Болезни Военный билет Призыв

Маршрут витуса беринга на карте. Экспедиции беринга. Борьба за жизнь

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска. Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море. Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

2 Мыс св. Илии

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.

Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).

Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3 Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.


Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)

После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.


Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11" с. ш. и 133° 57" з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50". На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Посмотри на карту и найди Берингов пролив, в который далеко выдается мыс Дежнева. Мы уже знаем, почему он так назван. Отважный казак первым прошел проливом между Азией и Америкой и поселился на реке Анадырь, но позже о его открытии забыли.
В начале XVIII века после тяжелой Северной войны Россия получила выход в Балтийское море. Прорубив «окно в Европу», русские снова обратили свое внимание на Восток.
Колыбелью нашего Тихоокеанского флота и главной базой русских экспедиций стал Охотск, основанный в 1647 году отрядом казака Семена Шелковника на берегу Охотского моря. Здесь же вблизи было заложено «плотбище» - корабельная верфь. Первые морские суда-шитики строились так. Из ствола дерева выдалбливалось днище, к днищу мореходы нашивали гнутые доски, скрепляя их деревянными гвоздями или стягивая их еловыми корнями, пазы конопатились мхом и заливались горячей смолой. Якоря тоже были деревянными, и для тяжести к ним привязывали камни. На таких суденышках можно было плавать только вблизи берега. Выходить далеко в море на них было опасно. Кроме шитиков строились также кочи.
Но уже в начале XVIII века в Охотск приходят умельцы-корабелы, родом из Поморья. И вот в 1716 году, построив лодию - большое парусное морское судно, отряд под командованием казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и морехода Никифора Трески проложил из Охотска морской путь на Камчатку. Вскоре плавания кораблей по Охотскому морю стали обычными, и мореходов манили уже просторы иных морей.

Самыми значительными из всех русских тихоокеанских экспедиций первой половины XVIII века были Камчатские экспедиции Беринга - Чирикова.
Датчаиин Витус Беринг, опытный моряк, поступивший на русскую службу в 1703 году, участвовал в Северной войне, не раз бывал в морских сражениях и дальних походах. Ему и поручил Петр I установить сходится ли Азия с Америкой и далеко ли от русских берегов находятся европейские владения в Новом Свете. Помощниками Беринга назначили молодого русского моряка Алексея Ильича Чирикова и выходца из Дании Мартина Петровича Шпанберга.
И начале 1725 года экспедиция отправилась из Петербурга в трудный и долгий путь. Только через два года последний ее отряд ее достиг Охотска. Из Охотска в Большерецк моряки плыли на лодии «Восток» и шитике «Фортуна», а из Большерецка в Нижне-Камчатск перебрасывали грузы на нартах.
Здесьсь, в Ннжне-Камчатске, был построен бот «Св. Гавриил», на котором 14 (25) июля 1728 года экспедиция вышла в море. Взяв курс на север, бот поднялся выше мыса Дежнева, а затем повернул обратно, так и не побывав у побережья Северной Америки. Эта честь выпала на долю геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова, в 1732 году на том же боте «Св. Гавриил» плававших в Беринговом проливе. Однако сообщениям их власти не при- дали значения.
В 1733 году Беринг возглавил новую русскую экспедицию на Тихий океан. В этот раз кроме моряков в ее состав вошли ученые и студенты Академии наук, экспедиция эта называется по-разному - и Второй Камчатской, и Сибирско-Тихоокеанской, и Великой Северной, потому что в круг задач, которые ей предстояло решать, входили и опись побережья Северного Ледовитого океана, и поиски путей в Северную Америку и к берегам Японии.
Моряки, вышедшие в июне 1741 года вместе с Витусом Берингом в далекое плавание, побывали у берегов Аляски, открыли много неизвестных островов в этой части Тихого океана. Однако на обратном пути их корабль «Св. Петр» волнами выбросило на необитаемый остров, позднее названный именем руководителя экспедиции. Зимовка была тяжелой. Многие моряки, и в том числе Витус Беринг, погибли от цинги и других болезней. Оставшиеся в живых, из обломков разбитого корабля построили небольшое судно и на нем летом 1742 года возвратились на Камчатку.

Второй корабль, «Св. Павел», под командованием Алексея Ильича Чирикова достиг берегов Северной Америки благополучно, хотя в самом начале плавания разминулся со «Св. Петром». Чириков ликовал: его мечта сбылась!
Моряки нанесли на карту открытые ими острова и северо-западное побережье Америки на протяжении четырехсот километров, установили, что европейским мореплавателям эти места совершенно неизвестны. При возвращении в Петропавловск они испытали огромные лишения и трудности, многие из них умерли от цинги и истощения. проложили путь к неведомым прежде берегам, и вскоре, с 1743 года, начались массовые плавания русских промышленников на Командорские и Алеутские острова. На Курильские острова русские стали плавать еще раньше - в самом начале XVIII века.

Почти перед самой смертью, в конце 1724 г., Петр I вспомнил «...то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию... Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?..».

Подчеркнем - именно «исследованиях», а не «отыскании», т. е. открытии: на географических чертежах начала XVIII в. Чукотка показывалась как полуостров. Следовательно, Петр I и его советники знали о существовании пролива между Азией и Америкой. Немедленно он составил приказ об экспедиции, начальником которой был назначен капитан 1-го ранга, позднее - капитан-командор, Витус Йонссен (он же Иван Иванович) Беринг, выходец из Дании, сорока четырех лет, уже двадцать один год состоявший на русской службе.

По секретной инструкции, написанной самим Петром I, Беринг должен был «…на Камчатке или в другом... месте сделать один или два бота с палубами»; на этих ботах плыть «возле земли, которая идет на норд [север]… искать, где оная сошлась с Америкой... и самим побывать на берегу... и, поставя на карту, приезжать сюда».

Какую землю, простирающуюся на север, имел в виду Петр I? По Б. П. полевому, в распоряжении царя была карта «Камчадалии», составленная 1722 г. нюрнбергским картографом И. В. Гоманом (правильнее Хоманом). На ней близ побережья Камчатки нанесен большой массив суши, протягивающийся в северо-западном направлении. Об этой мифической «Земле Жуана-да-Гамы» и писал Петр I.

Иными словами, Петр I ставил перед экспедицией В. Беринга задачу достичь этой земли, пройти вдоль ее побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официально же основная задача состояла в разрешении географической проблемы, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии важной торговой трассы - Северного морского пути.

Первая Камчатская экспедиция вначале насчитывала 34 человека. Из Петербурга, отправившись в дорогу 24 января 1725 г., - через Сибирь - они два года шли до Oхотска на лошадях, пешком, на судах по рекам. Последнюю часть пути (более 500 км) - от устья Юдомы до Охотска - наиболее громоздкие вещи везли на нартах, запряженных людьми. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали.

В Охотск передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл 1 октября 1726 г. лишь 6 января 1727 г. туда добралась последняя группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга выходца из Дании; она пострадала больше других. В Охотске экспедиции разместиться было негде - пришлось строить избы и сараи чтобы дотянуть до конца зимы.

Во время многотысячеверстного пути через пространства России лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позвоило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а следовательно, и северной части Евразии.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнеколымск на ботах (лодках) по рр. Быстрой и Камчатке, а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, и многие из них были разорены и обречены на голод.

В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бота «Св. Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море. Вместо того, чтобы пройти от Камчатки на юг (это направление в инструкции стояло первым) или на восток, В. Беринг направил судно на север вдоль побережья полуострова (неверно - он сам вскоре признал это - поняв мысль Петра), а затем на северо-восток вдоль материка. В результате заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены п-ова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноименным островом (на карте экспедиции эти объекты не названы, а их очертания сильно искажены). Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене.

У южного берега Чукотского п-ова 31 июля - 10 августа они открыли залив Креста (вторично - после К. Иванова), бухту Провидения и о. Св. Лаврентия. В. Беринг не стал высаживаться на острове и не подошел к чукотскому побережью, а двинулся к северо-востоку.

Погода стояла ветреная и туманная. Землю на западе моряки усмотрели лишь днем 12 августа. Вечером следующего дня, когда судно находилось у 65°30" с. ш., т. е. южнее широты мыса Дежнева (66°05"), В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад чукотского, вызвал к себе в каюту А. Чирикова и М. Шпанберга. Он приказал им письменно изложить свое мнение о том, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко.

А. Чириков считал, что нельзя достоверно знать, разделяются ли морем Азия от Америки, если не дойти до устья Колымы или до льдов «...что в Северном море всегда ходят». Он советовал идти «подле земли... до мест, показанных в указе» Петра I. Если же берег будет простираться к северу или начнутся противные ветры, то 25 августа искать место лучше всего «против Чукотского Носу, на земле... [где] имеется лес». Иными словами, Чириков советовал двигаться непременно вдоль побережья, если не помешают льды или оно не повернет к западу, а место для зимовки подыскать на американском берегу, т. е. на Аляске, где, по показаниям чукчей, есть лес и, следовательно, можно заготовить дрова на зиму.

М. Шпанберг предложил из-за позднего времени идти на север до 16 августа, а затем повернуть обратно и зимовать на Камчатке. Беринг решил двигаться далее к северу. Днем 14 августа, когда ненадолго прояснилось, моряки усмотрели на юге землю, очевидно, о. Ратманова, а чуть позже почти на западе - высокие горы (скорее всего мыс Дежнева). 16 августа экспедиция достигла широты 67°18", а по расчетам А. А. Сопоцко — 67°24" с. ш. Иными словами, моряки прошли пролив и находились уже в Чукотском море. В Беринговом проливе и (ранее) в Анадырском заливе они выполнили первые измерения глубин - всего 26 промеров. Затем Беринг повернул назад, проявив разумную предусмотрительность. Он официально мотивировал свое решение тем, что сделано все, полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а (к Чукотскому, или Восточному, углу [мысу] земли никакой не подошло». Обратный путь отнял только две недели; по дороге экспедиция открыла в проливе один из островов Диомида.

Еще одну зиму провел Беринг в Нижнекамчатске. Летом 1729 г. он сделал слабую попытку достичь американского берега, но 8 июня, через три дня после выхода в море, пройдя в общем на восток чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться. Вскоре, правда, установилась ясная погода, но капитан-командор не изменил своего решения, обогнул с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Oхотск. Во время этого плавания экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу. С учетом работ 1728 г. съемка впервые охватила свыше 3,5 тыс. км западного побережья моря, позднее названного Беринговым.

Через семь месяцев Беринг прибыл в Петербург после пятилетнего отсутствия. Он не разрешил основной задачи, но все же завершил открытие северо-восточного побережья Азии. Итоговую карту плавания он составил вместе с А. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным. Эта карта, высоко оцененная таким специалистом, как Д. Кук, значительно превосходила своих предшественниц по точности и достоверности изображения побережья в тех случаях, когда судно двигалось близ берега. Конечно, карта имела ряд погрешностей. Камчатка, например, сильно укорочена, очень мал Анадырский залив, неверны очертания Чукотского п-ова. Она «не просто оказала влияние на европейскую картографию, а стала прочной основой изображения северо-востока Азии на всех... западноевропейских картах» (Е. Г. Кушнарев).

Судовой журнал, который вели А. Чириков и П. Чаплин («Юрнал бытности в Камчатской экспедиции»), представляет собой важный первоисточник по истории первой в России морской научной экспедиции.

Из школьных учебников известно, что в 1725 году по распоряжению Петра I из Санкт-Петербурга в сторону Камчатки отправилась экспедиция Витуса Беринга. Ее заявленной задачей было уточнение данных географических карт и проверка существования пролива между Азией и Северной Америкой. Однако, как утверждают современные историки, истинная цель плавания была совсем иной.

Плацдарм для нападения на Америку

Согласно архивным историческим документам, морской поход был организован для изучения возможности захвата земель Северной Америки русской короной. В этом случае опорной базой российских войск должна была стать Камчатка, к берегам которой и был направлен Беринг. Тем не менее официальная задача экспедиции также должна была быть выполнена. Когда корабли достигли побережья полуострова, перед Берингом встал вопрос, как поступить дальше. Можно было продолжить плавание и при полном снаряжении обогнуть Камчатку, достигнув пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Но был и второй вариант. Чтобы лишний раз не подвергать офицеров и солдат риску плавания по неспокойным северным морям, а также дать им почувствовать твердую землю под ногами, Беринг предложил военным членам экспедиции пересечь Камчатку пешком. Тогда корабли подобрали бы их на другой стороне полуострова. Параллельно солдаты и офицеры должны были разведать наиболее удобные места для возведения крепостей, если Россия начнет военную экспансию на территорию Северной Америки.

Второй вариант был признан лучшим, и основная часть людей сошла на сушу. Но тащить на себе снаряжение и оружие было делом нелегким. Решили привлечь местных жителей - камчадалов из племени народа ительменов. Они уже тридцать лет как были покорены казаками и отлично подходили на роль носильщиков. Вот только, как заставить их помогать бесплатно, было большим вопросом.

Дело в том, что туземцы аккуратно платили налог в царскую казну в виде шкурок зверей. Продажа шкур из России в Европу была крайне выгодной, поэтому от ительменов больше ничего не требовали. Тем не менее верховенство белых людей им не нравилась. А тут еще как снег на голову свалился Беринг, пожелавший, чтобы его команду бесплатно, в интересах царя, проводили через весь полуостров. Плюс все это происходило в разгар сезона охоты, и ительмены опасались, что если они упустят время, то им нечем будет потом платить налог, а это приведет к карательным мерам со стороны местных казаков.

Первая камчатская война

Хитрый датчанин Беринг решил проблему обманным путем. Он пообещал тем, кто посодействует в перевозке людей и грузов, освобождение от царского налога шкурами на три года! Как тут устоять. Аборигены согласились. Они и не подозревали, что Беринг, не обладая подобными полномочиями, просто солгал им. Когда афера вскрылась, корабли мореплавателя были уже далеко.

Однако ительмены не стерпели подлости и поднялись на войну против царской администрации, представленной казаками. В истории эти события сохранились под названием «Первая камчатская война». Сначала были захвачены остроги казаков. Затем ночью ительмены вырезали весь гарнизон крепости «Нижнекамчатск», главного фортификационного сооружения русских на Камчатке. Спастись удалось лишь трем казакам, которые подняли тревогу, правда, в тот момент было уже поздно. Полуостров вернулся под власть местных племен.

В этот момент по иронии судьбы обратно в Санкт-Петербург из Северной Америки возвращался один из кораблей Беринга - бриг «Гавриил» - с солдатами и офицерами на борту. Вооруженные моряки, узнав о восстании камчадалов, сняли корабельные пушки, сошли на берег и, осадив Нижнекамчатск, спустя двое суток взяли его. Мятеж был подавлен. Война выживших казаков и моряков с местными племенами приняла особенно ожесточенный характер. Обе стороны воевали предельно жестоко, пленных не брали. Победили казаки, к 1732 году во второй раз полностью захватив Камчатку.

А. Муранов

Со дня рождения Витуса Беринга, великого морехода, замечательного скромного труженика, отдавшего лучшие годы своей жизни служению нашей Родине, исполнилось уже более 300 лет. Свершенные им подвиги сделали его имя бессмертным.
Беринг родился в Дании и с юных лет был связан с морем. Ходил в дальние морские плавания, побывал во многих странах, знал европейские языки, был даже известен русскому царю Петру Первому. По приглашению царя в 1703 году поступил на службу в русский морской флот и с тех пор навсегда связал свою судьбу с Россией, стал родным ее сыном. Участвовал в знаменитых петровских походах. Среди моряков пользовался авторитетом и уважением, за что его чаще называли не Витусом, а Иваном Ивановичем.
К началу XVIII века Россия уже стала могучей морской державой, однако обширные просторы морей и океанов, омывающих ее земли с севера и востока, были почти не изучены. Не было известно также, соединяется ли Азия с Америкой сушей или эти материки разделены между собой проливом.
Это был далеко не праздный вопрос, а, наоборот, имел весьма большое практическое значение и издавна интересовал очень многих. Ведь для того чтобы попасть из Европы в Индийский или Тихий океаны нужно было огибать южную оконечность Африки или Южной Америки. Оба эти пути имели огромную длину, и пользоваться ими европейским купцам было крайне невыгодно: на плавание уходило много времени, в пути торговые корабли подвергались нападениям пиратов, их трепали бесконечные штормы и бури, отчего быстро изнашивались снасти и ветшали корабли. Кроме того, болели и умирали члены экипажей судов, и еще другие многочисленные трудности дальних походов осложняли и так нелегкую жизнь моряков.
Совсем иное дело, если бы корабли шли в Китай и другие восточные и азиатские страны Северным морским путем, огибая Азию или Америку не с юга, а с севера, тогда путь был бы примерно раза в три короче. Но для этого надо было точно знать, есть ли пролив между Азией и Америкой и доступен ли он для прохода судов.
Решение этой, казалось бы простой, задачи составило целую эпоху истории географической науки. Петр Первый, возвращаясь в 1697 году из Голландии в Москву, встретился в немецком городе Ганновере с известным ученым Готфридом Лейбницем.
В беседе с русским царем Лейбниц затронул много вопросов. Он советовал более подробно изучать географию России, составлять карты, для чего готовить геодезистов и картографов, больше вести астрономических и геофизических наблюдений. Петр Первый и сам знал важность всего этого, однако на вопрос Лейбница, имеется ли пролив между Азией и Америкой, не смог дать ответа, ибо сам ничего достоверного об этом не знал. Но самолюбие царя было задето – и он обещал ученому дать ответ на интересующий его вопрос.
Однако Лейбниц так и не дождался ответа. У Петра Великого было слишком много неотложных дел. Начались война со Швецией, окончившаяся победным Ништадтским миром, потом были многие другие заботы.
И тем не менее царь не забыл об этом деле. Только в январе 1725 года, уже будучи сильно больным, он собственноручно написал следующий наказ:
"1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где она сошлась с Америкой... "
Во главе намеченной экспедиции нужно было поставить опытного морехода, надежного и смелого человека. Выбор царя пал на Витуса Беринга. В помощники ему назначили Алексея Ильича Чирикова. И хотя тот еще был молод (всего 22 года, но уже успешно окончил Морскую академию и как талантливый слушатель был оставлен при ней в должности преподавателя.
В 1725 году участники экспедиции отправились к месту назначения. Их путь от Невы до восточной окраины Российского государства был исключительно трудным. Ехали на лошадях, плыли по сибирским рекам. Большие трудности испытывали по доставке тяжелых грузов (якоря, канаты и пр.). Особенно страдали во время жестоких сибирских морозов, к тому же из-за нехватки продовольствия люди часто голодали. Нередко вместо павших лошадей сами впрягались в повозки.
После долгих мытарств экспедиция наконец в марте 1728 года прибыла в устье реки Камчатки. Позади было более трех лет пути. Петра Первого уже не было в живых, но начатое им дело продолжалось.
Выполняя распоряжение царя, в Нижне-Камчатском остроге экспедиция приступила к строительству судна, пригодного для дальнего плавания.
Это тоже было очень нелегким делом. Материалы к месту строительства доставлялись на собачьих упряжках и вручную. Смолу готовили сами. Питались рыбой, пойманной в реке, соль добывали из морской воды.
За три месяца самоотверженных работ судно было построено и названо "Святым Гавриилом". Для того времени это был довольно солидный корабль – длиной свыше двадцати метров.
13 июля 1728 года команда в составе сорока человек с годовым запасом продовольствия под начальством Беринга отправились на "Св. Гаврииле" вдоль берега полуострова Камчатки, придерживаясь северо-восточного направления.
В течение полуторамесячного плавания экспедиция открыла несколько островов, прошла по проливу, разделяющему Азию от Северной Америки, и вышла в Чукотское море, достигнув широты 67° 17". Но никто, ни Беринг, ни его спутники, не знали, что они сделали великое открытие: пролив, искать который послал их Петр Первый, они прошли и фактически открыли.
Это произошло потому, что все то время стояли пасмурные дни и морякам не были видны ни берега Аляски, ни азиатские берега.
Беринг, находясь в неведении, решил повернуть обратно, "понеже земля более к северу не простирается, а к Чюкоцкому или восточному углу земли никакой не подошло, и возвратился..." – так сообщил он позднее в своем рапорте.
Помощники Беринга интуитивно чувствовали, что цель близка и экспедиция находится примерно в том месте, куда стремились. Но нужны были факты и доказательства, а их не было.
А. И. Чириков очень настаивал на продолжении исследований и в случае необходимости предлагал остаться ив зимовку в устье реки Колымы.
Но осторожный Беринг не решился так поступить, считая это рискованным. Наступили холода, и он боялся за судно и жизнь вверенных ему людей и потому бесповоротно решил вернуться.
Злая ирония судьбы! "Св. Гавриил", возвращаясь, снова прошел по проливу, а моряки из-за ненастной погоды так и не увидели ни того ни другого берега. Так они и вернулись ни с чем на Камчатку.
Находясь в таком неведении, Беринг решил продолжить исследования в следующем, 1729 году. И вновь его постигла неудача: преодолев путь длиной около двухсот километров к востоку от берегов Камчатки, "Св. Гавриил" попал в жестокий шторм и не смог продолжать плавание.
Так завершилась Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов.
Когда в марте 1730 года Беринг, Чириков и некоторые другие участники экспедиции вернулись в Петербург и начальник доложил о проделанной работе, им было указано, что задание осталось невыполненным, вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой остался нерешенным, экспедиция не достигла берегов Америки.
Тогда же было решено организовать Вторую Камчатскую экспедицию. Ее задачами было: установить наличие вышеупомянутого пролива, дойти до берегов Америки и обследовать их, совершить плавание к Курильским островам и к Японии, узнать, можно ли по морю проплыть из устья реки Камчатки до Анадыря и Колымы. Начальником Второй Камчатской экспедиции вновь назначили Беринга, его помощником – А. И. Чирикова. Кроме них в состав экспедиции вошли одиннадцать морских офицеров, геодезисты, геологи и другие специалисты.
Суда для новой экспедиции строились в Охотске.

15 июня 1741 года "Святой Петр" и "Святой Павел", нагруженные всем необходимым, имея каждый на борту команды численностью свыше семидесяти человек, вышли из Авачинской бухты полуострова Камчатки. Гавань, где стояли суда, Беринг считал одной из лучших в том краю. В честь своих судов он назвал ее Петропавловской. Здесь и возник город Петропавловск-Камчатский, ставший столицей и одним из процветающих центров полуострова и крайнего востока нашей Родины.
Командование "Св. Павлом" Беринг поручил своему помощнику А. Чирикову. Сначала "Св. Петр" шел впереди, но потом командир приказал Чирикову возглавить поход. Около недели суда шли вместе, однако во время очень густого тумана (1 июля 1741 года) потеряли друг друга, разделились и никогда более не встретились.
Потеряв несколько дней на тщетные поиски корабля командира, А. Чириков повел "Св. Павел" к берегам Америки. Основным достижением его плавания в 1741 –1742 годы было исследование Алеутских островов.
Беринг тоже пытался найти судно Чирикова, но безрезультатно. Отправившись по назначенному курсу, "Св. Петр" 27 июля подошел к американскому берегу. Моряки увидели мощные заледенелые горные хребты, среди которых, как маяк, красовался величественный горный пик.
"Св. Петр" бросил якорь у ближайшего острова. Дело было в Ильин день – 31 июля 1741 года. В честь данного события высокому пику и острову Беринг дал название "Св. Илья".
Однако оно к острову не прижилось, и на картах его можно найти под именем Каяк. Он оказался обитаемым, но, кто здесь жил, люди Беринга не смогли установить, ибо испуганные их появлением жители поспешили спрятаться в лесах.
2 августа экспедиция открыла другой остров (Укамон) и в последующие дни группу мелких островов.
Высадиться на американский берег и обследовать хотя бы часть его Беринг не решился. Надвигалась холодная зима, на борту корабля было много больных, да и сам он чувствовал себя не совсем здоровым. Кроме того, Беринг не был уверен в том, что высадка на незнакомом берегу может окончиться благополучно. Словом, командир не хотел рисковать и до наступления сильных морозов предполагал добраться до Камчатки.
Обратный путь был трудным и печальным. Погода не благоприятствовала плаванию. Часто штормило, на море падали плотные туманы. Сильные западные ветры тормозили продвижение корабля по нужному курсу. Число больных все более увеличивалось. Беринг тоже заболел цингой и уже не вставал с постели. Первую жертву – матроса Шумагина – похоронили 10 сентября на неведомом острове и в честь погибшего товарища назвали Шумагинским.
Далее становилось все хуже. В конце сентября и в октябре штормы отличались исключительной силой. Число тяжелобольных перевалило за тридцать. Почти ежедневно кто-нибудь умирал.
"Мы должны были плыть в неизведанном, – писал в судовом журнале штурман Свен Вексель, – никем не описанном океане, точно слепые, не знающие, слишком ли быстро или слишком медленно они передвигаются и где вообще находится. Не знаю, существовало ли на свете более безотрадное или более тяжелое состояние, чем плавание в неописанных водах..."
В ноябре уже некому было нести вахту. К штурвалу подводили больных, которые сами не могли передвигаться. Корабль при жестоком морозе обледеневал, и некому было сбивать лед, чтобы облегчить судно.
Снасти пришли в ветхость, парусы превратились в лохмотья, продовольствие и запасы воды кончались.
Люди приходили в отчаяние, считали себя обреченными.
"Наш корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать..." – записал в начале ноября Свен Ваксель.
4 ноября моряки увидели землю. Раздались радостные крики: "Камчатка! Мы спасены!"
Каково же было разочарование всех, когда оказалось, что земля, принятая за Камчатку, на самом деле представляла собой неизвестный необитаемый остров.
Беринг созвал офицеров на совет, чтобы решить, как быть дальше – продолжить ли плавание, на чем сам настаивал, или высадиться на остров.
Большинство решило, чтобы "спасти себя и судно", пристать к острову.
Это было единственное правильное решение, ибо судно обветшало, а команда не была в состоянии вести его дальше, хотя, как выяснилось позднее, Камчатка находилась не так далеко от того места.
7 ноября моряки высадились на остров. С судна сняли припасы и необходимые вещи. 22 ноября во время бури оно было выброшено на берег и пришло в полную негодность.
Решили зимовать на острове. Жилищем для людей служили ямы, вырытые в песке. Многие не вынесли исключительно неблагоприятных и суровых условий жизни на острове и умерли. В их числе был и начальник экспедиции. "Декабря 8 (19) дня капитан-командир Беринг в землянке того острова умер..." – было написано в одной из последних строк корабельного журнала.
Оставшиеся в живых участники экспедиции провели на острове девять долгих месяцев. Питались мясом убитых животных и двух китов, выброшенных мертвыми на берег.
Из остатков разбитого судна зимовщики соорудили небольшой бот, дали ему то же имя и 21 августа 1742 года прибыли в Петропавловск.
После смерти Беринга экспедицию возглавил один из его помощников Мартын Шпанберг. Объектом ее исследований были сибирские берега Северного Ледовитого океана.
В 1744 году Вторая Камчатская экспедиция закончила свое существование. Она длилась одиннадцать лет.
Имя Витуса Беринга увековечено на картах мира, главным образом в той части света, где он совершил всемирно известные Камчатские экспедиции. Его носят: мыс на побережье Анадырского залива, гора на острове Спафарьева, населенный пункт на западном побережье Аляски и другие географические объекты. Но самая большая память об этом человеке запечатлена в названии пролива, который он, не зная, открыл и дважды прошел во время своих морских походов, и море в северной части Тихого океана, которое он пересек на "Св. Петре", возвращаясь от берегов Аляски к Камчатке, чьи воды омывают восточную часть нашей Родины.
Географические результаты экспедиций Беринга велики, и их никто не оспаривал. Свыше двух с половиной веков прошло с момента, когда он повел свои суда в дальние морские походы. О его делах, достижениях и недостатках написано очень много. Некоторые географы и историки обвиняли этого человека в мягкости характера, излишней осторожности, нерешительности и медлительности, недооценивании научных наблюдений, неумении поставить на должную высоту дисциплину и во многих других недостатках.
Однако люди, критиковавшие Беринга, очевидно, плохо представляли себе те исключительно трудные условия, в которых ему пришлось выполнять задание Петра Великого, когда тот уже ничем не мог помочи ему или защитить – в эпоху политических интриг, распрей и происков, взбудораживших все общество после смерти царя.
Исключительно честный, доброжелательный и справедливый старый моряк Беринг ценой невероятных усилий сумел построить на голом месте корабли, проложить на них через холодные океанские пустыни новые пути в Америку, героически перенести бесчисленные беды, невзгоды и лишения, целиком посвятить два последних десятилетия своей жизни исследованию неведомых вод и земель, совершить ряд великих географических открытий и за все это бескорыстие заплатить собственной жизнью. Этими подвигами Витус Беринг обессмертил свое имя и вписал его золотыми буквами в историю географической науки и нашего государства.