Болезни Военный билет Призыв

Правление на руси в конце 13 века. Русские князья конца XIII – начала XIV века. Крупное землевладение на руси

Сложился стереотип, что в 1930-е СССР был «закрытой страной». Однако даже в разгар сталинских репрессий, не говоря уже о конце 1920-х, люди выписывали иностранные газеты, слушали зарубежное радио, выезжали в турпоездки за границу. В свою очередь, в СССР приезжали десятки тысяч иностранных туристов и специалистов. Каким тогда был СССР – фотографии из Dickinson Library.

О том, что и в 1920-30-е годы СССР продолжал оставаться страной, открытой миру, подробно, опираясь на статистику, рассказывается в книге А.В.Голубева «Если мир обрушится на нашу Республику. Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг.» (Издательство РАН, Институт российской истории).

Так, в 1925 году по легальным каналам в продажу поступило 8816 наименований книг, напечатанных за границей, в 1926-м – 4449. В 1925 году советские граждане выписывали около 8 тысяч наименований иностранной периодики.

С 1922 года в СССР можно было выписывать и некоторую эмигрантскую периодику. Так, каждый губком РКП(б) в обязательном порядке выписывал эсеровскую газету «Голос России». В 1926 году 300 ведомств выписывали меньшевистскую газету «Социалистический вестник». В письме ОГПУ от того же года говорилось, что «ряд белоэмигрантских изданий существовал только благодаря их распространению в СССР по завышенным расценкам». В первую очередь речь шла об эмигрантских газетах «Возрождение», «Дни», «Последние новости», «Руль». В 1927 году открытая подписка на эмигрантскую печать прекратилась – она стала возможной только для ведомств.

В 1936 году ограниченным тиражом в СССР даже была выпущена книга Гитлера «Майн Кампф». Так, в спецхране сохранился экземпляр, прочитанный лично Михаилом Калининым. Поля «Майн Кампф» были испещрены его пометками типа «Фу, какая глупость!» и «Мелкий лавочник!».

С начала 1930-х иностранная периодика распространяется на «специальные группы» - учёных, партийных деятелей, писателей, членов различного рода интернациональных комиссий, и т.д. Так, профессор Вернадский в своих дневниках от 1934 года жалуется, что ему с задержкой доставляют New York Times.

В 1939 году на подписку иностранной периодики было потрачено 250 тысяч рублей золотом, в общей сложности в СССР поступило 2 млн. 360 тысяч журналов и газет, книг и брошюр. Цензура забраковала около 10% всех поступивших экземпляров.

Ещё одним каналом поступления информации из-за границы была личная переписка. Так, в мае 1941 года ежедневно из СССР за границу отправлялось 1,5 тысячи телеграмм и 33 тысячи писем. В СССР телеграмм и писем из-за рубежа поступало 1 тысяча и 31 тысяча соответственно. В начале 1930-х этот поток был больше в несколько раз.

В 1920-х выезд из СССР был практически свободным. Так, в 1925-27 годах из страны выехало 140 тысяч человек (из них 1,5 тысячи эмигрировало, около 1 тысячи оказались в итоге невозвращенцами). Причины поездок были разные – от туристических и учебных, до научных и спортивных. В эти же годы в СССР въехали 130 тысяч иностранцев, причём 10 тысяч из них эмигрировали в нашу страну.

В 1930-е годы выезд из СССР затруднился: требовалось поручительство двух лиц, да и международная обстановка в Европе не особенно способствовала поездкам. Так, в 1939 году из СССР выезжало около 20 тысяч человек.

Из-за осложнений международной обстановки был затруднён и въезд туристов в СССР. К примеру, в 1935 году только один Ленинград посетили 12 тысяч иностранных туристов (22% из них были финны, 16% - немцы). А в 1938 году – только 5 тысяч, и на весь СССР. В 1939 году въехало и вовсе 3 тысячи туристов (почти все – немцы).

Даже в 1930-е продолжалась эмиграция из СССР. В первую очередь это были сектанты, а также люди, платившие за выезд золотом. Но случались и неожиданные мотивы эмиграции. Так, в 1934 году харьковские гомосексуалисты просились на выезд в Германию. В своём письме немецкому послу они писали: «Разве мы, третий пол, с нашей нежной душой и чувствами способны на разрушение культуры, порядка, цивилизации… Культурная Европа, а тем более Германия должны понять это».

Ещё один пусть «знакомства» с миром – это приезд иностранных специалистов, с помощью которых осуществлялась сталинская индустриализации. Известно, что в 1932 году их было около 35-40 тысяч человек – это не считая тех, кто эмигрировал в СССР по политическим мотивам (до 15 тысяч).

Иностранцы, в свою очередь, возвращаясь к себе, доносили до своего народа, как живут в СССР. Причём по большей части это была объективная информация. Даже в ОГПУ признавались, что «антисоветской злобой насыщены не более 10% статей о СССР, причём большей частью – в белоэмигрантской печати».

Как выглядел СССР в 1930-32 годах – можно посмотреть на фотографиях из Dickinson Library.

(Наведя курсор на фото, можно понять, что изображено на ней)



Сложился стереотип, что в 1930-е СССР был «закрытой страной». Однако даже в разгар сталинских репрессий, не говоря уже о конце 1920-х, люди выписывали иностранные газеты, слушали зарубежное радио, выезжали в турпоездки за границу. В свою очередь, в СССР приезжали десятки тысяч иностранных туристов и специалистов. Каким тогда был СССР – фотографии из Dickinson Library.

О том, что и в 1920-30-е годы СССР продолжал оставаться страной, открытой миру, подробно, опираясь на статистику, рассказывается в книге А.В.Голубева «Если мир обрушится на нашу Республику. Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг.» (Издательство РАН, Институт российской ).


Так, в 1925 году по легальным каналам в продажу поступило 8816 наименований книг, напечатанных за границей, в 1926-м – 4449. В 1925 году советские граждане выписывали около 8 тысяч наименований иностранной периодики.

С 1922 года в СССР можно было выписывать и некоторую эмигрантскую периодику. Так, каждый губком РКП(б) в обязательном порядке выписывал эсеровскую газету «Голос России». В 1926 году 300 ведомств выписывали меньшевистскую газету «Социалистический вестник». В письме ОГПУ от того же года говорилось, что «ряд белоэмигрантских изданий существовал только благодаря их распространению в СССР по завышенным расценкам». В первую очередь речь шла об эмигрантских газетах «Возрождение», «Дни», «Последние », «Руль». В 1927 году открытая подписка на эмигрантскую печать прекратилась – она стала возможной только для ведомств.

В 1936 году ограниченным тиражом в СССР даже была выпущена книга Гитлера «Майн Кампф». Так, в спецхране сохранился экземпляр, прочитанный лично Михаилом Калининым. Поля «Майн Кампф» были испещрены его пометками типа «Фу, какая глупость!» и «Мелкий лавочник!».

С начала 1930-х иностранная периодика распространяется на «специальные группы» – учёных, партийных деятелей, писателей, членов различного рода интернациональных комиссий и т.д. Так, профессор Вернадский в своих дневниках от 1934 года жалуется, что ему с задержкой доставляют New York Times.

В 1939 году на подписку иностранной периодики было потрачено 250 тысяч рублей золотом, в общей сложности в СССР поступило 2 млн. 360 тысяч журналов и газет, книг и брошюр. Цензура забраковала около 10% всех поступивших экземпляров.

Ещё одним каналом поступления информации из-за границы была личная переписка. Так, в мае 1941 года ежедневно из СССР за границу отправлялось 1,5 тысячи телеграмм и 33 тысячи писем. В СССР телеграмм и писем из-за рубежа поступало 1 тысяча и 31 тысяча соответственно. В начале 1930-х этот поток был больше в несколько раз.

В 1920-х выезд из СССР был практически свободным. Так, в 1925-27 годах из страны выехало 140 тысяч человек (из них 1,5 тысячи эмигрировало, около 1 тысячи оказались в итоге невозвращенцами). Причины поездок были разные – от туристических и учебных, до научных и спортивных. В эти же годы в СССР въехали 130 тысяч иностранцев, причём 10 тысяч из них эмигрировали в нашу страну.

В 1930-е годы выезд из СССР затруднился: требовалось поручительство двух лиц, да и международная обстановка в Европе не особенно способствовала поездкам. Так, в 1939 году из СССР выезжало около 20 тысяч человек.

Из-за осложнений международной обстановки был затруднён и въезд туристов в СССР. К примеру, в 1935 году только один Ленинград посетили 12 тысяч иностранных туристов (22% из них были финны, 16% – немцы). А в 1938 году – только 5 тысяч, и на весь СССР. В 1939 году въехало и вовсе 3 тысячи туристов (почти все – немцы).

Даже в 1930-е продолжалась эмиграция из СССР. В первую очередь это были сектанты, а также люди, платившие за выезд золотом. Но случались и неожиданные мотивы эмиграции. Так, в 1934 году харьковские гомосексуалисты просились на выезд в Германию. В своём письме немецкому послу они писали: «Разве мы, третий пол, с нашей нежной душой и чувствами способны на разрушение культуры, порядка, цивилизации… Культурная Европа, а тем более Германия должны понять это».

Ещё один пусть «знакомства» с миром – это приезд иностранных специалистов, с помощью которых осуществлялась сталинская индустриализации. Известно, что в 1932 году их было около 35-40 тысяч человек – это не считая тех, кто эмигрировал в СССР по политическим мотивам (до 15 тысяч).

Иностранцы, в свою очередь, возвращаясь к себе, доносили до своего народа, как живут в СССР. Причём по большей части это была объективная информация. Даже в ОГПУ признавались, что «антисоветской злобой насыщены не более 10% статей о СССР, причём большей частью – в белоэмигрантской печати».

Как выглядел СССР в 1930-32 годах – можно посмотреть на фотографиях из Dickinson Library.

В «Автобиографии» Стеффене обогащал опыт своих предшественников. Он шел новыми путями и по характеру материала, и по его подаче. Это определялось прежде всего личностью самого героя-повествователя, эпохой, им запечатленной. Активный участник важнейших исторических событий первой трети XX в., Стеффене по-своему отозвался на знаменитую герценовскую формулу: «отражение истории в человеке». Правда, рассказывая о «времени и о себе», он делал предметом главного внимания «время», социально-культурную среду, общественную, «внешнюю» сторону своей деятельности, крайне сдержанно касаясь частного, личного, бытового. Как человек Стеффене значительно рельефнее предстает в своей двухтомной переписке (1938). В «Автобиографии», написанной в строгой, аналитической манере, оживляемой то юмором, то иронией, Стеффене демонстрирует свой талант беллетриста и философа, публициста и историка, что объясняет стилевую многослойность книги. В ней живые сцены, эпизоды чередуются с портретами государственных и политических деятелей, с историческими экскурсами. Все это обогащается авторскими комментариями, наблюдениями, морально-философскими сентенциями, фиксирующими упорную аналитическую работу Стеффенса. Он стремится упорядочить поток фактов, подчинив их «генерализующей» идее.

В «Автобиографии», состоящей из пяти частей, описаны юные годы Стеффенса в Калифорнии и его журналистский дебют в Нью-Йорке, эпоха «макрейкерства» и реформистских экспериментов, дело рабочего лидера МакНамары и Первая мировая война, Мексика и Россия, Версаль, миссия Буллита и панорама послевоенной Европы.

Весь этот обширный, многоплановый материал целесообразно организован, подчинен внутренней теме - истории исканий и роста Стеффенса, который, сталкиваясь с жизненными реалиями, «переучивается» и освобождается от иллюзий. Эта тема определяет структуру книги: субъективный элемент, всего полнее присутствующий в наиболее «личной» первой части - «Мальчик на лошади», зарисовках детства и юности, постепенно ослабевает. По мере того как раздвигается социальная панорама, крепнет удельный вес политической публицистики и философии.

В четвертой части «Автобиографии» - «Революция», посвященной Мексике, России, Версальской конференции, Стеффене, отвлекаясь от всего эмпирического и частного, приходит к решающим наблюдениям и выводам, утверждая справедливость революционного пути. Здесь впервые входит в его книгу тема народа (в описании Петрограда весной 1917 г.), обретает законченность искусство создания портрета (фигуры Каррансы, Керенского, Вильсона). При этом Стеффене делает акцент на их политических взглядах, а решающим критерием их оценки становится то, насколько верно понимают они происходящие события. Слабость их как буржуазно-либеральных идеологов вырисовывается из сопоставления этих деятелей с политическим вождем нового типа - В.И. Лениным. Если Вильсон, например, в период Версаля проявляет нерешительность, колебания, сбивается с пути, Ленин действует согласно дальновидному и верному плану. Лидер большевиков для Стеффенса - это «социалист высшего типа, который считал, что социализм - это не только вера, но и программа действий».

Осознание писателем просчетов либерализма, тот факт, что он явился свидетелем исторического перелома, делает в четвертой части особенно рельефным контраст двух миров, двух систем, двух типов политиков, подлинных революционеров и либералов. Отношение последних к революции сравнивается с реакцией пассажиров, которые ожидали дачного поезда, в то время как мимо них промчался экспресс дальнего следования.

В «Автобиографии» Стеффене запечатлен процесс нравственного выбора, характерного для многих представителей западной интеллигенции после Первой мировой войны. Сколько было их, по меткому выражению Ромена Роллана, «очарованных душ», переживших затем «прощание с прошлым»! Художественная литература уловила все сложное многообразие этого нравственнопсихологического процесса. Здесь и жесточайшее разочарование, приводившее к отчаянию героев литературы «потерянного поколения», героев Ремарка, Хемингуэя, Олдингтона, Фолкнера, и обретение «ясности» у барбюсовского Симона Полена, и открытый переход в лагерь революционеров у нового поколения в «Очарованной душе» Роллана. Сегодня в ряде литературоведческих трудов этот процесс затушевывается, трактуется как «заблуждение», что антиисторично и антинаучно.

«Автобиография» - классика жанра в американской литературе. В ней сказалось мастерство Стеффенса-стилиста; работая над книгой, он стремился к тому, чтобы его проза «пелась». Повествование пронизывали меткие формулы и сентенции: «мораль есть предмет купли-продажи, зависящий от профессии»; «реформа - ненормальная вещь»; «одно чувство, когда видишь, другое, когда веришь» и т.д.

Увидев свет в разгар Депрессии, она вызвала сильный общественный резонанс, став, по свидетельству даже такого враждебного коммунизму историка, как Д. Аарон, «учебником революции, способствовавшим переходу многих писателей и интеллигентов па прокоммунистические и просоветские позиции» . Переизданная в 1969 г., она, по словам рецензента Дж. Кеплена, оказалась созвучной проблемам Америки, «отвергающей былую либеральную успокоенность, не приемлющей традиционные формы» .

«Автобиография» Стеффенса - существенное звено в той традиции радикальной мемуаристики, которая получила столь энергичное развитие в XX в. Тогда появился целый ряд книг, в которых повествуется о судьбах разных людей, пришедших к коммунизму. Среди произведений такого рода заслуживает внимания «Книга Билла Хейвуда» (1929), написанная У. Хейвудом. Созвучным по духу книге Хейвуда было и автобиографическое повествование «Страницы из жизни рабочего» (1939) Уильяма 3. Фостера, в которой живо и впечатляюще показан путь героя в революцию. Для него, как и для Стеффенса и Хейвуда, Октябрь, поездка в Россию в 1921 г. и участие в работе III конгресса Коминтерна явились решающими обстоятельствами, способствовавшими переходу бунтаря на революционные позиции.

Свидетельством животворности социалистических идей является и автобиография ветерана американского рабочего движения

Эллы Рив Блур «Нас много» (1940). Усвоив с юных лет основы социалистической теории, она стала поборницей женского равноправия, а затем членом ИРМ, вожаком знаменитых стачек в Калумете и Ладлоу, в 1921 г. встретилась на 111 конгрессе Коминтерна с В.И. Лениным, позднее, в 1930-е гг., стала в ряды антифашистов.

Эта традиция в автобиографическом жанре не иссякла и в послевоенные годы. Об этом напоминают книги «Своими словами. Жизнь бунтарки» (1955) и «В Олдерсоновской тюрьме» (1962) Элизабет Гарли Флинн, ветерана рабочего движения; это ее на заре века Драйзер назвал «Жанной д’Арк из Ист-Сайда». Темпераментно написанное жизнеописание Джозефа Норта «Нет чужих среди людей» (1958) переносит читателя в саму атмосферу «красных тридцатых». Норта сближает со Стеффенсом способ подачи материала: и здесь в центре - рассказ о событиях, пережитых Нортом, о людях, с которыми он встречался. Но это не бесстрастно-протокольное произведение; его автор - человек, прямо причастный к судьбам своих героев, на что указывает название книги. Наше недолгое, но интересное общение с Дж. Нортом в пору его работы в Москве убедило в том, сколь умен и предан социалистическим идеалам этот человек.

Путь к передовому миропониманию запечатлен в мемуарах художника Рокуэлла Кента «Это я, о Господи», в «Автобиографии» у У.Э.Б. Дюбуа, виднейшего негритянского писателя, педагога, национального лидера.

Что касается «Автобиографии» Стеффенса, то он не считал свое жизнеописание завершенным. Он не успел написать задуманный им эпилог к своим мемуарам, в котором, опираясь на весь опыт уже 1930-х гг., надеялся хотел обстоятельнее рассказать о том, как он обрел новое миропонимание.

Этим эпилогом стала его публицистика «красных тридцатых».

Экономический кризис в США 1929 г., потрясший капитализм, и успехи первых пятилеток в СССР - все это нанесло новый удар по реформистским идеям Стеффенса. Честный человек, презиравший «интеллектуальный склероз», обладавший редкой способностью к бескомпромиссной самокритике, Стеффене в 1932 г. в журнале «Нью рипаблик» напечатал статью, озаглавленную «Обанкротившийся либерализм». В ней он настаивал на том, что путь большевиков «настоящий», что либеральное кредо, на самом деле, «противоестественно, ненаучно и непрактично».

Вдумываясь в смысл процессов, происходивших в далекой России, Стеффене пришел к признанию несовершенства западной «политической демократии» и отдал свои симпатии «более важной экономической демократии, которую основывают и которой овладевают в Советской России...» Сегодня этот тезис выглядит спорным.

Вообще убеждение в том, что «капитализм рушится», что следующие поколения вырастет уже в «новом лучшем мире», а светлое будущее не за горами, озаряет последние годы писателя. Он встречается со студентами, читает лекции в школах и колледжах. В своей автобиографической книге «Нет чужих среди людей» Джозеф Норт вспоминает, как в начале 1930-х гг. Стеффене, придя в редакцию левого журнала «Нью Мэссис», говорил, обращаясь к молодым писателям: «Нет, разгребать грязь - этого теперь недостаточно... Вы счастливее меня. У вас есть компас. У меня его не было. Репортер должен уметь направить, указать цель» .

В последние годы, уже тяжелобольной, Стеффене словно бы переживает вторую молодость. Он не только не устает много писать, но и ведет практическую работу, завязывает контакты с рабочим движением в Калифорнии. В глазах буржуазных газетчиков он - «красный», Стеффенса почти перестают печатать буржуазные издания.

Его позиция гуманиста и антифашиста высказана в целом ряде выступлений. Он возвышает голос протеста против суда над негритянскими юношами в Скоттсборо, одним из первых налаживает сотрудничество с Американским антифашистским комитетом, призывает своих соотечественников к бдительности по отношению к «коричневой» опасности. Он пишет о коммунистах как о самых непреклонных противниках нацизма.

Свое политическое кредо он излагает в письме, адресованном митингу в Калифорнии, организованному компартией осенью 1934 г. В нем он заявляет о своем намерении «указать всем нашим соотечественникам американцам единственное научное средство искоренения всех наших зол». Далее следует пояснение: «Это - коммунизм. Коммунизм для Соединенных Штатов, поскольку только он способен искоренить продажность, невежество, нищету и перепроизводство, порок и угрозу войны».

Он обретает нового героя. Это уже не либерал-реформатор «макрейкерской» поры. Это революционер, соединивший «мысль и действие», подобный Джону Риду. Неподкупный рабочий лидер, подобный Гарри Бриджесу. Его также высоко ценил Теодор Драйзер.

В 1935 г. Стеффене уже называл себя коммунистом. Когда летом 1936 г. его посетили в Кармеле (Калифорния) Ильф и Петров, путешествовавшие в ту пору по Соединенным Штатам, Стеффене был тяжело болен. Он говорил о своем желании вновь посетить Москву, чтобы перед смертью увидеть новый мир. Стеффене даже обсуждал с Ильфом и Петровым детали своего путешествия .

Он умер в августе 1936 г., работая над статьей, в которой обращался к американцам с призывом бороться с фашизмом, только что развязавшим мятеж в Испании. Вся жизнь Стеффенса, честного мыслителя, была неуклонным честным поиском истины. Одна из самых последних записей, им сделанных, - это подведение итогов: «Я выбираю путь низших классов, то есть путь Ленина, большевиков, России» .

В свое время эти суждения Стеффенса, естественно приветствовались, поднимались на щит нашей критикой. Сегодня в свете нового драматического исторического опыта они нуждаются в корректировке. Говоря о «пути Ленина», Стеффене, конечно, имел в виду не репрессии в ходе военного коммунизма, а дальновидную стратегию, приведшую к НЭПу. Стеффене разделял иллюзии, свойственные многим левым в первой половине «красного десятилетия». Но самые его провидения, как и самый пафос его исканий, плодотворны.

Сердце ветерана остановилось спустя пару недель после начала фашистского мятежа в Испании. Когда его жена Элла Уинтера вынула из пишущей машинки страницу, на которой он трудился, там были такие слова: «Испания - первая открытая битва человека во имя человечества. И возможно, самая решающая битва».

Начавшаяся война с фашизмом в Испании, вызвавшая мощный взлет интернационалистских чувств, подтвердила справедливость этих слов. Сражение у стен Мадрида осенью 1936 г. завершилась победоносным штурмом Берлина весной 1945 г. Среди откликов на его кончину выделялись слова из Сан-францисской газеты «Кроникл»: «Ни один из современных публицистов не оказался столь сильного воздействия на умонастроения читающей публики... не использовал свое перо с большей энергией во имя защиты человеческой справедливости...»

В работах о Стеффенсе, изданных в США, он обычно рисуется фигурой, представляющей исключительно исторический интерес. Это несправедливо. Его творчество и его искания, прогнозы и ошибки, - актуальны и ценны для современности. Когда после долгого перерыва в 1969 г. была переиздана его «Автобиография», исследователь Стеффенса Дж. Кэплен отозвался на ее выход рецензией, озаглавленной: «Он искал правду и провидел будущее». Он имел в виду то, насколько книга созвучна атмосфере «бурных шестидесятых», когда большой бизнес, с которым сражался знаменитый макрейкер, был предшественником военно-промышленного комплекса. В пору Уотергейта приобрел пример «разгребателей грязи», стремившихся оздоровить американское общество в самых разных его сферах. После переиздания в 1977 г. книги Стеффенса «Позор городов» рецензенты отмечали ее ценность для решения проблем городского управления. Стаде Теркел, выдающийся документалист, автор книги «Работа» свидетельствует: «Уроки Линкольна Стеффенса заслуживают изучения».

Норт Д. Нет чужих среди людей. М., 1958. С. 138.
  • См. Ильф И., Петров Е. Одноэтажная Америка. М., 1937. С. 248.
  • Lincoln Steffens Speaking. N.Y., 1937. Р. 173.
  • Самые первые поселения человека на территории
    России были обнаружены в Костёнках (Воронежская
    область), им около 45 тыс. лет. Жилища людей
    были выполнены из костей мамонта, обтянутых
    шкурами.














    "Венера" из
    Костёнок. Сделана
    из бивня мамонта.
    20-30 тыс. лет.

    В начале 13 века монгольские орды через Кавказ вторгаются в причерноморские степи, разбив половцев, продвигаются на Русь. Против них выступило объединенное войско русских князей и половцев. Битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке
    и завершилось полным разгромом - уцелела лишь десятая часть войска.

    Нашествие Батыя на Русь произошло зимой 1237 года. Первым было разорено Рязанское княжество. Далее Батый двинулся во Владимиро-Суздальское княжество.
    В январе 1238 года пала Коломна и Москва, в феврале Владимир , Суздаль , Переславль и др. Битва на реке Сить (4 марта 1238 г.) завершилась поражением русского войска.
    7 недель держал оборону "злой город" (Козельск). До Новгорода монголы не дошли (по доминирующей версии из-за весенней распутицы).

    Монголо-татарское нашествие на Русь. Кратко

    История Древнерусского Государства 9-12 вв. Кратко

    В 1238 году Батый отправил войска на завоевание южной Руси. В 1240 году,
    овладев Киевом, его войско двинулось в Европу.
    Во время нашествия монголы захватили все русские земли, кроме Новгорода.
    Ежегодно Русские княжества выплачивали дань. Право на княжение (ярлык )
    русские князья получали в Золотой Орде.

    Диорама штурма Владимира татарами (Экспозиция в Золотых воротах). На переднем плане - Золотые ворота. Монголы не смогли войти через них и сделали пролом в стене. Автор фото: Бакулин Дмитрий (Фотки-Яндекс)

    Славянские племена. Крещение Руси. Образование древнерусского государства.

    Князья древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси.

    Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1240 годы.

    Древнерусское государство. Монголо-
    татаское нашествие.

    1300-1613 гг.

    1613-1762 гг.

    1762-1825 гг.

    9-13 века

    1825-1917 гг.

    1917-1941 гг.

    1941-1964 гг

    1964-2014 гг

    Краткое содержание истории России. Часть 1
    (9-13 вв.)

    История Древнерусского государства 9-12 вв.
    Монголо-татарское нашествие на Русь.

    Краткая история России. Краткое содержание истории России. Истории России в картинках. История Древнерусского Государства 9-12 вв. Монголо-татарское нашествие кратко. История России для детей.

    сайт 2016 г. Контакты: [email protected]

    После смерти князя Мстислава (правил: 1125 -1132 гг.) Киевская Русь распадается
    на княжества, которые по размеру сопоставимы с западноевропейскими
    королевствами. В 1136 году восстание в Новгороде приводит
    к появлению самостоятельного государства - Новгородской
    республики,
    которая занимала территорию от Балтийского
    моря до Уральских гор (на севере).

    В 6 веке происходит Великое переселение славян, появляются первые политические объединения восточных славян в районе Днепра и озера Ильмень. Известно о существовании 13 племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, вятичи и др. В то время, территорию современной Центральной России заселяют финно-угорские племена, они постепенно ассимилируются со славянами.

    Развитие ремесла в 8-9 веках привело к появлению
    городов. Чаще всего они строились на стечении рек,
    которые служили торговыми путями. Самый известный
    торговый путь того времени - «из варяг в греки», на
    севере пути располагался Новгород, а на юге Киев.

    В 862 году жители Новгорода призвали варяжских князей править городом
    (согласно нормандской теории). Князь Рюрик стал родоначальником княжеской,
    а в последствие царской династии. Нормандская теория не раз опровергалась знаменитыми историками и учеными (М. Ломоносовым, В. Татищевым и др.)

    После кончины Рюрика, Новгородским князем становится
    Олег (Вещий). Он захватывает Киев и переносит туда
    столицу Руси. Подчиняет себе ряд славянских племен.
    В 907 году совершает успешный поход на Византию,
    получает дань и заключает выгодный торговый договор.

    Князь Игорь подчинил восточные племена славян.
    В 945 г. он был убит древлянами, когда попытался повторно
    получить с них дань. Княгиня Ольга (супруга) отомстила
    древлянам, но делает дань фиксированной.
    В Царьграде она принимает христианство. В 16-м веке её
    причислили к лику святых.

    Ольга правила в период малолетства Святослава и
    продолжала властвовать после того как сын стал князем
    в 964 г. Святослав почти всё время находился в военных
    походах. Им были разгромлены Болгарское и Хазарское
    царства. При возвращении на Русь, после неудачного
    похода на Византию (971 г.) он был убит печенегами.

    Гибель Святослава привела к междоусобной борьбе между
    его сыновьями. После убийства брата Ярополка к власти
    приходит князь Владимир .
    В 988 году Владимир принимает крещение в Херсонесе
    (сейчас это музей-заповедник в Севастополе). Начинается
    этап становления христианства на Руси.

    В ходе междоусобной войны (1015-1019 гг.) , после кончины Владимира, погибают
    от рук Святополка князья Борис и Глеб (стали первыми русскими святыми).
    В борьбе со Святополком верх одерживает князь
    Ярослав Мудрый . Он укрепляет государство, избавляет
    Русь от набегов печенегов. При Ярославе началось
    создание первого свода законов на Руси - «Русской Правды».

    После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) происходит раздел
    Руси между его сыновьями - "Триумвират Ярославичей ".
    В 1072 году составлена «Правда Ярославичей», вторая часть
    «Русской Правды».

    После смерти киевского князя Святополка (правление: 1093 - 1113 гг.), по
    настоянию киевлян к власти приходит Владимир Мономаха. В годы его княжения происходит усиление Киевской Руси, останавливаются княжеские междоусобицы.
    В результате договорённости на Долобском съезде русских князей (1103 г.) удалось остановить раздоры и в последующи годы, совместным войском нанести порожение половецким ханам.

    В 1169 году Андрей Боголюбский разоряет Киев. Он переносит
    столицу Руси во Владимир. Политика по централизации власти
    приводит к заговору бояр. В 1174 году князь был убит в своём
    дворце в Боголюбово (пригород Владимира).
    Его приемником становится Всеволода Большое Гнездо.

    862

    945

    988

    1019

    1113

    1136

    1169

    1223

    1237

    1242

    Новгородская республика избежала монгольского нашествия, но испытывала
    агрессию со стороны западных соседей. 15 июля 1240 г. состоялась Невская битва .
    Дружина во главе с князем Александр Ярославовичем (ставшим - Невским) разбила шведское войско.
    5 апреля 1242 г. на Чудском озере произошло сражение русского войска, во главе с Александром Невским, с рыцарями Ливонского ордена. В ходе Ледового побоища немецкие рыцари были разбиты. В 16-м в. А. Невский был причислен к лику святых.

    Русь в 13 веке переживала период княжеских междоусобиц. Пока внутри страны шла борьба за власть и земли между князьями, со стороны Азии надвигалась значительная угроза – татаро-монгольские племена под предводительством Чингизхана.

    Борьба с монгольскими завоевателями

    Основные события 13 века на Руси сосредоточились вокруг борьбы с монголо-татарским нашествием. Поначалу оно не задевало Русь, однако князья согласились прийти на помощь половецкий князьям. Дальнейшие события в хронологическом порядке изложены в таблице:

    Рис. 1. Хан Батый.

    Фактически на этом список важных событий заканчивается – конец 13 века не принес никаких изменений, Русь продолжала находиться под властью ордынцев, которые поощряли княжеские междоусобицы.

    Борьба со шведами и немцами

    Почти одновременно с нашествием из Азии началась экспансия Запада на русские земли. Так, в 1240 году рыцари-крестоносцы, обосновавшиеся в Прибалтике, стали угрожать Псковским и Новгородским землям. За общую идею – распространение идей католичества – должны были выступить объединенные шведско-немецкие силы, однако шведы напали на Русь первыми.

    15 июля 1240 года произошла Невская битва. Шведский флот вошел в устье Невы, но на помощь новгородцам по их просьбе пришел сын владимирского князя Ярослава Всеволодовича Александр. Он выступил с войском, выбрал стратегию внезапности и быстроты натиска, поскольку по численности его войско уступало шведскому. Благодаря стремительности удара была одержана победа, за которую молодому Александру дали прозвище Невский.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    Рис. 2. Александр Невский.

    Но на этом борьба Руси с завоевателями не закончилась. на этот раз против Пскова и Новгорода выступили немецкие рыцари, набравшиеся сил. Александр Невский снова пришел им на помощь.

    В 1242 году, 5 апреля, русские ратники и крестоносцы сошлись на льду Чудского озера. Войско Александра действовало слаженно и снова одержало победу. Многие рыцари под тяжестью своего обмундирования просто провалились под лед. Впоследствии эта битва будет названа Ледовым побоищем.

    С 1251 по 1263 года длилось княжение Александра Невского.

    Культура Руси 13 века

    Культура Древней Руси 13 века имела в своей основе культуру восточнославянских племен. Многие ее памятники утрачены из-за монголо-татарского нашествия много своих памятников. Сохранились некоторые образцы зодчества – церкви и соборы, а также церковная живопись – иконы – и памятники литературы. В это время стали писать притчи, появился такой жанр, как житие, а самым известным произведением этого периода является “Моление” Даниила Заточника.

    Рис. 3. Церковь 13 века.

    Влияние на культуру Руси этого периода имели кочевые народы и страны Западной Европы. а также Византия, что связано с принятием христианства. Она имела особые черты, такие как медленные темпы развития, преобладание религиозного мировоззрения и почитание прошлого.

    Основные политические центры, такие как Владимир, Суздаль, Галич, Новгород, были в то же время центрами культурными. Из-за нашествия монголов и их постоянных разрушительных набегов были утрачены многие секреты ремесел, в частности, изготовления ювелирных изделий. Сильно уменьшилась и численность населения.

    Что мы узнали?

    Чем жила Русь в 13 веке и кто были ее основные военные противники – это татаро-монголы и рыцари-крестоносцы, которые хотели насадить католичество. Также узнали, кто правил на Руси в 13 веке и какой правитель спас Псковское и новгородское княжества от тевтонских рыцарей. Рассмотрели, как военные события повлияли на ход истории, а также на культуру Руси. Установили, какие города были культурными центрами и какие тенденции преобладали в зодчестве, литературе и живописи. В общих чертах рассмотрели состояние культуры в этот период и ее основные особенности.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 379.