Конспекты занятий логопеда для автоматизации звука л. Конспект нод по автоматизации звука л в старшей группе. Массаж пальцев рук пружинкой Су-Джок
Светлана Овсянникова
Цель : автоматизировать звук [л] в слогах
Задачи :
Образовательные :
Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.
Формировать навыки согласования числительного с существительным;
Коррекционные :
Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
Обогащение и расширение словарного запаса;
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;
Воспитательные :
Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию .
Оборудование : картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.
Ход занятия
Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.
Сегодня у нас на занятии новый гость . Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут её?. (пчела) .
Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.
2. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки» (на смарт-доске) . Посмотри на них и сделай упражнение.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
«Парус»
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем лодку мы держать.
«Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво :
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
3. Изолированное произнесение звука [л] , характеристика звука .
Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши : ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука : Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.
Похвали звук [л] . (Звук [л] – согласный , потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий , твёрдый).
4. Автоматизация звука [Л] в слогах .
Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.
Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.
Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.
Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.
Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.
Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.
5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.
Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .
Про что можно сказать белые. ландыши.
Весёлый. клоун.
Голубое … мыло.
Ловкая. белка.
Жёлтый. подсолнух.
6. Формирование фонематических представлений.
Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л] .
(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки) .
Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.
7. Пальчиковая гимнастика.
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали пчёлки вылетать :
Раз, два, три, четыре, пять!
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка) . На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей» .
Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)
8. Игра «Где спрятался звук » (формирование звукового анализа ) .
Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах : начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.
(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).
9. Физкультминутка.
Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
10. Игра «Посчитай» .
Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко) .
11. Автоматизация звука [Л] в предложениях .
1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам) .
Алла шила. Алла вязала….
2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Салат ел Милу.
Пол упал на стул.
Футбол уехал на папу.
Лопатка взяла Ладу.
Кукла купила Лушу.
Белый платок надел Аллу.
3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает» ).
Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.
12. Развитие мелкой моторики.
Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку) .
Молодец! Луша очень довольна.
13. Итог занятия .
Наше занятие подошло к концу . Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л] ) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л] .
Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР Цели и задачи: Коррекционно-образовательные: -Учить четко и правильно произносить звук «л», автоматизировать данный звук в слогах и словах.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; Выделение на слух слов со звуком [л]; Воспроизведение слоговых рядов; Развитие.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах. Задачи: Развитие фонематического.
План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Цель: автоматизация звука «Р». Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в прямых слогах и в словах с ними;.
Библиотека изображений:
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»
Выполнила: учитель – логопед
МАДОУ «ЦРР – детский сад №10
«Солнышко»
Давлятянова Г. А.
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах и словах.
Задачи обучающие:
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].
Продолжать учить правильно, произносить звук [Л] в слогах и словах.
Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.
Продолжать учить правильно, употреблять предлог ПО.
Учить согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе (летали, плыли)
Дифференциация произношения звуков [Л] и [Р] в связной речи.
Задачи коррекционные:
Развивать артикуляторную моторику, внимание, координированность движений с речью, зрительную память; мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Задачи воспитательные:
Воспитывать чувство уверенности в себе, чувство сопереживания, усидчивость, работоспособность.
Оборудование:
Предметные картинки: лужи, лампа, лошадь; схемы упражнений артикуляционной гимнастики, «Лошадка», «Качели», «Ступени»; «паутинка» из бумажной салфетки, серия сюжетных картинок про путь Айболита, «слоговые дорожки лягушек», рисунок гор на листе в клеточку для графического диктанта, игрушки резиновые: 4 лягушки, технические средства обучения: презентация на ПК.
Ход занятия:
Организационный момент. Развитие фонематического слуха
Артикуляционная гимнастика.
Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.(использование ПК).
Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.
Гимнастика для глаз.
Графический диктант.
Физминутка.
Итог занятия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. А помогать нам будет звук, который слышится в словах лужи, лампа, лошадь . Какой это звук? Чья это песенка? Правильно. Это песня самолёта.
Сюрпризный момент. Посмотри к нам пришёл Айболит. Ему надо срочно добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей. Айболит просит нас помочь ему, он уже старый, и не уверен, что справиться со всеми препятствиями в пути. Ты согласен, помочь?
Ребенок: Да.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Посмотри, Айболит принёс нам карту-схему пути. По ней мы видим, что путь нам предстоит начать с дороги. Сядем на лошадь и поскакали.
Артикуляционное упражнение: «Лошадка»
Логопед: Ехали мы, ехали по дороге, к завалу приехали. Чтобы разобрать этот завал придётся потрудиться: поднимаем и убираем с дороги стволы деревьев;
Артикуляционное упражнение : «Качели»
Логопед: Переносим эти брёвна подальше в лес, чтобы людям и животным не пришлось, как нам перешагивать по ним, как по ступенькам.
Артикуляционное упражнение: «Ступени»
Ребенок: выполняет упражнения для язычка.
Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»
Логопед : Вот пошли мы по дороге и дошли до леса, пробираемся через лес, смотри, везде висит тонкая паутина, которая прилипает нам к лицу. Сдуем её с нашего лица? Набрали плавно глубокий вдох, приподняли язычок чашечкой и выдохнули, так чтобы «паутинка» слетела с носа.
Ребенок выполняет упражнение «Фокус»
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.
Логопед : Шли, мы шли по лесу, и до болота дошли. А в болоте живут лягушки, поют они свои песенки и не слушают нас. Вот эта лягушка поёт – ЛА-ЛА-ЛА, повтори за ней, вторая поёт – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ, третья - ЛО-ЛО-ЛО, а четвёртая – ЛУ – ЛУ – ЛУ. Попробуем спеть их песенки вместе, что получится? Сможешь ли ты повторить? И не забудь, лягушки у нас весёлые и улыбка у нас должна быть широкая! (уточнение артикуляции звука)
Ребенокповторяет за логопедом:
ЛА-ЛЫ-ЛО-ЛУ ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА
ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЫ ЛУ-ЛА-ЛЫ-ЛО
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.
Логопед : Ну, вот лягушки спрашивают нас, что же привело нас в такую глушь леса. Они могут нам помочь обойти болото, если шагать мы будем точно по следу и повторять волшебные слоговые дорожки.
Ребенок выполняет задание по планшету слоговых дорожек (№1) лягушек, (презентация на ПК) переводя с одной кочки палец на другую, произнося одновременно обратный слог, если произносит неправильно, то возвращается на прежнюю кочку (лист кувшинки – при произношении обратных слогов с йотированными гласными звуками) – планшет №2(презентация на ПК)
АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ..
ЯЛ-ЕЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЁЛ…
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.
Логопед: Впереди нас ждёт река, ох она и глубока! Переплыть поможет плот, только где же он, кто поймёт? Разлетались комары, ну не видно уж ни зги! Помогите нам лягушки очистить берег от комаров! А мы тоже вам поможем – повторяй вслед за ними слоговые дорожки.
Ребенок повторяет слоговые дорожки со стечением согласных звуков. Планшет №3
СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ
ШЛА-ШЛЫ-ШЛО-ШЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ, и т.д.
Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.
Логопед: Смотри, что это стоит вдали? Это он, наш плот! Сядем на плот и поплывём по реке.
Ты что делаешь? /плыву/,
На чём? /на плоту/.
Как сказать правильно, одним предложением? /Я плыву на плоту.
Скажи так же только ещё про меня, Айболита, наших гостей и про всех вместе. /я плыву на плоту, ты плывёшь на плоту, он плывёт на плоту, она плывёт на плоту, мы плывём на плоту, они плывут на плоту./
Гимнастика для глаз.
Логопед: Проплыли мы мимо валунов по реке. Приплыли к берегу. А перед нами гора. Посмотри вверх, ты видишь её вершину? А теперь посмотри вниз под ноги, где же тропинка? Посмотри вправо, а затем влево: нет ли надёжней тропинки?
Ребеноквыполняет гимнастику для глаз.
Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке.
Логопед: Думаю, будет надёжней, если путь между гор будет зарисован у каждого из нас, мало ли что может с каждым случиться. Доставай блокнотик, запиши «тропинку».
Ребенок выполняет узор графического диктанта под диктовку.
Физминутка.
Логопед: Вот и добрались до вершины горы, а что делать дальше? Орёл предложил проводить до берегов Африки по воздуху. Мы с орлом полетели.
Ребенок выполняет физминутку «Мы летаем высоко, мы летаем низко…» Логопед: Пока мы летим, поиграем?
Угадай, про что я говорю: про бабочку, про самолёты, или про жука? Доскажи фразу:
Летали …;
Летал….;
Летала…;
Угадай, про что я говорю: про акулу, пароход или рыбы? Доскажи фразу:
Плыл…;
Плыли…;
Плыла….
Итог.
Молодец, вот мы и добрались до берегов Африки, здесь мы с Айболитом попрощаемся и повторим для него наш путь , чтобы он не забыл, как вернуться домой.
Сначала он ехал по дороге, пробирался по лесу, плыл по волнам, лез по горам, летел на орле и добрался до Африки. С каким звуком мы сегодня путешествовали? Молодец, на этом наше занятие заканчивается.
Цели:
- Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.
- Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».
- Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.
Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Постановка темы и цели занятия. [слайд 1] (см. презентацию)
– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем ему?
II. Основной этап.
– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.
1. Артикуляционная гимнастика.
– Для начала настроим язычок на работу.
«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».
Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”
– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2 ]
– Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.)
– Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук.
– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3]
Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.
– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)
4. Произношение звука в изолированном виде.
5. Акустическая характеристика звука.
– Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)
– Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.)
– Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.)
– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.)
– Открываю следующую букву имени героя (буква У).
6. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай слово со звуком «л».
– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].
Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.
– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).
7. Динамическая пауза.
8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4]
Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.
ЛА́ ла лаЛА́ ла
ло ЛО́ ло ло ЛО́
ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́
лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́
Игра «Найди букву»
– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.
– Открываю букву имени (буква Т).
Ла-ла – лапы ла-ла – лампа
Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка
Лу-лу – лук лу-лу – лупа
Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы
Игра «Почини гирлянду»
– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога). Читайте все слоги.
Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку .
– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.
10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».
– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;
– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.
Игра «Загадки звука Л». [слайд 5]
– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.
– Что находится справа от яблока? (Свёкла)
– Что находится слева от куклы? (Юла)
– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)
7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6]
– Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.
Лось, белка, волк, лиса ;
корова, белка , коза, собака.
– Открываю букву (буква И).
11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7]
Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ.
– Открываю последнюю букву (буква К).
– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8]
III. Итог занятия. [слайд 9] (см. презентацию и музыку)
– Какой звук закрепляли на занятии?
– Понравилось тебе занятие?
Конспект НОД по автоматизации звука [л]
«Морское путешествие с Лунтиком».
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности по автоматизации звука Л.
Данная разработка будет интересна для воспитателей и учителей – логопедов, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста.автоматизация звука [л] Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и характеристики звука [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в словах, слогах, предложениях и чистоговорках, упражняться в правильном употреблении предложно – падежных конструкций, учить называть существительные во множественном числе.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику и мимическую мускулатуру, развивать фонематический слух, развивать память и логическое мышление, развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование: разрезная картинка «Лунтик», картинка Лунтик, картинка «Кораблик», пружинка су-джок, набор картинок «Продукты питания», мяч, картинки-раскраски.
Ход НОД:
1.Оргмомент. Логопед приветствует детей и предлагает отгадать, кто придет к ним сегодня на занятие, и с кем они отправятся в морское путешествие.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но поплывем мы не одни. Хотите узнать, с кем мы отправимся в путешествие? Для этого вам надо собрать из нескольких картинок одну целую картину.
2. Развитие целости восприятия.
Игра «Собери картинку».
Логопед:
Знают дети всей Земли
Кто упал на них с Луны
Это маленький зверек,
Кто же догадаться смог?
Дети собирают картинку с изображением Лунтика.
Логопед:
Правильно, это Лунтик. Он к нам прибыл с Луны. Дорога его была долгая и трудная, и он очень устал. Пусть Лунтик немного отдохнеть, а мы ему покажем, чему уже научились.
3. Психогимнастика.
Логопед: Давайте покажем, как мы обрадовались появлению Лунтика: скажем радостно: «А –А – А!»
А теперь дружно улыбнемся Лунтику и скажем: «И –И –И!»
А теперь удивимся его появлению на нашей планете: «О –О – О!»
А теперь покажем, как мы расстроимся, когда он улетит обратно: «У- У –У»
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
Лунтик отдохнул и готов отправиться с нами в морское путешествие. Но перед путешествием нужно подкрепиться. Давайте напечем блинчиков и съедим их с вкусным вареньем (дети выполняют упражнение «Блинчик» и «Вкусное варенье»), а теперь проверим, как мы сможем перенести морскую качку (упражнение «Качели»)
А вот и наш корабль.
Выставляется картинка кораблика.
Посмотрите, какой большой парус у нашего кораблика (упражнение «Парус»)
5. Закрепление изолированного произношения звука [л].
Логопед: Мы хорошо подготовились и готовы отправиться в путь.
Игра «Корабль».
Логопед: Мы поднимаемся на борт нашего корабля и отправляемся в морское путешествие с песенкой кораблика «Л – Л – Л»
Дети произносят звук Л
Логопед: Расскажите Лунтику, как правильно произнести звук Л?
Логопед вместе с детьми повторяет правильную артикуляцию звука Л: губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык широкий, кончик языка за верхними зубами, дуем в щеки.
Логопед: Скажите, звук [л] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
6. Автоматизация [Л] в слогах.
Логопед: Пока мы повторяли звук Л, наш корабль причалил к острову. Посмотрите, сколько на этом острове красивых ракушек. Давайте соберем для Лунтика ракушки. А пока собираем, повторяйте за мной слоги: ала– улу – илы – оло. (Дети собирают ракушки и повторяют за логопедом слоги.)
7 Автоматизация [л] в словах.
Логопед:
Как много ракушек мы собрали. А теперь можно поиграть. Лунтик очень любит играть в мяч. Давайте покажем ему игру «Один – много»
Игра «Один -много» (логопед бросает детям мяч и называет слова в единственном числе, а дети образуют от них множественное число)
Пчела – пчелы
Скала – скалы
Акула –акулы
Пила – пилы
Школа –школы
Шпала - шпалы
8. Развитие фонематического слуха.
Игра «Накорми Лунтика»
Логопед: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь наступило время немного отдохнуть. Лунтик очень проголодался. Накормим его?
Дети: Да.
Логопед : Выбирем для Лунтика те продукты, в названии которых есть звук [л]
Детям предлагается выбрать картинки, в названии которых есть звук Л (яблоко, колбаса, молоко, клубника, булка)
9. Физкультминутка.
Логопед: После сытного обеда Лунтик предлагает нам поиграть вместе с ним.
Игра «Пила» Дети парами, взявшись руками крест -накрест, пилят «бревна» (нижнюю пару рук) и декламируют:
Заработала пила
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Треснула и стала –
Начинай сначала!
10. Автоматизация [л] в предложениях.
Игра: «Куда спрятал Лунтик?» Составление предложений с предлогами.
Логопед: Лунтик любит прятать разные предметы.
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы:
Куда Лунтик спрятал морковь? (яблоко, тыкву)
Ответы детей (Лунтик спрятал морковь на стул.
Лунтик спрятал яблоко в коробку. Лунтик спрятал тыкву под лавку.)
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь давайте вернемся на наш корабль. Нам пора возвращаться обратно. А на обратном пути расскажем стишок про Лунтика.
11.Автоматизация [л] в чистоговорках.
Дети за логопедом повторяют чистоговорку и массируют пальцы рук пружинкой Су – Джок.
Ла –ла – ла, стоит Лунтик у стола.
Лу –лу –лу, подойдем и мы к столу.
Лы –лы –лы, Лунтик вымыл все столы.
Ла – ла – ла, Лунтику мед несет пчела
Ла –ла – ла, Лунтик, как идут дела?
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Какие задания были сложными для вас?
Какие понравились игры?
13. Оценка работы детей.
Логопед:
Вы прекрасно играли, и Лунтик вам очень благодарен и дарит на память о нашем путешествии картинку – раскраску.
Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»
Цели :
Образовательные :
1. Активизация звука в речи ;
2. Автоматизация звука в слогах , словах .
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Развитие дыхания;
3. Развитие мелкой моторики;
4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.
5. Развитие зрительных функций.
6. Развитие грамматического строя речи.
Оборудование :
Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.
План занятия .
Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика :
упражнения для губ :
«улыбка» (счет до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка :
«Почистим наши зубки»
«Парус»
«Кошка лакает молоко»
«Индюк - болтун»
«Отправим парус на плавание»
«Попоем»
3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .
4. Характеристика звука Л .
5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .
Построить из счетных палочек лодку.
7. Произношение слогового ряда .
10. Согласование существительного с числительным.
Подведение итогов
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)
Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)
Ребенок : Л
Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .
1. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :
«улыбка» (счет до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка :
1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).
Цель
2.«Парус»
Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.
Под счет взрослого :
«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .
Под счет :
«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)
3.«Кошка лакает молоко» .
Цель
Производим лакательные движения под счет :
«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .
После этого произносим вместе :
«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .
4.«Индюк - болтун»
Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.
«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»
2. Дыхательная гимнастика :
Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)
Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.
3. Положение органов артикуляции при звуке Л
Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л
(ребенок произносит)
Логопед : Что делают наши губы?
Ребенок : Губы в улыбке.
Логопед : Рот открыт или закрыт?
Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.
Логопед : Где находиться кончик языка?
Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.
Логопед : Воздух у нас какой выходит?
Ребенок : Теплый.
Логопед : Где проходит воздух?
Ребенок : Посередине языка.
Ребенок : Да, живет.
Логопед : Молодец!
4. Характеристика звука Л
Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?
(ребенок : Звук Л согласный )
А он звонкий или глухой?
(ребенок : он звонкий)
Твердый или мягкий?
(ребенок : твердый)
А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .
(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)
5. Развитие фонематического слуха
Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .
ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.
Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.
слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.
6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.
Построить из цветных палочек лодку.
7. Произношение слогового ряда
Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :
Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!
Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло
Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу
Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы
Ел-ел-ел – белый мел
Молодец!
8. Развитие анализа и синтеза.
Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.
(желудь, баклажан, лыжник, стол)
9. Упражнение на снятие зрительного утомления.
Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?
Выполнение упражнения :
Исходное положение – сидя.
1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.
2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.
3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.
10. Согласование существительного с числительным
Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)
Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.
11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.
Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.
Я встаю – я встал. Я пишу - …
Я сажусь – я … Я ставлю - …
Я рисую - … Я поднимаю - …
Я падаю -. Я покупаю - …
Подведение итогов
Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?
(отвечает)
Ты сегодня молодец! До свидания!