Болезни Военный билет Призыв

Конспекты занятий логопеда для автоматизации звука л. Конспект нод по автоматизации звука л в старшей группе. Массаж пальцев рук пружинкой Су-Джок

Светлана Овсянникова

Цель : автоматизировать звук [л] в слогах

Задачи :

Образовательные :

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные :

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию .

Оборудование : картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

Сегодня у нас на занятии новый гость . Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её?. (пчела) .

Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки» (на смарт-доске) . Посмотри на них и сделай упражнение.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Парус»

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Изолированное произнесение звука [л] , характеристика звука .

Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши : ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука : Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Похвали звук [л] . (Звук [л] – согласный , потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий , твёрдый).

4. Автоматизация звука [Л] в слогах .

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .

Про что можно сказать белые. ландыши.

Весёлый. клоун.

Голубое … мыло.

Ловкая. белка.

Жёлтый. подсолнух.

6. Формирование фонематических представлений.

Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л] .

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки) .

Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.

7. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка) . На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей» .

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

8. Игра «Где спрятался звук » (формирование звукового анализа ) .

Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах : начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).

9. Физкультминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

10. Игра «Посчитай» .

Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко) .

11. Автоматизация звука [Л] в предложениях .

1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам) .

Алла шила. Алла вязала….

2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Ладу.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает» ).

Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.

12. Развитие мелкой моторики.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку) .

Молодец! Луша очень довольна.

13. Итог занятия .

Наше занятие подошло к концу . Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л] ) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л] .

Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР Цели и задачи: Коррекционно-образовательные: -Учить четко и правильно произносить звук «л», автоматизировать данный звук в слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; Выделение на слух слов со звуком [л]; Воспроизведение слоговых рядов; Развитие.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах. Задачи: Развитие фонематического.

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Цель: автоматизация звука «Р». Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в прямых слогах и в словах с ними;.

Библиотека изображений:

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»

Выполнила: учитель – логопед

МАДОУ «ЦРР – детский сад №10

«Солнышко»

Давлятянова Г. А.

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах и словах.

Задачи обучающие:

    Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].

    Продолжать учить правильно, произносить звук [Л] в слогах и словах.

    Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.

    Продолжать учить правильно, употреблять предлог ПО.

    Учить согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе (летали, плыли)

    Дифференциация произношения звуков [Л] и [Р] в связной речи.

Задачи коррекционные:

Задачи воспитательные:

    Воспитывать чувство уверенности в себе, чувство сопереживания, усидчивость, работоспособность.

Оборудование:

Предметные картинки: лужи, лампа, лошадь; схемы упражнений артикуляционной гимнастики, «Лошадка», «Качели», «Ступени»; «паутинка» из бумажной салфетки, серия сюжетных картинок про путь Айболита, «слоговые дорожки лягушек», рисунок гор на листе в клеточку для графического диктанта, игрушки резиновые: 4 лягушки, технические средства обучения: презентация на ПК.

Ход занятия:

    Организационный момент. Развитие фонематического слуха

    Артикуляционная гимнастика.

    Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»

    Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.(использование ПК).

    Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

    Гимнастика для глаз.

    Графический диктант.

    Физминутка.

    Итог занятия.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. А помогать нам будет звук, который слышится в словах лужи, лампа, лошадь . Какой это звук? Чья это песенка? Правильно. Это песня самолёта.

Сюрпризный момент. Посмотри к нам пришёл Айболит. Ему надо срочно добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей. Айболит просит нас помочь ему, он уже старый, и не уверен, что справиться со всеми препятствиями в пути. Ты согласен, помочь?

Ребенок: Да.

    Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Посмотри, Айболит принёс нам карту-схему пути. По ней мы видим, что путь нам предстоит начать с дороги. Сядем на лошадь и поскакали.

Артикуляционное упражнение: «Лошадка»

Логопед: Ехали мы, ехали по дороге, к завалу приехали. Чтобы разобрать этот завал придётся потрудиться: поднимаем и убираем с дороги стволы деревьев;

Артикуляционное упражнение : «Качели»

Логопед: Переносим эти брёвна подальше в лес, чтобы людям и животным не пришлось, как нам перешагивать по ним, как по ступенькам.

Артикуляционное упражнение: «Ступени»

Ребенок: выполняет упражнения для язычка.

    Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»

Логопед : Вот пошли мы по дороге и дошли до леса, пробираемся через лес, смотри, везде висит тонкая паутина, которая прилипает нам к лицу. Сдуем её с нашего лица? Набрали плавно глубокий вдох, приподняли язычок чашечкой и выдохнули, так чтобы «паутинка» слетела с носа.

Ребенок выполняет упражнение «Фокус»

    Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Логопед : Шли, мы шли по лесу, и до болота дошли. А в болоте живут лягушки, поют они свои песенки и не слушают нас. Вот эта лягушка поёт – ЛА-ЛА-ЛА, повтори за ней, вторая поёт – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ, третья - ЛО-ЛО-ЛО, а четвёртая – ЛУ – ЛУ – ЛУ. Попробуем спеть их песенки вместе, что получится? Сможешь ли ты повторить? И не забудь, лягушки у нас весёлые и улыбка у нас должна быть широкая! (уточнение артикуляции звука)

Ребенокповторяет за логопедом:

ЛА-ЛЫ-ЛО-ЛУ ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА

ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЫ ЛУ-ЛА-ЛЫ-ЛО

    Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Логопед : Ну, вот лягушки спрашивают нас, что же привело нас в такую глушь леса. Они могут нам помочь обойти болото, если шагать мы будем точно по следу и повторять волшебные слоговые дорожки.

Ребенок выполняет задание по планшету слоговых дорожек (№1) лягушек, (презентация на ПК) переводя с одной кочки палец на другую, произнося одновременно обратный слог, если произносит неправильно, то возвращается на прежнюю кочку (лист кувшинки – при произношении обратных слогов с йотированными гласными звуками) – планшет №2(презентация на ПК)

АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ..

ЯЛ-ЕЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЁЛ…

    Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.

Логопед: Впереди нас ждёт река, ох она и глубока! Переплыть поможет плот, только где же он, кто поймёт? Разлетались комары, ну не видно уж ни зги! Помогите нам лягушки очистить берег от комаров! А мы тоже вам поможем – повторяй вслед за ними слоговые дорожки.

Ребенок повторяет слоговые дорожки со стечением согласных звуков. Планшет №3

СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ

ШЛА-ШЛЫ-ШЛО-ШЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ, и т.д.

    Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

Логопед: Смотри, что это стоит вдали? Это он, наш плот! Сядем на плот и поплывём по реке.

Ты что делаешь? /плыву/,

На чём? /на плоту/.

Как сказать правильно, одним предложением? /Я плыву на плоту.

Скажи так же только ещё про меня, Айболита, наших гостей и про всех вместе. /я плыву на плоту, ты плывёшь на плоту, он плывёт на плоту, она плывёт на плоту, мы плывём на плоту, они плывут на плоту./

    Гимнастика для глаз.

Логопед: Проплыли мы мимо валунов по реке. Приплыли к берегу. А перед нами гора. Посмотри вверх, ты видишь её вершину? А теперь посмотри вниз под ноги, где же тропинка? Посмотри вправо, а затем влево: нет ли надёжней тропинки?

Ребеноквыполняет гимнастику для глаз.

    Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке.

Логопед: Думаю, будет надёжней, если путь между гор будет зарисован у каждого из нас, мало ли что может с каждым случиться. Доставай блокнотик, запиши «тропинку».

Ребенок выполняет узор графического диктанта под диктовку.

    Физминутка.

Логопед: Вот и добрались до вершины горы, а что делать дальше? Орёл предложил проводить до берегов Африки по воздуху. Мы с орлом полетели.

Ребенок выполняет физминутку «Мы летаем высоко, мы летаем низко…» Логопед: Пока мы летим, поиграем?

    Угадай, про что я говорю: про бабочку, про самолёты, или про жука? Доскажи фразу:

Летали …;

Летал….;

Летала…;

    Угадай, про что я говорю: про акулу, пароход или рыбы? Доскажи фразу:

Плыл…;

Плыли…;

Плыла….

    Итог.

Молодец, вот мы и добрались до берегов Африки, здесь мы с Айболитом попрощаемся и повторим для него наш путь , чтобы он не забыл, как вернуться домой.

Сначала он ехал по дороге, пробирался по лесу, плыл по волнам, лез по горам, летел на орле и добрался до Африки. С каким звуком мы сегодня путешествовали? Молодец, на этом наше занятие заканчивается.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.
  • Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Постановка темы и цели занятия. [слайд 1] (см. презентацию)

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем ему?

II. Основной этап.

– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2 ]

– Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.)

– Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3]

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)

4. Произношение звука в изолированном виде.

5. Акустическая характеристика звука.

– Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)

– Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.)

– Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.)

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.)

– Открываю следующую букву имени героя (буква У).

6. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай слово со звуком «л».

Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

7. Динамическая пауза.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4]

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.

ЛА́ ла лаЛА́ ла

ло ЛО́ ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка

Лу-лу – лук лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога). Читайте все слоги.

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку .

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л». [слайд 5]

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока? (Свёкла)

– Что находится слева от куклы? (Юла)

– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6]

– Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса ;

корова, белка , коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7]

Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8]

III. Итог занятия. [слайд 9] (см. презентацию и музыку)

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?

Конспект НОД по автоматизации звука [л]
«Морское путешествие с Лунтиком».

Конспект Емельяновой Н. В. учителя – логопеда МАДОУ «Детский сад № 273» г. Пермь.
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности по автоматизации звука Л.
Данная разработка будет интересна для воспитателей и учителей – логопедов, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста.автоматизация звука [л] Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и характеристики звука [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в словах, слогах, предложениях и чистоговорках, упражняться в правильном употреблении предложно – падежных конструкций, учить называть существительные во множественном числе.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику и мимическую мускулатуру, развивать фонематический слух, развивать память и логическое мышление, развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование: разрезная картинка «Лунтик», картинка Лунтик, картинка «Кораблик», пружинка су-джок, набор картинок «Продукты питания», мяч, картинки-раскраски.
Ход НОД:
1.Оргмомент. Логопед приветствует детей и предлагает отгадать, кто придет к ним сегодня на занятие, и с кем они отправятся в морское путешествие.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но поплывем мы не одни. Хотите узнать, с кем мы отправимся в путешествие? Для этого вам надо собрать из нескольких картинок одну целую картину.
2. Развитие целости восприятия.
Игра «Собери картинку».
Логопед:
Знают дети всей Земли
Кто упал на них с Луны
Это маленький зверек,
Кто же догадаться смог?
Дети собирают картинку с изображением Лунтика.
Логопед:
Правильно, это Лунтик. Он к нам прибыл с Луны. Дорога его была долгая и трудная, и он очень устал. Пусть Лунтик немного отдохнеть, а мы ему покажем, чему уже научились.
3. Психогимнастика.
Логопед: Давайте покажем, как мы обрадовались появлению Лунтика: скажем радостно: «А –А – А!»
А теперь дружно улыбнемся Лунтику и скажем: «И –И –И!»
А теперь удивимся его появлению на нашей планете: «О –О – О!»
А теперь покажем, как мы расстроимся, когда он улетит обратно: «У- У –У»
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
Лунтик отдохнул и готов отправиться с нами в морское путешествие. Но перед путешествием нужно подкрепиться. Давайте напечем блинчиков и съедим их с вкусным вареньем (дети выполняют упражнение «Блинчик» и «Вкусное варенье»), а теперь проверим, как мы сможем перенести морскую качку (упражнение «Качели»)
А вот и наш корабль.
Выставляется картинка кораблика.
Посмотрите, какой большой парус у нашего кораблика (упражнение «Парус»)
5. Закрепление изолированного произношения звука [л].
Логопед: Мы хорошо подготовились и готовы отправиться в путь.
Игра «Корабль».
Логопед: Мы поднимаемся на борт нашего корабля и отправляемся в морское путешествие с песенкой кораблика «Л – Л – Л»
Дети произносят звук Л
Логопед: Расскажите Лунтику, как правильно произнести звук Л?
Логопед вместе с детьми повторяет правильную артикуляцию звука Л: губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык широкий, кончик языка за верхними зубами, дуем в щеки.
Логопед: Скажите, звук [л] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
6. Автоматизация [Л] в слогах.
Логопед: Пока мы повторяли звук Л, наш корабль причалил к острову. Посмотрите, сколько на этом острове красивых ракушек. Давайте соберем для Лунтика ракушки. А пока собираем, повторяйте за мной слоги: ала– улу – илы – оло. (Дети собирают ракушки и повторяют за логопедом слоги.)
7 Автоматизация [л] в словах.
Логопед:
Как много ракушек мы собрали. А теперь можно поиграть. Лунтик очень любит играть в мяч. Давайте покажем ему игру «Один – много»
Игра «Один -много» (логопед бросает детям мяч и называет слова в единственном числе, а дети образуют от них множественное число)
Пчела – пчелы
Скала – скалы
Акула –акулы
Пила – пилы
Школа –школы
Шпала - шпалы
8. Развитие фонематического слуха.
Игра «Накорми Лунтика»
Логопед: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь наступило время немного отдохнуть. Лунтик очень проголодался. Накормим его?
Дети: Да.
Логопед : Выбирем для Лунтика те продукты, в названии которых есть звук [л]
Детям предлагается выбрать картинки, в названии которых есть звук Л (яблоко, колбаса, молоко, клубника, булка)
9. Физкультминутка.
Логопед: После сытного обеда Лунтик предлагает нам поиграть вместе с ним.
Игра «Пила» Дети парами, взявшись руками крест -накрест, пилят «бревна» (нижнюю пару рук) и декламируют:
Заработала пила
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Треснула и стала –
Начинай сначала!
10. Автоматизация [л] в предложениях.
Игра: «Куда спрятал Лунтик?» Составление предложений с предлогами.
Логопед: Лунтик любит прятать разные предметы.
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы:
Куда Лунтик спрятал морковь? (яблоко, тыкву)
Ответы детей (Лунтик спрятал морковь на стул.
Лунтик спрятал яблоко в коробку. Лунтик спрятал тыкву под лавку.)


Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь давайте вернемся на наш корабль. Нам пора возвращаться обратно. А на обратном пути расскажем стишок про Лунтика.
11.Автоматизация [л] в чистоговорках.
Дети за логопедом повторяют чистоговорку и массируют пальцы рук пружинкой Су – Джок.
Ла –ла – ла, стоит Лунтик у стола.
Лу –лу –лу, подойдем и мы к столу.
Лы –лы –лы, Лунтик вымыл все столы.
Ла – ла – ла, Лунтику мед несет пчела
Ла –ла – ла, Лунтик, как идут дела?
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Какие задания были сложными для вас?
Какие понравились игры?
13. Оценка работы детей.
Логопед:
Вы прекрасно играли, и Лунтик вам очень благодарен и дарит на память о нашем путешествии картинку – раскраску.

Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»

Цели :

Образовательные :

1. Активизация звука в речи ;

2. Автоматизация звука в слогах , словах .

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие фонематического восприятия;

2. Развитие дыхания;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие зрительных функций.

6. Развитие грамматического строя речи.

Оборудование :

Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.

План занятия .

Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика :

упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

«Почистим наши зубки»

«Парус»

«Кошка лакает молоко»

«Индюк - болтун»

2. Дыхательная гимнастика :

«Отправим парус на плавание»

«Попоем»

3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .

4. Характеристика звука Л .

5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .

Построить из счетных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда .

10. Согласование существительного с числительным.

Подведение итогов

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (лук)

Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)

Ребенок : Л

Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).

Цель

2.«Парус»

Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.

Под счет взрослого :

«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .

Под счет :

«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)

3.«Кошка лакает молоко» .

Цель

Производим лакательные движения под счет :

«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .

После этого произносим вместе :

«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .

4.«Индюк - болтун»

Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.

«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»

2. Дыхательная гимнастика :

Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)

Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.

3. Положение органов артикуляции при звуке Л

Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л

(ребенок произносит)

Логопед : Что делают наши губы?

Ребенок : Губы в улыбке.

Логопед : Рот открыт или закрыт?

Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.

Логопед : Где находиться кончик языка?

Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.

Логопед : Воздух у нас какой выходит?

Ребенок : Теплый.

Логопед : Где проходит воздух?

Ребенок : Посередине языка.

Ребенок : Да, живет.

Логопед : Молодец!

4. Характеристика звука Л

Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?

(ребенок : Звук Л согласный )

А он звонкий или глухой?

(ребенок : он звонкий)

Твердый или мягкий?

(ребенок : твердый)

А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .

(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)

5. Развитие фонематического слуха

Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .

ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.

Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.

слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.

6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

Построить из цветных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда

Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :

Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!

Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло

Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу

Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы

Ел-ел-ел – белый мел

Молодец!

8. Развитие анализа и синтеза.

Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.

(желудь, баклажан, лыжник, стол)

9. Упражнение на снятие зрительного утомления.

Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?

Выполнение упражнения :

Исходное положение – сидя.

1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.

2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.

3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

10. Согласование существительного с числительным

Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)

Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.

Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.

Я встаю – я встал. Я пишу - …

Я сажусь – я … Я ставлю - …

Я рисую - … Я поднимаю - …

Я падаю -. Я покупаю - …

Подведение итогов

Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?

(отвечает)

Ты сегодня молодец! До свидания!