Болезни Военный билет Призыв

Правление ивана iii. Великий князь московский иван iii васильевич. Подчинение Иваном III удельных княжеств

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь московский (с 1462). Родился 22 января 1440 в Москве. Отец - Василий II Темный, мать - Мария Ярославна, боровская княжна. В 1445 после ослепления отца во время борьбы за престолонаследие племянником Дмитрием Шемякой, Иван был отвезен в г.Переяслав-Залесский, затем в г.Углич, а оттуда вместе с матерью и отцом - в Тверь.

В 1446 был обручен с тверской княжной Марьей Борисовной. В 1448 «ходил при полках отражать казанцев от владимирских и муромских земель». В 1450 был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В 1452 был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1459 уже со своим войском гнал татар от берегов Оки. В 1460, оказав помощь псковичанам от набегов соседей, был назван князем псковским. В 1462 после смерти отца стал официально московским великим князем, продолжив борьбу отца с сепаратизмом удельных князей по объединению русских земель в единодержавное государство.

1463 к Москве было присоединено Ярославское княжество, хотя в 1464 ему пришлось подтвердить независимость Рязани и Твери. В 1467 послал рать на Казань, но поход был неудачен. В апреле того же года умерла (возможно, отравлена) жена Марья Борисовна, от брака с которой остался девятилетний сын - вскоре будущем соправитель Ивана III, а затем тверской князь Иван Молодой. С 1468 Иван III стал ходить с ним в военные походы, а позднее во время своих походов - оставлял сына управлять («ведать») Москвой.

В 1468 русские, проникнув на Белую Волошку, оказались на востоке от Казани. В 1470 Иван Васильевич, рассорившись с Новгородом, потребовал с города выкуп. 14 июля 1471 в битве при р. Шелони одержал победу над новгородцами, которые обещали выплатить Москве 80 пудов серебра.

Летом 1472, отразив на юге нашествие хана Ахмета, московские войска на северо-востоке вторглись в земли Великой Перми. Пермская земля попала под власть московского великого князя. Это открывало дорогу Москве на Север с его пушным богатством, а также в сторону р.Камы и захвату восточных земель Казанского ханства для ослаблению Орды.

В ноябре 1472 по предложению папы римского Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога Софьей Фоминешной Палеолог. После венчания Иван III «повелел» Московский герб с изображением поражающего змея Георгия Победоносца объединить с двуглавым орлом - древним гербом Византии. Этим подчеркивалось, что Москва становится наследницей Византийской империи. Зародившая тогда идея о всемирной роли «Москвы - третьего Рима», привела к тому, что Иван III стал рассматриваться как «царь всего православия», а Русская Церковь как преемница греческой церкви. Атрибутами царской власти при обряде венчания на царство стала кроме герба с двуглавым орлом шапка Мономаха с бармами. (По легенде последние были присланы Ивану III византийским императором).

Брак с Софей Палеолог способствовал повышению авторитета московского князя среди других русских князей и облегчало поставленную им задачу по собиранию русских земель.

В 1473 Иван III стал двигать рати в западном направлении к Литве. В 1474 к Москве присоединилось Ростовское княжество и заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1476 Иван III сделал важный шаг на пути освобождения от Орды, перестав платить ей ежегодный денежный «выход» («дань»). В 1477, оставив Ивана Молодого в Москве, Иван III пошел на Великий Новгород и, подчинив себе этот города с его огромными землями, к 1478 укрепил свое положение на западных границах. Символ новгородской «вольности» - вечевой колокол был увезен в Москву. Видные представители боярства, враждебные Москве, в их числе Марфа Борецкая были арестованы и отправлены в ссылку в «низовые города».

В 1479 наступил самый острый момент борьбы Ивана III с удельными князьями, чем воспользовался ордынский хан Ахмат. Когда Иван III с войском находился на западных границах, ордынцы двинулись к Москве. «Ведавший» Москвой Иван Молодой, вывел полки к Серпухову и 8 июня 1480 стал с ними нам р. Угре. Опасаясь за жизнь сына, Иван III приказал ему уйти, но Иван Молодой стал «ждать татар», а Иван III спешно стал укреплять позиции на подступах к р. Оке около Коломны и Тарусы. 30 сентября он приехал в Москву, чтобы «замириться» с удельными князьями и мобилизовать их на борьбу с татарами. В Москве Иван III встретил недовольство народа, готовящегося к отражению нашествия и начавшего ему «зле глаголети», требуя, чтобы отбыл к войскам для защиты Москву. 3 октября Иван прибыл со своим отрядом войск на левый берег р.Угры при впадении ее в р. Оку (недалеко от Калуги). В октябре 1480 хан Ахмет тоже подошел к Угре, пытаясь перейти на левый берег, но был отбит русскими. Началось противостояние русских и татар («Стояние на Угре»), которое продолжалось до конца года. Татары не решились на главное сражение. Начавшиеся морозы и голодовка, отсутствие продовольствия заставили Ахмета уйти. Стояние на р. Угре положило фактически конец ордынскому игу, которое продолжалось более 240 лет.

В 1481 Иваном III были отвоеваны земли Ливонского ордена, а в 1481-1482 - пересмотрены условия договорных грамот великого князя с удельными князьями московского дома с перспективой присоединения их к Москве. В 1485 Москва присоединила к себе Тверское княжество, Иван Молодой был объявлен тверским князем. В 1487 русскими войсками была взята Казань, где на место взятого в плен хана Али Иван III посадил его брата Мухаммед-Эмина, связанного родственными узами с крымским ханом, что укрепило отношения Ивана III с Крымом и позволило ему начать новое наступление на Литву, продолжавшееся с перерывом до 1503.

Властолюбивый и рассудительный, осторожный и решительный в нужный момент Иван III вел последовательно и целеустремленно и внешнюю, и внутреннюю политику, направленную на создание сильной монархической власти. По Белозерской уставной грамоте Ивана III 1488 все сословия на московских и подчиненных Москве землях оказались зависимыми от великого князя; его владения простирались все дальше: в 1489 была покорена Вятка, северо-восточные земли поглощались Московским княжеством.

По мере усиления власти московского князя укреплялся его престиж в других странах. Так, в 1489 Иван III получил первую дружественную грамоту от немецкого императора Фредерика III. Укрепление положения Москвы в Европе еще более усиливало политические и идейные позиции Ивана III внутри государства. В 1490 он созвал церковный собор для рассмотрения и осуждения ереси «жидовствующих», давая свободу Русской Православной Церкви в борьбе с инакомыслившими. В 1491 заключил в оковы своего брата угличского князя, а его удел присоединил к Москве. В тот же год, получив открытие серебряных рудников на реке Цыльме в Печерском крае, ускорил окончание строительства светского здания в Кремле - Грановитой палаты для приемов иностранных послов и других торжественных случаев.

В 1492 Ивану III удалось установить дружеские отношения с турецким султаном, а на западе - продолжить прерванную было войну с Литвой; там границы были укреплены строительством каменной крепости в Иван-городе (близ Нарвы). В 1494 первый этап войны с Литвой закончился миром и родственным союзом. Но Иван III мог быть непримиримым и жестоким: в 1495 раздраженный Ливонским орденом, велел бросить в тюрьмы всех ганзейских купцов, находившихся тогда в Москве, в 1496, воюя со шведами, опустошил Финляндию.

Во внутренней жизни Москвы Иван III внес крупные изменения в великокняжеское дворцово-вотчинное управление, меняя его на так называемую «приказную систему». Новые учреждения - приказы - вырастали из личных поручений великого князя лицам из среды господствовавшего сословия. В 1497 по «велению» Ивана III дьяком Владимиром Гусевым был составлен Судебник 1497 - своеобразный кодекс феодального права (процессуального, гражданского, уголовного и т.д.). Судебник защищал землевладельцев-феодалов, притесняя свободу крестьян: теперь их переход от одного помещика к другому был ограничен так наз. «Юрьевым днем» (неделя до 26 ноября и неделя после этого числа) и стал общим для всей Руси. При Иване III расширялось поместное землевладение, стала увеличиваться роль дворянства, хотя служилые помещики сильно уступали боярской знати.

Иван III стремился держать связь с Константинополем. В 1497 отправил туда послов с дарами. Но это не помешало ему в 1498 «положить опалу» на «византийскую» жену Софью Палеолог, обвиненную (как выяснилось позже - по наговору) в участии в покушении на его княжескую власть. Иван III приставил к жене и их старшему сыну Василию стражу, казнил предполагаемых инициаторов заговора и торжественно венчал на царство в Успенском соборе своего внука от сына Ивана Молодого - Дмитрия. Но уже в 1499 круто изменил свое решение: помирился с Софьей и Василием, а тех, кто оговорил их, частью казнил, а частью постриг в монахи. Теперь суровой опале были подвергнуты Дмитрий и жена Ивана Молодого - Елена Волошанка, заподозренная в участии в заговоре. Дмитрий был посажен в «камень» (тюрьму), где и умер «в нужде» через 10 лет.

В 1499 к Москве был присоединена еще одна земля - Югорская. В 1500 вновь началась война с литовцами, которые были разбиты 14 июля того же года при р.Ведроше. В 1501 русские войска, заняв земли Ливонии, дошли почти до Ревеля. Ливонский орден обязался платить Москве дань за г. Юрьев. 25 марта 1503 по мирному договору с Литвой, Москве отошло 19 городов (Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др.), а также 70 волостей, 22 городища, 13 сел. В 1504 по завещанию брата Бориса и в связи со смертью его сына Иван III присоединил к Москве Рузу и земли вокруг нее.

В 1503 Иван III созвал собор, по приговору которого многие еретики, выступавшие против господствовавшей идеологии - иосифлян - были сожжены, подверглись заточению или ссылке. 7 апреля в тот же год умерла Софья Палеолог. Прожив в браке с Иваном III 30 лет, она родила пять сыновей, старший из которых в скором времени стал великим московским князем Василием IV, а также четырех дочерей. Незадолго до смерти Иван III много ездил по монастырям, «писал духовную грамоту».

Умер Иван III 27 октября 1505 в Москве 65-лет от роду и был похоронен в Архангельском соборе Кремля.

При Иване III большинство уделов было ликвидировано, превратились в простые вотчины, в поместное землевладение, Укрепление позиций Ивана III внутри государства сопутствовало укрепление у русского населения своего национального единства, успехи во внешней политики. Территории Московского княжества увеличилась с 24 тыс. до 64 тыс. кв. км. Его дипломатические связи были установлены с Германской империи с Римом, Венгрией, Молдавией, Крымом, Турцией и Ираном.

При Иване III на ее подступах к Москве возведены крепостные стены у Коломны и Тулы. В Кремле было полностью закончено строительство православных соборов - Успенского и Благовещенского, почти завершено возведение усыпальницы великих князей - Архангельского собора. В дворцовой жизни Москвы был установлен пышный и торжественный этикет. Была принята и новая форма государственной печати с изображением двуглавого орла, специально для обоснования царского происхождения русских князей составлена мифическая генеалогия, выводившая родоначальника русских князей Рюрика от римского цезаря Августа. Представлялось, что Рюрик являлся потомком цезаря Августа, а в 14-ом колене - сам Иван III. При Иване III с формированием основной территории Московского государства по образцу Византии был введен такой его полный титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и югорский, и пермский, и болгарский, и иных». В ходе дипломатических отношений с Ливонией и германскими городами Иван III называл себя «царем всея Руси», датский король именовал его «императором», позднее Иван III в одной из грамот назвал сына Василия «самодержцем всея Руси».

Великий князь Московский и всея Руси (1462-1505).

Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года. Он был сыном Великого князя Московского Темного (1415-1462) и его супруги великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

Иван III Васильевич воспитывался при дворе своего отца. В 1452 году молодой князь лично возглавлял московское войско во время междоусобной войны. В 1456 году он уже наравне с отцом принимал реальное участие в управлении государством. Незадолго до своей кончины в 1462 году составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван III Васильевич получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства - 16 главных городов (не считая , которой он должен был владеть совместно с братьями). Став великим князем, Иван III Васильевич впервые со времен нашествия Батыя не поехал в Орду для получения ярлыка.

Продолжив политику отца, Иван III Васильевич силой или дипломатическими соглашениями подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1467-1469 годах он успешно вел военные действия против Казанского ханства, добившись его вассальной зависимости. В 1471 году Иван III Васильевич совершил поход на и, благодаря одновременному удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, одержал победу в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства. В 1478 году Новгородская феодальная республика перестала существовать и формально.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинул на Русь огромное войско, желая вновь подчинить страну, не платившую дань с 1476 года. В это время основные силы русских были отвлечены на войну с Ливонским орденом на северо-западных границах государства. Феодальный мятеж младших братьев великого князя также ослаблял силы Ивана III Васильевича. Кроме того, хан Ахмат заключил договор с польским королем Казимиром IV. Силы последнего Ивану III Васильевичу удалось нейтрализовать благодаря мирному договору с крымским ханом Менгли-Гиреем. Стремясь обойти полки великого князя, стоявшие в , Ахмат совершил обходной маневр, но его попытка форсировать реку Угру не удалась. Впервые на поле сражения были применены русские легкие полевые орудия - «пищали», благодаря которым ордынцы были отбиты от бродов. После длительного «стояния на Угре», сопровождавшегося мелкими стычками, в ноябре 1480 года началось отступление и бегство Ахмата. Военный успех Ивана III Васильевича положил конец монголо-татарскому игу на Руси.

Победа над внешними врагами позволила Ивану III Васильевичу ликвидировать большинство уделов. После войн с Великим княжеством Литовским (1487-1494 и 1500-1503) к Русскому государству отошли многие западно-русские города: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, и др.

Усиление центральной власти при Иване III Васильевиче потребовало совершенствования правительственного аппарата, Были созданы новые органы управления - приказы. Появился и первый законодательный кодекс Русского государства - Судебник 1497 года. Придворная жизнь великокняжеского дворца в Московском Кремле стала сложнее и церемоннее.

Иван III Васильевич развил активную дипломатическую деятельность, задачам которой подчинялась и династическая политика. В 1472 году, два года спустя после кончины первой жены великого князя, он вступил во второй брак. Его супругой , племянница византийского императора Константина XI. Благодаря этому браку род великих князей Московских породнился с последней династией Византии, а в русской государственной символике впервые появился двуглавый орел Палеологов.

Великий князь Иван III Васильевич скончался 27 октября 1505 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространенное в науке и публицистике прозвище великого князя - «Великий» - как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи создания единого Российского государства.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ

Иван III - великий князь Московский и государь всея Руси, при котором Русское государство окончательно избавилось от внешней зависимости и существенно раздвинуло свои границы.

Иван III окончательно прекратил выплачивать дань Орде, присоединил к Москве новые территории, провел целый ряд реформ и создал основу того государства, которое носит гордое имя Россия.

В 16-летнем возрасте его отец, великий князь Василий II, прозванный из-за слепоты Темным, назначил Ивана своим соправителем.

Иван III, великий князь московский (1462-1505).

Иван родился в 1440 г. в Москве. Он появился на свет в день памяти апостола Тимофея, поэтому в его честь получил имя при крещении - Тимофей. Но благодаря ближайшему церковному празднику - перенесению мощей св. Иоанна Златоуста, княжич получил имя, под которым он больше всего известен.

Иван III принимал активное участие в борьбе с Дмитрием Шемякой, ходил в походы против татар в 1448 г., 1454 г. и 1459 г.

Великие князья Василий Темный и его сын Иван.

Важную роль в воспитании наследника престола играли именно военные походы. В 1452 г. двенадцатилетний Иван уже был послан номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу, который был успешно завершен. Вернувшись из похода с победой, Иван Васильевич обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной, дочерью князя Бориса Александровича Тверского. Этот выгодный брак должен был стать символом примирения вечных соперников - Твери и Москвы.

С целью узаконить новый порядок престолонаследия, Василий II еще при жизни назвал Ивана великим князем. Все грамоты писались от имени двух великих князей.

В 22-летнем возрасте он занял престол после смерти отца.

Иван продолжил политику отца по консолидации Русского государства.

По завещанию отца Иван получил самый большой по территории и значимости удел, в который помимо части Москвы входили Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород и другие города.

Иван III Васильевич

Его братья Андрей Большой, Андрей Меньшой и Борис получили в уделы Углич, Вологду и Волоколамск. Иван стал «собирателем» русских земель с помощью искусной дипломатии, покупал их и захватывал силой. В 1463 г. было присоединено княжество Ярославское, в 1474 г. - княжество Ростовское, в 1471-1478 гг. - обширные Новгородские земли.

В 1485 г. власть Ивана признала осажденная Тверь, а в 1489 г. - Вятка, большая часть Рязанских земель; было упрочено влияние на Псков.
В результате двух войн с Литвой (1487-1494 и 1501-1503 гг.) во владение Ивана перешли значительные части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств.

Тридцать лет не было врагов под стенами Москвы. Выросло целое поколение людей, ни разу не видевших ордынцев на своей земле.
Ливонский орден платил ему дань за город Юрьев. Он стал первым князем Московским, притязавшим на всю территорию Киевской Руси, включая западные и юго-западные земли, которые входили в то время в состав Польско-Литовского государства, что стало причиной многовековой распри между Русским государством и Польшей.

Успенский Собор в Московском Кремле

Усилив свои позиции, Иван III начал вести себя как независимый от монголов государь, перестал платить им дань.

Хан Ахмат решил восстановить господство Орды над Русью. Честолюбивый, умный, но осторожный, он несколько лет готовился к походу против русской земли. Победами в Средней Азии и на Кавказе он снова поднял могущество ханства, укрепил свою власть. Однако Ахмат не сумел удержаться в Крыму. Здесь на ханском престоле сидел вассал турецкого султана Менгли-Гирей. Крымское ханство, выделившееся из Золотой Орды, с тревогою следило за усилением державы Ахмата. Это открывало перспективы русско-крымского сближения.

При Иване III завершился процесс объединения русских земель, потребовавший вековых напряженных усилий всего народа.

В 1480 г. энергичный и удачливый Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял в поход на Русь Большую Орду, собрав все силы своей огромной, еще грозной империи. Над Русью вновь нависла опасность. Момент для нашествия хан выбрал весьма удачно: на северо-западе шла война русских с Орденом; враждебной была позиция Казимира; начался феодальный мятеж против Ивана Васильевича его братьев Андрея Большого и Бориса на почве территориальных споров. Все как будто складывалось в пользу монголов.

Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского.

Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось «стояние на Угре» войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Где-то на зимовье в устье Северного Донца Иван Васильевич настиг его чужими руками: сибирский хан Ивак отрубил Ахмату голову и отправил ее великому князю в доказательство, что враг Москвы повержен. Иван III приветливо встретил послов Ивака и одарил их и хана.

Таким образом, пала зависимость Руси от Орды.

Иван III Васильевич

В далеком 1462 г. Иван III унаследовал от отца, Василия Темного, немалое Московское княжество, территория которого достигала 400 тыс. кв. км. А сыну своему, княжичу Василию III, он оставил обширную державу, площадь которой выросла более чем в 5 раз и превышала 2 млн кв. км. Вокруг когда-то скромного княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе: «Изумленная Европа, - писал К. Маркс, - в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».

При Иване были введены сложные и строгие дворцовые церемониалы византийских императоров.

Первая жена Великого князя тверская княжна Мария Борисовна умерла в 1467 году, не дожив и до тридцати лет. По прошествии двух лет после кончины супруги, Иоанн III решил жениться вновь. Избранницей его стала царевна София (Зоя) - племянница последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софии, Фома Палеолог, бывший деспотом Мореи (полуостров Пелопоннес), вскоре после падения Константинополя бежал вместе с семьей от турок в Италию, где его дети были взяты под папское покровительство. Сам же Фома, ради этой поддержки, перешел в католицизм.

Софья и ее братья воспитывались ученым греком кардиналом Виссарионом Никейским (бывший греческий митрополит - «архитектор» Флорентийской унии 1439 г.), который был известен как убежденный сторонник подчинения Православных Церквей римскому престолу. В связи с этим римский папа Павел II, который, по словам историка С.М.Соловьева, «без сомнения желая воспользоваться случаем завязать сношения с Москвою и утвердить здесь свою власть посредством Софии, которую по самому воспитанию ее не мог подозревать в отчуждении от католицизма», в 1469 году предложил Великому князю Московскому брак с византийской царевной. При этом, желая скорее добиться приобщения к унии Московского государства, папа дал инструкции своим посланникам обещать Руси Константинополь как «законное наследие Русских Царей».

Зоя Палеолог

Переговоры о возможности заключения этого брака длились три года. В 1469 году в Москву прибыл посланник от кардинала Виссариона, который и привез предложение Московскому князю взять в жены царевну София. При этом от Иоанна III утаивался переход Софии в униатство - ему было сообщено, что царевна греческая отказала двум женихам - королю французскому и герцогу медиоланскому будто бы из преданности к отцовской вере. Великий князь, как говорит летописец, «взял эти слова в мысль», и, посоветовавшись с митрополитом, матерью и боярами согласился на этот брак, отправив состоявшего на русской службе выходца из Италии Ивана Фрязина к римскому двору сватать Софию.

«Папе хотелось выдать Софию за московского князя, восстановить Флорентийское соединение, приобресть могущественного союзника против страшных турок, и потому ему легко и приятно было верить всему, что ни говорил посол московский; а Фрязин, отказавшийся от латинства в Москве, но равнодушный к различию исповеданий, рассказывал то, чего не было, обещал то, чего быть не могло, лишь бы уладить поскорее дело, желанное и в Москве не менее, чем в Риме», - пишет об этих переговорах русского посланника (который, заметим, будучи в Риме, исполнял все латинские обычаи, скрывши, что принял в Москве православную веру) С.М.Соловьев. В итоге, обе стороны остались довольны друг другом и римский папа, которым с 1471 года был уже Сикст IV,передав через Фрязина в подарок Иоанну III портрет Софии, просил Великого князя высылать за невестой бояр.

1 июня 1472 году в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение. Великого князя Московского представлял в ходе этой церемонии Иван Фрязин. 24 июня большой поезд (обоз) Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима. А 1 октября, как пишет С.М.Соловьев, «пригнал во Псков гонцом Николай Лях от моря, из Ревеля, и объявил на вече: "Царевна переехала море, едет в Москву, дочь Фомы, князя морейского, племянница Константина, царя цареградского, внука Иоанна Палеолога, зятя великого князя Василия Дмитриевича, зовут ее София, она будет вам государыня, а великому князю Ивану Васильевичу жена, и вы бы ее встретили да приняли честно".

Объявив это псковичам, гонец в тот же день поскакал к Новгороду Великому, а оттуда в Москву». После долгого путешествия, 12 ноября 1472 г. София въехала в Москву и в тот же день была повенчана митрополитом Филиппом с князем Московским Иоанном III в Успенском соборе.

Великий князь Иван III и Софья Палеолог.

Планы же Римского папы сделать царевну Софию проводником католического влияния потерпели полный провал. Как отмечал летописец, по прибытии Софии на Русскую землю, «был с нею и владыка свой (кардинал), не по нашему обычаю одетый весь в красное, в перчатках, которых никогда не снимает и благословляет в них, и несут перед ним распятие литое, высоко взоткнутое на древке; к иконам не подходит и не крестится, в Троицком соборе приложился только к Пречистой, и то по приказанию царевны». Это неожиданное для Великого князя обстоятельство заставило Иоанна III собрать совещание, которому предстояло решить принципиальный вопрос: пускать ли в Москву католического кардинала, который всюду шествовал перед царевной с высоко поднятым латинским крестом. Исход споров решило слово митрополита Филиппа, переданное Великому князю: «Нельзя послу не только войти в город с крестом, но и подъехать близко; если же ты позволишь ему это сделать, желая почтить его, то он в одни ворота в город, а я, отец твой, другими воротами из города; неприлично нам и слышать об этом, не только что видеть, потому что, кто возлюбит и похвалит веру чужую, тот своей поругался». Тогда Иоанн III повелел отобрать у легата крест и спрятать его в санях.

А на другой день после венчания, когда папский легат, поднося Великому князю дары, должен был заговорить с ним о соединении церквей, он, как говорит летописец, совершенно растерялся, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: «иное, спросивши у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказавши: "Нет книг со мною!"» Сама же царевна по прибытии на Русь, по словам историка С.Ф.Платонова, «ничем не содействовала торжеству унии», а потому «брак московского князя не повлек за собой никаких видимых последствий для Европы и католичества». Софья немедленно отказалась от вынужденного униатства, продемонстрировав возвращение к вере своих предков. «Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог», - заключал С.М.Соловьев.

Последствия этого брака оказались совершенно иными, чем рассчитывал римский понтифик. Породнившись с византийской императорской династией, Московский князь как бы символически получал от своей супруги права государей, павшего под турками Второго Рима и, принимая эту эстафету, открывал новую страницу в истории Русского государства как Третьего Рима. Правда, у Софии были братья, которые также могли претендовать на роль наследников Второго Рима, но они иначе распорядились своими наследственными правами. Как отмечал Н.И.Костомаров, «один из ее братьев, Мануил, покорился турецкому султану; другой, Андрей, два раза посещал Москву, оба раза не ужился там, уехал в Италию и продавал свое наследственное право то французскому королю Карлу VIII, то испанскому - Фердинанду Католику. В глазах православных людей передача прав византийских православных монархов какому-нибудь королю латиннику не могла казаться законною, и в этом случае гораздо более права представлялось за Софиею, которая оставалась верна Православию, была супругой православного Государя, должна была сделаться и сделалась матерью и праматерью его преемников, и при своей жизни заслужила укор и порицания папы и его сторонников, которые очень ошиблись в ней, рассчитывая через ее посредство ввести в московскую Русь флорентийскую унию».

«Брак Ивана и Софьи получал значение политической демонстрации, - замечал В.О.Ключевский, - которою заявляли всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом».

Символом преемственности Московской Руси от Византии стало принятие Иоанном III в качестве государственного герба Московской Руси двуглавого орла, который считался официальным гербом Византии при последней династии Палеологов (как известно, во главе свадебного поезда царевны Софьи развивался золотой стяг, с вытканным на нем черным двуглавым орлом).

Да и многое другое с этих пор на Руси стало меняться, принимая подобие византийского. «Это делается не вдруг, происходит во все время княжения Ивана Васильевича, продолжается и после смерти его, - отмечал Н.И.Костомаров.

В придворном обиходе является громкий титул царя, целование монаршей руки, придворные чины (...); значение бояр, как высшего слоя общества, падает перед самодержавным Государем; все делались равны, все одинаково были его рабами. Почетное наименование "боярин" становится саном, чином: в бояре жалует Великий князь за заслуги. (...) Но всего важнее и существеннее была внутренняя перемена в достоинстве Великого князя, сильно ощущаемая и наглядно видимая в поступках медлительного Ивана Васильевича. Великий князь сделался Государем самодержцем. Уже в его предшественниках видна достаточная подготовка к этому, но Великие князья московские все еще не были вполне самодержавными монархами: первым самодержцем стал Иван Васильевич и стал особенно после брака с Софиею. Вся деятельность его с этих пор была последовательнее и неуклоннее посвящена укреплению единовластия и самодержавия».

Говоря о последствиях этого брака для Русского государства, историк С.М.Соловьев справедливо замечал: «Великий князь московский на деле был сильнейшим из князей Северной Руси, которому никто не мог противиться; но он продолжал еще носить название великого князя, что означало только старшего в роде княжеском; он еще недавно кланялся в Орде не только хану, но и вельможам его; князья-родичи еще не переставали требовать родственного, равного обхождения; члены дружины еще сохраняли старое право отъезда, а это отсутствие прочности в служебных отношениях, хотя на деле и пришедшее к концу, давало им повод думать о старине, когда дружинник при первом неудовольствии отъезжал от одного князя к другому и считал себя вправе знать все думы княжеские; при дворе московском явилась толпа служилых князей, которые не забыли о своем происхождении от одного родоначальника с московским великим князем и выделялись из дружины московской, становясь выше ее, следовательно, имея еще более притязаний; церковь, содействуя московским князьям в утверждении единовластия, давно уже старалась дать им высшее значение относительно других князей; но для успешнейшего достижения цели нужна была помощь преданий Империи; эти-то предания и были принесены в Москву Софиею Палеолог. Современники заметили, что Иоанн после брака на племяннице императора византийского явился грозным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил название Грозного, потому что явился для князей и дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание, возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь, потомок Рюрика и Гедимина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных; по первому мановению Грозного Иоанна головы крамольных князей и бояр лежали на плахе. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии, и мы не имеем никакого права отвергать их свидетельство».

Софья Палеолог

Софья, оставившая о себе память в Европе своей чрезвычайной дородностью, обладала незаурядным умом и вскоре достигла заметного влияния. Иван по ее настоянию предпринял перестройку Москвы, возвел новые кирпичные кремлевские стены, новый дворец, зал для приемов, собор Успения Богоматери в Кремле и многое другое. Строительство велось и в других городах - Коломне, Туле, Иван-городе.

При Иоанне Московская Русь, усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо.

Хан Золотой Орды Ахмат еще в 1472 году предпринял, по внушениям польского короля Казимира, поход на Москву, но взял только Алексин и не мог перейти Оки, за которой собралось сильное войско Иоанна. В 1476 году Иоанн отказался платить Ахмату дань, и в 1480 году последний вновь напал на Русь, но у реки Угры был остановлен войском великого князя. Сам Иоанн и теперь еще долго колебался, и лишь настойчивые требования духовенства, особенно ростовского епископа Вассиана, побудили его лично отправиться к войску и прервать переговоры с Ахматом.

Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Эти военные действия вошли в историю как «стояние на Угре».

Всю осень русское и татарское войско простояли одно против другого на разных сторонах реки Угры; когда стала уже зима, и сильные морозы начали беспокоить плохо одетых татар Ахмата, он, не дождавшись помощи от Казимира, отступил 11 ноября; в следующем году он был убит ногайским князем Иваком, и власть Золотой Орды над Русью рухнула окончательно.

Иван III начал именовать себя великим князем «Всея Руси», и этот титул в 1494 г. был признан Литвой. Первым из Московских князей он именовался «царем», «самодержцем». В 1497 г. он ввел новый гербовый щит Московской Руси - черного двуглавого византийского орла. Москва, таким образом, заявляла притязания на статус преемницы Византии (позднее псковский инок Филофей назвал ее «третьим Римом»; «вторым» был павший Константинополь).

Государь великий князь Иван III Васильевич.

Иван обладал жестким и упрямым нравом, ему были присущи проницательность и способность предвидения, особенно в вопросах внешней политики.

Иван III Васильевич Собиратель земли русской

Во внутренней политике Иван укрепил структуру центральной власти, требуя беспрекословного повиновения бояр. В 1497 г. был выпущен свод законов - Судебник, составленный при его участии. Централизованное управление привело к установлению поместной системы, а это, в свою очередь, способствовало формированию нового класса - дворянства, которое стало опорой власти самодержца.

Известный историк А. А. Зимин так оценил деятельность Ивана III: «Иван III был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Обладая незаурядным умом и широтою политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу… На смену Великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси».

«В 1492 году Иван III принял решение Новый год исчислять не с 1 марта, а с 1 сентября, так как это гораздо удобнее для народного хозяйства: подводились итоги урожая, готовились к зиме, играли свадьбы».

«Иван III территориально расширил Русь: когда в 1462 году он принял престол, то государство составляло 400 тыс.кв.км, а после его смерти, в 1505 году, оно составило более 2 млн.кв.км».

Летом 1503 г. Иван III Васильевич серьезно заболел, он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Оставив дела, великий князь Иван Васильевич отправился в поездку по монастырям.

В своем завещании он поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Дмитрием, Семеном, Андреем. Однако старшему он дал все старшинство и 66 городов, в том числе Москву, Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Коломну, Переяславль, Ростов, Суздаль, Муром. Нижний и другие».

Похоронен великий князь в Архангельском соборе Московского Кремля.

Историки сходятся во мнении, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, именно при нем Русское государство к началу XVI в. заняло почетное международное положение, выделяясь новыми идеями, культурно-политическим ростом.

Иван III разрывает ханскую грамоту. Фрагмент. Худ. Н. Шустов

Иван III Васильевич.


09.06.2016

Особенности человеческой памяти таковы, что мы легче запоминаем что-то выдающееся, необычное, что-то такое, что способно сильно поразить воображение, чем рядовые жизненные происшествия и людей, не имеющих ярко выраженных личностных черт характера. Это касается, в том числе, исторических личностей, оказывающих влияние на судьбы целых стран. Так и в случае с двумя русскими царями Иванами: каждый школьник без запинки перечислит деяния «великого и ужасного» Ивана Грозного, но при этом не сразу припомнит, чем отличился его родной дед - Иван III. А между тем в народе дед царя Грозного получил в народе прозвище Великого. Каким был и что сделал для России Иван III Великий, расскажут несколько интересных фактов из его биографии.

  1. Судьба будущего великого князя Ивана III сложилась так, что с юного возраста он стал незаменимым помощником своего слепого отца - Василия Темного. Он уже в юные годы получил опыт сражений, научился лавировать в хитросплетениях интриг, которые неизбежны при любом престоле. В молодости Иван участвовал в борьбе с Дмитрием Шемякой.
  2. Первой супругой князя Ивана стала кроткая нравом Мария, которой было суждено прожить короткую жизнь. Считается, что она пала жертвой происков приближенных ко князю лиц: она якобы была отравлена во время отсутствия мужа.
  3. На памятнике в Кремле (в Великом Новгороде), посвященном тысячелетию Руси, можно видеть в числе других правителей великого князя Ивана III. Он стоит, почти попирая ногой поверженных врагов: татарина, литовца и немца. Это - аллегорическое изображение действительных побед князя: ему на самом деле удалось избавить русское княжество от экспансии со стороны Прибалтийских государств и свергнуть золотоордынское иго.
  4. Стояние не реке Угре - событие, которое в 1480 г. определило весь дальнейший ход российской истории. Сражения не было. Благодаря терпению и способности перехитрить противника Иван III, не потеряв своих воинов, смог добиться ухода татар восвояси. С этого момента Русь стала свободной - больше ее не давило тяжелое золотоордынское ярмо. А Ивану за этот подвиг народ дал прозвание Святого.
  5. При Иване III объединение русских земель идет полным ходом. Присоединены к Московскому княжества: Ярославское, Ростовское, Тверское, Черниговские земли. Покорен гордый и мятежный Новгород.
  6. При деятельном участии Ивана III Васильевича был разработан Судебник.
  7. Иван III закрепляет крестьян за помещиками, дав им возможность лишь дважды в год на законных основаниях уходить от своих помещиков.
  8. Историки на основании свидетельств современников, проанализировав деятельность Ивана III, дают ему следующую характеристику. Холодный, спокойный, очень острожный, неторопливый в действиях и скрытный человек. Эти качества помогали ему неуклонно проводить свою политику без обильных кровопролитий. Он умел дожидаться нужного момента и действовать обдуманно, умел чувствовать ситуацию.
  9. После смерти первой супруги Иван III недолго оставался холостым. Его новой избранницей становится наследница византийских императоров - Зоя (Софья) Палеолог. Папа римский рассчитывал с помощью этого брака оказывать влияние на главу русского государства, но ошибся в своих ожиданиях. Безусловно, Софья внесла изменения в жизнь подданных великого князя, но это влияние пошло на пользу исключительно Руси, но никак не папе. Софья была женщиной волевой и умной.
  10. Став супругой Ивана III, Софья считала теперь Русь своей вотчиной и думала о ее благе. Под ее влиянием княжеский двор обрел пышность, красоту и величие. Софья способствовала возведению Успенского и Архангельского соборов. При ней была построена Грановитая палата. Москва украшалась и расцветала. Иван советовался с женой, в том числе и по политическим вопросам. Супруги прожили душа в душу 20 лет. Иван так горевал после смерти Софьи, что угас через 2 года.

Иван III был одним из тех государей, которые умеют ставить цель и методично, неспешными, но уверенными шагами идти к ней. Вся жизнь его показывает: главным предметом его размышлений, его неустанных забот было благо государства. Даже супругу себе он выбрал не исходя из личных предпочтений (Софья не отличалась красотой), а думая о будущем России, об укреплении ее международного положения. Иван III заслуживает благодарной памяти потомков. Современники понимали это - недаром он уже при жизни стал Святым и Великим.