Болезни Военный билет Призыв

Видеть лица в неодушевленных предметах болезнь. Загружаем фэйс из кэша. Почему так происходит

Правообладатель иллюстрации nottsexminer Flickr CC BY SA 2.0

От Девы Марии на ломтике поджаренного хлеба до лица с раскрытым ртом в мужской мошонке - почему наш мозг видит эти образы? В этом решил разобраться корреспондент

Разглядывая свой обед, обычно не ожидаешь, что он начнет разглядывать тебя в ответ. Но когда Диана Дюйзер однажды поднесла ко рту тост с сыром, она немало удивилась.

"Я собиралась откусить кусок, как вдруг увидела смотревшее на меня женское лицо. Поначалу я испугалась", - рассказала она американской газете Chicago Tribune.

Слухи об этом происшествии распространялись все шире и шире, и в итоге одно казино заплатило Дюйзер 28 тысяч долларов за то, чтобы она разрешила выставить там для публичного обозрения удивительный тост.

Многие зрители улавливают в мягких и спокойных чертах этого женского лица сходство с Мадонной, Богоматерью, но мне всегда казалось, что кудряшки, приоткрытые губы и тяжелые веки скорее напоминают Мадонну современную, популярную певицу.

Как бы то ни было, этот тостопортрет оказался в заслуженной компании: на куске жареного хлеба также видели изображение Иисуса, чей лик якобы в разное время проявлялся еще и на кукурузной лепешке, блинчике и банановой кожуре.

Правообладатель иллюстрации AFP Getty Images Warner Bros Records

"Если кто-то заявляет, что видел на куске тоста Иисуса, то есть соблазн подумать, что у этого человека не все дома, - говорит Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде. - Но на самом деле это весьма распространенный феномен. Мы устроены так, что видим лица в самых разных объектах визуальной среды".

Ли доказал, что это свидетельствует вовсе не о божественном вмешательстве, а о том, что воображение человека оказывает очень большое влияние на его восприятие.

И действительно, послушав его объяснение, поневоле задумываешься о том, можно ли верить собственным глазам.

Наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - мы порой видим именно то, что хотим увидеть

В кругу специалистов это явление известно под названием парейдолия, или зрительная иллюзия фантастического содержания.

Леонардо да Винчи писал, что видел некие символы в естественных трещинах и царапинах на каменных стенах. Он верил, что эти штрихи вдохновляли его на создание новых художественных произведений.

В 1950-х годах Банк Канады был вынужден изъять из обращения серию банкнот, потому что на них из волн прически на королевском портрете якобы выглядывал ухмыляющийся дьявол (хотя лично я при всем старании не могу разглядеть никаких рогов в кудрях Ее Величества).

А космический аппарат "Викинг-1" снял нечто похожее на лицо на поверхности Марса.

Попробуйте, например, поискать по хэштегу #iseefaces - и увидите, например, вросшего в дерево мудрого гнома...

Правообладатель иллюстрации Carl Milner Flickr CC BY 2.0

Радостно приветствующую вас урну

Правообладатель иллюстрации laddir Flickr CC BYSA 2.0

И злобные печенья, которые не рады никому.

Правообладатель иллюстрации thentoff Flickr CC BY 2.0

Один из самых странных случаев произошел с урологом Грегори Робертсом из канадского Кингстона. Представьте себе удивление его пациента, когда на экране УЗИ-аппарата появилось это лицо с открытым ртом, скрытое внутри его мошонки!

Правообладатель иллюстрации Gregory Roberts

Стоит однажды увидеть лицо в неодушевленном предмете, как они начинают чудиться повсюду.

Некоторые из этих объектов действительно напоминают смайлики, которыми мы пользуемся, чтобы передавать эмоции в переписке: два кружка вместо глаз и линия вместо рта.

Но иногда странные существа выглядывают из самых, казалось бы, неожиданных мест.

В одном из своих опытов Ли показывал испытуемым хаотичные серые орнаменты, напоминающие мельтешение точек на экране телевизора с отключенной антенной.

Исследователь побуждал участников эксперимента разглядеть в них лицо, и участники опыта в 34% случаев заявляли, что им это удается.

Черты лица в этих размытых картинках можно было увидеть только с очень большой натяжкой, но тем не менее мозг услужливо выдавал искомую иллюзию.

"Похоже, этот феномен довольно просто вызвать", - констатирует Ли.

Мы склонны полагать, что наши глаза исправно передают нам картину окружающего мира, но на самом деле поступающие с сетчатки сигналы далеки от идеальных, и мозгу приходится их корректировать.

По мнению Ли, именно этой коррекцией и объясняется парейдолия.

Увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились

Мозг пытается определить, что мы в данный момент видим, опираясь в том числе и на наш предыдущий опыт и дополняя этими ожиданиями видимое изображение.

Таким образом у него получается сформировать относительно цельную картину, даже если элементы окружающего пространства, к примеру, скрыты темнотой или туманом.

Но, с другой стороны, за счет этого наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - то есть мы действительно порой видим именно то, что хотим увидеть.

Чтобы проверить эту гипотезу, Ли проводил сканирование мозга испытуемых в то время, когда они разглядывали картинки с хаотичными серыми точками.

Как и ожидалось, в процессе начального распознания базовых характеристик изображения (таких как цвет и форма) наблюдалась повышенная активность в первичной зрительной коре.

Но исследователь также заметил, что в тот момент, когда испытуемые сообщали, что видят лицо, к процессу подключались лобные и затылочные доли, которые, как считают специалисты, отвечают за память и сложные мыслительные процессы - такие как планирование.

Всплеск нервной активности в этих районах может говорить о том, что в дело включаются ожидания и опыт, как и предполагал Ли.

В свою очередь эти процессы возбуждали так называемую правую веретенообразную лицевую область, которая реагирует на лица - возможно, в этот момент и возникает ощущение, будто смотришь на одушевленное существо.

"Если активируется эта зона, мы понимаем, что они сейчас "видят" лицо", - говорит Ли.

Теперь становится более понятно, почему "лица" предметов вызывают у нас такую же подсознательную реакцию, как и человеческие.

Так, в прошлом году группа японских исследователей отметила, что люди пытаются проследить за направлением неодушевленного "взгляда" - точно так же, как мы делаем и при общении с собеседником.

Правообладатель иллюстрации Wout Mager Flickr CC BYNCSA 2.0

Другими словами, увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились.

Эксперимент Ли помог установить, какие регионы мозга могут участвовать в этом процессе, но он не объясняет, почему мы вообще склонны видеть лица.

Возможно, дело в том, что мы видим очень много лиц в повседневной жизни и поэтому ожидаем встречать их повсюду.

Не исключено также, что у нашей склонности видеть лица есть и более глубинное эволюционное объяснение.

Выживание человека очень сильно зависит от окружающих людей: мы просим у них помощи или опасаемся их агрессии, и поэтому нам нужно быстро понимать их мотивы и соответствующим образом реагировать.

Вероятно, мозг изначально настроен распознавать людей при первой же возможности.

Ошибиться и увидеть черты лица в древесной коре куда менее опасно, чем проглядеть скрывающегося в кустах злоумышленника.

Другие ученые также предполагают, что похожий механизм может лежать в основе человеческой духовности.

Эта гипотеза исходит из того, что наш мозг, предрасположенный понимать людей и их мотивацию, пытается усмотреть человеческие намерения во всем, что нас окружает - в грозе, чуме или в пугающей и абстрактной концепции смерти.

Чтобы разобраться со своими страхами, мы начинаем их персонифицировать, населяя мир богами и демонами.

Тапани Риекки с коллегами из Хельсинкского университета в Финляндии обнаружили, что религиозные люди чаще видят лица в размытых картинках, чем атеисты.

Как бы то ни было, сила наших убеждений может по крайней мере объяснять, почему одни видят на куске поджаренного хлеба Божью Мать, а я - королеву поп-сцены. Вот вам, к примеру, картинка. Видите на ней Иисуса?

Правообладатель иллюстрации Chris Gladis Flickr CC BYND 2.0

Но, пожалуй, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это видеть лица у автомобилей, точнее – их передней части.

Соня Виндхагер из Венского университета отправилась в эфиопскую глубинку, чтобы выяснить, наблюдается ли там этот феномен.

Задавая вопросы случайно встреченным на улицах и в маленьких кафе людях, она поначалу столкнулась с непониманием. "Они думали, что мы немного не в себе", - рассказывает она.

Но, хотя эфиопы и не особенно знакомы с диснеевским мультфильмом "Тачки" или с приключениями Херби из "Сумасшедших гонок", они вскоре поняли цель исследования и начали оценивать внешность автомобилей на фотографиях примерно так же, как европейцы.

К примеру, машины с большим лобовым стеклом, круглыми фарами и маленькой радиаторной решеткой воспринимались как молодые и женственные:

Правообладатель иллюстрации Raphal Labb Flickr CC BYSA 2.0

… а автомобили с более плоскими фарами и массивной нижней частью - как более старшие и мужественные:

Правообладатель иллюстрации Dodge Chrysler

По мнению Виндхагер, это говорит о том, что наш мозг запрограммирован считывать базовую биологическую информацию (возраст, пол) с любого предмета, хотя бы отдаленно напоминающего лицо.

И, как считает исследовательница, это также указывает на эволюционное происхождение парейдолии. "Интересно наблюдать, как вещи в современной окружающей среде по-прежнему воспринимаются нами в соответствии с этими древними механизмами", - замечает она.

В ходе других опытов Виндхагер установила, что потребители обычно предпочитают автомобили, которые выглядят внушительно - и эту нашу черту вовсю эксплуатируют автопроизводители.

Агрессивное выражение автомобильных фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Так, в 2006 году газета Wall Street Journal писала, что продажи "милых машинок", таких как легендарный "фольксваген-жук", пошли на спад - вероятно, потому, что их владельцев угнетало постоянно растущее вокруг количество больших внедорожников.

Поэтому дизайнеры решили рисовать более агрессивные автомобили. Dodge Charger, например, получил сурово глядящие на мир фары-щелочки.

"Похоже, мы встречаемся глазами с фарами точно так же, как со взглядом прохожих на улице, - говорит дизайнер компании Chrysler Ральф Гиллс. - И мы рисуем у автомобилей грозное выражение лица".

Однако Виндхагер задумалась над тем, не влияет ли иллюзия автомобильного взгляда на безопасность движения.

"Возможно, дети могут подумать, что машина их видит, и не уйдут с дороги", - предполагает она, добавляя, что агрессивное выражение фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Подобные психологически эффекты могут наблюдаться и в других сферах нашей жизни.

Различные исследования показали, что обычная картинка с изображением пары глаз, висящая на стене, способна заставить людей вести себя более честно, и с помощью этого нехитрого приема в некоторых районах удалось снизить количество краж велосипедов на 60%.

И было бы интересно узнать, реже ли воры забираются в дома, на фасадах которых читается лицо.

Есть нечто поразительное в том, что случайно совпавшие друг с другом визуальные элементы, которые люди присылают в #iseefaces, могут оказывать реальное влияние на наше поведение.

Мы больше не населяем непознанный мир выдуманными духами в таком количестве, как это делали наши предки, но и по сей день видим призрачные лица в автомобилях, домах и лентах социальных сетей.

Но, по крайней мере, эти существа могут придать даже самому бездушному и уродливому месту некую искру юмора и жизни. Как, например, этот симпатичный малыш.

Правообладатель иллюстрации Daniel Oines Flickr CC BY 2.0

Вы никогда не задумывались над вопросом, почему наш мозг видит лица в самых разнообразных объектах? Порой, вглядываясь в мрачную тучу, мы понимаем, что она похожа на перекошенное лицо ужасного гиганта. Разглядывая свой утренний тост, мы понимаем, что расплавленный сыр образовал на поджаренном хлебе женское лицо. Нередко подобные находки можно обнаружить в лесу. Отправляясь на прогулку в лес, вы можете обнаружить, что диковинный нарост образовал на стволе дуба подобие рожицы гнома.

Странные видения

Наиболее частым видением, которое люди угадывали в своей пище, можно считать лик Иисуса Христа. Где только не появлялся Его светлый образ: на блинчиках, жареных тостах, кукурузных лепешках и даже банановой кожуре. Весь мир облетела фотография сладких перцев, в которых явно угадывалось сходство с известными британскими политиками. Если вы заметите, что на поверхности какого-то предмета зашифровано лицо Мадонны и скажете об этом людям, они могут счесть вас за ненормального. Не спешите обижаться, просто покажите им уникальный предмет. Бьемся об заклад, ваши оппоненты увидят то же самое.

Парейдолия

Психологи так объясняют этот феномен. Оказывается, людское воображение оказывает мощное влияние на визуальное восприятие. Человеческая природа запрограммирована на восприятие образов в различных объектах окружающей среды. Феномен визуальной иллюзии с фантастическим содержанием называется парейдолия.

От Леонардо да Винчи до наших дней

Великий художник Леонардо да Винчи признавался, что мог распознавать скрытые образы в естественных разломах каменных стен. По утверждению мастера, именно эти символы вдохновляли его на рождение очередного шедевра.

В 50-х годах 20-го столетия в Канаде произошел удивительный случай. Из обращения была изъята партия банкнот, в которых на королевском портрете «спрятался» зашифрованный дьявол. Интересно, что будет, если долго смотреть на портрет Екатерины II, изображенный на сотенной банкноте Российской империи? Неужели и оттуда выскочит черт?

Интернет пестрит подобными изображениями

Так, например, наиболее известен такой случай. Канадский уролог делал УЗИ мошонки своему пациенту. Разумеется, результаты тут же были выведены на монитор. Каково же было недоумение мужчины, когда он увидел, что внутри его половых желез «скрывается» удивленное лицо с раскрытым ртом.

Эти лица повсюду

Не удивляйтесь, если увидите нечто подобное при вашем очередном походе в кабинет ультразвукового исследования. Просто вы слишком впечатлительная натура. Ученые объясняют этот феномен так: стоит лишь раз заметить лицо в какой-либо вещи или природном объекте, как эти образы будут преследовать вас на протяжении всей жизни.
Причем некоторые иллюзии могут представлять собой не что иное, как простейшие смайлики: круг или овал, две точки вместо глаз и изогнутая черта вместо рта. А некоторые могут быть настолько сложны, что их легко можно сравнить с произведением искусства.

Визуализация в самых неожиданных местах

Любопытно будет взглянуть на то, как ведут себя люди, принимавшие участие в различных экспериментах, посвященных изучению феномена визуальной иллюзии. В одном из опытов добровольцы должны были наблюдать за хаотичными серыми орнаментами.
Примерно такие же изображения можно наблюдать в телевизионном приемнике с отключенной антенной. Перед испытуемыми стояла задача вглядываться в это хаотичное изображение и попытаться разглядеть притаившееся среди серых точек лицо. Как вы понимаете, в изображении никто не скрывался, а в задачу участников входило намеренное создание визуальной иллюзии.

Как создать иллюзию?

Оказалось, что в 34 случаев из 100 испытуемым действительно удалось создать в своем воображении иллюзию. По крайней мере, они так утверждают. Но для того чтобы убедиться в правдоподобности их слов, вы сами можете проделать нечто подобное, усевшись перед экраном неподключенного к кабелю лампового телевизора. Не ждите того, что вырисовывающиеся перед вашими глазами образы будут отчетливыми или явными. Изображение получается слишком размытым. Однако отдадим должное услужливости человеческого мозга, ведь он старается прорисовывать в воображении искомую иллюзию. Выходит, если мы захотим, мы можем без проблем вызвать этот феномен практически из любого изображения.

Почему так происходит?

Объяснение этого факта кроется в человеческих глазах. Дело в том, что они попросту не могут передавать нам целостную и точную картинку внешнего мира. Все сигналы, которые поступают в сетчатку глаз, далеки от идеала. И это наш мозг обрабатывает и корректирует полученную через глаза информацию. На этапе коррекции и возникает иллюзия, именуемая парейдолией. Все наши визуальные образы подгоняются под картинку, увиденную ранее. Иными словами, если вы никогда не распознавали странных лиц в каких-то объектах, скорее всего, в ближайшее время вам это не грозит, и наоборот.

Точно так же формируется цельная картина улицы, погруженной в утренний туман: мы идем и распознаем объекты, которые почти скрыты. Точно так же мы ориентируемся во мраке. Мозг переносит информацию комнаты, увиденной ранее, и словно наслаивает ее на полумрак.

Зрение субъективно

С другой стороны, получается, что наше зрение передает нам чисто субъективную информацию, и мы в любом случае можем увидеть то, что захотим? Для того чтобы убедиться в этом узнаем, как ведет себя мозг в то время, как глаза пытаются разглядеть лицо среди маленьких хаотично двигающихся серых точек. Итак, во время эксперимента, который мы вам описывали, у испытуемых сканировались различные отделы головного мозга.

В тот момент, когда добровольцы вырисовывали в воображении базовые характеристики (цвет и форму), активнее всего работала первичная зрительная кора. Однако в тот момент, когда добровольцы сообщали о формировании целостной картинки, начинали работать лобные и затылочные доли. Эти отделы отвечают за мыслительные процессы, память и планирование.

Заключение

Эксперты узнали, почему человек распознает лица в неожиданных предметах. Они установили, какие отделы головного мозга отвечают за процесс создания иллюзии. Однако настоящую причину этого они так и не установили. Вероятно, мы слишком много лиц видим ежедневно. Быть может, в этом кроется эволюционная причина, связанная с выживанием.

Если ты видишь лица в предметах – ты нормальный!

Помнишь, как в детстве рассматривал узоры на ковре или на обоях – и находил в них носатых и ушастых страшилищ, улыбающиеся или угрожающие гримасы? А ведь никого подобного там не пряталось! Одни невинные узорчики. Многие люди сохраняют способность “видеть суслика там, где его нет”, и в солидном возрасте. Явление это имеет красивое научное название – “парейдолия”.

Психологические справочники называют ее “нарушением восприятия”. Но вообще-то при желании можно найти это явление где угодно. Строго говоря, облака совершенно не являются белогривыми лошадками. И даже смайлик – ну никак не изображение человеческой улыбки: это просто две точки и скобка. Вот вы где-нибудь видели на улыбающемся лице две точки и скобку? То-то…

Интернет развлекается, находя лики на гуглокартах и пьяных осьминогов в форме крючков для одежды. Так что все мы, детка, немного парейдолики… Но некоторые – особенно. И окружающих активно заражают!

Марс атакует!

Вот, скажем, исследователи космоса. Вроде, серьезные люди, за призраками не охотятся почем зря… Но нет: на снимках холмов марсианского региона Кидония, сделанных американским “Викингом-1” в 1976 году, все дружно увидели некое лицо. И пошло-поехало: это у нас “Грустный Ангел”, а тут у нас – развалины древнего города, а там – пирамиды, а холм вообще фаллический символ зарождения жизни… Из одной игры света и тени в человеческом мозгу расцвела и буйно заколосилась очередная внеземная цивилизация.

Святая Дева на бутерброде

Но любители фантастики – это еще ладно, они себе читают и пишут красивые мифы и никого особенно не трогают. А вот как насчет того, чтобы отправиться за тысячи километров, чтобы поклониться… лепешке? А в 2002 году именно это и произошло: 20 000 (двадцать тысяч!) паломников нагрянули в индийский город Бангалор в Индию, чтобы узреть “лик Христа”, мистическим образом проступивший на лепешке чапати. А американская дама-дизайнер Диана Дайзер хранила бутерброд, явивший ей “образ Девы Марии”, десять лет. Только потом смогла расстаться с реликвией. За 28 000 долларов. И ведь купили же!

Веселые тачки

Парейдолический эффект сознательно используется производителями. Например, бутылочкам и флакончикам придают соблазнительные изгибы, чтобы подсознание ассоциировало их с женской фигуркой, а автомобилям придают индивидуальные “выражения лица” в зависимости от “характера”, который привлечет потребителя: агрессивный, напористый или милый.

Загружаем фэйс из кэша

Откуда же берется это свойство – видеть в банане не просто банан, то есть на каждом шагу находить если не божественный лик, то забавную мордочку? Разумеется, это проделки мозга. Он считывает информацию, валящуюся на нас извне, очень оперативно – но очень приблизительно. Поскольку у него в “оперативке” (или в “кэше”) уже хранятся определенные связи и ассоциации, главная из которых: палка-палка-огуречик – это явно хомо сапиенс. Наша индивидуальная “программа распознавания лиц” срабатывает за одну пятую секунды. И именно очертания лица она с удовольствием подставляет куда ни попадя и почем зря.

Откуда растут уши

А почему одни видят этого добра больше, а другие меньше? Мнения спецов, как водится, расходятся. Закономерности и версии тут имеются следующие.

    • Те, кто верит в Бога (богов, демонов, вселенский разум, сверхъестественное – нужное подчеркнуть), склонен в разы чаще находить изображения одушевленного в неодушевленном: в тенях, изгибах гор, чипсах, рыбных котлетах и любых иных объектах. Начиная с Туринской плащаницы, о происхождении которой мы, чур, дискутировать не будем;)
    • У представительниц прекрасного пола склонность к парейдолии встречается чаще, чем у представителей сильного.
    • Подобные эффекты частенько возникают и бурно расцветают в мозгу под воздействием психотропных веществ или в инициальных (то есть начальных) стадиях острых психозов.
    • Как и было сказано, мы автоматически “подставляем” увиденные детали в общую картинку, не обрабатывая каждую отдельно – для экономии времени. На этом основан известный эффект текстов типа “По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве”. Все неправильно, но все равно читается быстро и однозначно.

  • Однако прежде всего человеческий мозг запрограммирован на поиск и распознавание лиц – и эта особенность “запускается” с самого начала. Новорожденный ребенок первым делом выделяет из окружающей реальности лица людей, которые находятся с ним рядом.
  • На этом построена одна из теорий возникновения эффекта парейдолии: мол, способность распознавать лица на большом расстоянии или в тумане была так важна для наших далеких предков, что эволюция старательно развивала ее для выживания – пока не развила местами до уровня Дианы Дайзер с ее божественным бутербродом.
  • Некоторые психологи считают, что если у человека в обычном его повседневном состоянии хорошо развита эта особенность – это один из признаков высокого уровня невротизма.
  • Однако это еще и признак творческой и тонкой натуры. Так что если в каждой завитушке на обивке видишь эльфа, а во всякой складке одеяла – дракона, это значит, у тебя тонкая душевная организация и развитые творческие способности!

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

August 12th, 2016

Что вы видите на этой фотографии? Правильно - это голова инопланетянина. У нас с вами было несколько больших подборок на эту тему, ну вот например или например

Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Давайте узнаем об этом подробнее

Фото 2.

ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОСОБЕННОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики.


Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.

Фото 3.

ЭКСПЕРТЫ ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПАРЕЙДОЛИЯ ПОРОЖДАЕТ МНОГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЯМИ НЛО, ОЖИВШЕГО ЭЛВИСА ИЛИ ЛОХНЕССКОГО ЧУДОВИЩА. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Фото 4.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.

Фото 5.

ИЛЛЮСТРАТОР СКОТТ МАККЛАУД СДЕЛАЛ СВОЁ ЛЮБОПЫТНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПАРЕЙДОЛИИ. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Фото 6.

ЯВЛЕНИЕ ПАРЕЙДОЛИИ НАУЧИЛИСЬ ИМИТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Фото 7.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

Фото 8.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​, потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Фото 9.

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ НЕ ПРОСТО ЗАДУМЫВАЮТСЯ НАД ЭТИМ, НО СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО ПРИДАЮТ «ЛИЦУ» АВТОМОБИЛЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЗАВИСЯЩИЙ НАПРЯМУЮ ОТ АУДИТОРИИ, НА КОТОРУЮ АВТОМОБИЛЬ РАССЧИТАН. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.

Фото 10.

э

Кстати, одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Фото 11.

Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.

Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.

Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.

В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона - он ушел с молотка за 8100 долларов.

А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.

Фото 12.

В 2011 году блоггер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом - его характерные усы.

На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.

Фото 13.

В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.

А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.
Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.

Фото 14.

Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят "настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить", добавляет он.

Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?

Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди "запрограммированы" распознавать лица с рождения, говорит она.

"Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке", - говорит ученый.

Фото 15.

Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.

"У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, - объясняет он. - Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит - соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть ".

Другие эксперты считают, что Парейдолии - эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.

Мозг присваивает этим изображением смысл - как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются "неоднозначные" вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.
Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.

Фото 16.

"Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий", - утверждает она.

Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги "Самообман".

"Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое", - говорит он.

Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.

У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции - особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.

Фото 17.

"Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали", - добавляет он.

Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. "Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи", - утверждает он.

Сам объект также может приобрести особое значение, говорит Френч. Люди верят в его божественное происхождение, в то, что он несет на себе "божью печать" и является "счастливым", говорит он.

Но для того, чтобы положительно относиться к парейдолии, не обязательно нужно быть религиозным.
"Я не верю, что эти силуэты имеют какое-то религиозное значение, - говорит Френч. - Но они такие милые и аккуратные, согласитесь!"

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

источники

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Почему же нам так хочется всюду видеть человеческие образы, выясняла Лорен Эверитт.

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Почему же нам так хочется всюду видеть человеческие образы?

кадр из фильма Путешествие на Луну

Большинство людей никогда не слышали о Парейдолии. Но почти каждый с ней сталкивался - например, увидев на Луне глаза, нос, рот.

Парейдолия - это оптическая иллюзия, "восприятие изображения или значения там, где их на самом деле нет" ("Словарь всемирного английского языка"). Например, вы можете различить лицо на стволе дерева или фигуры животных в облаках.

Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.


earth.google.com

Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.


Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.

В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона - он ушел с молотка за 8100 долларов.

А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.

В 2011 году блогер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом - его характерные усы.

На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.


В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.

А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.

Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.

Увидев знаменитое "марсианское лицо", сфотографированное орбитальным аппаратом "Викинг 1" в 1976 году, и экспериментируя с технологией распознавания лиц, они заинтересовались тем, как "создать машинный аналог психологического феномена парейдолии", говорит Кифер.


Марсианское лицо - фото 1976 года и современный крупный план

Сначала они не относились к своему проекту серьезно, но найденные ими ландшафты распространились в сети и пользуются большой популярностью.

"В парейдолии есть нечто завораживающее", - говорит Кифер.

Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят "настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить", добавляет он.

Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?

Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди "запрограммированы" распознавать лица с рождения, говорит она.

"Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке", - говорит ученый.


Диана Дайсер и ее святой тост

Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.

"У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, - объясняет он. - Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит - соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть ".

Другие эксперты считают, что Парейдолии - эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.

Мозг присваивает этим изображением смысл - как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются "неоднозначные" вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.

Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.


Мона Лиза на листке и Мадонна из шоколада

"Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий", - утверждает она.

Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги "Самообман".

"Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое", - говорит он.

Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.

У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции - особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.


Гвадалупе Родригес увидела Деву Марию на подносе техасского кафе

"Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали", - добавляет он.

Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. "Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи", - утверждает он.