упрощалась, становясь доступнее для понимания и использования. Даже состав основных этапов со временем претерпел изменения. К тому же и сегодня это довольно сложная система, так что не удивляйтесь, если обнаружите, что в различных популярных статьях метод описывается по-разному (иногда вообще возникает ощущение, что речь идет о каких-то разных вещах): это все тот же слон, только один начинает рассказывать о нем с хвоста, а другой – с хобота. Но в любой интерпретации в синектике присутствует нечто, отличающее ее от всех прочих: два основных синектических оператора и четыре вида аналогий.

Операторы

Операторы синектики – это «превращение незнакомого в знакомое» и «превращение знакомого в незнакомое».

Первый оператор отражает вполне привычный нам способ решения проблем. Допустим, вы сталкиваетесь с чем-то на первый взгляд неразрешимым. А потом вам удается этого «монстра» разбить на несколько подзадач, в отношении каждой из которых вы можете сказать: «О! Так это ж просто задача из такой-то области!». И, например, оказывается, что «неразрешимая» непривычная проблема удовлетворить требования нового очень капризного (но очень выгодного и перспективного!) заказчика – это всего лишь совокупность совершенно нестрашных задач из сфер логистики, управления персоналом, информационного обеспечения бизнеса и поддержания отношений с клиентами.

Хоть прием декомпозиции и позволяет решить многие задачи, действительно интересную проблему одним им не взломаешь. Вы можете получить вроде как вполне ясную подзадачу – но которую не будете знать, как решить (или вообще или с учетом конкретных нюансов и ограничений, продиктованных ситуацией).

И тогда приходится обращаться ко второму оператору и превращать знакомое (но нерешаемое) в нечто иное, позволяющее буквально взглянуть на проблему другими глазами. Для этого в синектике служит механизм аналогий или метафор. Всего в синектике присутствует четыре вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Прямая аналогия

Это один из самых «распиаренных» путей к изобретениям и прочим творческим озарениям. По крайней мере, согласно распространенным версиям, самозатачивающиеся инструменты появились как подражание устройству зубов грызунов, «соавтором» кесонного метода строительства подводных сооружений является червь-древоточец, а поведение преодолевающих препятствие муравьев подсказало идею сцепки танков для пересечения противотанковых рвов. И таких примеров – множество.

Механизм прямой аналогии подразумевает поиск уже когда-то и где-то решенных задач, в чем-то схожих с той, что поставила вас в тупик. И вторым шагом – попытку применить к вашей задаче принцип найденного решения. Иногда все оказывается до смешного просто, когда решение находится практически в той же области, что и исходная задача. Так, американский изобретатель Даг Холл получил как-то от известной фирмы заказ на разработку технологии приготовления нового напитка – холодного чая. «Чего тут мудрить!», – решил изобретатель и просто воспроизвел в привычный ежедневный процесс заварки, но в гораздо более крупных размерах – самый большой в мире «чайный пакетик» опускается в гигантский «стакан» с кипятком.

Личная аналогия

Как известно, теория относительности появилась, в том числе, и благодаря привычке Эйнштейна путешествовать верхом на световом луче и время от времени даже превращаться в сам световой луч (понятно, что все это гениальный физик делал только в своем воображении). Вообразить себя частью проблемы или конструируемого решения, участником изучаемого процесса, осознать свои ощущения и действия при этом – это и есть личная аналогия.

Например, в сфере бизнеса миллионы неиспользованных возможностей ждут, чтобы кто-то вообразил себя чем-то несусветным: допустим, багажом, отправленной посылкой или сданной в ремонт стиральной машинкой. Не говоря уже о таких тривиальных вещах, как представить себя на месте покупателя, постояльца или пассажира.

Символическая аналогия

Этот вид аналогии к тому же и помогает открыть в вас поэта. Задача – дать яркое определение проблемы (ключевого объекта, процесса и т.д.) буквально в двух словах. При этом желательно, чтобы эти слова по смыслу плохо соответствовали друг другу, в идеале – наличие прямого противоречия. Такого рода аналогии называют еще «название книги».

Например, как вы думаете, «запрограммированная неожиданность» – это о чем? Правильно – о сути страхового бизнеса. Или вот еще ряд аналогий: «яркая обыденность», «чистоплотная замарашка», «необязательная необходимость», «сухое умывание», «шершавая нежность», «бросовая ценность», «дешевая изысканность». Это часть «названий книги», некогда рожденных синектической группой, работавшей над созданием новых бумажных салфеток.

Одна из целей символической аналогии – проявить скрытый в чем-то привычном конфликт, составляющий в то же время самую суть явления. Если мы ясно видим ключевое противоречие, мы уже видим и путь, на котором следует искать решение. Одно дело - создать какую-то непонятно какую салфетку, которая пользовалась бы успехом у потребителей. И совсем другое – если нужна «шершавая нежность» или «сухое умывание». Мы просто ищем технологии, способные воплотить это в жизнь. Также краткая и метафоричная формулировка должна помочь запустить какие-то иные цепочки ассоциаций.

Мы не знаем, как именно на самом деле появилась идея «оконного интерфейса», реализованная в компьютере Макинтош, а после повторенная в Windows. Но если бы в те времена над созданием интерфейса работал синектик, он вполне мог бы прийти к следующей символической аналогии для монитора: «непрозрачное окно». А там уже и до «окон» рукой подать.

Фантастическая аналогия

Этот вид аналогии предполагает помещение задачи в какой-то «нереальный» контекст или введение в нее фантастических средств или персонажей. Как бы эта задача решалась, если бы у вас было устройство антигравитации? Или поставим вопрос иначе: какое чудо техники далекого будущего вам нужно, чтобы ваша задача решалась легко? Или если бы у вас была волшебная палочка, то что именно она бы сделала?

Что касается персонажей, то можете задаться вопросом: а как бы в этой ситуации выкручивались Баба Яга или Змей Горыныч? Другими словами, вы освобождаетесь от гнета реальности, от всех «невозможно» и «не получится», и находите несколько фантастических решений проблемы. А потом смотрите – какое из них можно из мира фантазий перенести в реальный мир.