Болезни Военный билет Призыв

Подготовьте рассказ о бородинском сражении. Бородинская сражение. Кратко. За кем победа

История любой страны – это взлёты и падения, мирные времена и времена кровавых войн, эпохи культуры и просвещения, а также Смутные времена, во время которых разворачивались междоусобные войны за право руководить страной. Одной из эпох Смутного времени на Руси по праву считается конец 11 ого начало 12 ого века, когда личные амбиции наследников Ярослава Мудрого и регулярные набеги кочевников на пограничные территории сильно ослабляли русское государство.

Предпосылками междоусобных воин послужил лествичный порядок передачи престола, который заключался в том, что власть передаётся от брата к брату и если сыновей Ярослава Мудрого все устраивало, то его внуков такое положение дел не устраивало в корне. Само разделение страны на отдельные наместничества для сыновей Ярослава Мудрого не сулило ничего хорошего.

Для того чтобы остановить кровопролитие и разруху в 1097 году был организован общий сход великих князей в городе Любеч .

Цель любечского съезда и его участники

Любеч - развитой город того времени, раскинувшийся на берегах Днепра. Место это было выбрано неслучайно. Именно в Любече находились родные земли Владимира Мономаха, инициатора съезда. Любечский съезд был созван для того, чтобы решить ряд проблем, две из которых (междоусобная братоубийственная война и необходимость в единой армии для противостояния внешним врагам) стояли особенно остро.

Участниками его были прямые потомки Ярослава Мудрого, его внуки и правнуки . О каждом из них ещё будет сказано в этой статье.

Следует понимать, что сход князей в те времена можно приравнять к современному политическому форуму и помимо князей в нём участвовала вся политическая элита того времени, хотя решения принимали только князья (в отличие от Долобского съезда).

Основные решения любечского съезда князей:

  • Окончательно закрепить земли за каждым из правителей.
  • Сформировать дружину для борьбы с общими врагами.
  • Закрепить право наследования от отца к сыну.

Итоги любечского съезда

По итогам - спорные земли поделили между участниками. А также были достигнуты договорённости по поводу границ территорий влияния, была подготовлена база для осуществления формирования единой армии для противостояния иностранным захватчикам, в частности, для противостояния половцам (Половцы - кочевой народ тюрского происхождения враждовавший в те времена с Русью).

Участники Любечского съезда, в знак соблюдения решений, целовали крест и клялись что не будут посягать на чужую землю, а на того кто посягнёт и нарушит клятву, обрушится кара остальных князей. Также на съезде были оговорены и закреплены принципы наследования разделённых земель от отца к сыну.

Политическое значение любечского съезда князей

Проще говоря, Русь перестала быть единым государством и распалась на несколько княжеств, решение в которых принимал единоличный правитель . Так начиналась эпоха феодальной раздробленности на Руси, она имела огромное значение и продолжалась до конца 15 ого века завершившись при Иване III (При котором был принят знаменитый Судебник).

Последующие события

Как это не печально, но мир между князьями просуществовал недолго. Давид Игоревич внёс смуту в отношения между Святополком Изяславовичем и Василько Ростиславичем подослав гонца к первому с сообщением о готовящемся захвате Киева вторым. Поверивший навету Святополк позвал Василько в Киев, где сначала заключил его под стражу, а после ослепил. Тем временем Давид Игоревич вторгся в Теребовельское княжество (вотчину Василько Ростиславича) и захватил главную крепость Теребовель и близлежащие земли.

Прослышав о вопиющих попираниях клятв данных князьями, Владимир Мономах собирает войско и идёт на Киев. Осадив город, Владимир Мономах добивается от Святополка Изяславовича освобождения Василько Ростиславича, а также его согласия идти в совместный поход против Давида Игоревича. Вспыхнувшая с новой силой междоусобная война продлилась до 1110 года.

С этим периодом связано как минимум два съезда:

  • Съезд в Уветичах . Проходил в августе 1110 ого года близ города Уветичи. Цель-примерение князей и суд над отступником Давидом Игоревичем. Он лишился своего княжества, однако, не был казнён, напротив, Святополк отдал ему на княжение Дубну и Черторижск, а Святославичи выделили крупную сумму денег. Мудрое решение князей позволило избежать нового витка кровопролитной войны и позволила на время прекратить войну.
  • Долобский съезд . Съезд князей, который состоялся в 1103 году у Долобского озера близ Киева. Отличительной чертой этого съезда являлось то, что в решениях участвовали не только великие князья, но и представители дружины. Долобский съезд позволил объединить дружины и совершить несколько удачных походов на Половцев.

И хотя каждый съезд призывал к объединению и прекращению распрей и междоусобиц, эффективность договорённостей была довольно низкая и, в конце концов, как мы видим из истории, более сильное и развитое княжество поглощало более мелкое и слабое пока не осталось одно – Московское которое вновь объединило Русь воедино.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ - при-ня-тый в на-учной ли-те-ра-ту-ре тер-мин для обо-зна-че-ния пе-рио-дических. кня-же-ских встреч-со-ве-тов - од-но-го из клю-че-вых по-ли-тических ин-сти-ту-тов в Древнерусском го-су-дар-ст-ве , русских зем-лях и кня-же-ст-вах в XI - начале XV веков.

Основные функ-ции Княжеских съездов: ор-га-ни-за-ция вла-сти внут-ри ро-да Рю-ри-ко-ви-чей (вы-бор ки-ев-ско-го кня-зя, раз-дел и ус-та-нов-ле-ние по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния вла-де-ний; при-ми-ре-ние отдельных кня-зей, уре-гу-ли-ро-ва-ние кон-флик-тов кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций), а так-же про-ве-де-ние внеш-не-по-ли-тических ак-ций, уре-гу-ли-ро-ва-ние внеш-не-по-ли-тических во-про-сов, в ча-ст-но-сти, с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (в ко-че-вом ми-ре бы-то-вал ти-по-ло-ги-че-ски иден-тич-ный ин-сти-тут пе-рио-дических встреч ха-нов и ной-о-нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра-ви-те-ля-ми.

Княжеские съезды бы-ли со-ве-та-ми пра-вя-щей ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей (или от-дель-ных её «до-мов»), ка-ж-дый пред-ста-ви-тель ко-то-рой об-ла-дал по-тен-ци-аль-ным пра-вом на власть и воз-мож-но-стью об-ра-тить-ся к об-ще-му для всех со-брать-ев «кня-жо-му пра-ву». В XI - 1-й тре-ти XIII веков про-во-ди-лись со-глас-но ус-той-чи-вой про-це-ду-ре и при со-блю-де-нии ус-то-яв-шей-ся об-ряд-но-сти. Кня-зья встре-ча-лись в за-ра-нее ус-лов-лен-ном или оп-ре-де-лён-ном са-мой си-туа-ци-ей мес-те, за-тем на-чи-на-лось «стоя-ние на ко-нях» на-про-тив друг дру-га, пе-ре-го-во-ры че-рез по-слов; в слу-чае их бла-го-при-ят-но-го ис-хо-да на-чи-на-лась са-ма встре-ча. Ино-гда для это-го по-да-вал-ся специальный знак - «би-линч» (от тюркского - знак, при-ме-та). Кня-зья за-час-тую встре-ча-лись вне городских стен (в шат-рах), в не-боль-ших го-ро-дах и сё-лах, ре-же - в сто-ли-цах кня-жеств (Кие-ве , Чер-ни-го-ве, Вла-ди-ми-ре, Рос-то-ве). Мес-та для княжеских съездов вы-би-ра-лись с осо-бым смыс-лом; например, чер-ни-гов-ские Оль-го-ви-чи в XII веке не-од-но-крат-но со-би-ра-лись в селе Оль-жи-чи (воз-мож-но, их ро-до-вое вла-де-ние). Фор-му-ла ле-то-пи-си «сесть с брать-я-ми на еди-ном ков-ре» (как пред-ло-жил князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах князю Да-ви-ду Иго-ре-ви-чу на Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года), по всей ви-ди-мо-сти, яв-ля-лась не толь-ко ме-та-фо-рическим обо-зна-че-ни-ем кол-лек-тив-но-го со-ве-та, но и от-ра-жа-ла ре-аль-ную «по-ход-ную» об-ста-нов-ку съез-да. Ре-чи кня-зья про-из-но-си-ли в со-от-вет-ст-вии с пе-ре-го-вор-ным эти-ке-том, ко-то-рый пре-ду-смат-ри-вал ис-поль-зо-ва-ние ус-той-чи-вых ри-то-рических и пра-во-вых фор-мул. Ме-ж-ду-кня-же-ская ди-пло-ма-тия до середины XIII века. но-си-ла пре-иму-ще-ст-вен-но изу-ст-ный ха-рак-тер, за-тем ча-ще ста-ли упот-реб-лять-ся письменные гра-мо-ты, фик-си-ро-вав-шие до-го-во-ры. По дос-ти-же-нии кон-сен-су-са ка-ж-дый князь це-ло-вал крест, что скре-п-ля-ло до-го-вор: кня-зья предъ-яв-ля-ли кре-сты клят-во-пре-ступ-ни-кам или ли-цам, их пред-став-ляв-шим, в слу-чае на-ру-ше-ния клят-вы. Княжеские съезды не-ред-ко со-про-во-ж-да-лись или за-вер-ша-лись пи-ром и вза-им-ны-ми по-дар-ка-ми.

В ис-то-рио-гра-фии вы-ска-зы-ва-лись различные взгля-ды по во-про-су о ро-ли лиц не-кня-же-ско-го дос-то-ин-ст-ва, при-сут-ст-во-вав-ших на Княжеских съездах. Б.Д. Гре-ков и его по-сле-до-ва-те-ли счи-та-ли, что на Княжеские съезды на рав-ных вы-сту-па-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и другие пред-ста-ви-те-ли феодальной эли-ты, пре-ж-де все-го боя-ре и епи-ско-пы. Дру-гие ис-сле-до-ва-те-ли (в ча-ст-но-сти, Я.Н. Ща-пов) при-шли к вы-во-ду, что в боль-шин-ст-ве съез-дов XI-XII веков уча-ст-во-ва-ли кня-зья и ино-гда их пред-ста-ви-те-ли (по-слы, со-вет-ни-ки), но не ду-хов-ные ли-ца. Боя-ре и дру-жин-ни-ки ча-ще все-го вы-сту-па-ли на пе-ре-го-во-рах как со-вет-ни-ки, по-слы или те-ло-хра-ни-те-ли кня-зя; при этом они, ве-ро-ят-но, об-ла-да-ли пра-вом «со-ве-ща-тель-но-го го-ло-са». Си-туа-ция прин-ци-пи-аль-но из-ме-ни-лась во 2-й пололвине XIII - начале XV веков, ко-гда княжеские съезды окон-ча-тель-но транс-фор-ми-ро-ва-лись в со-ве-ты феодальной зна-ти.

Пер-вый на-дёж-но за-фик-си-ро-ван-ный в ис-точ-ни-ках княжеские съезды со-сто-ял-ся в 1026 году в Го-род-це (ско-рее все-го, в городе Го-ро-дец-Ос-тер-ский, ны-не Ос-тёр), где за-клю-чи-ли мир ки-ев-ский князь Яро-слав Вла-ди-ми-ро-вич Муд-рый и чер-ни-гов-ский князь Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич. На этой встре-че бы-ли под-ве-де-ны ито-ги мно-го-лет-ней вой-ны за власть сы-но-вей ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, а дос-тиг-ну-тые до-го-во-рён-но-сти ста-ли пре-це-ден-том мир-но-го уре-гу-ли-ро-ва-ния ме-ж-ду-кня-же-ских от-но-ше-ний (ссыл-ки на ус-ло-вия ми-ра ис-поль-зо-ва-лись в по-ли-тических пе-ре-го-во-рах русский кня-зей да-же в 1195 году). На съез-де в Выш-го-ро-де (1072 год) осу-ще-ст-в-ля-лось, по пред-по-ло-же-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, со-став-ле-ние и ре-дак-ти-ро-ва-ние Рус-ской прав-ды. В конце XI - начале XII веков княжеские съезды ста-ли про-во-дить ча-ще, что бы-ло свя-за-но как с ре-ше-ни-ем клю-че-вых во-про-сов по-ли-тической жиз-ни Древнерусского государства так и с уси-лив-шей-ся по-ло-вец-кой опас-но-стью. Осо-бое ме-сто за-нял Лю-беч-ский съезд 1097 года, по-сле не-го про-шли Ви-ти-чев-ский съезд (10 августа 1100), съезд на реке Зо-лот-ча (1101 год), До-лоб-ские съез-ды (1103 и 1111 годы), к это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся съезд на реке Же-лянь, за-пись о ко-то-ром вхо-дит в ком-плекс граф-фи-ти Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве.

На Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года, со-б-ран-ном для уре-гу-ли-ро-ва-ния кон-флик-та во-круг Те-ре-бовль-ско-го и Вла-ди-ми-ро-Во-лын-ско-го кня-жеств, воз-ник-ше-го по-сле Лю-беч-ско-го съез-да, ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич и нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич за-клю-чи-ли ме-ж-ду со-бой мир. 30 августа на встре-чу явил-ся князь Да-вид Иго-ре-вич, ини-циа-тор на-па-де-ния на те-ре-бовль-ско-го князя Ва-силь-ко Рос-ти-сла-ви-ча в 1097 году. Од-на-ко пе-ре-го-во-ры за-шли в ту-пик, по-сле че-го все кня-зья де-мон-ст-ра-тив-но от-да-ли-лись от Да-ви-да Иго-ре-ви-ча, встав от-дель-но «на ко-нях» со свои-ми дру-жи-на-ми. Кня-зья, вме-сте об-су-ж-дая его судь-бу, не до-пус-ка-ли его к се-бе, лич-но к не-му боль-ше не об-ра-ща-лись, а ре-ше-ние съез-да со-об-щи-ли ему че-рез сво-их при-бли-жён-ных. Да-вид Иго-ре-вич стал «от-ре-чён-ным», то есть кня-зем-из-го-ем, по-те-рял пра-во ре-чи на съез-де. На том же съез-де Ва-силь-ко Рос-ти-сла-вич был ли-шён Те-ре-бов-ля и дол-жен был ос-тать-ся на по-пе-че-нии бра-та - Во-ло-да-ря Рос-ти-сла-ви-ча - или ки-ев-ско-го кня-зя (бра-тья Рос-ти-сла-ви-чи не под-чи-ни-лись это-му ре-ше-нию и от-стоя-ли свои вла-де-ния). Ре-ше-ния съез-да 1100 года под-твер-ди-ли по-ли-ти-ко-юри-дическую нор-му кня-же-ско-го пра-ва, со-глас-но ко-то-рой «муж» от-ве-ча-ет за пре-сту-п-ле-ние «го-ло-вой», а князь - во-ло-стью. На До-лоб-ском съез-де 1103 года Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, Свя-то-полк Изя-сла-вич и их со-вет-ни-ки-дру-жин-ни-ки при-ня-ли ре-ше-ние ор-га-ни-зо-вать по-ход про-тив по-лов-цев вес-ной, ко-гда ко-чев-ни-ки ос-лаб-ле-ны по-сле зи-мов-ки. К по-хо-ду при-сое-ди-ни-лись и другие русские кня-зья. На До-лоб-ском съез-де 1111 года Свя-то-полк Изя-сла-вич и Вла-ди-мир Мо-но-мах вновь на-стоя-ли на вне-уроч-ном (вес-ной, в раз-га-ре по-сев-ной) по-хо-де на по-лов-цев, ко-то-рый сно-ва за-вер-шил-ся раз-гро-мом ко-чев-ни-ков. На До-лоб-ских съез-дах сло-жи-лась но-вая во-енная док-три-на русских кня-зей, пред-по-ла-гав-шая от-каз от обо-ро-нительной так-ти-ки и ор-га-ни-за-цию даль-них по-хо-дов для унич-то-же-ния по-ло-вец-ких ко-че-вий.

В XII - 1-й тре-ти XIII веках тра-ди-ция про-ве-де-ния княжеских съездов со-хра-ни-лась. Про-во-ди-лись и мас-штаб-ные съез-ды стар-ших кня-зей (1115 год, 1135 год, 1145 год, 1150 год, 1154 год, 1155 год, 1159 год, 1170 год, 1195 год, 1203 год, 1223 год), и встре-чи пред-ста-ви-те-лей отдельных кня-зей, кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций (1142 год, 1147 год, 1158 год, 1159 год, 1194 год, 1206 год, 1207 год, 1216/1217 год).

По-ми-мо соб-ст-вен-но княжеских съездов, русские кня-зья ре-гу-ляр-но про-во-ди-ли съез-ды со-вместно с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (ка-ж-дой вес-ной и при сме-не ки-ев-ско-го кня-зя). Впер-вые в «По-вес-ти вре-мен-ных лет» по-доб-ный съезд упо-ми-на-ет-ся в 1054/1055 годах, ко-гда мир за-клю-чи-ли пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич и по-ло-вец-кий хан Бо-луш.

По-сле мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия княжеские съезды про-во-ди-лись в Северо-Восточной Ру-си вплоть до начала XV века. В ис-то-рио-гра-фии они из-уче-ны не-до-ста-точ-но, от-сут-ст-ву-ет их пол-ный пе-ре-чень, не про-ве-де-на ре-кон-ст-рук-ция про-це-ду-ры. На них в ка-че-ст-ве пол-но-прав-ных уча-ст-ни-ков при-сут-ст-во-ва-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и пред-ста-ви-те-ли бо-яр-ст-ва, цер-ков-ные иерар-хи, та-тар-ские пос-лы (не-ред-ко кон-тро-ли-ро-ва-ли ор-га-ни-за-цию и ход княжеских съездов от име-ни ха-нов Зо-ло-той Ор-ды) и др. А.Н. На-со-нов от-ме-тил ти-по-ло-гическую бли-зость княжеских съездов это-го вре-ме-ни и монгольских ку-рул-та-ев. Предс-та-ви-тель-ные княжеские съезды про-шли в 1296 году во Вла-ди-ми-ре, в 1300/1301 годах в Дмит-ро-ве, в 1340 году в Мо-ск-ве; в но-ябре 1374 года в Пе-ре-яс-лав-ле, в мар-те 1375 года (на них вы-ра-ба-ты-ва-лась об-щая по-зи-ция русских кня-зей по от-но-ше-нию к Ма-маю). Од-ним из по-след-них за-фик-си-ро-ван-ных в ле-то-пи-сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос-ле Ку-ли-ков-ской бит-вы 1380 года .

Ин-сти-тут княжеского съезда, на-ря-ду со схо-жи-ми польскими ин-сти-ту-та-ми, стал про-об-ра-зом ари-сто-кра-тических сей-мов в Великом княжестве Ли-тов-ском. Тра-ди-ция со-вме-ст-но ре-шать важ-ней-шие внут-ри- и внеш-не-по-ли-тические во-про-сы во-пло-ти-лась в дея-тель-но-сти со-ве-щательных ор-га-нов - Бо-яр-ской ду-мы, а позд-нее - Зем-ских со-бо-ров и др.

Иллюстрации:

Ви-ти-чев-ский съезд 1100 года. Ми-ни-а-тю-ра Рад-зи-вил-лов-ской ле-то-пи-си. XV век. Биб-лио-те-ка РАН (Санкт-Пе-тер-бург). Архив БРЭ.

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение - разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли - от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц. Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя. Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» - летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну. Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть. Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских - Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей - Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича - Давид и Олег - завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич - Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех - Василько Ростиславович - стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.

Съезд русских князей под Киевом. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Осенью 1097 г . в городе Любеч на Днепре собрался съезд князей Киевской Руси. На нём присутствовали шесть самых влиятельных князей. Съездом руководили и . Было решено прекратить междоусобные войны и провозглашено, что каждый князь должен владеть землями, полученными в наследство от отца, и не имеет права претендовать на чужие территории, то есть был сформулирован принцип вотчинной собственности .
Таким образом, Киевская Русь была разделена на удельные княжества, которые закреплялись за определёнными ветвями династии Рюриковичей.
Князья провозгласили на съезде объединение сил против половецкой угрозы и решили организовать общий поход против половцев.
Но съезд не смог прекратить княжеские междоусобицы.
В том же году Волынский князь Давид Игоревич пленил и ослепил теребовлянского князя , требуя от него родительскую вотчину. В результате общего возмущения населения Давид был наказан. Его изгнали из Волыни.
После Любечского съезда состоялись еще несколько княжеских съездов, но полностью своей цели они так и не достигли. В Киевском государстве междоусобные войны утихли, но не прекратились.

Из “Повести Временных Лет”.

В год 6605 (1097) . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ, принятый в научной литературе термин для обозначения периодических княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) - одного из ключевых политических институтов в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах в 11 - начале 15 века. Основные функции княжеских съездов: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отдельных князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитических акций, урегулирование внешнеполитических вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодических встреч ханов и нойонов), с польскими, чешскими и венгерскими правителями.

Княжеские съезды были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 - 1-й трети 13 века проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался специальный знак - «билинч» (от тюркского - знак, примета). Князья зачастую встречались вне городских стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже - в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для княжеских съездов выбирались с особым смыслом; например, черниговские Ольговичи в 12 веке неоднократно собирались в селе Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил князь Владимир Всеволодович Мономах князю Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорическим обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторических и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до середины 13 века носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письменные грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. Княжеские съезды нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.

В историографии высказывались различные взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на княжеских съездах. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на княжеских съездах на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и другие представители феодальной элиты, прежде всего, бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11-12 веков участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й половине 13 - начале 15 века, когда княжеские съезды окончательно трансформировались в советы феодальной знати.

Первый надёжно зафиксированный в источниках княжеский съезд состоялся в 1026 году в Городце (скорее всего, в городе Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский князь Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского князя Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политических переговорах русских князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В конце 11 - начале 12 века княжеские съезды стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политической жизни Древнерусского государства, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на реке Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на реке Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.

На Витичевском съезде 1100 года, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давид Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич заключили между собой мир. 30 августа на встречу явился князь Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского князя Василъко Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», то есть князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата - Володаря Ростиславича - или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридическую норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь - волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и другие русские князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая военная доктрина русских князей, предполагавшая отказ от оборонительной тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.

В 12 - 1-й трети 13 века традиция проведения княжеских съездов сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отдельных князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).

Помимо собственно княжеских съездов, русские князья регулярно проводили съезды совместно с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский князь Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.

После монголо-татарского нашествия княжеские съезды проводились в Северо-Восточной Руси вплоть до начала 15 века. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход княжеских съездов от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологическую близость княжеских съездов этого времени и монгольских курултаев. Представительные княжеские съезды прошли в 1296 году во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в ноябре 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция русских князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях княжеских съездов стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.

Институт княжеских съездов, наряду со схожими польскими институтами, стал прообразом аристократических сеймов в Великом княжестве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитические вопросы воплотилась в деятельности совещательных органов - Боярской думы, а позднее - Земских соборов и др.

Лит.: Любавский М. К. Литовско-русский сейм. М., 1900; Тельберг Г. Г. Несколько замечаний о междукняжеских снемах в древней Руси // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №6; Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3; Новицький В. Снеми Руської Зeмлi Х-XIII в. // Праці Koмiciï для виучування icторii зaxiдньo-руського та вкpaїнcькoгo права. Kиїв, 1927. Вып. 3; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Греков Б. Д. Киевская Русь // Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1959. Т. 2; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Russocki S. Zjazdy ksizeçе // Slownik starozytnoäci slowianskich. Warsz., 1982. Т. 7. Gz. 1; Кизилов Ю. А. Княжеские съезды Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. и их место в процессе централизации (традиции и действительность) // Общество, государство, право России и других стран. Норма и действительность. Ранний и развитой феодализм. М., 1983; Пашуто В. Т. Опыт периодизации истории русской дипломатии (ранний и развитый феодализм) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983; Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI-XIII вв. // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-XIII вв. М., 1989; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; Водаtyrev S. The Sovereign and his counsellors: ritualised consultations in Muscovite political culture, 1350s - 1570s. Hels., 2000; Щавелев А. С. Съезды русских князей с кочевниками как механизм политического решения конфликтов XI - начала XIII в. // Славяне и их соседи: Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени. М., 2003; он же. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. М., 2006; он же. Процедура съезда князей // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. М., 2007; он же. К вопросу о первом съезде князей Рюриковичей // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008.