Болезни Военный билет Призыв

Как повысить грамотность речи. Применение навыка писательства. Хорошее впечатление о человеке

Отвечала на вопросы по лингвистике, некоторые только просматривала и улыбалась от вопросов типа "Почему НЕ СОМНЕВАЛИСЬ пишется раздельно? " и пр. Как можно не знать то, что кажется очевидным? Я придерживаюсь того мнения, что дурак - не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не учится и всем доволен. Понятно, что человечеству свойственно ошибаться, все мы не безошибочны и не идеальны, но при виде вопросов "Почему в слове НОЧЬ ставится мягкий знак? " от 20-летних, просто поражаешься, Это же программа начальной школы! Плохие учителя, родители не помогают детям, дети не хотят учиться или в чём причина? А может, если человек в детстве не получил достаточных знаний, можно их восполнить потом? Есть же много книг, в интернете, наверняка, достаточно необходимой информации. А, может, некоторым людям не важно, как они говорят? Делитесь Вашими мыслями, интересно Ваше мнение. Заране спасибо. 7 годов назад от Olga

6 Ответы

Кстати, в начальной школе не объясняют, ПОЧЕМУ в слове "ночь" ставится мягкий знак. В русском языке нет твердого звука "ч", в отличие, скажем, от сербского, поэтому вопрос вполне закономерен.

7 годов назад от Андрей Шевченко

Грамотность человека прямо пропорциональна степени его интеллекта. Есть так называемая врожденная грамотность, когда человеку не надо учить правила, он чувствует язык сам, потому что много читает классики, конечно, не олбанские шедевры! Как правило, грамотны полиглоты, потому что знание нескольких языков или даже одного иностранного, способствует стойкому рефлексу грамотности. И, конечно, грамотны (должны быть) учителя. студенты, научные работники, люди творческих профессий и др. Грамоту надо защищать в обществе, а грамотных людей- уважать и ценить, а не позорить, как это часто делается.

7 годов назад
от NoName

Сразу к теме (. алиментарных вещей.) пишется -элементарных! А я считаю что кто много читает тот и пишет без ошибок!
А вот ещё , мне в армии один солдатик писал объяснительную с матерными словами! Он просто не знает что такие слова нельзя писать на бумаге! Наверное все виноваты и школа и родители.

7 годов назад от Отар Коркия

Надо тренировать зрительную память. Если человек много читает (естественно, хорошую литературу) , он автоматически запоминает правильное написание слов, грамотное их употребление, красивые языковые обороты, богатство выражений. Ну и вобще - обретает чувство языка, привыкает к культурной речи.

7 годов назад от Тори

Я думаю, здесь все вместе, у всех по-своему, но в целом действует ряд факторов: и учителя-школа, которым не особо надо (к примеру, в моем классе от учеников добивались, чтобы дети учились, т. к. это лицей, и школе необходимы были хорошие результаты; в результате даже те, кто в классе был самым плохим учеником и ЕГЭ еле вытянул на четверки, уж по крайней мере "НЕ" с глаголами напишет отдельно) ; и родители, которым дела нет до учеников, и они думают, что школа научит, сюда же относится и наоборот чрезмерная "любовь" родителей, когда учителя ругают, ставят двойки, а родители только возмущаются "да как вы посмели моему сыночку поставить два! да он и так перетруждается каждый день с домашними заданиями", ну и дети, конечно, не хотят учиться. Хотя вот детей я б винила в последнюю очередь, ведь когда это дети хотели учиться? Никто не хочет. И мы не хотели, только нам не оставляли выбора, надо учиться, и все.

7 годов назад от Михаил Леонтьев

В прежние времена, чтобы человека сочли грамотным, ему достаточно было только уметь читать. Тех, кто помимо чтения обладал навыками письма и счёта, ценили гораздо выше. В современном мире акценты несколько сместились.

Действительно образованными людьми можно признать лишь тех, кто не только обладает запасом знаний и навыков, правильно применяет правила грамматики при письме и в речи, но также имеет способность критически мыслить и трезво анализировать действительность.

Существует некий стереотип в понимании того, что бывает врожденная грамотность. Ведь встречаются даже дети, которые практически не допускают ошибок в написании слов, словно они от рождения знают, как их правильно писать. Время сегодня очень быстротечно, информации вокруг много. Во всем этом порой трудно быстро сориентироваться.

В реальности иметь грамотность с пеленок невозможно. Человек постепенно приобретает умения писать, читать, развивая свои врожденные способности. Его врожденные качества проявляются также и в навыках логически правильно построенных фраз, предложений.

Обучаясь, человек внутренне проводит работу по закреплению нужного, важного и отбрасыванию лишнего. Со временем подсознательно закладывается определенная модель, по которой происходит постоянный выбор что нужно, а что нет.

Но интуитивно принимать правильные решения умеют немногие.

Жизнь грамотных и малограмотных людей похожа только на первый взгляд. Тем, чья грамотность находится на невысоком уровне, гораздо труднее дается учеба. Помарки в тетрадях, плохие оценки в дневнике вызывают недовольство родителей, которые пытаются предпринять радикальные меры.

Обладание грамотностью необходимо для гармоничного развития всей человеческой личности. Поэтому тревога и забота родителей понятна. Важно понять главное - причину, по которой учеба дается ребенку с трудом. Часто такой причиной является дислексия или, так называемая, «словесная слепота». Она сопровождается трудностью в обучении, как письму, так и чтению, а также некоторыми особенностями нарушенной письменной речи.

Человек, имеющий подобное заболевание, стремится меньше говорить. Ему проще молча размышлять и затем совершать действия. Параллельно у таких людей отлично развит дар пространственной ориентации. Сегодня это довольно распространенный недуг. Ему подвержен на планете каждый двенадцатый человек.

Дислексия бывает разной степени и лечению поддается с трудом. Однако в природе все превосходно сбалансировано. Люди, имеющие дислексию, часто становятся выдающимися деятелями искусств.

Еще одной из причин затруднений в учебе может быть дисграфия. В этом случае у человека интеллект совершенно в норме. Тем не менее, ему трудно дается письмо, то есть графическое изображение. Конечно, множество словарей и компьютерных программ с автоматическим поиском ошибок окажут свою посильную помощь. Но образованности они точно не прибавят. И самобытный письменный язык развить не помогут.

Ведь когда вам дают прекрасное образование, надо еще и получить его. Поэтому следует самостоятельно тренировать свою память и внимательность. Для изучения такой важной сферы, как языкознание родного языка, можно поступить на языковые курсы. Это отлично помогает повысить собственную низкую самооценку, победить внутренние страхи, овладеть превосходной лингвистической практикой.

Весьма простым и доступным для каждого лекарством от неграмотности является чтение книг, газет, статей, журналов. Будь то художественная литература или публицистика, главное, чтобы она была грамотно написана. Ведь, получая из печатных источников нужные сведения, человек еще и впитывает в себя язык, научается чувствовать его стиль, красоту, многообразие. Все это откладывается в его сознании и подсознании, а в нужный момент проявляется оттуда.

Сегодня, к сожалению, стала встречаться такая причина отставаний в учебе, как рингофобия. Это заболевание носит невротический характер и выражается стойким нежеланием что-либо читать. Причина кроется чаще всего в психологической травме, полученной в раннем возрасте. Возможно, ребенка жестоко наказывали, унижали запретами. Здесь потребуется помощь психологов, которые умеют помогать таким детям.

В любом случае, причину нужно выявить как можно раньше. Ведь головной мозг, не получающий нужной тренировки, понемногу ослабевает. Время тут упускать нельзя.

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.

Вы уже битый час стоите над своим ребенком, пытаясь втолковать ему, что "жи-ши" пишется через "и", а Ваше чадо все равно с завидным упорством лепит ошибки в упражнениях, направленных на закрепление этого простого правила. Опустим момент, каким недобрым словом Вы вспоминаете про себя учительницу своего ребенка, которая не смогла объяснить ему на уроке русского языка все нюансы правописания этих сочетаний или смогла, да ребенок ничего не понял. Мы лишь посочувствуем Вам. Ведь впереди Вас ждет еще, как минимум, отработка правил про "ча-ща" и "чу-щу" (которые всегда через "а" и через "у"), а сил и терпения на нелегкую борьбу с полным отсутствием у Вашего школьника грамотности уже совсем нет. Знакомая картина?

Каждый из Вас, конечно, знает выражение "врождённая грамотность". Скорее всего, многие знают его еще со школьной скамьи. Вы с завистью поглядывали на соседа по парте, обладающим этим навыком, и если (увы и ах!) не могли похвастаться им сами, с обидой и упорством зубрили из учебника русского языка все правила без исключения. А ошибки в диктантах, тестах и упражнениях все равно были. Что греха таить - по этому предмету Вы, что называется, перебивались с "троечки" на "двоечку". И ребенка Вы своего понимаете, как никто другой. Но поделать с этим ничего не можете. Не дано ему, как и Вам, освоить все нюансы правильной грамматики, с ужасом признаетесь Вы себе.

Осознав это, Вы готовы опустить руки и не мучить больше своего ребенка двадцать пятым написанием одного и того же слова подряд. Живете же Вы уже столько лет, в конце концов, с пробелами в знаниях и полным отсутствием навыков грамотного письма, и не хуже других (успокаиваете Вы себя) ведь живете. Так, может быть, стоит оставить в покое своего бездаря? И не мучить ни себя, ни его? Сразу оговоримся, что от безграмотности, действительно, еще никто никогда не умирал. Как показывает практика, для жизни все равно необходимы несколько другие навыки. Если, конечно, Ваша профессия не связана непосредственно с написанием текстов и оформлением документов. Так что помнить все эти нудные правила русского языка, вроде бы, как и ни к чему. А значит, мучить своего ребенка никому не нужной зубрежкой - это почти варварство.

А, между тем, обладание навыками грамотной письменной и устной речи - это очень важная черта современного образованного человека. И в Ваших силах не оставить ребенка безграмотным на всю жизнь и даже (внимание!) параллельно с ним наверстать то, что прошло мимо Вас в школе. Итак, в этой статье мы расскажем Вам, зачем и почему надо обязательно отправлять школьников на курсы повышения грамотности, а самим родителям галопом бежать записываться на курсы интенсивного освоения русского языка для взрослых, если они сами, порой, забывают про всякие "жи" и "ча".

Врожденная грамотность

К сожалению, врождённая грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет. Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти.

Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит Вам, что у Вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова. А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей - ходить в вечных "двоечниках" по русскому языку.

Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове. Зубрежкой, "набиванием" руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками…методы у всех свои. Итог может быть один - ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это "тройка", а то ведь и "двойка". Еще одна "пара" в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.

В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу. Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока - все сами, сами. "Двойки" от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания.

А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.

Грамотность детям

На сегодняшний день существуют даже специальные курсы русского языка и развития речи для школьников младших классов. Здесь ученикам самых первых двух классов объяснят, что называется, на пальцах азы будущей грамотности, которые пригодятся им в дальнейшем. Здесь к каждому ученику опытный лингвист-психолог найдет свой индивидуальный подход.

Для школьников постарше существуют курсы повышения грамотности, на которых отрабатывается весь курс русского языка средней школы, а также разбираются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Каждый центр обучения предлагают свою уникальную систему обучения. Все методики нацелены на формирование прочных навыков правописания.

Опытные преподаватели помогают школьникам не только овладеть практикой русского языка, но и преодолеть неуверенность, страх перед письменными работами, экзаменами по русскому языку или Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), результаты которого идут не только в школьный аттестат, но и учитываются при поступлении в ВУЗы.

Как не прискорбно это признавать, зачастую школьной подготовки явно недостаточно, чтобы успешно выполнить все задания ЕГЭ. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на самом высоком уровне, то есть знать все теоретические основы русского языка, владеть практикой грамотного письма, а также обладать навыком выполнения заданий в тестовой форме. Мы уж не говорим обо всех остальных нюансах.

К сожалению, в обычных школах на занятия по русскому языку в старших классах отводится очень мало часов, которых явно недостаточно для того, чтобы охватить все аспекты подготовки к ЕГЭ.

Между тем, многие курсы русского языка, направленные на повышение грамотности школьников, по содержанию программ и последовательности материала соответствуют программе по русскому языку общеобразовательной школы. Вместе с тем, как уверяют специалисты, методики курсов русского языка по повышению грамотности представляют собой сочетание лучших традиционных методов обучения правописанию и новейших достижений в области дидактики и психологии восприятия. Учащийся усваивает все правила и осваивает алгоритм их применения посредством специальных упражнений. Обучение проходит в интересной для школьников форме, не похожей на ту, что применяется учителями на занятиях в школе.

Преподаватели уверяют, что первые же успехи, которые Ваш ребенок сделает, посещая специальные курсы по русскому языку, незамедлительно скажутся на школьной учебе. В конце обучения курсов проводится тестирование, призванное продемонстрировать достигнутый прогресс.

Как правило, все курсы предлагают каждому учащемуся индивидуальную программу, соответствующую лично его возможностям и целям. Для того чтобы правильно выбрать учебную программу, преподавателям необходимо оценить уровень подготовленности и интеллектуальный потенциал учащегося. С этой целью при записи на курсы в большинстве случаев проводится бесплатное тестирование.

Русский язык для взрослых

Многие из нас уже давно закончили школы и ВУЗ, вроде бы прошли неплохую учебную подготовку, а все равно делают при написании текстов ошибки. К сожалению, не все из нас могут похвастаться тем, что помнят все правила правописания и обладают в полной мере всеми навыками грамотного письма. Отсюда досадные курьезы в виде орфографических ошибок в серьезных документах. Подобное абсолютно недопустимо в деловой среде и может напрочь подорвать уважение партнеров и клиентов.

Тем родителям, которые и сами не сильны в русском языке и кому пробелы в знаниях мешают в жизни, можно посоветовать курс интенсивного освоения русского языка для взрослых. Специалисты помогут Вам не только восполнить пробелы, но и повысить грамотность, наработать навыки грамотного письма. Сделать это никогда не поздно и не стыдно.

Стоимость таких курсов вполне доступна. Так, цена одного занятия в небольших группах в течение одного академического часа (40 мин.) начинается от 200 рублей.

Сами курсы (30 -36 ак. часов) для детей и взрослых стоят от 7 000 руб. до 13 900 руб. в зависимости от количества человек в группе и уровня обучения.

Индивидуальные занятия в группе, состоящей из 2-3 человек, обойдутся в более чем 30 000 руб. (за те же 30 - 36 ак. часов).

И хотя, как все мы знаем, врожденная грамотность является навыком врожденным, оказывается, давно существуют курсы, обещающие привить этот навык в любом сознательном возрасте.

Уникальная методика, которую мы разыскали на просторах интернета, обещает всего за чуть более десятка занятий снизить количество ошибок в письменных работах до 70 раз от исходного уровня. Особо подчеркивается, что уникальная технология обучения запатентована как изобретение в России и за рубежом и не имеет аналогов.

Есть, правда, ограничение в виде возраста. Здесь ждут школьников, начиная с седьмого класса и за исключением тех, кто страдает от дислексии и от "врожденной безграмотности". Да, оказывается, есть и такое. Поэтому прежде чем, говорить ребенку, который какой день подряд не может понять, что "жи-ши" пишется через "и", что он бездарь и все в таком духе, и отвешивать очередной подзатыльник, задумайтесь, а, может быть, у безграмотности Вашего ребенка есть вполне логичное объяснение в виде вот такого вот необычного расстройства.

Врожденная безграмотность

Итак, вернемся к термину, который мы озвучили выше, но так и не объяснили, что он означает. Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Этот вид специфического нарушения обучения имеет неврологическую природу и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.

При этом нарушения письма имеют в российской логопедии самостоятельное наименование - дисграфия. Это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Есть также понятие "дисорфография". Это, когда ребенок не может применять правила правописания при написании слов.

Как говорят специалисты, дислексия довольно сложно диагностируется. Основные ее симптомы: замедленное чтение, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв. При этом само понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик. Самые распространённые из них:

Дезориентация в пространстве, дезорганизация;

Трудности с восприятием информации;

Трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;

Неуклюжесть или нарушение координации;

Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

При этом признаки отставания в умственном развитии у таких детей исключаются. Надо сказать, что человек с симптомами дислексии или дисграфии абсолютно адекватен, просто он особенный и воспринимает окружающую действительность иначе, чем другие люди. Удивительно, что во многих других областях деятельности ребёнок с дислексией и дисграфией может проявлять удивительные способности. Он может отличиться в спорте, живописи, музыке, математике или физике.

Врачи отмечают, что дисграфия и дислексия бывает нескольких форм и разной степени выраженности. Родителям стоит обратить особое внимание, если ребенок делает при написании текста следующие характерные ошибки: пропускает буквы и слоги, меняет их местами, читает текст справа налево или даже "вверх ногами". В этом случае вероятность того, что у ребенка дислексия или дисграфия, достаточно велика. Неплохо для начала отвести ребенка к логопеду. Постоянные занятия с этим врачом помогут ребенку справиться с этими нарушениям.

Важно помнить, что дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексиками рождаются. Это нарушение либо есть у человека, либо его нет. Однако ни в коем случае нельзя опускать руки и пускать все на самотек.

Важным моментом является поведение родителей и педагогов во время занятий с такими детьми. Названные диагнозы не являются поводом для обучения ребенка дома. Он может запросто учиться в обычной школе. Однако главной задачей учителя и членов семьи является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Ребенок должен знать, что его не накажут и не отругают за сделанные при письме или чтении ошибки. Как показывает практика, снятие напряжения во время обучения, когда ребенок уверен, что ему не грозит наказание, приводит к уменьшению количества самих ошибок.

В случае если Вашему ребенку поставили диагноз "дисграфия", не впадайте в панику. Стоит помнить, что Вы и Ваш ребенок не одиноки. Людей, столкнувшихся с такой проблемой, тысячи. Почитайте соответствующие форумы и сайты, посвященные этой проблеме.

Самое главное - надо помнить, что это не болезнь, а индивидуальная особенность Вашего ребенка и в Ваших силах как-то ему помочь. Выявив причины ошибок у школьника, с ними можно и нужно бороться. Делать это надо совместными усилиями с логопедом. В этом случае помогут специальные упражнения.

Специалисты говорят, что при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок у детей-дисграфиков и детей-дислектиков исчезает совсем.