Болезни Военный билет Призыв

Нетрадиционные уроки физики в школе. Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: урок-игра "Простые механизмы"

Простые механизмы применяемые нами в жизни.

На предыдущем слайде изображено 4 простых механизма
Человек вкапывает столбик;
Копает;
Катит тележку;
Носит воду.

Игра «Путешествие по биофизике».

Цели: развивать межпредметные связи, раскрыть
целесообразность приспособлений в природе,
согласно законам физики, прививать любовь к
предметам.
Оборудование: мультимедиа, карточки-задания.
В игре участвуют 3 команды по 8 человек. Названия
команд.
3 этапа игры.
Живое тело не имеет ничего лишнего в своем
строении, все подчинено законам природы.
И сегодня мы попытаемся это доказать и
продемонстрировать.
1 этап Разминка.

1. Лягушка и электричество

1780 год. Луиджи Гальвани, препарируя
мертвую лягушку, обратил внимание, что
мышцы лапки сокращаются, если к ним
прикасаться скальпелем или двумя проводами
из разных металлов, сделал вывод, что
электричество возникло в мышцах. Кто это
опроверг и что сделал этот человек?
2. Если выращивать растение “корнем вверх”,
освещая снизу побег, то растение все равно
поворачивало себя вверх - побег, вниз корень. Назвали это геотропизмом. Почему так
бывает?

Ответ на 1 вопрос

(Аллесандро Вольта создал
гальванический элемент. А в
лапках электричества нет,
это результат контакта
металла или двух).

Ответ на 2 вопрос.

(Корневой чехлик содержит
зерна крахмала и они как
оттолитовы камешки в
вестибулярном аппарате
своим давлением указывают на
направление силы тяжести).

3. Почему во время дальних полетов
журавли летят “клином”. Первый – самый
сильный?

Ответ на 3 вопрос.

Меньше сопротивление, воздух
обтекает тело птицы,
создают воздушный поток
попеременными взмахами
крыльев).

4. Почему парнокопытные (коровы) увязшую
ногу вытаскивают быстрее и легче, чем
непарнокопытные (лошади).

Ответ на 4 вопрос.

(Корова разжимает копыто
(атмосферное давление
сравнивается), а лошадь не
может разжать давление
сверху выше, чем под
копытом).

5. Почему масса водных животных может
быть 150 т, а сухопутных не более 100 т

Ответ на 5 вопрос.

(динозавры – 80 т)?

6. Щупальца кальмара. Как работают
присоски кальмара, ленточных червейпаразитов?

Ответ на 6 вопрос.

(Края присоски прилипают,
карман расширяется, давление
меньше атмосферного
давления).

7. Дата рождения Ньютона.

Ответ на 7 вопрос.

(22.12.1642 год)

8. Какие животные были первыми объектами в
живой природе по электричеству?
Предположите, какая ткань проводник, а какая
ткань изолятор?

Ответ на 8 вопрос.

(Мышечная – проводник,
соединительная – изолятор).

9.От чего зависит сопротивление кожи
человека. Почему одинаковое напряжение
может вызвать гибель одного человека, другой
останется жить?

Ответ на 9 вопрос.

(Состояние кожи, н.с. –
вегетативно-сосудистая
дистония – влажная кожа).

2 этап Домашнее задание

Ты мне, я тебе.
Домашнее задание команд друг другу.
Команды озвучивают задания, решают (10
минут).

Подведение итогов по двум этапам.

Капитаны выбирают дорожки, по которым
пойдут дальше команды.
красная
1
2
желтая
1
2
3
зеленая
1
2
3
4

3 этап

Поле.
1
2
3
Архимедо Законы Простые
ва сила
Ньютона механизмы в живой
природе
1.Водные 1.Растен 1.Растения.
животные. ия.
2.Животные.
2.Птицы. 2.Рыбы. 3.Человек.
3.
3.Птицы
Насекомы.
е.
4.Растения
.
4
Ускорение и
живой
организм
1.Зародыш.
2.Рыбы.
3.Птицы.
5
Зе
рр
о

1. Архимедова сила.

1. Почему у водных животных скелет
составляет от массы тела незначительную
часть по сравнению с сухопутными?
2. Почему утки, гуси, водоплавающие
погружаются на небольшую глубину?
3. Почему паук-серебрянка долго может
находиться под водой?
4. За счет какого приспособления водные
растения сохраняют вертикальное
положение?

Ответы на вопросы: 1,2,3,4

1.скелет – опора тела, плотность водных животных мало
отличается от плотности воды, их вес уравновешивается
Архимедовой силой).
2.(тело покрыто перьями, между ними воздух, благодаря
этому пузырю их средняя плотность очень мала).
3. (колокол из паутины заполняется пузырьками воздуха,
которые он таскает на волосках брюшка).
4. (на концах разветвленных частей тела могут возникать
вздутия, вырастает выталкивающая сила, этим
достигается равновесие между весом растения и
выталкивающей силой).

2. Законы Ньютона.

1.Большинство птиц в полете напоминают
самолет, а полет колибри – вертолет.

1.“Колющие” орудия у растений и животных.
Объясните с точки зрения физики.

1. Перед вами развитие зародыша в утробе
матери или, пример, яйцо. Какие защитные
приспособления могут иметь живые
организмы, чтобы сохранить жизнь?

Законы Ньютона.

1.(крыло – планирующая поверхность, плоскость,
придерживаемая потоками воздуха, а колибри крылья
держит параллельно земле, как винт вертолета, 80 взмахов
в секунду).
3. Простые механизмы в живой природе.
1. (видоизмененная наклонная плоскость, гладкая
поверхность уменьшает трение).
4. Ускорение и живой организм.
1.(водная оболочка одинаковой плотности с телом от
ударов, от иссушения, выводит вещества).

2. Амортизаторы в живом теле разные:
хрящевые прокладки, жировой слой. А у мечрыбы, которая может пробивать дубовую
обшивку судна и развивает до 110-140 км/ч рекордсмен среди рыб, что за амортизатор?
3. Дятел долбит по дереву со скоростью 7
м/сек. Цикл удара клювом 0,001 с, перегрузка
1000 д. Почему мозг птицы не травмируется?

Ответы на вопросы 2 и 3

2.(полости у основания меча,
заполненные жиром).
3. (перемещается только по плоскости
вверх-вниз, без боковых смещений).

Подведение итогов жюри.

Вывод

Наша гипотеза верна.
Все физические явления
нашли своё отражение в
живой природе. Мир этих
явлений интересен,
загадочен, многообразен.
Изучайте и узнавайте о нём
больше. Удивляйтесь,
любите жизнь и всё в ней.
Удивляйся, удивляйся
Небу, грому и дождю,
Червяку и бегемоту,
Звездам, снегу и югу!
Удивляйся и влюбляйся
В мир, подобный хрусталю.
Хрупкий он, нужна забота
Горам, морю и цветку.
Жизнь люби и удивляйсяИнтересное кругом!
Человеком оставайся,
и добро войдёт в твой дом!

Учителям остаётся только выбирать, если они, конечно, готовы к этому выбору. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 13 различных приложений и игр, которые могут пригодиться при изучении физики. Впрочем, они настолько интересны, что вполне подойдут не только ученикам и студентам, но и всем, кому интересно устройство нашего мира.

Snapshots of the Universe – удивительное приложение для iOS, не так давно выпущенное самим Стивеном Хокингом совместно с компанией Random House . Приложение состоит из восьми экспериментов, которые дают пользователям возможность не только получить базовые знания по физике, но и познакомиться с принципами, управляющими нашей Вселенной. В рамках предложенных экспериментов игроки могут отправлять ракеты в открытый космос, собирать собственные звёздные системы, искать и изучать чёрные дыры. Каждый эксперимент можно проводить бесчисленное количество раз, изменяя физические параметры и наблюдая за появляющимися эффектами. Чтобы лучше понять эксперименты, можно зайти в раздел объяснения результатов и посмотреть видео. Приложение доступно на iTunes . Cтоимость игры от великого физика составляет всего лишь $4,99.

Это игра с уникальным сочетанием особенностей аркады и головоломки, место действия которых – мир субатомных частиц. Взяв под контроль одного из кварков, вы должны вести переговоры с фундаментальными силами Вселенной. Другие частицы будут притягиваться и отталкиваться, соединяться и изменять полярность, задача несчастного кварка - не терять контроль и избегать разрушения. Через всю игру красной нитью проходит история Элисон – молодого физика с нелёгким прошлым. Её путешествие через субатомный мир протекает в воспоминаниях и в конечном счёте приводит к удивительным открытиям. На сайте представлена бесплатная демо-версия, за полную придётся заплатить от 5-ти до 50-ти долларов – в зависимости от особенностей вашей системы.

Игра от первого лица, разработанная лабораторией игр (MIT), даёт возможность игрокам познакомиться с восприятием пространства на околосветовых скоростях и понять теорию относительности. Задача игрока – перемещаться по 3D-пространству, собирать сферические объекты, которые замедляют скорость света на фиксированные значения, что даёт возможность наблюдать за различными визуальными эффектами эйнштейновской теории.

Чем медленнее движется излучение - тем яснее проступают некоторые физические эффекты. К 90-му собранному камню свет будет распространяться со скоростью пешехода, что заставит вас почувствовать себя героями сюрреалистического мира. Среди явлений, с которыми может познакомиться герой во время игры, эффект Допплера (изменение при движении игрока длина волны регистрируемого им света, что приводит к изменению окраски видимых предметов, которая смещается в ультрафиолет и инфракрасную область), абберация света (увеличение яркости света в направлении движения), релятивистское замедление времени (различия между субъективным ощущением времени игрока и протекании времени во внешнем мире), преобразование Лоренца (искажение пространства на околосветовых скоростях) и т.д.

Crayon Physics Deluxe - это 2D-пазл/игра «в песочнице», которая даёт возможность испытать игрокам, что было бы, если бы их рисунки могли превращаться в реальные физические объекты. Задача игрока – помогать шарику собирать звёздочки, рисуя подходящие для его движения поверхности – мосты, переправы, рычаги и т.д. Всё происходит в волшебном мире детского рисунка, где инструментами игрока являются восковые карандашики. Как минимум игра развивает художественное видение и творческие способности, как максимум – позволяет познакомиться с основами механики - гравитацией, ускорением и трением. Для теста на сайте представлена демо-версия , полную версию для PC, Mac и Linux можно приобрести за $19,95, приложения на Android и iOS обойдутся в $2,99.

Впрочем, для тех, кто только приступил к изучению движения тел и различных физических сил, будет также интересно ознакомиться с образовательной видеоигрой Physics Playground. Игра представляет собой площадку, на которой игроку нужно выполнять достаточно простые действия – с помощью зелёного шара сбивать красный воздушный шарик. Вот тут-то и начинается классическая механика: без правильного применения законов Ньютона игрокам вряд ли удастся сконструировать в интерактивной среде механизмы, которые помогут привести в движение шарик. Впрочем, можно пользоваться и интуицией – главное, что на протяжении 80-ти уровней интуитивные знания, позволяющие достигать цели, постепенно приводят к пониманию закономерностей, которые лежат в основе классической механики. Игра разработана компанией Empirical Game , которая занимается созданием развивающих образовательных игр. В открытом доступе её, к сожалению, нет, однако разработчики предлагают связаться с ними, если вас заинтересовал этот продукт. В полной версии можно отслеживать успехи игроков с помощью анализа журналов лог-файла.

«Наука, индустрия развлечений и игра слились в красивом уникальном творческом опыте Newton’s Playground. Манипулируйте Вселенной, создавайте невероятные сочетания планет и запускайте гравитацию», - говорят создатели приложения. Newton’s Playground – интерактивное приложение, которое базируется на моделях, отражающих гравитационную взаимосвязь различных тел. Имитируя гравитационные отношения планет, небольшое приложение Newton’s Playground даёт своим игрокам возможность понаблюдать за взаимодействием сфер, плавающих в открытом пространстве, или же самому поэкспериментировать с массой и плотностью различных тел и создать собственную Солнечную систему. Все расчёты основаны на исследованиях института астрономии Sverre Aarseth"s. Стоимость приложения в App Store – $1,99.

«Algodoo создает новую синергию между наукой и искусством», - гласит надпись на одной из страниц игры. Algodoo – это уникальная платформа 2D-моделирования физических экспериментов от Algoryx Simulation AB . С помощью мультяшных образов и интерактивных инструментов Algodoo позволяет создавать удивительные изобретения, разрабатывать игры для использования в классе или специальные эксперименты для лабораторных занятий по физике. В процессе своих естествоиспытаний и создания различных механизмов участники игры могут использовать жидкости, пружины, шарниры, двигатели, световые лучи, различные индикаторы, оптику и линзы. Моделируя различные конструкции и меняя параметры, игроки изучают трение, преломление, силу тяжести и т.д. Для новичков на сайте представлено подробное руководство , а также создан канал Youtube , на котором можно посмотреть десятки видео по теме. Для Windows и Mac доступны бесплатные версии игры, приложение для iPad стоит $4,99.

Autodesk ForceEffect – приложение для инженеров, которые занимаются различного рода проектированием. С помощью Autodesk ForceEffect можно делать инженерные расчёты прямо на мобильном устройстве. Это существенно облегчает работу по дизайну на стадии создания концепции, так как мгновенно определяет жизнеспособность конструкции. Впрочем, приложение будет интересно и тем, кто хотел бы узнать, как различные силы влияют на объекты. Таким энтузиастам вместо схемы дома для эксперимента можно взять обычный велосипед и на основе его фото провести ряд экспериментов, которые покажут, какую нагрузку он способен выдержать и что влияет на равновесие велосипеда. Особенно приятно, что приложение находится в открытом доступе и бесплатно доступно для Android , iOS .


План-конспект открытого урока.
Урок-игра «Простые механизмы»
Учитель: Горохова Ольга Викторовна.
Класс: 7 дата: третья неделя апреля.
Тип урока: обобщение и повторение.
Цель урока: Вспомнить основные понятия в теме «Простые механизмы», величины, формулы, единицы измерения величин, изучаемых в 7 классе.
Используемое оборудование и вспомогательные материалы: интерактивная доска, 2 комплекта оборудования: штатив, рычаг, 4 груза, динамометр, линейка, задания для конкурса-практикума; карточки с физическими понятиями; презентация с формулами; кроссворды для каждого болельщика; таблицы результатов для жюри.Структура урока:
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Приветствие. Знакомство с членами жюри. Правила игры. Деление на 2 команды по 7 человек. Внимательно слушают 5 мин.
2 1 конкурс «Приветствие» Жеребьевка. Выступление команд: Название, эмблема, девиз. 5 минут.
3 2 конкурс «Пойми меня» Учитель раздает по 10 карточек с физическими терминами (по 1 термину на каждой карточке) каждой команде От команды выступают по 2 человека на время (50 секунд – каждый по 5 слов). Они словами объясняют, что написано на карточке. Произносить однокоренные слова нельзя. Остальные члены команды отгадывают, что написано на каждой карточке. 5 минут.
4 3 конкурс «Формула-1» На экране открывает заранее подготовленную презентацию с формулами. Каждый ученик должен отгадать по 1 формуле, высвечивающейся на экране. 10 минут
5 4 конкурс «Создатели мифов» Готовит по 2 комплекта с оборудованием для лабораторной работы «Выяснение условия равновесия рычага». Задания для команд кладет рядом с оборудованием. Следит за техникой безопасности. По 3 человека от команды выходят для выполнения практического конкурсного задания. 10 минут
6 Конкурс капитанов «Силен физически» Называет физическую величину. Оценивает ответ капитана «Верно» или «Неверно» Капитан дает название единицы измерения физической величины. 3 минуты
7 Подведение итогов Члены жюри подсчитывают балы. Объявляют команду - победителя.
Оценивание урока. Внимательно слушают. Поздравляют победителей. 5 минут
Содержание урока:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не простой урок. Я рада вас приветствовать на игре «Простые механизмы»! На уроке будут соревноваться две команды в физических знаниях, смекалке, быстроте мышления, памяти. Болельщики так же не останутся без дела: на столе у вас лежат кроссворды, которые вам необходимо отгадать в свободное время.
А теперь позвольте вам представить членов жюри: (представление членов жюри. Это могут быть учителя и коллеги, приглашенные заранее или ученики-старшеклассники).Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Каждой команде было задано домашнее задание: придумать название команды, нарисовать эмблему на листе А4, придумать девиз – четверостишие. Этот конкурс будет оцениваться максимальной оценкой в пять балов. Капитаны, прошу вас выйти вперед (представление капитанов). По жеребьевке узнаем, какая же команда выступает первой. (проведение жеребьевки)
На кафедру приглашается 1 команда. (выступление 1 команды). Поаплодируем выступавшим. Присаживайтесь на свои места. И просим показать свое приветствие 2 команду (выступление 2 команды, аплодисменты).
Члены жюри, перед вами лежат таблицы для оценивания, прошу вас внести ваши оценки за конкурс «Приветствие».
А мы продолжаем. 2 конкурс «Пойми меня». Правила конкурса: на кафедру приглашаются по 2 человека от команды. Они получают по 5 карточек каждый. На каждой карточке написано одно слово или словосочетание, обозначающее физический термин. Игрок должен любыми не однокоренными словами объяснить этот термин команде, чтобы его отгадали. Если непонятно, как объяснить это слово, то его можно убрать в конец стопки и объяснить в конце, если останется время. Каждому игроку дается 50 секунд. Одно отгаданное слово – 1 бал.
Итак, приглашаются 2 человека от 2 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано). А теперь просим к доске ребят от 1 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано). Уважаемые члены жюри, не забудьте внести результаты в свои таблицы.
(Термины для конкурса в приложении №1)
Следующий этап нашей игры под названием «Формула-1»: на экране высвечивается формула, ученик из команды говорит ее название, на экране высвечивается правильный ответ. 1 человек – одна формула. Один верный ответ – один бал. Итак команду 1 просим построиться в колонну по одному перед экраном. Членов жюри просим быть внимательными. В случае подсказки с команды снимается один штрафной бал. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации, ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место).
Отлично, 1 команда заработала ….. балов. Просим перед доской выстроиться вторую команду в колонну по одному. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации, ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место). Итак, 2 команда заработала ….. балов.
А теперь переходим к самому-самому практическому конкурсу «создатели мифов». На парте для каждой команды находится оборудование для физического опыта. Рядом лежат карточки с заданиями, на которые нужно вписать ответы в ходе практической работы. Каждый верный ответ – 1 бал. Максимальный бал за данный конкурс – 5 балов. От каждой команды приглашаются по три человека. На конкурс отводится 5 минут. Итак, время пошло. (ребята проводят эксперимент, учитель следит за выполнением техники безопасности, следит за временем. у членов жюри лежит бланк ответов на данный конкурс.) …Время вышло. Просьба командам сдать бланки ответов жюри для подведения итогов.
И последний конкурс – конкурс капитанов «Силен физически». Капитаны приглашаются к доске.
Условия конкурса следующие: в течение 1 минуты я капитанам даю название величины – они в ответ должны назвать ее единицу измерения в системе «СИ». Если я им говорю единицу измерения, то в ответ они должны назвать физическую величину. Каждый верный ответ – 1 бал. (в этом конкурсе называются все величины, изученные учениками в 7 классе.)
А теперь просим членов жюри подвести окончательные итоги нашего конкурса и назвать команду победителя (слово берут члены жюри, высказывают свое мнение, подводят итоги).
Всем спасибо. На этом наш конкурс окончен. До свидания. До новых встреч.
Приложение №1.
Слова для 2 конкурса.
1 команда
Клин
Рычаг
Сила
Ньютон
Ватт
Работа
Энергия
Простой механизм
Потенциальная энергия
Равновесие
Ось вращения
2 команда.
Винт
Блок
Перпендикуляр
Джоуль
Метр
Мощность
Путь
Кинетическая энергия
Момент силы
Груз
Простой механизм
Приложение №2
К 3 конкурсу подготовлена слайдовая презентация.
Приложение №3
Задание для 4 конкурса:
Дан рычаг. На левом плече на расстоянии двух делений висят 3 груза. Выполните задания.
Задания:Найдите цену деления динамометра._____________________________________ (1 балл)
Запишите максимум измерений для динамометра _________________________(1 балл)
Запишите вес грузов.____________________ (1 балл)
Запишите, чему равно левое плечо силы.___________________________(1 балл)
Измерьте силу, с которой можно уравновесить рычаг, если второе плечо – 4 деления (1 балл).
Итого: ________________________
Приложение № 4.
Сводная таблица оценок конкурса «Простые механизмы».
Название конкурса 1 команда
2 команда
Приветствие: (3 б за каждое)
Название, девиз, эмблема.
Пойми меня. Каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 10 б)
Время: по 50 секунд на каждого участника. Формулы: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 7 б)
Практический: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 5 б)
Время: 3-5 минут Блиц-турнир.
(По 30-40 секунд на каждого капитана.)
Итого:
Приложение №5Кроссворд "Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы."Выполнил: ученик 7___ класса _____________________________
По горизонтали.
3. Присутствует во многих устройствах, может дать выигрыш в силе.
5. Простой механизм, представляющий диск с желобом.
7. Покой или равномерное прямолинейное движение в физике.
9. Простой механизм.
13. Единица работы в системе CИ.
14. Любое твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
15. Общее свойство таких величин, как масса и энергия.

По вертикали.
1. Физическая величина, численно равная произведению силы на пройденный путь.
2. Физическая величина, численно равная работе в единицу времени.
4. Физическая величина, численно равная произведению силы на ее плечо.
6. Наклонная... - простой механизм.
8. Простой механизм.
10. Величина, характеризующая способность тела выполнить работу.
11. Простой механизм.
12. Единица мощности в системе CИ.
Кроссворд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

"ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ"

Урок с элементами игры

Цель. Сформировать понятие о рычаг как простой механизм; выяснить правило равновесия сил на рычаге и раскрыть роль простых механизмов в жизни человека; учить детей самостоятельно работать с текстом учебника; формировать практические умения и навыки в пользовании приборами.

Тип урока. Комбинированный урок.

Оборудование. Линейка-рычаг, ножницы, кусачки, плоскогубцы, грузики, штатив, блок, наклонная плоскость, диапроектор, графопроектор, диафильм «Простые механизмы», переносные доски, горіходавки, орехи, бутылки от кефира, спички, вареное яйцо.

Методические советы. Урок проводится с использованием элементов игры «Счастливый случай». В течение урока оценки должны получить все ученики. Каждый вид работы должен быть оцененным. Учащимся сообщается план урока:

а) повторение основных физических величин, размерностей, формул;

б) решение количественных и качественных задач на повторение;

в) физический диктант (заполнение пропусков в тексте);

г) изучение нового учебного материала.

Ход урока

И. Проверка ранее усвоенных знаний

1. Повторение основных физических величин, размерностей, формул проводится в виде конкурса «Дальше, дальше...» из игры «Счастливый случай». Учащимся по очереди зачитываются вопросы такого типа:

1). Как называется длина траектории? (Путь)

2). Какой буквой обозначается путь? (s )

3). Какова основная единица измерения пути? (м)

4). Какая формула для определения пути при равномерном движении? (s = vt ).

(Такие вопросы задаются по каждой определенной физической величине: путь, скорость, плотность, сила, давление. Ученик, который дал первым правильный ответ, получает фишку. Оценивание проводится по количеству набранных фишек.)

2. Решение количественных и качественных задач методом соревнования между двумя командами.

Класс делят на две команды, выбирают капитанов. Одной команде дается количественная задача. Капитан решает задачу у доски, а члены команды в тетрадях. После того, как капитан решил задачу, он объясняет ее всей команде.

Со второй командой работает учитель. За время, пока первая команда решит количественную задачу, вторая команда должна решить наибольшее количество качественных задач. А потом наоборот. Например:

1). Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой нет?

2). В сосуд с ртутью поместили железную гайку. Или утонет она?

3). Почему молоко опускается на дно стакана, когда его подливают в чай?

Оценивается та команда, которая решила больше задач за определенный промежуток времени. Если ученик ответил неправильно, ответ команде не засчитывается.

3. Физический диктант «Заполни пропущенный срок».

На экране через графопроектор освещается текст диктанта с пропущенными словами. Ученики за партами (один на переносной доске) заполняют его. Для оценки меняются тетрадями и, сверяясь с доской, оценивают соседа.

Физический диктант

1. Archimedean сила равна_________ жидкости в объеме тела.

2. Давление жидкости зависит от плотности жидкости и ____________ столбика жидкости.

3. Тело находится внутри жидкости, если FA равна_____ .

4. В условиях невесомости Архимеду силы_______ .

5. Тело плавает на поверхности жидкости, если FT _____ FA .

6. Тело тонет в жидкости, если FT _____ Fa .

Выставление оценок проходит методом самопроверки и взаємоперевірки и проверки учителем.

Учитель подводит итог.

II. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала

Объяснение нового учебного материала начинается с постановки проблемного вопроса перед учащимися с помощью фронтального эксперимента.

На каждой парте находится горіходавка и орех. Ставится вопрос к классу: «Почему горіходавкою можно раздавить орех, прикладывая малое усилие, а рукой нет?»

Дети пытаются ответить на вопрос.

Сообщается тема урока.

С давних времен человек для того, чтобы облегчить свою работу, изобретала и использовала всевозможные устройства. Если мы зайдем на современную кухню, то увидим разные «машины» - мясорубку, тестомешалку, нож для открывания консервных банок, чеснокодавку, кухонный комбайн. Если мы посетим любой завод или фабрику, то увидим ряд машин разных размеров, начиная от гигантских прессов до маленьких сложных автоматов.

Изучая строение всех этих машин, мы увидим, что многие из них состоят из простых механизмов: рычагов, наклонных плоскостей, коловоротів, клиньев, винтов и блоков.

Что же такое простые механизмы? Это устройства для преобразования силы. Входная сила мала, а выходное - большое.

К простым механизмам относятся рычаг и его разновидности: блок и коловорот; наклонная плоскость и ее разновидности: клин и винт.

(Демонстрация простых механизмов.)

Еще в Древнем Египте для строительства пирамид использовали рычаг. Строители хорошо знали, что при помощи рычага можно маленькой силой двигать и поднимать большие глыбы.

(Демонстрация кадра №4 диафильма «Простые механизмы».)

Итак, рычаг использовали, чтобы получить выигрыш в силе.

Сегодня мы подробнее рассмотрим один из простых механизмов - рычаг.

Что же такое рычаг? Это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси. Единственная точка, которая не возвращается, называется точкой опоры рычага.

Рассмотрим рычаг - линейку. (Демонстрация.)

Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы. Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Длина этого перпендикуляра и будет плечом данной силы. Силы могут поворачивать рычаг по часовой стрелке и против. (Демонстрационный опыт.)

Но рычаг может находиться в равновесии.

Давайте с помощью фронтального эксперимента установим, когда рычаг находится в равновесии, то есть выведем правило равновесия сил на рычаге.

Но сначала вспомним, от чего зависит действие силы? (Точки приложения, направления и абсолютной величины.)

Пример - дверные ручки. Подействуем с силой 2 Н на правое плечо рычага. Рычаг начнет поворачиваться по часовой стрелке. Зрівноважимо рычаг при помощи действия силы на левое плечо. Измерим плечо силы (F 1 ) - l 1 и плечо силы (F 2 ) - l 2. Найдем F 2/F 1 i l 2/l 1. Сравним эти отношения. Какие они? (Примерно одинаковые.)

Вывод делают ученики. Рычаг находится в равновесии, когда F 2 / F 1 = l 2 / l 1 . Это правило впервые вывел Архимед. С биографией этого ученого вы уже познакомились, когда изучали силу Архимеда. (Демонстрация кадра № 9 из диафильма «Простые механизмы»). Из этого правила следует, что меньшей силой с помощью рычага можно уравновесить большую силу.

Правило равновесия мы можем сформулировать иначе, воспользовавшись основным свойством пропорции.

Рычаг будет в равновесии под действием двух сил, если момент силы, который поворачивает рычаг за движением стрелки часов, равен моменту силы, возвращает против. Момент силы - одна из основных физических величин. Он характеризует действие силы и показывает, что она зависит и от модуля силы, и от ее плеча. (Пример с дверной ручкой.)

Правило рычага или моментов сил лежит в основе действия различных инструментов и устройств, применяемых в технике и быту там, где требуется выигрыш в силе или выигрыш в пути.

Выигрыш в силе имеем, работая с ножницами. Ножницы - это рычаг, ось вращения проходит через винт, соединяющий две половинки ножниц. (Демонстрация ножницы, часникодавки, плоскогубцев, клещей.)

Движущая сила (входная) - мышечная сила рук, противодействующая (исходная) - сила сопротивления того материала, который режут.

Разные рычаги есть во многих машинах. (Демонстрация кадров № 13 - 17 диафильма «Простые механизмы».)

Рычагами являются также различные части тела человека и животных. Организм человека содержит более 200 рычагов. Они построены таким образом, чтобы выполнять большие перемещения в обмен на большую входную силу.

Какой еще прибор мы не назвали, где использовалась бы равновесие рычага? (Весы.)

IV. Осмысление знаний, их обобщение и систематизация Работа с опорным конспектом:

1. Простой механизм применяется в Египте при сооружении пирамид?

2. Какие есть простые механизмы?

3. Что такое рычаг?

4. В чем состоит правило равновесия рычага?

5. Какая формула момента силы?

6. Где используются рычаги?

7. Выиграем ли мы в силе пользуясь:

Ножницами,

Лопатой,

Велосипедом?

V. Итог урока

Итак, мы выяснили, что такое простые механизмы, установили условие равновесия сил на рычаге. А сейчас попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Кто скажет, почему горіходавкою легче раздавить орех? (Выигрыш в силе.)

Приложения

Это интересно...

В России в 1654 г. мастера литейщики отлили знаменитый «Цардзвін» массой 8000 пудов (128 т), который на колокольню с помощью рычагов поднимали 9 месяцев.

В скелетах животных и человека все кости являются рычагами. Например, у человека кости конечностей, нижняя челюсть, череп (точка опоры-первый позвонок позвоночника), фаланги пальцев. У кошек рычагами являются подвижные когти, у многих рыб шипы спинного плавника. Много рычагов можно найти в теле насекомых, птиц, они есть и у растений. Типичный рычаг ствол дерева и его продолжение корень. Рычаги в живых организмах дают выигрыш в силе. Например, длинные ноги оленя дают ему возможность быстро бегать, короткие лапы крота рассчитаны на затрату больших сил при малой скорости, длинные челюсти охотничьих собак позволяют им быстро схватить добычу на бегу.

представлен план-конспект урока "Простые механизмы". Этот урок подойдет для обобщения-повторения в 7 классах. так же его можно использовать как открытый урок во время предметной недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока.

Урок-игра «Простые механизмы»

Учитель: Горохова Ольга Викторовна.

Класс: 7 дата: третья неделя апреля.

Тип урока: обобщение и повторение.

Цель урока: Вспомнить основные понятия в теме «Простые механизмы», величины, формулы, единицы измерения величин, изучаемых в 7 классе.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Развивающие:
  • Воспитательные:

Используемое оборудование и вспомогательные материалы: интерактивная доска, 2 комплекта оборудования: штатив, рычаг, 4 груза, динамометр, линейка, задания для конкурса-практикума; карточки с физическими понятиями; презентация с формулами; кроссворды для каждого болельщика; таблицы результатов для жюри.

Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Приветствие. Знакомство с членами жюри. Правила игры.

Деление на 2 команды по 7 человек. Внимательно слушают

5 мин.

1 конкурс «Приветствие»

Жеребьевка.

Выступление команд: Название, эмблема, девиз.

5 минут.

2 конкурс «Пойми меня»

Учитель раздает по 10 карточек с физическими терминами (по 1 термину на каждой карточке) каждой команде

От команды выступают по 2 человека на время (50 секунд – каждый по 5 слов). Они словами объясняют, что написано на карточке. Произносить однокоренные слова нельзя. Остальные члены команды отгадывают, что написано на каждой карточке.

5 минут.

3 конкурс «Формула-1»

На экране открывает заранее подготовленную презентацию с формулами.

Каждый ученик должен отгадать по 1 формуле, высвечивающейся на экране.

10 минут

4 конкурс «Создатели мифов»

Готовит по 2 комплекта с оборудованием для лабораторной работы «Выяснение условия равновесия рычага». Задания для команд кладет рядом с оборудованием. Следит за техникой безопасности.

По 3 человека от команды выходят для выполнения практического конкурсного задания.

10 минут

Конкурс капитанов «Силен физически»

Называет физическую величину. Оценивает ответ капитана «Верно» или «Неверно»

Капитан дает название единицы измерения физической величины.

3 минуты

Подведение итогов

Члены жюри подсчитывают балы. Объявляют команду - победителя.

Оценивание урока.

Внимательно слушают. Поздравляют победителей.

5 минут

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не простой урок. Я рада вас приветствовать на игре «Простые механизмы»! На уроке будут соревноваться две команды в физических знаниях, смекалке, быстроте мышления, памяти. Болельщики так же не останутся без дела: на столе у вас лежат кроссворды, которые вам необходимо отгадать в свободное время.

А теперь позвольте вам представить членов жюри: (представление членов жюри. Это могут быть учителя и коллеги, приглашенные заранее или ученики-старшеклассники ).

Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Каждой команде было задано домашнее задание: придумать название команды, нарисовать эмблему на листе А4, придумать девиз – четверостишие. Этот конкурс будет оцениваться максимальной оценкой в пять балов. Капитаны, прошу вас выйти вперед (представление капитанов ). По жеребьевке узнаем, какая же команда выступает первой. (проведение жеребьевки )

На кафедру приглашается 1 команда. (выступление 1 команды ). Поаплодируем выступавшим. Присаживайтесь на свои места. И просим показать свое приветствие 2 команду (выступление 2 команды, аплодисменты ).

Члены жюри, перед вами лежат таблицы для оценивания, прошу вас внести ваши оценки за конкурс «Приветствие».

А мы продолжаем. 2 конкурс «Пойми меня». Правила конкурса: на кафедру приглашаются по 2 человека от команды. Они получают по 5 карточек каждый. На каждой карточке написано одно слово или словосочетание, обозначающее физический термин. Игрок должен любыми не однокоренными словами объяснить этот термин команде, чтобы его отгадали. Если непонятно, как объяснить это слово, то его можно убрать в конец стопки и объяснить в конце, если останется время. Каждому игроку дается 50 секунд. Одно отгаданное слово – 1 бал.

Итак, приглашаются 2 человека от 2 команды. (). А теперь просим к доске ребят от 1 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано ). Уважаемые члены жюри, не забудьте внести результаты в свои таблицы.

(Термины для конкурса в приложении №1)

Следующий этап нашей игры под названием «Формула-1»: на экране высвечивается формула, ученик из команды говорит ее название, на экране высвечивается правильный ответ. 1 человек – одна формула. Один верный ответ – один бал. Итак команду 1 просим построиться в колонну по одному перед экраном. Членов жюри просим быть внимательными. В случае подсказки с команды снимается один штрафной бал. Начали (, ).

Отлично, 1 команда заработала ….. балов. Просим перед доской выстроиться вторую команду в колонну по одному. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации , ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место ). Итак, 2 команда заработала ….. балов.

А теперь переходим к самому-самому практическому конкурсу «создатели мифов». На парте для каждой команды находится оборудование для физического опыта. Рядом лежат карточки с заданиями, на которые нужно вписать ответы в ходе практической работы. Каждый верный ответ – 1 бал. Максимальный бал за данный конкурс – 5 балов. От каждой команды приглашаются по три человека. На конкурс отводится 5 минут. Итак, время пошло. (ребята проводят эксперимент, учитель следит за выполнением техники безопасности, следит за временем . у членов жюри лежит бланк ответов на данный конкурс. ) …Время вышло. Просьба командам сдать бланки ответов жюри для подведения итогов.

И последний конкурс – конкурс капитанов «Силен физически». Капитаны приглашаются к доске.

Условия конкурса следующие: в течение 1 минуты я капитанам даю название величины – они в ответ должны назвать ее единицу измерения в системе «СИ». Если я им говорю единицу измерения, то в ответ они должны назвать физическую величину. Каждый верный ответ – 1 бал. (в этом конкурсе называются все величины, изученные учениками в 7 классе.)

А теперь просим членов жюри подвести окончательные итоги нашего конкурса и назвать команду победителя (слово берут члены жюри, высказывают свое мнение, подводят итоги ).

Всем спасибо. На этом наш конкурс окончен. До свидания. До новых встреч.

Приложение №1.

Слова для 2 конкурса.


Подписи к слайдам:

Конкурс «Что за формула?»

1 команда.

A=FS Механическая работа

F=mg Сила тяжести

R=R 1 +R 2 Равнодействующая сил, направленных в одну сторону.

N=A/t Определение мощности.

V=S/t Скорость тела.

 =(А п / A з)100 % Коэффициент полезного действия

E=m v 2 /2 Кинетическая энергия

2 команда

F= p ж V т g Сила Архимеда

P=mg Вес тела.

R=R 1 -R 2 Равнодействующая сил, направленных в разные стороны.

ρ =m/ v Плотность тела.

ρ 1 / ρ 2 =h 2 /h 1 Уравнение сообщающихся сосудов

p= p gh Давление столба жидкости.

E= mgh Потенциальная энергия

Молодцы!!!

Предварительный просмотр:

Клин

Винт

Рычаг

Блок

Сила

Перпендикуляр

Ньютон

Джоуль

Ватт

Метр

Работа

Мощность

Энергия

Путь

Простой механизм

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

Момент силы

Равновесие

Груз

Ось вращения

Простой механизм

Ответы для жюри:

1 команда

Клин

Рычаг

Сила

Ньютон

Ватт

Работа

Энергия

Простой механизм

Потенциальная энергия

Равновесие

Ось вращения

2 команда.

Винт

Блок

Перпендикуляр

Джоуль

Метр

Мощность

Путь

Кинетическая энергия

Момент силы

Груз

Простой механизм

3 конкурс:

Дан рычаг. На левом плече на расстоянии двух делений висят 3 груза. Выполните задания.

Задания:

  1. Найдите цену деления динамометра._____________________________________ (1 балл)
  2. Запишите максимум измерений для динамометра _________________________(1 балл)
  3. Запишите вес грузов.____________________ (1 балл)
  4. Запишите, чему равно левое плечо силы.___________________________(1 балл)
  5. Измерьте силу, с которой можно уравновесить рычаг, если второе плечо – 4 деления (1 балл).

Итого: ________________________

Предварительный просмотр:

Сводная таблица оценок конкурса «Простые механизмы».

Название конкурса

1 команда

2 команда

Приветствие: (3 б за каждое)

Название, девиз, эмблема.

Пойми меня. Каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 10 б)

Время: по 50 секунд на каждого участника.

Формулы: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 7 б)

Практический: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 5 б)

Время: 3-5 минут

Блиц-турнир.

(По 30-40 секунд на каждого капитана.)

Итого:

Предварительный просмотр:

По горизонтали.

9. Простой механизм.

По вертикали.

8. Простой механизм.

11. Простой механизм.

Кроссворд:

Кроссворд "Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы."

Выполнил: ученик 7___ класса _____________________________

По горизонтали.

3. Присутствует во многих устройствах, может дать выигрыш в силе.

5. Простой механизм, представляющий диск с желобом.

7. Покой или равномерное прямолинейное движение в физике.

9. Простой механизм.

13. Единица работы в системе CИ.

14. Любое твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

15. Общее свойство таких величин, как масса и энергия.

По вертикали.

1. Физическая величина, численно равная произведению силы на пройденный путь.

2. Физическая величина, численно равная работе в единицу времени.

4. Физическая величина, численно равная произведению силы на ее плечо.

6. Наклонная... - простой механизм.

8. Простой механизм.

10. Величина, характеризующая способность тела выполнить работу.

11. Простой механизм.

12. Единица мощности в системе CИ.

Кроссворд: