Болезни Военный билет Призыв

Школьная библиотека что есть в библиотеке. Библиотека школьная. Книжный рай мбоу "исош"

Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение.

Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком:

Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…

Мать Ну послушай, Андреас, я имею в виду те случаи, когда ты поступаешь правильно. Тогда я тебе часто говорю, видишь, если ты захочешь, ты сможешь еще лучше. Иногда ты недостаточно усерден.

Андреас. Что? Еще лучше, чем хорошо. Еще лучше, чем хорошо.

И тогда вместо ожидаемого послушания родители и воспитатели получают от ребенка такое поведение, которое их сердит, которое они не могут в большинстве случаев понять, которое приносит им новые заботы и часто воспринимается ими как неблагодарность по отношению к их педагогическому усердию. Едва ли родители вспоминают при этом о своих собственных чувствах и переживаниях в том же возрасте, едва ли они, будучи в качестве родителей «по другую сторону баррикад», смогут однозначно и без сомнений решить проблему соединения своих собственных интересов с интересами и жизненными потребления ими детей.

Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти.

Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.

Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.

Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…

Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.

Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года

Асс. Пилиева Д. Э.

Кафедра социологии и политологии.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

Рассмотрено участие индивидов в группе как естественная потребность человека. Именно здесь происходит взаимодействие личности и общества, развиваются определенные нравы, привычки, стереотипы поведения.

Концепция человека как социального существа и субъекта социальной жизни является исходным пунктом социальной науки и социологического исследования. Существование конкретного индивида в социуме предполагает его взаимодействие с другими социальными субъектами, а его формирование в социуме происходит путем социализации, осмысления ценностей, образцов и норм поведения, отношения к своему окружению.

Коллектив (семейный, учебный, трудовой, неформальный, «по интересам») – это общество в миниатюре, именно здесь можно воочию увидеть, как происходит взаимодействие личности и общества. Личность несет на себе печать своего коллектива, а коллектив – печать составляющих его личностей, членов. Формируя личность, коллектив сам формируется соединением разных неповторимых индивидуальностей. Личность не растворяется, не тонет в коллективе, а реализуется, самоутверждается.

В каждой группе развиваются определенные нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются ее членами и отличают данную группу от других. При этом у отдельного индивида развивается сознание этой группы и ее задач. Группа через влияние на индивидов направляет их поведение к достижению групповых целей. Причем эти цели могут иметь различный характер. Человек, будучи существом социальным, субъектом общественной

удовлетворяет потребность в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль: вместе людям легче преодолеть «отрицательные» эмоции. В группе они успокаиваются, отвлекаются, получают дополнительную информацию. Группа влияет на формирование представлений индивида, его поведение и установки, мышление, систему социальных норм.

Таким образом, необходимость участия в группе является естественной потребностью всякого человека. Особенно насущной данная потребность становится для такой социальной группы как подростки в силу их специфического психологического положения.

По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, будь то с положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение ее моде.

В ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию между семьей и школой, между семьей и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определенным способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.

Общение со сверстниками имеет преобладающее значение для подростка. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное – занимать среди них удовлетворяющее его положение. Формирование у подростков чувства солидарности, товарищества и взаимопонимания не только облегчает ему автономизацию от взрослых, но и создает для него фон эмоционального благополучия и устойчивости.

Большинство социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьей и школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми школой, ищут прибежища в обществе «себе подобных». В этих случаях оценка ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм, стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под влиянием приятелей.

Участие в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:

переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;

маргинальностью социального положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;

необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;

переходом форм контроля от детских к взрослым;

трудностями переходного возраста.

неформальные подростковые группы, с одной стороны, играют в обществе позитивную роль, способствуя социализации подростков. С другой, – эти потребности являются рассадниками криминальной субкультуры.

Среди социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это – внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.

Вхождение подростка в неформальную группу сверстников стимулируется также отсутствием или недостатком позитивных социальных связей с формальной группой (в школе). Так, 92,2 % трудных подростков отчуждены, психологически изолированы от товарищей по школе; почти все они были недовольны своим положением в классе; многие относились к одноклассникам отрицательно . Школа все в большей степени оттесняет и изолирует неуспевающих подростков, вследствие чего пребывание в ней становится для них невыносимым: она выталкивает делинквентных учеников, а они в свою очередь отрицательно относятся к своим учителям и испытывают дискомфорт в ученической среде. Таким образом, отсутствие позитивных социальных связей у подростка с семейной и формальной (учебной) группой делает неформальную группу сверстников для него максимально притягательной, а взаимодействие с ее членами – зачастую единственной нитью, связывающей его с обществом.

Подросток, лишенный позитивных эмоциональных связей в семье и не имеющий возможности для самовыражения в формальной группе, переживает отрицательные эмоции и, пытаясь избавиться от них, присоединяется к группе. Группа в данном случае играет поддерживающую роль для субъектов, разрешающих сходные проблемы. Н. Смелзер раскрывает данное положение образным сравнением: «Беда любит компанию» . Кроме того, в ситуации, когда подросток отвергнут семьей и не принят формальным коллективом, у него блокирована потребность в уважении других. Подобное состояние является фундаментальной человеческой потребностью и, будучи нереализованной, тормозит удовлетворение других, вышестоящих потребностей – в любви, заботе о других, самовыражении, творчестве. Вступление в группу подростка в данном случае можно рассматривать как реальный шанс удовлетворить потребность в уважении – быть принятым и признанным, уважаемым другими. Подобная компания вполне удовлетворяет подростка. Она ему зачастую заменяет все родственно-эмоциональные связи. По результатам наших исследований, проведенных в 2000 – 2001 гг. среди малолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Владикавказа и находящихся на исправлении за совершение правонарушений во Владикавказском спецучилище, 85 % детей отмечают, что компания друзей их вполне устраивает. Вступление в группу и дальнейшее взаимодействие с ее членами можно рассматривать как попытку компенсации фрустированных потребностей подростка.

Подростки, вступающие в группу, полностью «погружаются» в нее и участие в этой группе становится их жизненной доминантой. В группе подростки проводят большую часть свободного времени. Известно, что частота, продолжительность и количество контактов с девиантами влияют на интенсивность усвоения подростками девиантных ценностей: продолжительное взаимодействие с делинквентами формирует позитивное отношение к ним. При этом, если частота взаимодействия между двумя или большим числом лиц повышается, то возрастает степень симпатии между ними. В этом случае у подростка, попавшего в группу с девиантной или делинквентной направленностью, повышается вероятность отклоняющегося поведения. Это подтверждается и результатами нашего исследования, которое свидетельствует, что «друзья с улицы» не имеют какого-либо позитивного социализирующего влияния, а даже наоборот – приобщая подростка к своей субкультуре, они способствуют деградации его личности. О масштабах такого влияния свидетельствует и таблица, составленная по результатам нашего исследования.

Подростки в рамках своей группы имеют собственный вариант культуры, называемый субкультурой. Формирование самостоятельной субкультуры происходит на основе общения несовершеннолетних в течение определенного времени и выработки собственных целей. Эта молодежная субкультура весьма единообразна и подчинена сильному групповому давлению. Результат социализации в первичной группе подростков – формирование членов сообщества, похожих друг на друга.

Распределение ответов на вопрос: «Какое отрицательное

воздействие оказывают на Вас друзья, знакомые?»

(в % от числа ответивших на вопрос)

Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и ее лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям.

Таким образом, первичные подростковые группы в силу того что они маргинальны по отношению к обществу, имеют отличную от него подкультуру – субкультуру, содержат в своей структуре элементы дезорганизации – они потенциально несут в себе заряд девиантного поведения. Делинквентное (противоправное) поведение является достаточно частой формой девиации у подростков. Эти группы, объединенные по способу времяпровождения, включают в себя несовершеннолетних, которых объединяет одиночество, неумение найти для себя достойное занятие. Это в основном стихийно возникающие досуговые группы, в составе которых несовершеннолетние проводят почти все свободное время, восполняя недостаток испытываемого ими по разным причинам социального и эмоционального комфорта и в которых формируется или усугубляются их антиобщественные взгляды, установки, привычки поведения.

Подросткам свойственны «жажда постоянного получения новой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность в поверхностных контактах..., это многочасовая пустая болтовня, глазение на происходящее вокруг, детективно-приключенческие романы и книги, глядение всего подряд по ТВ, азартное хобби – игра в деньги и карты», т.е. бесцельное времяпровождение, названное каждым вторым подростком любимым видом деятельности в свободное время . Результаты нашего исследования показывают, что свободное время подростки чаще любят проводить на улице с друзьями (63,8 %), чем дома с родителями (36,2 %), а дружат они с ними потому, что им интересно и весело вместе (72,1 %) и неинтересно и плохо дома (27,9 %).

Подростковые группы, практикующие в качестве основной формы досуга «пустое» времяпровождение, объединяющие скучающих несовершеннолетних, часто становятся благодатной почвой для антисоциальных поступков. Как гласит восточная мудрость – «ничем не занятый ум есть мастерская дьявола». Не случайно большинство таких подростков имеют приводы в милицию в нетрезвом виде, употребляют наркотически действующие вещества .

Питательной средой групповой преступности и являются эти неформальные группы. Антиобщественные группировки подростков, нередко враждующие между собой, часто злоупотребляющие алкоголем, токсическими веществами, наркотиками, совершающие различного рода правонарушения (драки, кражи, грабежи, вымогательства и другие противоправные деяния), являются питательной средой групповой преступности, что в большинстве случаев и приводит к преступлению.

Список литературы

1. Шур Э. Наше преступное общество. М., 1997.

2. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

3. Личко А. Психопатология и акцентуации характера у подростков. СПб., 1993.

4. Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании. М., РАН, Институт социологии, 1995.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Этот протест значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов. Стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремящиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми есть, битники, не имеющие постоянного места жительства, обитающие в подвалах, носят примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляют презираемому ими буржуазному комфорту. Они заняты поисками смысла жизни и не отвергают работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни. Многие из них прямо говорят о своем разочаровании во взрослых и, не найдя своего решения важных политических проблем, сознательно отстраняются от участия в политической жизни общества.

«Лови кайф! Ни о чем не думай!» -- такова мораль довольно значительной части молодежи. Растет количество сатанистов, стремящихся ниспровергнуть самые глубокие основы духовности. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея. сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, некоторые из них имеют общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существующему обществу, фальшивым формам интимных отношений. Проповедники «сексуального освобождения» публично совершают половые акты. Предприимчивые дельцы используют этот взрыв интересов подростков и молодежи к сексу: появились в большом количестве сексмагазины, сексжурналы, эротические центры.

В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Установлено, что досуговая деятельность бывших несовершеннолетних правонарушителей значительно отличалась от той, которая характерна для подростков, обладающих аналогичными социально-демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанавливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельности уже достаточно деморализованных подростков.

Ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140--160 км/ч), со снятыми глушителями. Нередко на заднем сиденье находится рокерша. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки из бензобаков чужых автомобилей. В некоторых случаях вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел.

Конечно, нельзя считать образование досуговых товарищеских групп чем-то предосудительным, общественно опасным. Они вполне естественны для этой возрастной группы. Более того, потребность ребят в общении в наибольшей степени удовлетворяется именно в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясняется дефицитом внимания к подростку со стороны близких, которые ограничивают общение с ним почти исключительно заботой о его элементарных нуждах (еда, одежда, деньги на карманные расходы и т.д.). Подростку же больше хотелось бы видеть в родителях не столько "кормильцев", сколько друзей и советчиков. При всей своей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте, помощи и поддержке старших. Однако реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами на почве непонимания друг друга.

Недостаток внимания со стороны взрослых - не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотив - стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализации.

Качество общения, а, следовательно, и полнота удовлетворения потребности в нем у подростка могут быть различным. Выделяют три уровня общения: дефиниция - простое восприятие информации на уровне коммуникативного хобби, при котором у подростка не меняется отношение к окружающему и оно не сопровождается эмоциональными реакциями; идентификация, при которой личность слушающего претерпевает некоторое изменение: отождествляя себя с партнером, то есть принимая на себя его "роль", слушающий усваивает, хотя и частично, и систему его отношений к другим людям, к происходящим событиям и явлениям, новую для него систему ценностей; эмпатия (сопереживание) - когда подросток полностью сливается с партнером по общению, когда он вместе с ним живет, действует, переживает. Ясно, что эмоциональное участие подростка, степень удовлетворения его потребности в общении будут в каждом случае различными. Подросток стремится к самому эмоционально насыщенному уровню общения (уровень эмпатии) вследствие чувства одиночества, которое, как отмечают психологи, наиболее остро переживается в подростковом возрасте.

Еще более крайние позиции занимают «бритоголовые», «скинхэдз», «скинз». Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» -- фашист. Для многих из них участие в этих группах -- лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества. Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имеющимися благами. Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» -- их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица. Разностилье в одежде: кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо. Разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), цепочки на лице, вызывающее на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические вещества и токсины. Они перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Появление их в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью

Ввиду отсутствия глубокого взаимопонимания между подростком и взрослыми, особенно у "трудных" ребят, наиболее высокого уровня эмоционального общения они могут добиться в кругу сверстников - в стихийных неформальных досуговых группах. В процессе такого общения со сверстниками подросток стремится выразить свой внутренний мир, свои переживания и состояния. При этом в процессе переживания он стремится к самовыражению, как бы требует понимания себя другими. Если же другие не понимают внутренний мир подростка, то есть не эмпатируют или неадекватно эмпатируют, то в межличностном общении возникает определенный диссонанс, нарушение душевного равновесия, что приводит к конфликтным ситуациям, состоянию фрустрации, сопровождаемому аффективными агрессивными вспышками.

Следует отметить, что общение на уровне эмпатии представляет определенные трудности для подростков, поскольку требует высокой психологической подготовки, психологического опыта, который у них еще недостаточен.

Основными механизмами эмпатического общения являются проекция и интроекция. Проекция в межличностных отношениях означает приписывание своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств другим людям. Интроекция - противоположный процесс. Она понимается как приписывание личностью себе наклонностей, побуждений, переживаний и чувств других людей. Посредством интроекции человек (собеседник) создает внутреннюю картину личностных особенностей и психических состояний других людей (партнеров по общению).

На первом этапе общения проекция осуществляется либо в форме отождествления (переноса) своих личностных качеств и побуждений с личностными качествами и побуждениями партнера, либо в форме уподобления личностных особенностей партнера тем эталонам, которые выработаны на основе представления о других людях.

В процессе же интроекции происходит как бы абсорбция, то есть поглощение, впитывание образа другой личности, его внутреннего состояния.

Но, несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах, тем не менее, позволяет удовлетворить следующие потребности:

в безопасности (защищенности);

в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения;

в понимании, сочувствии, сопереживании;

в дружбе (в ощущении своей нужности другому);

в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых;

в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса);

в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса);

в получении новой информации;

в достижении эмоционального комфорта.

Свойственная подросткам, членам досуговых групп, склонность противопоставлять себя окружающему миру, взрослым проявляется в ряде особенностей их поведения, имеющих демонстративный характер. Сюда относятся в первую очередь такие признаки (символы) их независимости и противопоставленности взрослым, как особенности одежды, жаргон (юношеское арго). Употребляемые подростками термины нередко грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их обычному значению, часто встречается заимствование словечек из блатного лексикона. Вся эта словесная игра выполняет функцию отделения "своих" от "посторонних", а также упрочивает групповую солидарность.

Важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им. Ко всему этому нередко добавляется отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью. Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

В школе работает информационный центр, руководит которым педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна

Для кого и зачем создана эта страница?

Страница «Школьная библиотека»на сайте нашей школы-это не просто "дань моде", это необходимость, и без неё библиотеке уже сложно дальше существовать. Онасоздана для читателей школьной библиотеки – учащихся, педагогов и родителей.

Читатели нашей библиотеки остро ощущают нехватку времени.Они не могутчасами просиживать в читальном зале и работать с энциклопедиями, справочниками, словарями. Где же они находят информацию, когда готовятся к урокам? Конечно, в Интернет. Но чтобы читатели не забыли, что в школьной библиотеке есть очень много ценного материала, полезных и интересных книг, журналов, для этого и была созданастраница «Школьная библиотека».
Чтобы привлечь читателей из Интернетв библиотеку, к её ресурсам,мы постараемся раскрывать фонд школьной библиотеки с разных сторон. Но это не единственная цель страницы. Если школьная библиотека вошла в виртуальную среду, то мы будем пополнять свои информационные ресурсы за счёт всего того ценного, что в этой среде создано трудами многих людей.
Попадая на страницу«Школьная библиотека», вы установитесь её гостем – это значит, что вы зашли в нашу библиотеку, в нашу школу. Постараемся, чтобы вам было здесь уютно, чтобы вы с пользой провели своё время.

Цель создания страницы «Школьная библиотека»:

    формировать и повышать информационную культуру учащихся школы;

    формировать и развивать у учащихся интерес к чтению;

    развивать творческие способности;

    формировать и повышать коммуникативную компетентность.

Задачи страницы «Школьная библиотека»:

    расширение информационного пространства школьной библиотеки;

    оказание информационной поддержки образовательному процессу в школе;

    привлечение читателей школьной библиотеки к активному участию в жизни библиотеки;

    применение ИКТ в работе школьной библиотеки;

    обмен опытом работы с коллегами.

Школьная библиотека – место, которое любят и посещают все школьники и педагоги. Наша библиотека открыта в 1962 году. Расположена на третьемэтаже и занимает изолированное помещение. В библиотеке естьабонемент и читальный зал, которыйсовмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками, организован отдел «Краеведение». Библиотека оснащена компьютером для педагога-библиотекаря икомпьютером для учащихся, есть принтер, сканер, ксерокс, установлены проектор и экран.Фонд библиотеки пополняется электронными цифровыми ресурсами, учебниками. Учебный фонд расположен в отдельном помещении Мы можем предложить вам любой учебник или книгу, вы сможете полистать журналы и пообщаться с друзьями. В тишине библиотеки можно выполнить домашнее задание, написать реферат, выйти в Интернет.

Мы очень надеемся на сотрудничество с вами, дорогие педагоги и учащиеся, в новом учебном году!

Педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна

Школьная библиотека

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.


Моя профессия - школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день - воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

Положение о библиотеке ОУ;

Правила пользования библиотекой ОУ;

Должностные инструкции работников библиотеки;

Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

Книга суммарного учета основного фонда;

Инвентарные книги;

Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

Книга суммарного учета учебников;

Журнал выдачи учебников по классам;

Дневник работы школьной библиотеки;

Папка с копиями накладных и счетов;

Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.