Болезни Военный билет Призыв

Королева марго кто написал. Последняя из рода Валуа. Любовь и долг королевы Марго. Девушка эпохи Ренессанса

  • Самостоятельная работа студентов одо одо 1 Своеобразие романтизма как художественной , 59.37kb.
  • Жизнь Василия Фивейского, "Красный смех". Конфликт, характерологические связи, жанровое , 48.78kb.
  • Конкурса исследовательских и творческих работ , 74.26kb.
  • Лекция №14 (2 часа) Национальное своеобразие воспитания , 144.55kb.
  • Тест по творчеству М. Горького Укажите годы жизни М. Горького , 16.39kb.
  • Система уроков по ранним романтическим рассказам М.Горького.
    1. Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).
    2. Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

    Цели уроков:

    1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
    2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
    3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

    Урок на тему

    «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).

    Домашнее задание к уроку:

    а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

    б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

    Произведения для изучения и повторения:

    1. «Песнь о Соколе».
    2. «Старуха Изергиль».

    Вид урока: получение новых знаний с этапом повторения,

    основной метод : эвристическая беседа.

    Ход урока.

    1. Проверка домашнего задания.
    а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

    Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

    В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные

    Требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

    Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

    Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

    Черты романтизма:

    • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
    • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
    • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
    • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
    • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
    • мучительное переживание разлада с действительностью;
    • отказ от обыденного;
    • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
    б) Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

    Ответ. В обрамлении «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

    В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

    «Старуха Изергиль»

    (этап получения новых знаний – эвристическая беседа).

    Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

    Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

    а) Легенда о Ларре.

    Чем мотивирован характер Ларры?

    Какое понимание свободы он воплощает?

    Как изображены люди в легенде?

    В чем смысл наказания Ларры?

    Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

    б) Легенда о Данко.

    Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

    Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

    Какой поступок вы назовете подвигом?

    Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

    Разумен или нет поступок Данко?

    Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

    В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

    Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

    в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

    - Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

    В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

    Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

    Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

    «Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».

    «В жизни… всегда есть место подвигам».

    Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

    Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

    Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

    Что сближает Изергиль с Ларрой?

    Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

    Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

    Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

    Урок на тему

    «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

    Домашнее задание к уроку:

    а) Проблемный вопрос

    Произведения для изучения:

    1. «Макар Чудра».
    2. «Хан и его сын».

    Вид урока: получение и закрепление новых знаний,

    основной метод : эвристическая беседа.

    Ход урока.

    «Макар Чудра»

    (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания).

    Как создает Горький романтический характер?

    Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

    Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

    Каковы жизненные ценности героев легенды?

    Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»

    Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

    Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

    Реализация домашнего задания.

    Задание. Проблемный вопрос . Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

    Ответ . Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

    Каково понимание свободы героями рассказа?

    Какой конфликт лежит в основе легенды?

    Как он разрешается?

    Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

    Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

    Согласен ли с ними герой-повествователь?

    Как выражена его позиция?

    В произведении очень важен образ повествователя. Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

    Каков смысл финала рассказа?

    В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя - автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

    «Хан и его сын»

    (закрепление и проверка знаний).

    Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».




    Признаки романтизма в рассказе «Хан и его сын».

    Примеры из текста.

    1.

    В произведении есть рассказчик - татарин-нищий, есть герои рассказанной татарином легенды. Соблюден принцип романтического двоемирия.

    «Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын Толайк Алгалла…»

    Прислонясь спиной к яркокоричневому стволу арбутуса, слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых легенд полуострова, богатого воспоминаниями…»


    2.

    Необычна обстановка, в которой происходит действие.

    «…а вокруг рассказчика, на камнях – обломках разрушенного временем ханского дворца – сидела группа татар в ярких халатах, в тюбетейках, шитых золотом»

    3.

    Экзотическая обстановка, действие легенды перенесено во времена татаро-монгольского ига.

    «…сын Алгалла не уронит славы ханства, рыская волком по русским степям и всегда возвращаясь оттуда с богатой добычей, с новыми женщинами, с новой славой…»

    4.

    Романтический пейзаж.

    «Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья их так шелестели, точно в воздухе струились невидимые глазом ручьи воды».

    5.

    Обилие сравнений.

    женщины «красивы, как весенние цветы»;

    у Алгаллы «глаза, черные, как море ночью, и горящие, как очи горного орла»; слезы, как жемчужины;

    глаза, как васильки;

    поднял, как перо;

    облака «темны и тяжелы, как думы старого хана»


    6.

    Метафоры.

    «ласки нежили и жгли»;

    «дрожь в сердце»;

    «гаснет день ото дня жизнь моя»;

    раны «точили бы кровь мою»;

    «рвется мое сердце»

    «Но она обняла за шею своего старого орла»;

    «улыбается смерть»


    7.

    Эпитеты.

    орлиные очи, знойные ласки, эхо сынова голоса

    8.

    Возвышенная речь героев.

    «Возьми мою кровь по капле в час – двадцатью смертями я умру за тебя!»; «Последняя радость жизни моей – эта русская девушка»

    9.

    Олицетворения.

    «…а ветер, потрясая деревья, точно пел, шумел деревьями…»;

    «И вот оно, море, перед ними, там, внизу, густое, черное, без берегов. Глухо поют его волны у самого низа скалы, и темно там, внизу, и холодно и страшно»; «Только волны все плескались там, да ветер гудел дикие песни»


    10.

    Единственное начало в позиции героев.

    «Ты любишь ее больше, чем ее и меня» (отец о сыне);

    «Не могу я отдать ее тебе, не могу, - сказал хан»;

    «Ни тому, ни другому – так решили? Так и должны решать сильные сердцем. Иду» (слова девушки)


    11.

    Авторская позиция.

    «…перед слушателями вставала картина прошлых, богатых силой чувства, дней»

    12.

    Ваше мнение о прочитанном.

    Использованная литература:

    1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.
    2. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.
    3. Горький М. Избранное. – М., 2002.
    4. Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.
    5. Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.
    6. Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.
    7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.
    8. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.

    Бельнова Оксана Александровна

    Система уроков по ранним романтическим рассказам М.Горького.

      Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).

      Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

    Цели уроков:

      Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.

      Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.

      Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

    Урок на тему

    «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).

    Домашнее задание к уроку:

    а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

    б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

    Произведения для изучения и повторения:

      «Песнь о Соколе».

      «Старуха Изергиль».

    Вид урока: получение новых знаний с этапом повторения,

    основной метод : эвристическая беседа.

    Ход урока.

      Проверка домашнего задания.

    а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

    Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

    В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные

    требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

    Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

    Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

    Черты романтизма:

      провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;

      утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;

      взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

      интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

      тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;

      мучительное переживание разлада с действительностью;

      отказ от обыденного;

      стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

    б) Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

    Ответ. В обрамлении «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

    В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

    «Старуха Изергиль»

    (этап получения новых знаний – эвристическая беседа).

    Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

    Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

    а) Легенда о Ларре.

    Чем мотивирован характер Ларры?

    Какое понимание свободы он воплощает?

    Как изображены люди в легенде?

    В чем смысл наказания Ларры?

    Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

    б) Легенда о Данко.

    Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

    Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

    Какой поступок вы назовете подвигом?

    Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

    Разумен или нет поступок Данко?

    Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

    В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

    Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

    в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

    - Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

    В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

    Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

    Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

    «Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».

    «В жизни… всегда есть место подвигам».

    Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

    Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

    Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

    Что сближает Изергиль с Ларрой?

    Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

    Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

    Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

    Урок на тему

    «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

    Домашнее задание к уроку:

    а) Проблемный вопрос

    Произведения для изучения:

      «Макар Чудра».

      «Хан и его сын».

    Вид урока: получение и закрепление новых знаний,

    основной метод : эвристическая беседа.

    Ход урока.

    «Макар Чудра»

    (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания).

    Как создает Горький романтический характер?

    Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

    Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

    Каковы жизненные ценности героев легенды?

    Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»

    Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

    Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

    Реализация домашнего задания.

    Задание. Проблемный вопрос . Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

    Ответ . Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

    Каково понимание свободы героями рассказа?

    Какой конфликт лежит в основе легенды?

    Как он разрешается?

    Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

    Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

    Согласен ли с ними герой-повествователь?

    Как выражена его позиция?

    В произведении очень важен образ повествователя. Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

    Каков смысл финала рассказа?

    В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя - автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

    «Хан и его сын»

    (закрепление и проверка знаний).

    Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».

    Использованная литература:

      В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.

      В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.

      Горький М. Избранное. – М., 2002.

      Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.

      Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.

      Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.

      Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.

      Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.

    "Раннее творчество А.М. Горького. Рассказ "Старуха Изергиль"

    Цели занятия:

    • Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
    • Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
    • Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
    • Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. 2. Биография Горького (сообщение)

    3. Основная часть

    1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

    Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

    Задание. Вспомнить основные черты романтизма как литературного направления (т.к. ранние рассказы Горького романтического характера)

    Ответ. Романтизм - особый вид мировоззрения; одновременно - художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

    В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

    Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

    Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима - так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира - коренная черта этого литературного направления.

    Черты романтизма:

    • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
    • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
    • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
    • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
    • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
    • мучительное переживание разлада с действительностью;
    • отказ от обыденного;
    • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

    Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    б) Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

    Ответ. В обрамлении «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь - это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

    В основе сюжета - спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

    Позиция Сокола

    Позиция Ужа

    «…пал с неба Сокол с разбитой грудью…»

    «Уж испугался, отполз проворно…»

    «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»

    «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

    «Безумство храбрых - вот мудрость жизни!»

    «Рожденный ползать - летать не может!..»

    2. Герои предстают в романтическом пейзаже.

    Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

    • - В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь - это самое таинственное, романтическое время суток);
    • - Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
    • - Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);
    • - Почему именно таким показан пейзаж в рассказе?

    Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо - бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

    ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

    3. Композиция рассказа "Старуха Изергиль".

    • - Каково композиционное решение рассказа?
    • - В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? ("Ася" И.С. Тургенева, "После бала" Л.Н. Толстой, "Макар Чудра", "Песенка о Соколе" М. Горький).
    • - Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).
    • - Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть - легенда о Ларре; 2 часть - история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть - легенда о Данко).

    4. Анализ легенды о Ларре.

    • - Кто является главным героям первой легенды?
    • - Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
    • - Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).
    • - Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).
    • - Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)
    • - Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
    • - К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)
    • - Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
    • - Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
    • - Каково отношение автора к психологии индивидуализма?

    Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра - это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности.

    Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

    Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности - это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

    а) Легенда о Ларре.

    Чем мотивирован характер Ларры?

    Какое понимание свободы он воплощает?

    Как изображены люди в легенде?

    В чем смысл наказания Ларры?

    Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим - вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

    5. Анализ легенды о Данко.

    а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

    Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

    Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

    Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

    Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

    • - В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)
    • - Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

    б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

    Как складываются отношения между Данко и толпой?

    Работа с текстом. (Сначала люди "посмотрели и увидели, что он лучший из них". Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они "стали роптать на Данко", так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. "Люди в гневе обрушились на Данко" потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, "но от жалости к людям оно погасло". Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

    б ) Легенда о Данко.

    Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

    Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

    Какой поступок вы назовете подвигом?

    Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

    Разумен или нет поступок Данко?

    Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

    В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

    Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному - любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра - крайний индивидуализм.

    ВЫВОД: Мы видим, что Ларра - романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко - романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

    в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

    - Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

    В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа - старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

    Именно в таком пейзаже - приморском, ночном, таинственном и прекрасном - могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

    Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

    «Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого - ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко - там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».

    «В жизни… всегда есть место подвигам».

    Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

    Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

    Изергиль - глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

    Что сближает Изергиль с Ларрой?

    Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру - в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

    Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

    Во всем - в портрете, в авторских комментариях - мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

    6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа.

    Ребята сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

    Сопоставление образов Данко и Ларра

    Критерии

    Данко

    Ларра

    Отношение к толпе

    Взаимоотношения с толпой

    Отличительные черты характера

    Отношение к жизни

    Образы - символы

    Поступки героев

    Отношение писателя к героям

    7. Но рассказ называется "Старуха Изергиль".

    Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

    Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

    К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

    Карточка №1

    Гордость -

    • Чувство обыденного достоинства, самоуважения;
    • Высокое мнение, чрезмерно высокое мнение о себе.

    Гордыня - НЕПОМЕРНАЯ ГОРДОСТЬ.

    Карточка №2 Идеал ----ДАНКО Антиидеал -----ЛАРРА

    Домашнее задание

    Написать рассуждение на тему "В одном из отзывов ученик писал: "Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах ". Ваше мнение.

    Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Поздравить юбиляра пришли его родственники и коллеги и многочисленные друзья.

    2) Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией: с миром океана или моря гор или прибрежных скал.

    3) В отрывке из «Антоновских яблок» Бунина ощущается не столько желание автора быть помещиком сколько стремление быть свободным от мелочных дел.

    4) Постоянное движение устремлённость к иным пределам составляет суть творческой жизни и как раз об этом написал Пастернак в одном из стихотворений.

    5) Утром восток загорелся румянцем и мелкие облачка окрасились в нежный цвет.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Расставим знаки препинания. Подчеркнём поставленные запятые.

    1) Поздравить юбиляра пришли его родственники, и коллеги, и многочисленные друзья. Поставили две запятые: О , и О , и О

    2) Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией: с миром океана или моря, г ор или прибрежных скал. О и О , О и О , поставили одну запятую

    3) В отрывке из «Антоновских яблок» Бунина ощущается не столько желание автора быть помещиком, сколько стремление быть свободным от мелочных дел. Модель : НЕ СТОЛЬКО о , СКОЛЬКО о , поставили одну запятую перед второй частью союза

    4) {Постоянное движение, ус тремлённость к иным пределам составляет суть творческой жизни}, и {как раз об этом написал Пастернак в одном из стихотворений}. Сложносочинённое предложение, в первом ряд однородных поставили две запятые .

    5) {Утром восток загорелся румянцем} и {мелкие облачка окрасились в нежный цвет}. Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, нет запятых .

    Ответ: 23|32.

    Ответ: 23

    Актуальность: Текущий учебный год

    Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

    ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

    В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

    1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

    2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

    Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

    Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

    Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    ССП - сложносочинённое предложение.

    Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

    1. Определяем количество основ.

    2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

    3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

    Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

    15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

    Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

    Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

    В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

    В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

    Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

    15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

    Общая схема : О , О , О .

    Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

    Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

    Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

    Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

    15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

    Общая схема : О , О и О .

    Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

    Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

    Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

    Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

    Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

    Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

    15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

    Схема: О , а/но/да О

    Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

    Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

    Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

    Схема: О , илиО , или О

    Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

    Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

    Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

    После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

    15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

    Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

    Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

    15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

    Общая схема: Схема: О и О , О и О

    Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

    Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

    Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

    Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

    15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

    Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

    А снег шёл и шёл.

    Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

    Сказал так сказал, пойду проверю.

    Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

    Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

    Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

    15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

    Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

    В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

    1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

    2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

    3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

    15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

    Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

    а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

    Схема: [предстоит ], и [он знал ].

    В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

    Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

    б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

    Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

    Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

    в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

    15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

    В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

    Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

    Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

    Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

    Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

    Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

    Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

    · ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс