Болезни Военный билет Призыв

Наиболее крупной зональной частью географической. Географическая оболочка. Вопросы для самопроверки

Технологическая карта урока географии 6 класс

Урок №7. Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПЛАНОВ МЕСТНОСТИ.

Практическая работа №3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о глазомерной съемке местности; создать условия для формирования умения составлять простейший план небольшого участка местности методом глазомерной маршрутной съемки

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

План урока

    Способы глазомерной съемки местности.

    Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки местности и способами его применения.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Глазомерная съемка: полярная, маршрутная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся называть и показывать полярный и маршрутный методы глазомерной съемки.

Получат возможность научиться составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной съемки

Познавательные : оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные : умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные : владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Формы

контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока, определяют цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа и индивидуальная работа

II. Актуализация знаний

Беседа, работа с рисунками на доске

1. Организует беседу по вопросам:

1) Сравните планы с аэрофотоснимками и рисунками одной местности, используя материал электронного приложения.

2) Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабах

1: 35000; в 1 см - 6 км?

3) Как определяется относительная высота? Что называют рельефом?

4) Что такое абсолютная высота? Для чего используют горизонтали?

2. Организует беседу по вопросам к рисунку на доске (Приложение 1)

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника, с. 24-26, по составлению плана глазомерной съемки (Приложение 2)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, систематизируют и обобщают знания

Индивидуальная и фронтальная работа с текстом учебника

Устные ответы, запись плана в тетрадь

Беседа по рисункам 14, 15, 16, 17, с. 24-26

Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала:

Что общего и в чем различия у полярной и маршрутной съемок?

В каких случаях нужно использовать каждую из съемок?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Практикум «Составление плана местности методом маршрутной съемки»

Составляют план местности

Работа в группах

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 7

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Беседа

Вопросы к рисунку 1:

1) Покажите СП и ЮП, экватор, ось.

2) Как в каждом направлении вращается Земля?

Вопросы к рисунку 2:

1) Укажите стороны горизонта.

2) Определите азимут.

3) Назовите условные знаки.

Приложение 2

Составление плана-памятки глазомерной съёмки

Вы знаете, что такое масштаб и для чего он необходим, умеете определять стороны горизонта и азимут. Знаете, как изображаются предметы и рельеф на бумаге. Как использовать имеющиеся знания и умения для построения планов местности?

Для составления топографических планов необходимо знать, как выполняются съемки местности.

Задание . Используя текст учебника, с. 24-25, составьте план для всех типов глазомерной съемки (полярная, маршрутная). (Можно использовать следующий метод работы: ученики читают по очереди текст учебника, отмечают пункты плана устно.По завершении работы учитель предлагает сравнить составленный коллективно план с планом практикума на местности, с. 26 в учебнике; обращает внимание детей на самые важные пункты плана.)

Например:

План глазомерной съемки

Полярная

Маршрутная

5. Выбрать и отметить точку наблюдения на бумаге.

6. Нанести на бумагу линии направления на объекты.

7. Отметить расстояние.

8. Географические объекты обозначить условными знаками

1. Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки, циркуля-измерителя, карандаша.

2. Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3. Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю планшета.

4. При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности объекта.

5. Отметить точку отправления.

6. Разбить весь путь на участки, учитывая все повороты.

7. Каждый участок пути отметить на планшете, как при полярной съемке.

8. Все видимые объекты обозначить условными знаками



Виды изображений земной поверхности

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План – чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности – это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности ()

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Рис. 6. Площадные условные знаки ()

2. Внемасштабные

Рис. 7. Внемасштабные условные знаки ()

3. Линейные

Рис. 8. Линейные условные знаки ()

Планы местности активно используются в различных направлениях хозяйственной деятельности человека.

Домашнее задание

Параграф 4.

1. Что такое план местности?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. Ukrmap — Украинские учебники ().

И зготовление плана местности – задача трудоёмкая. Давно канули в Лету те времена, когда землю измеряли шагами или по принципу «куда шапка долетит». В современном мире приватизированный участок – надежное вложение финансовых средств, а соседские войны могут вестись годами даже за несколько сантиметров земли. План местности , сделанный своими руками и без привлечения сертифицированных геодезистов или землеустроителей, юридической силы не имеет, но в случае следования определенному алгоритму может быть достаточно точен и даёт представление о конфигурации земельного участка и его площади.

Видео-версия статьи

Необходимые материалы и инструменты для составления схемы местности

Чтобы нарисовать план участка своими руками, нам понадобится рулетка (чем длиннее, тем лучше) и бумага для записи. На этапе обработки полученных данных не помешает вооружиться калькулятором, а вычерчивать план удобнее всего на миллиметровой бумаге.

Полевые работы

В геодезии «полевыми работами» называют непосредственное измерение участка. Выполняются они в государственной системе координат → (по ссылке рассказано как работать тахеометром) или с помощью GPS-наблюдений.

Начнём с дома. Обмеряйте его по периметру, фиксируя полученные значения длин линий.

Для полноты картины нам желательно выйти в исходную точку. Как видно из иллюстрации, синей стрелочкой показаны промеры внутри помещения. Для получения наружных размеров, к полученному значению надо прибавить толщину стен (рис. 1б). Теперь мы имеем жесткий контур дома, который станет основой для плана, изготовленного своими руками.

Наносим промеры остальных сооружений на участке. В случае если базисная и измеряемая линия параллельны достаточно будет одного промера.

В прочих случаях понадобится два и более промеров. В геодезии этот метод называется методом створов и перпендикуляров.

Если бы на участке находилось отдельно стоящее строение, схема замеров выглядела бы как показано на рисунке 1в.

На местности не всегда получается отложить прямой угол, поэтому контролем измерений может служить замер диагоналей (рис. 1г).

Этот метод в геодезии называется методом линейных засечек. Таким же образом мы получим крайние точки поворота границы участка, учитывая, что большинство значений на тот момент у нас уже будут известны (рис. 1д).

На практике не всегда есть возможность получить точные размеры из-за загруженности участка, поэтому воспользуемся методом параллельного переноса .

Мы смещаем рулетку параллельно измеряемой величине, чтобы обойти препятствие. В этом случае длина искомой стороны будет равна сумме замеров синей и красных линий на чертеже (рис. 2).

Итогом нашей работы станет абрис с размерами, которые мы и превратим в план участка, нарисованный своими руками (рис 3 а).

Если все размеры не помещаются на чертеже, вынесите их на отдельный листок бумаги.

Камеральные работы

Под этим термином в геодезии понимают обработку полученных значений. Для удобства работу ведём, соблюдая пропорции между реальным изображением и его размерами на бумаге, т. е. в масштабе. В нашем случае для наглядности мы будем использовать масштаб 1:200 (в 1 см плана 2 метра натуры). Начинаем с базовой линии, проводя её параллельно линиям миллиметровки. Наш размер 19,13 м на плане будет соответствовать линии 9,6 см 19,13/2=9,565).

Линейные засечки мы выполняем циркулем, метод перпендикуляров переносится на чертёж с помощью линейки (рис. 3б). Данный план участка, нарисованный своими руками, можно использовать для определения площади.

Так как работу мы вели в масштабе, то можем подсчитать площадь полученной фигуры как сумму площадей полных квадратов миллиметровки и неполных, которые состоят из треугольников, прямоугольников или квадратов (рис 3в).

В заключении о составлении, плана, схемы участка, местности

План участка, полученный подобным образом, имеет некоторые погрешности измерений по сравнению с профессиональной геодезической съемкой, однако при качественном исполнении расхождения с топосъемкой будут минимальными. На практике такой способ даёт погрешность не более 6% от реальной величины, а в случае принятия другой стороны участка в качестве базовой и усреднения результатов двух измерений точность повышается в несколько раз.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку . Успехов вам, и добра вашей семье!

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø сформировать представление о географической оболочке как природном теле;

Ø углубить знания о сущности периодического закона географической зональности;

Ø углубить представления об особенностях природных условий отдельных географических поясов Земли.

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка формировалась одновременно с развитием Земли, поэтому ее история является частью общей истории развития Земли. (Что такое географическая оболочка? Какие составные части географической оболочки вы уже изучали в курсе географии и биологии? )

Все составные части географической оболочки находятся в соприкосновении, взаимопроникновении и взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией. В географической оболочке сосредоточена жизнь.

В своем развитии географическая оболочка прошла три этапа. Началом первого – неорганического – можно считать появление атмосферы. На втором этапе в географической оболочке образовалась биосфера, преобразившая все процессы, которые протекали в ней ранее. На третьем – современном – этапе в географической оболочке появилась человеческое общество. Человек начал активно преобразовывать географическую оболочку.

В связи с тем, что географическая оболочка Земли представляет собой среду жизни и деятельности человека, а человеческое воздействие на природу с каждым годом увеличивается, в ее составе выделяют социосферу с техносферой и антропосферой .

Социосфера (от лат. societas - общество), - часть географической оболочки, включающая человечество с присущими ему производством и производственными отношениями, а также освоенную человеком часть природной среды.

Техносфера (от греч. tеchnе - искусство, мастерство) - совокупность искусственных объектов в пределах географической оболочки Земли, созданных человеком из вещества окружающей его природы. Усиливающийся на биосферу антропогенный пресс, вызвавший включение в ее состав элементов техносферы и других средств и продуктов деятельности человека в биосфере, способствуют переходу биосферы в качественно новое состояние.

Антропосфера (от греч. аntropos - человек), охватывает человечество как совокупность организмов. Жизнь любого организма во всех формах ее проявления возможна только при постоянном взаимодействии с окружающим миром и непрерывном поступлении в организм энергии из вне. Все виды живых существ используют в конечном итоге одну и ту же энергию – энергию Солнца, но формы проявления и использования этой энергии различные.

Географическая зональность выражается в закономерной смене географических поясов от экватора к полюсам и распределении географических зон в пределах этих поясов. Самой крупной широтно-зональной единицей географической оболочки является географический пояс, который выделяется по особенностям радиационного баланса и общей циркуляции атмосферы . В пределах пояса характерна относительная однородность климата, что отражается и на других компонентах природы (почвах, растительности, животного мира и др.) (Вспомните, какие географические пояса выделяют на Земле ? Какое их общее количество? ).

Форма и площади поясов зависят от множества факторов, основными из которых являются: близость океанов и морей, рельеф, морские течения. В географических поясах выделяются географические (природные) зоны . Их выделение связано, в первую очередь, с неравномерностью распределения тепла и влаги на поверхности Земли. (Почему ?) Они чаще вытянуты в широтном направлении (Африка), но под влиянием конфигурации материков и орографических факторов могут иметь меридиональное направление (Северная Америка).

Большой вклад в развитие учения о географической зональности внесли В. В. Докучаев и Л. С. Берг. В основу учения о зонах природы В. В. Докучаев положил суждение о том, что каждая природная зона (тундра, тайга, степь, пустыня и другие зоны) представляет природный комплекс, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это послужило основой классификации природных зон, разработанной Л. С. Бергом.

Дальнейшим развитием закона географической зональности стал периодический закон географической зональности , который был сформулирован в 1956 г. известными географами А.А.Григорьевым и М.И.Будыко. Суть периодического закона заключается в том, что географические зоны в разных широтах обладают рядом свойств, которые периодически повторяются (например, зона лесостепи и саванн, лиственных лесов умеренного пояса и лесов влажных субтропиков и т.д.) Согласно этому закону в основе дифференциации географической оболочки лежат: количество поглощенной солнечной энергии, (годовая величина радиационного баланса земной поверхности); количество поступающей влаги (годовая сумма осадков); отношение радиационного баланса к количеству тепла, необходимого для испарения годового количества осадков (радиационный индекс сухости). Величина индекса сухости в разных зонах колеблется от 0 до 4-5. Периодичность проявляется и в том, что величина индекса сухости близкая к единице повторяется между полюсом и экватором трижды (Рис….).

Для этих условий характерна наибольшая биологическая продуктивность ландшафтов (исключение составляют экваториальные леса (гилея).

Таким образом, географическая зональностьвыражается в закономерной смене географических поясов от экватора к полюсам и распределении географических зон в пределах этих поясов. Сам перечень названий географических поясов подчеркивает их симметрическое положение по отношению к экватору. Доля площади каждого географического пояса по отношению к общей площади земного шара хорошо показана на рисунке (Рис…).

Наряду с зональностью выделяют азональность или региональность. Азональность означает распространение какого-либо географического явления вне связи с зональными особенностями данной территории. Основными причинами азональности являются геологическая структура, тектонические особенности, характер рельефа и т. д. При наличии указанных факторов крупные участки географической оболочки приобретают индивидуальные неповторимые черты, что усложняет ее структуру и нарушает схему зональности. Азональность наиболее часто и ярко проявляется в горах и предгорьях.

Особенности географических поясов Земли. Экваториальный пояс занимает 6 % от общей площади суши Земли. Он представлен экваториальными лесами (По карте определите границы экваториального пояса )

Особенностью экваториального пояса является исключительно высокая интенсивность протекания всех природных процессов (геоморфологических, биохимических и других), в результате чего формируется мощная кора выветривания. Причиной высокой интенсивности процессов является, прежде всего, постоянно жаркий и влажный климат.

Субэкваториальные пояса занимают около 11% общей площади суши. (Используя карту, определите расположение субэкваториальных поясов ). Большая часть площади субэкваториальных поясов, как и экваториального, приходится на Мировой океан. Здесь пояса выражены четко и могут быть определены по пассатным течениям. Пояса обоих полушарий в Тихом и Атлантическом океанах сдвинуты к северу по сравнению с их положением на суше.

Существенной особенностью субэкваториальных поясов является переменная циркуляция атмосферы, когда происходит сезонная смена экваториального воздуха тропическим, и наоборот, что и определяет наличие сухого и влажного (дождливого) времен года.

В субэкваториальных поясах выделяются две природные зоны: саванная (саванн и редколесий), являющаяся основной по площади, и зона переменно-влажных лесов - узкая, переходная от гилей к саваннам.

Восточные окраины материков в пределах этих поясов находятся под воздействием муссонов и пассатов.

Тропические пояса. В целом они занимают 35 % всей суши Земли. (Определите по карте их расположение) . В этих широтах господствует сухой и жаркий воздух как на материках, так и на океанах. По природным особенностям в пределах тропических поясов выделяют зоны: лесов, саванн и редколесий , полупустынь и пустынь (Используя атлас, определите границы природных зон тропических поясов).

Субтропические пояса занимают площадь, равную 15 % всей территории суши (Определите по карте их размещение и сравните распространение по долготе в северном и южном полушариях) . Особенность природы этих поясов определяется их географическим положением и выражается в преобладании здесь тропических (летом) и умеренных (зимой) воздушных масс. В западных приокеанических регионах этих поясов (см. карту) природа средиземноморская с сухим летом и влажной зимой. Восточные приокеанические территории (см.карту) имеют муссонный климат с высоким летним увлажнением. Внутриконтинентальные территории имеют засушливый климат. В целом в субтропических поясах выделяются природные зоны: лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь.

Природные условия субтропических поясов благоприятны для жизни человека, поэтому эти территории издавна осваивалась и заселялась. Здесь леса сильно сведены, на их месте размещаются поля, плантации хлопчатника, чая, цитрусовых и др.

Умеренные пояса характеризуются ассиметрией своего расположения в Северном и Южном полушариях (Определите по карте расположение поясов в северном и южном полушариях) . Большая протяженность территории с востока на запад и с севера на юг вызывает большое разнообразие природных условий. По природным особенностям умеренный пояс разделяют на умеренно теплый сухой, и умеренно холодный сырой. В первом выделяются природные зоны: полупустынь и пустынь, степей, лесостепей; во втором: зона тайги (хвойных лесов), широколиственных лесов, мелколиственных и смешанных лесов. (Используя атлас, определите границы природных зон умеренного пояса северного полушария )

Субарктический пояс расположен на северных окраинах Евразии и Северной Америки. Его южная граница определяется в значительной степени воздействием морских течений. В Европе под воздействием теплого течения пояс занимает узкую полосу суши и расположен севернее Полярного круга, в то время как в северо-восточной части Евразии, где отсутствуют действия этого течения, он расширяется и доходит до 60° с. ш. В Северной Америке (район Гудзонова залива) под влиянием холодного течения его граница опускается до 50° с. ш., т. е. до широты г. Киева. Южная граница пояса примерно соответствует изотерме 10°С самого теплого месяца года. Это является пределом северного распространения лесов. Повсеместно распространена вечная мерзлота, которая в отдельных местах начинается уже на глубине 30 см. Природные зоны: тундры, лесотундра и редколесья.

Субантарктический пояс почти полностью находится на океанических просторах. Только несколько островов представляют сушу. Крупнейшие из них - Фолклендские, Кергелен, Южная Георгия и другие. На островах - океанические тундровые условия, высокая влажность, сильные ветры, бедная мохово-лишайниковая растительность. На отдельных островах тундра прослеживается до 50° ю. ш.

Арктический и Антарктический пояса (Определите их географическое положение) хотя и расположены на территориях, имеющих разную подстилающую поверхность- первый на океанических просторах, второй - на материке Антарктида, но у них общих черт больше, чем различных: низкие температуры зимой и летом (Определите температуру самого теплого месяца ), сильные ветры, отсутствие или небольшое количество растительности и т.д. Выделяются арктическая тундровая зона, арктические и антарктические пустыни.

Вопросы и задания

Характерные для географической оболочки общие закономерности ее функционирования являются следствием взаимопроникновения и взаимодействия географических сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы и т. д.). Знание закономерностей позволяет объяснить территориальные особенности отдельных районов Земли, а также организацию природы, населения, хозяйства. К общим географическим закономерностям относятся зональность и азональность, целостность географической оболочки, круговороты вещества, ритмичность природных явлений.

Географическая зональность выражается в закономерной смене географических поясов от экватора к полюсам и распределении географических зон в пределах этих поясов. Самой крупной широтно-зональной единицей географической оболочки является географический пояс, который выделяется по особенностям радиационного баланса и общей циркуляции атмосферы. Под радиационным балансом понимается сумма прихода и расхода солнечной радиации. Приходная часть радиационного баланса состоит в основном из пришедшей на поверхность Земли солнечной радиации, расходная -- из потери тепла земной поверхности за счет теплового излучения. Солнечная радиация доходит до земной поверхности прямо или рассеянно в виде электромагнитных волн (лучистая энергия Солнца). Это главный источник энергии для процессов, протекающих на земной поверхности и в атмосфере. Следовательно, в пределах пояса характерна относительная однородность климата, что отражается и на других компонентах природы (почвах, растительности, животного мира и др.).

На Земле выделяются следующие географические пояса: экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, два субполярных, арктический и антарктический - всего 13. Форма и площади поясов зависят от множества факторов, основными из которых являются: рельеф, морские течения, близость моря. Наибольшая однородность присуща поясам над океаном.

Географические пояса делятся на географические (природные) зоны. Их выделение связано, в первую очередь, с неравномерностью распределения тепла и влаги на поверхности Земли. Они чаще вытянуты в широтном направлении (Евразия), но под влиянием орографических факторов или конфигурации материков могут иметь меридиональное направление (Северная Америка).

Идея широтной зональности впервые была высказана учеными античного времени (Евдокс, Аристотель, Эратосфен). Известно, что Эратосфен, который впервые предложил термин "география", составил сравнительно точную карту Земли, нанес на нее широтные полосы с разными "климатами" и попытался разделить Землю на физико-географические области. В дальнейшем идею поясности развивал Посидоний, выделивший 13 поясов, т. е. столько же, сколько выделяется и сейчас. Но они не являлись идентичными современным поясам, так как само представление о суше и море, вообще о Земле, было преимущественно гипотетическим, т. е. основанным на разных научных гипотезах, а иногда и фантазиях.

Большой вклад в развитие учения о географической зональности внесли В. В. Докучаев и Л. С. Берг. В основу учения о зонах природы В. В. Докучаев положил суждение о том, что каждая природная зона (тундра, тайга, степь, пустыня и другие зоны) представляет природный комплекс, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это послужило основой классификации природных зон, разработанной Л. С. Бергом.

Дальнейшим развитием закона географической зональности стал периодический закон географической зональности, который был сформулирован в 1956 г. известными географами А.А.Григорьевым и М.И.Будыко. Суть периодического закона заключается в том, что географические зоны в разных широтах обладают рядом свойств, которые периодически повторяются (например, зона лесостепи и саванн, лиственных лесов умеренного пояса и лесов влажных субтропиков и т.д.) Согласно этому закону в основе дифференциации географической оболочки лежат: количество поглощенной солнечной энергии, (годовая величина радиационного баланса земной поверхности); количество поступающей влаги (годовая сумма осадков); отношение радиационного баланса к количеству тепла, необходимого для испарения годового количества осадков (радиационный индекс сухости). Величина индекса сухости в разных зонах колеблется от 0 до 4-5. Периодичность проявляется и в том, что величина индекса сухости близкая к единице повторяется между полюсом и экватором трижды.

Для этих условий характерна наибольшая биологическая продуктивность ландшафтов. Исключение составляют экваториальные леса (гилея).

Географическая зональность Земли в целом обусловлена воздействием двух факторов: лучистой энергией Солнца и внутренней энергией Земли. Если бы поверхность Земли была однородной, то зоны представляли бы собой правильные широтные пояса. Но в силу того, что в период длительного геологического развития Земли на ее пространствах протекали многочисленные процессы, действовали разные силы, образовывались разнообразные формы и неоднородный состав вещества, Земля приобрела очень сложное как внутреннее, так и поверхностное строение. Кроме того, для поверхности Земли характерно неравномерное распространение суши и моря, гор и равнин и т. д. Поэтому зональность имеет специфические черты и разную форму проявления. Это можно видеть на примере зонального распространения разных природных компонентов (климата, растительности, почв и др.).

Зональность осложняется разными местными условиями (условия увлажнения, литология, сложность рельефа и др.). В силу разных орографических условий на Земле выделяется высотная поясность. Широтная зональность лучше выражена на обширных равнинах, простирающихся на большие расстояния с севера на юг. Наиболее четко она прослеживается на континенте Евразия. Высотная поясность (синоним "высотная зональность") - это закономерная смена природных условий и природных комплексов с поднятием в горах снизу вверх.

Высотная поясность обусловлена, прежде всего, сменой климатических показателей (температуры, плотности воздуха, влажности, солнечной радиации и др.) при поднятии вверх. На высотную поясность влияют также экспозиция и крутизна склонов гор, удаленность от морей и океанов, широта местности. Высотные пояса при поднятии в горах снизу вверх сменяются в последовательности, близкой к смене широтных зон при продвижении от места расположения горного массива на север. Однако имеются и отклонения от данной аналогии. Например, такие высотные пояса, как альпийские луга и высокогорные пустыни, не имеют аналогов среди широтных зон.

Наряду с зональностью выделяют азональность или региональность. Азональность означает распространение какого-либо географического явления вне связи с зональными особенностями данной территории. Основными причинами азональности являются геологическая структура, литологические и тектонические особенности, характер рельефа и т. д. При наличии указанных факторов крупные участки географической оболочки приобретают индивидуальные неповторимые черты, что усложняет ее структуру и нарушает схему зональности. Азональность наиболее часто и ярко проявляется в горах и предгорьях.

По отношению к почвам и растительности чаще употребляется термин интразональность (от лат. intra -- внутри). Он означает распространение почв или растений на отдельных участках, образующих вкрапления вне связи с зональными особенностями данной территории. Они могут встречаться в пределах одной или нескольких географических зон без преобладания по площади. Например, сфагновые болота и луга в тундре и тайге и т. д.

Важной географической закономерностью является целостность географической оболочки. Суть ее заключается в том, что природные процессы, явления и компоненты (воды, растительность, почвы и т. д.) находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного ведет к изменению других. Эта закономерность присуща как отдельным географическим объектам на небольших территориях (например, озеро, лесной массив, пойма реки и др.), так и всей географической оболочке, которая состоит из множества географических комплексов разного масштаба. Изменение одних природных комплексов вызывает изменение других, находящихся во взаимосвязи с первыми. Например, после осушения болота понижается уровень грунтовых вод не только на самом болоте, но и на прилегающих территориях. В результате меняется почва, видовой состав растений, активизируются эрозионные процессы на склонах, меняется микроклимат и т. д.

Суть географической закономерности круговорота вещества состоит в том, что всем природным комплексам от локальных до географической оболочки в целом присуща способность обмениваться веществом. Примером может быть круговорот химических элементов между почвой и растением в процессе его роста и отмирания, круговорот воды в природе, круговорот воздушных масс в атмосфере (между экватором и тропиками) и т. д. Круговорот вещества - очень важная закономерность, так как в результате его поддерживается генетическое единство живой и неживой природы, существует жизнь, получаются продукты питания и т. д.

Закономерность ритмичности природных процессов заключается в их повторяемости в течение суток (смена дня и ночи), года - (смена времен года). Сюда же относятся и сезонные изменения в природе. Установлены также глобальные закономерности колебаний климата, поверхностных и подземных вод. Доказано, что продолжительность циклов увлажнения планеты находится в пределах 1800-2000 лет. Согласно расчетам современный период развития Земли соответствует началу фазы повышенной увлажненности, которая началась после середины прошлого века и сопровождается обеднением суши водой и поднятием уровня океана.