Болезни Военный билет Призыв

Коллективное мышление. Последствия группового мышления

Педагогические науки/5.Современные методы преподавания

К.х.н., Телеш А.Д., к.т.н., Блохина В.Б., к.п.н., Борисова А.А.

Таганрогский политехнический институт – филиал ДГТУ

К вопросу о роли и месте виртуального химического эксперимента в образовательном процессе

В настоящее время получила распространение концепция непрерывного образования, основанная, в частности, на связке «среднее специальное учебное заведение (техникум, колледж)» – «высшее учебное заведение». Это позволило акцентировать внимание на дисциплинах профессионального цикла, достичь по ним более высокого уровня подготовки. Однако при этом уровень остаточных знаний по дисциплинам естественнонаучного цикла у студентов 1-го курса вуза весьма низок, что связано с временным разрывом (3-4 года) при изучении дисциплин данного цикла в колледже и вузе. Вследствие тенденции сокращения объёма аудиторных занятий количество учебных часов по дисциплинам цикла ЕН неуклонно снижается. В тоже время, все актуальней становится принцип учета индивидуальных особенностей как аудитории слушателей в целом, так и каждого студента. Поэтому задача формирования требуемых компетенций весьма актуальна.

Одним из направлений интенсификации учебного процесса считается организация виртуального практикума по естественным дисциплинам, в том числе по химии .

Можно выделить три направления организации виртуального практикума:

Локальные виртуальные лаборатории – программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты на ПК;

Видео эксперимент – видеофильмы с подробной демонстрацией проведения опытов в реальном времени. При этом возможна фиксация наблюдателем некоторых количественных параметров, например, температуры, давления, времени и т.д.;

Лаборатории с удаленным доступом – реальные лабораторные установки с программно-аппаратным обеспечением для дистанционного управления ими и средства коммуникации, позволяющие получить результаты эксперимента в цифровой форме, например, через сеть Internet .

В настоящий момент достаточно широко в образовательной деятельности используются только первые два типа виртуального практикума.

Анализ опыта работы преподавателей общеобразовательных школ и вузов позволил выделить следующие положительные стороны такой организации лабораторной деятельности обучающихся:

Относительная дешевизна виртуального практикума по сравнению с затратами на организацию и обеспечение реальной учебной лаборатории;

Универсальность оборудования – одни и те же компьютеры можно использовать для проведения работ по разным дисциплинам;

Моделирование реакций и физико-химических процессов, проведение которых в учебной лаборатории невозможно или затруднено;

Безопасность;

Экономия времени и ресурсов;

Возможность использования в дистанционном обучении;

Широкое распространение информационных технологий в повседневной жизни, что облегчает освоение виртуального практикума обучающимися.

Об опыте применения виртуального химического практикума в вузах сведений относительно немного . Для нас практически важно было оценить и проанализировать возможность широкого применения виртуального практикума в вузе машиностроительного профиля. Практика показывает, что есть чёткие и мощные тенденции, направленные на постепенное вытеснение реального практикума и его замене на виртуальный химический эксперимент.

Однако при этом возникает ряд серьезных аргументов, ставящих под сомнение целесообразность широкого внедрения виртуального практикума в программу вузовской подготовки. В частности:

Существующие пакеты программ для проведения виртуальных работ по химии, адаптированы под нужды общеобразовательной школы – программы созданы с учетом возрастных особенностей обучающихся и поэтому в значительной степени носят игровой характер с упором на качественное, а не количественное наблюдение и оценку получаемых результатов. Поэтому некоторые вузы вынуждены самостоятельно разрабатывать виртуальные лаборатории под свои потребности, затрачивая значительные ресурсы ;

В большинстве виртуальных лабораторий проводимые эксперименты слишком схематичны – наблюдаемые эффекты мало похожи на то, что можно наблюдать на практике. На наш взгляд наиболее близка к реальности виртуальная химическая лаборатория Chemist v.3.0.1. Однако для использования в образовательных учреждениях она малопригодна, т.к. создана под ОС Android 2.2 для мобильных устройств. К тому же не существует русифицированной версии программы;

В большинстве виртуальных лабораторий количество возможных реакций сильно ограничено, а те которые предусмотрены, как правило, не требуют сложного оборудования или малодоступных реактивов. Поэтому их вполне можно провести в реальном эксперименте, что, безусловно, предпочтительней;

Техника работы с виртуальной посудой, реактивами, приборами принципиально отличается от работы с реальным оборудованием – «перетаскивание» виртуальных объектов с помощью «мыши» не отражает и в принципе не может заменить работы руками с реальной посудой, реактивами.

Названные проблемы сильно снижают ценность виртуального практикума. Полагаем, что ему можно отвести лишь, вспомогательную роль, например, при предварительном ознакомлении с порядком выполнения лабораторного эксперимента, при повторении пройденного материала, при домашней самоподготовке – когда выполнить реальный опыт невозможно.

Чрезмерное увлечение подобными технологиями скорее приносят вред, чем пользу, т.к. они не формируют реальные навыки эксперимента, умение работать с химической посудой, реактивами, создают иллюзию знакомства с лабораторным практикумом, препятствуют глубокому пониманию сущности протекающих реакций.

Тем не менее, объективные тенденции, обусловленные стремлением к снижению затрат, сокращению аудиторных часов, «оптимизации» учебного процесса заставляют искать и другие формы проведения лабораторных занятий. На наш взгляд, большую помощь в этом могут оказать видео опыты. Очевидно, что здесь обучающиеся также напрямую не соприкасаются с лабораторным оборудованием. Однако они наблюдают реальные приёмы выполнения опыта, протекающие эффекты. При правильной организации, подготовке и съёмке таких экспериментальных работ возможно проведение количественных наблюдений (снятие показаний температуры, фиксация продолжительности протекания реакций и т.д.) с последующей их обработкой – проведением количественных расчётов, построением графиков, оценкой погрешности измерений. Подобный прием особенно оправдан там, где много времени занимают подготовительные операции, например, при изучении кинетики химических реакций.

Литература:

1. Морозов М.Н., Цвирко В.Э. Электронные образовательные ресурсы нового поколения по химии. – Образовательные технологии и общество , вып. № 1, т. 12, 2009, с. 298-309.

2. Князева Е. М. Лабораторные работы нового поколения – Фундаментальные исследования, 2012. ч. 3, № 6, с. 587 - 590.

3. Алексеев В.В., Гавронская Ю.Ю. Виртуальные лабораторные работы в интерактивном обучении физической химии. – Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена , 2014, вып. № 168, с. 79-84.

4. Оксенчук В. В., Бабинцева Е. И., Декунова Н. А., Гавронская Ю. Ю. Создание виртуальных лабораторных работ по химии – Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сб. научных статей. СПб.: Лема, 2014, с. 236-241.

1

2. Кенже А., Нурмаханова Д., Некоторые проблемы организации дистанционного обучения химии // Межд.студ.науч.вестник, Москва. – 2015. – № 5. – С. 330-331.

3. Beknazarova A.B., Nurmahanova D.E., Kenzhe A.B., Meiirova G.I. The stages of devolepment of distance learning in Kazakhstan // Science and Education. Materials of the X international research and practice conf. (Munich, December 9-12, 2015), – Munich, 2015. – P. 81-86.

4. Карпенко О.М., Фокина В.Н., В.А. Басов, А.Н. Васьковский. Особенности реализации инновационных видов занятий в учебном процессе Современной гуманитарной академии на базе программного комплекса «Вебинар»// Дист.вирт.обуч. – 2015. – № 6. – С. 46-62.

5. Стародубцев В.А. Сетевые сервисы в дистанционном инженерном образовании / В.А. Стародубцев, О.Б. Шамина //Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 11. – С. 17 – 22.

6. Третьяк Т.М. Web-сервис Comdi: использование в образовании / Т.М. Третьяк, Д.С. Скрипников, С.В. Кривенков // Школ.технол. – 2011. – № 6. – С. 100-114.

7. Нагаева И.А. Виртуальное образовательное пространство вуза как эффективная форма организации педагогического процесса. / Межвуз. Сб. науч.тр. «Инновационные технологии». – 2012. – Т. 5 – С. 160 – 165.

8. Нурмаханова Д.Е., Бекназарова А.Б., Мейірова Г. Методические основы организации дистанционного обучения при изучении химии // Вест. КазНПУ, сер.ест.геогр. Алматы. – 2015. – № 4. – С. 87-93.

9. Татенов А.М. Виртуальные лабораторные работы: хромосомная и теплофизическая лаборатория / XII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2012»). Ростов, 15–16 ноября 2012 года. URL: http://ito.edu.ru/2002/II/1/II-1-1261.html. (дата обращения: 20.06.2016).

10. Гавронская Ю.Ю., Алексеев В.В. Виртуальные лабораторные работы в интерактивном обучении физической химии // Изв.РГПУ А.И. Герцена. – 2014. – № 168. – С. 79–84

11. Князева Е.М. Лабораторные работы нового поколения // Фунд. Иссл. – 2012. – № 6. – С. 587–591.

12. Ибрашева Р.К., Сулейменова М.Ш., Алмабеков О.А., Виртуальная лаборатория – как средство активизации учебного процесса /Мат.межд. научно-практ.конф.«Инновационное развитие пищевой, легкой промышленности и индустрии гостеприимства» (Алматы, 16-17 октябрь, 2014). – Алматы, 2014. – С. 309-312.

13. Бородина Н.В., Щестакова Т.В. Модель организации и проведения лабораторного практикума в дистанционном обучении//Образование и наука, – 2006. – № 4. – С. 52-62.

В статье рассмотрены методы организации учебного процесса дистанционного обучения (ДО) химии в педагогических вузах, изучены особенности разработки сетевых практических занятии: вебинара и виртуальных лабораторных работ по органической химии. Проанализированы научные работы по виртуальным курсам химии, программы на основе которых можно организовать занятия в сети в чатах, форумах.

Разработаны адаптированные методики организации вебинара и виртуальной лаборатории по отдельным темам алифатических соединений, апробированы на учебном процессе педагогических университетов. Полученные результаты показывают заинтересованность и психологическую готовность студентов к сетевым интерактивным практикумам по химии. Итоги исследовательской работы оформлены в виде методических указаний по организации электронных практикумов по органической химии педагогических вузов и предложены для использования в вариантах комбинирования с традиционными методами обучения и для эффективной организации самостоятельных работ студентов. Разработанная методика может быть применена также при организации ДО вузовского курса химии. Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы магистранта и докторанта PhD.

Международная комисия ООН по проблемам образования, науки и культуры предлагает два основных принципа современного обучения: «образование для всех» и «обучение всю жизнь». Лидирующую роль здесь может играть дистанционное обучение, основанное на передовых достижениях технологии. В соответствий с принципом гуманизации учебного процесса Болонской деклараций дистанционное образование, использующее современное информационно-коммуникационые технологии позволяет качественно обучить новое поколение педагогов с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого.

Общепризнано, что СДО на данный момент является наиболее выгодной технологией образовательного процесса, позволяющая решить актуальную проблему образовательной системы - обеспечение качественного и доступного обучения для всех желающих. Это одна из главных целей развития СДО . Наряду с этим, хочется отметить, что ДО один из современных эффективных инновационных методов при изучении химии в вузах, формирований коммуникативных компетенции студентов, подготовке высокообразованных, квалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

При изучении и анализе фактов по развитию процесса дистанционного обучения в Казахстане, обзоре работ иследователей-педагогов мы обратили внимание на недостаточность опыта использования технологии ДО в образовательных учреждениях, несистематизированность имеющихся данных по применению ИКТ и разнохарактерность результатов экспериментов по научно-педагогическому исследованию их .

Исходя из этого мы поставили цель исследовать имеющиеся методики по ДО в вузах, в том числе по химии, и на их основе разработать методику ДО органической химии адаптированной для педагогических университетов. Изучили доступные методы организации сетевых практических занятий химии, анализировали методические основы создания электронных учебных материалов для таких целей.

В первую очередь, мы обратились к опытам организации сетевых семинарских занятий, поскольку при интерактивном обучений граница между лекционными и практическими занятиями несколько нивелируются. В зависимости от подготовленности аудиторий или сложности изучаемого нового материала одну и ту же тему можно изучать в виде интерактивного семинара или лекции.

Термин вебинар, по другому on-line семинар, впервые официально зарегистрирован как товарный знак в США в 1988 году. В начальный период развития сети интернет еще использовалось понятие «веб-конференция», означавшее способ организаций связи в виде чатов и форумов в асинхронном и синхронном режиме .

На вебинарах используются все виды традиционных учебников и справочников, дидактических материалов, в том числе их электронные варианты. Так же широко применяются аудио, видео материалы, электронные учебники и учебные пособия, специальные компьютерные программы. Для организации веб-семинара разработаны различные площадки, например, бесплатные программы BigBlueButton и OpenMeetings, мecceнджepы Microsoft Lync и Skype, pоссийский продукт Comdi, система для вeбинapов WebEx Cisco и др. Из расмотренных для эксперимента выбрали программу www.webinar.ru, как доступную и бесплатную площадку с удобным интерфейсом .

Во время педагогического эксперимента испытаны основные возможности предоставляемые программной площадкой www.webinar.ru, в частности работа с текстовым форумом. При подготовке вебинара были разработаны учебные материалы по отдельным темам органической химии в интерактивной форме, занятия проводились в on-line и of-line режиме. В ходе исследования выявлено, что данная программа студентами воспринимается легко, трафик доставки пакета учебных материалов студентам достаточно высокая, а также удобна для организации обратной связи.

Следующая использованная нами для испытания программа-методика организации вeб-ceминaра FastStone Capture предоставляет возможность записи (протоколирования) занятия. Студенты отметили это как преимущество, так как дает возможность работы над ошибками, повторного просмотра и тренинга.

Анализируя научные публикации мы решили использовать 3-уровневую схему организаций вебинара, одобренную большинством педагогов-исследователей . По данной методике сетевой семинар состоит из следующих этапов: подготовительный; проведение самого вебинара; заключительный период. Для педагогического эксперимента нами были разработаны cубмaнифecт дисциплины «Оpгaническая химия. Aлифaтические соединения», состоящий из мoдулей-юнитов, на основе выбранной схемы проекты вебинара по отдельным темам для студентов специальности 5В011200-Xимия.

В модульных образовательных программах, разработанных по кредитной технологии принятой в казахстанских вузах, значительно сокращены контактные часы обучения. В связи с этим возникла необходимость усовершенствования практических занятий, а при изучений химии, в первую очередь, лабораторных практикумов. В дальнейшем нами составлена методика организации виртуальных лабораторных занятий по органической химии для студентов 2-курса педагогической специальности 5В011200-Xимия. Поставлена цель комбинирования традиционных форм демонстрационных экспериментов с различными видами виртуальных работ.

Задача сетевых лабораторных занятий, в нашем рассмотрений, подготовка обучающихся к выполнению отдельных химических экспериментов в реальных условиях. Виртуальные лабораторные работы позволяют активно использовать ИКТ, применять интерактивные методы организации занятия, разные формы изучения и освоения закономерностей химических взаимодействий. Немаловажно, что большая часть виртуальных экспериментов можно выполнять самостоятельно в любое удобное для обучающегося время, тем самым мотивировать студента освоить новые инновационные технологий согласно современному образовательному стандарту.

В работе дается следующее определение виртуальной лабораторий -как интегрированной информационной системы состоящей из учебных, учебно-методических, экспериментальных, справочных, а также контролирующих и тестирующих материалов. Существуют виртуальные лаборатории для вузов по неорганической, общей и органической химии: Chemlab, Crocodile Chemistry 605, Virtual Chemistry Laboratory, Dartmouth ChemLab. Есть данные о разработанных на их основе виртуальных лабораторных работах некоторых вузов, в том числе ряда российских .

Основная ценность виртуальных лаборатории в содержательности, а удобная навигация, красочность, скорость загрузки и другие опции являются дополнительными элементами. На основе одного электронного юнита/модуля лабораторных работ можно разработать разнообразные интерактивные модели изучения химической реальности считают авторы .

Основной алгоритм разработки виртуальных лабораторных работ: определение цели и выбор имитаторов, коррекция цели; постановка содержательного и дидактического задач; составление сценария, апробация и сопоставление результатов с реальными, редактирование сценария. Преимущества и недостатки организации виртуальных лабораторий обсуждены в ряде работ .

На основе вышеприведенных исследований нами были разработаны сценарий виртуальных интерактивных лабораторных работ по дисциплине «Оpгaническая химия. Aлифaтические соединения» для студентов специальности 5В011200-Xимия. После контактной и дистанционной апробации был скорректирован и составлен проект методических разработок по виртуальному лабораторному практикуму данного раздела органической химии для педагогических университетов.

Например, сценарий лабораторных работ по темам «Алкины», «Спирты» включают теоретическую часть в интерактивной форме, вопросы и тесты для самопроверки; экспериментальная часть состоит из расчетных задач, моделирования исходных и конечных веществ, прогнозирования вероятности взаимодействия. Дополнены анимационными и видео экспериментами. Заключительная часть выполняется записью расчетов, наблюдений и выводов, заполнением подготовленых таблиц.

Мнение студентов участвующих в педагогическом эксперименте о предложенных формах организации виртуальных лабораторных работ были определены после каждого занятия во время обратной связи. Например, при изучений спиртов 34 % студентов наиболее информативным посчитали электронные задания для самопроверки, моделирование веществ и процесса; 33 % - анимационные опыты по качественному анализу; оставшиеся 33 % - видеодемонстрацию опытов по химически свойствам. Примерно равномерное распределение предпочтений студентов показывают, что предложенные формы виртуальных экспериментов по органической химии достаточно информативны и взаимно дополняют друг друга.

К концу семестра было проведено анкетирование студентов участвовавших в эксперименте по оценке эффективности применения виртуальных практических занятий по изучаемому разделу органической химии. Результат опроса показал, что большинство студентов (72,15 %) поддерживают электронную подачу учебного материала в виде гипертекста, легко воспринимают виртуальную форму изучения структуры и свойств органических веществ.

По ходу эксперимента были анкетированы студенты и магистранты химических специальностей двух педагогических вузов г. Алматы с целью выявления их уровня информированности о формах организации и применения дистанционного обучения в целом и в частности, при изучении химических дисциплин. Участвовали в опросе 79 человек, из них 41 студенты 1-4 курсов и 18 магистранты Казахского национального педагогического университета, 20 студенты 2-курса Казахского государственного женского педагогического университета.

Результаты анкетирования показали, что в целом студенты хорошо воспринимают и поддерживают дистанционную форму обучения. Например, на вопрос о достоинствах ДО ответили: возможность использования современных ИКТ - 57 %; исключение психологических затруднений при сдаче экзаменов - 51 %; развитие творческих подходов и способности к самостоятельной работе обучающихся - 51 % и т.д.

На вопрос о целесообразности введения ДО: 60 % студентов считают, что при сетевом обучении возможно получить качественное образование, 50 % - положительно отнеслись введению различных форм виртуального обучения. На следующий вопрос «Какая форма обучения для вас более премлимо?»: 36 % поддержали форму применения элементов ДО при традиционном обучений; 18 % - дистанционное обучение; 46 % - выбрали дневную форму обучения. Интересное наблюдение, большинство студентов обоих университетов заинтересовались возможностью сочетания разных форм обучения, а магистранты преимущественно выбрали ДО.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучения посредством создания целостной информационной системы образовательного процесса способствует повышению уровня знаний студентов. Во вторых открывает доступ к мировому информационному пространству, повышает научную и творческую заинтересованность обучающихся, способствует подготовке квалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Результаты исследования показывают готовность и заинтересованность студентов применению ИКТ и ДОТ в образовательном процессе системы школа-вуз. Предложенная нами методика организации обучения химии в виртуальном пространстве будет полезным в этом русле.

Библиографическая ссылка

Нурмаханова Д.Е, Бекназарова А.Б., Мейирова Г. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ ПО ХИМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 127-130;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10463 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Коллективное мышление - Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.

Некоторые специалисты сам термин «коллективное мышление» рассматривают как метафору: будто бы есть коллектив, которые можно рассматривать как живое существо, и этот коллектив-существо «думает». Но тогда не очень понятным является то, за счет чего именно достигаются интеллектуальные прорывы – они же не могут возникнуть лишь вследствие использования метафоры.

На самом деле, конечно, тут дело состоит не столько в метафоре, сколько в том, что в процессы мышления отдельных субъектов активно включаются социально-коммуникативные элементы. Субъект начинает думать не только о предмете рассуждения, но и о том:

– как другие участники группы видят предмет,

– какую лично он пользу приносит обсуждению,

– как продуктивнее организовать обсуждение,

– что тормозит процесс обсуждения,

– насколько та или иная идея удачная,

– какие личные мотивы двигают другими участниками и т.д.

В результате так или иначе участники группы помогают друг другу рассуждать в верном направлении. Неудачные идеи подвергаются критике (сразу или немного погодя), удачные поддерживаются и развиваются. Участники обмениваются полезными знаниями. Происходит разделение труда – согласно возможностям.

Очень важный элемент здесь – высокий уровень мотивации многих участников на то, чтобы первому найти верный ответ на вопрос, решить проблему. Это связано с тем, что многие воспринимают ситуации коллективного мышления как своего рода интеллектуальное соревнование, победитель которого зарабатывает «очки уважения».

Недаром мозговой штурм (в узком или широком смысле) так популярен на сегодняшний день в разных организациях во всех уголках Земли. Руководство организации фактически бесплатно (если к тому же мозговой штурм организуется собственными силами, без приглашенных специалистов) получает качественный набор идей и решений для дальнейшего развития организации. Ранее инертные сотрудники на мозговых штурмах превращаются в «гигантов мысли», «тигров интеллекта».

Справедливости ради здесь надо заметить, что инертность сотрудников часто является как раз дефектом менеджмента. Сотрудник не будет напрягать свой интеллект – если он не видит личной заинтересованности в том, чтобы что-то изменить в лучшую сторону; если он понимает, что за хорошую идею максимум его похвалят, а могут и отчитать (чтобы не вмешивался не в свое дело); что настоящая награда за реализацию идеи достанется не ему, а кому-то другому; что на него могут взвалить дополнительные обязанности «в знак благодарности» и т.д.

Сам собой напрашивается вывод о том, что методами коллективного мышления можно злоупотреблять. Это и происходит в тех организациях, которые возглавляют «профессиональные менеджеры», не разбирающиеся в собственном производстве, зато умеющие проводить мозговые штурмы, рисовать диаграммы, знающие SWOT- и подобные технологии.

Методы коллективного мышления хороши там, где участники социальной группы испытывают личную заинтересованность, изначально замотивированы на решение проблемы, поиск идей. В противном случае с каждым новым эпизодом эффективность коллективного мышления будет падать, потому что сотрудники как люди разумные рано или поздно поймут, что их эксплуатируют и/или, что их «профессиональный менеджер» просто зарабатывает себе очки, изображая деятельность.

Коллективное мышление по определению противостоит так называемому групповому мышлению. Оба этих понятия относятся к социально-психологическим феноменам, но первое считается позитивным явлением, второе – негативным. Для коллективного мышления характерная сознательная, рациональная организация обсуждения, нацеленность на поиск истины – это объединение разума отдельных участников. Для группового мышления характерно стремление избежать ответственности и вообще каких-либо «острых углов».

Феномен группового мышления был открыт Ирвингом Джейнисом, он рассматривал ряд примеров, в которых показывал, что группа специалистов может принять настолько непрофессиональные решения, что ни один из них по одиночке ни за что бы на такое не решился. Если коллективное мышление обеспечивает интеллектуальный прорыв, то групповое мышление гарантирует лишь интеллектуальный срыв. Для группового мышления характерны конформистские проявления в поведении участников, и обычно это происходит потому, что:

– во-первых, в состав группы входят участники с разным статусом (допустим, директор, начальники отделов и рядовые сотрудники),

– во-вторых, слишком силен прагматический аспект, то есть участники замотивированы не столько на поиск истины, сколько на организационное решение.

По возможности следует избегать того, чтобы в группе обсуждающих были люди разного статуса. Если все же этого не избежать, то надо очень тщательно настроить участников на конструктивную беседу. Хорошо, если сами статусные участники признают, что допускают критику, и не просто допускают, а ждут ее. Это поможет снизить уровень конформности и подхалимства. Если группа разностатусная, то следует ограничиться лишь поиском истины и идей, без принятия управленческих решений.

Если ситуация позволяет (а это в подавляющем большинстве случаев именно так), то работа группы ориентируется лишь на поиск истины и возможных идей. Управленческое решение будет принято потом и в другой ситуации.

Групповое мышление представляет собой тип поведения, принятый в группах, которые стремятся достигнуть консенсуса и любой ценой избежать конфликтов. Члены группы избегают высказывания точек зрения, которые могут нарушить «удобный консенсус». Они отказываются от реалистичной оценки фактов, избегают расхождения во мнениях и не учитывают мнение меньшинства. Они оказывают давление на «неправильных» членов группы, чтобы заставить их уважать «гармонию» в группе. Такой тип поведения нивелирует преимущества группового решения (см. выше), поскольку во главу угла ставится «единство мышления», а разнообразие отвергается (ситуация оценивается не полностью, нет сбора информации, разработка решений ограничена, альтернативные решения меньшинства быстро отвергаются, предлагаемое решение оценивается быстро и поверхностно, и т.д.).

Причины группового мышления следующие:

Чрезмерная изоляция группы;

Несоблюдение методологических процедур в группе;

Слишком однородный состав группы;

Стрессовая ситуация, обусловленная внешними угрозами;

Недавние неудачи, оказывающие давление на группу.

Признаки группового мышления:

Иллюзия неуязвимости, приводящая к чрезмерному оптимизму внутри группы и толкающая группу на лишние риски;

Вера в моральное превосходство группы, поддерживающая в группе идею, что ее решения являются обоснованными и законными;

Рационализация, заставляющая группу обосновывать отказ от любого альтернативного мнения;

Превращение любого оппонента/противника в негативный стереотип (противник слаб, глуп, некомпетентен, невежествен, старомоден, нелоялен и т.д.);

Сильное давление на оппонентов, попытки заставить их согласиться с остальными членами группы;

Травля оппонентов;

Самоцензура, заставляющая некоторых членов группы воздерживаться от высказывания других точек зрения или критики;

- (периодическая) иллюзия единодушия, при условии, что выразить альтернативное мнение невозможно. Молчание некоторых членов группы рассматривается большинством как знак согласия;

Оборонительное мышление, т.е. члены группы активно стараются защитить группу от любых альтернативных точек зрения, противоречащих основной идее.

Чтобы избежать группового мышления, руководители должны обратить внимание на следующие аспекты:

Необходимо быть внимательным и не допускать чрезмерной сплоченности, которая может привести к исключению альтернативных точек зрения внутри группы;

Следует поддерживать открытый стиль руководства;

Следует поощрять разнообразные точки зрения;

Необходимо избегать изоляции группы и поощрять внешние контакты (взгляд извне);

Необходимо избегать ограничений по времени (не устанавливать слишком краткие сроки принятия решения);

Следует внедрить методические процедуры принятия решений (см. главу, посвященную индивидуальному процессу принятия решений);

Следует поощрять роль «адвоката дьявола», как в группе, так и за ее пределами.

  1. Типы (виды) команд.

Команды для решения проблем

Команды для решения проблем часто состоят из сотрудников одного отдела. Их целью является анализ и поиск решения определенной проблемы, а также повышение качества и эффективности работы. Члены команды выражают своё мнение, делятся идеями и предлагают решения. Однако команды такого типа редко обладают полномочиями для принятия и внедрения решений. Они должны обращаться к высшему руководству.

В контексте спорта примером команды такого типа могут являться представители финансового отдела федерации, анализирующие возможности сокращения командировочных расходов национальных команд, или представители технического отдела универсального спортивного центра, методом мозгового штурма разрабатывающие идеи по поводу модернизации спортивных залов в соответствии с новыми потребностями и технологиями.

Самоуправляемые рабочие команды

Самоуправляемые рабочие команды представляют собой усовершенствованный вариант команд для решения проблем; члены таких команд действуют автономно и могут внедрять решения. Они также несут ответственность за достигнутые результаты.

Члены команды такого типа выполняют сходные должностные функции. Они принимают на себя большую часть обязанностей своих прежних руководителей 16 . В их задачи входит планирование работы, распределение заданий среди членов команды, контроль выполнения работ, принятие оперативных решений, а также сотрудничество с внешними партнерами (консультантами, поставщиками услуг, клиентами и т.д.). Они также могут выполнять взаимную оценку эффективности деятельности.

Хотя команды такого типа широко распространены и успешны, они также имеют некоторые недостатки: важность командных норм (см. раздел «Нормы поведения в группе»), высокую неопределенность из-за недостаточно развитой иерархии, риск высокого количества прогулов и текучести персонала, несовместимость с некоторыми корпоративными культурами, не приемлющими неопределенности и ценящими сильную власть.

Примером самоуправляемой рабочей команды в области спорта могут быть технические специалисты, осуществляющие внедрение проекта модернизации спортивного зала в полном объеме (см. выше) и отвечающие за достижение поставленных целей касательно сроков, затрат, уменьшения неудобств для посетителей клуба и технологических вариантов. В качестве другого примера можно привести представителей отдела маркетинга и связи клуба, занятых разработкой новой стратегии для привлечения спонсоров. Они в полной мере несут ответственность за достижение целей, установленных высшим руководством (100%-ное увеличение ресурсов в течение 5 лет), и за эффективность своей деятельности.

Универсальные команды

Универсальные команды схожи с матричной структурой, описанной в главе, посвященной организационным структурам. Они включают в себя сотрудников из различных отделов (с различными должностными функциями), объединенных общей целью.

Преимуществом команд такого типа является то, что они объединяют различные профессиональные навыки, позволяя людям с разнообразными должностными функциями обсуждать проблему или выполнять комплексный проект, обмениваться мнениями и информацией. Представитель финансового отдела, целью которого является сокращение расходов по проекту, попытается предложить менее затратные варианты, которые, возможно, не учли бы другие члены команды. С другой стороны, представитель юридического отдела будет привлекать внимание других членов команды к деликатным юридическим вопросам, которые в противном случае команда могла бы упустить из виду.

Примером универсальной команды может служить команда, созданная национальной федерацией для организации международного турнира. В команду входят представители следующих отделов: финансового, юридического, отдела связи, технического, отдела кадров, отдела логистики. Также назначаются приглашенные консультанты, оказывающие команде содействие в тех областях, где она не обладает достаточным профессиональным опытом (маркетинг, безопасность, первая помощь и т.д.).

Виртуальные команды

Члены виртуальных команд поддерживают связь с помощью информационных технологий. Члены команды работают в сети, что позволяет преодолеть географические расстояния. Виртуальные команды позволяют объединить профессиональные навыки людей, находящихся рядом (коллег) и на расстоянии (экспертов, работающих на другом континенте). Они также способствуют развитию сотрудничества между членами команды вне рабочих совещаний.

Виртуальная команда может выполнять те же задачи, что и команды другого типа: обмен информацией, обсуждение, принятие решений, выполнение заданий. Однако она имеет определенные недостатки в сравнении с командами, обеспечивающими взаимодействие «лицом к лицу»:

Отсутствие «паравербальной» коммуникации (интонаций, громкости голоса, ударений);

Отсутствие невербальной коммуникации (жестов и мимики);

Отсутствие или недостаток социального обмена.

Эти недостатки обедняют общение и могут иметь определенные последствия (непонимание, отсутствие возможность решить проблему «с глазу на глаз» и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время многие команды являются смешанными. В рамках определенной организации команда может встречаться «лицом к лицу» на совещаниях, а затем продолжать сотрудничество виртуально, даже между сотрудниками соседних офисов.

Кроме того, технологии (телевизионные конференции) позволяют организовать настоящие виртуальные совещания между двумя группами. При этом создается иллюзия пребывания в одном конференц-зале (идентичная и симметричная презентация в каждом помещении) путем совмещения (виртуального) изображения другого конференц-зала с изображением местного конференц-зала.

Примером виртуальной команды может служить команда, занимающаяся написанием и публикацией книги по менеджменту в области спорта:

Продюсером является CIES (Швейцария);

По мере необходимости принимаются на работу специалисты из других стран, не входящих в университетскую сеть;

В целях сокращения расходов принимаются на работу переводчики в Колумбии, Франции и Австралии;

Дизайн книги разрабатывается в Италии;

Печать книги организуется в Швейцарии.

Зачем присоединяться к толпе?

Люди испокон веков объединялись в группы для самосохранения. Охотясь на саблезубого тигра толпой, ее члены получали большой шанс остаться целыми. При единоборстве с этим зверем жизнь охотника висела на волоске. Единоличники и гибли чаще, и потомства оставляли меньше. У коллективистов шанс выжить был больше, и стремление объединиться стало, судя по всему, врожденным свойством человеческой натуры.

Наше общество высоко ценит свободу, но под тонкой оболочкой цивилизованности современный человек несет в себе много первобытных побуждений. Он хочет объединиться с остальными для самосохранения и действовать под руководством сильного вожака. Чем неустойчивее положение, тем крепче желание примкнуть к остальным и следовать за вожаком.

По дебрям Уолл-стрит не бродят саблезубые тигры, однако там есть страх финансовой гибели. И глаза у этого страха весьма велики: ведь биржевик не властен над изменением цен. Ценность его позиции растет или падает в зависимости от купли или продажи, которой занимаются совершенно незнакомые люди. Такая неопределенность толкает его на поиски лидера, который поведет верным путем.

Зачастую биржевик, взвесив за и против, решает спекулировать на повышение или понижение - но, едва открыв позицию, попадает в омут биржевой толпы. Есть несколько примет, по которым можно проверить, не превращаетесь ли вы из трезвомыслящего биржевика в "биржевого толповика" - в ажиотаже или холодном поту.

Вы утрачиваете независимость в мышлении, когда следите за ценами, как ястреб за добычей; когда ликуете, если они следуют вашим путем, и отчаиваетесь, если ваши пути расходятся. Вы стали полагаться больше на гуру, чем на себя? И в порыве чувств добавляете деньги к проигрышной позиции, а то и меняете позицию на противоположную? Это - тоже сигналы тревоги. Еще один признак утраченной независимости - нарушение собственного плана игры. Заметив такое, постарайтесь взять себя в руки. Если же самообладания не вернуть, закройте позицию, выйдите из игры.

Примкнув к толпе, люди становятся более примитивными и нацеленными на действия, а не на размышления. Ведь толпа способна испытывать только простые, но сильные чувства: ужас, ликование, тревогу, радость. Толпа постоянно бросается в крайности: от страха - к буйному веселью, от паники - к победоносному "ура". Сидя в лаборатории, ученый мыслит хладнокровно и трезво; но стоит ему попасть в водоворот всеобщей биржевой истерии, как он начинает играть безрассудно. Стихия толпы может захватить вас где угодно: и в многолюдной брокерской фирме, и в офисе перед котировочным экраном. Позволив другим влиять на ваши игровые решения, вы теряете шанс на успех.



На военной службе сплоченность необходима для выживания подразделения. На гражданской службе человек, вступив в профсоюз, может удержаться, даже работая спустя рукава. Но на бирже никакое объединение вас не защитит.

Толпа превосходит вас и числом, и силой. Будь вы хоть семи пядей во лбу, вам ее не переспорить. Вам остается либо примкнуть к ней, либо стать независимым одиночкой.

Многие биржевики недоумевают: почему едва они закроют проигрышные позиции, рынок, как нарочно, разворачивается? Дело в том, что члены биржевой толпы страшатся одного и того же. А ПОТОМУ и действуют одинаково и

одновременно. Куда же еще идти рынку, когда уляжется продажная лихорадка? Конечно, вверх. К игрокам возвращается дух оптимизма, и они, взалкав, пускаются в новый "покупательный разгул".

Толпа примитивна, а потому не следует изощряться в биржевой тактике. Планировать успешную игру - не ракету запускать. Если рынок поворачивает против вас, быстро закройте позиции. Спорить с толпой бесполезно - лучше направьте умственную энергию на вопрос о том, где лучше открыть позиции, а где - выйти из игры.

В трудный момент ваша человеческая природа будет склонять вас к потере независимости. Начав спекулировать, вы ощутите желание делать как все и упустите из виду объективную картину игры. Поэтому необходимо разработать собственную систему игры, строго следовать ей и правилам контроля над капиталом на основании самостоятельных решений, принятых до вступления в биржевую толпу.