Болезни Военный билет Призыв

День тихоокеанского флота вмф россии. День тихоокеанского флота россии

Еще в царствование Анны Иоанновны (1730 – 1740) в столицу России стали поступать сведения о нападениях японцев, китайцев и маньчжуров на дальневосточные территории Российской империи. Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах.

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации №235 от 15 апреля 1999 года Днем образования Тихоокеанского флота установлен 21 мая 1731 года.



21 мая (10 – по старому стилю) 1731 года Сенатом был учрежден Охотский военный порт - первое постоянно действующее Военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке. Таким образом, корабли и суда Охотского порта явились начальным звеном в зарождении морских сил России на Дальнем Востоке, которые сыграли решающую роль в обеспечении защиты ее интересов в регионе, и впоследствии превратились в Тихоокеанский флот .

Но еще в первой половине XVII века началось проникновение русских к дальневосточным берегам Тихого океана, началось постоянное изучение и освоение их. Есть документы, подтверждающие реальность выхода русских первооткрывателей к Тихому океану уже в 1639-1641 гг.

Ранее День образования Тихоокеанского военно-морского флота отмечали 21 апреля. Однако историки доказали, что исходной датой следует считать 21 мая 1731 г., когда был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии. Приказом главнокомандующего ВМФ утверждена новая дата Дня образования Тихоокеанского флота России - 21 мая.

Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот (ТОФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России.


Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в азиатско-тихоокеанском регионе.


Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Основными задачами Тихоокеанского флота России в настоящее время являются:

  • поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;
  • защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)

Тихоокеанский флот - самое крупное оперативно-тактическое объединение ВМФ России, фактор мира и военно-политического равновесия на Тихом океане и российских дальневосточных рубежах.

История Тихоокеанского флота

Праздник 21 мая - День образования Тихоокеанского военно-морского флота России - прекрасный повод вспомнить историю.

История Тихоокеанского флота как штатного объединения начинается лишь в конце XIX века, но российские моряки освоили океан гораздо раньше. В XVII-XVIII веках на камчатском и охотском побережьях возникают первые поселения, основанные казаками-землепроходцами и мореплавателями. "Великая северная экспедиция" Беринга и другие плавания XVIII века дают России и миру точную картографию северной части Тихого океана. Тогда же начинается освоение биологических ресурсов региона - морского зверя, китов, рыбы. Дальний Восток не имел тесной связи с Россией, а приморский край и вовсе не принадлежал ей - современная граница по Амуру и Уссури была утверждена лишь в 1860 году.


Тогда же, 20 июня 1860 года, на берегу бухты Золотой Рог был основан город и порт Владивосток - будущая столица российского Приморья. Базировавшиеся в городе боевые корабли сразу стали активным инструментом российской политики в регионе. В 1863 году в Сан-Франциско из Владивостока отправилась эскадра из шести вымпелов под командованием контр-адмирала Попова. Одновременный приход в Нью-Йорк Балтийской эскадры контр-адмирала Лесовского стал весомым аргументом в поддержку Северных штатов в гражданской войне в США. Русские корабли на Тихом и Атлантическом океанах стали одним из важнейших факторов, предотвративших вмешательство Англии в гражданскую войну на стороне Юга.

Официальной столицей Приморья и флота Владивосток стал в 1871 году, когда туда перенесли из Николаевска-на-Амуре резиденцию губернатора и главную базу Сибирской военной флотилии. В 1880 году открылось регулярное сообщение по линии Одесса-Владивосток. Путь через два океана занимал тогда 46 дней. Окончательно город и базу флота связала с центральной Россией транссибирская железная дорога, движение по которой началось в 1903 году.


В конце XIX века запад Тихого океана стал ареной соперничества между Россией и Японией. Некогда дружеские отношения двух стран, позволявшие тихоокеанской эскадре зимовать в незамерзающем Нагасаки, охладели. Усиление России в Приморье и Манчжурии наносило удар по растущим интересам Японии. Война 1904-1905 годов, которую Япония вела на английские займы кораблями английской постройки, была проиграна Россией в силу ряда причин, главными из которых были некомпетентность высшего командного состава и удаленность театра военных действий от ведущих промышленных регионов страны. В дальневосточных водах российский флот потерпел крупнейшее в своей истории поражение - в Цусимском бою. Эта война вошла в память и бессмертными подвигами крейсера "Варяг", эскадренного миноносца "Стерегущий", броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" - погибших в боях против многократно превосходящего противника.

После поражения в русско-японской войне морские силы России на Дальнем Востоке были резко ограничены. Тихоокеанский флот вновь превращается в Сибирскую флотилию, предназначенную для береговой обороны. Восстановление морских сил в Приморье начинается уже после революции и гражданской войны, в 30-е годы. Статус флота был присвоен морским силам Дальнего Востока 11 января 1935 года. Первым командующим советского Тихоокеанского флота стал флагман флота 1 ранга Михаил Викторов.


В 30-е годы силы Тихоокеанского флота принимали участие в локальных конфликтах - авиация флота вела воздушные бои с японскими самолетами во время боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В Великой Отечественной войне флот участия не принимал, но часть подводных лодок и эсминцев Тихоокеанского флота перешла на Север, где участвовала в боях. Главной задачей флота была защита морских границ и дальневосточных коммуникаций СССР в случае войны с Японией. Летом 1945 года Тихоокеанский флот и Амурская флотилия активно участвовали в боевых действиях против Японии. Корабли флота высаживали десанты на южном Сахалине и Курильских островах.

В первые послевоенные годы Тихоокеанский флот продолжал выполнять оборонительные задачи - СССР значительно уступал в морской мощи своим противникам по Холодной войне. Возможности флота возросли после появления в его составе новейших на тот момент легких крейсеров проекта 68бис, эскадренных миноносцев проекта 30бис и 56, дизельных подводных лодок проекта 611 и 613 - новые боевые единицы позволили флоту "оторваться от побережья" и выйти в океан.


После появления в составе флота атомных подводных лодок система базирования претерпела значительные изменения. Атомоходы, которым для выполнения боевых задач требовался свободный выход на оперативный простор, не стесненный узостями проливов, получили базу в Петропавловске-Камчатском. С середины 60-х по конец 80-х годов Тихоокеанский флот СССР решал различные задачи. Главными среди них были: боевое дежурство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в готовности к нанесению ядерного удара, слежение за авианосными ударными группировками и атомными подводными лодками "вероятного противника" и обеспечение советского присутствия в Индийском океане, где несла службу 8-я оперативная эскадра ВМФ СССР. Кроме того, располагая самой мощной среди советских флотов группировкой морской пехоты, Тихоокеанский флот должен был в случае необходимости обеспечить высадку советских войск на японских островах.

Мы сердечно поздравляем весь личный состав Тихоокеанского ВМ флота с праздником 21 мая, с Днем образования Тихоокеанского военно-морского флота России!

21-05-2016, 10:35

Сегодня моряки и ветераны Тихоокеанского флота отмечают свой праздник. День ТОФ официально появился в календаре военных праздников современной России на основании приказа главнокомандующего ВМФ РФ от 15 апреля 1999 года. Дата празднования дня Тихоокеанского флота России (21 мая) выбрана в связи с тем, что именно в этот день в 1731 году Указом царского Сената был учреждён Охотский военный порт в качестве объекта постоянного военно-морского присутствия России на Дальней Востоке. Кроме того, сенатским Указом учреждалась и Охотская флотилия.

К этому времени (21 мая 1731 года) в Охотском военном порту находились корабли «Фортуна» (шитик (плоскодонное парусное судно со сшитыми ремнями или прутьями частями корпуса) 1727 года постройки), «Святой Гавриил» (бот 1728 года постройки), «Восточный Гавриил» (бот 1729 года постройки) и «Лев» (бот 1729 года постройки), а также несколько ладей. Именно с этих кораблей фактически и начинался Тихоокеанский флот, сегодня являющимся важнейшим звеном обеспечения безопасности морских границ России.

О славной истории Тихоокеанского флота можно узнать, посетив музей ТОФ, расположенный во Владивостоке. Музей был открыт в 5-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне – 9 мая 1950 года.

Интересным моментом можно считать то, что экспозиция музея была представлена в здании бывшей лютеранской церкви (кирхи). Немалое число экспонатов, которые можно увидеть в музее ТОФ, в своё время было вывезено из музейных залов Порт-Артура. Особое место в музее занимается экспозиция, посвящённая русско-японской войне начала XX века и войны СССР с Японией года 1945-го.

Через 8 лет после своего создания музей пополнился очередной составной частью – кораблём «Красный Вымпел», а ещё через 17 лет в состав музея вошла гвардейская краснознамённая подводная лодка «С-56». С 1982 года эти военные корабли входят в мемориальный комплекс «Боевая слава ТОФ».

В 1997 году музей получил новый филиал - Ворошиловская батарея, строительство которой началось 85 лет назад (1931 год). Это береговая башенная батарея калибра 305 мм, названная в своё время именем Климента Ворошилова и расположенная на острове Русский. Ворошиловская батарея - по-настоящему уникальное фортификационное сооружение. Во время её строительства в течение нескольких лет велись скальные и подземные работы, которые были необходимы для соединения между собой башен через специальную подземную галерею длиной около 250 м. Помимо галереи под землёй Ворошиловская батарея имеет 3 этажа различных инфраструктурных объектов и коммуникаций, включая склады, жилые помещения для военнослужащих и технические комнаты. Стоит отметить тот факт, что Ворошиловская батарея в качестве полноценного военного объекта находилась в составе флота 66 лет – до упомянутого 1997 года, когда её решили сделать филиалом музея ТОФ.

Сегодня – Тихоокеанский флот – это оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ, обеспечивающее безопасность России на Азиатско-Тихоокеанском направлении. Особенность ТОФ в том, что его составные части располагаются сразу в нескольких климатических зонах с севера на юг: от южной оконечности Приморского края до побережья Камчатки.

Тихоокеанский флот имеет в своём составе самые различные классы кораблей и флотской авиации. В составе ТОФ сегодня боевую службу несут АПРК стратегического назначения, многоцелевые дизельные и атомные субмарины, надводные корабли различных морских зон действия. В составе флота есть и свои сухопутные войска, противолодочная и истребительная авиация, другие силы и средства противостояния любому условному (потенциальному) противнику.

Официально задачи, определяемые командованием ВМФ перед моряками-тихоокеанцами, выглядят следующим образом:

поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;

защита экономической зоны и районов производственной деятельности РФ, пресечение незаконной производственной деятельности;

обеспечение безопасности судоходства в различных морях, входящих в зону ответственности ТОФ;

выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).

В последнее время корабли ТОФ активно задействуются в антитеррористических и антипиратских кампаниях. Одно из мест боевого патрулирования – воды в районе Малаккского пролива, где нередки нападения морских пиратов на торговые суда, следующие этим «бойким» морским курсом.

21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота, установленный приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

В 1871 году Владивосток стал основным пунктом ее базирования, но боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 году на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, и Владивостокской эскадры и принимала участие в сражениях. Трагический исход войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922) флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше. В те годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей была уведена за границу, другая пришла в негодность.

В ноябре 1922 года из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который вошел в состав Красного флота на Дальнем Востоке (затем Морские силы Дальнего Востока).

В 1926 году Морские силы Дальнего Востока расформировали, а Владивостокский отряд кораблей был передан Морской пограничной охране.

В 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были созданы вновь и 11 января 1935 года переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(Дополнительный

Для обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Дальнем Востоке России работает Тихоокеанский флот. Военным, которые несут службу во флотилии, посвящен индивидуальный профессиональный праздник.

История

Во время крымской войны в 1854 году к берегам Дальнего Востока подошла эскадра, состоявшая из английских и французских суден, для уничтожения кораблей Российской империи. Несмотря на неравные силы: у русских было в три раза меньше сил, чем у противника, враг был разбит. В связи с такими событиями, Сенатом при правлении Анны Иоановны 21 мая было утверждено создать Охотскую флотилию. На то время в состав флота входили четыре корабля и еще несколько ладей. Это было начало в будущем мощного известного флота.

Накаленные отношения России и Японии подтолкнули правительство принять специальную программу, направленную на развитие судостроительства. Так, флотилия стала развиваться, но в результате русско-японской войны от нее почти ничего не осталось. Возрождение флота началось в 1922 году, и за одно десятилетие удалось не только восстановить старые корабли, но и дать начало созданию новых подводных и наводных плав средств.

В 1935 году Охотская флотилия переименовывается в Тихоокеанскую, и уже к этому времени является мощной и боеспособной.

Особые заслуги эскадра Дальнего Востока получила во время ВОВ, они отмечены наградой Красного Знамени.

Главными задачами флота в настоящее время являются:

  • участие в мировых мероприятиях, таких как учения и миротворческие акции;
  • обеспечение безопасности границ страны;
  • пресечение браконьерства;
  • выявление незаконно перевозимых грузов;
  • защита государства от различных посягательств;

ТОФ – это аббревиатура флота на побережье Тихого океана. Флот имеет в своем подчинении авиацию, пехоту, атомные и военные корабли, береговую охрану. Военные ежедневно обеспечивают экономическую и государственную защиту страны.

Традиции

Торжественно и с размахом отмечают день Тихоокеанского флота во Владивостоке, где находится самый главный порт. К празднику готовятся несколько месяцев. Незабываемое зрелище, на которое съезжаются тысячи людей – это парад кораблей.

В этот день чествуют ветеранов, принимают новобранцев.

Обязательно вспоминают минутой молчания ушедших коллег, возлагают цветы, публикуют о былых подвигах в средствах массовой информации.

Ежегодно 21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота – флота, который стоит на страже Отечества на дальневосточных рубежах и демонстрирует Андреевских флаг на просторах Мирового океана.

Дата праздника выбрана в связи с тем, что именно в этот день в 1731 году Сенат Российской империи учредил Охотскую военную флотилию и Охотский военный порт. Официальная трактовка: Для защиты земель, морских путей и промыслов.


С тех пор прошло почти три сотни лет, однако важность того шага переоценить сложно. Дело в том, что Тихоокеанская зона владений России и сегодня является одним из стратегически важных направления в плане выстраивания системы безопасности державы. Да и весь Азиатско-Тихоокеанский макрорегион, учитывая существенные темпы его развития, выглядит крайне важным с точки зрения геополитических интересов Российской Федерации. В регионе располагаются крупнейшие морские пути по взаимодействию не только странами Восточной и Юго-Восточной Азии, но также и с государствами Северной Америки.

Важность Тихоокеанского направления совершенствования безопасности трудно переоценить ещё и в связи с так называемым Корейским вопросом. Несмотря на ранее исходившие предложения от Пхеньяна к своему южному соседу встать на путь общекорейской интеграции, Сеул решает продолжать идти по пути провокаций. По своей ли воле? Это уже отдельный вопрос, ответ на который понятен, исходя из того, что именно в Южной Корее находятся сегодня несколько крупных американских военных баз, и именно в это государство США перебросили несколько своих стратегических бомбардировщиков. Бомбардировщики в последнее время осуществили несколько провокационных полётов вдоль так называемой демилитаризованной зоны, что, по понятным причинам, вызвало крайне резкую реакцию официального Пхеньяна.
На фоне явной напряжённости на Корейском полуострове перед Тихоокеанским флотом стоят задачи и по осуществлению постоянного мониторинга обстановки – при учёте того, что КНДР – территориальный сосед РФ, и что у берегов это государства продолжаются масштабные учения с участием американских авианосных групп.

Корабли Тихоокеанского флота сегодня выполняют задачи в различных частях Мирового океана. В частности, гвардейский ракетный крейсер «Варяг» принимал участие в операции в Восточном Средиземноморье – у берегов Сирии. Флагман ТОФ ВМФ РФ осуществлял прикрытие российской военной базы «Хмеймим» в провинции Латакия, а также флотского пункта материального обеспечения Тартус.

Помимо этого, «Варяг» в последнее время принял участие в целом ряде учений, включая совместные российско-индийские военно-морские маневры «Индра-Нэви». В походе «Варяг» сопровождал танкер ТОФ «Борис Бутома». Российский крейсер осуществлял и заходы в иностранные порты Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, в сопровождении танкера «Печенга» гвардейский ракетный крейсер заходил в порт Чанги государства Сингапур. Там «Варяг» участвовал в международной выставке «IMDEX Asia 2017». У местной публики прибытие флагмана Тихоокеанского флота вызвало неподдельный интерес.

В ходе визита в Сингапур командование встретилось с представителями военно-промышленного сектора Сингапура и коллегами – сингапурскими моряками. Члены экипажа получили возможность посетить город, считающийся одним из самых современных в регионе.

Фото ГРК «Варяг» в порту Сингапура (фото МО РФ):

Напомним, что гвардейский крейсер «Варяг» получил своё нынешнее название в 1996 году в качестве преемственности в русском флоте. В 2002 году «Варяг» стал флагманом Тихоокеанского флота ВМФ РФ взамен атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» - бывший «Фрунзе» (проект 1144 «Орлан»). Кстати, о предыдущем флагмане ТОФ.

В строй «Фрунзе» выступил в 1984 году. Не такой уж и «старик» по флотским меркам. В 2016 году крейсер «Адмирал Лазарев», как сообщали представители ТОФ, должен был пойти по пути утилизации.

Однако, по последней информации, утилизационные мероприятия на ТАРКР начаты не были. Его судьбу по-прежнему обсуждают на уровне командования ВМФ РФ. Хочется надеяться, что в итоге будет принято наиболее оптимальное решение при учёте не только экономической целесообразности, но и в первую очередь совершенствования системы безопасности России на Тихоокеанском направлении.

В День рождения Тихоокеанского флота России «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-тихоокеанцев и ветеранов флота с праздником!

Подпишитесь на нас