Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока письмо строчной буквы й. Графический анализ буквы «й». То зароются в песке

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма. 1 класс

Тема : Заглавная буква Й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Деятельность учащихся и планируемые результаты:

Предметные: различать звук и букву, характеризовать звук [й"] – согласный, звонкий, мягкий;

Регулятивные: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, называть правильно элементы букв Й, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначая его точкой, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Наблюдать за звуком [й"] на конце и в середине слова, слышать его, обозначать на письме буквой й. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта;

Познавательные: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Обозначать правильно границы предложения;

Коммуникативные: выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [й"]. Выполнять правила работы в паре;

Личностные: оценивать свою деятельность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. Слайд 1. Урок письма.

2. Актуализация знаний.

Среди слов переполох,

Что за странные слова

Заселили все дома. Слайд 2 домики со словами.

Ребята, а вы знаете такие слова?

Что же с ними произошло? (пропала буква)

А что же это за буква? (Й – краткое)

Назовите слова, которые заселили эти дома. (зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)

Какое значение имеет буква Й – краткое в словах? (Важное)

Почему? (Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).

А почему эта буква получило такое название?

А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать,как их звать. слайд смайлики

Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим? ОЙ!

Когда ушибаемся, падаем, уколемся, то кричим?

АЙ!

Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать, то мы кричим?

ЭЙ!

Что можете сказать про имена наших героев?

(Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)

Что общего в названии этих имён? (Буква Й)

Сколько звуков в каждом имени? (2)

Произнесите последний звук.

Какой он – гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)

Давайте, определим: какой он – твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)

Делаем вывод!!!

(звук Й - согласный, звонкий, всегда мягкий).

В словах, где стоит буква « й» мы слышим звук И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.

Вместе произносим стихотворение (хором):

Вместе с вами скажем дружно:

Букву Й краткую запомнить нужно!

Это буква непростая

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Слайд написание буквы Й (заглавной) стр.25.

3. Постановка целей и определение темы урока.

Цель урока.

1. Познакомиться с написанием заглавной буквы Й.

2. Будем сравнивать печатную и письменную буквы.

3. Научимся писать слова и предложения с новой буквой.

4. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквами Й, й. (Приложение № 1)

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

А. Шибаев

Сравним печатную и письменную буквы.

На что похожа буква Й?

Из скольких элементов состоит эта буква? (3)

Назовите элементы заглавной буквы й.

Напишите заглавную букву Й.

Прочитайте с доски. (Приложение № 2)

Ма мой лей

Май вой пей

Лай рой вей

Дай пой сей

5. Физкультминутка « Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

6. Продолжение работы по теме урока.

Поработаем со словарными словами и запишем их в словарик.

(Приложение № 4)

ЙОГУРТ, ЙОД

Что такое йогурт?

Придумаем предложение со словом йогурт.

Хорошо читающие ученики читают текст. Все внимательно слушают и отвечают на мои вопросы.

Йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь – кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали, а из поцарапанного пальца долго шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

Что интересного вы узнали о йоде?

Из чего добывают йод?

Проведем звуко-буквенный анализ слова «йод»(работа со схемами).

Прочитайте четверостишие В.Лунина. Назовите слова, противоположные по смыслу словам "хороший", "злой". Выпишите слова, которые кричит герой стихотворения.

Прочитайте слова, разделите слова на слоги. Выпишите слова из двух слогов. (милый, мои, умой).

Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос Какой? (лимонный, умный, мирный). Запись в прописи.

На доске картинки: трамвай, троллейбус. (Приложение № 3)

Что это? (транспорт)

Какие виды транспорта вы знаете?

Какие правила дорожного движения вам знакомы?

Какие три цвета имеет светофор? (красный, жёлтый, зелёный).Запись слов в прописи.

На какой звук заканчиваются все эти слова?

Прочитаем стихотворение С.Маршака "Мяч" (Слайд 8)

Что вы знаете о трамвае, троллейбусе?

Придумайте предложения с этими словами и запишите их в тетрадь.

Трамвай идет по рельсам.

Троллейбус едет по дороге.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия - На уроке я узнал……

– Я запомнил …….

Я научился……

Я удивился ……

Провести самооценку по алгоритму.



Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)

Цели:

  • Обучить письму строчной буквы Й, элементам быстрого и красивого письма, формировать умение правильно сидеть за партой (осанка, положение тетради и ручки); дать элементарные понятия о космосе.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь. Мышцы рук, пространственное воображение.
  • Воспитывать аккуратность, любовь к прекрасному, чувство коллективизма.

Оборудование: образцы правильного и неправильного написания слов, картина космоса, два космонавта с секретным заданием, прописи, слоги-слияния, музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

Учитель: У нас сегодня урок письма, а вот какой букве он посвящён вы узнаете отгадав загадку:

– С какой же буквой мы продолжим знакомство?
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему? Докажите.
– Ещё какой?

Дети: Звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.

Игра “Поймай Й”

– Хлопните в ладоши 1 раз если услышите (й)

(Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, машина, имя, чай.)

2. Основная часть

1. Беседа

У.: У нас урок не простой, а космический. Предстоит нам с вами полёт в космос. Отправляются туда крепкие, здоровые, умные, аккуратные. Вот и нам перед полётом надо поупражняться в красивом письме, размять пальчики.

2. Работа в прописи.

У.: Откройте учебник на стр. 23. Прочитайте буквы написанные на строке.

Д.: И, ш, й, п, т, р.

У.: Какой элемент общий в первых 3-х буквах?
– В остальных буквах?
– Выпрямите спины, пристегните ремни, приступаем к разминке.
– Запишите по одной букве, прокомментируйте написание.
– Молодцы, первую часть разминки выполнили.

3. Игра “Переполох”

У.: К нам на планету “Земля прислали 2 слова, первое написал Незнайка, а второе Знайка.
– У Незнайки отметьте ошибки.
А у Знайки места соединений букв и элементов, домики гномика и гнёздышки птичек.
– Отметьте ошибки на доске.

4. Физкультминутка

Побежали (2 раза ), ёжики (2 раза ),
Наточили (2 раза ), ножики (2 раза ),
Прискакали (2 раза ), зайчики (2 раза ),
Кто всех милее? Кто всех смелее7
Кто веселее? Кто всех смешнее?
Кто аккуратнее?
Кто всех дружнее?

5. Письмо слов

У.: Молодцы ребята. Поупражнялись, отдохнули, теперь пора нам отправиться в космическое путешествие на корабле “Восток”

Звучит музыка.

– Пристегните ремни, входим в космическое пространство.

– Перед нами 9 планет, они движутся вокруг Солнца (среди них Земля), поэтому эта система называется Солнечной.

– Мы летим в космическом корабле и каждой планете нам надо послать шифровку, тогда мы узнаем название планеты.

– Прочитайте слова на с. 23 , которые получились из “айка”, добавив буквы г , м , з , л , ш , ч , с .

Д.: Чайка, майка, гайка, зайка, лайка, шайка, сайка.

У.: Давайте их зашифруем и отправим на разные планеты.

6. Развитие речи

У.: Составьте предложение с любым из этих слов.

– А теперь прочитайте название планет, которым мы послали шифровки, вылетев с Земли.

7. Звукобуквенный анализ

У.: Прочитайте слово, которое мы зашифровали.

Д. : Гайка.

У.: Разделите его на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Сколько звуков? Какие? Если первый согласный, второй гласный, что получается?

Д. : Слог – слияние.

У.: Какой слог-слияние?

Д. : Твёрдый.

Д.: Й.

У.: Что можете сказать об этом звуке?

Д.: Согласный, всегда мягкий и т.д.

У.: Составьте схему этих слов, она у всех одна. Но среди этих слов, спряталось одно, схема которого отличается от других, найдите его. Почему схема отличается?

Д.: Ч – всегда мягкий.

8. Физкультминутка (упражнение для глаз)

А) смотрим влево, вверх, вправо, вниз – 5 раз
Б) смотрим вправо, вверх, влево, вниз – 5 раз
В) делаем глазами восьмёрку – 5 раз
Г) руки на пояс, голову влево, глаза опустили на локоть(считаем до 5), голову повернули вправо, глаза опустили на локоть (считаем до 5) – 5 раз
Д) смотрим на вытянутый вперёд большой палец (считаем до 5). Затем далеко в лес (считаем до 5) – 5 раз.

9. Рассказ учителя

У.: Ребята, мы с вами отправились в космическое путешествие, а кто был первым космонавтом мира?

Д.: Ю.А. Гагарин.

Звучит музыка.

У.: Итак: 12 апреля 1961 года группа людей подошла к космическому кораблю “Восток”. Закончились последние приготовления. Друзья проводили космонавта до кабины корабля. Он занял место в кресле полулёжа и застегнул пояс. Гагарин был сосредоточен, но спокоен.

Прозвучала команда: “Пуск”. Взревел двигатель, подножие ракеты окуталось клубами дыма, из которого вырвались языки огня.

– Так побывал в космосе первый в мире человек Юрий Алексеевич Гагарин.

– Переверните страничку и прочитайте фамилии известных космонавтов, которые после Гагарина летали в космос.

Д.: Терешкова, Леонов, Комаров, Шаталов, Попович, Елисеев, Береговой, Климук.

У.: Когда у нас в стране отмечается день Космонавтики?

10. Работа над предложением

У.: Прочитайте вопрос, который нам задают.

Д.: Кто первым полетел в космос?

У.: Как вы на него ответите?

– Сколько слов в предложении?

– Какое первое? Второе? И т. д.

– Как начинается предложение? Заканчивается?

– Как вы напишите слово Гагарин?

– Почему?

– Прокомментируйте предложение.

– Записав его мы попадём на последнюю планету “Плутон”.

Д.: Первым в космос полетел Гагарин.

3. Итог урока

1. Игра “Поле чудес”

У.: Тут спрятана шифровка из космоса. Какую букву по счёту хотите открыть? Я её прокомментирую, а вы угадайте.

(На доске спрятано слово “Молодцы”)

(Например первая буква: Ставим ручку на одну третью снизу в рабочей строке, “качалочка”, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя одной трети, выписываем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины и т. д.)

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Что делали на уроке?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Спасибо вам за урок!

Цели урока:

Образовательная:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й,
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"],
  • научиться различать буквы и, й;

развивающая: орфографическую зоркость, яркую, эмоциональную речь, интерес к родному языку;

воспитательная: любовь к природе, уважение к окружающим, культуру работы в парах, группах, трудолюбие.

Оборудование: карточки с изображениями звуковых схем-человечков, и буквами на доске, карточки с заданиями для работы в парах и группах, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.(Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое.

2. Интеллектуальная разминка.

Чистоговорки
Ой, ой, ой
Очень холодно зимой.
Ай, ай, ай
Так в снежки играть давай
Ух, ух, ух
Побежали во весь дух.

Составьте пары: буква – звук (на доске расположены звуковички и буквы, необходимо соединить их линиями: буква ш обозначает всегда твердый согласный звук, глухой, поэтому соединим ее со звуковичком в шляпке и синими башмачками; буква о обозначает гласный звук, поэтому соединяем со звуковичком в красных башмачках, буква р обозначает согласный звонки звук, который бывает и твердым и мягким, соединяем со звуковичком в звоночке, один башмачок синий, другой – зеленый, буква я может обозначать два звука или один, ее соединим со звуковичком в красных башмачках и со звуковичком в зеленом и красном башмачке).

3. Выход к теме.

Лишь одному звуковичку не хватило пары.

Вы узнаете его. Он первый в словах: ягода, яма, ёжик, ёлка, ели, если (это звук [й"])

Мы много раз встречались с ним в начале слова. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:

[й"], [а] – я – ягода, яма
[й"], [о] – ё – ежик, ёлка
[й"], [э] – е – ехал, если

Где слышится звук [й"] в следующих словах: май, пой, трамвай? (В конце слова, он последний.)
- А в словах майка, лайка, гайка – в середине, но после него нет гласного. Как же в этом случае мы будем обозначать на письме [й"]?
- Для обозначения звука [й"] без последующего гласного в русском алфавите есть буква Й. “Строчная и заглавная буква й” - тема урока.

Наша цель:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й;
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"];
  • научиться различать буквы и, й.

4. Работа в азбуке.

Рассмотрите в азбуке печатную букву Й. Что она вам напоминает? (Букву И, но с крышечкой.)
- Какой звук обозначает эта буква? (согласный, звонкий, всегда мягкий звук.)
- Завершим схему. (Нарисуем звуковичку звоночек, а башмачки раскрасим зеленым цветом.

Чтение слогов.

Какие из них являются словами и мы употребляем их в речи для выражения чувств? (Ой, ай)
- Как вы вскрикните, когда больно?
- Когда чем-то восхищаемся?
- Когда хотим пристыдить?

Чтение столбика слов справа.

5. Работа в прописи.

Минутка чистописания повторим написание строчной буквы о с верхним и нижним соединением, сочетания ож , ол , в первом случае буква о пишется сверху, во втором – снизу.
- Рассмотрите строчные и заглавные буквы и , й . В каких случаях необходимо писать заглавную букву Й ? Пишем, следим за правильной позой при письме.
- Соединяется буква й с последующими буквами так же как буква и .

Письмо слогов и слов на третьей и четвертой строчках.

Прочитайте пару слов ниже.
- Замените слово “зной” близким по значению. (Жара)
- О ком скажем “злой”?
- Напишем по одному разу эти слова.

6. Физминутка.

Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.

7. Работа в парах.

Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.
- Прочитайте, посовещайтесь и вставьте пропущенные буквы.

1 ряд

Какой красивы_ лес зимо_! В дупле уснула б_лка. У куста за_ка. На макушку _лки села птица.

2 ряд

Дул сильны_ ветер. Малыш бо_лся идти в школу один. Он стоял под липо_. Саша взял его за руку и пов_л.

3 ряд

Я живу под землёй в тёмно_ норке
Шубка сера_, крошечны_ рост.
Глазки чёрные бусинки, зорки,
И вер_вочкой тоненький хвост.

Проверка по рядам. Прочитайте предложение. Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Рассмотрите лес на слайде. А теперь прочитайте первое предложение с восхищением. Как нужно прочитать остальные предложения? (Спокойно, негромко, чтобы не нарушить тишину зимнего леса.)

Но что это появилось на ветке ели? (На слайде слово “Жалоба”)
- На что жалуется белочка?
- Почему так важно не забирать из дупла беличьи запасы? (Все лето и осень трудилась белочка, чтобы не умереть от голода зимой.)

Второй ряд объясняет расстановку букв.

Оцените поступок Саши. (Саша поступил как настоящий товарищ. С него можно брать пример.)
- Чтобы вас любили и хотели с вами дружить не забывайте важное правило общения. (Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.)
- Ребята третьего ряда объясняют какие буквы вставили на месте пропусков, какие звуки они обозначают.

О ком загадка? (О мышке.) Как догадались? Какие слова помогли точнее описать мышку? Как они называются? (Это слова – признаки, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Чтение слов- признаков в азбуке и запись по одному слову в прописи на странице 22.

8. Работа в группах.

Мы работаем над групповыми творческими проектами, создали замечательные жилища для звуковичка. Пора хозяину занять свое место. Наверняка он захочет устроить новоселье. Но, похоже, список угощений и гостей составлял герой рассказа А. Шибаева “Два хвостика”. Ребята прочитают этот рассказ. (Трое ребят заранее приготовили чтение по ролям.)

Какую ошибку допустил мальчик?
- К чему это привело?
- Очень важно научиться писать грамотно, из-за одной буквы может измениться смысл слова, важен каждый элемент.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.

Посовещайтесь в группах и исправьте ошибки в меню и списке приглашенных на новоселье.

Меню

  • йагоды
  • малйна
  • орехи
  • печеньйэ
  • йаблоки

Список гостей

  • йожик
  • соика
  • Дюимовочка
  • йэнот
  • Аиболит
  • зайац

Проверим правильность выполнения данного задания по слайду.

9. Итог урока.

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)