Болезни Военный билет Призыв

Консультирует Ресурный центр г.о.Новокуйбышевск. Методики выявления лидеров в детских коллективах методическая разработка (класс) на тему Методики на выявление лидерских качеств у взрослых

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Назначение теста:

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал:

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
  11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
  14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
  16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
    • будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
    • возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
  17. Какое из двух мнений вам ближе?
    • настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
    • настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
  18. С кем вы предпочитаете работать?
    • с покорными людьми;
    • с независимыми и самостоятельными людьми.
  19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
  21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
  22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
    • предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
    • просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
  23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
  24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
  25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
  26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
    • самый компетентный человек;
    • тот, у кого самый сильный характер.
  27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
  28. Уважаете ли вы дисциплину?
  29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
    • тот, который все решает сам;
    • тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
  30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
    • коллегиальный;
    • авторитарный.
  31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
  32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
    • человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
    • человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
  33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
    • промолчите;
    • будете отстаивать свое мнение.
  34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
  35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
  36. Что бы вы предпочли?
    • работать под руководством хорошего человека;
    • работать самостоятельно, без руководителей.
  37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
    • согласен;
    • не согласен.
  38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
  39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
  40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
    • опускаете руки;
    • появляется сильное желание их преодолеть.
  41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
  42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
  43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
    • введу нужные изменения немедленно;
    • не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
  44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
  45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
  46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
  47. Кем бы вы предпочли стать?
    • художником, поэтом, композитором, ученым;
    • выдающимся руководителем, политическим деятелем.
  48. Какую музыку вам приятнее слушать?
    • могучую и торжественную;
    • тихую и лирическую.
  49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
  50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к тесту:

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Описание хода исследования

мотивация лидерство власть подростковый

Исследование проводилось в течение учебного года в 2 этапа.

Для проведения исследования было опрошено 283 человека. Из них 40 лидеров, из которых 20 мальчиков и 20 девочек. Выборка состояла из школьников старших классов на базе «пилотных» смен школы-интерната для одаренных детей и средних школ 73, 51 и 13.

На первом этапе определялась склонность мальчиков и девочек 9-11 классов к лидерству с помощью методики Е. Жарикова, Е. Крушельницкого на определение лидерских способностей (см. Приложение А, таблица А.1). Основной задачей данного этапа являлось формирование выборки путем выявления лидеров-подростков.

В исследуемую выборку вошли учащиеся 9-11 классов, набравшие по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) больше 36 баллов. Основной проблемой исследования стал тот фактор, что испытуемые набирали в основном 26-35 баллов, то есть средние значения. Данная методика предназначалась для формирования выборки.

На втором этапе старшеклассники опрашивались по 4 различным методикам, в которых устанавливалось:

1) уровень мотива аффилиации (Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив аффилиации) (результаты представлены в приложении Б, таблица Б.1);

2) мотивация на избегание неудач (см. Приложение В, таблица В.1);

3) удовлетворенность ведущих потребностей (методика степени удовлетворенности основных потребностей) (см. Приложение Г, таблицы Г.1, Г.2, Г.3, Г.4);

4) важность мотива власти (методика «мотив власти») (см. Приложение Д.1, таблица Д).

Основная задача второго этапа - изучение мотивации лидеров-подростков мальчиков и девочек.

В ходе исследования школьники охотно шли на контакт, задавали вопросы, например, «что значит диллегировать» (в методике «мотив власти») и другие.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

Данные по результатам проведения методики представлены в приложении А, таблица А.1. Методика показывает склонность к лидерским способностям.

Для проведения исследования необходимо было набрать две выборки: мальчиков и девочек.

Каждая выборка состояла из 20 лидеров. Чтобы набрать необходимое число девочек лидеров-подростков, было опрошено 152 девочек-подростков. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 13 девочек набрали по 36 баллов, 6 по 37 баллов и 1 - 38 (результаты представлены на рисунке 1).

Рисунок 1. - Соотношение девочек-лидеров к количеству набранных

Чтобы набрать необходимое число мальчиков лидеров-подростков, было опрошено 131 мальчик подросткового возраста. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 12 мальчиков набрали по 36 баллов, 7 по 37 баллов и 1 - 39 (результаты представлены на рисунке 2).

Рисунок 2. - Соотношение мальчиков-лидеров к количеству набранных

баллов по методике на определение лидерских способностей

Таким образом, можно говорить, что девочки и мальчики-лидеры подростки набирали одинаковое количество баллов по методике. У мальчиков только один человек набрал 39 баллов, в то время как у девочек максимальный балл был 38.

Таким образом, выборки мальчиков и девочек сходны по распределению баллов, что, в свою очередь говорит, об однородностях выборки.

Было опрошено 283 школьника 9-11 классов, из них 131 мальчик и 152 девочки. Таким образом, для формирования выборки было опрошено большее количество девочек, чем мальчиков, что может свидетельствовать о том, что девочек-лидеров в подростковом возрасте меньше, чем мальчиков. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. - Соотношение лидеров мальчиков и девочек-подростков к

общему числу испытуемых

По результатам исследования (см. Приложение А) по данной методике можно сказать, что в выборку вошли подростки мальчики и девочки, которые набрали больше 36 баллов. Что свидетельствует о наличие выраженных лидерских качеств. Результаты представлены на рисунке 2 и в приложении А таблица А.1.

Рисунок 4. - Показатели по методике «Диагностика лидерских

способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

На рисунке 2 представлены результаты по тесту Е. Жарикова, Е.Крушельницкого на определение лидерских способностей. Все испытуемые набрали от 36 до 39 баллов. В данной рисунке видно, что испытуемые набирали примерно равное количество баллов, ни у кого из опрошенных лидеров мальчиков и девочек подростков не было склонности к диктату (результаты выше 40 баллов).

Тест КОС-2

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Тестовый материал

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту

Коммуникативные склонности

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов теста

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20

Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Источники

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.).

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?

3. Находясь на собрании, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу активность?

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, на занятиях и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

a. с покорными людьми;

b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью ваших родителей?

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

a. самый компетентный человек;

b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28. Уважаете ли вы дисциплину?

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

a. тот, который все решает сам;

b. тот, который советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы в студенческой организации?

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

a. промолчите;

b. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

36. Что бы вы предпочли?

a. работать под руководством хорошего человека;

b. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

a. согласен;

b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

a. опускаете руки;

b. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упрёки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

a. введу нужные изменения немедленно;

b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем бы вы предпочли стать?

a. художником, поэтом, композитором, ученым;

b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

a. могучую и торжественную;

b. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к опроснику.

А, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

Шкалы: уровень лидерских качеств

Ключевые слова: вербальный, взрослым, лидерство, тест

Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой

Тип теста: Вербальный · Вопросов: 50 ·

Назначение теста

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

Считаете ли вы себя мечтателем?

Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

    будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

    возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

Какое из двух мнений вам ближе?

    настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

    настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

С кем вы предпочитаете работать?

    с покорными людьми;

    с независимыми и самостоятельными людьми.

Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

    предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

    просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

    самый компетентный человек;

    тот, у кого самый сильный характер.

Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

Уважаете ли вы дисциплину?

Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

    тот, который все решает сам;

    тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

    промолчите;

    будете отстаивать свое мнение.

Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

Что бы вы предпочли?

    работать под руководством хорошего человека;

    работать самостоятельно, без руководителей.

Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

    согласен;

    не согласен.

Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

    опускаете руки;

    появляется сильное желание их преодолеть.

Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

    введу нужные изменения немедленно;

    не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

Кем бы вы предпочли стать?

    художником, поэтом, композитором, ученым;

    выдающимся руководителем, политическим деятелем.

Какую музыку вам приятнее слушать?

    могучую и торжественную;

    тихую и лирическую.

Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления :

    Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

    Настойчив, умеет разумно рисковать.

    Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

    Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

    Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

    Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

    Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

    Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

    Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

    Надежен, держит слово, на него можно положиться.

    Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

    Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

    Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

    Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

    Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

    Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Источники

Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.316-320

С пониманием лидерства как процесса межличностного взаимодействия тесно связан вопрос диагностики лидеров и лидерских структур. Какие же методы применяются сегодня в практической социальной психологии для изучения лидерских структур и процессов в реальной малой группе?

Можно выделить три диагностических подхода.

Первый - применение тестовых процедур. При всем их внешнем различии по сути они являются модификациями социометрического метода. Каждый член группы ставится такой процедурой в ситуацию гипотетического выбора: «Если бы сложилась такая ситуация, кто бы...», «Оцените выраженность у членов группы таких качеств, как...», «Кого бы вы назвали, как самого...» и т. п. Создатели подобных тестов исходят из предположения, что у каждого члена группы есть осознанное представление о том, кто в группе выполняет те или иные лидерские функции, и что такая структура в группе имеется.

Однако, здесь существует серьезная проблема выбора критерия. В какую гипотетическую ситуацию нужно поставить членов группы для того, чтобы они действительно указали на лидера, а не на «звезду» или собственного близкого друга? Выбор адекватного критерия - серьезная проблема даже для изучения социометрической структуры, хотя эмоциональные отношения более устойчивы, более представлены в субъективном опыте. Действительно, на какой вопрос легче ответить: «Кто тебе больше нравится» или «Кому ты доверишь руководство своими действиями»? Выбор правильного критерия для тестового изучения лидерства очень непрост.

Второй диагностический подход - использование метода референто-метрии. Это метод выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. В случае, если используется тот вариант референто-метрии, который выявляет референтных лиц, есть основания говорить о диагностике лидеров группы, правда, лидеров специфических. Для них существует даже особое название - референтометрические лидеры. К ним относятся члены группы, к мнению которых прислушиваются, хотя при построении собственного поведения не всегда на это мнение ориентируются.

Наконец, третий подход к диагностике лидерства в реальной малой группе напрямую связан с динамическим пониманием этого феномена. Изучать лидерство - это одновременно его создавать, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими процессуальными и структурными изменениями. Соответственно суть этого подхода - в создании ситуации реального взаимодействия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой и происходящими в ней процессами может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре. Важно, что у исследователя есть представление о том, что может служить признаками появления лидера, и есть реальная возможность наблюдать поведение участников в значимой групповой ситуации.

Итак, для того, чтобы взаимодействие с группой было более эффективным, важно провести диагностику на выявление лидеров, особенно на начальном этапе работы с группой.

Методик исследования психологических особенностей лидерства сегодня очень много. Остановимся на некоторых из них.

1) Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. По мнению авторов теста, способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Характерологическими чертами личности, которыми должен обладать настоящий лидер, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

1. Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

2. Настойчив, умеет разумно рисковать.

3. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

4. Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

5. Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

6. Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

7. Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

8. Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

9. Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

10. Надежен, держит слово, на него можно положиться.

11. Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

12. Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

13. Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

14. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

15. Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

16. Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Вопросник приведен в Приложении 1.

Интерпретация результатов теста: если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо; если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне; если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно; если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

2) Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин).

Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Испытуемому предлагается представить себя в роли руководителя коллектива, ответить, как бы он осуществлял это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выбирается тот, который в большей степени характеризует его поведение в качестве руководителя. Тестовый материал представлен в Приложении 2.

Интерпретация результатов теста: если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.

Однако необходимо отметить, что поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Кроме того, опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства.

3) Социометрия.

Социометрический метод - это метод опроса, направленный на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса работника путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится в коллективах, имеющих опыт совместной работы.

Для проведения социометрии разрабатывается социометрическая карточка с вопросами. Например, при выборе руководителя отдела надо попросить каждого члена коллектива ответить на вопрос: «Представьте себе, что ваш коллектив в скором времени будет расформирован. С кем из членов сегодняшнего коллектива вы хотели бы остаться работать вместе? Напишите одну фамилию». После дается вторая инструкция: «Представьте, что ваше желание по объективной причине не удается воплотить Укажите под цифрой 2 фамилию сотрудника, из оставшихся членов коллектива, с которым бы вы хотели работать в новом коллективе». Затем, после выполнения этого задания дается третья инструкция: «Если так получится, что и это ваше желание не удается осуществить, то кого бы вы выбрали третьим?» На этом процедура опроса заканчивается. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, проводят обработку результатов, двумя способами:

1) составляется таблица - социоматрица;

2) составляется карта социометрического выбора - социограмма.

Интерпретация результатов социометрии показана в Приложении 3.

4) Самооценка лидерства.

Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.

Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник представлен в Приложении 4.

Обработка и интерпретация данных следующая: подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов:

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.

Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

5) Диагностика функционального лидерства в малых группах.

Данная методика дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а также иерархию статусов всех членов группы.

Инструкция. Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос - это выбор себе товарища или партнера по разным видам деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т, д.). В целях повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество выборов, участники исследований должны установить последовательность своих выборов в порядке предпочтения. Такая процедура способствует более четкой внутренней мотивированности выбора.

Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса индивида, то есть своеобразным показателем его положения в системе межличностных отношений (социометрическим статусом).

В зависимости от целей исследований обычно выбирают от трех до семи вопросов. Для повышения надежности результатов можно, отвечая на вопросы, не называть своей фамилии. Пример:

Осуществляя выбор, члены группы называют не фамилии тех, кого выбирают, а их порядковые номера по алфавитному списку, который предварительно записывается на доске (это упрощает обработку результатов). Ответы участники исследования заносят в карточку опроса.

Пример карточки:

Выбирающий

Те, кого выбирают

Результаты выборов по каждому критерию оказываются в соответствующей матрице. Далее информация, содержащаяся в матрицах, переносится в сводную таблицу результатов. Эта таблица и является своеобразным показателем структуры межличностных отношений в группе на период исследования. Она дает возможность четко увидеть систему позиций и психологических статусов ее членов.

Опросник теста и интерпретация полученных данных приведены в Приложении 5.

Таким образом, нами выявлено, что в процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых.

Из всего вышесказанного очевидно, что лидерство по своей природе является результатом одновременно как объективных (интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности лидера как инициатора и организатора групповой деятельности) факторов.