Болезни Военный билет Призыв

Прокомментируйте высказывание мыслить глобально действовать локально. Думай глобально, действуй локально

Отморожением или обморожением называют повреждение тканей тела человека, причиной которого является местное переохлаждение. Чаще других действию холода подвергаются такие части тела, как нос, щеки, ушные раковины, пальцы ног и рук. Обморожения конечностей выше запястья и голеностопа, а также крупных частей тела – живота, ягодиц, спины и прочих, случаются крайне редко, как правило, при общем переохлаждении организма – замерзании. О том, какие факторы способствуют развитию обморожения, о стадиях этого процесса и клинических проявлениях каждой из них, а также о доврачебной и принципах медицинской помощи, включая методики физиолечения, вы узнаете из этой статьи.

Причины и механизм развития

Как было сказано выше, обморожение возникает по причине продолжительного воздействия на ту или иную часть тела низкой температуры. Конечно, организм человека обладает системой терморегуляции, которая препятствует как перегреву, так и переохлаждению. Однако под воздействием некоторых внешних и/или внутренних факторов эффективность этих процессов значительно снижается – возникают обморожения.

К таким факторам относятся:

  • собственно низкая температура воздуха – от -10 градусов и ниже;
  • сочетание высокой влажности и сильного ветра даже при положительной температуре (активизируются процессы теплоотдачи, снижается способность одежды (говоря о руках – перчаток) сохранять тепло);
  • неподвижность в течение длительного времени, тесная одежда, необходимость держать в руках тяжелый предмет (эти факторы способствуют снижению кровотока, что повышает риск холодового поражения);
  • снижение защитных функций организма (вследствие хронической усталости, стрессов, недостатка питания, тяжелых соматических заболеваний, кровопотери и других причин организм вырабатывает меньше тепла);
  • заболевания сосудов, ухудшающие ток крови ( , васкулиты), а также рубцовая ткань.

Под воздействием холода в тканях возникает ряд изменений, характер которых напрямую зависит от температуры и продолжительности ее снижения. Так, при очень сильном морозе (температуре воздуха -30 °С) холод является главным повреждающим фактором. Непосредственно он и приводит к гибели клеток кожи и глубжележащих слоев тела. Температура от -10 до -20 °С действует иначе: она вызывает спазм капилляров, в результате чего нарушается снабжение кровью пораженных областей тела, они испытывают дефицит кислорода, что становится причиной нарушения процессов обмена веществ и появлению тех или иных симптомов.

Симптомы

В зависимости от глубины поражения тканей различают 4 степени обморожения, каждой из которых присущи характерные именно для нее симптомы:

  1. Обморожение I ст. Возникает при кратковременном воздействии холода. Страдает только поверхностный слой эпидермиса. Первым сигналом о начале обморожения является субъективное ощущение покалывания или жжения, а позднее – онемения. Могут возникать боли и зуд. Визуально кожа области поражения бледная, но после согревания краснеет, также здесь определяется отечность тканей, которая сохраняется до 5-8 дней, а затем вовлеченные в патологический процесс клетки слущиваются и состояние кожи нормализуется.
  2. Обморожение II ст. Процесс поражает базальный слой эпидермиса. Характеризуется образованием на отечной коже пузырей, которые затем самопроизвольно вскрываются и заживают, не оставляя после себя на коже каких бы то ни было следов (пигментации, рубцов и прочих). Как правило, на этот процесс уходит от 2 до 3 недель. Субъективные ощущения больного после согревания аналогичны таковым при I стадии, однако выражены они более ярко.
  3. Обморожение III ст. Это глубокое повреждение, при котором патологический процесс затрагивает всю толщу кожи и подкожную жировую клетчатку. Сначала образуются пузыри с содержимым кровянистого характера и нечувствительным дном багрово-синеватого цвета. Затем они вскрываются. Кожа некротизируется (отмирает). Образуется влажная (при частичной сохранности кровоснабжения тканей) или сухая (при полном отсутствии кровотока в них) гангрена. Через 2-3 недели после начала патологического процесса некротизированные ткани отторгаются, оставляя после себя грубые рубцы. Если на этом этапе отслаиваются ногти, впоследствии они вырастают неправильной формы или вовсе не отрастают. После согревания у больного возникают интенсивные боли.
  4. Обморожение IV ст. Может сочетаться с обморожениями I-III степени. Характеризуется поражением всех слоев тканей пальца или кисти вплоть до кости. Визуально зона поражения синюшна, имеется выраженный отек.

Принципы диагностики и лечения

Диагноз выставляется на основании анамнестических данных (пребывание на морозе) и клинической картины заболевания.

Первая помощь

При возникновении ощущения жжения или покалывания следует снять перчатки, согреть руки дыханием, осторожно растереть (помассировать) их сухой варежкой или шерстяным шарфом.

При потере чувствительности или боли в руках необходимо укутать их ватой, марлей, теплыми вещами, как можно быстрее попасть в теплое помещение и обратиться за медицинской помощью. Самостоятельно повязку не снимать, так как перепад температур вызовет нарушение тока крови в пораженных тканях. В процессе ожидания медицинской помощи следует выпить какой-либо сладкий горячий напиток, принять обезболивающий препарат (например, анальгин), спазмолитик (платифиллин, дротаверин), корвалол и нитроглицерин под язык.

Обращаем внимание читателя на то, что нельзя растирать область поражения снегом, поскольку маленькие льдинки травмируют обмороженную кожу, а это повысит риск ее инфицирования. Также не следует использовать с целью согревания алкоголь – он расширяет сосуды лишь ненадолго, а далее следует их спазм, усугубляющий состояние больного.

Медицинская помощь

Целью лечения является сохранить жизнеспособность как можно большего количества пораженной ткани. Достигается эта цель путем согревания конечности, однако постепенного, а не резкого, поскольку последнее может спровоцировать развитие шока.

Достоверно определить необходимость хирургического вмешательства и его объем можно лишь через 3-5 дней, когда появляется так называемая демаркационная линия – борозда, которая отграничивает некротизированные ткани от здоровых.
При проведении операции в более ранний срок хирург может удалить лишнюю (здоровую) ткань или же напротив, оставить ткань ту, которая впоследствии все равно отомрет.

В эти 3-5 дней за пациентом не просто наблюдают, а назначают ему медикаментозное лечение и физиопроцедуры (мы расскажем о них ниже). В реактивном (после согревания) периоде обморожения больному могут быть рекомендованы препараты следующих групп:

  • ненаркотические и наркотические анальгетики (анальгин, трамадол);
  • нестероидные противовоспалительные средства (нимесулид, мелоксикам);
  • спазмолитики (папаверин, но-шпа);
  • сосудорасширяющие средства (пентоксифиллин);
  • антиагреганты (аспирин), антикоагулянты (клопидогрель);
  • если рана инфицировалась – антибиотики (цефтриаксон);
  • противостолбнячная сыворотка (профилактика столбняка);
  • ангиопротекторы (актовегин);
  • инфузии растворов с целью детоксикации (физраствор, реамберин);
  • другие средства – в зависимости от сопутствующих заболеваний больного для поддержания работы его внутренних органов.

После того, как сформировалась демаркационная линия, хирург определяет необходимость и объем оперативного вмешательства:

  • удаление омертвевших тканей (некрэктомия);
  • разрез фасций для уменьшения болевого синдрома и отека (фасциотомия);
  • удаление части конечности (ампутация);
  • повторное удаление части конечности из-за распространения гангрены (реампутация);
  • пластическая операция – трансплантантация кожных лоскутов.


Физиотерапия

При обморожении конечностей могут применяться пресные ванны с добавлением растворов антисептиков.

Методы показаны больным с обморожениями рук и/или других частей тела. Их назначение преследует следующие цели:

  • восстановить нормальный ток крови в области поражения;
  • уменьшить интенсивность болевого синдрома;
  • предотвратить инфицирование, а если оно уже произошло, то уничтожить бактерии и снизить активность воспалительного процесса;
  • ускорить процесс отторжения омертвевших тканей;
  • активизировать в ране восстановительные процессы (процессы репарации и регенерации);
  • в случае трансплантации – снизить риск отторжения пересаженных тканей;
  • предотвратить образование грубых рубцов и контрактур;
  • уменьшить интоксикацию организма.

С целью обезболивания применяют:

В качестве бактерицидных методов, оказывающих антибактериальное действие, могут быть использованы:

  • аэроионофорез антибактериальных препаратов;
  • лекарственный электрофорез их же;
  • местная;
  • КУФ-облучение;
  • аэроионотерапия.

Снизить активность воспалительного процесса помогут:

  • лазеротерапия красная;
  • СВЧ-терапия;
  • УВЧ-терапия;
  • СУФ-облучение в эритемных дозах;
  • аэрозольтерапия глюкокортикостероидов.

С целью стимуляции функций иммунитета больному назначают:

  • АУФОК (аутовенозное ультрафиолетовое облучение крови);
  • лазерное облучение крови;
  • ДУФ-облучение;
  • СУФ-облучение в субэритемных дозах;
  • гелиотерапию;
  • тимуса (высокочастотную).

Для ускорения процессов отторжения омертвевших тканей применяют:

  • аэроионофорез протеолитических ферментов;
  • электрофорез их же.

С целью нормализации кровообращения в зоне поражения, уменьшения риска тромбообразования больному могут быть назначены:

  • низкочастотная магнитотерапия;
  • лазерное облучение крови;
  • лекарственный электрофорез антикоагулянтов;
  • лазеротерапия инфракрасная.

В качестве методов, уменьшающих гипоксию (кислородное голодание) тканей, используют:

  • баротерапию;
  • оксигенотерапию.

Активизируют процессы восстановления в поврежденных тканях:

  • лекарственный электрофорез биостимуляторов (алоэ, гумизоль) и витаминов (аскорбиновая кислота);
  • аэроионофорез их же;
  • лазеротерапия инфракрасная;
  • дарсонвализация местная;
  • монохроматическое инфракрасное облучение;
  • высокочастотная магнитотерапия;
  • УВЧ-терапия трансцеребральная.

С целью коррекции функций вегетативной нервной системы используют:

  • амплипульстерапию на сегментарные околопозвоночные зоны;
  • диадинамотерапию тех же областей.

Чтобы расширить сосуды, применяют:

  • лекарственный электрофорез периферических вазодилататоров;
  • инфракрасное облучение (могут быть использованы различные облучатели – лампа Минина, соллюкс и прочие; продолжительность процедуры от 20 до 30 минут, проводят их 1-3 раза в день на протяжении всего дореактивного периода (до полного согревания), а далее – ежедневно курсом от 8 до 12 воздействий);
  • (способствует увеличению количества функционирующих капилляров, а также скорости тока крови в них; сеанс проводят длительно, вплоть до нескольких часов, но с короткими перерывами);
  • (оказывают выраженное сосудорасширяющее и обезболивающее действие, которое к тому же сохраняется длительное время; способствуют увеличению количества функционирующих капилляров; может быть использована как белая эмульсия, так и желтый раствор из расчета 25-30 мл на 200 литров ванны; поскольку при обморожении рук показано не общее, а местное воздействие, скипидара следует брать меньше – высчитать его объем в зависимости от объема воды, используя указанное выше соотношение; в качестве метода первой помощи процедуру проводят однократно в течение 15-20 минут, а на этапе формирования рубцов – курсом в 3-5-7 воздействий);
  • пресные ванны (методику используют еще на догоспитальном этапе; при обморожении рук показаны местные ванны, при необходимости – с добавлением антисептических средств; в начале процедуры температура воды должна равняться 35-36 °С, ее следует постепенно повышать до значений 38-40-42 °С; продолжительность воздействия – от 15-20 минут до получаса; проводят его однократно).

Это направление лечения играет очень важную роль при обморожениях, поэтому применять его следует в любом периоде любой стадии этого заболевания. Нормализация кровотока способствует устранению кислородного голодания тканей, улучшает доставку к ним питательных веществ, необходимых для восстановления.

Предотвратить образование рубцов помогут:

  • лазеротерапия инфракрасная;
  • ультразвуковая терапия;
  • и радоновые ванны.

Если рубцы уже сформировались, чтобы смягчить их и предотвратить образование контрактур, пациенту назначают:

  • электрофорез и ультрафонофорез дефиброзирующих лекарственных средств (трипсин, лидаза и прочие);
  • на область надпочечников;
  • высокочастотную терапию на область надпочечников;
  • лечение грязями (пелоидотерапию).

Чтобы повысить тонус поврежденных при обморожении мышц, применяют:

  • различные виды массажа – подводный, ручной, вибромассаж и прочие;
  • электромиостимуляцию;
  • амплипульстерапию;
  • диадинамотерапию.

Противопоказанием к проведению физиотерапии при обморожениях рук является период сильной интоксикации с температурой тела выше 39-40 °С.

Санаторно-курортное лечение

Если у больного развиваются осложнения тяжелых обморожений (контрактуры, келоидные рубцы, трофические язвы), он должен быть направлен на грязелечебные курорты (Ейск, Пятигорск, Сочи и прочие) или курорты с возможностью приема радоновых ванн (Белокуриха, Пятигорск и другие).

При тяжелых поражениях, которые резко ограничивают возможность больного к самообслуживанию.


Заключение

С обморожением рук в холодный период года может столкнуться каждый. Проявляется оно ощущением покалывания, жжения, боли в области поражения и нарушением чувствительности в ней. На доврачебном этапе помощи следует постараться постепенно согреть конечность, обернув ее мягкой теплой тканью или же сделать легкий массаж, а ожидая врача, выпить горячий напиток, принять обезболивающий и спазмолитический препарат. Медицинская помощь включает в себя прием лекарственных средств, хирургическое вмешательство и физиотерапию, методики которой помогут улучшить кровообращение в зоне поражения, снять отек, уменьшить боль, активизировать обменные процессы, что, несомненно, ускорит процесс выздоровления.

Телеканал «GuberniaTV», программа «Утро с Губернией», видеосюжет на тему «Что делать при обморожении»:

Испытайте себя! Это занятие только для сильных духом! Немного соревнования с самим собой никогда не повредит, а в случае с контрастным душем только принесет ощутимую пользу. Что такое […]

  • Одной из распространенных травм головы и лица является ушиб носа. Особенно часто диагностируют его у детей и лиц, занимающихся спортом. Ушиб представляет собой повреждение мягких тканей, […]
  • Лимфодренажный массаж – вид механического воздействия на мягкие ткани организма при помощи специальных приемов, который проводится с целью улучшения оттока лимфы. Этот лечебный метод […]
  • Аэроионотерапия – лечение с помощью ионизированного воздуха. Этот вид терапии основан на способности взвешенных частиц, молекул и атомов приобретать электрический заряд под действием […]
  • Ни для кого не новость, что при травмах необходимо обращаться к врачу. Повреждения грудной клетки, ребер и грудины имеют различный характер и степень сложности. Знание признаков той или […]
  • Несмотря на то, что все средства массовой информации ежедневно говорят про глобальное потепление, зима возвращается каждый год. Зимнее время это время испытаний для человеческого организма. Предлагаем поговорить о том, что делать если отморозил руки.

    • При первых признаках обморожения необходимо сразу начать сжимать и разжимать кулаки. Если результата не наблюдается и пальцы продолжают быть холодными, надо зайти в ближайшее теплое место, например, в магазин.
    • Попав в теплое помещение, аккуратно снимите варежки. Если есть возможность, подержите кисти рук под струей теплой воды. Можно погреть на батарее. При этом рекомендуем слегка массажировать замерзшие пальцы. Массаж быстро восстановит кровоснабжение, и руки станут постепенно нагреваться.
    • Поможет справиться с легким обморожением теплая ромашковая ванночка для рук. Температура воды должна быть не более 25 градусов. Вытирать руки надо аккуратно. Использовать мягкое полотенце. После этого намажьте обмороженное место гусиным или другим жирным салом, и наложите ватно-марлевую повязку. Можно использовать мази на основе прополиса. Проследите, чтобы между пальцами был хотя бы один слой бинта.

    Что делать если отморозил руки сильно

    Признаками сильного обморожения являются:

    • появление волдырей;
    • быстроразвивающийся отек;
    • на месте обморожения ощущается зуд и жжение;
    • ткани кожи становятся багрово-синюшными.

    В этом случае следует немедленно обратиться к врачу травматологу. Именно он назначит дальнейшее лечение. Это может быть асептические повязки. В тяжелых случаях назначается удаление омертвевших участков кожи.

    Вопроса что делать если обморозил руки не возникнет, если соблюдать элементарные правила профилактики обморожения. В зимний период не выходите из дома без варежек или перчаток. Данные предметы гардероба должны быть максимально теплые. Покупайте только шерстяные изделия, которые не сдавливают пальцы. Если погода слишком холодная, снимите на это время украшения. Холодные кольца провоцируют сильное обморожение. При первых признаках замерзания начинайте активно двигаться. С силой сжимайте и разжимайте кулаки. Постарайтесь не курить на морозе. Никотин вызывает спазм капилляров, который приводит к обморожению.

    8460 0

    Похожие статьи:

    Кардиомагнил инструкция к лекарственному средству Сердечно сосудистые заболевания всегда требуют особого внимания к себе. Иногда такие заболевания протекают в скрытой форме. Полноценное фу...

    Как вылечить ангину быстро и забыть о ней надолго Похоже вопрос "как вылечить ангину быстро" волновал каждого взрослого человека, как женщин, так и мужчин. Почему-же хочется решить эту про...

    Когда люди задумываются о том, чтобы сделать что-то важное, большое, существенное в своей жизни - как часто мечты остаются мечтами? Сомнения, непонимание - куда идти и что делать - не позволяют всем стать Гейтсами или Плисецкими... Мысли - а по плечу ли мне то, что я задумала? Отвержение - нет, я не такая, мне никогда и ни за что не достигнуть...

    Секреты успеха просты и понятны, но следовать им нужно каждый день, а не как придется. И начинать жить с понедельника, не заручившись поддержкой в виде мотивации и умений распоряжаться со своими целями - большими и маленькими - бесполезно.

    Как это работает

    Рецептов успеха порой слишком много, чтобы применить их все. Но один - «мысли глобально, действуй локально» - заслуживает пристального внимания. В чем же секрет успеха? В объеме работы, даже если это работа «на дядю» или еще более загадочная «работа над собой»?

    Успешные клерки зарабатывают порой в сотни раз больше горе-предпринимателей, которые на протяжении десятилетий пытаются «делать бизнес». Талантливый педагог может быть в десять раз обеспеченней посредственного программиста, работающего в престижной компании.

    Кого же выбирает успех? Целенаправленных, читай - пробивающих стену лбом? Или умеющих ждать своей возможности (они же - «офисный планктон», многие годы прозябающий на одном и том же уровне)?

    На первый взгляд общего между ними ничего нет и быть не может.

    С другой стороны и офисные работники, и предприниматели, и творческие люди способны достигать успеха в своем деле. А могут остаться на маленьком окладе, мизерном обороте... Все зависит от того, какие цели они перед собой ставят и ставят ли их вообще.

    Цель - большая, шажки - маленькие

    Принцип «мысли глобально, действуй локально» подразумевает умение разделять сиюминутное и по-настоящему важное. В этом есть что-то от НЛП, но на самом деле это гораздо более древняя, если так можно сказать, «техника». «Разделяй и властвуй» - знакомый девиз?

    Когда человек смотрит на большую цель, он теряется. Пугается перспектив, сильных перемен. Боится того, что усилий для достижения желаемого нужно приложить - ой-ёй-ёй сколько. А результат гарантировать не может никто, даже он сам.

    Но когда перед человеком четко очерчены этапы достижения цели - ему становится легче. Ведь можно добраться до очередной «вешки», поставить «галочку» и пойти к следующему этапу. Поэтому маленькие шажки, действия, которые выполняются исходят из сиюминутных задач и текущих условий - лучший путь к успеху. Спросите себя: что я могу сделать прямо сейчас?

    Четкий ориентир

    Принцип «мысли глобально, действуй локально» подразумевает и еще одну насущную необходимость - постоянно держать в голове ориентир. «Куда идем?» - спрашиваете себя вы, действуя каждый день.

    Только так вы не забудете, что за ежедневной мышиной возней стоит большая, красивая, желанная цель. Только с помощью «путеводной звезды» - цели - можно избавиться от лишней суеты, чувства топтания на месте. Вы - действуете, но проверяете свои действия с помощью отдаленной цели, которой они все подчинены.

    Этот своеобразный «танец с жизнью»

    Достигать, конечно, приятно - особенно руководствуясь принципом «мысли глобально, действуй локально». Но и путь к цели должен быть приятен. Ведь момент успеха - он такой короткий! А что если вас некому будет похвалить? А если одного материального вознаграждения вам недостаточно?

    Поэтому не забывайте перестраховываться - проверять свою цель на желанность. Когда вам мало времени в сутках, когда вы спрыгиваете с постели с мыслью «хочу делать» - это ваша цель. А заставлять себя - бесполезно. Говорят, на действия, которых вам не хочется делать, тратится энергия здоровья - а это, сами понимаете, чревато...

    _____________________________________________________________________________________________________

    «Действуй локально” — это о том, что хватит просто мечтать знать все слова, хорошо понимать грамматику, говорить, как королева Англии и т.д.

    Действуйте конкретно, делайте определённые маленькие шажочки, которые один за одним приведут вас к нужному результату. Не умеете читать — вот ваша локальность, — пытайтесь делать это лучше и лучше с каж
    дым разом. Не знаете вы каких-то слов — действуйте локально: изучайте те слова, которые вам нужны, день за днём, — таким образом, за определённое количество недель у вас будет необходимый словарный запас. Не умеете распознавать английскую речь на слух — не отчаивайтесь, опять-таки действуйте локально: смотрите фильмы, видео, слушайте аудиозаписи…

    Потому что, как мы идём в какой-то пункт назначения? Мы же не телепортируемся, скажем, из Киева в Минск посредством силы мысли! Мы проходим, проезжаем километр за километром; километры состоят из метров, метры — из сантиметров и т.д. Нельзя преодолеть это большое расстояние, не пройдя все эти маленькие шаги. То есть локальность — это пошаговость в изучении и достижении чего-либо.

    Очень важно думать глобально , о том, зачем вам английский, что вам это даст, и какой для этого необходим пункт назначения. И чем более глобальной будет ваша цель, тем больше шансов, что локально вы сделаете всё чётко и правильно, чтобы получить желаемый результат. Вы выучите английский гораздо быстрее и эффективнее, если у вас перед глазами всегда будет маячить огонек желаемой цели.

    Например, если вы специалист в сфере IT , то локально вы делаете определённые шаги по созданию новой программы, а глобально думаете о том, как сделать эту программу классной, эффективной, инновационной, чтобы она изменила в чём-то мир, что-то облегчила, что-то ускорила и т.д.

    И вот эта глобальность, эта главная идея даст вам невероятнейший заряд энергии, который действительно приведёт вас к ошеломительным результатам. Если вы хотите выучить английский, также подумайте глобально: зачем он вам?

    Допустим, вы хотите получить престижную работу. Хорошо, думайте дальше: что вы можете сделать, чего можете достичь, работая в такой-то компании? Не просто работать и получать деньги, а сделать какой-то вклад в развитие определённой отрасли, что-то разработать, что-то создать…
    ___________________________________________________________________________________________________

    Глобальность можно рассмотреть во всём, чем бы вы ни занимались. Если вы, например, юрист, и английский нужен вам, чтобы сотрудничать с различными международными компаниями, — тоже подумайте глобально: допустим, вы будете входить в определённый дипломатический союз и придумаете какие-то законы, будете влиять на то, как они будут создаваться и изменять жизнь людей в разных городах или разных странах. Глобальность нужно научиться видеть во всём, и тогда это автоматически приведёт вас не просто к успеху, а к результату, который превзойдёт все ваши ожидания!

    К сожалению, население не всегда осознает приближение экологической катастрофы, оно довольно безучастно к идеям сохранения природы и защиты окружающей среды. Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования и воспитания. У выпускников школ и вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, крайне низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению окружающей непосредственно человека среды.

    Следовательно, среди факторов решения этих проблем приоритетное место должно быть отведено экологическому образованию и воспитанию. Причем воспитание должно опираться на конкретную природоохранную деятельность, в процессе которой ученики смогут ощутить причастность к решению экологических проблем как местных локальных, так и глобальных. То есть необходимо воспитать человека, не только обладающего экологическими знаниями, но и мыслящего, способного при ограниченных ресурсах содействовать динамичному развитию общества и поддерживать устойчивое развитие природной среды, глубоко чувствующего, ответственного за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной. Именно этого общество ожидает от системы образования.

    Взаимосвязь глобальных, национальных и местных проблем в процессе экологического воспитания и сотрудничество на всех уровнях (местном, национальном, международном) необходимы для эффективного решения тех или иных экологических проблем, для учета возможных перспектив развития экологической ситуации в будущем.

    Если говорить о воспитании в процессе природоохранной деятельности, то здесь необходимо не только владеть информацией, но и иметь возможность включиться в масштабные общероссийские и международные акции. Ведь лозунг «Мысли глобально, действуй локально!» как нельзя лучше характеризует возможность влияния природоохранной деятельности того или иного детского объединения на международные экологические проблемы, что дает возможность ребенку почувствовать свою сопричастность к решению общей проблемы, свою включенность в общее важное дело.

    В этой ситуации просто невозможно обойтись без необходимой информации, без взаимодействия с единомышленниками, без сотрудничества с различными природоохранными организациями, которые и дают возможность включиться в различную практическую экологическую деятельность. Все это становится реально на сегодняшний день только благодаря развитию компьютерных технологий и возможности пользования Глобальной сетью практически любого образовательного учреждения.

    Любая серьезная природоохранная организация имеет свой сайт в Интернете, предоставляет для общения свой электронный адрес и все имеющиеся у нее ресурсы. Педагогу необходимо лишь уметь ориентироваться в бескрайнем море информации, выбрать самые оптимальные для его детского коллектива ресурсы и организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с предлагаемыми формами и методами.

    Рассмотрим некоторые из ресурсов, дающие возможность организовать процесс экологического воспитания и образования.

    Начнем с такой неоднозначно оцениваемой организации как Гринпис (www.greenpeace.org/russia/ru). Несмотря на порой шокирующие общественность акции этой организации, информация, которую она предоставляет на сайте, очень полезна. А проекты, проводимые организацией, дают возможность организовать конкретную деятельность. Один из них называется «Возродим наш лес!». Не секрет, что ситуация с лесами в России не самая лучшая. Проект учит детей, как вырастить те или иные виды деревьев, как заложить лес и ухаживать за ним. Гринпис организует специальные экологические лагеря, высылает необходимые методические материалы, что позволяет любому детскому объединению стать участником этого начинания. Среди методических материалов у Гринпис есть замечательный фильм, посвященный именно проблеме восстановления лесов. Герой фильма - Лесовичок доступно расскажет детям, что такое лес, зачем он нужен и как восстановить леса в России.

    И это лишь один из проектов. Для экологического образования детей и взрослых на сайте также можно получить информацию, как сделать свой дом экологичным, как правильно выбирать бытовую химию и обращаться с бытовыми отходами, как выбрать безопасные продукты и безопасную посуду, утеплить жилище и так далее. Кроме этого, всегда можно узнать последние экологические новости - о защите амурского тигра, о загрязнении Невы, о проблеме изменения климата и многое другое.

    Следующий ресурс, заслуживающий пристального внимания, - Международный фонд защиты животных (IFAW) (www.ifaw.org/ifaw_russia). Информация, которую предоставляет фонд на сайте, очень интересна и познавательна. Но самое главное, на мой взгляд, - это Неделя защиты животных - акция, которую он проводит в этом году уже в 17-й раз. IFAW не только размещает на своем сайте методические материалы по проведению мероприятия, но и бесплатно высылает их по требованию.

    Согласитесь, имея такую информацию, достаточно легко принять участие в этой международной акции. В программе - конкурс экологического плаката и рисунка, сбор силами детей подписей под петицией. Каждый раз неделя посвящена конкретной теме. В этом году на первое место вышла проблема загрязнения пластиком Мирового океана. А потому собирают подписи под петицией для рассмотрения в Госдуме вопроса о запрете применения одноразовых пластиковых пакетов. Вот вам и возможность локальных действий при решении глобальной проблемы. В прошлом году, например, под петицией в защиту тюленей участниками недели было собрано более 335000 подписей.

    Число участников недели растет с каждым годом. Фонд еще и стимулирует детей на экологическую деятельность - в знак уважения высылает тем участникам акции, кто собирает 100 и более подписей, футболки с эмблемой фонда. Теперь, кстати, вместо футболок высылается хлопчатобумажная сумка, что даст возможность использовать ее вместо пластиковых пакетов. Параллельно фонд организовал акцию по сбору пластикового мусора, причем с учетом его количества, чтобы определить масштабы мирового загрязнения природы пластиком.

    Это лишь часть конкретной деятельности, в которую можно включиться благодаря выходу в Интернет. Но на сайте фонда для детей есть еще раздел «Живой остров», который поможет им узнать много интересного о тюленях и собаках, и о том, как и почему их надо защищать.

    Центр охраны дикой природы (www.biodiversity.ru/programs/mp.html) дает возможность принять участие в Марше парков. Эта международная акция, имеющая давнюю историю, пришла к нам в страну в начале 90-х годов. Целый комплекс мероприятий направлен на поддержку особо охраняемых природных территорий - заповедников, заказников, национальных природных парков. Центр тоже высылает поддерживающие материалы для организации акции, организует в рамках Марша парков различные конкурсы для детей и размещает на своем сайте наиболее интересные отчеты о проведении марша.

    Кроме заповедников и национальных парков, в каждом уголке страны есть и небольшие природные территории или просто объекты, которые тоже требуют к себе внимания. Центр охраны дикой природы поможет организовать работу по сохранению таких мест. Кроме этого, он проводит для педагогов семинары, которые помогут организовать экологическое образование и воспитание детей. По итогам участия в Марше парков центр выпускает брошюру с описанием наиболее интересного опыта работы. Так что, может быть, и ваша деятельность однажды будет освещена в этом сборнике.

    Всемирный фонд дикой природы (www.wwf.ru)на своем сайте размещает огромное количество интересной информации об экологических проблемах. К сожалению, принять участие в его масштабных акциях детскому объединению достаточно сложно, но вот в игровой форме приобщиться к делу охраны природы вполне реально. Для этого на сайте существует настоящая природная стратегия - игра «Спасти леопарда». Для ребят помладше есть возможность научиться делать живые тени животных и поучаствовать в конкурсе головоломок.

    Международный социально-экологический союз (http://seu.ru/news_ru) предложит вам принять участие уже в конкретном деле - например, в сборе желудей. Акция под названием «Разыскиваются желуди» объявлена Лесной кампанией Международного социально-экологического союза по возрождению дубрав. Дуб весьма чувствителен к весенним заморозкам, поэтому плодоносит не каждый год - обильные урожаи наблюдаются раз в

    4-6 лет. В остальные годы плодов мало и их нелегко собрать. Самый простой способ поучаствовать в акции - выбрать хорошую погоду и отправиться в ближайший парк, сквер или лес, не забыв прихватить небольшой пакетик или сумку. Собранные желуди несложно отправить посылкой, а союз передаст их туда, где необходимо посадить новую дубраву.

    И это лишь одна из акций союза.

    Организация содействия экологическому образованию (www.oseko.spb.ru). Ее коронный номер - конкурс школьных экологических газет. Для участия в нем вам надо сформировать редакционную коллегию в составе 5 человек 13-16 лет, подготовить заявку с указанием номера школы, ФИО педагога-руководителя редколлегии, контактного телефона, адреса электронной почты, подписать заявку у директора школы и начать работу. В зависимости от специфики деятельности вашей организации и вашего личного интереса можно выбрать различные варианты партнерства:

    стать организатором конкурса в своем регионе;

    принять участие в работе жюри конкурса на уровне региона или России;

    принять участие в консультировании участников конкурса по вопросам журналистики, экологии, работы в команде, дизайна и так далее в одном из регионов или на российском уровне через сайт конкурса;

    поддержать конкурс информационно, размещая материалы о конкурсе и статьи, написанные школьниками, в различных СМИ.

    Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество» (www.ecocoop.ru) поможет ответить на целый ряд вопросов и дать конкретный совет по организации своей экологической деятельности:

    есть ли в вашей местности ненарушенная природная территория, хотите ли вы ее сохранить?

    обитают ли у вас редкие животные или растения?

    хотите помочь заповеднику, национальному парку или другой ООПТ?

    сильно ли развиты у вас в районе эрозионные процессы, от которых гибнут почвы?

    хотите определить тип почв, распространенный в лесу, не выкапывая почвенного разреза?

    вам нужно определить химические свойства почв, а возможности выполнения специальных анализов для этого у вас нет?

    надоел мусор во дворах и парках?

    хочется озеленить все вокруг?

    вы решили принять участие в акции «Первоцвет»?

    А разделы сайта «Наши пернатые друзья», «Сбережем нашу землю», «Сохраним заповедники» говорят сами за себя. Кроме этого, проект размещает конкретные просьбы о помощи от особо охраняемых природных территорий. Если они находятся недалеко от вас, то вполне реально организовать помощь силами вашего детского объединения. А вообще присмотритесь внимательно, может быть, такая же помощь нужна просто ближайшему парку, лесу или роднику?

    Олег КАМАКИН, заместитель директора по воспитательной части Центра детского творчества, Ноябрьск, Тюменская область