Болезни Военный билет Призыв

Самопознание и саморазвитие. Основы самопознания и саморазвития. Аналитическое самопознание личности

Общая характеристика самопознания. Самопознание и его значение в жизни человека. Профессиональное самопознание и саморазвитие психолога.

Соболевой Марии, 1Г

Общая характеристика самопознания.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас – это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

У некоторых людей такой процесс может занять мало времени, произойти неожиданно, мгновенно, моментально. А у других может занять годы, десятилетия, даже всю жизнь. Но этот процесс необратим, так как очень важен для всего человечества.

Самопознание и его значение в жизни человека.

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

Самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

Самопознание - средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

Самопознание - единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно.

Зрелая здоровая личность, посредством самопознания, учится эффективно участвовать в разрешении конфликтов, искать пути, ведущие к истинному благу, понимать собственные глубинные побудительные мотивы и обмениваться в доступной форме полученными знаниями с другими, причем таким образом, чтобы способствовать общечеловеческому единству и прогрессу.

Только познав себя, человек сможет стать личностью, почувствовать себя счастливым, сделать счастливыми окружающих, тоже помочь им разобраться в себе и понять истину бытия.

Невозможно преувеличить роль самопознания в процессе личностного роста. Оно развивает умения находить творческий подход и новые конструктивные способы решения проблем, основываясь на принципах взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Именно эти способности определяют лидера в любом социуме.

Значения самопознания:

На религиозном уровне - это способ единения человека с Богом через познание в себе Божественного начала;

На поверхностно-психологическом (житейском) уровне - это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми;

На глубинно-психологическом уровне - это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы: «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.

Профессиональное самопознание психолога.

Как и самопознание в целом, профессиональное самопознание актуализируется под влиянием определенной мотивации, которая определяется своеобразием деятельности, общения и личности педагога.

Мотивы профессионального самопознания:

Профессиональное самопознание побуждается интересом к себе, стремлением разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить свой кругозор о собственной личности;

Необходимость в самопознании возникает, когда воспитатель или учитель обнаруживает дисбаланс между своим трудом и его результатами, что также стимулирует процесс познания себя;

Самопознание активизируется в результате критических замечаний в свой адрес других: администрации, коллег, родителей, иногда и учеников;

В качестве стимулов самопознания могут выступать мотивы профессионального саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализация.

Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности); сравнение себя с другими (психологические игры); самоанализ (творческая деятельность), три «Я»: «Я» реальное (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

Профессиональное саморазвитие психолога.

Профессиональное саморазвитие – это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека.

Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям: самоутверждения,

самосовершенствования и самоактуализации.

Самоутверждение – это стремление соответствовать некоторому нормативу образа учителя, быть не хуже других, быть на уровне требований администрации и руководства.

Самосовершенствование – это стремление превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести

значимые для себя качества личности.

Самоактуализация - это высший уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждения и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки.

Критерии профессионального саморазвития:

Самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

Доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление. Изменение своих способов работы;

Постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

Способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:

Самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;

Самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;

Самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;

Самореализация, представленная с выражением потенциала Я;

Самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;

Саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;

Самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;

Самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;

Самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам.

Как показывают исследования педагогов и психологов В. И. Андреева, А. Адлера, Б. Г. Ананьева, У. Джеймса, Д. Д. Леонтьева, А. Ф. Лосева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, Г. Оллпорта, К. Роджерса, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Шиянова, К. Юнга и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.

В связи с этим, образование является непрерывным процессом саморазвития, самопознания и самосовершенствования самого себя.

Профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие тесно связаны друг с другом - они определяют вектор и стратегии развития педагога

как профессионала.

Развитие или осознание себя в текущем моменте? Что выбрать?

Очень долго я выбирала саморазвитие. Это делали все кругом. Столько появилось материалов по этой теме, видеороликов, книг, статей, групп в социальных сетях. Ставь цель, а потом берись и делай! И я ставила, что-то делала, чего-то даже достигала. И, в принципе, была в каком-то своеобразном тонусе. Или, точнее, в его ожидании. Потому что везде писали, что когда ты начинаешь двигаться к своей цели, тонус обязательно появляется.

Сохранить в Pinterest

Вот, знаете, я, в принципе, всегда получала повышение или новую работу, когда очень этого хотела. Но как только я получала желаемое, я понимала, что радости мне это не принесло (за исключением некоторого времени, когда я купалась в солнечных лучах своего великолепия. Шучу 🙂 И так продолжалось и продолжалось. Так получалось, что исполненное желание как-то было мне и не интересно, что ли. Странно, да? Хочешь чего-то, хочешь, а потом ничего не чувствуешь, абсолютно ни-че-го. Даже как-то сильнее наваливается ощущение пустоты. Но разве так себя должен чувствовать человек, получивший желаемое? Думается мне, что нет. Так в чем тут проблема? Желание какое-то не такое, а, может, я?

На самом деле и со мной, и с желанием все было в порядке, кроме того, что желание было не моим. Чьим-то чужим, извне. Но так легко, не понимая себя, взять и увлечься чужими идеями, чужим образом жизни, чужими стандартами успеха. И все делать для того, чтобы всему этому соответствовать. И каждый раз, поднимаясь на новую ступень достижений и не ощущая кайфа, думать, что, значит, тебе надо еще выше, ты еще не там, где должен быть, чтобы ощутить, наконец, счастье и радость. Вечная погоня за исчезающим миражом. И, на мой взгляд, одна из причин появления перфекционизма из-за вечного недовольства результатом.

Скажите, как добраться из пункта А в пункт Б при условии, что пункт А — не известен, а пункт Б — место, в которое, может быть, вам и не особо-то надо попасть? Как вам такое уравнение, в котором все неизвестные? Для меня оно покруче теоремы Ферма. Но именно это и происходит, когда человек пытается перепрыгнуть стадию самопознания и сразу начать развиваться.

Не зная своей отправной точки, своих жизненных ценностей, сильных и слабых сторон, сложно задать правильный вектор движения и двигаться на пути именно к вашим целям. Вы, безусловно, будете двигаться, но будете ли вы довольны результатом? Вряд ли. Понимание этой простой истины стоило мне долгих лет бодания с целями. После чего начался этап вопросов из серии “кто я?”, “что я могу?”, “в чем мое призвание?” и тому подобные. И одновременно с этим — этап апатии, потому что сложно в совсем уже не детском возрасте осознать, что ты почти ничего о себе и не знаешь. Иногда может начать казаться, что ты потерялся, что ты никогда так ничего и не поймешь, но это пройдет. Рано или поздно вы научитесь себя слушать.

Так как же приблизить момент знакомства с собой, настоящим? Как понять свои достоинства и недостатки, как осознать свои ценности? Способов, на самом деле, множество.

В первую очередь, это медитация — время наедине с собой и своими мыслями. Вот одно из упражнений, которому меня научил мой психолог. Необходимо лечь в темной комнате на спину, устроиться поудобнее. Сначала сосредоточиться на дыхании, постараться отбросить все мысли. Только дыхание. Если ловите себя на мысли, просто говорите себе: я сейчас не буду об этом думать. И продолжайте следить за дыханием. Далее медленно внутренним взором оглядываете свое тело, начиная с кончиков пальцев на ногах, постарайтесь почувствовать тяжесть своего тела на кровати, прикосновение одежды, одеяла, подушки. После того, как вы закончите осмотр, переходите к мыслям. Постарайтесь отследить каждую. Не придумывайте темы, просто следите за мыслями в голове. Постарайтесь понять, как они влияют на вас. Наблюдайте за ними как бы со стороны. Возможно, в результате этой медитации-релаксации вы уснете. Ничего страшного. Повторяйте это упражнение хотя бы несколько раз в неделю и со временем вы заметите, как в течение дня начнете обнаруживать себя в текущем моменте и научитесь отслеживать свои мысли в течение дня, а негативные мысли сможете даже гасить, просто говоря себе: я сейчас не буду об этом думать. Попробуйте, вы ведь ничего не теряете 🙂

Еще одна техника это вопрос “За пазухой” . Он состоит в следующем. Необходимо выбрать 1 вопрос, например “Что мне нравится делать?” и задавать его себе в течение дня: с утра после пробуждения, днем, вечером перед сном. Но ни в коем случае не надо себя заставлять думать об этом. Ответ к вам придет сам в нужное время.

Также одним из моих любимых упражнений , о котором я часто пишу, является фрирайтинг . Его можно выполнять в разных вариациях. Можно писать утренние страницы, после пробуждения, когда вы пишите все-все, что вам приходит в голову. Со временем вы очистите свои мысли от всего ненужного и начнете видеть важное. Либо с помощью фрирайтинга можно искать ответы на вопросы, задавая их себе в письменном виде. Точно также необходимо записывать все-все мысли. Вместе с ними появится и ответ. Поставьте таймер, скажем, на 10 минут и вперед. Пишите, не задумываясь о грамматических ошибках или опечатках. Не отвлекайтесь ни на что. Не останавливайтесь, чтобы перечитать, сделаете это потом.

Как известно, чувства являются мощными индикаторами. Очень полезно в течение дня отвлекитесь от всех дел, чтобы спросить себя: “Что я сейчас чувствую?”. Попытайтесь понять, с чем связаны ваши чувства, при необходимости примените фрирайтинг. Выявив причину радости или печали, зафиксируйте ее. В дальнейшем, перечитывая свой дневничок, могут появится некие озарения о том, что вам нравится делать, а что нет.

И еще один способ, который может помочь определиться с делом по душе, — метод от обратного. Сядьте и напишите все-все дела и профессии которые вам не нравятся и которыми вы ни за что не стали бы заниматься. Дайте волю своему воображению. Не останавливайтесь, копните глубже по профессиям. Пусть ваш список будет максимально полным. Когда закончите, внимательно с ним ознакомьтесь. Выявите сферы, которые в него не попали. Именно в них надо искать свое занятие по душе.

Напоследок дам вам одно интересное упражнение, которое мы делали вместе с коучем. Его я очень и очень советую выполнить. Оно нелегкое, на его выполнение может понадобиться время, может быть, даже несколько дней. Чтобы не было соблазна подсмотреть толкование, его я напишу каждому из оставивших комментарий к этому материалу на почту. Задание заключается в следующем: необходимо записать пять людей, чья жизнь кажется вам интересной, насыщенной, правильной, И для каждого из этих людей написать, чем именно запомнился вам этот человек, что вам в нем нравится. Не более 3 определений. После чего все определения вам надо будет выписать в столбик (если у кого-то из выбранных лиц повторяются описания, не дублируйте их). Все полученные характеристики необходимо проранжировать от 1 до 10 (10 — самая важная, на ваш взгляд, черта). Запишите 5 характеристик с самыми высокими показателями. И напишите комментарий к этой статье, а я вышлю вам значение. Думаю, ответ вам будет интересен.

Выполнение этих упражнений не гарантирует мгновенных результатов, но оно запустит в вашем сознании поиск нужной информации, которая в вас, безусловно хранится. Каждый человек где-то внутри знает ответы на эти вопросы. Цель упражнений — расшевелить организм и вытащить ответы на поверхность.

Удачи вам в самопознании! А я всегда здесь, чтобы ответить на ваши вопросы в комментариях.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

В психологии существует закон - если в своем мозге вы создаете образ того, чем хотели бы быть и сохраняете этот образ достаточно долгое время, вскоре вы станете именно тем, о чем вы думали

Уильям Джейм

Воспитание самого себя и саморазвитие: Теория Tabula Rasa

Теория Tabula rasa (дословно с латинского «Чистая доска») впервые была предложена шотландским философом Дэвидом Хьюмом (David Hume).

По этой теории все люди рождаются без какого-бы то ни было умственного содержания, другим словом, чистыми. Эти ресурсы каждый приобретает в ходе всей жизни, когда вырабатывается стремление к саморазвитию.

Опираясь на эту теорию, можно объяснить феномен, почему дети быстро, много и легко внимают всю информацию, ведомо или неведомо предоставляемую им, так как, по сути, личностное саморазвитие человека заложено природой.

В результате, взрослый человек является ничем иным, как итогом последствий опыта, получаемого в детстве. Прослеживается прямо-пропорциональная зависимость становления человека от условий, в которых он рос. Еще Аристотель говорил: «Что припечатаешь, то и отпечатается».

События двадцатого века принесли много открытий в психологии, но одним из величайших было открытие самоконцепции: готовность и способность к саморазвитию.

Идея теории Self-concept состоит в том, что, начиная с рождения, каждый человек постепенно выстраивает набор определенных убеждений о самом себе, тем самым выбирая свой собственный мотив саморазвития.

На основе самоконцепции формируются наши мысли, чувства, а вследствие и действия. Благодаря этому, каждый из нас является творцом своей жизни, изменяя свой образ мыслей и отношение к себе и окружающему миру.

Понятие «саморазвитие» (самоконцепция) не является врожденной. Она приобретается в ходе жизни. Взаимодействуя с окружающим миром, меняя своё отношение к определенным вещам, сознательно или бессознательно используя разные механизмы саморазвития, человек подобно каменной кладке возводит своё «Я».

Мы являемся результатом совокупности идей и впечатлений, обретающих статус истины в ходе приобретения детского опыта. Истиной же становится все, что подкрепляется верой.

Принципы саморазвития: три части самоконцепции

Я-идеальное - это уникальное представление о самом себе. Оно включает в себя надежды, мечты, а так же иллюзии и идеалы.

Это само-идеал, вобравший в себя все те высшие ценности (добродетели), которые мы желаем видеть как в себе, так и в окружающих нас людях. Именно он оказывает непосредственное влияние на формирование стиля нашего поведения.

Я-идеальное хорошо сформировано у лидеров - мужчин и женщин, которые отличаются силой характера и четко представляют свои цели и идеалы. Руководствуясь высокими стандартами, они редко идут на компромиссы.

Это люди, сила духа которых внушает доверие. С ними всегда считаются. Они никогда не идеализируют, а воплощают в жизнь идеалы, придерживаясь при этом четкой определенности и ясности.

Я-реальное - это то, каким себя видит человек, это его собственный образ. В некоторых источниках можно встретить название «Внутреннее зеркало». Каждый из нас хотя бы раз заглядывал в это зеркало, что бы выбрать стиль поведения в той или иной ситуации. Подобно хрустальному мосту, этот образ соединяет наши представления о нормах поведения с их внешними проявлениями.

Разрабатывая учение о психокибернетике, Максвелл Мальц (Maxwell Maltz) ввел в психологический обиход такое понятие как «самообраз», который включает в себя самовоспитание и саморазвитие.

Это своего рода как программа, которая пишется каждый раз перед началом того или иного действия. Человек как бы подсознательно представляет себя в той или иной ситуации, её исход, что бы затем воплотить её в виде слов и поступков уже в реальной ситуации.

Большинство положительных изменений начинается только с того, что вы улучшаете образы, находящиеся в вашем сознании. Неоспоримо влияние внутренних образов на наши эмоции и поведение.

Оттого, насколько позитивным будет самообраз, зависит не только наше отношение к миру, но и отношение мира к нам. Развивая самообраз в позитивном русле, вы соответственно будете менять свой образ мышления, а значит и жизнь.

Я-самооценка так же является важным фактором, определяющим наши мысли, поведение и чувственные компоненты. Уровень самооценки напрямую говорит о том, насколько вы себе нравитесь или же не нравитесь.

А от этого, в свою очередь, зависит то, насколько успешна будет ваша деятельность. И обратно, определенные успехи в деятельности или хороший результат способны поднять вашу самооценку.

Ваша индивидуальность как цветок, а самооценка подобна живительно влаге. От наличия и качества влаги зависит то, каким вырастет цветок. Умеренно высокая самооценка будет поднимать планку стандартов, устанавливать масштаб целей, а значит и силу упорства для их достижения.

Ваша самооценка напрямую влияет на качество вашей коммуникации. Уверенный человек всегда вызывает больше симпатии и уважения со стороны окружающих. В сфере бизнеса именно этот фактор приобретает значение критической важности.

Посудите сами, имея высокий уровень самооценки вы сможете как минимум упорством получить должность, увеличить продажи, заключить крупные сделки. Уровень самооценки так же важен в личностном взаимодействии.

Имея высокий уровень самооценки, родители на собственном опыте будут демонстрировать позитивное поведение, повышая тем самым самооценку своих детей. Дети будут приумножать это качество в себе, притягивая сверстников, имеющих подобные качества. Одинаково высокая самооценка - это залог гармоничных отношений.

Как заняться саморазвитием самостоятельно?

Как привести свои мысли в порядок, что бы настроиться на нужный лад? Проблема саморазвития личности в психологии определяется не чем иным, кроме как самостоятельной работой над собой, и для того, чтобы достигнуть хороших результатов, у человека должна быть конкретная мотивация саморазвития, благодаря которой он будет постоянно двигаться вперед.

  • Первым делом нужно определиться со своими идеалами. Идеальный человек - кто он? Какими качествами он должен обладать? Как бы вы вели себя на месте этого человека? Фактически определить задачи саморазвития и выбрать для себя определенные методики саморазвития.
  • Думайте по меньшей мере хотя бы 15 минут в день о том, к чему вы хотите прийти. Постарайтесь сконцентрироваться на тех моментах, в которых ваше мышление играет наиболее важную роль для ваших эмоций, отношений или действий.
  • Представьте, как вы будете выглядеть в той сфере, которая дается вам лучше всего. Начните действовать в воображении.
  • Представьте своё взаимодействие с важными для вас людьми, деловыми партнерами. Каким должно быть это взаимодействие, что бы быть максимально близким с ними по духу.
  • Постарайтесь представить именно те сферы, в которых вы больше всего нравитесь себе. Постарайтесь прочувствовать рост самоуважения в эти моменты. Что можно еще сделать, что бы поднять самоуважение еще больше?
  • Вы - отличный человек, который ни в коем случае не станет ограничивать свои возможности, ссылаясь на препятствия, и будет преодолевать все барьеры саморазвития, которые будут встречаться на пути.
  • Нарисовав полную картину идеальной жизни идеального человека, постарайтесь представить, что вы уже являетесь таким человеком, живущим такой жизнью.

Проделав несколько раз этот аутотренинг вы уже через несколько дней заметите улучшения.

Введение

Современная рыночная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции. Эффективный менеджмент - обязательное условие выживания и долгосрочного успеха фирмы в конкурентной рыночной среде. От эффективной работы менеджеров зависит эффективность работы организации в целом.

Саморазвитие менеджера - это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

Личностного развития (личностного роста);

Интеллектуального развития;

Профессионального (квалификационного) развития;

Поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие - это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Способность к саморазвитию;

Понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

Организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте - от корпоративной культуры предприятия;

Доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

Методического обеспечения условий профессионального развития.

Самопознание и саморазвитие

саморазвитие самосознание менеджмент

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек - мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден - его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные - на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе тожественного начала, а саморазвитие - путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, - это достаточно условные понятия. Главная задача состоит не в прямом воздействии на личность человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в определенной методологии, исследовании и разработке специальных технологий, методик и приемов.

Рано или поздно, в жизни человека настаёт такой момент, когда он начинает задумываться о том, кто он такой на самом деле, какие способности и возможности в нем скрываются. Поэтому саморазвитие и самопознание – тема, актуальная для всех людей любых возрастов.

Что такое саморазвитие и самопознание? И чем они отличаются?

Саморазвитие

Саморазвитие — как понятно из состава слова — это развитие самого себя, самостоятельно. Человек занимается саморазвитием вне зависимости от того, эзотерик он или нет. В ходе жизни каждый постигает свой опыт, делает выводы, в результате чего его душа, дух, разум развиваются.

Самопознание

Самопознание — это процесс наблюдения за самим собой, в следствие чего происходит накопление знаний о самом себе. По сути это изучение себя, исследование своих сил и возможностей.

В отличие от саморазвития — самопознание скорее пассивный процесс, можно познавать себя, но при этом двигаться в развитии довольно медленно. Все-таки считается, что саморазвитие — это процесс изменения себя в лучшую сторону путем каких-то усилий над собой. И это более активный процесс, чем самопознание. Однако, одно без другого невозможно — развиваясь, мы познаем себя. А познавая свои возможности, мы получаем шансы их развить.

Как заниматься саморазвитием и самопознанием.

Процесс внутреннего познания запускается, когда человек начинает наблюдать за своими мыслями и анализировать поступки (свои и окружающих). Процесс внутреннего совершенствования – второй шаг по лестнице саморазвития. Он происходит, когда человек начинает проводить над собой внутреннюю работу с целью совершенствования, улучшения своих мыслей и поступков, своего здоровья, энергетики, а значит и всей своей жизни. Ведь познание себя не будет иметь никакого смысла, если при этом не будет происходить внутренней работы над собой. Отсюда вытекает факт признания собственного невежества и, как следствие – стремление получить истинное Знание.

Что помогает в саморазвитии и самопознании.

Важно понимать, что ум и логика – это не те инструменты, которые нужны на данном пути. Один лишь самоанализ вкупе с умственной деятельностью неспособен привести к познанию себя и таинств окружающего мира. Необходимо пробудить сознание своей высшей природы и опираться больше на интуицию и ощущения, нежели на логику. Возможно, вы спросите «Почему?». Зачастую техники и практики, связанные с темами саморазвитие и самопознание, не поддаются логическому объяснению и пониманию — но они реально действуют! Вероятно, вы даже лично уже имели возможность в этом убедиться на собственном опыте. Если еще нет, то различные техники вы сможете найти на сайте нашей школы — http://сайт
Вся эзотерика оперирует нематериальными понятиями и категориями, такими как «мысль», «намерение», «желание», «энергия» и др. Мы говорим о том, что не проявлено на физическом плане: мы не можем, например, «увидеть» физическими глазами мысль человека, но это вовсе не означает, что он ни о чём не думает. Точно так и с энергетическим воздействием: неспособность увидеть его нашими физическими глазами не говорит о его отсутствии. Эзотерика лежит за гранью понимания мозга. В большинстве случаев, мы имеем дело с работой сознания и подсознания, которые практически безграничны. У сознания не существует предела, а значит, нет границ и для развития. Абсолютно любой человек обладает невероятными скрытыми способностями, которые он может в себе развивать и использовать на благо себе и миру. С каждым шагом он будет открывать в себе новые и новые возможности, о существовании которых даже не подозревал ранее. Синхронно будет меняться и его отношение к людям, событиям, жизни.
Поскольку именно сознание производит изменения, которые затем отражаются на физическом плане, т.е. те изменения, которые мы можем наблюдать в нашей реальной жизни, то саморазвитие и самопознание, в первую очередь, связаны с постоянным повышением уровня сознания.