Болезни Военный билет Призыв

Реформы вооруженных сил на современном этапе. Реформа армии в россии. Итак, в чем состояли реформы Милютина

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/ 199 9 , стр. 2- 13

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Оптимизация военной организации государства

Генерал-полковник В.Л.МАНИЛОВ ,

первый заместитель начальника

Генерального штаба Вооруженных Сил РФ,

доктор политических наук

СОВРЕМЕННАЯ военная реформа как совокупность количественно-качественных преобразований военной организации государства, направленных на ее оптимизацию, приведение в соответствие с новыми геополитическими и военно-стратегическими реалиями, объективными потребностями защиты национальных интересов, является важнейшей составной частью политических и социально-экономических реформ в нашей стране, одним из определяющих условий их успеха, действенным фактором обеспечения обороны и безопасности России, ее влиятельной и конструктивной роли в современном мире.

Военная организация государства - это сложная, многопрофильная, многоуровневая система. В широком смысле она включает три основные подсистемы: во-первых, это - военная сила, т.е. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к решению задач обороны и безопасности страны; во-вторых, это - материально-техническая база строительства, подготовки и применения военной силы, т.е. совокупность элементов государства и общества, обеспечивающих функционирование и развитие военной организации, и, в-третьих, это - духовный потенциал. Он объединяет большой спектр социальных, нравственно-этических, психологических явлений, синтезирующихся в укладе жизни, национальном характере, традициях народа, его исторической памяти, в отношении общества и граждан к военной службе, воинскому долгу, военной профессии, защите Отечества.

В узком смысле военная организация представляет собой систему органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил, воинских формирований, совместная, согласованная, скоординированная деятельность которых обеспечивает решение специфической, чрезвычайно важной, жизненно необходимой для стабильности и прогресса общества и государства задачи - защиты национальных интересов и безопасности страны.

Характер, содержание, формы такой защиты определяются объективными условиями существования государства в мировом сообществе, его местом и ролью в системе международных отношений. Они находят отражение в составе, структуре, численности, техническом оснащении, подготовке и других параметрах военной организации. Когда возникают устойчивые противоречия между этими параметрами военной организации государства и условиями его существования, военная реформа становится объективной необходимостью. Ее катализатором выступают главным образом военные победы либо поражения, затрагивающие геополитическое, военно-стратегическое положение государства, изменяющие или способные изменить его место и роль в мире; обострившиеся проблемы реализации и защиты его национальных интересов, прежде всего жизненно важных; достижения научно-технического прогресса, социальные потрясения и т.д. Военной реформе предшествуют и ее сопровождают ломка привычных, казавшихся незыблемыми военно-политических установок, стандартов и стереотипов, упразднение или радикальное преобразование отживших, отслуживших свое систем, органов и структур, частичная или полная замена военной доктрины, стратегических концепций, подходов к обеспечению функционирования военной организации в мирное и военное время, ее комплектованию, другие явления и процессы.

В силу этого военная реформа требует консолидации и высокой концентрации материальных и духовных ресурсов общества на решении комплекса интеллектуальных, политических, организационно-технических, социально-экономических, военно-стратегических и нравственно-этических задач, выполнять которые приходится, как правило, в исторически сжатые сроки. Суть этих задач, квинтэссенция результатов, на достижение которых направлено их решение, сводится, в конечном счете, к оптимизации военной организации государства, что подтверждает, в частности, опыт отечественных военных реформ.

Применительно к преобразованию ядра военной организации - вооруженных сил - их ретроспектива выглядит следующим образом. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века продолжалась более десяти лет и привела к созданию вместо прежних дружин новой, поместной армии - прообраза (в виде шести стрелецких полков) постоянной армии России с единым, централизованным управлением и снабжением. Военная реформа Петра I в начале XVIII столетия затянулась практически на четверть века. Ее главным результатом стала регулярная армия. Милютинская реформа во второй половине XIX века осуществлялась более 15 лет и закончилась возникновением массовой армии. Общим итогом военной реформы 20-х годов нынешнего века стала кадрово-территориальная армия.

Современная военная реформа в России имеет дело с армией всеобщей воинской обязанности и рассчитана (по реализации основных мероприятий) на восемь - десять лет, а по достижении намеченного конечного результата - создания профессиональной армии - более чем на четверть века.

Поступательное движение от рубежа к рубежу: дружина - поместная (постоянная) армия - регулярная армия - массовая армия - кадрово-территориальная армия - армия всеобщей воинской обязанности - профессиональная армия - отражает как национальную, российскую традицию, так и освоенный с ее учетом мировой опыт и неизменно ориентировано на повышение эффективности военной организации, ее готовности и способности наилучшим образом защитить Отечество при рациональном использовании средств и ресурсов. А это и есть оптимизация. По своим целям и содержанию она подразумевает, в сущности, избавление военной организации от всего излишнего, ненужного, неработающего, от параллельных, дублирующих, устаревших, неэффективных органов и структур, обновление, повышение качественных характеристик, полезной отдачи материально-технической базы, систем комплектования и подготовки, исключение непроизводительных, не оправданных интересами обороны и безопасности страны расходов.

Комплексные исследования проблем военной реформы в контексте решения новых задач военного строительства, обеспечения обороны и безопасности России были развернуты в 1992 году. В них участвовали ведущие научные коллективы, ученые, специалисты, практики. Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года утверждены Основные положения военной доктрины Российской Федерации - один из первых базовых документов военной реформы. В нем изложены политические, военные, военно-технические и экономические основы военного строительства в условиях современной эпохи, закреплены принципиальные положения о предотвращении войн и вооруженных конфликтов как сверхзадаче российского военного строительства, о партнерстве, о безусловном приоритете политико-дипломатических и других невоенных средств в обеспечении стабильности, безопасности и мира. В доктрине сформулированы основы российской политики в области ядерного оружия, указаны ключевые параметры стратегии сдерживания. Посредством классификации источников военной опасности в ней определены направления и политические принципы парирования внешних и внутренних угроз, задачи и приоритеты военного строительства, требования к военной организации государства и ко всем ее компонентам, т.е. создана система ориентиров для военного строительства и военной реформы. Рамки же общегосударственной работы в этой области установил другой важнейший концептуальный документ - Основные направления военного строительст ва в Российской Федерации на период до 2005 года, введенный в действие Указом Президента России в августе 1995 года. В нем оптимизация определена в качестве генерального направления развития военной организации государства как единой сбалансированной системы.

В соответствии с этими документами и на их базе были разработаны планы строительства Вооруженных Сил и других войск, Программа вооружения, другие программные документы и планы. Одновременно создавались и совершенствовались правовые основы военного строительства: законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», а также законы, регламентирующие строительство и развитие отдельных компонентов военной организации, кроме того, ряд системообразующих указов Президента Российской Федерации.

Однако на практике, даже при наличии такой основательной базы, длительное время мало что делалось для реализации наиболее важных задач реформы. Чаще всего медлительность, нерешительность, а то и просто бездеятельность оправдывались отсутствием средств. Их действительно хронически недоставало, и при остром дефиците активных, инициативных действий по поиску выхода из сложившейся ситуации сформировался замкнутый и совершенно порочный круг: ограниченные средства практически целиком расходовались на содержание военной организации в существовавших (а порой и в необоснованно возраставших по составу и численности некоторых компонентов) параметрах.

Пребывание в таком состоянии означало для военной организации неуклонную деградацию и в конечном счете самоуничтожение. Чтобы разорвать этот круг, нужны были политическая воля, способность мыслить и действовать неординарно, нестандартно. В не меньшей степени требовалось умение консолидировать, собрать по крупицам, мобилизовать сохранившийся в самой военной организации потенциал, направить его на практическую работу по преодолению кризиса, на последовательную реализацию труднейших задач военной реформы.

Такая воля, такая способность оказались востребованными 9 июня 1997 года. В этот день Президент Российской Федерации утвердил Замы сел реформирования Вооруженных Сил России, представленный министром обороны Российской Федерации И.Д.Сергеевым. В этом документе было синтезировано все лучшее из того, что удалось наработать за несколько предшествующих лет. Но самое важное - он был нацелен на немедленный перевод военной реформы из сферы политической риторики в практическую плоскость. Именно этот день стал фактически поворотным пунктом в развитии военной реформы.

Одновременно с развертыванием практической работы продолжалась энергичная подготовка концептуальных документов военной реформы: Концепции строительства Вооруженных Сил, Основ государственной политики России в области военного строительства на период до 2005 года. Был издан ряд президентских указов и правительственных постановлений, в соответствии с ними разработаны конкретные программы, планы. Преобразования приобрели целенаправленный, системный характер. Высокий профессионализм, максимальное использование внутренних резервов и возможностей, инициатива, творчество, самоотверженность офицерского корпуса позволили к исходу 1998 года создать стратегический плацдарм военной реформы.

За полтора года в значительной степени были материализованы мероприятия первого этапа реформирования Вооруженных Сил. Проведена глубинная интеграция Ракетных войск стратегического назначения, Военно-космических сил и войск ракетно-космической обороны. Решение этой сложнейшей, многоплановой и многоуровневой задачи позволило создать качественно новый вид Вооруженных Сил, обеспечив высокий (более 90%) уровень его боеготовности и существенный (на 15-20%) суммарный прирост боевой эффективности. Одновременно достигнута ощутимая экономия средств и ресурсов.

Решена еще одна масштабная задача - объединены два крупнейших вида Вооруженных Сил - ВВС и Войска ПВО. Сегодня ВВС - это высокоэффективная структура, способная решать комплексные задачи с применением оборонительных и ударных видов оружия. Их сбалансированный боевой состав консолидировал лучшие, наиболее эффективные системы ВВС и Войск ПВО: управления войсками и оружием, авиационные, зенитные ракетные и радиотехнические комплексы, элементы инфраструктуры.

Проводится оптимизация Сухопутных войск, состоящих сегодня из трех основных компонентов: полноценных соединений и частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими и техникой соответственно до 80% и 100% штата военного времени; соединений и частей сокращенного состава и кадра, ведущих мобилизационную работу и обеспечивающих кратковременное и длительное хранение вооружения и военной техники; стратегических резервов. Все три компонента имеют ясное предназначение, конкретные задачи.

Реализуется план придания военным округам статуса оперативно-стратегических командований. Завершено объединение Забайкальского и Сибирского военных округов, на очереди - интеграция Уральского и Приволжского (до конца нынешнего года). Уточнены задачи и порядок применения объединений видов Вооруженных Сил нового состава и численности при решении задач во взаимодействии с другими войсками.

Масштабные преобразования осуществляются в ВМФ. Совершенствуются их структура, состав и группировка. Ведется системная, целенаправленная работа по переходу на новую организационно-штатную структуру. Устаревшая пятизвенная система управления практически заменена на более эффективную двух-трехзвенную. Созданы уникальные объединения ВМФ на Балтийском и Тихоокеанском флотах, включающие в себя морские силы, сухопутные и береговые войска, авиацию и ПВО.

Существенные преобразования проведены в системе управления ВС РФ: конкретизированы функции органов военного управления в соответствии с современными задачами строительства, развития и применения Вооруженных Сил; упразднены параллельные, дублирующие структуры; повышена эффективность работы на всех уровнях, в том числе в высшем эшелоне; усилен контроль и персонифицирована ответственность за выполнение задач.

Завершается формирование интегрированных систем тылового и технического обеспечения. Идет реформирование системы военного образования с оптимизацией сети вузов и поэтапным сокращением их числа со 101 до 57. Реорганизуется система военной науки: военно-научный комплекс переводится на трехуровневую структуру и уменьшается почти вдвое (в соответствии с реальным объемом сегодняшних и перспективных задач) число научно-исследовательских организаций Министерства обороны.

В рамках второго этапа реформы - в течение первого пятилетия XXI века - будет обеспечен планомерный переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил с повышением качественных параметров войск. В их числе прежде всего мобильность (с увеличением к 2005 году по сравнению с 1997-м ресурсообеспеченности в три раза, удельных расходов на текущее и перспективное оснащение ВВТ - в четыре с половиной раза); управляемость (с освоением трехвидовой структуры Вооруженных Сил, созданием двух-трехзвенной системы управления на базе автоматизации и передовых информационных технологий, реализацией интеграционных возможностей оперативно-стратегических командований); профессионализм (с использованием обновленной системы военного образования, повышением расходов на оперативную и боевую подготовку к 2005 году по сравнению с 1997 годом в 12 раз); твердая воинская дисциплина и правопорядок.

Идея оптимизации пронизывает весь комплекс документов военного строительства, на котором базируется военная реформа. Наиболее емко и точно ее выражает формула: «эффективность - стоимость - реализуемость». Это своего рода система координат, в которой формируются и воплощаются единые требования к тому облику военной организации государства, который должен быть создан.

Применительно к основным составляющим военной организации эти требования могут быть сгруппированы следующим образом.

По военно-силовой составляющей. Число министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе войска и воинские формирования, должно быть сведено к минимуму. Необходимо сократить общую численность, оптимизировать структуру, состав войск и воинских формирований. Имеется в виду сохранить в составе военной организации только те из них, которые действительно решают задачи обороны и безопасности военно-силовыми средствами и методами. Именно в них и только в них должна быть конституирована военная служба со всеми присущими ей атрибутами, ограничениями гражданских прав и свобод и соответствующими льготами и компенсациями.

По военно-технической составляющей. Должно быть осуществлено планомерное структурное, качественное преобразование материально-технической базы обороны и безопасности. Главное здесь - обеспечение эффективности системы вооружения и военной техники, прежде всего за счет приоритетного решения задач модернизации, унификации и стандартизации, повышения организационно-технического и технологического уровня эксплуатации и ремонта, сохранения и укрепления научно-промышленного потенциала для качественного планомерного технического оснащения и переоснащения войск, а также отвечающего национальным интересам России военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Должна быть преобразована, а на некоторых направлениях сформирована заново система мобилизационной подготовки экономики и населения страны, адекватная нынешним реалиям - условиям и требованиям рыночной экономики, новым отношениям собственности. Коренным образом следует изменить и систему финансирования, начиная с введения в действие нового бюджетного классификатора и заканчивая рациональным, контролируемым использованием внебюджетных средств.

По военно-патриотической, духовной составляющей. Необходимо обеспечить активную морально-политическую поддержку военной реформы со стороны общества, преодолеть кризис оборонного сознания, устранить его последствия, возродить престиж военной службы и уважение к военной профессии. Должны быть обеспечены: гарантированная достойная оплата государством ратного труда; реализация прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, их семей; предоставление им предусмотренных законом льгот, гарантий и компенсаций; соответствие общественно-политического, правового статуса воинского долга российской национальной традиции, значению его самоотверженного исполнения для возрождения и процветания России.

Выполнение требований к облику военной организации России, определяющих основное содержание военной реформы, предполагает формирование и последовательную реализацию единой государственной политики военного строительства. При этом, разумеется, надо иметь в виду, что военная реформа не исчерпывает всего содержания военного строительства, представляющего собой непрерывный процесс повседневного функционирования и развития военной организации государства. Военная реформа и военное строительство соотносятся между собой как часть и целое. Первая, по действующим документам, ограничена жесткими хронологическими рамками двухэтапного периода - до 2001 и до 2005 года. Вместе с тем востребованная к жизни коренными, порой революционными изменениями в производительных силах, производственных отношениях, достижениями в науке, технике, технологиях, развитии средств и способов вооруженной борьбы, военная реформа на время ее осуществления может стать наиболее важной, определяющей частью военного строительства.

Именно такая роль объективно принадлежит современной российской военной реформе - она отражает радикальное изменение геополитического и военно-стратегического положения России: ослабление ее международных военно-стратегических позиций на фоне общей перегруппировки сил на мировой арене, стремления одной сверхдержавы к закреплению своего единоличного господства, зреющих амбиций новых центров силы, их претензий на лидерство, перемещения фокуса международных противоречий с глобального на региональный уровень, обострения противоречий на национал-экстремистской, сепаратистской, религиозно-фундаменталистской почве, активизации организованной преступности, терроризма. Все это в сочетании с фактическим разрушением единого оборонного пространства вследствие распада СССР и ликвидации Организации Варшавского Договора предопределяет беспрецедентный масштаб преобразований, составляющих содержание военной реформы. Их особая сложность, а нередко и болезненность обусловлены тем, что осуществлять преобразования приходится в условиях реформирования всей общественной системы, затяжного внутриполитического противостояния, социально-экономического кризиса, резко ограниченных финансовых возможностей государства. При этом должна одновременно надежно выполняться задача постоянного поддержания на надлежащем уровне готовности и способности Вооруженных Сил, всей военной организации предотвратить, а в случае необходимости пресечь агрессию любого масштаба против России и ее союзников.

В этих условиях оптимизация - как идеология, как метод, как сверхзадача и как стратегия военной реформы - становится не только абсолютно необходимым, но и единственно возможным средством достижения ее целей. Она позволяет реализовать наименее затратный путь преобразования военной организации государства, обеспечения ее эффективности, адекватной современным и перспективным условиям и задачам обеспечения обороны и безопасности в мирное и военное время.

Основное содержание стратегии оптимизации выражается прежде всего в системе принципиальных положений, определяющих приоритеты, направленность и характер преобразований. Ее краеугольный методологический принцип - четкая регламентация функций и вытекающих из них задач на каждом конкретном направлении деятельности военной организации. На основе всесторонних оперативно-стратегических и технико-экономических расчетов определяются необходимые силы, средства, ресурсы. Формируется и апробируется методика их рационального, жестко контролируемого использования, и в соответствии с этим определяются структура, состав, численность того или другого конкретного компонента военной организации. Это позволяет создать рациональные, сбалансированные, работоспособные и продуктивные органы и структуры, нацеленные на решение определенных задач, имеющие конкретные полномочия и ответственность.

Генеральный вектор стратегии оптимизации ориентирован на приведение основных количественно-качественных параметров военной организации в соответствие с реальными задачами по парированию угроз национальной безопасности России. При этом должно быть обеспечено решительное повышение способности компонентов военной организации к согласованным действиям по выполнению этих задач на основе централизации оперативного руководства всеми привлекаемыми силами и средствами и совершенствования взаимодействия. А это предполагает создание единых централизованных систем управления военной организацией и военной инфраструктурой государства, способных без существенных преобразований обеспечить решение задач как в мирное, так и в военное время.

Важнейшие положения стратегии оптимизации связаны с комплексированием задач обороны и безопасности, которые в основах государственной политики России по военному строительству четко классифицированы. Определена головная роль тех или иных компонентов военной организации в их решении, в координации деятельности и осуществлении взаимодействия. В частности, Министерство обороны выступает «главным действующим лицом» в решении задач обороны страны, охраны и защиты государственной границы в воздушном пространстве, на суше и на море; МВД - в пресечении, локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов внутри страны; ФСБ - в борьбе с терроризмом, политическим экстремизмом, с разведывательной деятельностью спецслужб и организаций иностранных государств; ФПС - в охране государственной границы; МЧС - в решении задач гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий; ФСЖВ - в обеспечении технического прикрытия и восстановлении железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны; ФАПСИ - в обеспечении информационной безопасности.

При этом должны обеспечиваться оперативное привлечение и рациональное использование наличного потенциала компонентов военной организации, реализация возможностей всех имеющихся в распоряжении государства войск, воинских формирований и органов, сил, средств и ресурсов для эффективного решения задач обороны и безопасности с исключением однотипных по функциям структур, узковедомственных подходов, местничества, необоснованных затрат.

Принципиальное значение для последовательного осуществления стратегии оптимизации имеет реализация функций Генерального штаба Вооруженных Сил России по координации разработки планов строительства и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их оперативной и мобилизационной подготовки, организации взаимодействия в интересах обороны страны. Должна функционировать единая система планирования военного строительства, предусматривающая разработку документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера на основе программно-целевого подхода.

Оптимальные условия для эффективного использования совокупного потенциала военной организации создаются введением единой системы военно-административного деления территории России. В целях оптимизации управления межвидовыми группировками войск и сил общего назначения, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач по обеспечению обороны страны на стратегических направлениях на базе управлений военных округов создаются оперативно-стратегические командования.

При этом в рамках стратегии оптимизации предполагается осуществить преобразование структуры всех компонентов военной организации:

Вооруженных Сил - на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух - космос, море;

внутренних войск МВД - путем снятия в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию, сокращения количества охраняемых ими государственных объектов, а в последующем - трансформации в Федеральную гвардию (Федеральную милицию внутренней безопасности) с упразднением округов внутренних войск и созданием региональных командований (управление - в соответствии с единым военно-административным делением территории страны);

Федеральной пограничной службы - с учетом реальных задач охраны государственной границы на суше, море, реках, озерах и других водоемах с поэтапным преобразованием пограничных округов (групп) в региональные управления, а пограничных войск - в пограничную охрану, последовательным переходом на преимущественно невойсковые способы служебной деятельности, адекватным сокращением войсковых компонентов и преобразованием органов пограничной стражи на участках, где войсковая охрана государственной границы нецелесообразна;

Железнодорожных войск - в соответствии с планом применения Вооруженных Сил и современными требованиями по выполнению задач транспортного обеспечения мобилизационного развертывания и применения Вооруженных Сил и других войск в военное время, а также поддержания устойчивого функционирования железнодорожного транспорта России;

ФАПСИ- в интересах приведения количества региональных управлений в соответствие с военно-административным делением территории страны;

МЧС - за счет преобразования войск гражданской обороны в невойсковые формирования и объединения их с поисково-спасательной службой в рамках единой Государственной спасательной службы МЧС России, организационно состоящей из рационально размещенных на территории страны спасательных центров, учреждений и организаций по их обеспечению;

ФСБ, ФСО и СВР - исходя из необходимости комплексного решения задач обороны и безопасности страны, обеспечения эффективной реализации функций этих компонентов военной организации.

Кроме того, до 2001 года должны быть расформированы или включены в состав Вооруженных Сил (в пределах установленной для них штатной численности) войска и воинские формирования, деятельность которых не урегулирована федеральными законами. Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военной организации в 2001 - 2005 годах предусматривается осуществлять до уровня, позволяющего наряду с другими мерами обеспечить повышение ее основных качественных параметров.

Достижение целей стратегии оптимизации находится в прямой зависимости от планомерного, скоординированного перехода военной организации к рациональным, сопряженным (единым, общим, объединенным) системам технического и тылового обеспечения на основе целесообразной интеграции и взаимного делегирования, при необходимости, полномочий и с учетом специфики структуры, состава и решаемых задач.

При этом в системе технического обеспечения предусматривается создать единую нормативную техническую базу для централизованного программно-целевого планирования заказов вооружения, военной техники и других материальных средств, организации и проведения мероприятий по техническому обеспечению военной организации в мирное, военное время и в кризисных ситуациях с передачей в полном объеме Министерству обороны функции заказа вооружения и военной техники и других материальных средств общего назначения. Одновременно с унификацией и стандартизацией, радикальным уменьшением типажа и номенклатуры вооружения, военной техники и других материальных средств общего назначения будет внедряться территориальный принцип заводского ремонта вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения, технического обеспечения группировок независимо от ведомственной принадлежности.

Оптимизация системы технического оснащения военной организации предполагает концентрацию сил и средств на восстановлении и поддержании в боевой готовности имеющихся систем вооружения, средств управления и разведки, а также на их модернизации, создании научно-технического, конструкторского и технологического задела. Приоритет-ными направлениями в этой сфере на период до 2005 года являются: совершенствование комплекса систем и средств, предназначенных для решения задачи ядерного сдерживания; развитие интегрированных систем и средств связи и автоматизации, боевого управления, разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы; обеспечение межведомственной со-вместимости средств связи на всех уровнях военного управления, в пер-вую очередь в тактическом звене; создание многофункциональных ком-плексов огневого поражения, решающих боевые задачи в реальном мас-штабе времени, а также совершенствование автоматизированных систем противовоздушной обороны, авиационных комплексов и высокоточного оружия. Важнейшее значение имеют также: организация промышленной утилизации вооружения и военной техники с передачей этих функций, как несвойственных военной организации, гражданским министерствам и ведомствам, эффективное использование полученной от нее продукции; внедрение новых экологически чистых и безотходных технологий; улуч-шение системы экологического контроля.

Несмотря на трудности, на этих приоритетных направлениях достиг-нуты определенные результаты. В частности, в конце минувшего года поставлен на боевое дежурство первый полк РВСН, оснащенный ракет-ным комплексом «Тополь-М» - оружием XXI века. Передан на войско-вые испытания первый серийный модернизированный многоцелевой ис-требитель МиГ-29 СМТ. Его боевая эффективность в восемь раз выше, чем у базовой модели. В начале нынешнего года состоялся показ боевой машины нового поколения - многофункционального истребителя XXI века. В Сухопутных войсках наряду с модернизацией существующих образцов вооружения разрабатываются новый танк, ракетный комплекс, артиллерийские системы, реактивные системы залпового огня, системы войсковой ПВО, другие боевые системы, закрепляющие бесспорное ми-ровое лидерство России в этой сфере. А такие боевые комплексы, как Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60 «Касатка», наряду с испытанными и новейшими вертолетами семейства «Ми» резко усилят возможности армейской авиации. Военно-Морской Флот получит под-водные лодки нового поколения, не имеющие аналогов в мире, корабли различных классов и типов. В боевом составе ВМФ - современный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на котором может базироваться авиагруппа высокоэффективных и надежных корабельных истребителей Су-27К. Кроме того, парк морской авиации пополнится в будущем многоцелевым патрульным самолетом - авиационным комплексом нового поколения, а также многоцелевым корабельным вертолетом и другими образцами вооружения.

Решение текущих и перспективных задач технического оснащения военной организации требует глубокой реструктуризации и конверсии оборонного промышленного комплекса (ОПК) страны. К 2000 году его ядро составят 670 предприятий. При этом необходимо сохранить, укрепить и обеспечить (за счет консолидации средств и ресурсов) развитие научно-технического, конструкторского, производственного, кадрового потенциала оборонной промышленности, адекватное текущим и перспективным потребностям военной организации. Структурные и качественные преобразования ОПК позволят в 1999 году увеличить объем российского экспорта в рамках интенсивного развития военно-технического сотрудничества с зарубежными странами на 20%. Основные усилия будут сосредоточены на восстановлении позиций России в регионах, являющихся традиционными для экспорта российского оружия. Разумеется, развитие военно-технического сотрудничества предусматривается осуществлять в рамках активного международного военного и военно-политического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, а также с США, НАТО на основе Основополагающего акта, с государствами Центральной и Восточной Европы, с другими странами мира в целях укрепления доверия, добрососедства, стабильности, региональной и глобальной безопасности.

Огромное значение для укрепления материально-технической базы военной организации имеет одновременное с оптимизацией оборонного промышленного комплекса развитие гражданских наукоемких производств, соизмеримых по сложности с продукцией военного назначения, как основы производственной базы технического перевооружения (при создании необходимых экономических условий) военной организации.

Задачи оптимизации системы технического оснащения военной организации решаются в неразрывной связи с качественным совершенствованием системы тылового обеспечения. Один из ключевых вопросов здесь - эффективная координация деятельности органов управления структур тыла по обеспечению всех компонентов военной организации. В настоящее время практически сформирована единая стратегия развития служб тыла, унификации их структур, интеграции ресурсов, сил и средств тылового обеспечения, их комплексного использования в интересах всех компонентов военной организации независимо от ведомственной принадлежности, совершенствования системы подготовки специалистов тыла. В рамках этой стратегии начат поэтапный переход на единую систему тылового обеспечения военной организации при одновременном повышении ее качественных параметров за счет реализации современных рыночных механизмов, закупки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения.

Важнейшим, а в конечном счете определяющим условием достижения целей стратегии оптимизации является обеспечение такого социально-политического, экономического и нравственно-психологического статуса военной организации государства, который стимулировал бы ее качественное и стабильное пополнение, широкую общественную поддержку. В первую очередь это относится к офицерскому корпусу как главному организатору и непосредственному исполнителю задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на его выдержке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, порядочности, преданности Отечеству зиждятся в сегодняшних критических условиях как боеготовность, управляемость, относительно стабильное состояние и повседневное функционирование войск, так и реализация мероприятий реформы.

Статус военной организации в значительной мере связан со строгим и четким определением функций и задач военной службы, основными особенностями которой являются: ограничение конституционных прав и свобод личности; единоначалие, высокая ответственность за соблюдение требований воинской дисциплины, норм воинских взаимоотношений и этики; экстерриториальность выполнения задач обороны и безопасности, прохождения службы; обязанность выполнять задачи, связанные с трудностями и лишениями, риском для жизни; необходимость овладения боевым оружием. Утверждение высокого статуса военной организации создаст необходимые предпосылки для реализации государственной политики по повышению престижа военной службы, восстановлению и развитию российских исторических военных традиций, поддержке героико-патриотического направления в культуре и искусстве.

Важное значение в этой связи имеет определение и последовательное осуществление государственных мер по демократизации кадровой политики, предусматривающей внедрение конкурсного принципа при назначении на должности, а также по укреплению единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины, поддержанию морально-психологического состояния военной организации на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения обороны и безопасности страны.

В процессе оптимизации военной организации должен быть осуществлен переход на рациональные состав и структуру органов воспитательной работы, развернуто формирование эффективной системы морального и материального стимулирования профессионального роста, активности, инициативы, добросовестного выполнения обязанностей военной службы, нравственно-психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Формируется система многофункциональных информационно-пропагандистских и редакционно-издательских комплексов. Предстоит многое сделать для совершенствования работы, повышения профессионализма, авторитета и влияния военных средств массовой информации как важной составляющей общегосударственной системы формирования и поддержки позитивного отношения общества к военной организации, военной службе, воинскому долгу, к воину - от солдата до генерала и маршала.

Для реализации стратегии оптимизации принципиально важно создать эффективную систему социального обеспечения военной организации, которая должна охватывать весь цикл военной службы - от призыва либо заключения контракта до увольнения в запас или отставку. Речь идет о планомерном повышении материального уровня жизни военнослужащих и гражданского персонала военной организации, обеспечении профессиональной адаптации, психологической и социальной реабилитации военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, практической реализации установленных законодательством льгот и социальных гарантий с приданием им дифференцированного, адресного характера, совершенствованием нормативной правовой базы социального обеспечения военного строительства. Важным шагом в этом направлении стало решение о повышении в 1999 году денежного довольствия военнослужащих. В целом же в серьезном преобразовании нуждается вся система взаимоотношений: военная организация - личность - общество. При этом должны быть обеспечены верховенство законов, максимально возможная открытость, гласность, гражданский контроль в рамках развития демократической российской государственности.

Совершенно очевидно, что для достижения должного эффекта от оптимизации военной организации в духовной сфере необходимо слияние двух потоков: целенаправленной, предметной системной воспитательной работы, информационного обеспечения функционирования военной организации и постоянного формирования оборонного сознания народа, последовательного военно-патриотического воспитания населения. Такое воспитание и подготовку граждан к военной службе необходимо проводить в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях и заведениях всех форм собственности. Важно совершенствовать начальную военную подготовку учащихся общеобразовательных учреждений, а также систему обучения населения вопросам, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности, активизировать работу военно-патриотических, военно-спортивных, военно-технических молодежных и детских объединений и клубов.

В прямой зависимости от решения этих задач находится оптимизация системы комплектования военной организации. В ее основе будет лежать принцип смешанного комплектования - по призыву и в добровольном порядке. Постепенно, по мере роста экономических возможностей государства, должна увеличиваться доля военнослужащих, проходящих службу по контракту, прежде всего там, где требуются высокая профессиональная подготовка, устойчивые физические и нравственно-психологические качества. Кроме того, будет расти удельный вес штатных должностей, замещаемых гражданскими специалистами, проходящими государственную службу в военной организации.

Рост эффективности военной организации при одновременном уменьшении ее количественных параметров невозможен без оптимизации системы военного образования. Реализуемая в настоящее время программа ее реформирования исходит из необходимости сохранения ядра научно-педагогических кадров и методологического потенциала, совершенствования учебной материально-технической базы, приведения количества военно-учебных заведений в соответствие с потребностями военной организации, государственным кадровым заказом. Система военного образования должна обеспечивать перспективы служебного и профессионального роста военных специалистов, создавать условия для унификации, непрерывности и преемственности их профессионального образования.

Наряду с этим осуществляются меры по совершенствованию системы подготовки военных специалистов в государственных гражданских учебных заведениях или в создаваемых на их базе интегрированных учебно-научных комплексах, на межвузовских военных кафедрах, факультетах и в учебных центрах. Повышению эффективности и качества этой системы будет способствовать тесное взаимодействие военных кафедр и факультетов с военными учебными заведениями. Важнейшую двуединую - образовательную и воспитательную - задачу призваны решать суворовские, нахимовские и кадетские учебные заведения, в связи с чем предусматривается расширение их сети, всестороннее обеспечение ее функционирования и развития.

Успешное решение задач военной реформы, военного строительства в огромной степени зависит от динамичного, отвечающего требованиям времени развития научного комплекса военной организации. Оптимизация как таковая базируется на достижениях науки, на выводах из комплексных исследований, расчетах, прогнозе и предвидении. Поэтому с точки зрения как текущих задач, так и перспективы огромную актуальность приобретает повышение эффективности военно-научных разработок и исследований, их координация, своевременное использование полученных результатов на практике. Необходимо оптимизировать систему выработки требований и постановки задач на проведение научно-исследовательских работ, их оперативное сопровождение, повысить результативность НИР, прежде всего за счет централизации, широкого внедрения программно-целевых методов, конкурсного начала, систематического контроля и независимой экспертизы. Естественно, нужна целевая поддержка перспективных научных и научно-педагогических школ с обеспечением приоритета фундаментальных и поисковых исследований, эффективного использования лабораторно-экспериментальной базы. Существенное увеличение отдачи научного комплекса возможно также на основе тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений, координации проводимых ими исследований.

Последовательная, поэтапная реализация стратегии оптимизации военной организации государства предполагает консолидацию в этом вопросе всех ветвей власти, активную, скоординированную работу органов государственного и военного управления, общественных организаций и граждан. Создание к 2005 году эффективной военной организации рационального состава, структуры и численности, обладающей высоким профессионализмом и морально-психологической зрелостью, прочной материально-технической и социальной базой, - общегосударственная задача. Только с ее решением будут гарантированно обеспечены реализация национальных интересов, оборона и безопасность России как залог ее возрождения и прогресса.

Коллектив редакции журнала «Военная мысль» поздравляет первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, активного автора и члена редакционной коллегии журнала генерал-полковника Манилова Валерия Леонидовича с 60-летием.

От всей души желаем юбиляру доброго здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемого вдохновения и новых успехов в его деятельности на благо Отечества!

этапы и основное содержание реформы
Все реформы в Российской Армии проходили в результате крупных военных поражений страны в борьбе за свободу и независимость. Военные реформы Ивана Грозного в конце XVII – начале XVIII в. были вызваны необходимостью укрепления русского войска в связи с созданием единого государства и защитой от набегов соседей. Петр Великий создает регулярную армию и флот на основе рекрутской повинности. После мощных поражений от северных соседей, после поражения России от англо-франко-турецкой коалиции в Крымской войне 1853–1856 гг. в стране назрела необходимость проведения очередной военной реформы. После военного поражения в русско-японской войне 1904–1905 гг. правительством Николая II была предпринята попытка проведения очередной военной реформы (1905–1912 гг.) и т. д.

Основная цель последних военных реформ – создание высоко-оснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных Сил.

При планировании реформы руководством страны учитывалась сложная социально-экономическая ситуация в России, ограниченные возможности финансирования мероприятий реформы.

Всю реформу планировалось осуществить во временном отрезке в течение 8–10 лет, который разбит на 2 этапа.

На первом этапе (1997–2000) планировалось перейти от пяти видов Вооруженных Сил к четырем видам.

Выполнение этого этапа реформ проходило под мощное одобрение западных государств, видевших в этом свои интересы, стран-участниц НАТО, выделявших деньги для утилизации (уничтожения) советских систем обороны и нападения. В период 1997–1998 годов войска ВВС и ПВО были объединены. Сухопутные войска были реформированы, прошла оптимизация структур ВМФ. Все это сводилось к созданию ограниченного количества боеготовных соединений и частей, расширению функций и сферы влияния оставшихся, укомплектованных людьми и оснащенных современной техникой.

Завершился первый этап военной реформы оптимизацией всей структуры Вооруженных Сил России.

Второй этап реформы должен принести следующие результаты:

– переход на трехвидовую структуру ВС;

– создание многофункциональных новых видов вооружения стратегического, оперативного и тактического назначения;

– создание научно-технической и технологической основы для перевооружения Российской Армии;

– преобразование Военно-Космических Сил в самостоятельный род войск.

В результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации локальных конфликтов и войн, а также реализации международных обязательств России.

Для решения этих задач ВС России должны иметь в своем составе:

– силы ядерного сдерживания (СЯС) – для удержания ядерных держав от возможного развертывания ядерной войны, а также других государств, имеющих мощное обычное вооружение, от неядерных войн;

– силы неядерного сдерживания для удержания возможных государств-агресссоров от развязывания неядерных войн;

– мобильные силы – для скорейшего разрешения военных конфликтов;

– информационные силы – для противодействия возможному противнику в информационной войне.


Эти задачи должны решать уже реформированные виды Вооруженных Сил России.

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры” обоснована необходимость военной реформы и определены этапы, содержание и сроки военных преобразований. Военная реформа осуществляется в два этапа.

На первом этапе (до 2000 г.) произошло заметное сокращение численности ВС. Уже к концу1998 г. она составила 1,2 млн. военнослужащих. Одновременно шел процесс оптимизации структуры боевого состава Вооруженных Сил. Во второй половине 1997 г. проведено объединение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Военно-космических войск (ВКС) и войск Ракетно-космической обороны (РКО). Созданы качественно новые Ракетные войска стратегического назначения. Далее - в 1998 г. объединены Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска противовоздушной обороны (ПВО). Созданы качественно новые Военно-воздушные силы . В ходе реформы происходили серьезные изменения и в Военно-Морском флоте , хотя его структура в целом сохраняется. Крупные преобразования произошли в Сухопутных войсках .На основе соединений и частей сокращенного состава и кадра созданы базы хранения вооружения и боевой техники (БХВТ). Что важно с мобилизационной точки зрения. Реформируется оборонно-промышленный комплекс . Создаются условия для военно-технического перевооружения армии и флота. За счет объединения учебных заведений и их преобразования проведена коренная реорганизация системы военного образования .

Однако после завершения первого этапа военной реформы совершенствование военной организации страны заметно замедлилось.

Переломным в плане проведения реформы стал 2000 год. Дважды - в августе и ноябре - совет безопасности рассматривал вопросы военного строительства. Система функционирования Вооруженных Сил была признана не просто разбалансированной, а неэффективной. Проделана основательная, серьезная работа, учитывающая прогнозы развития Вооруженных Сил и экономики страны. Были определены объемы финансирования до 2010 г. с разбивкой по годам и статьям расходов. План строительства ВС до 2005 г ., представляющий собой комплекс из более, чем 30 взаимосвязанных документов, подписан Президентом РФ.

В ближайшие три-четыре года численность армии и флота уменьшится на 365 тыс. военнослужащих и 120 тыс. гражданских специалистов. Однако сокращение армии и флота никоим образом не отразится на качественном состоянии частей постоянной готовности. Главная задача преобразований - способность локализовать вооруженный конфликт на стратегических направлениях. Поскольку таких направлений у нас сейчас шесть, а военных округов семь, ПриВО и УрВО планируется объединить в один военный округ.


Крупнейшим структурным изменением станет переход Вооруженных сил на трехвидовую основу: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот - по принципу “трех стихий”. А на базе ракетных войск стратегического назначения будут созданы два рода Вооруженных Сил: РВСН и образованный путем слияния Военно-космических сил с войсками Ракетно-космической обороны.

Было принято решение и о сокращении так называемых воинских формирований других министерств и ведомств (в том числе сокращение военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования).

Понятно, что процесс реформирования названными мероприятиями не ограничится. Многое еще придется менять - будь то социальная сфера, военное образование или наука. Однако первый решительный шаг в нужном направлении сделан.

Справка : если в 90-е годы Вооруженные силы России не выходят из затяжного кризиса, то во много раз в более тяжелом положении оказались национальные армии государств-участников Договора коллективной безопасности и Союза независимых государств (СНГ). Практически повсеместно отмечается резкое снижение боевой выучки и уровня боевой готовности войск. Несмотря на наличие зачастую значительного количества вооружений, лишь весьма малая доля его пригодна к боевому использованию (за исключением Вооруженных сил Белоруссии).

Значительная часть техники находится на хранении, причем в разукомплектованном виде. Так, из вертолетов армейской авиации в воздух способны подняться лишь единицы. В частях ВВС исправных самолетов менее 30%. Многие образцы вооружений (90%) морально устарели, современных образцов военной техники в национальных армиях практически нет. Весь парк боевых машин и автомобилей не имеет аккумуляторных батарей. Боевая подготовка стала условной, так как на выход военной техники из парка выделяется в лучшем случае 5-15% горюче-смазочных материалов от потребностей.

Одной из главных причин подобного состояния дел считается слабость и некомпетентность национальной военной элиты, высших командных кадров стратегического и оперативно-тактического уровня.

Многие офицеры и генералы титульных национальностей, поспешно выдвинутые на самые высокие руководящие посты в своих армиях, не имеют необходимого опыта службы и военного образования даже оперативно-тактического уровня.

Наконец, новым государствам просто не хватает средств. Если, например, всего годового украинского военного бюджета в целом достаточно для содержания только одной боеготовой дивизии по стандартам НАТО, то в остальных республиках бывшего СССР положение еще хуже.

Выводы :

Наследники многовековой ратной славы - Вооруженные Силы России имеют четко обоснованную структуру - состоят из видов, родов войск, каждый из которых выполняет задачи по своему предназначению. На оснащении ВС РФ состоят современные, эффективные образцы вооружения, в большинстве своем превосходящие аналоги зарубежных армий.

Изменения военно-политической обстановки, задач и условий военной безопасности страны диктуют необходимость проведения комплексной военной реформы.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ………….. 5мин. 1.Напомнить тему, какие вопросы рассмотрены, цели занятия, как они достигнуты. 2.Ответить на вопросы студентов 3.Объявить итоговые оценки студентам, подвергавшимся опросу во время занятия, отметить отличившихся, указать общие недостатки. 4. Объявить тему следующего занятия, место его проведения. 5.Объявление задания на самоподготовку с указанием литературы: а)Изучить по конспекту: - предназначение, состав и задачи основных видов Вооруженных Сил и родов Сухопутных войск; - понятие объединение, соединение, часть, подразделение; - содержание этапов военной реформы Вооруженных Сил. б)Выписать в рабочую тетрадь: - со слайда диапроектора и знать наизусть схему состава Вооруженных Сил РФ; - из Боевого устава СВ, ч.2 и знать наизусть аббревиатуру сокращений мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений. При отсутствии вопросов у обучаемых задать 1-2 вопроса по пройденной теме. Обратить внимание на то, что выполнение задание будет проверено контрольной летучкой на следующем занятии.

Главными факторами, влияющими на военное строитель­ство, являются геостратегическое положение государства, п также характер и особенности военно-политической си­туации в мире. Для того чтобы определить направленность поенного строительства, необходимо правильно оценить, су­ществует ли опасность военной угрозы для страны, каковы ее источники, масштабы и характер. Иначе говоря, требует­ся взвешенная оценка реальной военно-политической обста­новки и перспектив ее развития.

После окончания «холодной войны» военно-политическая обстановка в мире существенно изменилась. Ушло в прошлое острое противоборство двух систем. Угроза крупномасштаб­ной войны значительно ослабла, хотя локальные столкнове­ния (в основном на межнациональной почве) по-прежнему существуют. Россия не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего потенциального врага, но и она втя­нута в конфликты. Свежий пример - разрешение грузино- южноосетинского конфликта в августе 2008 г.

Кроме военно-политических причин необходимость рефор­мы Вооруженных сил на современном этапе диктуется и со­ображениями экономического характера. Жизнь требует при­нести Вооруженные силы в соответствие с уровнем экономи­ческих возможностей государства.

Начиная с 1990-х гг. в России наблюдается резкий демо­графический спад (снижение рождаемости). Это также дик­тует целесообразность реформы. Требуется значительно умень­шить число федеральных ведомств, имеющих воинские фор­мирования, перейти к смешанной, а затем к контрактной си­стеме комплектования частей. При сокращении Вооруженных сил эта вполне реальная перспектива становится шагом к про­фессиональной армии.

Основная цель рассматриваемой реформы армии - повысить обороноспособность страны и привести войска в соответствие с требованиями времени.

Конечный результат преобразований - повышение управ­ляемости армии, оптимизация ее состава, структуры и числен­ности, ц 0 самое главное - повышение ее профессионального уровня.

Современная армия требует достижения оптимальных характеристик численности, боевому составу, по организационно-штатным структурам, системам управления и всем видам обеспечения. Одно из непременных условий реформы Оптимизация расходов материальных ресурсов, направляемых на обеспечение боеготовности, эффективное их использование на основе взаимосвязанного, скоординиро­ванного действия всех компонентов военной организации государства

основой проведения военной реформы стал Указ Президента от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федера­ции и совершенствованию их структуры» (утратил силу в со­ответствии с Указом Президента РФ от 29 июля 2008 г. № 1139) в настоящее время разрабатываются новые подхо­ды к военной реформе, связанные с изменением структуры, состава и численности Вооруженных сил.

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных сил с учетом внешнеполитической обстанов­ки и возможностей экономики нашей страны, определены основны е положения политики государства в области воен­ного строительства. Все эти моменты изначально нашли свое отражение в документе под названием «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации», утвержден­ном Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (с изменениями от 10 января 2000 г.). Данный документ опреде­лил, что Россия не стремится поддерживать паритет (равен­ство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими госу­дарствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь страны для предотвра­щения агрессий.

В августе 2005 г. Президент РФ В.В.Путин подписал осно­вополагающий документ «Основы (концепция) государст­венной Политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», излагающий принципи­альные Положения по указанному вопросу.

В соответствии с данной концепцией структурно армия должна Подразделяться на два компонента: стратегические ядерные силы (силы сдерживания) и силы общего назначе­ния.

Стратегические ядерные силы по типу и структуре должны сохранить принцип существующей в настоящее время триады: ракетные войска стратегического назначения, мор­ские стратегические ядерные силы и авиационные стратеги­ческие ядерные силы. Однако во главу угла поставлено фор­мирование единой системы разнородных сил, включающих стратегическую и тактическую составляющие, а также раз­работка и создание новых, неядерных средств стратегическо­го сдерживания. Большое внимание будет уделяться интен­сивному развитию высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Опыт военных действий наглядно продемонстри­ровал, что неядерные средства (крылатые ракеты различных видов базирования и высокоточное оружие авиации) способны решить исход не только боя или операции, но и кампании, и даже войны. В этой связи необходим новый подход к со­кращению ядерного арсенала. Стратегическое ядерное ору­жие должно ограничиваться и сокращаться с условием учета совокупного (ядерного плюс неядерного) потенциала.

Обязательным требованием к силам сдерживания являет­ся дальнейшее совершенствование, повышение надежности и быстроты действия системы управления стратегическими ядерными силами.

Процесс обеспечения военной безопасности силами сдер­живания должен быть подкреплен как высоко подготовлен­ным личным составом, так и соответствующим состоянием вооружения и военной техники. Соблюдение этих условий позволит успешно действовать в любых условиях складыва­ющейся обстановки, в том числе при ведении операций с ис­пользованием обычного оружия.

Основу сил общего назначения должны составить вы­сокомобильные соединения и части постоянной готовности, укомплектованные профессиональным личным составом на контрактной основе. Они должны осуществлять функции неядерного сдерживания и з мирное время, и в тревожные для страны периоды, надежно защищать страну от возмож­ного воздушного нападения, отражать агрессию в локальной войне, обеспечить проведение мероприятий мобилизации и развертывания главных сил при ведении крупномасштаб­ных войн.

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146 утверждена новая Военная доктрина России, а также документ «Основы государственной политики в об­ласти ядерного сдерживания до 2020 года». Новая доктрина состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие положения Военной доктрины. Во второй части пере­числены внешние и внутренние военные опасности и угрозы, стоящие перед Российской Федерацией. К новым российским угрозам отнесены: расширение НАТО, распространение ору­жия массового поражения, международный терроризм и борь­ба за топливно-энергетические ресурсы. В третьей части рас­сказываются основные задачи военной политики России, сре­ди которых недопущение гонки вооружений, предотвращение и сдерживание любых военных конфликтов. Четвертая часть Военной доктрины посвящена совершенствованию оборонно- промышленного комплекса. России требуется современная и хорошо оснащенная армия с высокой боевой мощью.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основной фактор, влияющий на военное строитель­ство государства.

2. Каковы предпосылки проведения реформы Вооруженных сил в России?

3. Назовите основную цель реформы Вооруженных сил в РФ?

4. Каковы правовые основы проведения реформы Вооруженных сил в РФ?

Выделите основные направления реформирования стратегиче­ских ядерных сил и сил общего назначения.

В рамках проводимой в Российской Федерации военной реформы объективно необходимыми явились и меры по глубоким преобразованиям в самих Вооруженных Силах государства, в армии и на флоте, приведению их к новому облику в соответствии с характером и особенностями военно-политической обстановки, современными технологическими требованиями и экономическими возможностями страны.

“Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественному облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил”, - отмечено в “Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года”. В соответствии с требованиями “Стратегии” 14 октября 2008 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков огласил порядок действий министерства обороны по формированию нового облика ВС, конфигурация которого 11 сентября 2008 года одобрена президентом РФ Дмитрием Медведевым. Преобразования российской армии и флота планируется проводить в три этапа и закончить к 2020 году.

Цель начатых преобразований – привести Вооруженные Силы в соответствие с требованиями, позволяющими с необходимой надежностью решать задачи по сдерживанию потенциального агрессора, предотвращению развязывания вооруженных конфликтов и отражению агрессии с учетом экономических возможностей государства.

Новый облик российских Вооруженных Сил, как и военная реформа в РФ в целом, является требованием времени и обусловлен рядом объективных причин, основными из которых являются:

Изменение спектра угроз военной безопасности Российской Федерации;

Достижения научно-технического прогресса, появление в мире качественно новых образцов вооружения и военной техники;

Изменение характера вооруженной борьбы в XXI веке.

Армия и флот в новом облике должны быть компактными, высокомобильными, оснащенными современным вооружением и укомплектованными профессиональными кадрами. Они должны быть способны вести как классические войны, так и применять инновационные формы и способы ведения военных действий в локальных войнах, в том числе в борьбе с международным терроризмом и пиратством.

В рамках формирования нового облика Вооруженных Сил решаются пять основных задач:

1. Перевод всех формирований Вооруженных Сил в категорию постоянной готовности со 100-процентной штатной укомплектованностью;

2. Переоснащение Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

3. Подготовка высокопрофессиональных офицеров и сержантов, разработка новых программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений;

4. Переработка программно-уставных документов для организации обучения, подготовки войск, их повседневной жизнедеятельности и ведения боевых действий;

5. Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе достойным денежным содержанием, жильем.

В 2010 году завершен первый, наиболее сложный этап создания нового облика Вооруженных Сил - осуществлен переход на оптимальный трехуровневый принцип управления: объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Это повысило оперативность при подготовке войск и управляемость при выполнении ими поставленных задач.

В целях приведения военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также экономическими возможностями страны, проведены мероприятия по радикальной оптимизации органов управления, в том числе центрального аппарата, по сокращению штатной численности военнослужащих.

Сформирован новый боевой состав Вооруженных Сил: в военных округах и на флотах завершен перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением и военной техникой. Например, на Балтийском флоте, как заявил 24 мая 2011 года “Красной Звезде” командующий флотом вице-адмирал Виктор Чирков, “оптимизирована организационно-штатная структура, на качественно новых принципах повышается боеготовность соединений и частей. Сегодня все они являются частями постоянной боевой готовности, способными выполнять задачи по предназначению в кратчайшие сроки”.

Проведена большая работа по совершенствованию системы военно-административного деления РФ. 20 сентября 2010 года президентом Дмитрием Медведевым был подписан указ, согласно которому вместо прежних шести военных округов сформированы четыре качественно новые стратегические объединения – Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на объединенные стратегические командования. В состав военных округов вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. С учетом задач, выполняемых войсками, уточнена их дислокация на стратегических направлениях.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями, независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что пограничные, внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Структура ВМФ в целом сохранена, но все флоты – Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия - теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Основной задачей следующего этапа формирования нового облика Вооруженных Сил является повышение боевых возможностей группировок войск на стратегических направлениях. Для этого в ближайшее время планируется завершить формирование новых соединений и воинских частей, создать систему воздушно-космической обороны, осуществить комплекс мер по совершенствованию боевой готовности сформированных частей к выполнению боевых задач, продолжить переоснащение войск современным вооружением и техникой, строительство военных городков в новой географии базирования войск, создать фонд служебного жилья, совершенствовать систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Начался процесс вывода из состава Вооруженных Сил так называемых обеспечивающих структур, предприятий и организаций, объектов и структур, без которых их боевая способность практически не пострадает. Некоторые из них реорганизуются и акционируются, что позволит сократить число военнослужащих и гражданского персонала и одновременно получать дополнительные средства для пополнения оборонного бюджета и обеспечения социальной защиты военных.

В этом контексте идет реорганизация военно-строительного комплекса, сельскохозяйственных предприятий, реорганизация военной торговли, передача органам местной власти объектов социальной инфраструктуры (в том числе части жилищно-коммунального хозяйства, детских садов и ясель, школ, бытовых предприятий и т.д.), состоящих на балансе министерства обороны. Расходы на содержание социальной инфраструктуры порой достигали 30% расходов (около 2-3 триллионов рублей) на содержание войск, которые в новом облике Вооруженных Сил пойдут на обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

В целом, приведение Вооруженных Сил к новому облику - дело масштабное, требующее всенародной поддержки и, в первую очередь, воинов армии и флота. Весьма важным является уровень организованности личного состава, чтобы реорганизация, значительное сокращение офицерского состава, вывод из состава Вооруженных Сил обеспечивающих структур и т.д. не отразились на уровне боевой готовности войск и сил флота.

В этих условиях неизмеримо возрастают требования к офицерам-организаторам обучения и воспитания подчиненных, основным проводникам государственной политики в армии и на флоте. От их высокого морального духа и дисциплинированности, профессионализма, ответственности и инициативы в первую очередь зависит уровень воспитательного процесса, качество боевой подготовки.

Важнейшим условием успешного приведения Вооруженных Сил к новому облику является поддержание в воинских коллективах патриотических чувств, здорового морально-психологического климата. Важно добиваться осознания каждым военнослужащим государственной значимости преобразований в Вооруженных Силах, их личной ответственности за поддержание высокой бдительности и боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и оружием, укреплением воинской дисциплины и организованности.

Таким образом, в результате глубоких преобразований наши Вооруженные Силы в новом облике будут соответствовать всем параметрам современной армии, смогут выполнять весь комплекс возложенных на них задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, а также готовых к непосредственной вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников.