Болезни Военный билет Призыв

Предложение. Основные понятия морфологии

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ареной жизни слова и словосочетания является предложение. Предложение – это последняя структурная единица языка: в предложении человек выражает мысль и сообщает ее собеседнику, в виде предложения он и получает ответ. У человека больше нет потребности и необходимости в какой-то другой языковой единице, и он недаром создал ее. С предложения начинается речь за предложением следует текст речи.

Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Предложение, конечно, еще более сложная языковая единица, чем все составляющие ее. Предложением грамматика очень тесно связана с логикой, поскольку предложение выражает мысль, оформленную в виде суждения. Предложение как отдельная и самостоятельная языковая единица характеризуется специфическими признаками, которые свойственны ему и, следовательно, всей его совокупности – речи.

Первый признак предложения – коммуникативность , сообщительная функция. Она является решающей в создании предложения. Любое слово, любая единица, произнесенные коммуникативно, становятся предложением. Стынет. Морозно. Зима. А-ах!

Второй признак предикативность , то есть связь содержания предложения с фактами объективной действительности. В любом предложении отражается объективный мир, в нем всегда что-то сказывается, то есть не может быть предложения пустого, не выражающего связей и отношений в объективном мире. Сравн.: «Земля вертится вокруг своей оси ».

Третий признак – модальность , то есть отношение говорящего к высказанному содержанию: действительность, возможность, желательность. Например: «Она играет в театре » - модальность действительная. «Она хотела бы играть в театре » - модальность желательности. «Она может играть в театре » - модальность возможности и т.д. (лат. modus – наклонение). Модальные оттенки бесчисленны. Это, в конце концов, все чувства, которые говорящий способен выразить в предложении. Модальность в языке выражается грамматически в категории наклонения, а лексически – многочисленным классом модальных частиц, вводно-модальных слов, словосочетаний и предложений. Спой-ка (модальность просьбы). Спела бы (модальность пожелания). А ну -ка спой (модальность побуждения) – во всех примерах модальность выражается частицами.

Четвертый признак – интонационное и структурное единство членов предложения . Интонацию имеет все предложение в целом, но интонация варьируется в зависимости от структуры предложения: простое оно или сложное, осложнено обособленными членами или обращением и т.д. Интонация придает предложению законченность и отдельность. Интонация в предложении. Является и дополнительным материальным средством выражения мыслей и чувств говорящего.

В целом надо сказать, что предложением, способом его интонирования и манерой говорения человек выражает всего себя – свои мысли, свои чувства, свое настроение, свои намерения и желания, даже свое здоровье. Можно сделать вывод: скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты.

Актуальное членение предложения – смысловое членение, исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания. Чешский лингвист В. Матезиус, разрабатывавший этот вопрос, так определяет рассматриваемое понятие: «Актуальное членение предложения следует противопоставить его формальному членению». В таком случае актуальное членение «выясняет способ включения предложения в предметный контекст, на базе которого оно возникает».

Основные элементы актуального членения предложения – это тема и рема . Тема - исходная точка (или основа) высказывания, то, что является в данной ситуации известным или, по крайней мере, может быть легко понято и из чего исходит говорящий. Рема - ядро высказывания, т.е. то, что говорящий сообщает об исходной точке высказывания. Возможность другого расположения элементов высказывания выдвигает важный вопрос об обычном порядке слова и отступлениях от него. Например, в предложении Аптека – на углу улицы исходной точкой (основой) является Аптека , а ядром высказывания – на углу улицы (на него падает логическое ударение). При другом порядке слов получается иное актуальное членение: На углу улицы (основа высказывания) аптека (ядро высказывания).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА

В истории развития языка лексика языка подвергается самым заметным изменениям: обновляющаяся жизнь, научные открытия постоянно требуют нового наименования, и язык немедленно откликается на это.

1. Явление, факт, предмет, свойство становятся известными, если они

представлены в сознании и названы в языке. Кроме того, что-то из жизни уходит и забывается. Естественно, уходят и забываются слова. В результатев языке всегда есть лексема новая – неологизмы истарая – архаизмы и историзмы.

а. Неологизмы (гр. neos – новый, logos - слово) – это свежие для каждого времени слова. Есть неологизмы, которые навсегда остаются авторскими: молоткастый, серпастый, двухметроворостая, обоюдоострая (слова Маяковского).

б. Архаизмы (гр. archaios – древний) – это слова, которые по-старому называют ныне существующий предмет: длань (ладонь), рыбарь (рыбак), пастырь (пастух), воитель (воин), зерцало (зеркало), лик (лицо), выя (шея), торг (базар), пиит (поэт), сей (этот).

в. Историзмы – это слова, которые исчезли вместе с обозначаемыми объектами: резана – мелкая денежная единица в Др. Руси; кольчуга, забрало, копье, уезд, городовой, урядник; нэп, продразверстка и т.д. По употреблению в речи весь словарь можно подразделить на лексику активную и лексику пассивную. По статистике активный словарь определяется приблизительно в 2000 слов, хотя в современных развитых языках (англ., русск., нем. яз., франц.) – приблизительно по миллиону слов.

2. Слова постоянно обновляются путем приобретения новых

переносных значений , которые наслаиваются на первичное, номинативное значение. Переносные значения в слове возникают обычно при следующих обстоятельствах: а) при сближении сходных свойств предметов: головка булавки, ушко иголки, спинка стула и т.п.; б) при сближении сходных функций: перо стальное – по старой функции гусиного пера; стрелять ракетами – по старой функции стрелы; дворник на ветровом стекле автомобиля; сторож – ребристая железка на дне кастрюли с закипающим молоком и т.д. В нем языке рудничную вагонетку называют der Hund (собака), потому что в старых шахтах использовались для перевозки угля собаки; в) при переносе названий по смежности явлений: аудитория – место для занятий и аудитория слушателей ; стол – мебель и стол – пища; сюда относится большое количество слов от собственных имен: ом, кулон, галифе, форд, наган и т.д.; д) при названии части вместо целого: в полку сто штыков, в семье пять ртов, в стаде сто голов и т.д.

Переносные значения слов в живых языках не могут быть учтены, они бесконечны, особенно в поэтической речи. Наличие их всегда свидетельствуют о неисчерпаемых потенциальных возможностях языка в выражении самых тонких мыслей. Необходимо иметь в виду только то, что одни переносные значения незаметно приобретают права общеупотребительности (мы их много перечислили), а другие навсегда закрепляются только за авторским контекстом, и последних – больше.

3. Бывает так, что значения одних слов сужаются , а значения других

слов расширяются . Например, слово квас раньше обозначало все кислое (квашеная капуста, квашеное молоко), а сейчас только специальный напиток. Слово же чай раньше означало только напиток из листьев чайного дерева, а сейчас возможно стало говорить о чае смородиновом, фруктовом, липовом и т.д. Сужается значение слов, перешедших в какую-либо социально-профессиональную языковую среду. Сравн. значение слова корень вообще и корень (лингв.); окончание вообще и окончание (лингв.).

4. Слова изменяют значения при конверсии (лат. conversio

изменение), переходе из одной части речи в другую, когда у слова не изменяется производящая основа: звеньевая, мостовая, вожатая, столовая, булочная . Конверсия является постоянной в английском языке.

5. Самым продуктивным способом пополнения словаря и

расширения значений основ является морфологический способ словообразования – образование слов при помощи префиксов, суффиксов и флексий.

6. Пополнение словаря происходит и за счет заимствований . Языки,

как и народы, не живут изолированно друг от друга. В процессе культурных, промышленных, торговых и военных связей народов взаимообогащаются и их языки. Практически сейчас нет ни одного языка, в котором не было бы значительного процента заимствованной лексики. Многие термины культуры, науки, общественной жизни стали интернациональными: атом, революция, конституция, демократия . Заимствованная лексика, попадая в систему другого языка, подчиняется его фонетическим и морфологическим законам. Так, например, выделяются кальки (фр. calque - прозрачная бумага для снятия чертежей) – иностранные слова, которые передаются в буквальном переводе их частей, поморфемно: нем. vor-stell-ung пред-ставл-ение ; лат. inter-jectio междо-метие (inter - между, jectio - метать). Сравн. нем. das Kulturhaus дворец культуры .

7. В процессе исторического развития многие слова под воздействием

чередований и морфемных процессов опрощения подвергаются деэтимологизации , то есть утрачивают былую мотивировку, а иногда приобретают совершенно неожиданное значение. Былые значения слов восстанавливает этимология (гр. etymon – истина, logos - слово, учение) – специальный раздел лингвистики. Этимологией называют и само происхождение слов. Примеры процесса деэтимологизации: в слове весна в современном русском языке выделяется корень весн- и флексия а , и этимология, таким образом, оказывается скрытой. Этимологи установили, что слово весна является общеславянским и восходит к индоевропейскому корню *vesn или древнеиндийскому vásn – «хороший», от этого корня образовано слово весёлый ; сравн. укр. весёлка – радуга, появляющаяся весной. В слове весна -н-, таким образом, бывший суффикс. Другой пример. Слово пошлый раньше значило «старинный, обычный, пошедший исстари». Были пошлые дороги, пошлые обычаи . Сейчас слово изменило свое значение, или, как говорят, деэтимологизировалось (лат. de – приставка со значением отмены), оно приобрело значение «низкий в нравственном отношении». Деэтимологизировались слова голубой (голубь), коричневый (корица – кора), замечательный (от замечать). В живой речи могут встречаться примеры субъективной, или ложной этимологии, когда говорящий непонятное для него слово (чаще заимствованное) сближает со словом ему известным: клеветон (фельетон, Н.С. Лесков), спинжак (пиджак), полуклиника (поликлиника).

Семинарское занятие № 1

ЯЗЫКИ МИРА

Вопросы для обсуждения

1. Генеалогическая классификация языков, принципы ее построения.

2. Сравнительно-исторический метод, его суть.

3. Назовите наиболее распространенные языки мира.

4. Что такое международные языки? Назовите их.

5. Какие языки называют «мертвыми»? что дает изучение «мертвых» языков? Какие «мертвые» языки вам известны?

6. Соотнесите понятия «территориальная общность языков» и «общность их происхождения». Дайте аргументированный ответ и проиллюстрируйте его примерами.

Термины

Международный язык – язык, служащий средством общения народов разных государств.

Мёртвый язык – язык, вышедший из употребления и известный на основании письменных памятников или записей, дошедших до того времени, когда он был живым.

Домашняя работа

1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков (выпишите их колонками по семьям). Укажите, какие из них являются государственными и где: провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.

2. Укажите, в каких странах и отдельных районах страны говорят на нижеследующих языках: русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду.

Основная литература

Дополнительная литература

Агранат Т.Б. Малые языки Российской Федерации: водский // ВЯ. 2008. № 2.

Александрова Н.Ш. Родной язык, иностранный и языковые феномены, у которых нет названия // ВЯ. 2006, № 3.

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. - М., 1982.

Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. - М., 1981.

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. - М., 1959.

Леонтьев А.А. Что такое язык. - М., 1976.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. - М., 1973.

Семинарское занятие № 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ

Вопросы для обсуждения :

1. Какие теории происхождения языков вы знаете? Изложите их суть.

2. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решен одними лингвистами?

3. Как вы понимаете непрерывность и неравномерность в развитии языка?

4. В какую эпоху образуются нации? Перечислите признаки нации.

5. Назовите возможные пути складывания национальных литературных языков.

6. Соотнесите понятия литературный язык, диалект, жаргон, сленг .

7. В чем причина появления искусственных языков? Приведите примеры таких языков.

Термины

Диале′кт (греч . dialektos – говор, наречие) – разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных какой-либо общностью (территориальной, социальной, профессиональной).

Жарго′н (франц . jargon) – язык отдельных социальных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отделения от остальной части данной языковой общности.

Литературный язык – исторически сложившаяся, образцовая (обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Сленг – слова и выражения, употребляемые лицами определенных профессий или социальных прослоек. Сленг художников.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. - М., 1973.

Бичакджян Б.Х. Эволюция языка: развитие в свете теории Дарвина // ВЯ. 1992. № 2.

Донских О.А. К истокам языка. - Новосибирск, 1988.

Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // ВЯ. 1996. № 2.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 2001.

Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Семинарское занятие № 3

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(ЗВУКОВОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ)

Вопросы для обсуждения :

1. Дайте определение фонетическим живым процессам.

2. Комбинаторные изменения звуков. Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений.

3. Редукция звука, виды редукции.

4. Фонетическое и историческое чередование звуков.

5. Какие еще фонетические процессы вы знаете?

Термины

Ассимиля′ция (лат . assimilatio - уподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично.

Аккомода′ция (лат . accomodatio приспособление) – частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том, что начало артикуляции последующего звука приспособляется к окончанию артикуляции предшествующего звука.

Диссимиля′ция (лат . dissimilatio - расподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки становятся менее похожими или разными; процесс, обратный ассимиляции.

Диере′за (греч . diairesis – разрыв, разделение) - выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции.

Комбинато′рные изменения звуков (лат. combinare сочетать, соединять) – изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем.

Метате′за (греч. metathesis – перестановка) перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции.

Позицио′нные изменения звуков (лат. positio положение) – изменения звуков под влиянием позиции, расположения их в слове.

Проте′за (греч . prothesis – стоящий впереди) - появление в абсолютном начале слова согласного звука, вызванного фонетическими причинами.

Реду′кция зву ка (лат . reductio от reducere – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать) - ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении).

Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра.

Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра.

Фу′зия (франц . fusion - сплавление, слияние от лат. fusio - литьё) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава.

Эпенте′за (греч . epenthesis – вставка) – то же, что вставка звуков.

Домашняя работа

1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: езжу, подход, упавший, рожки, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить.

2. Используя этимологические словари русского языка, определите, какие фонетические изменения претерпели слова в процессе их исторического развития: мести, где, здесь, пчела, свадьба, везде.

3. В результате каких фонетических явлений видоизменились следующие слова: ватрушка из творушка , февраль из феврарь, ладонь из долонь , верблюд из вельблюд , восемь из осьмь , дикобраз из дикообраз , знаменосец из знаменоносец .

4. Выпишите из сказа «Левша» Н.С. Лескова иностранные слова, которые произносятся действующими лицами искаженно, например, английский – аглицкий ; определите, какие изменения происходят со словами.

Аудиторная работа

  1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: сжалиться, снег, отец бы, к городу, с журналом, отцовский, сброс, подшить, визжать.
  2. Определите, какие фонетические процессы произошли в следующих словах (восстановите их первоначальный облик): ралек, тепелька, бонба, лаболатория, колидор, хто, радиво, вулица, шпиён, ероплан .
  3. Определите, какие чередования – фонетические или исторические - имеются в данных словах: снег – снежок, лес – леса, брать – беру, час – часы, глядеть – выгляну, друг – друзья, круг – круги, волочить - обволакивать.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 1979.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

Словари

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. чл.-кор. АН СССР О.Н. Трубачева / Под ред. и с предисл. проф. Б.А. Ларина; изд-е 2-е, стереотип. В 4-х томах. – М.: Прогресс, 1986.

Семинарское занятие № 4

ФОНЕМА И ЗВУК РЕЧИ

Вопросы для обсуждения :

1. Звуки речи и их основные функции.

2. Фонема, ее сущность.

3. Фонема как явление речи и явление языка.

4. Как соотносятся между собой звук речи и фонема?

Термины

Гиперфоне′ма – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Звук речи – комплекс артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц языка.

Нейтрализа′ция – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Фоне′ма – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для отождествления и различения слов и морфем.

Фоне′тика (греч . phoné – звук, phonétikos звуковой, голосовой) раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Домашняя работа

1. Сделайте транскрипцию и укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов: вал-вял, еж-нож, кос-сок, раню-раю, сел-съел, тук-тюк, щит-счет .

2. Определите фонемный состав следующих русских словоформ: налегке, лошадка, мята.

Аудиторная работа

1. Определите, какими фонемами различаются русские слова пить, петь, пять. По каким признакам противопоставлены эти фонемы друг другу?

2. Сколько одинаковых гласных звуков в слове вышитый ? А сколько одинаковых гласных фонем? Обоснуйте свой ответ.

3. Определите фонемный состав следующих слов: россыпь, аптека, кочан .

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1984.

Евразийское пространство: Звук. Слово. Образ: Сб. статей. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Левицкий В.В. Фонетическая мотивированность слова // ВЯ. 1994. № 1.

Соколянский А.А. О статусе звука [ц] и фонемы <ц> в русском литературном языке // ВЯ. 2007. № 3.

Тимофеев В.П. Фонетическая транскрипция. – Челябинск, 1984.

Щербакова Л.А. Фонетика и фонология стыка морфем и слов (о делимитативной функции гортанной смычки в русском языке) // ВЯ. 2006.

Семинарское занятие № 5

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ

РЕЧЕВОГО ПОТОКА

Вопросы для обсуждения :

1. Перечислите фонетические единицы русской речи.

2. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

3. Что такое ударение? Какие типы и виды ударений вы знаете?

Термины

Интона′ция важное средство формирования высказывания и выявления его смысла; явление сложное, состоит из ударения, ритма, темпа, паузы, интенсивности речи, тембра.

Прокли′тика (греч . proklinō наклоняю вперед) – безударное слово, примыкающее к последующему ударному.

Слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, образующая артикуляционное единство.

Такт – часть фразы (один или несколько слогов), объединенная общим ударением.

Ударение – выделение речевой единицы с помощью фонетических средств (высота тона, сила артикуляции, длительность произнесения, качества гласного).

Фонети′ческое слово – самостоятельное ударное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами.

Фра′за (греч. phrasis – выражение, оборот речи) – высказывание или последовательность высказываний, представляющих собой интонационное единство.

Энкли′тика (греч . enklitikē из enklino - склоняюсь) – безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному.

Домашняя работа

1. Разделите на такты следующий текст. В тактах одной чертой подчеркните проклитики, двумя чертами – энклитики.

Живым духом полнилась округа, леса, кусты, травы, листья. Залетали мухи, снова защелкали о стволы дерев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряжине и беззаботно деранул куда-то; закричали всюду кедровки, костер наш, едва верескавший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, сам собою занялся огнем. От звука ахнувшего костра совсем близко, за тальником, что-то грузно, с храпом метнулось и загромыхало камнями (А. Астафьев).

2. Приведите примеры слов, состоящих из: а) одного прикрытого слога, б) одного неприкрытого слова, в) одного открытого и одного закрытого слогов, г) одного неприкрытого и двух прикрытых слогов, д) одного закрытого и двух открытых слогов.

Аудиторная работа

1. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах: гора, звонить, бык, бок, сосна, овца, стог, варить.

2. Прочитайте с различной интонацией фразы, определите разницу в постановке пунктуационных знаков:

Ходить - долго не мог.

Ходить долго – не мог.

Врач, может быть, сейчас в палате.

Врач может быть сейчас в палате.

Мост прогнил так, что по нему опасно ехать.

Мост прогнил, так что по нему опасно ехать.

Прохожий спросил: «Далеко ли до станции?».

Прохожий спросил, далеко ли до станции.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977.

Горбачевский А.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических университетов. - Челябинск, 1998.

Зализняк А.А. Еще раз об энклитиках в «Слове о полку Игореве» // ВЯ. 2007. № 6.

Князев С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке: теория волны сонорности и теория оптимальности // ВЯ. 1999. № 1.

Красухин К.Г. Акцентология в предыстории индоевропейских языков // ВЯ. 1998. № 6.

Семинарское занятие № 6

ПИСЬМЕННОСТЬ

Вопросы для обсуждения :

1. Назовите причины возникновения письменности.

2. Каковы основные этапы предыстории письменной речи?

3. Перечислите этапы развития графического письма (пиктография, идеография, фонография).

4. Что такое алфавит?

5. Что такое орфография? Каковы принципы, на которых могут быть построены орфографические правила?

6. Что такое транслитерация и что такое транскрипция?

Термины

Алфавит (от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и bēta – в среднегреческом произношении «вита») – совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке.

Буква – условное графическое обозначение звука.

Орфогра′фия (греч . orthos – прямой, правильный + graphō – пишу) (правописание) – система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов.

Транскри′пция (лат . transcriptio - переписывание) – 1. Передача звуков иноязычного слова (обычно собственного имени, географического названия, научного термина) при помощи букв русского алфавита. 2. То же, что фонетическая транскрипция.

Транслитера′ция (лат. trans – сквозь, через + litera - буква) – передача букв иноязычного слова при помощи букв русского алфавита.

Домашняя работа

1. Из нижеследующих слов выделите слова, в написании которых вы можете обнаружить действие: а) традиционно-исторического принципа орфографии, б) морфологического принципа, в) фонетического. Какой является ведущим в русской орфографии?

Тяжелый, предыстория, разыграть, дешевый, холод, роспись, ночь, пчела, сжечь, весна, расход, бесшумный, компания, сегодня, беззвучный, цирк, стол, свадьба, жить, пора, Россия, гриб.

2. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчет

3. Составьте предложение, при записи которого невозможно сделать ошибку.

Аудиторная работа

1. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово аспирант , чтобы запись читалась также?

2. Учитывая, что звуки ж, ш, ц до XII века были мягкими, по какому принципу писались слова живу, шить, цифра . В связи с отвердением данных звуков, каким стал принцип написания этих слов?

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Гельб И.Е. Опыт изучения письма. - М., 1982.

Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. - Новосибирск, 1992.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. - М., 1995.

Семинарское занятие № 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения :

1. Что такое морфема? Какие виды морфем вы знаете?

2. В чем различие между словоизменительными и словообразовательными аффиксами?

3. Что такое грамматическая форма слова?

4. Что такое внутренняя форма слова?

5. Какие исторические процессы в морфемной структуре вы знаете?

Термины

Внутренняя форма слова – морфонологический состав основы, указывающий на мотивированную связь ее звучания с данным значением.

Морфе′ма – минимальная значимая часть слова.

Опро′щение – изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее производная, членимая, превращается в непроизводную, нечленимую.

Переразложе′ние – перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной и членимой, членится сейчас иначе, чем когда-то.

Домашняя работа

1. Разделите на морфемы следующие слова: забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, любовь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, травяной, сказка, болтливый, крутизна, досягаемый, мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный.

2. Сгруппируйте слова по сходству их морфемного состава: дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, еще, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порог, мягкий, вскормить.

3. Используя словари, укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется это явление?

Колесник, облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, молодец, писец, борец, брак, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.

Аудиторная работа

1. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов: ножом – пото м, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, обобрать – отоварить.

2. Объедините следующие слова по группам (в зависимости от основы: производная или непроизводная): кость, радость, родина, детство, лебедь, сотня, тень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Добрушина Н.Р. Грамматические формы и конструкции со значением опасения и предостережения // ВЯ. 2006. № 2.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Части 1-2. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Иткин И.Б. Мягкие основы в современном русском языке // ВЯ. 2007. № 5.

Йокояма О. Теория коммуникативной компетенции и проблематика порядка слов в русском языке // ВЯ. 1992. № 6.

Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.

Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. - М., 1978.

Словари

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Ок. 52 000 слов. – М.: 1986. – 1136 с.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с.

Семинарское занятие № 8

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Вопросы :

1. Что такое грамматическое значение?

2. Какие способы выражения грамматических значений вы знаете? Назовите их и объясните.

3. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?

по дисциплине «Введение в языкознание»

на тему: «Предложение, его признаки»


Выполнил:

Мерцалов Руслан


Хабаровск, 2014


Введение

Общие сведения о предложении

Признаки предложений

Заключение


Введение


Великий и могучий русский язык всегда поражал неоднозначностью. Та же неоднозначность присутствует в разделе синтаксиса. В своем реферате я говорить о предложении и его признаках. Актуальность моей работы состоит в том, что предложение является главной единицей синтаксиса, и существует необходимость в систематизации знаний о предложении и его признаках.

«Грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», - писал А.А. Потебня. И далее: «Термины «подлежащее», «сказуемое» добыты из наблюдения над словесным предложением и в нем друг другом незаменимы. Между тем для логики в суждении существенна только сочетаемость или несочетаемость двух понятий, а которое из них будет названо субъектом, которое предикатом, это для нее, вопреки существующему мнению, должно быть безразлично...». А.А. Потебня не дает определения предложения, но указывает на его основной признак - сказуемость и на «собственную и первоначальную этимологическую форму сказуемого» - глагол.


.Общие сведения о предложении


Предложение - главная единица синтаксиса. Его функция в языке - коммуникативная. Эту функцию не может выполнить ни слово, ни словосочетание. Они выполняют номинативную функцию. Слова должны грамматически организовываться так, как этого требует предложение. Прежде всего, между ними должны возникнуть предикативные отношения связи, имеющие модально - временной план. Кроме того, эти сочетания слов должны обладать смысловой законченностью. Только при выполнении этих условий можно объединить в предложение. Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения - предмет синтаксиса. язык синтаксис предложение слово

Предложение является максимальной, объемлющей единицей грамматики; все другие единицы (морфема, слово, синтаксическая группа) являются его частями. Многочисленные попытки дать определение понятию предложения, т.е. указать его необходимые и достаточные признаки, которые были бы верны для всех предложений всех языков или хотя бы какого-то одного языка, убедительных результатов не дали. В строгом смысле определением предложения в некотором языке является грамматика этого языка, а универсальным (т.е. верным для всех языков) определением предложения является общая теория грамматики. Отличительное свойство предложения - предикативность, т.е. способность функционировать в качестве единицы, пригодной для сообщения и выражающей временную и модальную актуализацию сообщаемого; например, пары конструкций белая лошадь и Лошадь - белая, полет стрелы и стрела летит описывают одно и то же положение вещей и имеют одно и то же значение (в одном из пониманий последнего термина), однако лишь вторые члены пар обладают предикативностью.

Предложение как носитель признака предикативности противопоставлено словосочетанию - более «мелкой» синтаксической конструкции, образованной на основе соединения знаменательных слов с помощью отношения синтаксического подчинения; так, в приведенных примерах белая лошадь и полет стрелы - словосочетания, но не предложения.

Представители формально-синтаксического направления рассматривали предложение само по себе, автономно и его свойства объясняли внутренним строением.

Например, определяли предложение как словосочетание, имеющие законченную интонацию, а члены предложения - как части речи. Так, основным предметом изучения в синтаксисе, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, являлось словосочетание, разновидностью которого и было предложение. Представители этой школы уделяли неодинаковое внимание различным синтаксическим категориям. Например, Н. Петерсон особенно интересовался типами словосочетаний. Пешковский, наряду с этим, уделял большое внимание составу предложений, их типологии.

Интересно и определение предложения, данное А.М. Пешковским: «Словосочетания, имеющие в своем составе сказуемое, или указывающие своим формальным составом на опущенное сказуемое, или, наконец, состоящие из одного сказуемого; все такие словосочетания мы будем называть предложениями».

Таким образом, начиная с работ А.А. Потебни, в русской синтаксической науке появляется стремление определить предложение на основе конкретного ведущего признака, характеризующего его организацию. Последовательное акцентирование роли глагола в этой организации постепенно привело к более широкому пониманию категории сказуемости и, наконец, предикативности как основного признака предложения. Однако в большинстве случаев под предикативностью понималась синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, т.е. двумя конструктивными центрами предложения. В тех же случаях, когда язык давал примеры иных форм предложений, например одночленных (с одним главным членом), приходилось объяснять причину отсутствия другого члена: либо формальным пропуском его и наличием в мысли (А.А. Потебня и др.), либо функциональным совмещением их в одном главном члене (А.А. Шахматов).

В 40-е годы ученые стали активно различать формальную и коммуникативную организацию предложения. Учение о предложении как о единице, прежде всего, коммуникативного уровня присуще представителям Пражской лингвистической школы (В. Матезиус, Б. Гавранек, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др.). В. Матезиуса считают создателем актуального синтаксиса.

Далее теория предложения развивалась по пути выявления его грамматических признаков при учете общей коммуникативной сущности и его семантики. Так, В.В. Виноградов дает такое определение: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а также чувства и воли, является в настоящее время наиболее распространенным (в основном это концепция В.В. Виноградова).

Предложения классифицируются на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. Различаются предложения:

I. По цели высказывания

Повествовательные. Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса.

Вопросительные. Знаете ли вы украинскую ночь?

Побудительные. Хлеб - соль ешь, а правду режь.

II. По интонации

Восклицательные. Как хорошо в лесу!

Невосклицательные. На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры.

III. По наличию главных членов

Двусоставные. (Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого). Например: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

Односоставные. (Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого). Например: Быстро смеркается.

IV. По наличию или отсутствию второстепенных членов

Нераспространённые. (В своём составе имеют только главные члены). Катятся ядра, свищут пули…

Распространённые. (Кроме главных членов, в своём составе имеют второстепенные члены). Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день.

V. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения

Полные. (В таких предложениях все члены предложения налицо). С запада надвигалась грозовая туча.

Неполные. (В таких предложениях пропущен какой-либо член - главный или второстепенный, но он легко восстанавливается по смыслу). Мой брат пошёл в библиотеку, а я - в бассейн.

VI. По структуре

Простые. Слева от дороги мы увидели котлован, доверху наполненный водой.

Сложные.

VII. По определению

Утвердительные.

Отрицательные.

2.Признаки предложений


Основные признаки предложения: семантическая законченность, предикативность, грамматическая организованность, интонационная оформленность.

Модальность устанавливает, реально ли происходит то, о чем сообщается, или только мыслится как возможное, должное, требуемое. Модальность выражена формами синтаксического - реального, изъявительного наклонения. Она может быть выражена и формами нереального синтаксически - условное, повелительное наклонение, когда реальное мыслится как возможное, зависящее от ряда условий.

Общее значение реальности/нереальности сообщаемого прикрепляется к конкретному времени и к конкретному лицу - понимание модальности связано с пониманием времени и лица. Вот это единство модальности, времени и лица есть предикативность. Она присутствует обязательно в каждом предложении. Опирается на глагольные формы, а при отсутствии их на другие показатели. Так, в номинативном предложении - интонация и связка настоящего времени. Модальность: объективная (отношение к сообщаемой действительности, то есть сообщаемое мыслится как реальное настоящего времени в 3-м лице) и субъективная (отношение говорящего к сообщаемому, то это субъективная модальность). «Брат приедет вечером». «Брат, конечно, приедет вечером».

Любое предложение должно иметь интонацию сообщения, интонацию конца и т.д. В зависимости от нее предложение приобретает значение. Интонацией различаются типы предложения по цели высказывания. Интонация полифункциональна. Она является не только средством оформления предложения, но и одним из способов выделения коммуникационного центра предложения. Кроме того, интонация выступает как одно из средств выражения смысловых различий.

Предложение обычно принимает одно из значений категории модальности, которая выражает различные отношения между говорящим, слушающим и сообщаемым высказыванием. Одним из таких отношений является цель высказывания, в соответствии с которой предложения обычно подразделяются на утвердительные, вопросительные, побудительные (императивные) и восклицательные; возможны и более детальные классификации. Модальность может выражаться с помощью выделительных или вопросительных слов (или частиц), интонации, грамматической категории наклонения и т.п. Во многих языках (в частности, в индоевропейских), предикативность связана с выражением категории лица.

Минимальная единица, способная к выражению предикативности, - простое предложение. Оно характеризуется особой синтаксической и семантической структурой (предикативной конструкцией), особым порядком слов, интонационной моделью и актуальным членением; все эти признаки отличают простое предложение от единиц меньшей длины (и более низкого уровня структурной организации) - слова и словосочетания. Простое предложение конституируется своими главными членами - подлежащим и сказуемым; в некоторых языках (например, русском) один из главных членов может отсутствовать. Если главные члены предложения выражены минимально возможным числом слов, предложение является нераспространенным (Мальчик смеется; Холодно; Нет известий), если же они выражены развернутыми конструкциями или если в составе предложения есть обстоятельство, относящееся по смыслу к предложению в целом (такое обстоятельство называется детерминантом, например: Над омраченным Петроградом // Дышал ноябрь осенним хладом (А. С. Пушкин), предложение называется распространенным. В любом языке можно выделить строго ограниченное число конструкций, или структурных схем, в соответствии с которыми строятся простые нераспространенные предложения. Так, пары предложений Огонь горит и мальчик идет; Ответа не пришло и денег не хватает, представляют каждая одну и ту же структурную схему.

Также есть такое понятие как актуальное членение предложения. Это членение предложения по смыслу на две части, обозначающие предмет речи и то, что о нем говорится. В каждом высказывании устной и письменной речи отражено движение мысли от того, что уже известно, что названо говорящим или находится перед глазами собеседников, к тому, что еще не известно читателям или слушателям. Мысль говорящего отталкивается от известного и переходит к тому, что говорящий хочет об этом известном сказать. Путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления.


Заключение


В иерархической системе синтаксических единиц предложения занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, образуется из слов и словосочетаний, а с другой - как единица, вычленяющаяся из текста. Создавая предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями и выражают мнение, есть какое-то сообщение о предметы и явления действительности. Предложение выражается в обращение говорящего к фактам действительности с точки зрения утверждения, отрицания, неуверенности, вероятности, недостоверности.

Подавляющее большинство предложений имеет типичное формально-синтаксическое строение - наличие предикативной пары (подлежащего и сказуемого)

Предложение - многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство:

) самостоятельность функционирования;

) предикативность;

) интонационная оформленность и смысловая завершенность;

) грамматическая организованность;

Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицы языка и речи;

Итак, предложение - это грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка коммуникативная единица, которая является основным средством формирования, выражения и сообщения мыслей, волевых чувств, эмоций.

Предложение и суждение - понятия соотносительные, но не тождественны. Суждение является предикативным сочетанием субъекта, т.е. понятие определенный предмет, и предиката, выражающего признак субъекта. Субъект выражается группой подлежащего, а предикат - группой сказуемого: Язык (субъект) есть удивительное и совершенное творение народного духа (предикат).

В суждении всегда есть два главные члены, а предложение может состоять и из одного. В первом предложении словесно не выражен субъект, во втором - предикат

Суждение выражается лишь предложением, а предложение может выражать, кроме суждения, чувства, эмоции, переживания человека.

Итак, каждое суждение является предложением, но не каждое предложение является суждением (не являются суждениями вопросительные, побудительные предложения).

Предложение и его признаки является главной единицей синтаксиса. Без базовых и элементарных знаний было бы наивно полагать, что разобраться в этой теме довольно просто. У каждой теории и определения есть почва. Чтобы понять то или иное суждение, необходимо опираться на достоверные источники.

Предложение всегда было одной из самых интересных частей современного русского языка. Вообще эта сложная иерархическая система держится на фундаментальных ступенях развития. И ученые-филологи должны прикладывать все усилия, чтобы не разрушать, а наоборот, укреплять эти часы. Если одна шестеренка останавливается - часы перестают ходить. Любая система сродни механизму.


Список использованной литературы


1. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило;

Синтаксис современного русского языка Н. С. Валгиной;

Суждение и предложение, Е. М. Галкина-Федорук;

Http://4-5plus.ru/teorija/200-predloshenia.html

Литературная энциклопедия


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:

  1. Мальчик изучает азбуку.
  2. Зима.
  3. Вечереет.

Три группы предложений по цели высказывания

Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.

Повествование

К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

Побуждение к действию

К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.

Ребята, давайте жить дружно!

Пассажиры, зайдите в вагон.

Немедленно уберись в комнате.

С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:

  • запрещать;
  • просить;
  • приказывать;
  • инструктировать;
  • запрещать;
  • советовать.

Эмоционально окрашенные предложения

Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.

Какой вкусный торт!

Сколько ягод в лесу!

Люди! Здоровье дороже всего!

Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.

Я ел вкусный торт.

В лесу много ягод.

Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.

Характеристика предложений

После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.

Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)

Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)

Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)

А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:

Осенью падают разноцветные листья.

У моря дует холодный ветер.

Давай поиграем в футбол.

У тебя всё получится!

Какие тёплые деньки наступили!

Неужели эти все подарки для меня?!

Как красиво в лесу весной!

Пруд покрылся льдом.

Птички радуются тёплому ясному утру.

Какие чудесные грибы под деревьями!

Защищайте младших и слабых!

Мальчик, что у тебя случилось?

Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:

Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.

Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.