Презентация исследовательская деятельность на занятиях учителя логопеда. Доклад "опыты и эксперименты в работе учителя-логопеда". Задачу, которую мы решаем
Все дети отличаются любознательностью. Они с большим удивлением и радостью открывают все интересное и неизвестное. Потребность ребенка в новых впечатлениях толкает его на поиск, на познание окружающего мира. Очень важно эту потребность в познании мира направить в нужное русло и поддержать стремление ребенка к экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой и полезной информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей. Этот период наиболее важен для развития познавательной, исследовательской и поисковой деятельности, так как именно в этом возрасте ребята могут самостоятельно сделать выводы и найти решение. Развитие личности ребенка происходит не только в процессе усвоения навыков, знаний и умений, но и в самостоятельном поиске знаний и приобретении навыков.
Развить в детях общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями – задача, которую ставит перед собой дошкольное образование. Развитие ребенка проходит через:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, времени, пространстве и др.);
- о малой родине и Отечестве, традициях и праздников;
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В своей работе педагогу нужно учитывать и психологические и возрастные особенности дошкольников. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Наблюдая за каждым, воспитатель может и должен создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности в группе.
Реализуя программу “Детство” и программу “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях детского сада” под редакцией Н. Ф. Чиркиной и Т. Б. Филичевой, и новые федеральные государственные образовательные стандарты, изучая новинки методической литературы, выявляя интересы детей, мы создали перспективный план по экспериментированию и оборудовали центр, где ребята могут заниматься поисковой деятельностью.
В плане отражена специфика компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Например, осенью мы знакомили ребят со свойствами воздуха, проводили развивающие игры с фруктами и овощами: “Фрукты: как их можно есть?”, “Узнай на вкус и по запаху”, “Фрукты и овощи как косметика”, “Красящие свойства овощей и фруктов”, “Отпечатки листьев” и т.д.
В зимние месяцы можно предложить детям и их родителям игры и опыты с водой: “Три состояния воды”, “Разноцветные сосульки”, “Греет ли варежка”, “Разные снежинки”, “Накорми птиц”, “глубина снега”, “Отпечатки на снегу” и т.д.
Для весны мы подобрали следующее: “Солнце – художник”, “Посев рассады”, “Зависимость жизни растений от солнца”, “Где быстрее тает снег”, “Где длинней сосулька?”, “Как просыпаются растения”, “Куда исчезает вода”, чтобы дети сами могли сделать выводы о том, как важны солнечный свет и тепло, вода для всего живого. Без света, воды и тепла нет жизни на земле.
В летние месяцы предложили детям и родителям побывать за городом, у реки, на пляже, поиграть с песком и водой, понаблюдать за солнечными зайчиками, насекомыми, за тенью, чтобы ребята получше узнали окружающий мир живой и не живой природы, сделали некоторые выводы, нашли ответы на поставленные самими собой вопросы. А затем сделать рисунки, фотографии, альбомы для рассматривания с другими воспитанниками в детском саду.
В подготовительной к школе группе, мы усложнили и расширили поисковую деятельность, используя микроскоп, лупы, зеркала и другое оборудование. Расширили и углубили знания об овощах и фруктах (полезные свойства и витамины), самостоятельно приготовили винегрет и фруктовый салат и угостили родителей. Провели исследования: “Что есть в почве”, “Заплесневелый хлеб”, “Большой и маленький” (определение размера зрачка в зависимости от освещения), “Свойства бумаги и картона”, “Фильтрование воды”, “Световой луч”, “Как не обжечься”, “Свечка в банке”, “Радуга на стене”, “Магнит рисует” и много еще различных опытов, которые помогут детям сделать маленькие открытия и найти причину возникновения некоторых фактов, выяснить причинно-следственные связи.
Как показывает практика, результаты опытов нужно зарисовывать в альбоме или тетради, чтобы в памяти детей еще прочнее отложились приобретенные знания, навыки и умения.
Вот пример практического опыта: в старшей группе мы проводили опыты с водой – замораживали ее, окрашивали, задавали вопросы детям почему вода застывает в морозильнике и на улице и где быстрее? Почему от воды на улице в мороз поднимается пар? Почему воду можно окрасить в любой цвет и заморозить в любую форму? Дети экспериментировали и отвечали на вопросы: в группе тепло и поэтому вода теплая, а на улице от нее идет пар. Вода стала такой же холодной, как воздух и застыла. А затем мы проверяли скорость таяния льда – на подоконнике и батарее. Дети сделали самостоятельный вывод, что лед быстрее тает на батарее, т.к. она горячая.
В подготовительной к школе группе проводятся аналогичные опыты по замораживанию льда из сока, йогурта, сливочного и растительного масла. Что быстрее застывает: вода или растительное масло, и почему? Что получилось из замороженного сока? Режется ли ножом застывшее сливочное масло? Дети делают маленькие открытия. Из замороженного сока получается вкусный замороженный леденец. Растительное масло застывает только в самый сильный мороз, а в морозилке не достаточно холодно. Растительное масло меняет свой цвет и становится белым. Застывшее сливочное масло не режется, а крошится и не намазывается на хлеб. А растаявший йогурт стал не вкусным и крупинчатый.
Залогами успешной работы по экспериментированию должны стать:
- соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых материалов для проведения опытов;
- наличие перспективного плана, учитывающего возрастные психологические и физиологические данные ребенка;
- наличие спокойной доброжелательной атмосферы в группе и дома;
- личная заинтересованность в конечном результате всех взрослых – педагогов и родителей, т.к. они являются образцом, и дети им подражают.
Важно, чтобы эксперименты, опыты, наблюдения пробуждали у ребят любознательность, развивали интерес к живой и не живой природе, формировали добрые чувства, помогали полученные знания применять и использовать в своей жизни.
Тема номера
«Перспективы обучения детей с ОВЗ»
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- 2-е дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
- ГБОУ «Школа № 498», Москва
- ГБОУ «Школа № 1566», Москва
- ГБУ ВО «ЦППиСП», г. Владимир
- ГБУ ЦССВ «Академия семьи», Москва
- ГБУ ЦССВ «Алые паруса», Москва
- ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
- ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
- МАДОУ д/с «Аленушка», пос. Сосновка Белоярского р-на Тюменской обл., ХМАО—ЮГРА
- МАДОУ ЦРР — д/с «Сказка», раб. пос. Красные Баки Нижегородской обл.
- МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
- МБДОУ д/с № 7, пос. Заветы Ильича Хабаровского края
- МБДОУ д/с № 14, г. Крымск Краснодарского края
- МБДОУ д/с № 18, г. Крымск Краснодарского края
- МБДОУ д/с № 35, г. Сергиев Посад Московской обл.
- МБДОУ д/с № 105 «Антошка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.
- МБДОУ д/с № 124, г. Череповец Вологодской обл.
- МБДОУ ЦРР — д/с № 156, г. Чебоксары, Чувашская Республика
- МДОУ д/с № 10, г. Богородицк Тульской обл.
- Школа для детей с ОВЗ «Благо» ГБПОУ «Технологический колледж № 21», Москва
- Ахметшина Анастасия Алексеевна
- Бобылева Елена Владимировна
- Венчальная Валентина Николаевна
- Волконская Татьяна Викторовна
- Германовичене Елена Николаевна
- Дженгурова Лариса Николаевна
- Жужма Алина Николаевна
- Запьянцева Вера Ивановна
- Иваненко Ольга Валериевна
- Кириллова Роза Александровна
- Клейменова Дарья Александровна
- Кузнецова Светлана Адольфовна
- Кукушкина Евгения Борисовна
- Мартыненко Светлана Михайловна
- Севостьянова Анна Николаевна
- Стрыгина Елена Николаевна
- Тихонова Елена Александровна
- Трунова Ия Васильевна
- Фетисова Майя Валентиновна
- Шишкина Светлана Анатольевна
- Шмакова Марина Вячеславовна
- Шмакова Мария Игоревна
- Шуба Светлана Васильевна
- Щелкунова Елена Павловна
Колонка главного редактора
- Танцюра С.Ю. Перспективы обучения детей с ОВЗ
Гость номера
- Мартыненко С.М. Умейте видеть настоящее и прогнозировать будущее
Мастер-класс
Исследования
Севостьянова А.Н. Исследование звукопроизносительной стороны речи у детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
В статье описывается звукопроизношение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Приводится сравнительный анализ звукопроизношения детей с нормальным развитием и детей с нарушениями.
Новые формы работы
Кузнецова С.А., Венчальная В.Н. В гостях у Курочки Рябы. Занятие по развитию речи с элементами нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста с ОВЗ
В статье представлен опыт по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ средствами русской народной сказки и нетрадиционной техники рисования.
Предлагаем обсудить
Жужма А.Н. Прогулка по зимнему лесу. Занятие по дифференциации предлогов на и под для детей 4—6 лет с ОНР
В статье представлены разные виды упражнений для понимания и дифференциации предлогов для детей с общим недоразвитием речи, работа с пространственными понятиями.
Методическая гостиная
Иваненко О.В. Познавательно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОНР
В статье представлены задания по поисково-исследовательской деятельности для воспитанников старшей группы с ОНР в соответствии с лексико-тематическим планом, приведены примеры бесед. Введение в речевые занятия таких заданий поможет повысить внимание, интерес, мотивировать детей к речевой активности.
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
Бобылева Е.В. Невероятное путешествие в сказку. Занятие по дифференциации звуков (с)—(с’) для детей 4—5 лет
В данной статье представлены занятие по дифференциации звуков [с]—[с’] с использованием русской народной сказки «Гуси-лебеди», практические упражнения для их автоматизации и дифференциации.
Шмакова М.В., Шмакова М.И. Ударение. Занятие в подготовительной к школе группе
В статье представлено занятие с различными видами игр и упражнений, которые можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.
Досуги и развлечения
Трунова И.В. У нас в гостях домовенок Кузя. Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи
В статье представлено занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Продукты питания».
Кириллова Р.А. Веселая страна Читай-играния. Логопедический досуг в подготовительной к школе группе
Логопедический досуг может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах. В процессе практической деятельности дети обучаются элементам грамоты.
Игры и оборудование
Германовичене Е.Н. Звуковой замок. Авторское пособие для детей 4—6 лет
В статье описывается методическое пособие «Звуковой замок», представлен практический материал по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для закрепления произношения звуков у детей.
Волконская Т.В. Игры для развития словарного запаса детей с ОНР
В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления.
Стрыгина Е.Н. Волшебство грамматики. Занятие с использованием игр по обучению грамоте для детей 5—7 лет
В статье представлено занятие по обучению грамоте с использованием игр, сочетающих двигательную гимнастику и упражнения на развитие пространственного восприятия.
Шишкина С.А. Игрушечка-говорушечка Логоигровой комплекс для детей 3—5 лет с ОВЗ
В статье представлена авторская разработка — логопедическая игрушка используемый на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. С его помощью учитель-логопед создает игровую ситуацию, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.
Взаимодействие с семьей
Дженгурова Л.Н. Мини-кроссворды как одна из форм взаимодействия родителей и детей
В статье представлен практический опыт использования мини-кроссвордов как одной из форм взаимодействия с родителями. мини-кроссворды можно использовать как фрагмент занятия или часть досуговой деятельности.
Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей
В статье представлено сотрудничество логопеда с родителями в рамках конференции, даются комплексы упражнений на развитие речи.
Фетисова М.В. Почему молчим? Начинаем говорить! Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей
Статья посвящена формированию речи у неговорящих детей с ЗРР. Раскрываются два аспекта работы: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
Ахметшина А.А. Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы со школьниками с РАС
В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.
Актуально!
Молодому логопеду
Запьянцева В.И. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка». Занятие в старшей группе
В статье представлено занятие по пересказу произведения с использованием опорных картинок. Приводится отработка грамматического строя речи с помощью различных упражнений.
Секреты профессии
Клейменова Д.А., Тихонова Е.А. Криотерапия на занятиях с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
В статье описывается криотерапия — эффективный метод развития тактильных ощущений, приводятся занятия с элементами криотерапии.
Добрые странички
Шуба С.В. Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком с ДЦП
В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП. Описанные игровые приемы позволяют активизировать иннервацию движений мышц, развивают экспрессию.
Щелкунова Е.П. Один, два, три, четыре, пять. Авторская игра для старших дошкольников
Предлагаемая игра на дифференциацию звуков помогает старшим дошкольникам в коррекции звукопроизношения, формирует грамматический строй.
Смешные странички
Говорят дети…
Я люблю ходить в детский сад. Там много интересного: друзья, игрушки, и еще нас учат рисовать, и делать книжки для младшей группы. Дима, 6 лет
В садике у меня много друзей. Но мой самый любимый друг логопед. Я научился говорить звук Р. Сергей, 5 лет
Я уже взрослый. Мне 4 года. Занимаюсь в саду. Я умею танцевать и играть в машинки. И хожу заниматься с логопедом. Мы учим сказку про язычок. Виталий, 4 года
Мне 5 лет. Я знаю буквы. Хожу в сад. В саду интересно, там весело, потому что логопед дает нам домашние задания. И я, и папа рисуем в альбоме овощи и фрукты. У папы лучше получается, потому что он хорошо говорит. Рома, 5 лет
Знаете ли Вы
Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].
Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в детском саду, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.
Коррекционные занятия на логопункте детского сада посещают дети подготовительных групп с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.
Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группыВозраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации: ноябрь 2015-2016 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Приложенные файлы
Оксана Проскурина
Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда
1.(слайд 1) Цель работы логопеда : красивая, правильная речь всех детей нашего детского сада, а не только детей с речевыми нарушениями.
Экспериментально – исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда , а выступает как инструмент.
Рассмотрим методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности , которые я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях :
2. Как сюрпризный момент на индивидуальных занятиях предлагаю посмотреть в калейдоскоп. Разноцветные узоры, конечно, очень привлекают ребят. Как они удивляются, когда им показываю, как калейдоскоп устроен. (демонстрация калейдоскопа) . В банку от чипсов Лейз поставить зеркальный картон, свернутый треугольником. Между двух крышек от этих чипсов помещаю различные предметы : бусины, пайетки, бисер. Таких сменных блоков можно изготовить несколько. Калейдоскоп является сюрпризным и познавательным моментом.
3. Одной из причин нарушений звукопроизношения является недостаточно развитое слуховое внимание. Шумовые коробочки Марии Монтессори - это неразборные деревянные цилиндры. Ребенок слушает звук и подбирает цилиндр из другой шумовой коробочки с таким же звуком. Недостаток их в том, что дети всегда хотят знать, что внутри. Поэтому предлагаю ребятам наполнять коробочки от киндер сюрпризов и баночек от пластилина «плей до» бусинами, фасолью, рисом, горохом, гречкой.
4.(слайд 2) Известный логопед Татьяна Александровна Ткаченко разработала пособие «Картины с проблемным сюжетом для развитие мышления и речи у дошкольников 5-7 лет». Ребятами не только составляют интересные рассказы по сюжетной картине, но и совместно со мной решают ту или иную проблемную ситуацию. Например, картина «Конфета с сюрпризом» .
(слайд 3) На одном из этапов работы над составлением рассказа, мы предполагаем, что привязано к шарику, ответы детей : «большая конфета, лекарство, домашнее задание, маленькая кукла» . Затем берем шар, наполненный гелием, и привязываем различные предметы, смотрим, поднимается ли шар вверх. Ничего кроме листа бумаги шар поднять не смог. Ребята решили, что к шарику привязано домашнее задание.
4. (слайд 4) В рассказе «Пожар» два мальчика тушат чердак с помощью качели и ведра с водой. Мы тоже изготовили качели из линейки и карандаша и запускали скрепку. Скрепки летали выше, ниже, дальше, ближе и зависило это от силы, но запустить ее в нужную цель не получалось. Дети сделали вывод, что пожар мальчики не потушат, надо вызвать пожарных.
5. (слайд 5) Еще одно пособие этого автора, называется «Логические упражнения для развития речи» . Одно из заданий экспериментально – исследовательская характера :
- «Если в сильный мороз шубу положить на снег. Снег растает?»
Этот вопрос я задаю ребятам во время изучения темы «Одежда» . В начале прогулки воспитатель с ребятами на снег кладет меховую ткань, в конце прогулки проверяют результат и делают вывод, что шуба не согревает, а задерживает тепло.
6. (слайд 6) Готовясь к пересказу известного рассказа Льва Николаевича Толстого «Умная галка» мы с ребятами бросаем камешки в прозрачную емкость с водой. На стенках красным маркером отмечаем уровень воды. После того, как каждый ребенок аккуратно опускает камешек, рассматриваем уровень воды и переходим к пересказу.
7.(слайд 7) Развивая длительность выдоха, необходимого для правильного речевого дыхания мы экспериментируем с трубочками и водой. Делаем вывод, что пузыри зависят не только от силы выдоха, но и от ширины трубочки.
7. (слайд 8) Исследовательская работа проводится и в детском саду и дома. Проект «Комнатные растения» долгосрочный. Ребята выращивают комнатные растения в группе и дома. Отчеты о проделанной работе дома оформляют в виде презентаций, газет, готовят рассказ и выступают перед всеми детьми группы. Ясмина с мамой и младшими сестрами выращивали мандариновое дерево.
9. В нашем детском саду много различных проектов, один из них не планировался педагогами заранее, а получился вот как. Во время реализации проекта «Мои увлечения» один из воспитанников принес в детский сад опыт с разрыхлителем. (слайд 9) Ребятам так понравилось, что они тоже захотели принести в детский сад и другие опыты и эксперименты . Воспитанники дома с родителями выбирали любой интересный и безопасный опыт, проводили его дома. Родители готовят ребенка, чтобы он показал этот опыт всем детям группы. А педагоги помогают и родителям и ребенку. Даша приготовила опыт с молоком и красителями, рисование на молоке. А Гена- показал и расказал, что не все жидкости смешиваются.
10. (Слайд 10) . Кира очень хотела выступить перед своими друзьями и опыт придумала дома сама. Мама предлагала несколько опытов, но Кира проявила настойчивость. В группе она гордо наливала воду в воздушный шар, и задавала вопросы : «Как вы думаете, вода выльется? А сколько воды может поместиться в воздушный шар? И другие.
Так в старшей группе открылась научная лаборатория.
11. (слайд 11) Удивила и детей и взрослых Алиса. Принесла в детский сад гидрофобный песок. Почему песок остается в воде сухим, ребята не смогли объяснить. Опыт делали много раз, и каждый раз сухой песок из воды вызывал удивление.
12. (слайд12) Полина показала эксперимент с обычными мелками , который оказался не только интересным, но и полезным. Сухие мелки плохо рисуют на бумаге, но если их подержать в сладкой воде, они рисуют ярко и красиво. Если у ребенка Общее недоразвитие речи, то предварительно на индивидуальных занятиях со мной проговариваем и отрабатываем комментарии к различным этапам опыта.
13. Эти эксперименты так интересны , увлекательны. Они мотивируют детей говорить. После проведения этого опыта мальчик с моторной алалией, рассказывает о нем. (слайд 13
14. Это несколько примеров использование элементов экспериментально-исследовательской деятельности в совместной работе учителя –логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности.
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-
ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,
который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),
моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения
кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
Предлагается конспект занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применять данные методы
Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г.,
г.Хабаровск
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».
Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый
ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-
ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,
который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),
моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения
кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
Основная цель этого метода является развитие творческой личности ребенка.
Задачи проблемного метода обучения специфичны для каждого
возраста.
В младшем возрасте это вхождение в проблемную игровую ситуацию,
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.
В старшем возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения применять данные методы, способствующие
Решению поставленных задач, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Доказано, что привлечение детей к поисковой деятельности повышает усвоение различных знаний и навыков, развивает мыслительную деятельность, самостоятельность, интеллект.
Использование в работе лексико-грамматических игр способствует
приобретению детьми умений и навыков грамматически правильной речи.
К таким играм относятся:
1.Сенсорные игры.
(Что делает слово – смотрит, слушает, движется и т.д.)
2.Символьные игры.
(Моделирование содержания слова)
3.Логические игры.
(Поиск истоков словообразования, установление причинно-следственных
связей, использование причинно-следственной цепочки)
4.Связывание содержания слова с его начальной формой.
(восприятие фонетико-фонематического образа и произношения слова-
анализ, ошибки в структуре слова).
5.Пространственные игры.
6.Игры с однокоренными словами:
а)образование слов какой-то части речи
(белизна - белый,
белеющий - белеет,
бел - белея)
б) образование от всех частей форм
Рода (белок – белки
Белый – белая)
Числа (белок - белки
белый - белые
Белеет - белеют)
в) образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки
с помощью:
Префиксов (побелка,
Забелить)
Суффиксов (беленький,
Белеющий)
Интерфиксов (белоствольная)
Постфиксов (побелю – ка)
Падежных окончаний
(белок - белка,
Белый - белого)
Окончаний спряжения
(белею - белеет белеем)
7.Игры со словами – антонимами
(слова наоборот)
Символом этой игры может быть перевернутый человек.
8. Игры-противоречия».
«Федот, да не тот», «Я вижу не…, а наоборот», «Третий (4-5) лишний
9. Игры-мостики».
Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного
антипода к другому (жара –тепло- холод)
10. Игры грамматики:
- «Верно – неверно»
- «Упрямые слова»- несклоняемые существительные (кофе,…)
11. Игры с карточками, пиктограммами, схемами, моделями …
12.Игры аналогии.
Продолжение синонимического рядя начатого педагогом
(большой-огромный-громадный ит.д.).
13.Игры на классификацию предметов.
14.Игры с образными выражениями.
Определение переносного значения слов(руки –это ветви деревьев)
Придумывание сравнений (руки-лапы, вилы, крылья,…)
15. Игры с загадками, пословицами, поговорками.
Отгадывание
Подбор разных высказываний об одном и том же.
Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.
16.Игры с рифмующимися словами.
(Я –поэт, я –писатель)
17. Игры на звуковые связи слов.
(дым – дом, вошёл – вышел)
18. Игры со словами и предложениями.
- «Дополнялки» - подбор эпитетов, признаков, действий
(хлеб - пышный, душистый. мягкий, румяный,…)
Загадки на сравнение
(с хвостом, а не мышь –репка)
- «Цепочки слов»
(Придумывание фраз, следующих одна за другой:
(Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу.
и т.д.)
- «Посиделки – повязалки»
Раскрутка сюжета по одному слову (зима…)
- «Сочинение»
Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных
(трамвай – автобус), далеких (трамвай – лес), противоположных
(день – ночь).
Метод проблемного поискового (проектного) обучения актуален и
очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности
и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
СООБЩЕНИЯ.
Тема: « Познавательно-поисковая речевая деятельность»