Болезни Военный билет Призыв

Развитие психологии как науки о душе. Психология - наука о душе? Одобряют ли Веды усыновление

Психология – это наука о душе или, говоря современным языком, психике. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмоции, и сама личность человека.
Под психикой понимают системное свойство высокоорганизо­ванной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
Однако особенностью психологии является то, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать его объектом непосредственного исследования; ей приходится искать для этого другие объекты, чтобы через их анализ сделать выводы о психике как таковой.
Итак, психология - это наука о психике и психических явлениях. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Традиционно психические явления делят на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они также имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством.

Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят свойства темперамента, характера и др. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.

Становление психологии как науки можно разделить на четыре этапа:

I этап. Психология как наука о душе.

Данный этап представлен античной философией. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе, которую часто изображали в виде крылатого существа.

II этап. Психология как наука о сознании.

Этот период в становлении психологии как науки связывают с психологической мыслью Нового времени. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма. Соответственно понималось и развитие человека.

III этап. Психология как наука о поведении.

Этот этап связан с американской психологией (Э.Л. Торндайк, Дж. Уотсон и др.) и русской психофизиологией (И.П. Павлов). Задачи психологии на этом этапе связывались с наблюдением за поведенческими реакциями человека и их формированием.

Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S-R: стимул - реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией - любое ответное действие. Чаще всего поведение определяется сложной совокупностью стимулов, которые определяются как окружающая среда, или ситуация.

IV этап. Психология как экспериментальная наука.

Этот этап связан с современным состоянием науки и считается экспериментальным. Начиная с исследований, проводимых в первой психологической лаборатории, открытой в 1879 году в Лейпциге В.Вундтом, психологи пытаются экспериментально изучать основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Таким образом, на современном этапе изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.

Современная психология включает в себя множество отраслей.

Общая психология – отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования.

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия между индивидами, между индивидами и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 этап - Психология как наука о душе

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ - разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески - «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

тап: Психология как наука о поведении.

гиппократ темперамент платон

7 этап: Психология как наука о душе

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокритсчитал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ - разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески - «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других - разум, у третьих - мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи - воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» - вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону - лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель - автор первой известной работы по психологии - «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях, как образах предметов, ранее действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

3 этап - Психология как наука о божественной и бессмертной душе

Этот этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Это период застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа - бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап: Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать).

Основой метод - интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса - ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму - то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. Подобные взгляды. В частности, пропагандировал английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри написавший книгу «Человек - машина». Ламетри помимо казанного сочинения написал еще две работы - «Естественная история души» и «Человек - больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной мысли того периода - «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Представитель - Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир, и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых - это смена деятельности.

5 этап: Психология как наука о поведении.

Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления явился Б.Ф.Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило названиебихевиоризма. Основным методом бихевиоризма является создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика - это абстракция, которую невозможно изучать научными методами.

Рис. 1 Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексы для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) - основа преобразования внешней среды - переходный этап к осознанной деятельности человека.

6 этап: Психология как наука о бессознательном.

Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном - том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.

Согласно З. Фрейду, психика состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно»), из осознаваемого, рационального компонента («Я» или «Эго») и социального цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).

Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). Контактс этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и некоторых других формах измененного сознания.

Вторая часть сознания человека - «Эго» в большей степени соответствует представлению человека о себе, и выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью, а, во-вторых, осуществляет связь с бессознательным.

Наконец, третий компонент нашего сознания - «Супер Эго» - совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого Отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил.

Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод - психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя метод «свободных ассоциаций».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психология как наука, история ее возникновения и развития. Комплекс психологических наук, его разделение на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Методы психологических исследований. Материалистическое учение о душе в античной психологии.

    реферат , добавлен 15.01.2012

    Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Психологические особенности подросткового возраста, характеристика процесса общения и феномена темперамента. Исследование предположения о том, что коммуникативные особенности более выражены у сангвиников и холериков, чем у флегматиков и меланхоликов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Взаимосвязь нервной системы и темперамента. Особенности нервных процессов у холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, свойства темпераментов. Классификация темпераментов по методике Я. Стреляу. Типы темпераментов у русского ученого И.П. Павлова.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Понятие о значении терминов "психология", "наука" и "искусство". Психология – наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Взаимосвязь психологии, как науки и искусства, как сферы культуры.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Что изучает психология как наука. Когда возникла научная психология. Чем психология как наука отличается от других наук. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. Психология и трудовое воспитание. Труд и всестороннее развитие личности.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2015

    Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Бихевиоризм как наука о поведении. Становление отечественной психологии и ее взаимосвязь с современными науками. Основные отрасли психологии.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Краткая биография Аристотеля - воспитатель Александра Македонского. Основные сочинения Аристотеля. Краткие идеи концепции "О душе". Учение о способностях души. Основные психологические идеи. Представление о движении. Фундаментальные проблемы психологии.

    реферат , добавлен 15.01.2008

    Психология как учебная дисциплина. Психологические знания в жизни людей, их использование при учебной подготовке юристов. История возникновения и применение научных психологических знаний. Практическая психология и ее значение. Психология как профессия.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5

1. Учение Сократа

2. Учение Платона

3. Учение Аристотеля

4. Учение Гиппократа.

5. Учение Демокрита

II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ ……………………………………………………………………...…….11

III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука. .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе». .
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Учение Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.

Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

2. Учение Платона

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

3. Учение Аристотеля

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души:

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

4. Учение Гиппократа.

Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость).

Первый этап - наука о душе.

Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о пси­хологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, ко­торый ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными на­уками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

Первый этап - наука о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.Человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некое­го неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Таким образом, задолго до того, как психи­ческие процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привелок образованию одной из первых наук - философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из цен тральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно - что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, и всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии: идеалистическое и материалистическое. Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а ма­терия вторична. Сначала был дух, а потом материя. Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, а идеальное вторично.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Второй этап – наука о сознании

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание. Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс. Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии.

Появляется понятие «сознание»,под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием.

Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективно­го научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интро­спективной трактовки сознания.



Нельзя также не отметить роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. Именно в рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.Интроспекция в буквальном смысле означает «самонаблюдение». В современ­ной психологии существует метод использования данных самонаблюдения.

Третий этап

В противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии .

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в ко­нечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражает­ся в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, от­рицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление - поведение.Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения.

С точки зрения Уотсона, поведение - это система реакций. Реакция - это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение пли поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S-R» (стимул-реакция). Для бихевиористов соотношение S-R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевио­ризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направ­лениях: теоретическом и экспериментальном. С конца 60-х гг. на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания - высшей формы психического отражения объективной дей­ствительности.

Четвертый этап развития психологии психология как наука, изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.

Тело материально, осязаемо, его можно потрогать, увидеть и даже заглянуть внутрь. Оно изучается врачами и анатомами на протяжении веков. Сегодня в анатомическом атласе можно найти картинки самых глубинных и потаенных мест нашего тела. Благодаря наглядности органов возможно их лечение. Например, если болит зуб, то врач сделает рентгеновский снимок, определит заболевание и решит вопрос с лечением. Душа, в отличие от тела, невидима, ее невозможно схватить руками. На первый взгляд к ней никак не подобраться - ни зарисовать, ни сфотографировать. Но, несмотря на свою эфемерность и трудность в изучении, душа привлекает к себе внимание ученых не менее, чем тело.

Со временем сложилась наука - психология, изучающая душу, нашу психику, формы поведения человека. Как самостоятельное учение она сформировалась всего чуть более ста лет назад. Своим названием психология обязана двум древнегреческим словам – "психо" и "логос", что в переводе означает душа и учение, или наука о душе.

Душа - компьютер, управляющий нашим поведением. У здорового новорожденного младенца душа чиста. При рождении она несет на себе блок генетической информации, которую передали ребенку его предки - дедушки и бабушки. В ходе его развития все сигналы, поступающие извне, также заносятся в зависимости от их нужности и важности в дальние или ближние отделы мозга, своеобразного компьютера. Собирается банк данных. Вся эта информация в дальнейшем влияет на выбор поведения человека, на его поступки. Иными словами, определяет нашу судьбу.

С самого детства мы получаем указания от родителей - не суй руку в огонь, обожжешься, или не трогай нож, порежешься. Помимо этого, нам внушаются элементарные правила поведения воспитателями в детском саду, соседями и просто прохожими. Мы запоминаем принятые в обществе формы общения - заходя, здоровайся, или уважай старших... Таких установок усваивается нами множество и, согласно им, мы автоматически совершаем поступки. Но если бы все было так просто, то все люди были бы похожи в поведении друг на друга. Все бы поступали одинаково - в школе все сидели бы ровно, внимательно слушая учителя, на работу все приходили бы пунктуально, а в кругу семьи царила бы идиллия. Что-то типа мыльной оперы: "Приятного аппетита, дорогой!", "Спасибо, любимая!", "Положить тебе еще мармелада, драгоценный!", "Спасибо, я уже сыт, родная!" Это были бы не люди, а роботы, в которых заложены одинаковые поведенческие программы.

Так почему же мы ведем себя по-разному?

В действительности одни дети не могут усидеть и пяти минут, другие не встают со своего места и на перемене. Став взрослыми, мы тоже ведем себя зачастую непредсказуемо. Вы, наверное, замечали, что иногда поступки других вам понятны, а иногда вызывают недоверие или полное непонимание. Как часто мы задаемся вопросом - почему он так сделал? Или почему она так поступила?

С чем же связано различие в поведении людей? Дело в том, что с самых первых дней нашей жизни в наш компьютер, как было сказано выше, вносятся всевозможные сигналы. Но каждый из нас получает и запоминает свой, отличный от других, набор информации. Он зависит от того, где прошло ваше детство - в городе или поселке, на юге или на севере, в какой семье (полной, неполной, без родителей и т. д.) вы воспитывались, в какой школе учились, с кем дружили и т. д. На формирование вашей психики имели влияние всевозможные установки, действующие в том районе, где вы росли, в той семье, в которой вы воспитывались, в том кругу, в котором вы общались. Все это в совокупности сознательно или бессознательно управляет вашим поведением, составляет в конечном итоге ваш характер . Так как у каждого свой опыт, то и формы поведения, и реакция на то или иное действие у всех различное. Существование двух абсолютно идентичных наборов информации, формирующих вашу личность и определяющих поведение, невозможно. Даже родные братья имеют массу различных пунктов, не соприкасающихся друг с другом. У них похожий опыт общения в семье, но в школе, например, сфера их контактов и интересов различается и, соответственно этому, формируется иное отношение к жизни и иные формы поведения.

Почему мы иногда не можем понять самого себя? Иногда мы совершаем непредвиденные даже для себя поступки. Почему такое происходит? Выходит, мы не знаем себя достаточно хорошо? Дело в том, что многие сигналы, поступающие в наш мозг-компьютер, воспринимаются нами бессознательно. Часть информации, подобно заученным правилам поведения типа: "не воруй!" или "будь вежливым!", находятся на поверхности, и мы пользуемся ими сознательно, хорошо понимая их суть. Но другая, огромная часть информации поступает бессознательно (или неосознанно) и откладывается где-то в недрах мозгового центра, выполняющего функцию компьютера. Но так как мы не помним всех моментов, заложенных в памяти, мы и сами иногда не можем понять причину того или иного своего поступка. Как говорят специалисты, это подкорковая информация, то есть то, что получено неосознанно и хранится в дальних уголках компьютера, но тем не менее влияет на наши поступки.

Популярно о психологии...

Отношения в семье

Приведем несколько примеров. Прочитав их, вы непременно вспомните, что первая ситуация напоминает вам то, что происходит с вашим братом, а вторая - история вашей лучшей подруги.

Мы живем с женой вместе много лет, чувства наши давно угасли, нас объединяет только привычка, ответственность друг за друга. Но нам еще только за сорок, и многое впереди. Как жить нам дальше? Коротать дни из чувства долга? Или развестись и пуститься в поиск новых впечатлений? А вдруг поиск принесет лишь боль, разочарования и в итоге я останусь один?

Мой муж изменяет мне. Но я люблю его и боюсь потерять. Я пытаюсь вызвать у него ревность, но все это его только раздражает. Что делать? Если бороться за него, то как? Или терпеть и делать вид, что ничего не случилось? А, может, хлопнуть дверью и уйти.

Я замужем и можно сказать удачно. Вернее, конечно, же удачно. Мы поженились по любви, у нас двое детей. Я не работаю, мой муж такой мужчина, за которым жена, как за каменной стеной. Мне ни о чем не надо думать. Все знакомые откровенно завидуют мне. Действительно, таких пар больше я не знаю. Но, знаете, я начинаю чувствовать себя страшно несчастной. Может, это называется "с жиру бесится", а может...

Я разошлась с мужем, когда мне не было и тридцати. Одна воспитывала дочь. Теперь она уже взрослая, у нее семья . Да и живет она далеко от меня. Видимся редко. Я чувствую себя одинокой, хотя есть и силы, и желания пожить, как люди. Мне уже пятьдесят восемь. Хотелось бы встретить мужчину, с которым можно было бы провести вместе старость, но, с другой, мне как-то стыдно даже думать об этом. Ведь у меня уже внуки...

Можно продолжить список ситуаций до бесконечности. У каждого своя история, своя проблема, своя боль. Каждому кажется, что никто не может помочь в решении противоречий, в которые завела его жизнь. Люди страдают, их затягивает все дальше и дальше в пучок цепляющихся одна за другую проблем и, в конце концов, с первого взгляда уже не увидеть тех отправных пунктов, откуда они появились. Порой требуется тщательный анализ ситуации, поиск истоков, приведших к плачевному состоянию. Нас не учили этому. Не объясняли в советской школе правила общения друг с другом. Не было урока психологии семейных отношений.

Семейный консультант в советской стране

В социалистическом обществе помощь психолога была не популярна. Будущих специалистов обучали всего в четырех вузах в России и в двух в республиках. Да и то психологов готовили в основном для работы на производстве, а не для решения семейных конфликтов. Службы семьи появились в восьмидесятые, но люди были абсолютно не готовы обращаться туда за советами.

Многие годы единственным органом, где решались семейные проблемы, был партком и профком. Это органы не психологического разрешения конфликта, а насильственного вмешательства в личную жизнь: будешь изменять жене - потеряешь теплое место, будешь бить детей - не получишь квартиру... Никого не интересовало, что такой путь не решает проблемы. Напугав мужчину потерей работы, не заставишь его любить жену. Вернув мужа из страха наказания, не решишь проблему семейного конфликта. Ведь он вернется номинально - это возвращение в дом, а не в семью. Мужчина телом будет находиться с женой, а душой совсем в другом месте. Для того, чтобы разобраться в ситуации, найти причины не сложившихся в семье отношений, и, соответственно, определить "лечение", то есть способ решения конфликта, нужны не меры экзекуции партийной организации, а психологический анализ.

О психологических службах Германии

Теперь мы живем в Германии, в стране иной социальной структуры, иных моральных установок. Здесь с детства детей приучают чувствовать себя личностью, ценить свою жизнь. Немцы знают, что делать, если на душе беспокойство, сомнения, предвестники депрессии. В Германии, как и во многих развитых странах Европы и в Америке, существует сеть психотерапевтических кабинетов, служб психологической помощи семье.

Многие наши люди считают, что к психологу обращаются больные, но это мнение абсолютно неверное. С психически больными людьми, чья психика перегружена и чьи действия не поддаются объяснению, работает врач-психиатр. Психолог же или, как его чаще называют в Германии, психотерапевт - это человек, работающий со здоровыми людьми. Он помогает найти причины внутреннего беспокойства, избавиться от него или, скажем, снять нервное душевное напряжение. Обращаться к психологу не стыдно, а как раз наоборот. Здесь считается престижным иметь своего психолога или психоаналитика. Немцы посещают его регулярно или по мере необходимости. Иметь семейного психолога также привычно, как иметь домашнего врача или адвоката. Почему не стоит обращаться за помощью в решении конфликтов к родным?

В основном, когда нам плохо, когда болит душа, мы бросаемся за помощью к своим близким или подругам. Но по-настоящему они помочь не могут. И это происходит не потому, что ваши родственники не специалисты в области психологии, а прежде всего потому, что они видят ситуацию вашими же глазами. Близкие вам люди не могут быть объективны, в своих решениях они руководствуются лишь любовью к вам и жалостью, если вам больно.

Поясним на примере. Вы влюбились и вам кажется, что ваш избранник лучше всех на свете. Он вас провожает до дома, дарит цветы, часто звонит... Это все на поверхности. Но вы видите только положительное, потому что хотите это видеть и не замечаете того, чего не хотите замечать. Бывают и мелкие несостыковки, непонимание, но... все это остается незамеченным за бортом отношений. Вы с восторгом рассказываете о ваших отношениях родным и, конечно, он кажется и им привлекательным. А почему же нет? Если он так любит их дочь, так заботится о ней? Потом вы выходите замуж и через некоторое время начинается повседневность со своими проблемами. Вот ваш муж задерживается на работе и приходит все позже. Выяснение вопроса о том, где он бывает, вызывает у него агрессию. Постепенно начинаются скандалы.

И вот вы уже плачете и звоните родителям. Какой совет могут они дать, когда родной ребенок рыдает в трубку? Любая любящая мать посчитает мужа дочери грубияном, недостойным ее ребенка. Во-первых, ситуация оценивается матерью с позиции рассказа дочери. Мать знает только то, что муж задерживается и не дает объяснений, скандалит. С точки зрения матери и рассуждать нечего - он виноват. Во-вторых, мать не замечает недостатков своего ребенка, потому что любит его, да и потому что имеет сходные с ним представления о семейных отношениях (яблоко - яблоня). При поддержке родителей или подруг женщина только еще больше убеждается в своей правоте. Конфликт вместо разрешения усугубляется, стоит вспомнить пресловутое: а ведь права моя мама... Это просто бомба, взрыв очередного скандала.

Психолог же объективен, он может оценить ситуацию с двух сторон, попытается выявить причину сложившейся ситуации и найти способ выхода из нее.