Болезни Военный билет Призыв

Роль педагогической оценки. Психология педагогической оценки. Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, т. е. на личность школьника в целом

1.3 Педагогическая оценка

В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Педагогически эффективной считается та оценка, которая создает у ребёнка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребёнок, но не его личность. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, н6о не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив относятся к субъекту деятельности, а не к её атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т.п. В случае предметных оценок ребёнок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали..

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось, в конечном счете, а нетто, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объектом выполненной работы, например, с числом решённых задач, сделанных упражнений и т.п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей её совершенства.

Наряду с видами педагогических оценок выделяют способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них: внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. Рассмотрим каждый из перечисленных способов стимулирования в отдельности.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Педагог, обращающий особое доброжелательное внимание на ученика, проявляющий к нему искренний неподдельный интерес, тем самым как бы поощряет его, привлекая к нему внимание окружающих людей. Дети в свою очередь ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или воспитателей, стараются добиться его, прибегая к разного вида приемам. Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.

Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеривается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду вербальную или же невербальную позитивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие оценочные суждения, а невербальная – жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто эти способы сочетаются друг с другом.

Признание представляет собой выделение тех или иных достоинств оценочного лица и их высокую оценку, показывает за что конкретно ценят. Признание вместе с тем выступает как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто его характеризует.

Оценка включает классификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а так же количественную и качественную оценку его действий и результатов деятельности. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехами ученика.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Чаще всего поддержка как средство стимуляции проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда понимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату.

Все остальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей. Традиционные школьные оценки выступают как один из этих способов, причем далеко не достаточный для того, чтобы обеспечить полноценную мотивацию учения и воспитания детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.


3. Использование методов стимулирования в современной школе

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организованных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а так же воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими и старшими дошкольниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Ситуации поощрения и наказания- это методы, которые представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами – их педагогической коррекции.

При использовании поощрения и наказания главное- избегать крайностей. Рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребёнка помогут сориентироваться при использовании дисциплинарных мероприятий. Если ребенка ждет одно лишь наказание, то он не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Например, никакие упреки и наказания не сделают школу более привлекательной для ребёнка, но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет учиться с удовольствием.

Для того, чтобы ориентироваться в этом мире, ребёнку нужна оценка его действий. То есть без системы поощрений и наказаний в любом случае не обойтись. Педагог должен грамотно и своевременно применять методы стимулирования, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Умелое применение наказаний и поощрений требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое действие должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших применение того или иного метода. Для анализа своих действий можно предложить анкету учителям (Приложение В).

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу.

В современной школе нет единых требований к применению методов стимулирования, но, можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать. (Приложение С показывает результаты опроса и анкетирования педагогов и учеников.)


Заключение

Многие педагоги прошлого и наши соотечественники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

В курсовой работе мы достаточно обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям, использовать поощрения не часто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1. Вербальная оценка это наши слова, звуки, радостные восклицания или выражение удивления и т.д.
2. Воспитание целенаправленный процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему.
3. Личность проявление социальной сущности человека.
4. Мера действие или совокупность действий, средств для осуществления, достижения чего-либо.
5. Метод обучения упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
6. Наказание метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
7. Невербальная оценка это взгляды, жесты, движения тела, мимика.
8. Пиетет желание и готовность выражать почтение (в том числе религиозное) кому-либо или чему-либо.
9. Поощрение это признание, положительная оценка поведения или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме.
10. Учебная деятельность это совместная деятельность учителя и деятельность учащегося.
11. Халифат форма государственного устройства

Список использованных источников

1. «Лицейское и гимназическое образование» № 8, 2004

2. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –Изд.: Беларусь. Вышэйшая школа. 2006-189 с.

3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.- Издательство «Педагогическое общество России» 2008.-128 с.

4. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.-319 с.

5. Масленкова Л.И. Теория и методика воспитания/ Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России. 2004.-480 с.

6. Николаева Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка.- СПб.: Речь, 2010.-155

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000-256 с.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр «Академия»; 2002.-576 с.

9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.: ТЦ Сфера 2005/02-160 с.

10. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 1988.-250 с.

11. http://detstvo.ru/psychology/1250.html

12. http://www.pedklass.narod.ru/files/Poocsrenie_i_nakazanie.

13. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2434


Приложение А

Инструкция о применении поощрений и наказаний в школах. (1944 г.)

Разработана Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе".

1. Дисциплина учащихся воспитывается всем содержанием работы школы и общим ее укладом: умелым преподаванием учебных предметов, строгим режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником "Правил для учащихся", сплоченной организацией детского коллектива, разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Ведущая роль в этом деле принадлежит учителю.

Таким образом, поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение.

О применении поощрений.


Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников. В качестве наказания может быть использована и от­срочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на не­которое время отложить покупку какой-то вещи: велоси­педа, фотоаппарата. Однако рекомендовать отмену ранее данного...

Действенная стимуляция порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, от него на первый взгляд, трудно ожидать, стимуляция побуждает учащегося "выкладываться". Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности школьников являются не только, наиболее известными среди древних методов стимулирования деятельности, но и часто применяемыми и в настоящее время. Поощрение - ...

Группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы: 1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе. 2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов. С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был...

На общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС) 2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства» Раздел «Технология швейного производства» в...

Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных позиций (К.А. Альбуханова-Славская, А.А. Бодалев, В.В. Власенко, Г.И. Мальковская, Н.А. Русина, Н.В. Селезнев). Так, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике. К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других» Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. - «Известия АПН РСФСР». - 1951. - №36. С. 72..

По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», т.к. «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности». Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося. Н.А. Батурин считает, что оценка - это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания. Не обращаясь к другим примерам, заметим, что при многообразии трактовок сущности и роли оценки, в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащегося и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.

Итак, оценка - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество изделий. Оцениваются также отношение учащегося к учению, выполнение Устава общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся, и других норм поведения Педагогический словарь в 2-х т.Т.1 - М.: Издательство АПН СССР, 1960. С. 110..

Содержательная оценка - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для: а) установления уровня и качества продвижения ученика в учении и б) определения и принятия задач для дальнейшего продвижения. Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, т.к. усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности, наполняет его верой в свои силы и надеждой на успех. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает себе сам ученик. Оценочно-контролирующие операции осуществляются на основе эталона. Эталон - это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней и результата. Заданные и формируемые сначала извне, эталоны в дальнейшем определяются в виде знаний, опыта, умений, становятся тем самым основой внутренней оценки. Эталон должен обладать ясностью, реальностью, точностью и полнотой.

Общая тенденция многих работ по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из ведущих функций оценки называется контроль как условие формирования знаний и умений у обучающихся (П.Я. Гальперин, 1985; Н.В. Кузьмина, 1993; А.А. Реан, 1993; В.А. Якунин, 1988 и др.). Это объясняется тем, что контроль, согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1985), входит в состав оценочных действий как одна из его функциональных частей. Вместе с тем контроль выступает в качестве основы формирования способности учащегося к вниманию и развитию психических познавательных процессов.

В психолого-педагогической литературе по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выделяются и такие функции оценки как: образовательная, воспитывающая (Г.И. Щукина, 1977), информационная (С.П. Безносов, 1982), направляющая (А.Г. Долманов, 1991), мотивационная (К.В. Сапегин, 1994), поучительная (Т. Новацкий, 1979) и другие.

45. Функции педагогической оценки:

·обучающая - эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

·воспитательная - формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

·ориентирующая - воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

·стимулирующая - воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

·диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

·проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

·формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

·мощный мотив учебной деятельности учащихся;

·изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

46.Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву)

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные):
- отсутствие оценки
- опосредованная оценка
- неопределенная оценка.

2) Отрицательные оценки

3) Положительные оценки.

Амбивалентные оценки:

1. Отсутствие оценки - учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.

2. Опосредованная оценка - это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») - это травмирующая оценка.

Эти два типа Ананьев называет «исходными» , вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.

3. Неопределенная оценка - тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.

- Замечание - это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.

- Отрицание - это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно - хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).

- Порицание - различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.

Положительные оценки

- Согласие - это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция - стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.

- Одобрение - это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.

- Признание - представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

- Поощрение - может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.

47. Отметка и оценка

Оценка -процесс, это деятельность оценивания, осуществляемая педагогом.

Отметка - результат этого процесса, его условное отражение. На основе оценки появляется отметка. В процессе учебной деятельности иногда наблюдается явление угасания реакции: слишком частое использование одних и тех же стимулов (положительных или отрицательных оценок) ведет к постепенной утрате их мотивирующей роли. Крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, кот. имеют средние по величине отметки.

Основные функции педагогической оценки по Ананьеву: 1) Ориентирующая - способствует осознанию уч-м той деятельности, кот. он выполняет, и осознанию своих собственных решений. 2) Стимулирующая - воздействует на эмоционально-волевую сферу уч-ка посредством переживания успеха или неуспеха

Виды пед. оценок: 1) Предметная : касается содержания, предмета учебн. деят-ти уч-ка, но не его личности.2) Персональные пед. оценки : относятся к индивидуальным качествам уч-ка (старание, прилежание). 3) Материальные (привлекательные вещи, деньги и т.д.)4) Моральные (похвала или порицание)5) Результативные - относятся к конечному результату деятельности.6) Процессуальные - относятся к процессу, а не к конечному результату7) Количественные , соотносящиеся с объемом выполненной работы8) Качественные , соотносящиеся с качеством, точностью и аккуратностью выполненной работы.

Типы оценок ситуации опроса, или парциальные оценки.

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные) : (Отсутствие оценки - учитель никак не оценивает уч-ка, опосредованная оценка - это оценивание одного уч-ка через другого, неопределенная оценка -часто единственное ее выражение- слова, жесты, кот. не позволяют уч-ку понять как его оценили.) 2) Отрицательные оценки (Замечание,отрицание,порицание) 3)Положительные оценки (Согласие, oдобрение, признание,поoщрение)

Групповые и индивидуальные нормы оценки:

Групповая - оценивает уч-ся по сравнению с др. учащимися; стандартизация заданий.

Индивидуальные нормы оценивания - оценка уч-cя в сопоставлении с предшествующими достижениями.

48. Психологическая сущность воспитания

Кандыбович, Дьяченко: в широком смысле слова воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.

В узком смысле слова воспитание - это планомерное, целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.

Бадмаев Б.Ц.: воспитание - это процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной, целенаправленной деятельности родителей и педагога.

Воспитание - это приобретение индивидом общественно-признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качества и образцов поведения процессов образования.

Кондратьева С.В.: воспитание - это формирование целостной структуры личности.

49.Психологические условия успешности воспитания

1) Знание и понимание учителем, воспитателем психологии ребенка. Имеются в виду интересы ребенка, его ценностные ориентации, потребности, самооценка, уровень притязаний, содержание притязаний, особенности темперамента, конкретные возрастные особенности, какой психический механизм является ведущим в данном возрасте (внушение, подражание, идентификация).

2) Включение ученика в деятельность, т.е. формирование мотивов и способов поведения в собственной деятельности.

3) Установление контакта с воспитанниками и преодоление смысловых барьеров:

Контакт - установление таких взаимоотношений, в результате которых возникает взаимопонимание и сотрудничество.

Смысловой барьер - это отрицательная реакция ребенка на требование учителя, воспитателя, вызванная тем, что они вкладывают в это требование разный смысл.

Различные 3 варианта смыслового барьера

1. У ребенка другой взгляд на некоторые вещи, чем у взрослых

2. Когда требования учителя воспринимаются учеником как насмешки, придирки

3. Смысловой барьер возникает к требованиям отдельных учителей

4) Предупреждение и преодоление аффекта неадекватности. неадекватность - это тяжелое эмоциональное состояние, которое является результатом повышенных притязаний личности, несовпадающих с ее реальными возможностями; у такого ученика устойчивая самооценка выше, чем реальные достижения, чем оценка, которую дают ему другие.

Причины аффекта неадекватности: незаслуженно высокие оценки со стороны других, завышенные притязания и самооценка, доминирование направленности на себя.


Михасева Ирина Васильевна, ГБОУ школа №359 , учитель русского язы-ка и литературы, город Санкт - Петербург

Аннотация
Несмотря на многочисленные исследования, проблемы оцен-ки знаний учащихся остаются недостаточно изученными, а в рус-ле общего процесса модернизации образования закономерно возникает вопрос о необходимости совершенствования сущест-вующей системы отметок. Успех обучения во многом зависит от того, как правильно и своевременно выставлена оценка за тот или иной вид деятельности школьника. У каждого учителя долж-на быть своя система оценки. Она должна включать разнообраз-ные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Все, наверное, знают эти строчки из стихотворения А. Л. Барто:
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка.
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон -
Значит, пять или четыре получил сегодня он.

Как знакома нам, педагогам, эта картина. Несмотря на то, что 80% проанкетированных учащихся нашей школы отмечают, что знания важнее, чем выставленная оценка, что учились бы, если оценок не ставили бы вообще, всё же оценка остаётся важным элементом в процессе обучения. Современная традиционная 5-балльная система оценивания не даёт полной картины школьной жизни. Она мало информационная. Но другой у нас пока нет. По-пробуем изобразить социальный портрет оценки:
«5» - торжествующая,
«4» - обнадёживающая,
«3» - равнодушная,
«2» -угнетающая.

Оценка. Что же это такое?
Оценка - это результат учебного труда ученика и учителя. Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми зна-ний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. Оценить - зна-чит установить уровень, степень или качество чего-либо.

Оценка является необходимым компонентом учебного процес-са. Почему? Потому что человек, который работает, а учёба - это работа, нуждается в определённом отношении к тому, чтобы ре-зультаты его труда оценивались. И больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его огорчает отрицатель-ная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игно-рируется, не замечается, он не востребован. Когда домашнее за-дание задаётся, но не проверяется, когда сделанное сообщение, доклад или конспект оцениваются учителем без чтения, хотя и положительно. Научные исследования показывают, что поощ-ряемые ученики достигают больших успехов по сравнению с те-ми, кто никак не поощрялся.

Однако, как выявила практика, всё происходит несколько ина-че. 78% опрошенных учителей нашей школы считают, что, оце-нивая учащегося, они проявляют педагогическое мастерство, так как, выставляя оценку, учитывают все виды деятельности учаще-гося на уроке, объём выполненной работы, индивидуальные со-циально-психологические особенности ребёнка, особенности са-мой учебной деятельности. Но при этом единицы учителей име-ют систему оценивания всех видов работ. 70% учителей исполь-зуют чаще всего в своей работе на уроке только фронтальный опрос. 10% педагогов совсем не комментируют выставленные оценки или комментируют по просьбе самого ученика, а коммен-тарии носят краткий, свёрнутый характер.
Почему это происходит? Может потому, что у нас есть некото-рые сомнения относительно целесообразности оценки за тот или иной вид работы на уроке, недостаточно ясно представляем функции оценок, подзабыли требования к выставлению оценок и не понимаем тех отрицательных последствий, к которым может привести формализм в выставлении оценок.

Каковы же функции оценок в учебном процессе? Они таковы:
. диагностическая
Проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уров-ню подготовки учащегося. Оценка - инструмент оповещения об-щественности и государства о состоянии и проблемах образова-ния в данном обществе. А проблемы есть. У нас в России 100% успеваемость! Чего, наверное, быть не может. Например, Фран-ция даёт аттестаты с положительными оценками 70% учащимся и гордится этим, так как до войны и сразу после неё их было только 50%. А в России у нас один неуспевающий - А.С. Пушкин. Ведь у него при обучении в Лицее по геометрии был «0».
. образовательная
Оценка определяет полноту и осознанность знаний, умение применить их на практике, показывает степень развития основ-ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб-щение).
. личностно-ориентированная
Выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору пре-одоления заниженной самооценки учащегося и тревожности. Правильно организованный контроль и выставленная оценка снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Тестирование среди наших учеников показывает, что мы, учите-ля, порой не можем правильно организовать опрос и контроль. 60% учащихся говорят, что перед контрольной работой испыты-вают страх, 74% учащихся тревожит ожидание опроса.
. воспитательная
Объективно выставленная оценка должна способствовать фор-мированию навыков систематического и добросовестного отно-шения к учебным обязанностям, обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником и родителями.
. стимулирующая
Оценка оказывает на волевую сферу посредством пережива-ния успеха и неуспеха и на личность в целом.
. эмоциональная

Любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный настрой. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, поддержать, окрылить, но может и огорчить, усугу-бить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Так 50% опрошенных учеников, получив плохую оценку, будут переживать все выходные дни, 40% - испытывают стыд при объявлении неудовлетворительной оценки. Значит, реализация этой оценочной функции заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радость вместе с ним, огорчение вместе с ним). Ученика нужно всегда ориентировать на успех, выражать уверенность в том, что данный плохой результат может быть изменён к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - залог того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует ошибки и наметит пути их устранения.

Социальная
Учитель должен помнить, что оценка влияет на межличностные отношения в коллективе класса. По анкетам 70% учащихся бес-покоятся, что их отметка несколько хуже, чем у других учеников в классе, а 30% - волнует реакция сверстников на полученную ими оценку. Положительная оценка, несомненно, укрепляет социально-психологические позиции ученика, а негативные оценки нередко делают школьника изолированным и отвергнутым в классе. Это ведёт к снижению мотивации, активности и успешности, а иногда заставляет проявить агрессию.
. информационная

Выставленные оценки дают возможность проанализировать результаты и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса с обеих сторон, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Какие же требования нужно учитывать при выставлении оценок? Прежде всего необходимо учитывать
. психологические особенности ученика,
. объём знаний по учебному предмету,
. понимание изученного, самостоятельность суждения,
. степень систематизации и глубину знаний,
. действенность знаний, умение применять их на практике.
Оценка должна быть
. объективной и справедливой;
. выполнять стимулирующую функцию.

Нужно создать систему оценивания. Она должна быть единой применительно к конкретному классу в рамках единого образова-тельного процесса. Желательно фиксировать изменения общего уровня подготовленности учащегося и динамику его успехов. Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимися своих достижений.

Выставленные оценки обязательно нужно комментировать. Учитель должен, во-первых, указать наиболее типичные ошибки в работе учеников; во-вторых, стимулировать интерес к учению, открывая перспективы, если тема качественно будет изучена; в-третьих, комментированием нужно обеспечить согласие учащегося с выставленной оценкой, если нужно, давая возможность отстоять ученику свою точку зрения.

Заглядывая в тетрадь или дневник ученика, иногда можно встретить словесную оценку учителя. Она тоже очень важна и нужна. Но почему-то дальше слов «молодец» и «умница» дело не идёт. А сколько необходимых душевных слов можно было бы написать:
. Хорошо!
. Удивительно!
. Великолепно!
. Прекрасно!
. Грандиозно!
. Незабываемо!
. Отлично!
. Талантливо!
. Экстра-класс!
. Красота!
. Это трогает меня до глубины души.
. Именно это я давно ждала!
. Ты одарённый.
. Потрясающе!
. Замечательно!
. Неподражаемо!
. Как в сказке!
. Ты на верном пути.
. Здорово!
. Поздравляю!
. Ух!
. Я тобой горжусь.
. Работать с тобой - просто радость.
. Я знала, что тебе это по силам.
. Гораздо лучше, чем я ожидала.
. Лучше, чем все, кого я знаю.
. Я горжусь тем, тебе это удалось.
. Я просто счастлива!
Сухомлинский говорил: «Оценка - это вознаграждение за труд, а не наказание за день». Учителю при подготовке к уроку нужно помнить, что поиски необходимых форм оценки и её организация - важная задача педагога.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Век Х., «Оценки и отметки», Москва, «Просвещение», 1984г.
2. Бурцев К., «Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки»// Современная гума-нитарная гимназия, Москва, «Просвещение», 1996г.
3. http://www.coolreferat.com

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Кристина Маркелова
Педагогическая оценка, как средство воспитания

Одно из важных средств педагогического влияния на детей является оценка .

Педагогическая оценка , как главное средство , направляющее поведение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составную часть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствами призвана служить решению его основных задач.

Одной их основных задач воспитания , стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребёнком. Для того, чтобы установить такой контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроениях.

Ребёнок нуждается в общении, ему важно, чтобы его слушали, понимали, обращали на него внимания. Ребёнок нуждается в одобрении взрослого, для него это важно. «Например, когда все дети пошли одеваться на прогулку, девочка Ксюша села на скамейку и начала рассказывать, как она с папой ходила в зоопарк. Ей взрослый говорит, сначала оденься, потом расскажешь. Посмотри, все одеваются, и некто не разговаривает». Это не правильно. Нужно ребёнку сказать «Давай договоримся, ты будешь одеваться, и рассказывать, кого вы с папой видели в зоопарке».

Для педагогической оценки является активное слушание, которое предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребёнок на самом деле, умение его слушать.

В дошкольном возрасте ребёнок нуждается постоянном одобрении, его поступков (то есть, нет плохих и хороших детей, ребёнок совершает разные поступки, а взрослый объясняет, как надо поступать в данной ситуации.)

Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на ребёнка, его сознание. Поэтому важно, если у ребенка что-то не получается, подбодрить его словами : «Ничего страшного, давай попробуешь ещё раз, не получится, я тебе помогу, подскажу. Или давай попробуем сделать вместе». Наблюдая за поведением ребёнка, за его реакцией на успехи или неудачу в разных видах деятельности можно составить общее представление о том, насколько ребёнок уверен в себе.

Педагогическая оценка направлена на помощь ребенку в обучении и развитии. Она не направлена на то, чтобы делить детей, способен или не способен освоить или понять что-либо. Всегда помните, что ваша цель – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать что-то новое, сориентировать, разобраться в себе. Педагогическая оценка ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску и не должна сравнивать («Вот посмотри, как хорошо ведёт себя Катя, а ты как всегда только балуешься. Плохое поведение». Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей «Посмотрите дети, как плохо слепил гнёздышко для птички Максим, не так как я показывала, разве это гнездо… В твоё гнездо птичка не прилетит….» «Вот посмотри, как Юра умеет одеваться, а ты даже сандали не можешь застегнуть». Любое достижение ребенка сопоставляется лишь с его собственными достижениями.

Таким образом педагогическая оценка является основой педагогического процесса . Она помогает воспитателю выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и группы в целом. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка , обеспечивая ему эмоциональный комфорт. Если у ребёнка что-то не получается нужно улыбнуться ребёнку сказать «У Насти получилось и у тебя обязательно получится (я тебе в этом помогу…» … «Вот видишь какой ты молодец, получилось же.» Ребёнка нужно подбадривать и тогда у ребёнка повысится эмоциональный настрой.

Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;

Педагог должен не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка . Ребенок испытывает чувство обиды, если незаслуженно получает отрицательную оценку . Например в выше приводящем примере (в лепке гнезда) . Положительная предвосхищающая оценка , данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том , что все дети могут отнести к себе эту оценку . Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.

Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке , которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!» )

Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке .

Педагогическая оценка даёт ребёнку коррекцию в его поведении и действиях.